Методическая помощь учителя-наставника молодым педагогам"
Оценка 4.8

Методическая помощь учителя-наставника молодым педагогам"

Оценка 4.8
docx
29.05.2023
Методическая помощь учителя-наставника молодым педагогам"
В данной статье описан педагогический опыт учителя-дефектолога, педагога-наставника, методическая помощь молодым педагогам.
АНДРЕЕВА Г.С. МОКУ С(К)ОШ-И№34.docx

Статья «Методическая помощь учителя-наставника молодым педагогам»

 

Андреева   Галина Спиридоновна,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории,

МОКУ С(К)ОШ-И №34 г. Якутска

 Почетный работник общего образования РФ, 

Отличник образования РС(Я).

 

Профессия педагога одна из важнейших в современном мире и является маяком, ориентиром  в будущее. Наставничество - это  эффективный механизм повышения профессионального мастерства педагогов,  формирования системы передачи педагогического опыта, знаний  молодым педагогам.

Существенный вклад в разработку исследования роли наставника в профессиональном становлении молодого учителя раскрыты в трудах Ю.В. Кричевского, О.Е. Лебедева, А.А. Мезенцева,  В.А. Сухомлинского и др.

Современные процессы в образовании определяют необходимость более широкого применения наставничества, а также совершенствование его форм и инструментов. Овладеть современными профессиональными компетентностями, как показывает практика, хорошо помогает наставничество.

Наставничество - это одна из высших ступеней профессиональной деятельности каждого педагога. Чтобы стать наставником, нужно осознать весь свой профессиональный и личный опыт.

В этой статье мне  бы хотелось  поделиться своим опытом педагогического пути учителя-наставника. Прошло 37  лет с моего первого дня педагогической деятельности  учителем начальных классов в СОШ №18 г. Нерюнгри.

В далеком 1993 году, 30 лет назад,  я пришла  молодым  учителем начальных классов в СКОШ  №34 для детей с ЗПР (сейчас МОКУ (К) ОШ-И №34).

Большую роль в становлении учителя-наставника играет его первый наставник в педагогическом пути. Олимпиада Еремеевна Алексеева, Заслуженный учитель Р(С)Я, Учитель учителей, являлась  моим  руководителем,  учителем-наставником, человеком, ведущим  впервые  меня в   мир детей с особыми образовательными потребностями.  Она помогала нам, молодым педагогам,  своими мудрыми советами,  методическими рекомендациями, вдохновляла нас, внушала  веру в свои силы, выделяя лучшие качества,  индивидуальные возможности  каждого из нас. Это очень помогло моему  методическому развитию, профессиональному росту, как учителя начальных классов, учителя-дефектолога, педагога-наставника.

Одним из приоритетных направлений   развития нашей школы-интерната всегда являлось  развитие наставничества молодых педагогов.

За   время работы руководителем методического объединения учителей начальных классов,  в качестве заместителя директора по УМР    большое внимание  я уделяла профессиональному и методическому росту  молодых учителей. Оказывала педагогам методическую помощь по применению новых инновационных образовательных технологий.  Впервые  в республике  в условиях коррекционной школы была успешно внедрена технология ДЕМСОС. Результатом данной работы стал выпуск  методического пособия «Технология ДЕМСОС в условиях коррекционной школы». Проводила индивидуальные консультации учителей начальных классов по разработке  и реализации АООП НОО ФГОС.

Являясь куратором по ОЭР,   координатором  здоровьесберегающих общешкольных  проектов  «Садовая терапия как одно из психолого-педагогических условий создания социально-адаптационной и лечебно-оздоровительной модели Школы-сада», «Школа здоровья – комплексная психолого-педагогическая реабилитация  и социальная адаптация детей-инвалидов с ДЦП», социально-педагогического, профориентационного  проекта «По ступенькам будущего»,  активно участвовала в реализации инновационной деятельности школы-интерната.  Способствовала созданию оптимальных условий для научно-исследовательской, творческой деятельности педагогов школы-интерната. Проводила  научно-методические семинары для педагогов, оказывала   научно-методическую помощь в реализации здоровьесберегающих технологий, педагогических проектов, консультировала молодых педагогов  по разработке и реализации детских проектов.

