Методичекая разработка "Как помочь жить подросткам в социуме"
Оценка 4.7

Методичекая разработка "Как помочь жить подросткам в социуме"

Оценка 4.7
docx
26.09.2022
Методичекая разработка "Как помочь жить подросткам в социуме"
омочь детям жить в социуме.docx

1.            Помочь детям жить в социуме: общаться, слушать и слышать окружающих;

2.            объяснить, как действует «закон бумеранга».

Ход беседы

Все мы живем в обществе. Нас окружают взрослые люди и дети, молодые и старые, мужчины и женщины, родные и незнакомые. И все мы должны уметь находить общий язык, общаться с разными людьми в разных ситуациях.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка и жестов, а также иных способов контакта.

Как вы считаете, можем ли мы прожить без общения?

(Нет. Мы общаемся с членами своей семьи, родственниками, друзьями, в школе общаемся с учителями и одноклассниками, потом будем работать и общаться на работе; даже старые люди, которые не работают, общаются, когда ходят в магазин, вызывают врача).

Да, вы правы. Человек не может прожить без общения с другими людьми, но общаться можно не только доброжелательно, но и через ссору, драку - это тоже общение. Оно вам нравится? (Нет.)

Тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учёбе, работе, наше здоровье и сама жизнь. Ваш круг общения – это не только класс и семья. Ведь многие из вас занимаются в художественных, музыкальных, спортивных и других различных секциях и кружках. Поэтому просто необходимо научиться культурному общению.

Какого человека мы называем общительным?

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт такое определение слову общительный:

Общительный – легко входящий в общение с другим, не замкнутый.

Какие качества нужны человеку для общения?

Как вы понимаете слова «деликатный», «тактичный»?

 (Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

Тактичный – обладающий тактом, сделанный с тактом.

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом.)

(После обсуждения воспитатель подчеркивает нужные слова.)

Итак, для общения нужно:

·                     умение слушать собеседника;

·                     способность сочувствовать и сопереживать;

·                     тактичность;

·                     деликатность;

·                     отзывчивость.

Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично? А грубо, невежливо.

Конечно, нет. Потому что такое общение вызовет у собеседника ответное чувство.

Есть такое выражение: «закон бумеранга».

Что такое бумеранг?

Бумеранг - это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

И если человек совершил какой-то недобрый поступок, то зло к нему вернется. Если человек обижает окружающих, то они будут относиться к нему точно так же. Это и есть «закон бумеранга».

Давайте подберем к этому выражению русскую пословицу.

(«Как аукнется, так и откликнется» -  чьё-либо отношение к окружающим вызывает аналогичное отношение окружающих к этому человеку).

Давайте восстановим стёртые фразы из дневника одного ученика. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания.

1. «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…»

Что же вспомнил этот ученик?

– Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил…» Что?

– Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.

3. «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…»

– Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил…»

– Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.

5. «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…»

– Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.

6. «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил…»

– Я вспомнил, что я тоже делал так же, не думая о других людях.

7. «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил…»

– Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.

8. «Мы убирались на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил…»

– Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

9. «Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил…»

– Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой.

И какой закон нарушил этот ученик? («Закон бумеранга».)

Что нужно сделать, чтобы «закон бумеранга» перестал действовать?

Примерные ответы детей:

– Нужно помнить, что на этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.

Нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Ребята, чтобы «закон бумеранга перестал действовать, чтобы с вами поступали так, как вы хотите, надо запомнить простые правила:

При общении нельзя:

·         Поучать собеседника или разговаривать в приказном тоне.

·         Не слушать и перебивать собеседника.

·         Унижать (обижать) собеседника.

·         Негативно (плохо) о нём отзываться.

·         Придираться.

·         Отвлекаться.

В общении помогают слова извинения (прошу прощения; прошу извинения; я очень огорчена; мне неловко; простите, я не хотел; извинитесь за меня), слова благодарности (спасибо, благодарю), слова просьбы (пожалуйста, будьте добры), слова приветствия (здравствуйте, привет, добрый день), слова прощания (до свидания, до встречи, до завтра).

