Упражнения на развитие речи
Одна из важнейших задач учителя русского языка и литературы – научить школьников серьезно относиться к своей речи, выработать у них привычку точно обозначать словом возникшее представление, искать единственно верное, нужное слово.
Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Работа по развитию речи многогранна. Учитель должен помочь детям овладеть богатствами родного языка, научить умело пользоваться ими в своей разнообразной речевой практике. В связи с этим одной из практических задач, которую предстоит сегодня решать каждому учителя является совершенствование урока русского языка с точки зрения его направленности на развитие речи школьников.
Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться регулярно и в системе.
Упражнения на развитие речи разделены на 5 групп:
- Упражнения на организацию работы в группах;
- Игровые формы упражнений;
- Упражнения, направленные на индивидуальную работу;
- Упражнения творческого характера;
- Инициативно-мотивационные.
На организацию групповой работы:
«Журналисты»
Делятся на 2 группы. Составляют репортаж с места событий, затем делятся своими составленными текстами со всем классом. 1 группа (представление в цирке), 2 группа (представление в театре).
Рассказы странствующих рыцарей (8 класс)
Ребята разбиваются на 2 группы. Даны изображения 2 замков. Нужно составить небольшие рассказы про эти замки. Начать ребята могут свой рассказ с того, что привело их к замку, как выглядело строение здания издалека, что увидели в самом замке, описать убранство замка.
Игровые методы:
Игра во фразеологическое лото
Смысл игры заключается в следующем: надо рассортировать слова так, чтобы получились фразеологические обороты. Объясните, что обозначает каждый фразеологический оборот.
МАЛ МАЛА |
РЕШЕТОМ |
ПЕРЕЛИВАТЬ |
ОБЛИЖЕШЬ |
КУДА ГЛАЗА ГЛЯДЯТ |
ПО ВЕТРУ |
КАК С ГУСЯ |
ПАРА |
ВО ВЕСЬ |
ГЛЯДЯТ |
КАК РЫБА |
МЕНЬШЕ |
СЕСТЬ В |
ЗЕМЛИ |
НА КРАЮ |
СЕРДЦЕ |
ДВА САПОГА |
В ВОДЕ |
ПАЛЬЧИКИ |
ДУХ |
СКРЕПЯ |
В ТЮТЕЛЬКУ |
ТЮТЕЛЬКА |
ИЗ ПУСТОГО В ПОРОЖНЕЕ |
СБОКУ |
В КАЛОШУ |
|
У РТА |
На индивидуальную работу:
Придумайте небольшую лингвистическую сказку на тему «Фразеологические обороты».
«Ищем закономерность»
По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила.
Образец: брать – брали, брал, брало, брала.
Взять, занять, начать, понять.
На творческие способности:
Найдите объяснение фразеологическим оборотам. Попробуйте их зарисовать. А теперь покажите, что обозначает каждый фразеологический оборот. (6 класс)
Клевать носом; идти в ногу со временем; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах; водить за нос.
«Рифма» (5 класс)
Подбор рифмы к словам. Кто больше подберёт.
Точка-…;
Конь -…;
Конфета -…;
Подушка - …;
Коллективное составление двустиший по готовой рифме (буриме):
На доске записаны пары рифмованных слов, к которым учащиеся подбирают сообща незатейливый текст.
________сидели _________человечки
________запели __________на печке
_________лягушка __________сестрички
_________подружка ___________косички
Инициативно-мотивационные:
Сравни китайские и русские пословицы.
Китайские пословицы.
Торопливым людям не хватает мудрости.
Лекарь лекаря не порочит.
Хочешь узнать человека - узнай, кто его друзья.
Слабого обижает, а сильного боится.
Написанное на бумаге и боги не сотрут.
Зонт готовь, когда ясная погода.
Двумя руками трудно схватить двух угрей.
Где нет деревьев, и полынь считается деревом.
Русские пословицы.
На безрыбье и рак рыба.
Поспешишь - людей насмешишь.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Молодец против овец, а против молодца сам овца.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Что написано пером - не вырубишь топором.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Разберите пословицу по членам предложения:
Ворон ворону глаз не выклюет.
Найди пословицы и поговорки на том иностранном языке, который ты изучаешь. Есть ли похожие в нашем языке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.