Возможности
технологии
«Развитие критического мышления через чтение
и письмо» в формировании ключевых
компетентностей учащихся
Одной из технологий, предоставляющих возможность перехода от репродуктивной деятельности учащихся к продуктивной и способствующих становлению ключевых компетентностей учащихся, является «надпредметная» педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее – РКМЧП).
Авторы технологии РКМЧП, американские педагоги К. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл, опирались на идеи философов, психологов и педагогов всего мира (Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского). В самом названии технологии указана значимость процессов чтения и письма для развития критического мышления. «Чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и студентов эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости»1.
Под критическим мышлением понимается «открытое мышление, не принимающее никаких догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт»2. По мнению Д. Халперн, чтобы обучающийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, важно развить ряд качеств, среди которых выделяются: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание и поиск компромиссных решений3. В основе технологии РКМЧП – базовая модель, состоящая из трех этапов:
· стадии вызова;
· смысловой стадии;
· стадии рефлексии.
На стадии вызова происходит обращение обучающегося к личному опыту, обмен информацией, собственная информация подвергается сомнению. Первая стадия – это этап целеполагания, на котором каждый обучающийся формулирует свои цели вне зависимости от целей учителя и остальных учеников: им обозначается вопрос, на который он хочет получить ответ. Учитель же дает ему инструментарий, с помощью которого учащийся будет «продвигать» свои цели.
Здесь важно отметить, что постановка цели обучения и способность ее формулировать относятся к организационным способам деятельности, которые включают умения целеполагания и являются (вместе с другими способами деятельности, а именно: познавательно-информационными, коммуникативными) принадлежностью всех ключевых компетентностей.
Таким образом, деятельность педагога на стадии вызова направлена на актуализацию у обучающихся имеющихся знаний по изучаемой теме, активизацию их деятельности и мотивацию к дальнейшей работе. С этой целью учитель использует такие технологические приемы, как составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам, кластер, набор верных и неверных утверждений и т. д. Процесс целеполагания связан с видением учеником перспективы реализации поставленной им цели. Пробно-поисковый характер технологии РКМЧП создает поле для собственного апробирования целевого маршрута учащимися, их самореализации, а значит, выступает как способ выстраивания содержания обучения, содействующего встрече ученика с самим собой. А это напрямую связано с использованием гуманитарного потенциала технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», позволяющего ученику раскрыть свой творческий потенциал и развиваться сообразно своим целям.
На смысловой стадии ученики знакомятся с новой информацией, ищут ответы на вопросы, поставленные на стадии вызова, и корректируют свои цели с учетом поступающего к ним нового информационного материала. Чтобы сохранить интерес к изучаемой теме, ее активное восприятие, способствовать постепенному продвижению учащихся от знания «старого» к знанию «новому», на второй стадии используются следующие технологические приемы: ИНСЕРТ/INSERT (interactive noting system for effective reading and thinking – интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления, представляющая собой маркировку текста условными значками по ходу чтения, восприятия изучаемого материала), «двухчастный дневник», «трехчастный дневник» и т. д.
Технологические приемы, которые используются на смысловой стадии, направлены на освоение способов деятельности в сферах:
· информационной компетентности: поиск информации, необходимой для достижения поставленной цели; умение выделять главную мысль; способность работать с учебником и справочной литературой, таблицами и др.;
· познавательной компетентности: умение сравнивать различные объекты, классифицировать, видеть закономерности и др.;
· коммуникативной компетентности: умение работать с разными вопросами, участвовать в дискуссии, беседе; способность слушать и слышать других, взаимодействовать и др.
На стадии рефлексии учащиеся обращаются к первоначальным записям и предположениям, дополняют их, выполняют исследовательские, творческие задания на основе изученного материала. Размышляя над новой информацией, полученной на смысловой стадии, и соотнося ее со своим личным опытом, обучающиеся выходят на более глубокое понимание изученного (а глубина понимания у каждого своя), ставят новые цели. Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности на уроке позволяет решить одну из основных задач современного урока – устранение отчужденности школьника от диагностики целеполагания. Важность стадии рефлексии заключается в том, что учителем создаются условия, при которых становится возможным преобразование обучающимися полученной на уроке информации в личностное знание. «Личностное знание, равно как и личностное понимание, представляет собой не только использование усвоенного, прочитанного в качестве некоторой „ценности”, но знание и понимание в смысле участия понимаемого в своей жизни»4.
