Методдоклад "Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств ИКТ"
Оценка 5

Методдоклад "Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств ИКТ"

Оценка 5
doc
01.10.2020
Методдоклад "Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств ИКТ"
Методдоклад Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств ИКТ.doc

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

по теме «Возможности реализации

личностно-ориентированного обучения

с помощью средств  ИКТ»

 

 

 

 

         Преподаватель: Довженко Л.Л.

 

 

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин

Протокол № _____

от «___»_____________20____ г.

Председатель: ________________

                             Л.С. Некращук

 

 

 

Севастополь, 2016
Содержание:

 

 

стр.

Введение………………………………………………………………………

3

1. Понятие, цели и принципы личностно-ориентированного обучения….

4

2. Планирование и технология личностно-ориентированного занятия с использованием ИКТ………………………………………………………...

 

7

3. Реализация личностно-ориентированного обучения через использование ИКТ…………………………………………………………..

 

9

4. Система требований к преподавателям, использующим средства ИКТ в профессиональной деятельности …………………………………………

 

13

5. Использование личностно-ориентированного обучения с помощью средств  ИКТ преподавателями ГБОУПО «СТЭТ»………………………..

 

19

Заключение …………………………………………………………………..

23

Список использованных источников……………………………………….

24

Приложение 1 «Фонетическая разминка»

 

Приложение 2 Разноуровневые задания по математике

 

Приложение 3 Задания по дисциплине «Обществознание»

 

 


Введение

 

 

 

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит ее находить»

(А. Дистервег)

 

 

Одной из главных целей образования является обеспечение становления профессионала, создание среды для максимальной реализации потенциала, определяющего мобильность и конкурентоспособность работника на рынке труда. Применение личностно-ориентированного обучения является перспективным направлением.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все преподаватели, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей – вот заказ нашего современного общества.   

Тема использования личностно-ориентированного обучения с помощью средств ИКТ является особо актуальной, поскольку контингент обучающихся является очень разнообразным, каждый требует к себе особого подхода и, в конце концов, настоящий преподаватель должен уметь найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся и удивить его своим багажом знаний по дисциплине и методами обучения. 

 


1. Понятие, цели и принципы личностно-ориентированного обучения

 

Предпосылками утверждения образовательной системы на основе личностно-ориентированного обучения выступили следующие социально-психологические условия:

-       высокий уровень квалификации и профессионализм стали важными факторами социальной защищенности работников;

-       массовое возникновение малых и средних предприятий различных форм собственности, а также индивидуальной трудовой деятельности привели к изменению структуры и видов занятости населения;

-       профессиональное образование стало фактором повышения конкурентоспособности работника на рынке труда.

В личностно-ориентированном образовании личность обучающегося занимает важное место, причём личностная ориентация образования должна быть сонаправлена с естественным развитием способностей обучающегося.

Становление личностно-ориентированного профессионального образования обусловлено экономическими изменениями. Специалист свободно распоряжается своим главным капиталом – квалификацией. Сегодня в силу высокой подвижности конъюнктуры каждому человеку в течение жизни придётся часто менять не только место работы, но и специальность и профессию, т. е. специалист должен быть профессионально мобильным. Развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам. Помимо профессиональных умений и знаний, востребованными стали профессионально значимые качества, одним из которых является самостоятельность. В настоящее время изменяются требования к работникам: они должны иметь широкий профессионально-квалифицированный профиль. Это оказывает существенное влияние на развитие профобразования, которое должно ориентироваться на становление активной личности, обладающей высокой компетенцией, мобильностью и профессионализмом. Кроме технологической подготовки специалиста, существенным фактором развития профобразования является формирование таких качеств, как самостоятельность, умение самостоятельно учиться. Обучающимся предоставляется именно свобода, а не вседозволенность, поэтому практическая реализация личностно-ориентированной модели должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля  за результатами обучения, ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны преподавателя.

Целью личностно-ориентированного обучения является создание условий для развития следующих функций обучающихся: рефлексии, где обучающийся должен уметь оценивать свою учебную и производственную деятельность; ответственности, где обучающийся должен отвечать за свои действия. А также цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков.

До сих пор в обучении не учитывались в должной мере рекомендации психологической науки по проблеме развития личностных качеств обучающихся. Личность слишком сложна и многогранна в проявлении своих особенностей и свойств, поэтому необходимо рассматривать её не только с различных точек зрения, но и в динамике развития, в процессе получения поэтапных профессиональных компетенций. В личностно-ориентированном профессиональном обучении большое значение придается организации учебно-производственной среды. Одним из факторов, влияющим на совершенствование профессиональной подготовки, является характеристика среды, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс.

