МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора по ОД ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________20__г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Свалов А.В.
«______»______20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Альбом по творчеству Алексея Константиновича Толстого
Выполнили: обучающиеся группы 4РЭ21, подгруппа №1
Эксперт подгруппы: Казанчук Денис
Проверил: Абдулманафова Г.С., преподаватель
Оценка:______________________
Лянтор, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ АЛЬБОМА
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Основная часть………………………………………………………..……….4
2.1. Жизнь А.К. Толстого ……………….…………………………........4
2.2. Творчество А.К. Толстого ………………………………………….9
2.3. Интересные факты из жизни А.К. Толстого …….……………....11
2.4. Выявление основных достижений А.К. Толстого …………..…..13
2.5. Стихотворения и поэмы А.К. Толстого …….……………….…..15
2.6. Произведения А.К. Толстого………………..……………………26
2.7. Подготовка и проведения виртуальной экскурсии по литературным музеям А.К. Толстого ………….………………...27
2.8. Фотографии А.К. Толстого ……………………….…………..…..29
3. Заключение…………………………………………………………………….30
4. Список литературы…………………………………………………………...31
1. ВВЕДЕНИЕ
В альбом (бумажный и электронный вариант) по творчеству Алексея Константиновича Толстого вошли следующие этапы: жизнь и творчество; интересные факты из жизни; выявление основных достижений; стихотворения и поэмы; виртуальная экскурсия по литературным музеям; фотографии.
Электронное наглядное пособие можно считать новым жанром учебной литературы.
В связи с тем, что не хватает текстов в полном издании для проведения занятия, бедная домашняя библиотека, систематическая неподготовленность к урокам обучающихся из-за отсутствия текстов, появилась необходимость создать данное пособие (альбом), которое можем использовать дома на персональном компьютере, на занятиях по литературе, в компьютерном кабинете, оборудованном для самостоятельной работы, чтобы все обучающиеся могли при помощи компьютерной техники видеть теоретический материал в текстовом варианте.
Данный альбом поможет обучающимся проникнуть в творческую лабораторию поэта, сделать анализ стихотворений, так как программные произведения будут доступны и показаны для всех с помощью мультимедиапроектора.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ЖИЗНЬ АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО
2.1.1. Детство Алексея Константиновича Толстого
Алексей Константинович Толстой – русский писатель, поэт и драматург. Граф Алексей Толстой родился в Санкт-Петербурге 5 сентября 1817 года. Его отец Константин Толстой служил советником в Государственном ассигнационном банке. Он происходил из старинного дворянского рода: его родным братом был художник Федор Толстой, а дальним родственником — писатель Лев Толстой.
Мать будущего писателя, Анна Перовская, была внебрачной дочерью государственного деятеля Алексея Разумовского. Брак Толстых распался, когда их сыну исполнилось полтора месяца: Анна Толстая покинула мужа и уехала в имение в Черниговской губернии. В поездке ее сопровождал брат Алексей Перовский — писатель, известный под псевдонимом Антоний Погорельский.
Очень рано обнаружились у Алексея Константиновича литературные интересы. Уже с 6 лет он стал писать стихи, как сообщал сам поэт в письме А. Губернатису. Известный прозаик периода 20-30-х годов, Алексей Перовский, который подписывал именем "Антоний Погорельский" свои произведения, старался привить племяннику любовь к творчеству, искусству, всячески поощрял его первые поэтические опыты. Мальчика с 10-летнего возраста возили за границу. Он описал в дневнике свое путешествие по Италии, состоявшееся в 1831 году. Толстой входил в детское окружение будущего наследника престола, юного Александра II. Связь с этим человеком сохранится и позже.
2.1.2. Государственная служба
Толстой в 1834 году был зачислен "студентом" в Московский архив. В обязанности его входило описание и разбор старинных документов, относящихся к министерству иностранных дел. Алексей Константинович в 1840 году перешел в отделение канцелярии императора и прослужил здесь много лет, продвигаясь в чинах довольно быстро. В 1843 году удостоился звания камер-юнкера Алексей Константинович Толстой. С каждым годом все сильнее становится желание Толстого оставить государственную службу и всецело предаться тому служению, к которому, как он чувствует, предназначил его Господь – литературному творчеству. Как отмечают многие исследователи, крик души, вырвавшийся из уст одного из самых любимых его героев, Иоанна Дамаскина из одноименной поэмы, выражает душевную тоску самого Толстого: «О государь, внемли: мой сан, // Величье, пышность, власть и сила, // Все мне несносно, все постыло. // Иным призванием влеком, // Я не могу народом править: // Простым рожден я быть певцом, // Глаголом вольным Бога славить!».
Однако этому желанию суждено осуществиться совсем не скоро: в течение многих лет Алексею Константиновичу не удается выйти в отставку, он получи ее только в 1861 году.
2.1.3. Жизнь и работа за границей
Государственная служба Толстому глубоко противна, он хочет стать поэтом, пишет стихи с шести лет, но не находит в себе сил порвать со службой, боясь расстроить родных.
В начале лета 1836 года А.А. Перовский серьезно заболел. В середине июня А. Толстой вместе с матерью сопровождает его для лечения в Италию. На пути в Ниццу в Варшаве больной умирает на руках у племянника, оставив ему и матери в наследство почти все свое состояние – уникальные культурные ценности, поместья, большое количество земельных угодий, лесов, крепостных крестьян.
В этот период молодой граф Алексей Толстой был серьезно влюблен в сестру своего друга – княжну Елену Мещерскую и хотел просить ее руки. Хотя, со стороны судя, это была прекрасная партия, а матери влюбленных, по словам князя А.В. Мещерского находились в очень дружественных отношениях, Анна Алексеевна горячо воспротивилась этому из ревностного отношения к сыну и даже прекратила отношения с семьей Мещерских. Чтобы порвать отношения А. Толстого с Е. Мещерской, она выхлопотала ему перевод из архивной службы Москвы в Петербург, а затем добилась определения его в русскую дипломатическую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне «сверх штата». Вместе с ним в Германию уехала и мать.
