Методическая работа "Макетирование, как средство развития проектной культуры"(из опыта работы с учащимися архитектурно-художественного отделения ДШИ)
Оценка 5

Методическая работа "Макетирование, как средство развития проектной культуры"(из опыта работы с учащимися архитектурно-художественного отделения ДШИ)

Оценка 5
doc
21.07.2022
Методическая работа "Макетирование, как средство развития проектной культуры"(из опыта работы с учащимися архитектурно-художественного отделения ДШИ)
методработа.doc

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение....................................................................................................................................... 3

2. Макетирование, как средство развития проектной культуры............................................. 3-5

3. Бумагопластика, как неотъемлемая часть макетирования

    на уроках архитектурно – художественном отделении ДШИ................................................ 5

4. Основной материал и основные инструменты в работе над макетами.................................. 6

5. Приемы бумагопластики......................................................................................................... 6-9

5.1. прием «сгибания»................................................................................................................. 6

5.2. прием «бумагокручения»..................................................................................................... 7

5.3. прием «форточки»............................................................................................................. 7-8

5.4. прием «гофрирования»......................................................................................................... 9

6. Методика преподавания бумагопластики............................................................................ 9-11

6.1. метод от простого к сложному............................................................................................ 9

6.2. метод от знаний к творчеству.............................................................................................. 9

6.3. наглядный метод.............................................................................................................. 9-10

6.4. метод создания работы от эскиз-идеи до исполнения

замысла в материале.................................................................................................... 10-11

6.5. метод коллективного творчества...................................................................................... 11

 

7. Методика преподавания бумагопластики с 1-го по 4-й класс......................................... 11-29

8. Заключение........................................................................................................................... 29-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макетирование, как средство развития проектной культу (из опыта работы с учащимися архитектурно-художественного отделения ДШИ)

 

Проблемы сохранения культурного наследия, среды обитания человека, традиций архитектуры, ее форм, сложившиеся во второй половине 20-го века, привело к тому, что в 80-90-е гг. специалистам стала очевидна необходимость введение вопросов архитектуры в школьное образование.

Отделение ИЗО Детской школы искусств работает по методике Московской архитектурно-художественной школы «СТАРТ», созданной архитекторами для своих детей.

Главная отличительная черта архитектурного творчества – это созидательность и проектное мышление. Воспитание проектного мышления, главного компонента созидательного творчества – основная задача данной программы. Возникновение, развитие, укрепление архитектурных форм творчества – одно из весьма показательных проявлений специфического свойства человеческой сущности – проектного сознания. Большинство людей в реальной жизни, не задумываясь об этом, постоянно ставят и решают разного рода проектные задачи, т.е. проектирование является неотъемлемой чертой нашего менталитета и бытия. Проектирование, говорил английский теоретик дизайна Дж. К. Джонс, ставит целью предусмотреть, запланировать положительные изменения в окружающей человека действительности. И охватывает оно не только творчество профессиональных проектировщиков, архитекторов и конструкторов, но и мысли, и чувства плановиков, экономистов, политиков, простых граждан – всех тех, кто стремится изменить формы и содержание нашего мира, сделать его лучше, человечнее. Так определяется одна из ценностей человеческого сообщества, его врожденная проектность, которая реализуется в современной деятельности людей как особый тип мышления и практической направленности работы по жизнеустройству – проектная культура.

Вот почему введение проектной культуры в образовательный процесс столь актуально сегодня не только в узкопрофессиональных учебных заведениях, но и в общее образование.

Главной целью предмета макетирования на Архитектурно - художественном отделении Детской школы искусств является не только умение владеть техникой макетирования и приобретение практических навыков в изготовлении макетов, но и умение сделать свой проект в трехмерном пространстве, отобразив любую форму видимого мира за рамками плоскостных проекций. Макет обладает наглядностью, поэтому процесс макетирования облегчает объемно- пространственное представление учащегося, способствует развитию творческого мышления и технической интуиции учащегося, способствует интеллектуальному развитию личности.

На уроках макетирования учащимися архитектурно- художественного отделения создаются макеты разного характера, которые соответствуют блокам методики. Изучая животный мир, дети делают макеты животных, птиц, насекомых, динозавров. Изучая архитектуру, дети создают макеты фантастических дворцов, а на примерах дизайнерского искусства, создают фонари, абажуры, витражи и т.п. Во все эти работы  дети включают приемы бумагопластики.