 

Раз мы сегодня с вами прикасаемся к этике человеческих отношений,то существует еще такое понятие, как дружба. С чего же она начинается? И как возникло само слово ДРУГ?

Слово  «Друг».

Когда ещё никто не знал ни слова –

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки

И человек придумал слово «друг»

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спокойно за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»

Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и тоже)

А злое слово я приберегу,

Пускай оно достанется врагу!

 

Какое прекрасное слово – "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.

Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Не надо обижаться и обижать, говорить плохие слова. Верно? Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным. Ведь обида разрушает жизнь. Есть русская пословица: Кто старое помянет, тому глаз вон!

 

Постарайтесь, больше никогда и ни кому не делать плохого, ведь плохие поступки и дела непременно к вам вернутся. Как вы думаете, почему люди ссорятся? Из-за чего можно поссориться с приятелем? 

Вспомните, какие слова прими­рения вы знаете. («Мирись, мирись, мирись и больше не дерись», «Мир и дружба-навсегда, ну, а ссора-никогда!»)

И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссо­ры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать. Как это сделать? Прежде всего, следует научиться вовремя, останавливаться, когда ваши взаимоотноше­ния с  товарищами становятся «взрывоопасными».

В одном хорошем рассказе я прочитала о девоч­ке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доб­рожелательные отношения. Давайте потренируемся вовремя говорить себе «стоп!»
Двум учащимся предлагается с использованием мяг­ких игрушек — котёнка и щенка — разыграть следую­щие сцены:

1.      «Щенок спит. В это время котёнок подходит к его миске и начинает поедать её содержимое. Щенок про­сыпается и набрасывается на котёнка».
Подумайте, как можно было избежать потасовки?  Учащимся, нашедшим правильный выход из ситуа­ции, предлагается разыграть данную ситуацию ещё раз, но уже с другой концовкой, используя волшебное слово «стоп!»

2.      Пример__ Щенок просыпается, он готов набросить­ся на котёнка, но говорит себе «стоп!», а затем спокой­ным тоном произносит: «Приятного аппетита! Тебе помочь?» или «Можешь продолжать, если ты голо­ден, но в следующий раз тебе придётся поделиться со мной».

3.      «Щенок спит. Котёнок, увлечённый своей игрой, бегает по квартире, шумит, в шутку набрасывается на щенка, приглашая его к игре. Но щенок просыпается, недовольно лает и кидается на котёнка».

4.      Пример__ Щенок, разбуженный котёнком, просы­пается, лает, затем говорит себе «стоп!», после чего произносит ровным голосом: «Я вижу, что у тебя хо­рошее настроение, и я бы с удовольствием с тобой по­играл, но очень устал и хочу спать. Не мешай мне, пожалуйста» или «Когда ты спишь, я не мешаю тебе. Будь добр, не мешай и ты мне».

В нашем лагере тоже случаются ссоры. По­пробуйте найти правильный выход из следующих си­туаций.

·         Во время игры Юля неча­янно толкнула Марину. Марина упала, заплака­ла, обиделась на Юлю. (Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить, все ли с ней в порядке.)

·         Славик и Стасик одновремен­но захотели поиграть с одной и той же игрушкой. Стали вырывать её друг у друга из рук. (Мальчи­ки должны заключить договор, кто будет играть первым, кто вторым.)

·         Андрей нарисовал на листке портрет Славика и передал ему. Славик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на стол Андрея. (Андрей должен сказать: «Извини, я думал, что тебе понравится», — и убрать мусор)

К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Навер­но, в данный момент кто-то из вас неправ. Но что­бы понять, кто именно, нужно время разобрать­ся. Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Погово­рим об этом завтра». А завтра - вот увидите! - всё будет по-другому.
Сейчас я хочу вас познакомить с одним очень интересным рассказом «Тысячецвет», который написала А. Неелова

На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет.
Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть.

– Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит. Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячецвет изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:
«Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком». Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня всебольше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим. Вот такая грустная сказка и одновременно поучительная.
• На месте ручейка вы простили бы цветочек?

• Как вы думаете, изменился бы цветок, если бы ручеек его простил?

• Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

Добро помни, а зло забывай М. Скребцова

Не надо зло копить в душе,

Оно и так вокруг уже.

Не отдавай ему себя,

Живи, прощая и любя.

Попробуй зло на миг забыть –

И сразу станет легче жить!

Мгновенно исчезает зло,

Когда мы помним про добро.

Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы про­ведём игру «Ветер дует на того...».


Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,...»

·         у кого много друзей.

·         кто не любит ссориться.

·         кто не грубит старшим.

·         кто часто делится с товарищами тем, что имеет.

·         кто умеет говорить комплименты.

·         кто никогда не обзывается.

·         кто не участвует в потасовках.

·         кто не ябедничает.

·         кто не стесняется извиняться.

·         кто умеет быстро забывать обиду.

·         кто умеет дружить.

·         кто умеет прощать

Дети, относящие данную фразу на свой счёт, выхо­дят к доске, выстраиваются вряд, берутся за руки и при произнесении учителем следующей фразы, дружно дуют, изображая ветер. 
Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек.

 

Учитель. Ребята, ссоритесь ли вы со своими друзьями? В чем причина ваших ссор? (Выслушиваются высказывания детей.)

Трудно ли вам останавливаться в момент ссоры, драки? Нужно ли этому учиться?

А кто хотел бы совсем не ссориться? Будем учиться сдерживать себя.

Разыгрывание ситуаций из жизни класса

Ситуация 1

Уроки закончились. Собираясь домой, Сережа нечаянно толкнул портфелем Петю...

Петя накинулся на Сергея. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.

- А как правильно поступить? (Сергею - извиниться, Пете - взять паузу, разобраться.)

Ситуация 2

На большой перемене дети распределяли настольные игры. У Миши с Толей выбор пал на одну и ту же игру. Завязалась потасовка.

- А как правильно поступить? (Пауза - тайм-аут, договор.)

Ребята, что же получится, если жить в ссоре с окружающими?

Давайте послушаем рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

- Почему Вова остался один на свете?

- Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?

Как можно помириться, если вы все же поссорились?

(На доску вывесить плакат-памятку «Мир, мир - навсегда, ссора, ссора - никогда». Дети читают и заучивают эти слова.)

Волшебное слово «стоп»

Совет

Попробуй, вовремя остановиться когда взаимоотношения с близкими или друзьями накаляются до предела. Научись говорить себе «Стоп!» - и сможешь избежать многих неприятных ссор.

 

Послушайте историю, которую расскажет Оля.

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала-

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

 

- Из-за чего же поссорились девочки?

  - А вы когда-нибудь ссоритесь с друзьями?

   - А что чувствуют те, кто ссорится?

   -  А можно ли обойтись без ссор?

II. Основная часть.

 

1. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы поговорим на тему “Почему люди ссорятся?” Мы обсудим волнующий нас вопрос и выскажем свое мнение по теме занятия.

2.     Беседа по теме.

– А что такое “ссора”?

Слайд 4

Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом. Выражают они свое несогласие в грубой форме, иногда дело доходит до драки.

- Как вы думаете, а как можно разрешить ссору?

Что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей)

1.Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку.

 

2.В любой ситуации стоять на своем.

 

3.Говорить спокойно, не употреблять грубых слов.

 

4.Извиниться, если действительно не прав.

 

5.Ответить силой на грубость.

 

6.Слушать спокойно другого.

 

7.Использовать в своей речи грубые слова, которые бы “задавили” соперника.

 

8.Говорить как можно больше добрых, ласковых, хороших слов.