Почти четырехлетний период пребывания Толстого за границей был для него периодом глубокого знакомства с политической жизнью Европы, раздумий об участии в ней России.
Жил он за границей с матерью не в месте прикомандирования, а в различных городах Европы. Мать держала открытый салон для путешествующей русской знати, сын занимался изучением жизни и культуры Запада. Здесь же началась его уже более серьезная творческая работа – он писал повесть на французском языке «Семья вурдалака» (опубликована Б.М. Макаревичем в «Вестнике Европы» в 1884 году), начал работу над повестью «Упырь», которую закончил по возвращению на родину и опубликовал в 1841 году.
Вернувшись в Россию Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог в Черниговской губернии, перешедшем ему по наследству от Алексея Перовского.
2.1.4. Личная жизнь
2.1.4.1.Толстой женится на Софье Миллер
В зиму 1850-1851 годов Алексей Константинович повстречался с Миллер Софьей Андреевной, женой одного полковника. Он влюбился в эту девушку. Софья ответила взаимностью, однако браку мешали: с одной стороны, ее муж, который не хотел давать развода супруге, а с другой стороны - мать Толстого, относившаяся к избраннице сына недоброжелательно. «Я еще ничего не сделал – меня никогда не поддерживали и всегда обескураживали, я очень ленив, это правда, но я чувствую, что я мог бы сделать что-нибудь хорошее, – лишь бы мне быть уверенным, что я найду артистическое эхо, – и теперь я его нашел… это ты. Если я буду знать, что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать», – писал он Софье Андреевне Миллер в самом начале их знакомства. Отношения их складывались непросто: муж, от которого Софи уже ушла, все равно не давал ей развода, а мать Алексея, как и во всех предыдущих случаях, была настроена резко против избранницы сына. Видя, что прежние уловки не действуют и намерения сына серьезные, Анна Алексеевна решила действовать в открытую. В один вечер она пересказала Алексею все слухи и сплетни, которые были связаны с именем его возлюбленной. Дело в том, что начало светской жизни Софии было омрачено любовной трагедией: за ней ухаживал князь Вяземский, как говорили, соблазнил ее – и женился на другой. Брат Софьи вступился за честь сестры и был убит на дуэли. Свет с удовольствием пересказывал эту историю, прибавляя к ней, видимо, множество других. И.С. Тургенев писал как-то Софии Андреевне: «Про вас мне сказали много зла…». «Много зла» о Софье рассказала тогда сыну и Анна Андреевна. Выслушав отповедь матери, Алексей Константинович бросил все и кинулся в Смальково – усадьбу Софьи Андреевны, чтобы узнать правду из ее собственных уст.
Вот как описывает это драматическое свидание современный прозаик Руслан Киреев: «Софья Андреевна встретила его спокойно. Напоила липовым чаем, усадила возле окна, за которым мокли под холодным дождичком облетевшие ивы, и – начала свою исповедь.
Не спеша… По порядку… Издалека…
Мысленно вместе с тобой прострадал я минувшие годы,
Все перечувствовал вместе с тобой, и печаль, и надежды,
Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я…
Затем поэт с присущей ему откровенностью признается, что не может… Нет, не не может, а не хочет забыть ни ошибок ее, ни – важное уточнение! – страданий. Ему дороги ее «слезы и дорого каждое слово». Именно в этом стихотворении впервые появляется сравнение с поникшим деревцем (не теми ли грустными ивами за окном навеянное? – Е.В.), которому он, большой, сильный, предлагает свою помощь.
Ты прислонися ко мне, деревцо, к зеленому вязу:
Ты прислонися ко мне, я стою надежно и прочно!».
Откровенный разговор не разрушил их отношения, а напротив, сблизил влюбленных, ибо у Алексея Константиновича было доброе, мягкое сердце, способное жалеть и прощать.
Спустя несколько лет, во время войны, Толстой заболел тифом и Софья Андреевна, невзирая на опасность заразиться, выходила его, буквально вытащив с того света.
2.1.5. Знакомство с различными писателями
Постепенно Толстой приобретал связи в литературных кругах. Он сблизился в начале 50-х годов с Тургеневым и помог ему освободиться из деревни, где тот находился в ссылке за некролог Гоголя, который был опубликован Иваном Сергеевичем. Позже Алексей Константинович познакомился также с Некрасовым. После большого перерыва, в 1854 году, он вновь появился в печати. Вышло в "Современнике" несколько стихотворений этого поэта, а также первая серия произведений Козьмы Пруткова.
2.1.6. Жизнь Алексея Константиновича в период Крымской войны
Толстой Алексей Константинович в период Крымской войны хотел сначала создать партизанский отряд, после чего (в 1855 году) поступил в стрелковый полк майором. Однако поэту не довелось побывать на войне - он заболел тифом, когда полк стоял под Одессой. После окончания военных действий, в день, когда короновали Александра II, Алексей Константинович был назначен уже флигель-адъютантом.
2.1.7. Отпуск и отставка
Алексей Константинович часто бывал при дворе. Посещения не ограничивались официальными приемами. Но служебные обязанности все более не нравились ему, в особенности тяготило то, что он не имеет возможности полностью сосредоточиться на искусстве. Только в 1859 году поэт добился бессрочного отпуска, а в отставку вышел в 1861-м.
2.1.8. Жизнь Толстого в 60-е годы
Краткая биография Толстого Алексея Константиновича в 60-е годы может быть отмечена следующими событиями. После того, как поэт вышел в отставку, он поселился в деревне уже окончательно. Толстой жил то в Пустыньке, своем имении под Петербургом, то в Красном Роге, Брянская область. Лишь изредка он приезжал в Петербург.