Первый прием бумагопластики – «Сгибание» (складывание).

Второй прием бумагопластики -  «Бумагокручение».

Третий прием бумагопластики – «Форточки» (прорезывание).

Четвертый прием бумагопластики – «Гофрирование» (смятие, скручивание).

 

Постепенное усвоение приемов бумагопластики должно гармонично сочетаться  с развитием проектного мышления и индивидуальных способностей детей. Поэтому предмет «Макетирование» требует от преподавателя постоянных поисков нового в методике преподавания, и если мы хотим, чтобы проектное мышление учеников успешно развивалось, то в учебном процессе все умения, приемы, правила макетирования и бумагопластики должны выступать для ребенка с самого начала не сами по себе, не изолированно от творческих задач, а как средство создания выразительного художественного образа. Достижению этого подчиняется все: наблюдение, отбор и переработка учебного материала, способы макетирования и бумагопластики, приемы композиции. Все служит средством для того, чтобы с максимальной полнотой выразить свою идею.

Методика преподавания макетирования на архитектурно-художественном отделении Детской школе искусств учитывает необходимость постепенного усвоения  учениками основных принципов и приемов бумагопластики, т.е. от простого к сложному, должна быть гибкой и строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Метод от простого к сложному не является уникальным, и хороших результатов в развитии проектного мышления не даст. Поэтому он работает в сочетании с другим методом – от знаний к творчеству, когда любая информация, будь то словесное описание или наглядный материал, является отправной точкой для будущей творческой работы. Для достижения столь важных задач необходимо использовать все возможности, в том числе наглядность обучения. Не случайно принцип наглядности был провозглашен Я.Коменский «золотым правилом дидактики».

Виды наглядных пособий, которыми пользуется учитель на уроках макетирования, весьма разнообразен: предметы декоративного искусства, репродукции картин художников, наборы открыток с фотографиями, вырезки из журналов и газет, диафильмы, кинофильмы и т.п. Самым распространенным и важным видом наглядности является показ самим учителем технических приемов бумагопластики и педагогический рисунок. Педагогический рисунок- это рисунок учителя на доске и пояснительный рисунок на полях работ учащихся с целью индивидуального пояснения учебного материала. Во время такого объяснения учащиеся получают возможность следить за ходом работы учителя. Перед глазами ребенка вживую происходит превращение простых линий в нужное объемное изображение. Этим и объясняется высокая эффективность воздействия такого вида наглядности. Учитель выделяет эстетические качества объекта в динамике его создания. Процесс одновременного появления объема и соответствующего ему речевого сопровождения эмоционально воздействует на учащихся и способствует яркости их восприятия. Такой метод помогает раскрыть содержание и объем новых понятий, служит средством контроля и обеспечивает активную творческую деятельность детей. От того, как удастся  учителю научить детей «видеть», зависит степень полноты впечатлений об окружающей среде и перевоплощении их в новой работе.

Любой урок на архитектурно – художественном отделении похож на реальную работу архитектора и дизайнера, когда процесс создания своего проекта претерпевает несколько этапов.

Подготовительный этап – подбор необходимой информации, получаемой из окружающего мира. Природа (мир естественных форм и явлений) и культура (все, что создано человеком) – вот два источника вдохновения для ребят. Знания, впечатления, полученные на природе, в музеях, из книг, фильмов, зарисовки с натуры, изучение новых материалов и технологий предваряют творческий процесс.

Следующий этап – это создание эскиз-идеи, когда муки творчества, осмысления, обработка полученной информации, варианты, эскизирование, рождают идею нового, своего проекта.

Третий этап, когда ребенок свой замысел доносит до зрителя. Тут уж не обойтись без школы, без грамоты композиции, правил и законов изобразительности, с помощью которых ученик изображает свою идею.

И последний этап – исполнение замысла в материале, т.е. создание макета.

