Методическая помощь учителя-наставника молодым педагогам"

  • docx
  • 29.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье описан педагогический опыт учителя-дефектолога, педагога-наставника, методическая помощь молодым педагогам.
Иконка файла материала АНДРЕЕВА Г.С. МОКУ С(К)ОШ-И№34.docx

Статья «Методическая помощь учителя-наставника молодым педагогам»

 

Андреева   Галина Спиридоновна,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории,

МОКУ С(К)ОШ-И №34 г. Якутска

 Почетный работник общего образования РФ, 

Отличник образования РС(Я).

 

Профессия педагога одна из важнейших в современном мире и является маяком, ориентиром  в будущее. Наставничество - это  эффективный механизм повышения профессионального мастерства педагогов,  формирования системы передачи педагогического опыта, знаний  молодым педагогам.

Существенный вклад в разработку исследования роли наставника в профессиональном становлении молодого учителя раскрыты в трудах Ю.В. Кричевского, О.Е. Лебедева, А.А. Мезенцева,  В.А. Сухомлинского и др.

Современные процессы в образовании определяют необходимость более широкого применения наставничества, а также совершенствование его форм и инструментов. Овладеть современными профессиональными компетентностями, как показывает практика, хорошо помогает наставничество.

Наставничество - это одна из высших ступеней профессиональной деятельности каждого педагога. Чтобы стать наставником, нужно осознать весь свой профессиональный и личный опыт.

В этой статье мне  бы хотелось  поделиться своим опытом педагогического пути учителя-наставника. Прошло 37  лет с моего первого дня педагогической деятельности  учителем начальных классов в СОШ №18 г. Нерюнгри.

В далеком 1993 году, 30 лет назад,  я пришла  молодым  учителем начальных классов в СКОШ  №34 для детей с ЗПР (сейчас МОКУ (К) ОШ-И №34).

Большую роль в становлении учителя-наставника играет его первый наставник в педагогическом пути. Олимпиада Еремеевна Алексеева, Заслуженный учитель Р(С)Я, Учитель учителей, являлась  моим  руководителем,  учителем-наставником, человеком, ведущим  впервые  меня в   мир детей с особыми образовательными потребностями.  Она помогала нам, молодым педагогам,  своими мудрыми советами,  методическими рекомендациями, вдохновляла нас, внушала  веру в свои силы, выделяя лучшие качества,  индивидуальные возможности  каждого из нас. Это очень помогло моему  методическому развитию, профессиональному росту, как учителя начальных классов, учителя-дефектолога, педагога-наставника.

Одним из приоритетных направлений   развития нашей школы-интерната всегда являлось  развитие наставничества молодых педагогов.

За   время работы руководителем методического объединения учителей начальных классов,  в качестве заместителя директора по УМР    большое внимание  я уделяла профессиональному и методическому росту  молодых учителей. Оказывала педагогам методическую помощь по применению новых инновационных образовательных технологий.  Впервые  в республике  в условиях коррекционной школы была успешно внедрена технология ДЕМСОС. Результатом данной работы стал выпуск  методического пособия «Технология ДЕМСОС в условиях коррекционной школы». Проводила индивидуальные консультации учителей начальных классов по разработке  и реализации АООП НОО ФГОС.

Являясь куратором по ОЭР,   координатором  здоровьесберегающих общешкольных  проектов  «Садовая терапия как одно из психолого-педагогических условий создания социально-адаптационной и лечебно-оздоровительной модели Школы-сада», «Школа здоровья – комплексная психолого-педагогическая реабилитация  и социальная адаптация детей-инвалидов с ДЦП», социально-педагогического, профориентационного  проекта «По ступенькам будущего»,  активно участвовала в реализации инновационной деятельности школы-интерната.  Способствовала созданию оптимальных условий для научно-исследовательской, творческой деятельности педагогов школы-интерната. Проводила  научно-методические семинары для педагогов, оказывала   научно-методическую помощь в реализации здоровьесберегающих технологий, педагогических проектов, консультировала молодых педагогов  по разработке и реализации детских проектов.

Самым плодотворным и интересным этапом моей наставнической деятельности является «Школа молодого педагога», которым я руководила в течение десяти лет. Разработала  комплексно-целевую  программу помощи молодым педагогам «Адаптация молодых педагогов в условиях коррекционной школы-интерната», целью которой является  создание  условий для формирования эффективной системы методической поддержки молодых педагогов.

Организовала  семинары-практикумы, проводила мастер-класс, оказывала методическую помощь молодым педагогам по организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Молодые педагоги активно и успешно участвовали в педагогических мероприятиях города и республики.   Провела  Деловую   игру  молодых педагогов коррекционных школ города по теме «Личность молодого педагога в современной школе», где приняли участие 22  молодых педагогов из 4 коррекционных  школ города.

Мне очень отрадно, что первые члены Школы молодого педагога    Васильева Т.Н.,  Иванова-Сивцева О.М., Корнилова А.А., Алексеева М.В., Осипова В.Н.  успешно продолжают работать в нашей школе-интернате, теперь сами делятся своим положительным опытом работы с детьми с ОВЗ с молодыми коллегами.

Также за время работы в школе-интернате реализовала индивидуальное наставничество с молодыми педагогами. Являлась наставником учителя математики Васильевой Т.Н., учителя начальных классов Федоровой Н.Г., учителей-логопедов Заборовской А.П., Слепцовой С.А. и др. В своей наставнической деятельности всегда уделяла большое внимание молодых педагогов на самообразование. Моей целью была поддержка и установка молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков, взаимное сотрудничество на пути профессионального становления.

Совместно с молодым педагогом разрабатывали индивидуальную образовательную траекторию, составляли план профессионального развития. Горжусь профессиональным и личностным ростом молодого учителя Васильевой ТН., которая стала обладателем знака «Надежда Якутии».