Проникновение в этот процесс ИКТ, основанных на использовании компьютеров, создает предпосылки для разработки компьютерных учебно-пространственных сред. Учебно-пространственную среду, основанную на современных ИКТ, можно определить как специфическую среду, включающую компьютерную, телекоммуникационную, методическую и организационную составляющие единого профессионально-образовательного процесса. Максимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе ИКТ может быть достигнут лишь при согласованном развитии психологической, технической, технологической, информационной, нормативной, методической и других составляющих этого процесса. Именно ИКТ во многом могут непосредственно влиять на развитие обучения в современных условиях. При этом важным становится обращение к личностно-ориентированным аспектам организации учебно-пространственной среды на основе ИКТ.


2. Планирование и технология личностно-ориентированного занятия

с использованием ИКТ

 

Работая по технологии личностно-ориентированного обучения, занятие нужно планировать так, чтобы оно было направлено не на выяснение того, что знает обучающийся, а на то, насколько развиты его «сила ума», наклонности и способности рассуждать, мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Выпускники школ приходят на обучение с различными знаниями и способностями. Личностно-ориентированное обучение не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает такие условия для развития и проявления личности обучающихся, которые позволяют более полно реализовать их возможности в соответствии с их способностями. При этом необходимы также особые процедуры отслеживания характера и психологического развития обучающегося.

С помощью Интернет-ресурсов обучающиеся с большим интересом подбирают самостоятельно материал на предложенные темы. Такой подход отражает степень творческого самовыражения. Формулировка открытого задания интересна и доступна для каждого обучающегося, при этом, сложность задания не так важна, как предполагаемая степень творчества при его выполнении.

При работе на занятиях обучающиеся не просто слушают рассказ преподавателя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одногрупники, отбирают с помощью преподавателя то содержание, которое закреплено научным знанием. Важным элементом занятия является просмотр видеороликов, причём с помощью интернет-материала обучающиеся самостоятельно подбирают информацию, комментируют, обсуждают. Преподаватель должен не принуждать, а убеждать принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только преподаватель, но и обучающийся. Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Обучающийся при этом есть творец этого знания; участник его порождения. Именно такое занятие называют личностно-ориентированным.

Оценка выставляется и за конечный результат, а за процесс его получения, причём, обучающегося необходимо сравнивать не с другими, а с самим собой, но «вчерашним». Одной из функций обучающихся является рефлексия, где он должен уметь оценивать свою учебную и производственную деятельность.

Тестирование является одним из основных форм контроля знаний. Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Обучающиеся сами могут оценивать свои результаты путём подсчёта правильных ответов. ИКТ могут быть использованы при разработке презентации выпускной квалификационной работы наряду с защитной речью. Это обусловлено тем, что на смену бумажно-плакатным носителям приходят новые технологии, в частности, компьютерная мультимедийная презентация, наиболее ярко и в более выигрышном свете представляющая выполненную работу.


3. Реализация личностно-ориентированного обучения через использование ИКТ

 

Данную тему изучали Л.Н. Толстой, С.В. Кульневич, выдающийся русский психолог и педагог П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев и др.

По мнению С.В. Кульневич, историю развития «личностно-ориентированного обучения» можно отсчитывать уже со времен деятельности классика русской педагогики К.Д. Ушинского, который разработал обширную методику педагогических приемов индивидуального подхода к детям, основу профилактической работы по воспитанию полезных привычек. У истоков учета личностных сторон в обучении также стоял выдающийся русский психолог и педагог П.Ф. Каптерев, который в конце ХIХ и начале ХХ веков разрабатывал вопросы формирования детского мировоззрения, содержание и методы обучения, развитие ума, характера и воли.

Л.Н. Толстой, является одним из первых теоретиков школы свободного воспитания.

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при организации и воспитании детского коллектива. И был глубоко убежден: для того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения.

П.П. Блонский, которого на Западе называли советским Песталоцци, представлял, что главная цель воспитания − развитие мысли ребенка. По его мнению, обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, а помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир.

С.Т. Шацкий утверждал, что важно было бы нащупать для каждого ученика наиболее целесообразный темп и способ работы. Этот индивидуальный подход, связанный с индивидуальной ответственностью, мог бы оказаться в высшей степени полезным.