В 60-е годы поэт держался подчеркнуто в стороне от литературного круга, переписываясь и встречаясь лишь с некоторыми писателями (Маркевичем, Фетом, К. К. Павловой, Гончаровым). Печатался в основном в "Русском вестнике" М. Н. Каткова, реакционном журнале. Затем (в конце 60-х) в "Вестнике Европы" под редакцией М. М. Стасюлевича выходили произведения Алексея Константиновича Толстого.
2.1.9. Материальные трудности и социальные противоречия в обществе, их отражение в жизни и творчестве поэта
70-е годы - непростое время для этого поэта. Судя по имеющимся сведениям, Алексей Константинович Толстой был очень гуманным помещиком. Однако имениями самостоятельно не занимался, хозяйство велось довольно хаотично, с использованием патриархальных методов. Это привело к тому, что материальные дела поэта приходили постепенно в расстройство. Разорение стало особенно ощутимо к концу 60-х годов. Алексей Константинович рассказывал близким, что вынужден будет просить царя взять его вновь на службу. Все эти обстоятельства тяготили поэта.
Однако дело было не только в разорении. Алексей Константинович ощущал себя одиноким в обществе, именовал себя даже "анахоретом". Переживания Толстого связаны были с процессами в жизни России того времени. В пореформенную эпоху все более углублялись существующие в обществе социальные противоречия. Власть денег росла бурно и растлевающе действовала на сознание людей, сгущалась также политическая реакция. Разрушением вечных ценностей сопровождался крах былых устоев.
Чувство растерянности и недоумения, поиски выхода из этой неуютной действительности в то время были свойственны и другим современникам автора (Успенский, Л.Н. Толстой, Салтыков-Щедрин).
В конце жизни у Толстого усилился страх перед существованием, перед ходом истории. Поэт в 1870 году в своем стихотворении сказал о том, что "совлечены покровы" с его души, ее "живая ткань" обнажена, и каждое прикосновение к жизни - "жгучее терзание и злая боль". Так писал Алексей Константинович Толстой. Стихотворения многих его современников отражают похожие настроения.
2.1.10. Последние годы
Здоровье поэта с середины 60-х годов значительно ухудшилось. Он стал страдать от астмы, невралгии, грудной жабы, головных болей. Алексей Константинович ездил лечиться за границу каждый год, но помогало это лишь ненадолго. Умер он в 1875 году, 28 сентября, в Красном Роге. Ныне здесь находится музей-усадьба этого поэта (Брянская область, Почепский район). Поэт не оставил после себя детей. Но у него была Софья Петровна Бахметева, приемная дочь.
2.2. ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО
Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1862 году), драматической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор проникновенной лирики, с ярко выраженным музыкальным началом, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной…»).
В 1898 году постановкой трагедии А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр.
Совместно с братьями Жемчужниковыми создал литературную маску — Козьму Пруткова. Большая часть политических сатир опубликованы посмертно.
2.2.1. Первые опубликованные произведения
В период с конца 30-х по начало 40-х годов на французском языке им были написаны два фантастических рассказа: "Встреча через 300 лет" и "Семья вурдалака". Толстой в мае 1841 года впервые опубликовался, издав под псевдонимом "Краснорогский" (происходящем от имения Красный Рог) повесть "Упырь". В. Г. Белинский об этом произведении отозвался весьма благожелательно. Он увидел признаки молодого, но подающего большие надежды дарования.
2.2.2. Творчество в 40-е годы
Алексей Константинович очень мало напечатал в 40-х годах - лишь несколько рассказов и очерков, а также одно стихотворение. Однако "Князь Серебряный", исторический роман, повествующий о времени правления Ивана Грозного, был задуман уже в этот период. Еще тогда и как автор баллад, и как лирик сформировался Толстой. Данному десятилетию принадлежат многие известные его стихотворения, например: "Василий Шибанов", "Колокольчики мои...", "Ты знаешь край..." и другие. Все они опубликованы были значительно позже.
В это время Алексей Константинович удовлетворялся немногочисленным кругом слушателей - светских приятелей и знакомых. Мимо него прошли горячие споры и идейные искания русской передовой интеллигенции 40-х годов.
2.2.3. Рождение Козьмы Пруткова
Козьма Прутков "родился" в начале 50-х годов. Это был не просто псевдоним, а сатирическая маска, созданная Толстым, а также Жемчужниковыми, его двоюродными братьями. Козьма Прутков - это самовлюбленный, тупой бюрократ периода николаевского правления. От его имени создавали и стихи (пародии, эпиграммы, басни), и пьески, а также афоризмы, анекдоты на исторические темы, в которых высмеивались явления литературы и окружающей действительности. В жизни произведениям соответствовал ряд остроумных проделок.
Нельзя однозначно определить, какие именно произведения принадлежат перу Толстого, но можно сказать без сомнений, что вклад Алексея Константиновича был очень велик, поскольку в нем очень сильна была юмористическая жилка. Этот поэт обладал даром тонкой добродушной насмешки. Множество наиболее известных и лучших его стихотворений представляют собой образцы искусного владения иронией (например, "У приказных ворот", "Спесь").
В 1851 году, в январе, была поставлена комедия "Фантазия" Алексея Жемчужникова и Толстого. Это была пародия на водевиль, бессодержательный и пустой, который тогда еще господствовал на русской сцене. Николай I, присутствовавший на премьере, остался весьма недоволен этой пьесой и приказал ее исключить из репертуара.
2.2.4. Вторая половина 50-х годов в творчестве поэта
Время второй половины 50-х годов было периодом оживления общественного движения и мысли после того, как потерпел крах николаевский режим. В эти годы стихи Алексея Константиновича Толстого появлялись очень активно. Две трети всех его произведений было создано именно тогда. Они были напечатаны во всевозможных журналах.
Данное время вместе с тем характеризуется нарастающей общественной дифференциацией. В 1857 году между редакцией "Современника" и Толстым отношения несколько охладели. В то же время произошло сближение поэта со славянофилами. Алексей Константинович подружился, в частности, с Аксаковым. Однако несколько лет спустя он не принял претензии славянофилов на то, чтобы стать выразителями подлинных интересов народа.
