Стратегия «Чтение с остановками»
как один из способов развития мотивации
к чтению
Одной из наиболее популярных и эффективных стратегий для достижения поставленных технологией РКМЧП целей является «Чтение с остановками». Специфика этой стратегии заключается в том, что, читая текст, ученик знакомится с ним медленно, постоянно возвращаясь к предыдущей информации, анализируя ее, сопоставляя не только с тем опытом, который представлен автором, но и со своим личным. Идея медленного, а следовательно, вдумчивого чтения реализуется через особую форму организации материала: художественный текст разбивается учителем на небольшие фрагменты, чтение которых происходит индивидуально и с остановками для фронтального обсуждения прочитанного.
Работа с каждым фрагментом текста проходит в 3 этапа, которые отражают базовую модель технологии: «Вызов – Реализация смысла – Рефлексия». Стадия вызова способствует тому, чтобы читатель настроился на процесс чтения, поставил перед собой конкретные цели, заинтересовался именно предложенным произведением. Стадия реализации смысла предполагает непосредственное знакомство с художественным произведением. На стадии рефлексии происходит осмысление прочитанного, оценка изображенной автором ситуации, поступков героев.
Таким образом, к каждой части текста перед ее прочтением делается «вызов», а после чтения учащиеся рефлексируют, при этом они не просто воспроизводят прочитанное, а анализируют ситуацию с точки зрения всех возможных путей ее решения. Стратегия «Чтение с остановками» позволяет реализовать идею медленного чтения с глубоким осмыслением происходящего, фиксировать свои ощущения, эмоции, мысли, делиться субъективными переживаниями с другими и обогащать свое восприятие произведения за счет мнений окружающих.
Чтобы достичь поставленных целей, учителю необходим особый методический инструмент. В логике стратегии «Чтение с остановками» им являются вопросы, которые педагог задает до и после чтения каждого фрагмента и текста в целом.
Следует иметь в виду, что не каждый вопрос, заданный учителем, способствует формированию мыслительных навыков и мотивационной базы учеников. Необходимо задавать такие вопросы, которые были бы направлены на развитие, а не на воспроизведение.
Немаловажную роль играет рефлексия, организованная после чтения всего текста. Для полного осмысления идеи произведения педагог может использовать целый спектр методических приемов: эссе, дискуссии, синквейны. Выбор формы рефлексии зависит от специфики текста и характера поставленной в нем проблемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.