Самым плодотворным и интересным этапом моей наставнической деятельности является «Школа молодого педагога», которым я руководила в течение десяти лет. Разработала  комплексно-целевую  программу помощи молодым педагогам «Адаптация молодых педагогов в условиях коррекционной школы-интерната», целью которой является  создание  условий для формирования эффективной системы методической поддержки молодых педагогов.

Организовала  семинары-практикумы, проводила мастер-класс, оказывала методическую помощь молодым педагогам по организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Молодые педагоги активно и успешно участвовали в педагогических мероприятиях города и республики.   Провела  Деловую   игру  молодых педагогов коррекционных школ города по теме «Личность молодого педагога в современной школе», где приняли участие 22  молодых педагогов из 4 коррекционных  школ города.

Мне очень отрадно, что первые члены Школы молодого педагога    Васильева Т.Н.,  Иванова-Сивцева О.М., Корнилова А.А., Алексеева М.В., Осипова В.Н.  успешно продолжают работать в нашей школе-интернате, теперь сами делятся своим положительным опытом работы с детьми с ОВЗ с молодыми коллегами.

Также за время работы в школе-интернате реализовала индивидуальное наставничество с молодыми педагогами. Являлась наставником учителя математики Васильевой Т.Н., учителя начальных классов Федоровой Н.Г., учителей-логопедов Заборовской А.П., Слепцовой С.А. и др. В своей наставнической деятельности всегда уделяла большое внимание молодых педагогов на самообразование. Моей целью была поддержка и установка молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков, взаимное сотрудничество на пути профессионального становления.

Совместно с молодым педагогом разрабатывали индивидуальную образовательную траекторию, составляли план профессионального развития. Горжусь профессиональным и личностным ростом молодого учителя Васильевой ТН., которая стала обладателем знака «Надежда Якутии».

Одной из эффективных форм  передачи знаний и умений учителей-наставников,  организации методической работы является Творческая мастерская педагога. В данное время продолжаю свою наставническую деятельность и являюсь руководителем Творческой мастерской педагога-наставника.

 Навстречу Году педагога и наставника в школе-интернате под руководством директора Астановой Ольги Васильевны мною был разработан общешкольный проект «Творческая  мастерская педагога-наставника». 

Девять   педагогов с многолетним педагогическим и административным  опытом работы в сфере коррекционного образования стали членами Творческой  мастерской.    Данный  проект  реализуется с сентября месяца этого учебного года  в рамках методической, инновационной деятельности школы-интерната, в тесном взаимодействии с зам. директора по содержанию Николаевой В.В.    

         Целями проекта являются: повышение профессиональной компетентности  молодых   и вновь прибывших   педагогов  школы-интерната  для   их  успешной адаптации, творческой  самореализации; создание   эффективной системы поддержки педагогов-наставников для    обобщения  и  транслирования их  инновационного опыта в сфере коррекционного образования.

Проект реализуется по 3 направлениям: комплексная  методическая, консультативная помощь, психолого-педагогическая поддержка   молодых   и вновь прибывших  педагогов; изучение, обобщение и распространение инновационного,  коррекционно-педагогического опыта педагогов-наставников; сетевое взаимодействие  с другими образовательными, государственными учреждениями,  общественными организациями.

Вношу свой вклад в создание   эффективной системы поддержки педагогов-наставников для    обобщения  и  транслирования  инновационного опыта в сфере коррекционного образования.   Приняла  участие в организации  для молодых и вновь прибывших педагогов  мастер-класса  «Проектная деятельность  с детьми с ОВЗ», форсайт-сессии «Цифровая трансформация структуры  СИПР и ИУП учащихся надомного обучения», круглого стола «Эффективные формы работы  с родителями детей с ОВЗ», учебно-методического семинара «Портфолио индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ в системе работы классного руководителя». В них 20 педагогов  школы-интерната распространили свой опыт работы.  По итогам мероприятий      для молодых педагогов  разработали  рекомендации, методический инструментарий,  дидактические (электронные) материалы.