2.2.5. Творчество А.К. Толстого в 60-е годы
В это время, в начале десятилетия, он написал драматическую поэму "Дон Жуан", а также роман под названием "Князь Серебряный", после чего три пьесы, которые составили драматическую трилогию: "Царь Борис", "Царь Федор Иоаннович" и "Смерть Иоанна Грозного" (годы создания произведений - 1862-1869). Стихи Алексея Константиновича Толстого в виде сборника, который подвел итог его поэтической работе, вышли в свет в 1867 году.
После большого перерыва Алексей Константинович во второй половине 60-х годов вернулся к балладе и написал целый ряд великолепных образцов данного жанра. Лирика Толстого Алексея Константиновича теперь занимала намного меньше места в его творчестве, чем десятилетие назад. В конце 60-х и в 70-е годы была также создана большая часть его сатир.
Замысел драмы "Посадник", повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, относится к началу 70-х годов. Алексей Константинович был увлечен этой темой. Им была создана значительная часть произведения, но закончить его, к сожалению, автору не удалось. Творчество Алексея Константиновича Толстого так и не пополнилось этим интересным произведением в законченном виде.
2.3. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ БИОГРАФИИ ТОЛСТОГО
2.3.1. Почти сразу после рождения Алексея Константиновича Толстого его родители разошлись. Мать Анна Алексеевна с младенцем уехала в Черниговскую губернию, навсегда оставив мужа. И воспитанием мальчика занимался её родной брат — Алексей Алексеевич Перовский (писатель Антоний Погорельский). Во многом из-за этого обстоятельства родились слухи о том, что Константин Петрович Толстой не был отцом ребёнка, а его настоящим родителем явился дядя. Сплетня просуществовала до начала ХХ века. Никакого научного веса эта «гипотеза» не имеет.
2.3.2. Любимому племяннику Алёше посвящена знаменитая сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Главного героя в этой сказке тоже зовут Алёшей.
2.3.3. С детских лет Алексей Толстой входил в круг общения наследника престола — будущего императора Александра Второго — и в дальнейшем поддерживал хорошие отношения с царской семьей. Однако от службы при дворе всячески старался уклониться и в итоге подал в отставку, чтобы заниматься литературой.
2.3.4. Алексей Толстой был необычайно сильным от природы человеком: мог завязать узлом кочергу, порвать колоду карт, вдавить гвоздь в стену без помощи молотка, перебросить двухпудовую гирю (32 кг) через флигель своей усадьбы. Но богатырское здоровье не гарантирует долголетия: он умер в 58 лет, мучаясь от постоянных головных болей.
2.3.5. Толстой был увлечённым и удачливым охотником. На знаменитой картине Карла Брюллова он изображён в охотничьем наряде и с ружьём. Неоднократно он в одиночку ходил на медведя, причём с рогатиной (ходили слухи о том, что он однажды убил медведя голыми руками), но любимой его охотой была охота на вальдшнепов. Последней его придворной должностью был егермейстер (распорядитель и организатор охоты) Императорского двора.
2.3.6. Когда Алексей Толстой узнал о начале Крымской войны, он на свои деньги собрал полк добровольцев, обмундирование и оружие. Он собирался участвовать в войне, но принять участие в обороне Севастополя не успел — полк был расквартирован в Одессе, началась эпидемия тифа. Сам Толстой заразился этой болезнью и долгое время был на грани жизни и смерти.
2.3.7. Свою будущую жену Софью Андреевну Толстой встретил в Петербурге на балу. Он влюбился, не видя ее лица. Этой встрече посвящено знаменитое стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Мать Толстого была против этого брака, и официально оформить свои отношения они смогли только через 12 лет после первой встречи.
2.3.8. Алексей Толстой начал свой писательский путь с жанра страшной новеллы, он написал фантастическую повесть «Упырь», рассказы «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». После он писал в самых разных жанрах — очерк, баллада, роман, трагедия, комедия, драматическая поэма, поэма, лирическое стихотворение, пародия, басня.
2.3.9. Последним произведением Алексея Толстого была мистификация, вышедшая в свет уже после его смерти, — поэма «Дракон». Её он выдал за перевод с итальянского подлинника XV века. На самом деле никакого подлинника не существовало, но по стилю эта поэма очень напоминает «Божественную комедию» Данте.
2.3.10. Роман Толстого «Князь Серебряный» был настолько популярен, что уже при жизни писателя его переделывали для постановки на сцене, выпускали в изложениях для народного чтения, а к настоящему времени он переиздан уже более сотни раз.
2.3.11. Поэзия Толстого очень любима композиторами — существует более 200 романсов и песен на стихи поэта.
2.3.12. Алексей Толстой (вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми) создал вымышленного чиновника-графомана Козьму Пруткова. От его лица написаны ироничные и ядовитые пародии, смешные басни, знаменитые «Плоды раздумья» — афоризмы «Никто не обнимет необъятного», «Зри в корень», «Одного яйца два раза не высидишь».
2.4. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО
А.К. Толстым увлекались в молодости Блок и Брюсов, очень ценил его Хлебников, наконец — особенно интересно — Толстого прекрасно знал и любил декламировать Маяковский.
2. 4.1. Музыка и стихи.
Поэзия А.К. Толстого оказалась могучим стимулом для музыкальной культуры. Его стихи эмоциональны, страстны и музыкальны. В них всегда мы чувствуем живую душу: открытую, широкую, раздольную, хотя порой и грустную. На тексты А.К. Толстого написаны свыше 130 музыкальных произведений такими композиторами, как Чайковский, Римский – Корсаков, Мусогорский, Кюи, Рахманинов, Рубинштейн и многими другими. Не случайно П.И. Чайковский однажды заметил: «Толстой – неисчерпаемый источник для тексов под музыку».