 

9.Не бояться признавать свою вину.

– Представьте, что вы туристы из двух разных лагерей. Вы идете по лесу. Перед вами горная река. Задание: пройти по нарисованному мостику (ширина 30 см) навстречу друг другу.

Задача играющих: перейти каждому на противоположную сторону ущелья. При этом движение начинают игроки обеих команд одновременно.

Во время игры можно включить аудиозапись шума горной реки.

 

 Каждый из вас получает листок, – Посмотрите какое слово на нем написано?ССОРА

(слово написано и на доске).

-Какое другое слово в нем спряталось? (Сор).

– Что такое сор? Это мусор. А что мы делаем с мусором? (Выбрасываем, потому что он нам не нужен).

– Значит, и ссора – это то, что человеку не нужно, что нужно выбрасывать из своей жизни.

(ребята комкают листочки со словом ссора и выбрасывают)

Поэтому, давайте стараться, никогда не ссорится.

«Можно ли прожить без ссор и обид?» (психологический практикум)

Учитель. Правила добрых взаимоотношений просты. Всегда исходите из того, что перед вами — хороший человек. Если он не замечает, что делает плохо – обратите внимание; не понимает, к чему его поведение приводит, объясните; не знает, как сделать лучше — подскажите; переживает — успокойте. Боль, которую он причинил вам, простите.

1 ученик. Обижаться всерьез всегда вредно и глупо. Обижаться всерьез нельзя никогда.

2 ученик. Мы можем найти кучу поводов для обид. Нам всегда легко ответить на вопрос: «ПОЧЕМУ я обиделся?». Но мы никогда не сможем ответить на вопрос: «ЗАЧЕМ я обиделся? Какой результат от этого я получу?»

1 ученик. А результат всегда будет отрицательный.

Учитель. Сразу с этим трудно согласиться. Но давайте рассмотрим конкретные житейские ситуации. Попробуем найти пути, позволяющие избежать ссор и обид в отношениях.

Героями, а точнее, героинями наших ситуаций будут подруги Света и Вика. Им по 16 лет. Света – серьезная, ответственная девушка, любит читать, увлекается музыкой. Вика обычно спокойная, улыбчивая, не очень ответственная, тоже любит читать. Они живут рядом, учатся в параллельных классах. Ходят вместе в кино, болтают, им друг с другом интересно.

2 ученик. Света зашла к Вике и угостила ее виноградом, который только что купила на рынке. Она заметила, что у Вики на столе лежал пакет с персиками — но Вика постаралась незаметно убрать его в холодильник.

1 ученик. Как Свете отнестись к этому?

Обсуждение.

Учитель. Если дружба Светы и Вики основана на принципе «ты мне – я тебе», если Света угощала Вику в надежде получить что-то в обмен, то надо немедленно устроить «разборку», обидеться, закатит скандал и отобрать виноград... Но тогда это уже не дружба.

Почему так поступила Вика – неизвестно. А когда что-то непонятно, надо думать о человеке лучшее. Не так ли? Возможно, Вика купила персики для больной бабушки.

2 ученик. Света увидела у Вики интересную книгу:

1 ученик. – Вик, дай почитать!

2 ученик. – Не дам, потеряешь.

1 ученик. – Не потеряю! Я никогда в жизни книги не теряла!

2 ученик. – Эту – не дам!..

1 ученик. Как Свете отнестись к этой ситуации? А к Вике?

Обсуждение.

Учитель. К ситуации надо отнестись спокойно: «Ну и ладно». Не дает — значит, есть причина. К Вике тоже надо отнестись хорошо. Если уж очень хочется, шутливо-доброжелательно сказать: «Ну и жадина».

1 ученик. Теперь Вика попросила диск у Светы, она дала. Вика обещала вернуть ее через неделю — неделя прошла, а Вика молчит...

2 ученик. Что делать Свете?

Обсуждение.

