Методическая разработка "Базовая техника Тхэквон-до"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Базовая техника Тхэквон-до"

Оценка 4.8
doc
17.06.2023
Методическая разработка "Базовая техника Тхэквон-до"
Базовая техника Тхэквон-до.doc

МОБУ ДОД ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ХОСТА» Г. СОЧИ

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 «Базовая техника Тхэквон-до»

 

 

 

Составитель: педагог д.о. Ураков В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочи - 2022


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  

3

1.      Шкала оценок                                                   

4

2.     Общие и специальные дыхательные упражнения             

5

3.     Базовые движения

7

4.     Волнообразные передвижения

8

4.1. Волнообразные передвижения с ударом рукой

9

4.2. Волнообразные передвижения с использованием защитных блоков

10

5.     Спарринги

11

6.     Соревнования. Показательные выступления.

12

Заключение     

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Несмотря на то, что корни боевого искусства Тхэквон-до уходят в глубь веков, этот вид спорта в его современном виде еще очень молод. Мир боевых искусств, в частности и Тхэквон-до, не стоит на месте. В настоящее время на наших глазах намечается тенденция к слиянию различных стилей Тхэквон-до, прорабатывается вопрос о его восстановлении на основе оригинальной единой техники. В середине 50-х годов 20-го столетия корейское правительство попыталось объединить все школы в ассоциацию единого стиля. Работу по модификации единого стиля корейского единоборства возглавил генерал-лейтенант Чхве Хон Хи (в западной транскрипции Чой Хонг Хи). Поэтому именно его обычно называют «отцом» Тхэквон-до.

Тхэквон-до – это искусство, включающее в себя стиль мышления и образ жизни. Тхэквон-до, в частности, прививает духовную культуру, дает силы для борьбы за справедливость. В последние годы наблюдается рост жестокости и потеря моральных принципов на всех общественных уровнях, особенно среди молодежи. Эта проблема берет начало в ожесточении. В настоящее время теория – «сильный покоряет слабого», находится на вершине популярности. Главная цель тхэквон-до - силой, основанной на человечности, справедливости, мудрости, духовности и доверии, прекратить борьбу, основанную на подавлении сильными слабых, и тем самым способствовать построению лучшего мирного общества. Через суровое воспитание тхэквон-до человек привыкает к очевидной мысли, что расовых барьеров больше нет. Гармоническое распространение тхэквон-до среди различных рас, несомненно, помогает преодолеть часто существующий между людьми печальный недостаток взаимопонимания.

 

 

 

 

1. Шкала оценок

Для оценки развития характера силы духа, стойкости, техники и индивидуальных возможностей в Тхэквон-до существует своя система.

Шкала оценок разделена на 19 градаций: 10 гыпов и 9 данов. Отчет гыпов идет по убывающей от 10 (самого низкого) к 1, отчет данов идет по возрастающей от 1 к 9. Обладателем 1-го дана обычно является тот, кто овладел техникой в такой мере, способен защитить себя от одного соперника.

Даны с 1 по 3 рассматриваются как начальные стадии черного пояса. Став, обладателем 4 дана, тхэквондист входит в класс мастеров.

Обладатели данов с 6 по 9 являются элитой, разбирающейся во всех тонкостях Тхэквон-до. Гып - квалификация ученической ступени, обозначенной соответствующим поясом. Перечисленные цвета поясов были выбраны не случайно, их выбор основан на древних традициях.

Белый – символизирует незнание, т.к. начинающие заниматься Таэквон-до вначале не имеют никаких специальных знаний и умений.

Желтый – символизирует Землю, в которую пускают корни и из которой прорастает семя Тхэквон-до.

Зеленый – символизирует начальные этапы процесса роста растений, которому уподобляется процесс развития Тхэквон-до.

Голубой - символизирует небеса, к которым подобно растущему дереву в процессе тренировок устремляется мастерство тхэквондиста.

 

 

2. Общие и специальные дыхательные упражнения

Качественное освоение базовой техники невозможно без правильного дыхания, так как ее тренировка требует то плавного и слитного, то мощного и концентрированного, с напряжением всех мышц, исполнения отдельных приемов, связок и комплексов рукопашного боя. Тем более, хорошо контролируемое дыхание необходимо в спарринге и в бою, где требуется резко, иногда спонтанно менять ритм, мощь движений, направление атаки, местоположение, а также длительное время и с большой интенсивностью вести поединок. Во всех этих ситуациях дыхание играет не только чисто физиологическую функцию, обеспечивая мышцы необходимым количеством кислорода при конкретной нагрузке и выводя «шлаки» из организма, но и функцию психорегулирования.

Для того чтобы научиться правильно дышать, контролировать свое дыхание и с его помощью управлять своей энергией, надо выполнять общие и специальные дыхательные упражнения. Они подробно описаны в китайской дыхательной гимнастике Ци-гун и в упражнениях Пранаямы из индийской Хатха-йоги. В данной программе раскрыты некоторые их аспекты.

1. Техника нижнего дыхания. Необходимо сделать полный выдох и затем медленный вдох, стараясь как можно больше выпятить вперед живот. При этом грудь и плечи должны оставаться на месте. Все движения нужно стараться делать слитно, без напряжения. Спина обязательно должна быть прямой.

2. Техника среднего дыхания. Овладев нижним дыханием, можно начать осваивать среднее, которое принято называть грудным. При выполнении упражнения нужно удерживать живот и грудь на месте, расширяя грудную клетку в стороны.