П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А.К. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. толстого – 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг…», «То было раннею весной…», «Средь шумного бала…», «На нивы желтые…», дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании.
2.4.2. Козьма Прутков
Под этим коллективным псевдонимом писались стихи, афоризмы, басни, литературные пародии, высмеивающие консерватизм мысли, мнимое величие, «политическая благонамеренность», различного рода эпигонство в литературе. Из 38 индивидуальных сочинений 13 % принадлежат А. К. Толстому: «Эпиграмма 1 („Вы любите ли сыр? — спросили раз ханжу…“)», «Письмо из Коринфа», «Из Гейне» («Вянет лист, проходит лето…»), «Пластический грек», «К моему портрету», «Память прошлого» и «В борьбе суровой с жизнью душной…».
Совместно с Алексеем Жемчужниковым написаны: «Желание быть испанцем», «Осада Памбы», «Из Гейне („Фриц Вагнер, студьозус из Иены…“» и «Звезда и Брюхо». Вместе с Владимиром Жемчужниковым А. К. Толстой написал «На взморье, у самой заставы…». Предположительно, поэтом написан «Философ в бане» — пародия на стихотворение Н. Ф. Щербины «Моя богиня». Сатирические произведения за подписью Козьмы Пруткова печатались в отделе «Литературный ералаш» «Современника», в «Свистке».
2.4.3. Переводы
А. К. Толстой в совершенстве владел многими европейскими языками: французским, немецким, итальянским, английским, украинским, польским; знал латынь. Переводил стихотворения Гёте, Гейне, Гервега, Шенье, Байрона, шотландские баллады. Переводы А. К. Толстого являются классическими образцами переводческого мастерства. Для перевода поэт выбирал стихотворения, исходя из эстетической ценности оригинала и близости к своей творческой индивидуальности. В письме к С. А. Миллер от 30 сентября 1867 года А. К. Толстой замечает: «Я думаю, что не следует переводить слова, и даже иногда мысли, а главное — надо передать впечатление». Поэт с удовольствием переводил понравившееся ему стихотворение. В письме Маркевичу от 20 марта 1860 года он признаётся, что «по временам настоящее удовольствие переводить Шенье — наслаждение материальное, пластическое, — наслаждение образов, которое позволяет отдаться совершенно музыке стиха».
2.4.4. Переводы произведений поэта на иностранные языки
В 1872 году был «великолепно» переведён на итальянский язык роман «Князь Серебряный» Патуцци, «профессором из Вероны», который с лёгкостью передал «все архаизмы и идиоматизмы русского языка» (из письма А. К. Толстого к К. Сайн-Витгенштейн, 17 апреля 1874 г.).
На немецкий язык произведения Толстого переводила К. К. Павлова. Поэтесса перевела: поэму «Дон Жуан» (опубликована в 1863, Дрезден), трагедию «Смерть Иоанна Грозного» (1868, Дрезден), двенадцать стихотворений поэта (1868, Дрезден), которые в июне 1875 года Толстой читал перед немецкой публикой.
Поэма «Грешница» была переведена на польский язык в 1875 году Антонием Колянковским и отпечатана в Сувалкской губернской типографии.
2.5. СТИХОТВОРЕНИЯ и ПОЭМЫ
АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО
· «Курган» (1840-е)
· «Князь Ростислав» (1840-е).
· «Князь Михайло Репнин» (1840-е)
· «Василий Шибанов» (1840)
· «Благовест» (1840)
· «Богатырь» (1849?)
· «Старицкий воевода» (1858)
· «Правда» (1858)
· «Бунт в Ватикане» (1864)
· «Чужое горе» (1866)
· «Пантелей-целитель» (1866)
· «Змей Тугарин» (1867)
· «Песня о Гаральде и Ярославне» (1869)
· «Песня о походе Владимира на Корсунь» (1869)
· «Три побоища» (1869)
· «Благовест» (1840-е)
· «Колокольчики мои…» (1854)
· «Гакон Слепой» (1869—1870)
· «Ругевит» (1870)
· «Боривой» (1870)
· «Роман Галицкий» (1870)
· «Ушкуйник» (1870)
· «Поток-Богатырь» (1870). В 1870 году было упомянуто в итальянском журнале «La Revista Europea»
· «Илья Муромец» (1871)
· «Алёша-Попович» (1871)
· «Порой весёлой мая…» (1871) — имеет сатирическую природу и выражает авторское насмешливое отношение к революционно-прагматическим настроениям в обществе.
· «Сватовство» (1871)
· «Садко» (1871—1872)
· «Канут» (1872)
· «Слепой» (1872)
· «Край ты мой, родимый край…», стихотворная миниатюра (1856)
· «Когда природа вся трепещет и сияет…»
· «Где гнутся над омутом лозы…» (1840-е)
· «Ой, стога, стога…» (1840)
· «Тщетно, художник, ты мнишь...» (1856)
· «Двух станов не боец, но только гость случайный…» (1875)
· «Против течения» (1867)
· «Средь шумного бала, случайно…» (1851)
· «Ты не спрашивай, не распытывай…» (1851)
· «Меня, во мраке и пыли…» (1851 или 1852?)
· «Не ветер, вея с высоты…» (1851 или 1852?)