Учитель. Если диск пока ей не нужен, можно подождать еще. Потом попросить, чтобы вернула. Какая бы причина ни была, обижаться бестолково, лучше подумать о том, как договариваться с Викой в будущем, учитывая ее необязательность. Если Вика уже неоднократно нарушала свои обещания, Света в праве ей сказать (спокойно): «Ты обещала – и не сделала. В один прекрасный момент ты можешь меня подвести. Я этого не хочу. Больше у меня ничего не проси – не дам. Не обижайся».

1 ученик. Диск Вика так и не вернула. Через некоторое время Света позвонила и сказала, что диск ей срочно нужен, сейчас.

2 ученик. Вика призналась, что диск потеряла. Возместить потерю невозможно, поскольку диск редкий.

1 ученик. Как Свете отнестись к потере диска?

2 ученик. А как реагировать на Вику?

Обсуждение.

Учитель. Это не самая страшная потеря в жизни. Вещи, к сожалению, иногда теряются... И когда вы что-то даете, помните о такой возможности. Вику надо внимательно выслушать – все, что она захочет объяснить. Затем, исходя из того, что это общая неприятность, надо Вику успокоить. Если Света решит больше не давать Вике ничего – это ее право. Никаких обид и осуждения в ее адрес не должно быть.

1 ученик. У Вики всего один день, чтобы подготовить доклад по истории. Тема очень сложная и обширная. Она позвонила Свете и попросила ее помочь. Света большого желания не проявил, сразу нашлись какие-то дела.

2 ученик. Как Вике отнестись к этой ситуации? Что сказать? Изменить ли отношение к Свете?

Обсуждение.

Учитель. Во-первых, у Светы действительно могут быть другие планы. Но даже если ей просто не захотелось помочь, обид быть не должно. Зачем обижаться? Обида дружбу не укрепит, к взаимопомощи не побудит. Да и вообще – какие для обиды основания?

1 ученик. Света поделилась с Викой своими душевными переживаниями, надеясь на ее сдержанность. Но через неделю она обнаружила, что о ее проблемах знают посторонние. Ей неприятно.

2 ученик. Должна ли Света что-то сказать Вике? Как? Стоит ли ей что-нибудь изменить в их отношениях? Надо ли, чтобы Вика это почувствовала?

Обсуждение.

Учитель. Да, Свете стоит сказать Вике, что она не рассчитывала на то, что о ее проблемах узнают посторонние. Но виновата, скорее, она сама: надо предупреждать, что информация для третьих лиц не предназначена.

Кто-то в подобной ситуации решает категорично: «Людям вообще ничего доверять нельзя». С этим и живут всю жизнь.

В обычной жизни большинство из предложенных здесь ситуаций закончились бы обидами. Но кому от этого было бы хорошо?

Умение прощать ближнему и реагировать на обиды по-доброму в нашем обществе почти потеряно. Возможно, что-то вернется с возвратом христианских ценностей. Пока же приходится рассчитывать только на разум.

Правила добрых взаимоотношений просты...

У вас хватит сил жить с такими правилами?..

 

 

очень важно в дошкольном периоде научить его договариваться с окружающими. Ведь в школе, а потом и во взрослой жизни ему придется контактировать с разными людьми и дипломатические навыки очень пригодятся.

 

люди причиняют нам боль, мы причиняем боль людям. Жизнь не всегда бывает справедлива. А прощение – мощный инструмент, который поможет не только «отразить удар» обидчика, но и не дать обидам испортить нам жизнь.