 

Первый класс для детей – это знакомство с приемами бумагопластики через создание макетов. Например, с приемом  «сгибания» ребята знакомятся через задание «Небоскребы». Преподаватель рассказывает о высотных зданиях «небоскребах». Дети сами догадываются, почему такие здания называются «небоскреб» - скребущее небо. Наглядный метод позволяет преподавателю познакомить детей с приемом «сгибания», обращая внимание на аккуратность, совмещение согнутых частей бумаги. Ребята узнают, как можно сделать ребро жесткости и правильно приклеивать детали к основанию методом «на ребро». Далее дети переходят к самостоятельному, творческому заданию - создание композиции, напоминающей маленький город. Особое внимание в этом задании уделяется средствам композиции, как ритм и композиционный центр. Дети добиваются выразительности, гармоничного сочетания всех элементов посредством их ритмичного распределения на основании и выделения композиционного центра самой высокой деталью. С приемом «сгибания» ребята знакомятся в другой работе «Лабиринт Минотавра».

Урок «Зимние узоры» позволяет представить другой способ бумагопластики – это «скручивание». Природа является вдохновением для творческих работ. Дети знакомятся с таким явлением природы, как кристаллизация воды под воздействием холода и рассматривают по фотографиям, как по-разному могут покрываться узорами окна зимой, как это красиво и необычно. И далее преподаватель показывает способ накручивания полоски бумаги на карандаш. Учащиеся, освоив прием, из получившихся завитушек делают узор.

В силу возраста дети 1 класса не могут прорезывать бумагу при помощи резака, поэтому прием «прорезывания» учащиеся начинают при помощи ножниц. После прогулки по улицам родного города, рассмотрев дома, их детали, дети на уроке складывают лист и с помощью ножниц прорезывают его до получения дома. Эти дома приклеиваются на основание. Получается коллективная работа «Улица». Эту работу ребята дополняют другим приемом бумагопластики  «гофрирование». При помощи мятой бумаги можно сделать газон, а при помощи скрученной бумаги в жгут, можно украсить дом.

К концу 1 класса осваивают все приемы бумагопластики и делают заключительную работу «Животное». В этой работе ребята показывают, как можно при помощи «сгибания», «скручивания», «прорезывания», «гофрирования» создать образ животного.

Во 2-ом и 3-ем классах работы носят характер укрепления и усложнения. Например, в 3-ем классе ребята знакомятся с приемом сгибания не по прямой, а по кривой линии в работе «Цветок» и с приемом «форточки». Этот прием дети изучают с упражнений. Когда они его осваивают, то делают более сложную работу. Обычно этим приемом ребята делают фантастический цветок, бабочку, дерево и т.д.

В других произведениях учащиеся включают не один, а несколько приемов бумагопластики и знакомятся со средствами композиции: симметрия - асимметрия, динамика – статика, массивность – пространственность, легкость – тяжесть, а также с основными задачами композиционного построения: создание гармоничного, выразительного образа, обеспечение целостности и единства общего решения, с выявлением композиционного центра. Чтобы ознакомление с этими понятиями было легче, дети, изучая авангардное искусство 20-х годов, делают несколько простых работ, где элементами композиции являются простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат и круг.

Закрепляя этот материал, ребята делают работу «Современная архитектура», где используя прием «сгибания», создается некий гармоничный, выразительный ансамбль.

Прием «Бумагокручения» во 2-м и в 3-ем классах усложняется. Из полосок бумаги скручиваются модули разной формы. Из этих модулей на плоскости ребятами складываются разные образы. Это может быть образ животного или архитектурный образ. Этим способом делаются и объемные работы.

Изучая архитектурные стили, дети также делают макеты с использованием приемов бумагопластики. На этих уроках, чтобы дети лучше воспринимали сложный теоретический материал, используется большое количество наглядных пособий. Также для того, чтобы ребята видели ,что от них требуется в конце урока, преподаватель показывает варианты эскизов и работы из методического фонда. В том случае, если теоретический материал берется впервые, для объяснения выбирается метод лекции с зарисовками основных деталей и метод ассоциаций, когда отсутствие знаний по данной теме можно заменить рассказом о своем эмоциональном, ассоциативном восприятии той или иной архитектуры. А если учащиеся уже знакомы с темой по предыдущим урокам, выбирается метод беседы, где дети, имея опыт, уже могут анализировать и делать выводы. В практической части для изготовления своей работы ребята сами выбирают тот прием бумагопластики, который более удобен для них. Так получаются работы «Терем», «Готическая роза» и т.д. А соединяя два понятия - архитектура и природа, дети делают задание «Архитектурное дерево».