· «Как здесь хорошо и приятно…» (1856)
· «Когда кругом безмолвен лес дремучий…» (1856)
· «Колышется море, волна за волной…» (1856)
· «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя…» (1856)
· «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…» (1856)
· «Порой, среди забот и жизненного шума…» (1857)
· «Источник за вишнёвым садом…» (1858)
· «Кабы знала я, кабы ведала…» (1858)
· «Минула страсть, и пыл её тревожный…» (1858)
· «О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище…» (1858)
· «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» (1858)
· «С тех пор как я один, с тех пор как ты далёко…» (1858)
· «Ты знаешь, я люблю…» (1858)
· «Ты любишь в нём лишь первую любовь…» (1858)
· «К страданиям чужим ты горести полна…» (1859)
· «На нивы жёлтые нисходит тишина…» (1860)
· «Обнявшися дружно, сидели…» (1868)
· «То было раннею весною…» (1871)
· «Тебя так любят все; один твой тихий вид…» (1858)
2. 5.3. Немецкие стихотворения А.К. Толстого
А.К. Толстой знал несколько европейских языков, но более всего любил немецкий. Он был одним из тех русских писателей и поэтов, кто создавал свои произведения на немецком языке (И.И. Хемницер, В.А. Жуковский, В.К. Кюхельбекер, К.К. Павлова). Практически все стихотворения на немецком языке А.К. Толстой написал между 1869 и 1871 годами, и они впервые были опубликованы после его смерти преимущественно по автографам сохранившихся писем, по черновым наброскам в записных книжках, по автографам в бумагах К.К. Павловой.
1869 год, «К. К. Павловой»:
· «Hart wie Casar, hoch und herh…»
· «Stolz schreiten einher die Preupen»…
· «Wie du auch dein Leben lenkst»
· «Ja, ich fuhl mich frisch und munter»
· «Was soil ich Ihnen nun sagen» 1870 год, «К. К. Павловой»:
· «Ich, der ich die Insel Rugen…»
· «Nun bin ich hier angekommtn…»
· «Da mir den Weg von vorn…»
· «Zu einen Sangerkampf…»
· «Die allerliebsten Zeilen…»
· «Einfache Geschichte…»
· «Wohlan, es sei! Es lieg in Banden…» 1871 год, «К. К. Павловой»:
· «Behiite mich Gott, oh Dichterin…»
· «Der zehnte Mann…»
· «Philosophische Frage»
· «Der heilige Anton von Novgorod».
Только два известных стихотворения А.К. Толстого на немецком языке относятся к самому концу жизни поэта (1875 год):
· «К. К. Павловой»: «Ich War mit Ihnen grob…»
· «Л. Гартману»: «Sieh, ich fuhl mich frisch und munter…»
2.5.4. Поэмы
· «Грешница» (1858)
· «Иоанн Дамаскин» (1859) — поэма о преподобном Иоанне Дамаскине, написавшем, вопреки наказу своего духовного отца, стихотворение, чтобы успокоить брата усопшего монаха.
· «Алхимик» (1867) — неоконченная поэма о Раймунде Луллии.
· «Сон Попова» (1873) — сатирическая поэма, описывающая сон статского советника Попова, в котором он пришёл на приём к министру без панталон; в поэме впервые в русской литературе упоминается Третье отделение. Обобщающая сатира на государственную бюрократию.
· «Портрет» (1874), повесть в стихах о первой любви. В газете-журнале Ф. Достоевского «Гражданин» была опубликована в «Заметках досужего читателя» благосклонная рецензия на небольшой рассказ в стихах А. К. Толстого, «простой и… оттого именно поэтический, про то, как первая любовь его души была к портрету какой-то женщины, висевшему в гостиной родительского дома…» (1874, № 11).
· «Дракон» (1875) — стилизация под итальянскую старину; в стихах строго выдержан стиль Данте — терцины.
2.6.4. Программные стихотворения
Программные стихотворения, изучаемые наизусть по дисциплине «Литература» (по выбору обучающихся):
- «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..».
- «Меня во мраке и в пыли…».
- «Двух станов не боец, но только гость случайный…».
- «Против течения».
- «Средь шумного бала, случайно…».
- «Колокольчики мои, цветики степные…».
- «Когда природа вся трепещет и сияет…».
- «То было раннею весной…».
- «Тебя так любят все; один твой тихий вид…».
Тщетно, художник, ты мнишь...
Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землею, незримые оку.
Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса!
Фидий ли выдумал это чело, эту львиную гриву,
Ласковый, царственный взор из-под мрака бровей громоносных?
Нет, то не Гeте великого Фауста создал, который,
В древнегерманской одежде, но в правде глубокой, вселенской,
С образом сходен предвечным своим от слова до слова!
Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный,
Брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов,
Плач неутешной души над погибшей великою мыслью,
Рушенье светлых миров в безнадежную бездну хаоса?
Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,
Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.
O, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем,
Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
И, как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
Выйдут из мрака - всe ярче цвета, осязательней формы,
Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье –
Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолетное помни виденье!
Меня, во мраке и в пыли
Меня,
во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И
с горней выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздается,
Как сердце каменное гор
С любовью в темных недрах бьется,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струей подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что все рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
Двух станов не боец, но только гость случайный…
Двух
станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими — досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами —
Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!
Против течения
Други,
вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
Много ли вас остаётся, мечтатели?
Сдайтеся натиску нового времени,
Мир отрезвился, прошли увлечения —
Где ж устоять вам, отжившему племени,
Против течения?»
Други,
не верьте! Всё та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Те же нас радуют звёзды небесные!
Правда всё та же! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите, во имя прекрасного,
Против течения!
Вспомните:
в дни Византии расслабленной,
В приступах ярых на Божьи обители,
Дерзко ругаясь святыне награбленной,
Так же кричали икон истребители:
«Кто воспротивится нашему множеству?
Мир обновили мы силой мышления —
Где ж побеждённому спорить художеству
Против течения?»
В оные ж
дни, после казни Спасителя,
В дни, как апостолы шли вдохновенные,
Шли проповедовать слово Учителя,
Книжники так говорили надменные:
«Распят мятежник! Нет проку в осмеянном,
Всем ненавистном, безумном учении!
Им ли убогим идти галилеянам
Против течения!»
Други,
гребите! Напрасно хулители
Мнят оскорбить нас своею гордынею —
На берег вскоре мы, волн победители,
Выйдем торжественно с нашей святынею!
Верх над конечным возьмёт бесконечное,
Верою в наше святое значение
Мы же возбудим течение встречное
Против течения!