 

 

Никому не позволяй нарушить свои права. Никто не имеет права заставлять тебя действовать против твоей воли, угрожать тебе, дразнить или причинять боль. Если тебе некомфортна ситуация, стоит собраться духом и защитить себя словами или действиями. Но и ты тоже не должен нарушать права других людей!
2. Будь уверен в своих действиях и мыслях. (Поддерживайте в своем ребенке положительную самооценку, хвалите за высказанное личное мнение. Хвалите за хорошие поступки, научите реагировать на собственные ошибки. Цените своего ребенка и его успехи, и тогда он будет уверен в себе.)
3. Верь в лучшее. (Научите ребенка замечать хорошее, не зацикливаться на негативе. Человеку-оптимисту проще воспринимать мир, такие люди притягивают к себе таких же положительных людей и такой же позитив.)
4. Ты имеешь право на личное мнение. (Следует создавать различные условия для общения с разными людьми, подключать детей к этому общению, чтобы они учились высказывать свое мнение, начинать и поддерживать разговор. Опыт общения с разными людьми в разных ситуациях прибавит уверенности в себе.)
5. Драться – не самый лучший вариант. Не всегда драка является самым лучшим способом выхода из ситуации. Часто она только усугубляет ее. Слова намного лучше помогают в таких ситуациях!
6. Никогда не поддерживай детей, которые дразнят тебя или других. (Научите ребенка тому, что у него и у других людей есть имя, которое является настоящей ценностью. Все остальные прозвища и дразнилки должны игнорироваться.)
7. Никогда не бойся отказываться и говорить «нет». (Важно, чтобы ребенок понимал, что у него есть выбор. Что он всегда может отказаться, сказать «нет». И самое главное, его выбор будут уважать.)
8. Обращайся за помощью. (Научите ребенка просить о помощи, если он сам не справляется. В первую очередь обратиться стоит к родителям.)
9. Занимайся спортом. Спорт, особенно если есть успехи, очень поднимает уверенность в себе и в своих силах. Спорт развивает терпение и выдержку.

 

- Ребята , что такое обида ?

 

- Опишите это чувство ? Тебе неприятно ,обидно становится, потому что с тобой поступили несправедливо .Ты дуешься, сердишься., тебе грустно.

- А сейчас я вам предлагаю прочитать рассказ « Помнить и забывать».

-Слушая внимательно рассказ, вы постарайтесь запомнить , какие эмоции переживали его герои и к чему это привело.

-А теперь обсудим прочитанный рассказ.

Вопросы для обсуждения :

1.Что чувствовал барсук , когда мальчик нечаянно засыпал его нору? Барсук рассердился. Почувствовал обиду, досаду, огорчение.

2. Что барсук сказал мальчику? -«Я тебе это ещё припомню»

3. Что чувствовала сойка, когда помог мальчик? Благодарность.

4. Что она ему сказала? -«Я тебе этого не забуду»

5. Почему сойка помогла мальчику? Мальчик помог вернуть птенца сойке.

6. Почему всё же барсук помог мальчику? Барсук простил мальчика.

7. Что подумал о помощи сойки и барсука Пси – Маг? О помощи сойки подумал: «Хорошо, что мы умеем помнить».  А о помощи барсука подумал: «Хорошо, что мы умеем забывать».

Объясните, что лучше помнить, а что следует забывать? Поэтому плохое  лучше забывать, а для этого нужно уметь прощать.  А хорошее нужно уметь ценить и помнить.

Мы часто не замечаем , когда обижаем других , и болезненно реагируем , когда обижают нас.  Тебя могли обидеть, потому что ты неправильно вёл себя. Глупый постоянно обижается, а умный ищет в себе самом причины обид и неудач.

Нужно помнить, что по поступкам, а не по словам судят о человеке.

-Ребята , а почему всегда нужно думать, прежде чем начать действовать? Поступок , как и слово, уже не вернуть. Поэтому главное- предвидеть последствия своих поступков и быть ответствен-

ным во всём.

Если кто-то обидел тебя , то плохой поступок совершил он, и это его беда, если кого- то обидел ты, то плохой поступок совершил ты,и это твоя беда. Обидели тебя , это горько , но это лучше, чем если обидел ты ! Умный размышляет именно так.