Начиная с 30-х годов, в психологии под руководством Л.С. Выготского  началась разработка концептуальных подходов развивающего обучения, где основной целью выдвигалось развитие личности. В этот же период С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев предложили важнейшую общепсихологическую теорию деятельности. Они понимали деятельность как сложный процесс, несущий в себе внутренние движущие противоречия, раздвоения и трансформации, которые порождают психику как необходимый момент собственного движения деятельности и определяют механизмы развития деятельности как условия формирования интеллектуальной, аффективной и потребностно-мотивационной сфер личности.

В области воспитания  идеи изучения индивидуальных особенностей получили дальнейшее развитие в работах В.А. Сухомлинского. Он писал, что  без знания ребенка: его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания. Однако, по мнению Кульневич С.В., в этот период в педагогике начинают преобладать подходы к определению индивидуальности через стороны коммунистического воспитания: идейно-политические, нравственные, эстетические, трудовые, спортивные и т. д. Образовательный процесс больше связывается с процессом передачи опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Л.В. Занков и М.В. Зверева 60-е - 80-е годы, исходили из идеи, что знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой, поэтому развитие необходимо вести целенаправленно, на основе комплексной развивающей дидактической системы. Эксперименты по реформированию начальной ступени образования, выполненные ими, убедительно доказывают необходимость индивидуального подхода.

Эксперименты  Н.А. Менчинской убедительно   доказали, что развитие учащихся можно ускорить, отбирая соответствующий учебный материал и формируя рациональные умения самостоятельной работы, необходимые для самостоятельного освоения данного учебного материала. В 60-е и 70-е годы предпринимается множество попыток определить понятие «личность». Наиболее  точная трактовка данного понятия дана   Б.Г. Ананьевым на  основе   выделения     четырех  основных  макрохарактеристик  (личность,  субъект,  индивидуальность,  индивид)  в  общей структуре представления  о человеке и взаимосвязи развития его свойств. В 90-е годы ХХ столетия термин «личностно-ориентированное образование» входит в педагогическую лексику учителей-практиков.

Т.И. Кулыпина приходит к выводу, что личностно-ориентированное образование основывается на развитии личности ребенка, включающем два взаимосвязанных плана: оно представляется как саморазвертывание внутренних, сущностных, природных, универсальных свойств человека и как становление системы ценностей личности. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования достаточно глубоко разрабатывает Е.В. Бондаревская, которая считает, что новое качество личностно-ориентированного образования определяется принципом культуросообразности. Это означает, что культурное ядро содержания образования должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры, а отношение к ребёнку определяться, исходя из его понимания культуры как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Наиболее убедительна методология личностно-ориентированного образования разрабатываемая И.С. Якиманской, по её мнению, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка.

На современном этапе под личностно-ориентированным образованием понимают такой тип образовательного процесса, в котором личность преподавателя и личность обучаемого выступают как его субъекты. Целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. В процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения преподаватель-обучаемый построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Для организации личностно-ориентированного обучения в современных условиях образования, могут быть использованы информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), которые способны обеспечить эффективную передачу знаний, активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих обучающихся.


4. Система требований к преподавателям, использующим

средства ИКТ в профессиональной деятельности

 

Процессы информатизации современного общества, являясь необратимыми, проникают во все сферы деятельности человека, к числу которых в полной мере относится и образование. Информатизацию образования принято считать третьей революцией в сфере образования, которая может оказать более радикальное воздействие на способы мышления и обучения, чем две предыдущих образовательных революции, порожденные изобретением алфавита и печатного станка.

Применительно к совершенствованию методической системы обучения информатике можно отметить, что средства ИКТ являются инструментом, не только доставляющим обучающимся различные знания по этой дисциплине, но и средствами, усиливающими творческие возможности обучаемого, возможности проводить исследования, формировать активные и индивидуализированные стратегии обучения. Более того, возможность телекоммуникационного доступа к мировым информационным ресурсам достаточно эффективно влияет на личностное восприятие обучаемыми окружающей среды.

По мере внедрения современных информационных технологий в образование происходит изменение культуры образовательного учреждения и роли преподавателя в учебном процессе. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности преподавателя. В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой обучающимся современными технологиями, возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам преподавателя.

К сожалению, темпы внедрения ИКТ в систему образования, несмотря на вышеперечисленные и многие другие положительные особенности, оставляют желать лучшего. Очевидно, что существуют определенные факторы и проблемы, тормозящие широкое внедрение информационных технологий в реальный учебный процесс.

