В статье рассматривается метод интервалов. Материал доступен учащимся 9 класса и более старшим учащимся. Задачи можно использовать , как на уроке, так и на занятиях кружка или факультатива для подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Рассматриваются примеры решения иррациональных неравенств, тригонометрических и др.
м-д интервалов.doc
МЕТОД ИНТЕРВАЛОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
МАТЕМАТИКИ
Каждому старшекласснику известен метод интервалов. Метод основан
1
на теореме (свойство знакопостоянства непрерывной функции):
если непрерывная функция у=f(х) определена при всех значениях в
интервале
функция у=f(х) сохраняет знак в
;а b и если в этом интервале нет корней уравнения f(х)=0, то
;а b .
2
Свойство позволяет решать неравенства вида f(х)<0, f(х)>0, где f
непрерывная функция на некотором интервале
;а b .
Алгоритм решения неравенств методом интервалов:
1. Находим область определения функции и исследуем ее на
непрерывность. В школе D(f) обычно является объединением промежутков,
причем f – непрерывна в любой точка D(f). Пусть, например, D(f)=
;
a b
c d
;
2. Находим нули функции. Пусть, например, f(х)=0 при х1=
;a b
и
.
х2=
;a b и >.
Тогда на каждом из промежутков
;
;
a
;
,
,
,
b
c d
;
непрерывная
функция f не обращается в нуль, и следовательно, знакопостоянна.
3. Для решения неравенства f(х)<0 (f(х)>0) остается определить знак на
каждом из промежутков.
Такой подход значительно облегчает решение неравенств и вносит
полную ясность в каждый этап решения.
Приведем примеры.
Пример 1. Решите неравенство 1 x < 4 5
Р е ш е н и е . Поставленную задачу можно сформулировать следующим
x .
образом: найти те значения х, для которых функция f(х)= 1 x 4 5
принимает отрицательные значения.
x
D(f)=
5;1
функция непрерывна, как разность двух непрерывных
функций.
Найдем нули функции: 1 x 4 5
x =0;
1 x = 4 5
(1х)2=5+х, откуда х1=1, х2=4. Так как 4D(f), то нулем функции f(х)
x ;
является только х1=1.
Определим знак на каждом из промежутков
пробные точки: f(3)=2 4 2 >0, f(0)=1 4 5
5; 1и 1;1
. Берем 2
О т в е т :
Пример 2. Найдите все решения неравенства 3cos2x > 2 cos x ,
1;1
.
удовлетворяющие условию
0, у(
4
)=1<0.
,
4
Следовательно, решением данного неравенства является интервал
6 6
;
.
О т в е т :
6 6
;
3
Пример 3. Решите неравенство
Р е ш е н и е . ОДЗ неравенства состоит их всех х, одновременно
)log (3
>0.
3
x
x
x
)
2 1(4
удовлетворяющих условиям х21≥0 и 3+х>0 , т.е. ОДЗ есть объединение двух
промежутков: (3;1] и [1;+∞). Нули функции f(х)= 2 1(4
)log (3
есть х1=1, х2=1, х3=4, х4=2. Выбросив их из ОДЗ, получим интервалы
(3;2), (2;1), (1;4), (4;+∞). Определим знаки на каждом из них.
3
x
x
x
)
Поскольку f(2,5)<0, 2,5(3;2); f(1,5)>0, 1,5(2;1); f(2)>0, 2
(1;4); f(5)<0, 5(4;+∞), то на интервалах (4;+∞) и (3;2) функция f(х)
принимает отрицательные значения, а на промежутках (2;1) и (1;4) –
положительные значения.
Следовательно, множеством решений неравенства является
объединение интервалов (2;1) и (1;4).
О т в е т : (2;1) (1;4).
Пример 4. Решите неравенство
(
x
3 1)(4 2
x
log (
2
2 1
x
2
x
2 3
x
1)
x
)
<0.
)(
Р е ш е н и е . ОДЗ неравенства состоит их всех х, одновременно
удовлетворяющих условиям
состоит из трех промежутков: (∞;0), (0;1) и (1;+ ∞). Нули функции
x
log (
2
2 1
>0 и
, т.е. ОДЗ
1) 0
x
x
x
2
(
x
f(х)=
3 1)(4 2
x
log (
2
2 1
x
2
x
)(
x
1)
2 3
x
)
, х3=2, х4=4. Выбросив их из ОДЗ, получим интервалы (∞;
есть х1=1, х2= 3
2
4), (4;2), (2;1), (1;0) и (0;1),(1; 3
2
) и ( 3
2
;+ ∞).