-Встаньте в круг. Перебрасывайте друг другу мяч. Можно бросать мяч по-доброму , т. е. по наклонной- так, чтобы его было легко поймать ( «добрый» мяч ),а можно кидать мяч по- злому , т. е. бросать резко, в лицо ,чтобы было трудно поймать («злой» мяч ). И в жизни всё можно делать по- доброму и по- злому. Конечно всем лучше, если по- доброму.

-Часто мы пытаемся решить свои проблемы по принципу «Око за око, глаз за глаз». Когда кто –то нас обижает , то обычно мы отвечаем ещё более сильной обидой . Если кто- нибудь нам угрожает , мы тоже реагируем угрозой на угрозу. Но мы с вами

 

убедились , что таким образом мы только усиливаем наши конфликты. Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад , признать и свою долю ответственности за возникновение этого конфликта и подать другому руку в знак примирения.

Прощай и не копи в душе зло.

Не торопись обижаться, подумай, не отвечай на обиду сразу.

Будь ответственным за свои поступки.

Хорошее помни, а плохое забывай.

Решай конфликты мирным путём.

 

Рассказ «Помнить и забывать»

 

Однажды странник гулял по лесу со знакомым мальчиком. Мальчик расшалился

и, пробегая по опушке, наступил на нору барсука и засыпал её. Рассерженный

барсук крикнул ему вслед, грозя лапой: «Я тебе это ещё припомню!»

Потом мальчик увидел в траве выпавшего из гнезда птенца сойки. Он бережно

взял его в ладони, вернул в гнездо. Мама- сойка сказала ему с благодарностью:

«Я тебе этого не забуду !»

Через какое-то время странник и мальчик вышли к реке. Мальчик решил перебраться на другой берег, прыгая по камням. Но он подскользнулся и упал в воду. Странник бросился в реку ему на помощь. Пролетавшая сойка увидела, в какую беду попал мальчик, схватила клювом его за шиворот и помогла держаться на

поверхности. Плывя к ним, странник подумал: «Хорошо, что мы умеем помнить!»

В это время проходил мимо барсук. Видя, что мальчика сносит течением, он бросил ему палку и помог выбраться на берег. Тогда странник, улыбаясь, подумал:

«Хорошо, что мы умеем забывать!»

 

 

 


 

Помочь детям жить в социуме: общаться, слушать и слышать окружающих; 2

Помочь детям жить в социуме: общаться, слушать и слышать окружающих; 2

Что такое бумеранг? Бумеранг - это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил

Что такое бумеранг? Бумеранг - это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил

Нужно помнить, что на этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки

Нужно помнить, что на этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки

Ведь обида разрушает жизнь. Есть русская пословица:

Ведь обида разрушает жизнь. Есть русская пословица:

Сейчас я хочу вас познакомить с одним очень интересным рассказом «Тысячецвет», который написала

Сейчас я хочу вас познакомить с одним очень интересным рассказом «Тысячецвет», который написала

Учитель. Ребята, ссоритесь ли вы со своими друзьями?

Учитель. Ребята, ссоритесь ли вы со своими друзьями?

Попробуй, вовремя остановиться когда взаимоотношения с близкими или друзьями накаляются до предела

Попробуй, вовремя остановиться когда взаимоотношения с близкими или друзьями накаляются до предела

Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом

Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом

Каждый из вас получает листок, –

Каждый из вас получает листок, –

Эту – не дам!.. 1 ученик. Как

Эту – не дам!.. 1 ученик. Как

Умение прощать ближнему и реагировать на обиды по-доброму в нашем обществе почти потеряно

Умение прощать ближнему и реагировать на обиды по-доброму в нашем обществе почти потеряно

Слушая внимательно рассказ, вы постарайтесь запомнить , какие эмоции переживали его герои и к чему это привело

Слушая внимательно рассказ, вы постарайтесь запомнить , какие эмоции переживали его герои и к чему это привело

Однажды странник гулял по лесу со знакомым мальчиком

Однажды странник гулял по лесу со знакомым мальчиком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2022