Практика обучения свидетельствует, что фундаментальность идеи повсеместного внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий еще в должной мере не осознана специалистами в области образования. Частично наличие указанной проблемы связано с тем, что далеко не все учреждения имеют экономические возможности для приобретения достаточного количества компьютерной и телекоммуникационной техники, дорогостоящего доступа к всемирным информационным сетям. В тех немногочисленных образовательных учреждениях, где эта проблема решена, на неподготовленности преподавателей к реальному использованию новых технологий в обучении сказывается отсутствие специализированных электронных информационных ресурсов (компьютерных программ и их содержательного наполнения), соответствующих необходимым дидактическим и методическим требованиям.

К сожалению, для большинства информационных ресурсов, предназначенных для использования в процессе обучения, характерен низкий педагогический уровень. Одной из основных причин складывающейся ситуации является то, что, в основном, компьютерные учебные программы создаются специалистами в области программирования без участия ведущих специалистов в области психологии, дидактики, содержания и методики обучения конкретной дисциплине. Вместе с тем, общеизвестно, что ведущие преподаватели, имеющие большой стаж преподавательской работы, как правило, далеки от новых ИКТ, не владеют ими и в силу консерватизма мышления, не всегда понимают их значимость.

На данный момент большинство преподавателей, преподающих в образовательных учреждениях, испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием электронных информационных ресурсов в обучении, который обычно маскируется сомнениями относительно педагогических возможностей названных средств. Иногда такая недооценка объясняется поверхностным знакомством с сущностью процессов информатизации образования.

Даже поверхностный анализ показывает, что чаще всего внедрение ИКТ в учебный процесс воспринимается как простое переложение известного преподавателю содержания и представление его обучаемым с помощью компьютерных средств. Очевидно, что такой подход оставляет неиспользованными колоссальные возможности активизации наглядно-образного и теоретического образного мышления обучающихся.

Приведенные выше факторы и аргументы неоспоримо свидетельствуют, что одной из первоочередных проблем на пути практической информатизации образования и повсеместного применения средств ИКТ является подготовка педагогических кадров. Существует несколько первоочередных задач, решение которых может дать положительный эффект в процессе формирования готовности современных педагогических кадров к использованию электронных информационных ресурсов в обучении. В частности, необходимо создание многоуровневой системы повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений.

С точки зрения информатизации образования, всех преподавателей целесообразно разделить на две основные категории: преподаватели-пользователи готовых электронных информационных ресурсов и преподаватели-разработчики программных средств педагогического назначения. В ходе формирования описываемой готовности первая категория преподавателей должна быть ориентирована на подготовку до уровня конечного пользователя. Преподаватель должен освоить элементарные навыки работы с компьютером, получить первое представление о наиболее распространенных пакетах программ универсального назначения, научиться работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, освоить работу с известными для его предметной области готовыми компьютерными учебными программами, средствами телекоммуникационного взаимодействия с коллегами и обучающимися, средствами доступа к мировым источникам информации.

Требования к преподавателю, использующему средства ИКТ в образовательной деятельности, должны складываться из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием современных информационных технологий и средств практического использования ИКТ в процессе информатизации образовательной деятельности.

К традиционным требованиям относятся:

-       организаторские (планирование работы, сплочение обучаемых и т.д.);

-       дидактические (конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, оборудование; доступное, ясное, выразительное, убедительное и последовательное изложение учебного материала; стимулирование развития познавательных интересов и духовных потребностей);

-       перцептивные (проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявить особенности психики);

-       коммуникативные (умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, их родителями, коллегами, руководителями образовательного учреждения);

-       суггестивные (эмоционально-волевое влияние на обучающихся);

-       исследовательские (умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы);

-       научно-познавательные (способность усвоения научных знаний в избранной отрасли);

-       предметные (профессиональные знания предмета обучения).

В случае использования современных средств информатизации или, более того, реализации открытого виртуального учебного процесса, полностью основанном на использовании средств ИКТ без очного контакта преподавателя с обучаемым, подобные требования значительно трансформируются. Так, например, трудно представить себе, как можно при проведении компьютеризированного виртуального семинара или консультации, осуществляемой по электронной почте, проявить суггестивные и перцептивные способности. Преподавателю становится не нужна (или сильно деформируется) и традиционная педагогическая техника, особенно невербальные средства общения:

-       экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика и т.д.),

-       такесика (рукопожатие, прикосновение и т.д.),

-       проксемика (ориентация, дистанция),

-       просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, смех и т.д.).