Определим знак на каждом из промежутков. Пробные точки: f(5)>0; f(
3)<0, f( 3
2
)>0; f( 1
2
)<0, f( 1
2
)<0, f( 5
4
)>0; f(2)<0.
Следовательно, множеством решений неравенства является
объединение интервалов (4;2), (1;0), (0;1), ( 3
2
;+ ∞). О т в е т : (4;2) (1;0) (0;1) ( 3
2
;+ ∞).
4
Пример 4. Решите неравенство
х
3
5
arcsin
Р е ш е н и е . ОДЗ неравенства : 1
arcsin
arcsin
х
.
х
4
5
1х
х
3
5
х
4
5
Найдем нули функции f(х)=
arcsin
arcsin
arcsin
х
.
Для этого определим корни соответствующего уравнения
arcsin
Выполним преобразования:
х
3
5
arcsin
х
4
5
arcsin
х
.
sin(arcsin
х
3
5
arcsin
х
4
5
)
sin(arcsin )
х
,
х
3
5
1
2
16
х
25
х
4
5
1
2
9
х
25
,
х
Иррациональное уравнение равносильно системе:
25 16
25 9
3
х
4
х
х
х
2
.
х
25
2
0,
0,
2
х
25 16
2
25 9
х
2
х
(25 16
2
х
)(25 9
х
2
) 12
х
4
,
,
,
5
4
5
3
х
4.
х
х
6
х
Итак,
х
х
х
1,
0,
1.
Так как в процессе решения при вычислении значения синуса могла бить
нарушена равносильность, то сделаем проверку корней.
Проверка.
1.
х ,
1
arcsin(
) arcsin(
3
5
4
5
)
arcsin( 1)
истинное равенство, т.к.
5
,
arcsin( 1) 0
arcsin(
) arcsin(
и синусы этих углов равны
) 0
3
5
4
5
(из равенства синусов углов найдено значение корней соответствующего
уравнения). Значит,
1
2.
х корень уравнения.
3
5
аналогично). Значит,
arcsin1
arcsin
arcsin
х
arcsin 0 arcsin 0 arcsin 0
1х корень уравнения.
0х корень уравнения.
arcsin 0 0 . Значит,
х
4
5
3.
1,
0,
истинное равенство (доказывается
истинное равенство , т.к.
Итак, все три найденные значения переменной являются
корнями соответствующего уравнения.
Нанесем на числовую прямую область определения
неравенства и нули функции. Определим знаки на каждом из
промежутков: 1
и 0
0х
f( 3
2
)=
arcsin
3 3
10
arcsin
Действительно,
3 3
10
1
2
1х .
4 3
10
4 3
10
,
и
arcsin
3 3
10
f( 3
2
arcsin
4 3
10
, а
3
arcsin
)=
arcsin(
) arcsin(
3 3
10
arcsin
0.
3
2
1
2
3
2
4 3
10
.
3
) arcsin(
.
) 0.
3
2
, значит,
arcsin
3 3
10
6
,arcsin
4 3
10
6
В этом легко можно убедиться, используя нечетность функции arcsin х .
О т в е т : 0
1х .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лурье М.В. Задачи на составление уравнений. Техника решения. Учебное
пособие. 2е изд., стер. – М.: Издательство УНЦ ДО, 2004. 6
2. Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сб.
статей / Сост. Е.Г. Глаголева, О.С. ИвашевМусатов. М.: Просвещение,
1980.
3. Алгебра и математический анализ для 10 класса: Учеб. Пособие для
учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Н.Я. Виленкин, О.С.
ИвашевМусатов, С.И. Шварцбурд.5е изд. М.: Просвещение, 1997.
4. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 1011 класс:
Учебнометодическое пособие/ С.Н. Олехник, М.К. Потапов, П.И.
Пасиченко. М.: Дрофа, 2001
5. Школа решения нестандартных задач. В.Голубев. г. «Математика» №3,
2005
6. Неравенства. А.Ш.Блох, Т.Л. Трухан. Минск: Народная асвета, 1972
Статью подготовила Утятникова С.А.
Метод интервалов. Математика . 9-11 класс
Метод интервалов. Математика . 9-11 класс
Метод интервалов. Математика . 9-11 класс
Метод интервалов. Математика . 9-11 класс
Метод интервалов. Математика . 9-11 класс
Метод интервалов. Математика . 9-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.