К дипломной работе в 4-ом классе дети подходят с определенным багажом навыком в работе с бумагой. Освоив все приемы бумагопластики, ребята хорошо ориентируются в сложном задании, самостоятельно выбирая тот способ, который будет более интересным. Любая дипломная работа начинается с освоения архитектурного стиля, с зарисовок деталей и выполнения графической работы. Тема графической работы может быть разной: «Архитектурное животное», «Архитектурная рыба», «Архитектурный дворец» и т.п. Изучив выбранный архитектурный стиль, характерные для него детали ребята начинают заниматься проектной частью задания. Задания могут быть самые разные. Например, разработать архитектурный фонарь, архитектурный костюм, архитектурную шляпу и т.п. Начиная с эскиз – идеи, учащиеся доводят это до заключительного этапа проектного творчества – исполнение замысла в соответствующем материале. С этой работой дети выступают в представлении «Старт – параде» и сдают экзамен, который проводится в форме защиты своего проекта. Преподаватель выступает, как руководитель дипломной работы. Он помогает детям разобраться и найти главные характерные черты в архитектуре выбранного стиля и, подсказывает какими приемами бумагопластики лучше их выразить в макете. Так же преподаватель помогает детям в создании больших деталей, т.к. в силу возраста детям трудно это   сделать без помощи взрослого, а все объемные детали ребята делают сами. А, главное, что эти макеты могут быть прообразом настоящих, реальных вещей. Реализация детской идеи – это важный этап самоопределения личности, осознания значимости своей работы, своего авторства.

Архитектура и дизайн, как одни из видов художественного творчества отражают общность эстетической и региональной культуры, в основе, которой лежат веками формируемые представления об окружающей человека действительности. Актуальность темы архитектуры и дизайн в школьной программе можно обосновать так: эти виды художественного творчества, в отличие от других, органично соединяют эстетическое и трудовое воспитание, так как процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале) – наиболее эффективно развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности человека.

Архитектура и дизайн вещей занимают в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией и современной архитектурой. Детское архитектурное и дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. Именно макет является завершающим этапом в создании модели любой вещи. Поэтому предмет макетирования на архитектурно – художественном отделении Детской школы искусств является основой в воспитании проектного мышления. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от демонстрации собственных изделий на Старт – парадах.

 

Список используемой литературы:

Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. Учеб. Пособие.-М.: Издательство «Архитектура-С», 2004

Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002

Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. Учебное пособие.- М.: Книжный дом «Университет», 2000

Абаева И.М., Бармаш О.А. Инновационная программа «СТАРТ». Развитие творческого потенциала детей средствами архитектуры и дизайна. Москва, 1998

Журнал «Юный художник» Союз художников России №8, 2000

Журнал «Вести» Союз Архитекторов России, Москва 2004 №1,3,4, 2005 №2, 2002 №1


Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение .....

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение .....

Макетирование, как средство развития проектной культу (из опыта работы с учащимися архитектурно-художественного отделения

Макетирование, как средство развития проектной культу (из опыта работы с учащимися архитектурно-художественного отделения

Постепенное усвоение приемов бумагопластики должно гармонично сочетаться с развитием проектного мышления и индивидуальных способностей детей

Постепенное усвоение приемов бумагопластики должно гармонично сочетаться с развитием проектного мышления и индивидуальных способностей детей

Следующий этап – это создание эскиз-идеи, когда муки творчества, осмысления, обработка полученной информации, варианты, эскизирование, рождают идею нового, своего проекта

Следующий этап – это создание эскиз-идеи, когда муки творчества, осмысления, обработка полученной информации, варианты, эскизирование, рождают идею нового, своего проекта

Чтобы ознакомление с этими понятиями было легче, дети, изучая авангардное искусство 20-х годов, делают несколько простых работ, где элементами композиции являются простые геометрические фигуры: прямоугольник,…

Чтобы ознакомление с этими понятиями было легче, дети, изучая авангардное искусство 20-х годов, делают несколько простых работ, где элементами композиции являются простые геометрические фигуры: прямоугольник,…

Актуальность темы архитектуры и дизайн в школьной программе можно обосновать так: эти виды художественного творчества, в отличие от других, органично соединяют эстетическое и трудовое воспитание,…

Актуальность темы архитектуры и дизайн в школьной программе можно обосновать так: эти виды художественного творчества, в отличие от других, органично соединяют эстетическое и трудовое воспитание,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2022