"Методическая лаборатория" (игры по формированию математических представлений старших дошкольников)

  • docx
  • 14.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая лаборатория.docx

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию игры, которые направлены на формирование математических представлений.

 

«Конструирование предметов окружающего мира на основе

фантограммы с использованием геометрических фигур».

Цель игры: активизация умственных процессов в развитии творческого потенциала ребёнка; формирование способности создания неизвестного раннее продукта с помощью геометрических фигур, используя приемы моделирования:

Ожидаемые результаты этой игры: развитие нетривиальной логики у детей в процессе работы с фантограммой, развитие вербального и невербального воображения.

Алгоритм игры:

1.Выбрать геометрическую фигуру.

2.Произвести видоизменения геометрической фигуры с помощью приемов, заданных в таблице по горизонтали:

а) увеличить или уменьшить;

б) разъединить или соединить;

в) удлинить;

г) заменить другой фигурой;

д) изменить количественный показатель заданной фигуры.

3.Выбрать объект или предмет окружающей среды.

4.Смоделировать выбранный объект или предмет окружающей среды с помощью того количества измененных геометрических фигур, которое получилось в процессе работы.

5.Создать собственный объект или предмет с помощью измененной геометрической фигуры.

Предложенная технология - алгоритм решения изобретательных задач, решение проблемных ситуаций.

Приёмы изменения

Конкрет-

ные пока-

затели

Увеличить, уменьшить

 

 

 

 


Соединить, разъединить

удлинить

 

Заменить другой фигурой

Изменить количественный показатель

Созданный предмет

Вымышленный предмет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приёмы изменения

Конкрет-

ные пока-

затели

Увеличить, уменьшить

 

 

 

 


Соединить, разъединить

удлинить

 

Заменить другой фигурой

Изменить количественный показатель

Созданный предмет

Вымышленный предмет

 

 

 

 

 


робот

 

 

 

 


 

 

«Математическая веревочка».

Цель: формировать у детей умение работать слаженно, подчиняясь одной задаче, учить детей договариваться и согласованно строить результат.

Правила: после чтения четверостишья, следует отгадка, игроки перестраиваются в заданную геометрическую фигуру.

Он похож на колесо,

А еще на букву О.

 

Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте, дети, дружно –

Получился бы ... (овал)

 

Есть такой предмет - угольник,

И всё это – (треугольник)

 

Пришёл из школы старший брат,

Из спичек выложил (квадрат).

 

Смотрите, ровная какая,

Это линия- (прямая).

 

Передо мной бумаги лист,

До чего ж он бел и чист.

Фломастером ткнёшь посредине листочка

И на листе получается….(точка)

 

Треугольник, круг, квадрат,

Тем фигурам каждый рад.

Различить их с вами сможем.

Мы без них никак не можем.

 

«Цепочка»

Цель: формирование навыков у детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах десяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Алгоритм игры:

У детей имеется игровой материал: квадратные карточки с числами и круглые карточки с заданиями на сложение или вычитание чисел.

Первый вариант игры:

Первый игрок выставляет карточку с любым числом в пределах 5 в пустой квадрат. Второй игрок решает все примеры по периметру, заполняя пустые квадраты числовыми карточками, и подходит к исходному квадрату. Затем ход переходит к первому игроку, и он завершает это упражнение, решив примеры в кругу. Если второй игрок не ошибся при выставлении карточки, то он получает очко, а если ошибся, то теряет очко. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Второй вариант игры:

Первый игрок задаёт число, следующий решает первый пример, второй решает второй пример, и так, пока не выполнят все задания.

 

Следующий прием связан с формированием символической функции сознания у дошкольников, развития мышления и знаковой символической деятельностью.

На первом этапе я знакомлю детей с графическими символами.

Второй этап называется «комментированное письмо», на котором дети учатся писать под мою диктовку графическими символами.

И на последнем этапе, при повторном чтении, дети контролируют правильность выполненного задания, обводя каждое высказывание кружком.

Это выглядит так.

- Я иду в школу.

-Я пойду по дороге.

-Перейду через мост.

-Дойду до остановки.

- Сойду с троллейбуса.

-Обойду остановку.

- Подойду к школе.

-Зайду в школу.

-Выйду из школы.

 

В качестве примера я  продемонстрирую использование игровых технологий, формирующих умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

Я показываю два множества и прошу определить, в каком из них больше элементов. Большинство детей считает, что множество В больше множества А. Даю всем детям высказать свое мнение.

Затем путем исключения элементов приходим к выводу, что множества А и В равны. Дети себя чувствуют математиками, способные решать трудные математические задания.

 

 

А={              К                 }

 

B={                     K       }

 

A={     O     }

 


B={O                           }

 

A={     O     }

 

B={O                             }