Методическая разработка 2Работа над словарными словами в начальной школе"
Оценка 4.9

Методическая разработка 2Работа над словарными словами в начальной школе"

Оценка 4.9
docx
20.08.2022
Методическая разработка 2Работа над словарными словами в начальной школе"
Методическая разработка. Работа над словарными словами в начальной школе..docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

        «Средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

Методическая разработка

учителя начальных классов

Мамонтовой Натальи Алексеевны

 

 

«Работа над словарными словами в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Вилючинск

2022 год

 

Работа над словарными словами в начальной школе

 

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

В программе по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одна из главных задач учителя – научить детей писать эти слова без ошибок. Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов, их значений, оттенков значений, эмоциональной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов; активизацию словаря, использование новых слов в собственных высказываниях, в диалогической и монологической речи.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее... если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. "Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая.

Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Методика работы над словарным словом.

Знакомство с любыми словарными словами начинается с наглядного материала.

1.     Знакомим детей с изображением и письменным образом слова.

2.     Уточняем значение слова.

3.     Проговариваем слово вместе с детьми по слогам (так, как следует записать). Предлагаем детям проговорить его по слогам самостоятельно.

4.     Дети записывают слово в тетрадь.

5.     Предлагаем детям составить словосочетания с данным словом, предложения.

Следующий этап – образуем однокоренные слова.

Например:  Ворона сидит в вороньем гнезде. У вороны появился вороненок. Старый ворон сел на ветку.

Особое внимание следует уделить записи в тетради.
Образец:
ворона
ворон
воронье
вороненок

Обращаем внимание детей на общую часть в словах (на корень), дети выделяют эту общую часть.

Для более эффективного запоминания предлагаем ребенку нарисовать слово, устанавливая, таким образом, ассоциативные связи. В рисунке ребенок должен отобразить написание слова.

Через некоторое время (на следующий день), диктуем изученные накануне слова (без однокоренных). Однокоренные слова включаем в предложения. Если ребенок не допустил ошибок, усложняем уровень сложности. Если же ошибки допущены, возвращаемся назад.

Необходимо использовать изученные слова в самых разных письменных работах. При выполнении домашнего задания следует обращать на них внимание. Если новые знания не востребованы долгое время, они откладываются на дальние полочки или забываются.

Безусловно, нельзя постоянно актуализировать изученные слова. Однако словарную работу необходимо спланировать таким образом, чтобы периодически проверять, сохранились ли знания учащихся.

Изучая, таким образом, словарные слова, мы учим детей словообразованию и словоизменению, уточняем словарь, развиваем монологическую речь, работаем над орфографической зоркостью, одним словом, развиваем речь ребенка.

Важно помнить:

1.     Заниматься ежедневно по 10-15 минут.

2.     Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи.

Для запоминания слов можно использовать следующие задания:

1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы;
- звуко-буквенный анализ слова;
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов;
- составление словосочетания, предложения с этим словом;
- подбор синонимов, антонимов:

 алмаз – бриллиант                богатство – бедность
алфавит – азбука                  быстро – медленно
вдруг – внезапно                     весело – грустно


5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

Зима

Наступила зима. За ноябрем пришел декабрь. Ударил мороз. Дети надели теплые пальто, валенки, варежки. Березы и осины нарядились в красивый снежный наряд. Скоро Новый год! В Москве поставили елки и украсили улицы к празднику. В домах пахнет апельсинами, мандаринами, конфетами. На новогодний ужин мама приготовит мой любимый салат «Оливье» и огромный пирог, откроет банку с солеными огурцами и помидорами.

В январе дети неделю будут отдыхать на каникулах, кататься на коньках и санках, ходить на экскурсии; мальчики будут играть в хоккей.

Зима – веселое время года!


7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).


8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10.  Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).


11.   Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12.   Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи.


13.   Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.

14.   Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15.   Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16.   Подбор однокоренных слов.

17.   Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18.   Разбор слов по составу.

19.   Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20.   Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21.   Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22.   Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

23.   Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

24.   Письмо по памяти.

25.   Самодиктант и взаимопроверка.

26.   Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).

27.   Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

28.   К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).

 

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.

Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.

Анализ приемов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что все ее многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы, учителя делают акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. Педагоги избегают употребления сложных лексических терминов и понятий, делая главной целью словарной работы на уроках русского языка - умение правильно писать и не делать ошибок в предложениях. Несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А наиважнейший элемент развития речи - обогащение словарно-лексического запаса.

Анализ перечисленных выше проблем говорит о том, что в современной начальной школе отсутствует система в организации словарной работы на уроках русского языка.

Исходя из изложенных положений, были разработаны учебно-методические пособия под названием «Занимательный словарик русского языка для начальной школы».

Языковой материал по каждой лексической единице, внесенной в «Словарик», включает в себя несколько разделов:

1. Ребус: при разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя проводят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями.

2. Толкование лексемы и иллюстрация, помогающая лучше понять лексическое значение слова.

3. Этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.

4. Однокоренные слова, позволяющие провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.

5. Синонимические, антонимические и фразеологические отношения: работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.

6. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты, позволяющие вести наблюдение над функционированием слов в речи.

В процессе работы со «Словариком» у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора. Систематическое использование «Словарика» на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребенка, но и постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:

а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места.

б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правила.

В заключение хотелось бы отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Работа над словарными словами в начальной школе

Работа над словарными словами в начальной школе

Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения ( щавель, позвонит, красивее, километр и др

Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения ( щавель, позвонит, красивее, километр и др

Особое внимание следует уделить записи в тетради

Особое внимание следует уделить записи в тетради

Орфографическая работа над словом: - постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы; - звуко-буквенный анализ слова; - деление слова на слоги и на слоги для…

Орфографическая работа над словом: - постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы; - звуко-буквенный анализ слова; - деление слова на слоги и на слоги для…

А, О, Е, И; - с непроверяемой и проверяемой гласной; - одушевленные или неодушевленные предметы; - по тематике (например: "Город" и "Деревня"); - по частям…

А, О, Е, И; - с непроверяемой и проверяемой гласной; - одушевленные или неодушевленные предметы; - по тематике (например: "Город" и "Деревня"); - по частям…

Списать, вставить одну или две согласных (С или

Списать, вставить одну или две согласных (С или

А наиважнейший элемент развития речи - обогащение словарно-лексического запаса

А наиважнейший элемент развития речи - обогащение словарно-лексического запаса

Приветствуются и собственные классификации детей)

Приветствуются и собственные классификации детей)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2022