Поскольку на стадии рефлексии изучаемый материал подвергается анализу, систематизации, классификации, устанавливаются связи, взаимосвязи между объектами, и каждому ученику предоставляется возможность выразить собственное отношение к теме и оценить свою деятельность на уроке, происходит рождение нового знания как элемента личностного опыта.
Технологические приемы, используемые на стадии рефлексии (возврат к ключевым словам, верным, неверным утверждениям, заполнение таблиц, кластеров, создание синквейна, ответы на поставленные в начале урока вопросы, написание творческих работ, эссе и др.), способствуют освоению способов деятельности в сферах разных ключевых компетентностей.
Здесь необходимо указать на разницу между понятием «общие учебные умения и навыки» и понятием «компетентность». Все перечисленные умения и навыки как обобщенные способы деятельности, которые осваиваются учениками в школе, являются составляющими ключевых компетентностей, однако не сводятся к ним. Компетентность включает также и определенный круг знаний, и опыт деятельности, и ценностное отношение, и личностные качества (И. М. Осмоловская).
Система ценностей формируется, прежде всего, из отношения к природе и человеку. Осмысленный взгляд на природу определяется выбором соответствующей позиции: подчинения природе, гармонии с ней или подчинения природы. Какая позиция даст возможность ученику чувствовать себя в большей степени Человеком? Другой составляющей системы ценностей является отношение человека к человеку, причем не только к другому человеку или группе людей (к семье, друзьям), но и к самому себе. Свободный человек признает и принимает свободолюбие другого, уважающий себя человек относится с уважением к другому, его мнению, даже если оно противоречит собственным убеждениям. Активный человек определяет временной вектор своей жизни, способен дать объективную оценку прошлому и, живя в настоящем, планировать будущее, ориентироваться на него.
Очень важным для формирования ценностных ориентиров является умение задавать проблемные вопросы и желание найти на них ответы. Поиск ответов на поставленные вопросы приводит ученика к пониманию многомерности мира, осознанию того, что нельзя однозначно ответить на проблемный вопрос, могут быть разные варианты ответов.
У каждого педагога сформировано свое видение мира, которое он транслирует ученикам. Школьники интегрируют разные представления о мире и на их основе формируют свое видение. Но для того чтобы ученики могли сформировать собственную систему ценностей, педагогу нужно спроектировать условия, предоставляющие возможности выбора осмысленных решений и поступков, нравственного выбора в проблемных ситуациях, ситуациях общения. А использование технологии РКМЧП в практической педагогической деятельности только поможет учителю наполнить социализацию школьников культурным смыслом, обеспечить трансформацию культурных ценностей в мотивы поведения учеников в разных жизненных ситуациях.
Технология РКМЧП предоставляет учителю возможность работать на уроке с разными видами текстов: информационными, художественными и дискуссионными. «Чтение с остановками» – условное название стратегии по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. При выборе данной стратегии для работы с текстом учителю необходимо учесть следующее: текст не должен быть знаком учащимся (в противном случае теряется смысл и логика использования стратегии) и необходимо деление на части: помечается первая остановка, вторая и т. д. Вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности.
Таким образом, освоение учителями технологии РКМЧП открывает широкие возможности для развития ключевых компетентностей учащихся: общекультурной (познавательной и информационной), коммуникативной, социально-трудовой и компетентности в сфере личностного самоопределения. Сама базовая модель технологии РКМЧП, а также стратегии и приемы, используемые в ней, предоставляют учителю возможность развивать такие необходимые для жизни в современном информационном обществе компетенции, как способность отбирать, преобразовывать, структурировать, обобщать и присваивать информацию, превращая ее в личностное знание, умение анализировать, синтезировать, работая с разными видами текстов, способность участвовать в дискуссии в рамках конкретной темы, вести себя в соответствии с ролью «критического читателя», «критического зрителя», автора, исполнителя, слушателя, выстраивать личную шкалу ценностей. Работая в режиме технологии РКМЧП, учитель создает такие условия, которые позволяют ученикам заниматься познавательными (а не только учебными) проблемами, проистекающими, прежде всего, из внутренних потребностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.