МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Оценка 4.8
Документация
docx
информатика
Взрослым
28.01.2019
Сегодня к выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений предъявляются высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения или устройстве на работу. Они должны уметь адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. Один из способов решения этих задач – организация творческой работы студентов, создание творческих проектов.
статья.docx
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Цыганок Н.В.
КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж», г. Уссурийск
Преподаватель
Сегодня к выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений
предъявляются высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения или
устройстве на работу. Они должны уметь адаптироваться в сложном современном мире: им
нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя
компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться
в жизни. Педагогу добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения
интереса к своему предмету. Для этого необходимо использовать такую систему методов,
которая направлена не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение
учащимися, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе
активной познавательной деятельности.
В настоящее время одной из основных задач современного образования становится
раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им
возможностей проявления творческих способностей.
Один из способов решения этих задач – организация творческой работы студентов,
создание творческих проектов.
Метод проектов это совокупность приемов, действий студентов в их определенной
последовательности для достижения поставленной цели, которая была определенной,
значащей для студентов и оформленной в виде какогото конечного продукта. Основная цель
метода проектов заключается в предоставлении студентам возможности учить
самостоятельному получению знаний в процессе решения практических задач или проблем,
которое требует интеграции знаний из разных наглядных сфер. Следует заметить, что метод
проектов не является новостью в мировой педагогике: он начал использоваться в практике
обучения значительно ранее выхода в мир известной статьи американского педагога В.
Килпатрика "Метод проектов" (1918), в которой он определил это понятие как "от души
выполняемый замысел". На сегодня метод проектов есть одниy из основных современных
активных инновационных методов обучения, если педагог сможет применить эту технологию
на практике. [4]
При использовании метода проектов изменяется роль педагога. Из носителя знаний и
информации, сообщающего студентам то, что по его мнению, они должны знать, пассивно
усвоив, педагог превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по
решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных
источников.
Слово проект заимствовано из латинского языка, которое буквально означает:
“выброшенный вперед”, “выступающий”, “вытянутый”, “бросающийся в глаза”.
Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных,
графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью
практического или теоретического решения значимой проблемы.
Учебный проект с точки зрения студента – это возможность максимального раскрытия
своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя
индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести
пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной зачастую самими студентами в виде задачи, когда
результат этой деятельности найденный способ решения проблемы – носит практический
характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения преподавателя – это интегративное дидактическое
средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать
специфические умения и навыки проектирования у студентов. При таком подходе изменяется
и роль самого преподавателя в учебновоспитательном процессе. Из носителя информации,
сообщающего студентам то, что они должны знать, пассивно усвоив, преподаватель
превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной
задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.[4]
Работа над проектом помогает превратить процесс обучения из скучной принудиловки
в созидательную творческую деятельность. Проектная деятельность требует от педагога не
столько объяснений «знаний» сколько создания условий для расширения познавательных
интересов студентов. Именно поэтому педагог руководитель проекта должен обладать
комплексом творческих способностей. И прежде всего развитой фантазией, он должен быть
инициатором интересных начинаний. [2]
Как именно педагогу предстоит создавать условия для развития студентов в ходе
проектной деятельности?
Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит прожить педагогу в ходе
руководства проектом.
1. Энтузиаст (повышает мотивацию студентов поддерживать, поощрять и поправлять их
в сторону достижения цели)
2. Консультант и координатор всего процесса.
3. Эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта)
4. Специалист.
5. Руководитель.
6. «Человек, который задает вопросы».
Выбор тематики проектной деятельности студентов может быть различным. В одних
случаях тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может
быть предложена и самими студентами которые, естественно, ориентируются при этом на
собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Например при выполнении внеаудиторнойсамостоятельной работы по дисциплине
«Информатика» студенты II курса специальности 08.02.01 «Строительство автомобильных
дорог и аэродромов», используя метод проектов, создают минипроекты и исследовательские
проекты в виде презентации «Знаменитые мосты мира». Студентам предлагается более 30
мостов на выбор с обязательным перечнем подтем: история создания, технические
характеристики, интересные факты, фото и видео материалы по изучаемому объекту. А также
предлагаются темы исследовательских проектов: «Самые сложные транспортные развязки
мира», «Знаменитые аэродромы мира», «Самые сложные перекрестки в мире», при
выполнении которых студентам предлагается самостоятельно выбрать не менее 10
исследуемых объектов в рамках темы проекта.
Создавая индивидуальные проекты студенты отрабатывают навыки и умения работы
в изучаемых программах: MS Power Point 2013, Fotoshop CS6, Movie Studio Platinum 13.0.
Учатся систематизировать найденный материал, выделять главное. Проект позволяет
реализовать знания и умения студентов по созданию и редактированию слайдов, звуковому
сопровождению, умению выбрать
нужный дизайн, настроить анимацию к объектам,
автоматические переходы между слайдами. В завершении всего студенты оформляют
результаты проектных исследований, защищают свой проект перед
студенческой
аудиторией. Критерии оценки проектов: оригинальность; доступность; техническое
совершенство; эстетическое оформление; удобства эксплуатации; материалоёмкость.
Материал презентаций используется при создании видеороликов в рамках проекта «Эх,
дороги… Хотим все знать!» для студенческого телевидения «СТУДTV». Рисунок 1. Примеры презентаций по теме: «Знаменитые мосты мира»
Еще один пример проектной деятельности это создание студентами специальности
08.02.05 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» ребусов по темам:
«Строительные инструменты», «Строительные материалы». Составление и разгадывание
ребусов позволяет студентам развивать внимание, наблюдательность, логическое и
творческое мышление, делает процесс обучения более интересным.
Созданные студентами ребусы, я использую при проведении внеклассных
мероприятий, конкурсов, викторин профессиональной направленности, при проведении
городских профориентационных мероприятий на базе нашего колледжа: «Зодчий нового
поколения», интеллектуальной игре «Брейнринг» для школьников Уссурийского городского
округа.
Рисунок 2. Примеры ребусов по теме: «Строительные инструменты»
Особенно важно, что студенты видят оценку своей работы становясь победителями и
призерами в конкурсах различного уровня, таких как: краевой конкурс творческих работ студентов, международный дистанционный конкурс «Лаборатория творческих конкурсов
«Слайд 2017», X международный заочный фестиваль «Таланты России» в номинациях
«Лучшая презентация» и «Видеоискусство», в дистанционных всероссийских конкурсах
презентаций «Мир олимпиад» и «Росмедаль».
Систематическая работа с активным применением инновационных современных
педагогических технологий повышает интерес к предмету, учебную активность студентов,
обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь
студентов, способствуют воспитанию прилежного и добросовестного отношения к учебному
труду, а также активизирует преимущественно репродуктивную деятельность студентов.
Важная особенность обучения — создание условий для продуктивной деятельности по
использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного
процесса развивает мыслительные способности студентов, заставляет их быть
внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное. Таким образом, метод
проектов способствуюет развитию познавательных и творческих интересов у студентов.
Список литературы
Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для
1.
учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с.
2.
Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем
профессиональном образовании // Инновационные педагогические технологии: материалы II
Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.).
3.
4.
Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru
Интернет ресурсы: https://www.rae.ru/forum2011/87/1331
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.