Елена Тринова - Кружевные сказки
В школьные годы я жила среди вологодских кружевниц, могла изо дня в день любоваться их удивительным искусством. Что ни кружево, то целая сказка. Невольно становишься сказочницей.
И я стала сказочницей несколько лет спустя — в августе — сентябре 1941 года, на Ленинградском фронте. Тогда я работала военфельдшером в полевом госпитале. Мы стояли в лесу. За брезентовой стенкой госпитальной палаты отчётливо слышались разрывы авиабомб, гул артиллерийских орудий. Осколки зенитных снарядов щёлкали по стволам деревьев. Раненые волновались, прикидывали, как далеко идёт бой. И вот, чтобы отвлечь их от этих мыслей, успокоить, я начала складывать для них сказки, вспоминая северную строгую красоту вологодских кружев.
Семь таких сказок и вошли в сборник «Кружевные сказки».
Автор
Рисунки В. Куприянова
Область: Коммуникация
Развитие речи
Конспект
Тема: Пересказ сказки Е.Триновой «Долгий путь домой».
Цель: Овладение основными коммуникативными способностями.
Задачи: Связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей;
Словарь и грамматика: учить объяснять значение пословиц; подбирать синонимы и антонимы.
Развивать представления об авторской сказке, знакомить с творчеством Елены Триновой.
Воспитывать любовь к Родине, интерес к народному творчеству.
Предварительная работа: Чтение книги «Кружевные сказки» Елены Триновой, рассматривание иллюстраций художника В. Куприяновой, рассказ воспитателя о вологодском кружевном промысле.
Материал: Книга Е.Триновой «Кружевные сказки», иллюстрации, отснятые из книги, изображения настоящих вологодских кружев.
Ход:
Воспитатель читает сказку Е.Триновой «Долгий путь домой». Задает вопросы.
Вопросы
1. Почему это произведение называется сказкой?
2. Как вы понимаете название сказки – «Долгий путь домой»? Почему она так называется?
3. О чем рассказывается в этой сказке?
4. Вспомните, как называется в сказке родина соловья? Расскажите, как старались цари оставить соловья у себя.
5. Какими словами можно рассказать о главном герое? Как ему удалось вернуться на родину?
6. Что вам больше всего понравилось в сказке?
Повторное чтение сказки.
Для пересказа можно вызвать четверых детей. Они сами распределяют роли, воспитатель играет роль ведущего. Повторить пересказ с другими детьми. Воспитатель, опираясь на высказывания детей, анализирует пересказ.
Физминутка «Ручеек» народная игра.
Словесная игра «Противоположности» на подбор антонимов.
Работа с пословицами:
Всякому мила своя сторона.
В родном краю сокол, в чужом – ворона.
Золоту – старости нет, родине - цены нет.
Высказывания детей о том, как они понимают пословицу. Объяснения воспитателя смысла пословицы, если дети затрудняются.
Словесная игра «Подбери словечко» на подбор синонимов.
Чтение воспитателем послесловия в книге сказок.
Область: Художественное творчество
Рисование
Тема: Вологодские узоры.
Цель: Формирование интереса к эстетической стороне действительности и удовлетворении потребности детей в самовыражении.
Задачи: Развивать умение составлять узор в квадрате.
Продолжить формировать навык рисования кончиком кисти тонких плавных линий.
Воспитывать интерес народному творчеству.
Предварительная работа: Чтение книги «Кружевные сказки» Елены Триновой, рассматривание иллюстраций художника В. Куприяновой, рассказ воспитателя о вологодском кружевном промысле.
Материал: Изображения настоящего вологодских кружевных узоров в разных геометрических формах, листы бумаги 15 на 15 см синего или фиолетового цвета, гуашь белая, кисти №3 на каждого ребенка, вода.
Ход:
Воспитатель предлагает детям стать кружевницами и придумать свой узор для платка и зарисовать его на квадрате. Самые красивые узоры разместят на выставке в уголке для чтения.
Воспитатель обращает внимание детей на особенности строения кружева, просит детей высказаться о том, каким образом изобразить основу узора и его края.
Для подготовки к работе руки с кистью проводится пальчиковая гимнастика (содержание на усмотрение воспитателя).
Воспитатель приглашает детей приступить к работе.
Самостоятельная работа детей.
Индивидуальная работа с затрудняющимися на всех этапах работы.
Рассматривание и обсуждение работ.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.