В то же время выделяются специфические требования, необходимые при работе с современными средствами информатизации и образовательными электронными изданиями. В числе таких требований, например, знание преподавателем дидактических свойств и умение пользоваться средствами ИКТ.

Психолого-педагогические проблемы специфической деятельности преподавателей в информационно-образовательной компьютеризированной среде имеют свою специфику, которая на сегодняшний день практически не изучена и должна стать объектом дополнительных исследований. Вместе с тем, несмотря на повсеместное распространение средств и технологий информатизации образования, актуальной должна оставаться главная функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания и развития.

Подготовка педагогических кадров к разработке и внедрению новых информационных технологий в обучение невозможна без административной поддержки. Дело в том, что в процессе формирования готовности преподавателей к использованию средств ИКТ в обучении еще большим тормозом, чем консерватизм преподавателей, является инертность организационной структуры учебных заведений. В доказательство этого утверждения достаточно сослаться на пробелы в деятельности администрации образовательных учреждений, приводящие к недостаточности времени у преподавателей для работы по информатизации учебного процесса, нехватке соответствующего учебно-вспомогательного персонала, дефициту одобрения и поощрения новаторской конструктивной деятельности преподавателей. Нередки случаи, когда достаточно квалифицированные специалисты, занимающиеся управлением образованием, не видят необходимости выработки политики и стандартов по отношению к компьютерному обучению и придерживаются крайне негативной политики невмешательства. В связи с этим крайне необходима административная политика, направленная на создание организационной инфраструктуры современной образовательной системы, изначально нацеленная на высокую степень готовности преподавателей к практической информатизации образования.


5. Использование личностно-ориентированного обучения с помощью средств  ИКТ преподавателями ГБОУПО «СТЭТ»

 

В Государственном бюджетном образовательном учреждении профессионального образования города Севастополя «Севастопольский торгово-экономический техникум» практически все преподаватели используют личностно-ориентированное обучение, но не все его используют с помощью средств ИКТ.

Преподаватель иностранного (английского) языка, Хаецкая Марина Сергеевна,  использует ИКТ в форме презентации «Фонетическая разминка» (Приложение 1) (речевая разминка), во время которой отрабатываются произношение звуков английского языка;  иногда, для демонстрации отдельных упражнений, как наглядность. Очень часто, Марина Сергеевна задает обучающимся, в качестве самостоятельной или домашней работы, мини-проекты. Также, данный преподаватель использует ИКТ в качестве опережающего материала последующих занятий. При подведении итогов занятия проводит тестирование.

Преподаватель дисциплины «Основы коммерческой деятельности», Голдин Ольга Олеговна при проведении семинарских занятий обучающимся задает подготовку презентаций, а при из защите анализирует их и указывает на преимущества и недостатки. Те обучающиеся, которые пропустили занятие, могут взять презентацию и подготовиться к опросу по ней. Данный вид работы помогает преподавателю оказать индивидуальную помощь каждому обучающемуся при изучении той или иной темы.

Преподаватель дисциплины информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности Олейников Дмитрий Юрьевич повсеместно использует информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности. Он считает, что некоторые обучающиеся в виду своих индивидуальных особенностей не воспринимают электронный материал и могут гораздо больше рассказать устно, поэтому, те обучающиеся, которые не сдают тестирование, на следующий день приходят и пересдают данный материал в устной форме. Также он использует разноуровневые практические задания, что помогает объективно оценить знания каждого обучающего.   

Преподаватель математики Кононова Марина Петровна часто использует при изложении нового материала, а также при подведении итогов занятия средства ИКТ в форме тестирования. Всегда при оценке знаний обучающего она использует разноуровневые задания (Приложение 2). Например: обучающему предлагается решить систему уравнения тремя способами, за что ставиться оценка «отлично». В случае, если обучающий решает систему уравнения двумя способами, то выставляется оценка «хорошо», если одним способом – «удовлетворительно». Иногда преподаватель преднамеренно дает новый материал в виде тестирования, а задача обучающего сводится к поиску ответа на тестовые задания. Таким образом, преподаватель учить обучающих работать с самим учебником, а также развивает мышление, способность к самостоятельному поиску нужного материала и т.д.

