Методическая копилка по теме "Упражнения для развития речи"
Оценка 5

Методическая копилка по теме "Упражнения для развития речи"

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл—7 кл
13.01.2022
Методическая копилка по теме "Упражнения для развития речи"
В данной копилке собраны упражнения, которые направлены на развитие речи у школьников. Такую работу предлагается организовывать через разные иды деятельности.
Методическая копилка на тему _Упражнения для развития речи_.docx

Упражнения на развитие речи

Одна из важнейших задач учителя русского языка и литературы – научить школьников серьезно относиться к своей речи, выработать у них привычку точно обозначать словом возникшее представление, искать единственно верное, нужное слово.

Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.

Работа по развитию речи многогранна. Учитель должен помочь детям овладеть богатствами родного языка, научить умело пользоваться ими в своей разнообразной речевой практике. В связи с этим одной из практических задач, которую предстоит сегодня решать каждому учителя является совершенствование урока русского языка с точки зрения его направленности на развитие речи школьников.

Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться регулярно и в системе.

Упражнения на развитие речи разделены на 5 групп:

- Упражнения на организацию работы в группах;

- Игровые формы упражнений;

- Упражнения, направленные на индивидуальную работу;

- Упражнения творческого характера;

- Инициативно-мотивационные.

 

 

На организацию групповой работы:

«Журналисты»

Делятся на 2 группы. Составляют репортаж с места событий, затем делятся своими составленными текстами со всем классом. 1 группа (представление в цирке), 2 группа (представление в театре).

Рассказы странствующих рыцарей (8 класс)

Ребята разбиваются на 2 группы. Даны изображения 2 замков. Нужно составить небольшие рассказы про эти замки. Начать ребята могут свой рассказ с того, что привело их к замку, как выглядело строение здания издалека, что увидели в самом замке, описать убранство замка.

Игровые методы:

Игра во фразеологическое лото

Смысл игры заключается в следующем: надо рассортировать слова так, чтобы получились фразеологические обороты. Объясните, что обозначает каждый фразеологический оборот.

МАЛ МАЛА

РЕШЕТОМ

ПЕРЕЛИВАТЬ

ОБЛИЖЕШЬ

КУДА ГЛАЗА ГЛЯДЯТ

ПО ВЕТРУ

КАК С ГУСЯ

ПАРА

ВО ВЕСЬ

ГЛЯДЯТ

КАК РЫБА

МЕНЬШЕ

СЕСТЬ В

ЗЕМЛИ

НА КРАЮ

СЕРДЦЕ

ДВА САПОГА

В ВОДЕ

ПАЛЬЧИКИ

ДУХ

СКРЕПЯ

В ТЮТЕЛЬКУ

ТЮТЕЛЬКА

ИЗ ПУСТОГО В ПОРОЖНЕЕ

СБОКУ

В КАЛОШУ

 

У РТА

 

На индивидуальную работу:

Придумайте небольшую лингвистическую сказку на тему «Фразеологические обороты».

«Ищем закономерность»

По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила.

 Образец: брать – брали, брал, брало, брала.

 Взять, занять, начать, понять.

На творческие способности:

Найдите объяснение фразеологическим оборотам. Попробуйте их зарисовать. А теперь покажите, что обозначает каждый фразеологический оборот. (6 класс)

Клевать носом; идти в ногу со временем; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах; водить за нос.

«Рифма» (5 класс)

Подбор рифмы к словам. Кто больше подберёт.

Точка-…;

Конь -…;

Конфета -…;

Подушка - …;

Коллективное составление двустиший по готовой рифме (буриме):

На доске записаны пары рифмованных слов, к которым учащиеся подбирают сообща незатейливый текст.

________сидели _________человечки

________запели __________на печке

_________лягушка __________сестрички

_________подружка ___________косички

Инициативно-мотивационные:

Сравни китайские и русские пословицы.

Китайские пословицы.

Торопливым людям не хватает мудрости.

Лекарь лекаря не порочит.

Хочешь узнать человека - узнай, кто его друзья.

Слабого обижает, а сильного боится.

Написанное на бумаге и боги не сотрут.

Зонт готовь, когда ясная погода.

Двумя руками трудно схватить двух угрей.

Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

Русские пословицы.

На безрыбье и рак рыба.

Поспешишь - людей насмешишь.

Ворон ворону глаз не выклюет.

Молодец против овец, а против молодца сам овца.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Что написано пером - не вырубишь топором.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Разберите пословицу по членам предложения:

Ворон ворону глаз не выклюет.

 

Найди пословицы и поговорки на том иностранном языке, который ты изучаешь. Есть ли похожие в нашем языке?

 

 

 


 

Упражнения на развитие речи

Упражнения на развитие речи

Рассказы странствующих рыцарей (8 класс)

Рассказы странствующих рыцарей (8 класс)

Игровые методы: Игра во фразеологическое лото

Игровые методы: Игра во фразеологическое лото

Придумайте небольшую лингвистическую сказку на тему «Фразеологические обороты»

Придумайте небольшую лингвистическую сказку на тему «Фразеологические обороты»

Лекарь лекаря не порочит. Хочешь узнать человека - узнай, кто его друзья

Лекарь лекаря не порочит. Хочешь узнать человека - узнай, кто его друзья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022