Средь шумного бала, случайно…
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Колокольчики мои, цветики степные…
Колокольчики
мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая? Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые! Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несёт меня лихой, -
А куда? не знаю! Он учёным ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный! Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек —
Знает бог единый! Упаду ль на солончак
Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
Медною стрелою? Иль влетим мы в светлый град
Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье
Видит: с запада идет
Светлое посланье.В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха,
На челе его горит
Шапка Мономаха.«Хлеб да соль! И в добрый час! -
Говорит державный.-
Долго, дети, ждал я вас
В город православный!»
И они ему в ответ:
«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина!»Громче звон колоколов,
Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
Мед и брага льются,
Шум летит на дальний юг
К турке и к венгерцу —
И ковшей славянских звук
Немцам не по сердцу! Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Когда природа вся трепещет и сияет…
Когда
природа вся трепещет и сияет,
Когда ее цвета ярки и горячи,
Душа бездейственно в пространстве утопает
И в неге врозь ее расходятся лучи.
Но в скромный, тихий день, осеннею погодой,
Когда и воздух сер, и тесен кругозор,
Не развлекаюсь я смиренною природой,
И немощен ее на жизнь мою напор.
Мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений,
Сосредоточен я живу в себе самом,
И сжатая мечта зовет толпы видений,
Как зажигательным рождая их стеклом.Винтовку сняв с гвоздя,
я оставляю дом,
Иду меж озимей, чернеющей дорогой;
Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,
На пруд и мельницу, на дикий косогор,
На берег ручейка болотисто-отлогий,
И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,
Еще зеленый дуб и желтые березы
Печально на меня свои стряхают слезы;
Но дале я иду, в мечтанья погружен,
И виснут надо мной полунагие сучья,
А мысли между тем слагаются в созвучья,
Свободные слова теснятся в мерный строй,
И на душе легко, и сладостно, и странно,
И тихо все кругом, и под моей ногой
Так мягко мокрый лист шумит благоуханный.
То было раннею весной…
То было
раннею весной,
Трава едва всходила,
Ручьи текли, не парил зной,
И зелень рощ сквозила; Труба пастушья поутру
Еще не пела звонко,
И в завитках еще в бору
Был папоротник тонкий. То было раннею весной,
В тени берез то было,
Когда с улыбкой предо мной
Ты очи опустила. То на любовь мою в ответ
Ты опустила вежды —
О жизнь! о лес! о солнца свет!
О юность! о надежды! И плакал я перед тобой,
На лик твой глядя милый, -
То было раннею весной,
В тени берез то было! То было утро наших лет —
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!
О свежий дух березы!
Тебя так любят все; один твой тихий вид…
Тебя
так любят все! Один твой тихий вид
Всех делает добрей и с жизнию мирит.
Но ты грустна; в тебе есть скрытое мученье,
В душе твоей звучит какой-то приговор;
Зачем твой ласковый всегда так робок взор
И очи грустные так молят о прощенье,
Как будто солнца свет, и вешние цветы,
И тень в полдневный зной, и шепот по дубравам,
И даже воздух тот, которым дышишь ты,
Все кажется тебе стяжанием неправым?
2.6.7. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно»
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Средь шумного бала, случайно.
История создания – Стихотворение написано в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.
Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.
Композиция – Композиция произведения простая, состоит из двух частей. В первой части описаны эмоции лирического героя после знакомства с очаровательной молодой женщиной, во второй части – читатели узнают, насколько сильными были переживания лирического героя, готового сделать признание в любви.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.
Эпитеты – «шумный», «мирской», «звонкий».
Метафоры – «тайна покрывала черты».
Сравнения – «дивно звучал, как звон отдаленной свирели».
Инверсия – «часы одинокие», «стан тонкий».
2.6.8. Анализ стихотворения Толстого «Колокольчики мои»
Тему
стихотворения следует определять с учетом метафорического значения,
социально-политического подтекста. Основные его мотивы – судьба славянских
земель, объединение их, роль России в объединении славянских народов. А.К.
Толстой показывает, что рано или поздно славянские народы объединятся и будут
грозой для врагов, но для этого нужно приложить много усилий.
Центральные образы анализируемого произведения – колокольчики и
лирический герой, «летящий» на коне. Начинается стихотворения с обращения
лирического героя к темно-голубым цветам. Он спрашивает их, о чем те звенят,
качая головами. Далее он просит прощения у «цветиков» за то, что его конь
топчет их копытом. Лирический герой говорит, что просто не может удержать
лихого скакуна. Он даже не знает, куда мчится его конь, ведь животное это
неприрученное, дикое, неукротимое. Конь символизирует славянский дух.
Лирический герой представляет, как конь привозит его в престольный кремль, где народ ожидает «светлое посланье» из запада. Вскоре приезжают «гости», которых встречает хозяин величавый с шапкой Мономаха на челе. Хозяин принимает приезжих, они же признают, что одной крови с местными жителями, а хозяина единственного считают господином. Теперь объединенные народы – страшная сила для турок, венгерцев и немцев. Описание объединения славян – не только ретроспектива во времена Руси, но и идеальный, по мнению А.К. Толстого образ будущего славян.
Стихотворение можно разделить на несколько смысловых частей: обращение к колокольчикам, описание неудержимого бега коня, рассказ о «хозяине» и западном послании. Обращение к колокольчикам образует смысловое и формальное обрамление. Произведение состоит из двенадцати восьмистиший с перекрестной рифмовкой. Первые варианты стихотворения были написаны катренами. Стихотворный размер – трехстопный хорей.
Для раскрытия мотивов и реализации идеи автор использует художественные средства. В тексте есть эпитеты («цветики степные», «бег неукротимый»), метафоры («о чем звените вы», «не кляните вы меня», «он с буранами знаком»), сравнения («конь несет меня стрелой», «не блещет, как огонь»). В стихотворении есть как традиционные для фольклора, так и индивидуально-авторские тропы.