Преподаватель технологических дисциплин Полубехина Надежда Ивановна использует в своей деятельности тестовые задания разноуровневые.

Преподаватель дисциплины «Обществознание» Киселева Елена Анатольевна в своей деятельности всегда учитывает психологические особенности каждого обучающего и у нее есть возможность использовать творческий подход в преподавании. Например, при проведении рубежного контроля по данной дисциплине обучающиеся 2-х групп Бух 9-5 и ТД 9-5 выполняют ряд творческих проектов. Они пишут эссе «Моя семья», готовят презентации «Современный молодежный лидер, кто он?», «Легко ли добиться успеха в жизни?». Помимо этого, студенты этих же групп делают проект «Родословная моей семьи», где строят генеологические деревья, рассказывают о своей семье и предках. Этот метод работы дает возможность обучающимся раскрыться, наладить свои отношения с родителями (если они нарушены), транслировать свои проблемы, если они хотят о них поговорить. (Приложение 3)

Преподаватель дисциплины «Документационное обеспечение управления» Тарасова Ольга Николаевна излагает материал не только в форме устного речевого сопровождения, но и обязательно использует визуальные средства. При оценке деятельности обучающего учитывает объем знаний, посещаемость, выполнение практических работ и т.д.   

Преподаватель химии Толокнова Татьяна Николаевна всегда использует индивидуальные беседы, опросы или карточки. Также на разных стадиях контроля использует дифференцированные задания, учитывает степень выполнения и подготовки при выполнении лабораторных работ и экспериментов.

Преподаватель дисциплины «Технология приготовления пищи» Мохорт Тамара Алексеевна учитывает знания студента, их объем, оказывает индивидуальные консультации и личные качества каждого обучающего. При выставлении оценки в журнал учитывает организацию рабочего места, санитарные требования, готовность к работе. Более слабым обучающим оказывает больше времени на индивидуальную работу.

Мастера производственного обучения Гончаренко Инесса Анатольевна и Диденко Татьяна Анатольева перед отправлением обучающихся на производственное обучение беседуют с представителями предприятий города и узнают об их требованиях и ожиданиях, а затем уже направляют соответствующих студентов в зависимости от их навыков, готовности сотрудничать и выполнять поставленные задачи.

Преподаватель технологических дисциплин Суслова Лилия Ивановна при оценке знаний обучающихся, для более сильных дает более практические задания, которые включают расширение ассортимента блюд или полуфабрикатов с учетом сырья; использует брейн-ринги, что позволяет слабым обучающим чувствовать себя более активными, поскольку работа идет командная. Разработка кроссвордов для слабых обучающих, что дает более подробную проработку материала.

Преподаватель общеобразовательных дисциплин Пичугин Анатолий Николаевич использует разные методы обучения. Он считает, что личность обучающего всегда стоит во главе системы обучения, поскольку каждый преподаватель выполняет лишь роль направляющего в образовательном процессе. На первом этапе изложения дисциплины Анатолий Николаевич всегда проводит входной контроль, который помогает ему выделить из всей группы обучающихся сильных, очень сильных, средних и слабых. На последующих занятиях он старается раскрыть индивидуальные способности обучающихся, их реакцию и уровень интеллекта. Для себя преподаватель определяет какова структура группы. В дальнейшем занятия практического и семинарского характера проходят в форме работы в группах в зависимости от того, какие способности и каким образом обучающему лучше и удобнее работать. Преподаватель всегда дает право выбора самому обучающему выбрать для себя задания. Анатолий Николаевич считает, что очень важно добиться мотивации к обучению.  В группах есть и очень слабые обучающие, с которыми очень не просто работать и к которым очень не просто найти подход и оценить их уровень, поэтому Анатолий Николаевич иногда использует такой момент, как похвалить данных обучающихся за то, что он смог все-таки выполнить задание при всей группе. Также, при выполнении самостоятельной работы или домашней работы по дисциплине, обучающиеся сами выбирают задания разной степени сложности, а форма защиты этих работ проходит также в разной форме (реферата, тезисов, схем и т.д.). Те обучающие, которые в течение семестра не выполняли программу дисциплины могут самостоятельно пройти данный курс через систему ИКТ, которая дает им пройти тестирование, ответить на вопросы, а также дает источники, где они могут найти тот или иной материал.

 


Заключение

 

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества.

