Методическая наработка Соколовой И.В.
Ритм в рисунке.
Ритм в рисунке — это художественный приём, который помогает создавать гармоничные и выразительные композиции. Он основан на повторении и чередовании элементов, таких как линии, формы, цвета и текстуры. Это важный прием организации полотен называется ритмичность. Ритм позволяет гармонично встроить в картину множество деталей и помогает облегчить восприятие зрителю. Посмотрим на картины где хорошо просматриваются вида ритма и обсудим примеры.Ритм помогает оптимально вписать все детали в пространство картины. Не во всех картинах есть четкий ритм. Например, в портретах и простых композициях его может не быть. Но чем больше деталей и персонажей, тем важнее для художника правильно их организовать, чтобы облегчить зрителю восприятие. Ритм легко воспринимается человеком на подсознательном уровне. Ритм — это основа жизни. Смена времен года и времени суток, ритмы биения сердца и дыхания, музыкальные и другие ритмы окружают нас и являются неотъемлемой частью жизни, поэтому мы легко считываем ритм и визуально.
В работе Нестерова
«Видение отроку Варфоломею» художник изобразил встречу отрока Варфоломея (будущего
Сергия Радонежского) с неким монахом, черноризцем, который кажется ангелом.
Хрупкий мальчик только начинает жизнь, а человек в черном — уже седобородый
старец, который многое познал и символизирует завершение жизни.▪️
Здесь можно проследить несколько внутренних смысловых ритмов. Старец стоит на
фоне мощного дуба, а за спиной отрока еще совсем тонкие деревца. На переднем
плане ближе к отроку выписан молодой побег елки, а у ног старца из земли торчит
мощный сухой сук.▪️ Двойной числовой ритм повторяется и в других
элементах: два холма на заднем плане, два сарая, церковь тоже состоит из двух
частей, а на крыше два купола.
Ритм может быть
построен не на уподоблении, а на контрасте — когда формы в картине резко
контрастируют друг с другом. Давайте посмотрим, в каких работах можно это
увидеть.В работе Давида «Клятва Горациев» трехчастное деление полотна. Оно
задано архитектурным задником из трех арок и тремя группами людей. Две —
активные мужские группы, которые контрастируют с задником, а третья — относительно
пассивная и состоящая из женщин. Эта группа, наоборот, повторяет плавный ритм
задника, но контрастирует с мужчинами.▪️ Мужчины слева с копьями в
шлемах — это сыновья. Они стоят в активной позе, выставив ноги и подняв руки, и
клянутся отцу отомстить врагам. Отец, принимая клятву, повторяет позу сыновей.▪️
А женская группа олицетворяет полную пассивность — они покорно принимают
судьбу, понимая, что кто-то из мужчин может пострадать или погибнуть.
В большом полотне
Сурикова «Утро стрелецкой казни» задействовано много разных композиционных
приемов, среди которых и контраст форм. Это контраст двух групп: решимость,
строгость и упорядоченность власти противостоит по форме и цвету народной
стихийной группе стрельцов.▪️ Слева стрельцов с семьями ведут на казнь
— они одеты в яркую народную одежду и изображены неупорядоченной, эмоциональной
массой на фоне полихромного храма Василия Блаженного, который тоже состоит из
одиннадцати отдельных частей — приделов.▪️ С этой частью картины
контрастирует малочисленная группа власти — они даны на фоне строго
упорядоченной Кремлевской стены, стоят спокойно друг за другом, без всякого
порыва, и изображены уже в европейской одежде.
шпаргалка с композиционными приемами
✔️ Формат
✔️ Статическая и динамическая композиции
✔️ Простые геометрические фигуры в основе композиции
✔️ Правило третей
✔️ Передний, средний и задний планы
✔️ Ритмическая организация
✔️ Колористическое решениеРитм в рисунке — это художественный приём, который помогает создавать гармоничные и выразительные композиции. Он основан на повторении и чередовании элементов, таких как линии, формы, цвета и текстуры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.