Статья «Методическая помощь учителя-наставника молодым педагогам»
Андреева Галина Спиридоновна,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории,
МОКУ С(К)ОШ-И №34 г. Якутска
Почетный работник общего образования РФ,
Отличник образования РС(Я).
Профессия педагога одна из важнейших в современном мире и является маяком, ориентиром в будущее. Наставничество - это эффективный механизм повышения профессионального мастерства педагогов, формирования системы передачи педагогического опыта, знаний молодым педагогам.
Существенный вклад в разработку исследования роли наставника в профессиональном становлении молодого учителя раскрыты в трудах Ю.В. Кричевского, О.Е. Лебедева, А.А. Мезенцева, В.А. Сухомлинского и др.
Современные процессы в образовании определяют необходимость более широкого применения наставничества, а также совершенствование его форм и инструментов. Овладеть современными профессиональными компетентностями, как показывает практика, хорошо помогает наставничество.
Наставничество - это одна из высших ступеней профессиональной деятельности каждого педагога. Чтобы стать наставником, нужно осознать весь свой профессиональный и личный опыт.
В этой статье мне бы хотелось поделиться своим опытом педагогического пути учителя-наставника. Прошло 37 лет с моего первого дня педагогической деятельности учителем начальных классов в СОШ №18 г. Нерюнгри.
В далеком 1993 году, 30 лет назад, я пришла молодым учителем начальных классов в СКОШ №34 для детей с ЗПР (сейчас МОКУ (К) ОШ-И №34).
Большую роль в становлении учителя-наставника играет его первый наставник в педагогическом пути. Олимпиада Еремеевна Алексеева, Заслуженный учитель Р(С)Я, Учитель учителей, являлась моим руководителем, учителем-наставником, человеком, ведущим впервые меня в мир детей с особыми образовательными потребностями. Она помогала нам, молодым педагогам, своими мудрыми советами, методическими рекомендациями, вдохновляла нас, внушала веру в свои силы, выделяя лучшие качества, индивидуальные возможности каждого из нас. Это очень помогло моему методическому развитию, профессиональному росту, как учителя начальных классов, учителя-дефектолога, педагога-наставника.
Одним из приоритетных направлений развития нашей школы-интерната всегда являлось развитие наставничества молодых педагогов.
За время работы руководителем методического объединения учителей начальных классов, в качестве заместителя директора по УМР большое внимание я уделяла профессиональному и методическому росту молодых учителей. Оказывала педагогам методическую помощь по применению новых инновационных образовательных технологий. Впервые в республике в условиях коррекционной школы была успешно внедрена технология ДЕМСОС. Результатом данной работы стал выпуск методического пособия «Технология ДЕМСОС в условиях коррекционной школы». Проводила индивидуальные консультации учителей начальных классов по разработке и реализации АООП НОО ФГОС.
Являясь куратором по ОЭР, координатором здоровьесберегающих общешкольных проектов «Садовая терапия как одно из психолого-педагогических условий создания социально-адаптационной и лечебно-оздоровительной модели Школы-сада», «Школа здоровья – комплексная психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов с ДЦП», социально-педагогического, профориентационного проекта «По ступенькам будущего», активно участвовала в реализации инновационной деятельности школы-интерната. Способствовала созданию оптимальных условий для научно-исследовательской, творческой деятельности педагогов школы-интерната. Проводила научно-методические семинары для педагогов, оказывала научно-методическую помощь в реализации здоровьесберегающих технологий, педагогических проектов, консультировала молодых педагогов по разработке и реализации детских проектов.
Самым плодотворным и интересным этапом моей наставнической деятельности является «Школа молодого педагога», которым я руководила в течение десяти лет. Разработала комплексно-целевую программу помощи молодым педагогам «Адаптация молодых педагогов в условиях коррекционной школы-интерната», целью которой является создание условий для формирования эффективной системы методической поддержки молодых педагогов.
Организовала семинары-практикумы, проводила мастер-класс, оказывала методическую помощь молодым педагогам по организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Молодые педагоги активно и успешно участвовали в педагогических мероприятиях города и республики. Провела Деловую игру молодых педагогов коррекционных школ города по теме «Личность молодого педагога в современной школе», где приняли участие 22 молодых педагогов из 4 коррекционных школ города.
Мне очень отрадно, что первые члены Школы молодого педагога Васильева Т.Н., Иванова-Сивцева О.М., Корнилова А.А., Алексеева М.В., Осипова В.Н. успешно продолжают работать в нашей школе-интернате, теперь сами делятся своим положительным опытом работы с детьми с ОВЗ с молодыми коллегами.
Также за время работы в школе-интернате реализовала индивидуальное наставничество с молодыми педагогами. Являлась наставником учителя математики Васильевой Т.Н., учителя начальных классов Федоровой Н.Г., учителей-логопедов Заборовской А.П., Слепцовой С.А. и др. В своей наставнической деятельности всегда уделяла большое внимание молодых педагогов на самообразование. Моей целью была поддержка и установка молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков, взаимное сотрудничество на пути профессионального становления.
Совместно с молодым педагогом разрабатывали индивидуальную образовательную траекторию, составляли план профессионального развития. Горжусь профессиональным и личностным ростом молодого учителя Васильевой ТН., которая стала обладателем знака «Надежда Якутии».