В ГБОУПО «СТЭТ» преподаватели используют самые разные методы работы с обучающими, как в форме личной беседы, так и с использованием средств ИКТ. Другое дело, было бы желание у обучающего получить эти знания и сдать своевременно тему и получить за это соответствующую оценку. Огромная роль в настоящее время отводиться преподавателю, поскольку он должен организовать образовательный процесс с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому обучающему. А это требует огромного количества времени как на подготовку такого материала, так и на его проведение.


Список использованных источников

 

1.                http://nenuda.ru/доклад-возможности-реализации-личностно-ориентированного-о.html

2.                http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/11/23/2vozmozhnosti-realizatsii-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-s

3.                http://matema.ucoz.ru/publ/realizacija_lichnostno_orientirovannogo_obuchenija_cherez_ispolzovanija_ikt/1-1-0-1

4.                преподаватели ГБОУПО «СТЭТ»


Скачано с www.znanio.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

Содержание: стр

Содержание: стр

Введение «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» (А

Введение «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» (А

Понятие, цели и принципы личностно-ориентированного обучения

Понятие, цели и принципы личностно-ориентированного обучения

Кроме технологической подготовки специалиста, существенным фактором развития профобразования является формирование таких качеств, как самостоятельность, умение самостоятельно учиться

Кроме технологической подготовки специалиста, существенным фактором развития профобразования является формирование таких качеств, как самостоятельность, умение самостоятельно учиться

Максимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе

Максимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе

Планирование и технология личностно-ориентированного занятия с использованием

Планирование и технология личностно-ориентированного занятия с использованием

Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания

Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания

Реализация личностно-ориентированного обучения через использование

Реализация личностно-ориентированного обучения через использование

С.Т. Шацкий утверждал, что важно было бы нащупать для каждого ученика наиболее целесообразный темп и способ работы

С.Т. Шацкий утверждал, что важно было бы нащупать для каждого ученика наиболее целесообразный темп и способ работы

Эксперименты Н.А. Менчинской убедительно доказали, что развитие учащихся можно ускорить, отбирая соответствующий учебный материал и формируя рациональные умения самостоятельной работы, необходимые для самостоятельного освоения данного…

Эксперименты Н.А. Менчинской убедительно доказали, что развитие учащихся можно ускорить, отбирая соответствующий учебный материал и формируя рациональные умения самостоятельной работы, необходимые для самостоятельного освоения данного…

На современном этапе под личностно-ориентированным образованием понимают такой тип образовательного процесса, в котором личность преподавателя и личность обучаемого выступают как его субъекты

На современном этапе под личностно-ориентированным образованием понимают такой тип образовательного процесса, в котором личность преподавателя и личность обучаемого выступают как его субъекты

Система требований к преподавателям, использующим средства

Система требований к преподавателям, использующим средства

К сожалению, темпы внедрения ИКТ в систему образования, несмотря на вышеперечисленные и многие другие положительные особенности, оставляют желать лучшего

К сожалению, темпы внедрения ИКТ в систему образования, несмотря на вышеперечисленные и многие другие положительные особенности, оставляют желать лучшего

На данный момент большинство преподавателей, преподающих в образовательных учреждениях, испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием электронных информационных ресурсов в обучении, который…

На данный момент большинство преподавателей, преподающих в образовательных учреждениях, испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием электронных информационных ресурсов в обучении, который…

Требования к преподавателю, использующему средства

Требования к преподавателю, использующему средства

В случае использования современных средств информатизации или, более того, реализации открытого виртуального учебного процесса, полностью основанном на использовании средств

В случае использования современных средств информатизации или, более того, реализации открытого виртуального учебного процесса, полностью основанном на использовании средств

Подготовка педагогических кадров к разработке и внедрению новых информационных технологий в обучение невозможна без административной поддержки

Подготовка педагогических кадров к разработке и внедрению новых информационных технологий в обучение невозможна без административной поддержки

Использование личностно-ориентированного обучения с помощью средств

Использование личностно-ориентированного обучения с помощью средств

Также он использует разноуровневые практические задания, что помогает объективно оценить знания каждого обучающего

Также он использует разноуровневые практические задания, что помогает объективно оценить знания каждого обучающего

Приложение 3) Преподаватель дисциплины «Документационное обеспечение управления»

Приложение 3) Преподаватель дисциплины «Документационное обеспечение управления»

Разработка кроссвордов для слабых обучающих, что дает более подробную проработку материала

Разработка кроссвордов для слабых обучающих, что дает более подробную проработку материала

Заключение Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими…

Заключение Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2020