Методические рекомендации к уроку №5 на тему «Решение текстовых задач»
Цель обучения:
8.4.2.2 решать текстовые задачи с помощью дробно-рациональных уравнений.
На данном уроке будут применены формулы процента и решены задачи на движение.
Методические рекомендации по организации урока.
Урок можно начать с активизации знаний учащихся и повторить дробно-рациональное уравнение, определение процента числа. Учащиеся ранее рассматривали квадратные и дробно-рациональные уравнения. Учащиеся должны уметь составить уравнение по условию задачи. Знают определение дробно-рационального уравнения. Знают алгоритм составления дробно-рационального уравнения. Знают и умеют решать дробно-рациональное уравнение. Каждый ученик демонстрирует знания по решению дробно-рационального уравнения.
Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через повторение пройденного материала.
Критерии оценивания:
- Верно названы проценты числа;
- Верно записаны проценты числа;
Учитель дает обратную связь на выполненное задание, указывая на правильные ответы и активность учащихся.
Решению текстовых задач предшествует достаточно долгое время, отводимое на отработку решения уравнений. Решения некоторых задач на проценты практически сводятся к решению дробных рациональных уравнений, которые, в свою очередь, включают чаще всего решение квадратных уравнений.
Вместе с учащимися повторите задачи, приводящие к решению дробных рациональных уравнений. используя формулы процента.
Разоберите с учащимися примеры 1,2. Обратите внимание учащихся на составление таблицы, используя математическую модель задачи.
Для работа в парах, объедините учащихся в пары. Каждая пара получает одинаковый набор заданий. После выполнения заданий пары сверяют полученные ответы с ответами других. Взаимооценивают и самоценивают друг друга.
Критерии оценивания:
1.Верно использована математическая модель.
2.Верно использована формула процента.
3. Верно составлено уравнение.
4. Верно решено дробно-рациональное уравнение.
5. Верно интерпретированы корни уравнения соответствующие условию задачи.
Более способным учащимся предлагается дополнительные дифференцированные задания. Учащиеся самостоятельно находят неизвестные элементы, используя данные задачи. Менее способным учащимся оказывается помощь в виде подмостков.
Рекомендации по оцениванию уровня достижения учебной цели.
В конце урока учитель может оценить уровень достижения учебной цели с помощью упражнения «Муравейник». Предложите учащимся записать на стикере один вопрос, который для них остался непонятным по новой теме. Если у учащихся нет затруднений, то они могут придумать интересный вопрос для одноклассников. По завершению задания организуйте предоставление обратной связи по уровню ответов учащихся.
Ответы и решения.
Приложение 1
1. Моторная лодка, скорость которой в стоячей воде 15 км/ч, прошла по течению реки 35 км, а против течения 25 км. По течению она шла столько же времени, сколько против течения. Какова скорость течения реки?
|
|
V |
t |
S |
|
По течению |
Х + 15 |
t1 |
35 |
|
Против течения |
Х - 15 |
t2 |
25 |
t1= t2 ,
![]()

2. Катер, развивающий в стоячей воде скорость 20 км/ч, прошел 36 км против течения и 22 км по течению, затратив на весь путь 3 ч. Найдите скорость течения реки.
|
|
V |
t |
S |
|
Против течения |
20 - Х |
t1 |
36 |
|
По течению |
20 + Х |
t2 |
22 |
![]()

3. Один из лыжников прошел расстояние в 20 км на 20 мин быстрее, чем другой. Найдите скорость каждого лыжника, зная, что один из них двигался со скоростью, на 2 км/ч большей, чем другой
|
|
V |
t |
S |
|
1 лыжник |
Х |
t1 |
20 |
|
2 лыжник |
Х+2 |
t2 |
20 |
![]()
![]()

4. Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 ч раньше. Найдите скорость каждого автомобиля.
|
|
V |
t |
S |
|
1 автомобиль |
Х+20 |
t1 |
120 |
|
2 автомобиль |
Х |
t2 |
120 |
![]()
![]()

Приложение 2
1. Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 час раньше. Найдите скорость каждого автомобиля.
Пусть V1=x км/ч, тогда V2=х+20 км/ч
Так как 1-ый пришел на 1 час раньше 2-ого, то составим уравнение:
![]() |
||||
![]() |
||||
![]()
2. Сплав меди и цинка, содержащий 5 кг цинка, сплавили с 15 кг цинка, после чего процентное содержание цинка в сплаве повысилось на 30%. Какова первоначальная масса сплава, если известно, что меди в нём было больше, чем цинка?
Решение. Составление математической модели:
х кг меди было в сплаве;
(х +5) кг – масса первоначального сплава;
- первоначальное процентное содержание цинка;
- процентное содержание цинка в полученном сплаве.
Согласно условию,
.
Работа с составленной моделью.
Решив полученное уравнение, находим
,
. Оба корня
удовлетворяют составленному уравнению.
Ответ на вопрос задачи.
По условию в первоначальном сплаве было 5 кг цинка, а меди – больше, чем цинка. Поэтому из найденных значений выбираем значение 20. тогда масса сплава – 25 кг.
Ответ: 25 кг.
После решения задачи необходимо ещё раз объяснить ход решения и поинтересоваться у учащихся, понятно ли им данное решение. Так же необходимо заметить, что в некоторых случаях целесообразно создавать геометрические модели для лучшего восприятия условия задачи. Чаще всего такие модели составляются к задачам на движение. ( Как пример разобрать задачу
Приложение 3
Два автомобиля выезжают одновременно из одного города в другой. Скорость первого на 10 км/ч больше скорости второго, и поэтому первый автомобиль приезжает на место на 1 ч раньше второго. Найдите скорость каждого автомобиля, зная, что расстояние между городами равно 560 км.
Критерии оценивания к заданиям для классной работы:
Учащиеся достигнут целей обучения если:
грамотно записывают краткое условие к задаче;
правильно составляют дробно-рациональное уравнение по условию задачи;
правильно решают составленное дробно-рациональное уравнение;
правильно записывают ответ к задаче;
Литература:
Алгебра.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова]; под редакцией С.А. Теляковского. – М.:Просвещение, 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.