2.6. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО
2. 6.1. Драматургия
Театр драмы имени А. К. Толстого в Брянске
· Комедия «Фантазия» (в соавторстве с Алексеем Жемчужниковым) под инициалами Y и Z (1850); первая и единственная постановка — в Александринском театре в 1851 году в присутствии Николая I, запретившего последующую постановку пьесы.
· Драматическая поэма «Дон Жуан» (1862), посвящена памяти Моцарта и Гофмана. При жизни автора не ставилась. В 1891 году её постановка была признана цензурой «неудобной». Лишь в 1905 году пьеса (с цензурными купюрами) была поставлена на русской сцене братьями Адельгеймами.
· «Смерть Иоанна Грозного» (1865); первая постановка — в Александринском театре в 1867 году. Трагедия впервые экранизирована в 1909 году (короткометражный чёрно-белый фильм)
· «Царь Фёдор Иоаннович» (1868); первая постановка: поставлен в 1898 году в Художественном общедоступном театре (Москва) и Литературно-художественном кружке (театр А. С. Суворина, Санкт-Петербург).
· «Царь Борис» (1870); был разрешён цензурой, но не принят к постановке Дирекцией императорских театров. Первая постановка — в 1881 году в «Пушкинском театре» Бренко, Москва.
· Незаконченная драма «Посадник» (1871); первая постановка — в 1877 году в Александринском театре (бенефис актёра А. А. Нильского)
2.6.2. Проза
· «Упырь» (1841), под псевдонимом «Краснорогский»; повесть неоднократно экранизировалась.
· «Волчий приёмыш» (1843), рассказ.
· «Артемий Семенович Бервенковский» (1845), рассказ
· «Амена» (1846) — фрагмент из романа «Стебеловский», о котором больше ничего не известно.
· «Князь Серебряный» (1862), роман трижды экранизирован (1911, 1991 и 1992).
Проза на французском языке
· «Семья вурдалака» (La famille du vourdalak, 1839), впервые экранизирована в 1963 году Марио Бавой («Три лика страха / I tre volti della paura», в главной роли — Борис Карлофф).
· «Встреча через триста лет» (Le rendez-vous dans trois cent ans, 1839).
2.7. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ – УСАДЬБУ АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО В КРАСНОМ РОГЕ
В честь А.К. Толстого назван парк-музей в историческом центре Брянска, театр драмы в Брянске, улица в Красном Роге, Мемориальный музей А.К. Толстого в селе Красный Рог — филиал Брянского государственного краеведческого музея.
Алексей Толстой часто бывал в Красном Роге, а после ухода с государственной службы эта усадьба становится его основным и любимым местопребыванием.
Здесь написаны исторические баллады, многие лирические стихотворения, драмы «Царь Борис», «Посадник».
Первое, что мы видим, попадая в Красный Рог – это храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который расположен в центре села Красный Рог, над речкой Рожок, построен в 1777 году на месте прежнего деревянного.
Сохранившееся внутреннее убранство с довольно простым иконостасом относится к первой половине XX века.
В 1967 году в усадьбе был основан музей, который располагается в здании, сохранившемся со времени постройки во 2-й половине 18 века и перестроенном в 1837 году. Здесь А. К. Толстой жил до 17 лет, а затем вернулся в конце 1850-х гг., прожил до самой смерти.
В главном усадебном доме («Большой дом» – так называл его А.К. Толстой) размещена литературно-мемориальная экспозиция, в которой представлены подлинные предметы из дома Толстых: письменный стол и кресло поэта, настольные часы, комод и столик для рукоделия Софьи Андреевны, бокал с выгравированным гербом рода Толстых.
В экспозиции музея также представлены типологические предметы мебели, скульптуры, картины, гравюры, редкие книги.
ДИЗАЙН - ПРОЕКТ ЭКСПОЗИЦИЙ БРЯНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО
МУЗЕЯ - УСАДЬБЫ АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО
2.8. ФОТОГРАФИИ АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО
Портрет поэта - графа А.К. Толстого в возрасте 12 лет
Александр Григорьевич Варнек
Портрет Алексея Толстого
в детстве, 1827 год
Акварель неизвестного автора
Алексей Константинович Толстой Посмертный
портрет писателя
Михаил Сергеевич Решетнёв Илья
Ефимович Репин
Книжная иллюстрация
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Алексей Константинович Толстой — художник поэтического слова, гордость и величие Брянской земли и всей страны. Это выдающийся поэт России, известный и за её пределами. Всем своим творчеством утверждал духовность, высокую ценность человеческих чувств и стремлений. Поэтому излучаемый его произведениями свет не меркнет и в наши дни.
Алексей Константинович Толстой остался явлением уникальным в русской литературе.
Его любят, читают и чтут и в наше время, потому, что его произведения, к какому жанру бы они не относились, исполнены глубокого смысла, исторической правды, наполнены чувством сопричастности автора к происходящим и осмысливаемым в них событиям и героям. Его лирические произведения – это особо ценная и любимая читателями и ценителями таланта часть творчества А.К. Толстого, а его благородные личные и душевные качества принесли ему заслуженную славу и бессмертие в памяти потомков.
А.К. Толстой широко известен и популярен как поэт, создавший классические образцы любовной лирики. Около ста пятидесяти его лирических произведений положено на музыку. «Толстой – писал Петр Ильич Чайковский – неисчерпаемый источник текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов». В числе композиторов, обращавшихся к лирике А.К. Толстого и положивших его тексты на музыку – Ференц Лист, Н.А. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн, А.К. Лядов, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, С.В. Рахманинов, М.М. Ипполитов-Иванов, Р.М. Глиер и многие другие знаменитые и великие композиторы, произведения которых стали классикой, живут и остаются любимыми и в наше время.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.Д. Захарова «Краснорогская усадьба А.К. Толстого»
2. В.Д. Захарова «Краснорогская усадьба А.К. Толстого»
3. Г.И. Стафеев «В отчизне пламени и слова»
4. Г.И. Стафеев «Под краснорогским небом»
5. Д.А. Жуков «Алексей Константинович Толстой»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.