Одной из эффективных форм передачи знаний и умений учителей-наставников, организации методической работы является Творческая мастерская педагога. В данное время продолжаю свою наставническую деятельность и являюсь руководителем Творческой мастерской педагога-наставника.
Навстречу Году педагога и наставника в школе-интернате под руководством директора Астановой Ольги Васильевны мною был разработан общешкольный проект «Творческая мастерская педагога-наставника».
Девять педагогов с многолетним педагогическим и административным опытом работы в сфере коррекционного образования стали членами Творческой мастерской. Данный проект реализуется с сентября месяца этого учебного года в рамках методической, инновационной деятельности школы-интерната, в тесном взаимодействии с зам. директора по содержанию Николаевой В.В.
Целями проекта являются: повышение профессиональной компетентности молодых и вновь прибывших педагогов школы-интерната для их успешной адаптации, творческой самореализации; создание эффективной системы поддержки педагогов-наставников для обобщения и транслирования их инновационного опыта в сфере коррекционного образования.
Проект реализуется по 3 направлениям: комплексная методическая, консультативная помощь, психолого-педагогическая поддержка молодых и вновь прибывших педагогов; изучение, обобщение и распространение инновационного, коррекционно-педагогического опыта педагогов-наставников; сетевое взаимодействие с другими образовательными, государственными учреждениями, общественными организациями.
Вношу свой вклад в создание эффективной системы поддержки педагогов-наставников для обобщения и транслирования инновационного опыта в сфере коррекционного образования. Приняла участие в организации для молодых и вновь прибывших педагогов мастер-класса «Проектная деятельность с детьми с ОВЗ», форсайт-сессии «Цифровая трансформация структуры СИПР и ИУП учащихся надомного обучения», круглого стола «Эффективные формы работы с родителями детей с ОВЗ», учебно-методического семинара «Портфолио индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ в системе работы классного руководителя». В них 20 педагогов школы-интерната распространили свой опыт работы. По итогам мероприятий для молодых педагогов разработали рекомендации, методический инструментарий, дидактические (электронные) материалы.
В феврале месяце с Никитиной С.А. организовали Практикум «Здоровьесберегающие (коррекционные) технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями», где приняли участие 10 молодых педагогов из нашей школы-интерната и 6 молодых педагогов ГКОУ РС(Я) РС(К)Ш-И. Провела здоровьесберегающую студию «Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ».
В рамках данного проекта также оказываю консультативную, методическую помощь молодым и вновь прибывшим педагогам по развитию профессиональной, информационной, коммуникативной компетенций. В школьном сайте создали виртуальный методический кабинет педагога-наставника. Туда разместили свои методические разработки, которыми пользуются педагоги школы-интерната.
Реализация проекта «Творческая мастерская педагога-наставника» позволило не только помогать молодым специалистам, а поддержать и самих педагогов-наставников, создать оптимальные условия для дальнейшего развития и использования их потенциальных возможностей, развитию института наставничества в школе интернате. Положительные результаты дает профессиональное, информационное сотрудничество нас, учителей-наставников, в процессе взаимодействия в рамках творческой группы и сетевого взаимодействия.
Деятельность Творческой мастерской способствует построению продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений сотрудничества начинающих и опытных педагогов, помогает формированию профессионально-компетентной личности молодого педагога, обобщению и распространению инновационного, коррекционно-педагогического опыта педагогов-наставников.
Как учитель-дефектолог, педагог-наставник также провожу индивидуальные консультации для педагогов по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, делюсь с научно-методическими разработками. Разработаны и внедрены авторские программы, программы инновационных проектов, коррекционно-развивающие дидактические игры, упражнения, созданы электронные копилки.
Оказываю методическую помощь педагогам, молодым специалистам школ города Якутска, республики. Распространяю свой опыт работы среди коллег на научно - практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах на федеральном, республиканском, муниципальном, школьном уровне. Провожу открытые занятия, мастер- классы, семинары-практикумы, индивидуальные консультации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Творческая мастерская дала мне возможность проанализировать свой педагогический путь педагога-наставника, выделить более интересные формы и методы наставничества. Хороший результат дает сочетание всех видов наставничества: индивидуального, группового и т.д.
Считаю, что самое главное в наставнической деятельности это эффективное сотрудничество наставника и молодого педагога. Большое значение имеет совместный педагогический рост, интересные творческие дела, которые раскрывают и развивают индивидуальные потенциальные возможности, способности.
Очень важное составляющее профессионального роста каждого педагога - это непрерывное самообразование, повышение своей профессиональной компетенции, развитие педагогического мастерства.
Мое кредо в педагогической деятельности «Дорогу осилит идущий, а знания мыслящий». Нужно находиться в постоянном творческом поиске, осваивать новые инновационные, здоровьесберегающие, информационные технологии.
Главная награда в работе – это удовлетворение от каждого положительного результата в развитии детей с ОВЗ. Мы вместе с молодыми коллегами, педагогами-наставниками радуемся за успехи наших детей, делимся опытом работы, поддерживаем друг друга, помогаем не только в педагогической деятельности, но и в разных жизненных ситуациях. И это все в совокупности дает молодым педагогам, всем нам мотивацию дальше успешно работать, развиваться, совершать добрые дела, внести свой вклад в развитие коррекционного образования нашей родной республики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.