Одной из эффективных форм  передачи знаний и умений учителей-наставников,  организации методической работы является Творческая мастерская педагога. В данное время продолжаю свою наставническую деятельность и являюсь руководителем Творческой мастерской педагога-наставника.

 Навстречу Году педагога и наставника в школе-интернате под руководством директора Астановой Ольги Васильевны мною был разработан общешкольный проект «Творческая  мастерская педагога-наставника». 

Девять   педагогов с многолетним педагогическим и административным  опытом работы в сфере коррекционного образования стали членами Творческой  мастерской.    Данный  проект  реализуется с сентября месяца этого учебного года  в рамках методической, инновационной деятельности школы-интерната, в тесном взаимодействии с зам. директора по содержанию Николаевой В.В.    

         Целями проекта являются: повышение профессиональной компетентности  молодых   и вновь прибывших   педагогов  школы-интерната  для   их  успешной адаптации, творческой  самореализации; создание   эффективной системы поддержки педагогов-наставников для    обобщения  и  транслирования их  инновационного опыта в сфере коррекционного образования.

Проект реализуется по 3 направлениям: комплексная  методическая, консультативная помощь, психолого-педагогическая поддержка   молодых   и вновь прибывших  педагогов; изучение, обобщение и распространение инновационного,  коррекционно-педагогического опыта педагогов-наставников; сетевое взаимодействие  с другими образовательными, государственными учреждениями,  общественными организациями.

Вношу свой вклад в создание   эффективной системы поддержки педагогов-наставников для    обобщения  и  транслирования  инновационного опыта в сфере коррекционного образования.   Приняла  участие в организации  для молодых и вновь прибывших педагогов  мастер-класса  «Проектная деятельность  с детьми с ОВЗ», форсайт-сессии «Цифровая трансформация структуры  СИПР и ИУП учащихся надомного обучения», круглого стола «Эффективные формы работы  с родителями детей с ОВЗ», учебно-методического семинара «Портфолио индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ в системе работы классного руководителя». В них 20 педагогов  школы-интерната распространили свой опыт работы.  По итогам мероприятий      для молодых педагогов  разработали  рекомендации, методический инструментарий,  дидактические (электронные) материалы.

В феврале  месяце с Никитиной С.А. организовали  Практикум  «Здоровьесберегающие  (коррекционные) технологии  в  работе с детьми с особыми образовательными потребностями», где приняли участие   10 молодых педагогов из  нашей школы-интерната  и 6 молодых педагогов ГКОУ РС(Я) РС(К)Ш-И. Провела здоровьесберегающую студию «Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ».

В рамках данного проекта также  оказываю консультативную,   методическую помощь   молодым и вновь прибывшим  педагогам  по  развитию профессиональной, информационной, коммуникативной компетенций.  В школьном сайте создали виртуальный  методический кабинет  педагога-наставника. Туда разместили свои методические разработки, которыми пользуются педагоги школы-интерната.

Реализация  проекта «Творческая мастерская педагога-наставника» позволило  не только помогать молодым специалистам, а поддержать и  самих педагогов-наставников, создать оптимальные   условия для дальнейшего развития и использования их потенциальных возможностей, развитию института наставничества в школе интернате. Положительные результаты дает профессиональное,  информационное   сотрудничество нас, учителей-наставников,   в процессе взаимодействия в рамках  творческой группы  и сетевого взаимодействия. 

Деятельность Творческой мастерской способствует  построению продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений сотрудничества  начинающих и опытных педагогов, помогает формированию профессионально-компетентной личности  молодого педагога, обобщению и распространению инновационного,  коррекционно-педагогического опыта педагогов-наставников.

          Как учитель-дефектолог, педагог-наставник также  провожу индивидуальные консультации для педагогов по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, делюсь с научно-методическими разработками. Разработаны  и внедрены авторские программы, программы инновационных проектов, коррекционно-развивающие дидактические игры, упражнения, созданы электронные копилки.   

Оказываю  методическую помощь педагогам, молодым специалистам школ города Якутска, республики.      Распространяю свой опыт работы среди коллег  на научно - практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах на федеральном, республиканском, муниципальном, школьном уровне. Провожу   открытые  занятия, мастер- классы,  семинары-практикумы,  индивидуальные консультации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Творческая мастерская  дала мне возможность проанализировать свой педагогический путь педагога-наставника, выделить  более интересные формы и методы  наставничества. Хороший результат дает сочетание всех видов наставничества: индивидуального, группового и т.д.

Считаю, что самое главное в наставнической деятельности это эффективное сотрудничество наставника и молодого педагога. Большое значение имеет совместный педагогический рост, интересные  творческие дела, которые раскрывают и развивают индивидуальные потенциальные  возможности, способности.

Очень важное составляющее  профессионального роста каждого педагога - это непрерывное самообразование, повышение своей профессиональной компетенции, развитие педагогического мастерства.

Мое кредо в педагогической деятельности «Дорогу осилит идущий, а знания мыслящий». Нужно находиться в постоянном творческом поиске, осваивать новые инновационные, здоровьесберегающие, информационные   технологии.

Главная награда в  работе – это удовлетворение от каждого  положительного результата в развитии детей с ОВЗ.  Мы вместе с молодыми коллегами, педагогами-наставниками   радуемся за успехи наших детей, делимся  опытом работы, поддерживаем друг друга, помогаем не только в педагогической деятельности, но и  в разных жизненных ситуациях. И это все в совокупности дает молодым педагогам, всем нам мотивацию дальше успешно работать, развиваться, совершать добрые дела, внести свой вклад в развитие коррекционного образования нашей родной республики.