В феврале  месяце с Никитиной С.А. организовали  Практикум  «Здоровьесберегающие  (коррекционные) технологии  в  работе с детьми с особыми образовательными потребностями», где приняли участие   10 молодых педагогов из  нашей школы-интерната  и 6 молодых педагогов ГКОУ РС(Я) РС(К)Ш-И. Провела здоровьесберегающую студию «Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ».

В рамках данного проекта также  оказываю консультативную,   методическую помощь   молодым и вновь прибывшим  педагогам  по  развитию профессиональной, информационной, коммуникативной компетенций.  В школьном сайте создали виртуальный  методический кабинет  педагога-наставника. Туда разместили свои методические разработки, которыми пользуются педагоги школы-интерната.

Реализация  проекта «Творческая мастерская педагога-наставника» позволило  не только помогать молодым специалистам, а поддержать и  самих педагогов-наставников, создать оптимальные   условия для дальнейшего развития и использования их потенциальных возможностей, развитию института наставничества в школе интернате. Положительные результаты дает профессиональное,  информационное   сотрудничество нас, учителей-наставников,   в процессе взаимодействия в рамках  творческой группы  и сетевого взаимодействия. 

Деятельность Творческой мастерской способствует  построению продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений сотрудничества  начинающих и опытных педагогов, помогает формированию профессионально-компетентной личности  молодого педагога, обобщению и распространению инновационного,  коррекционно-педагогического опыта педагогов-наставников.

          Как учитель-дефектолог, педагог-наставник также  провожу индивидуальные консультации для педагогов по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, делюсь с научно-методическими разработками. Разработаны  и внедрены авторские программы, программы инновационных проектов, коррекционно-развивающие дидактические игры, упражнения, созданы электронные копилки.   

Оказываю  методическую помощь педагогам, молодым специалистам школ города Якутска, республики.      Распространяю свой опыт работы среди коллег  на научно - практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах на федеральном, республиканском, муниципальном, школьном уровне. Провожу   открытые  занятия, мастер- классы,  семинары-практикумы,  индивидуальные консультации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Творческая мастерская  дала мне возможность проанализировать свой педагогический путь педагога-наставника, выделить  более интересные формы и методы  наставничества. Хороший результат дает сочетание всех видов наставничества: индивидуального, группового и т.д.

Считаю, что самое главное в наставнической деятельности это эффективное сотрудничество наставника и молодого педагога. Большое значение имеет совместный педагогический рост, интересные  творческие дела, которые раскрывают и развивают индивидуальные потенциальные  возможности, способности.

Очень важное составляющее  профессионального роста каждого педагога - это непрерывное самообразование, повышение своей профессиональной компетенции, развитие педагогического мастерства.

Мое кредо в педагогической деятельности «Дорогу осилит идущий, а знания мыслящий». Нужно находиться в постоянном творческом поиске, осваивать новые инновационные, здоровьесберегающие, информационные   технологии.

Главная награда в  работе – это удовлетворение от каждого  положительного результата в развитии детей с ОВЗ.  Мы вместе с молодыми коллегами, педагогами-наставниками   радуемся за успехи наших детей, делимся  опытом работы, поддерживаем друг друга, помогаем не только в педагогической деятельности, но и  в разных жизненных ситуациях. И это все в совокупности дает молодым педагогам, всем нам мотивацию дальше успешно работать, развиваться, совершать добрые дела, внести свой вклад в развитие коррекционного образования нашей родной республики.

 


 

Статья «Методическая помощь учителя-наставника молодым педагогам»

Статья «Методическая помощь учителя-наставника молодым педагогам»

Оказывала педагогам методическую помощь по применению новых инновационных образовательных технологий

Оказывала педагогам методическую помощь по применению новых инновационных образовательных технологий

Заборовской А.П., Слепцовой С

Заборовской А.П., Слепцовой С

По итогам мероприятий для молодых педагогов разработали рекомендации, методический инструментарий, дидактические (электронные) материалы

По итогам мероприятий для молодых педагогов разработали рекомендации, методический инструментарий, дидактические (электронные) материалы

Творческая мастерская дала мне возможность проанализировать свой педагогический путь педагога-наставника, выделить более интересные формы и методы наставничества

Творческая мастерская дала мне возможность проанализировать свой педагогический путь педагога-наставника, выделить более интересные формы и методы наставничества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2023