3. Техника верхнего дыхания. В разнообразных жизненных ситуациях верхнее дыхание является непроизвольной реакцией на стрессовые ситуации, к которым можно отнести и некоторые моменты рукопашного боя.

Приняв одну из удобных поз, необходимо сделать полный выдох, затем выполнить вдох таким образом, чтобы поднималась только грудная клетка, а живот и ребра оставались неподвижными. В конце вдоха, когда наполнятся воздухом верхушки легких, нужно поднять плечи. Опуская плечи и грудную клетку, выполнить выдох.

Каждый вид (нижнее, среднее и верхнее) дыхания нужно выполнять, постепенно увеличивая время с 1 минуты до 5 минут в течение 3 недель. Очень важно научиться выполнять все виды дыхания ритмично и плавно. Для этого можно про себя вести счет: на 4 счета - вдох, следующие 2 счета – пауза, затем 4 счета выдох и 2 счета – пауза.

4. Техника полного дыхания. Только в совершенстве овладев нижним, средним и верхним дыханием, можно приступить к разучиванию полного дыхания. Приняв любую позу, выполнить полный выдох. Затем через нос сделать вдох, заполняя сначала нижние доли легких, затем средние и в конце – верхние, соответственно технике нижнего, среднего и верхнего дыхания. Завершив вдох и задержав дыхание, нужно сделать паузу, после которой начать выдох. Можно применять два вида выдоха. При первом виде дыхания воздух выдыхается вначале из нижних долей легких, затем из средних и в конце – из верхних долей. Во втором случае - в обратном порядке. Первые два месяца при полном дыхании используются первый способ выдоха, затем практикуются поочередно оба способа. После вдоха и выдоха нужно сделать паузы, длительность которых равна, точно также равна длительность вдоха и выдоха. Однако их продолжительность вдвое больше, чем длительность пауз. Продолжительность выполнения упражнения сначала должна составлять не более 2 минут, в дальнейшем надо прибавлять по 1 минуте каждую неделю, доведя ее до 10 минут. Специальные дыхательные упражнения в рукопашном бою выполняются с целью повышения готовности к разнообразным ситуациям, возникающим в ходе поединка, или снижения негативных последствий таких ситуаций. Только при правильном дыхании можно эффективно применять приемы базовой техники в спарринге и в бою.

3. Базовые движения.

 

Работая  над техникой «О До Кван», Чой Хон Хи исходил из соображений практической эффективности и изменил базовые движения с учетом тех особенностей, в которых заключалось преимущество бокса, который был достаточно широко распространен и в Японии, и в Корее. Техника стала более маневренной, удары в отличие от каратэ стали наноситься более "сверху вниз", а не "снизу вверх" (как принято в базе Сетокан), что дало возможность использовать эффект "напрыгивания", отталкивания от цели, что гарантирует большую силу удара при сохранении свободы и скорости перемещения.

Изучение базовой техники начинается с изучения стоек от простых к более сложным. Затем начинается изучение стоек в передвижениях: с шагом вперед- назад, в движении на три шага, на два шага, на один шаг, с атакующими действиями, с защитными действиями с партнером и без.

Параллельно идет изучение ударной техники ногами.

По мере освоения начальной базовой техники начинается изучение формальных комплексных упражнений - «тылей», также по методу от простых к сложным.

 

4. «Волнообразные» передвижения

 

Принятым в тхэквондо способе удара "волной" удается максимально вложить в удар вес тела. Очень проста, легка в обучении и практична техника перемещений, поворотов и разворотов, которая также построена на использовании эффекта "волны". "Волну", по праву можно считать одной из удачнейших находок и преимуществ тхэквондо. Да, с точки зрения канонов каратэ она является несомненной "ошибкой". Однако она сделала возможным отказ от удара на реверсе вокруг оси позвоночного столба (реверс присутствует, но играет второстепенную роль), что позволяет избежать поперечных инерций, которые неизбежных при реверсе, и которые просто нечем компенсировать. Из-за этих инерций при реверсивном способе удара человек то и дело разворачивается к противнику боком, а то и спиной, возникают положения "отданной руки" и развала тела, затрудняется координация работы рук и ног, перемещений и ударов. "Волна" дает универсальный движок, не только лишенный всех этих недостатков, но и имеющий явные преимущества.

 

 

 

 

4.1.  Волнообразные передвижения с ударом рукой

 

Такой способ вложения силы в удар позволяет задействовать обе руки, активно вкладывать корпус, не опасаясь "провалиться", одновременно парировать и наносить удар, а при маневрировании в бою обеспечивает ряд несомненных тактических преимуществ, позволяя обогнать сторонника реверсивной техники на "срезании углов". Здесь стоит заметить, что техника "волны" могла прийти из китайских стилей, к примеру, из Синъи или из Багуачжан, в котором "досыл" удара корпусом является одним из наиболее характерных действий - и лично я вижу некоторые параллели с Багуачжан даже в перемещениях.

Наклон корпуса в бою присущ боевой практике подавляющего большинства китайских стилей, и упоминается, во многих наставлениях и трактатах, как "спина дракона".

 

4.2. «Волнообразные передвижения» с использованием защитных блоков.

 

         Что же касается «Волнообразных передвижений» с использованием защитных блоков сила, вкладываемая в блок, с использованием волнообразного движения приводит к тому, что в блок вкладывается, за счет инерции тела и реверсивного движения корпуса, тем самым создает наибольшую защитную способность для отражения атакующих действий соперника.

5.Спарринг.

 

Спарринг развивает скорость, мужество, бдительность, аккуратность, способность адаптироваться, а также самоконтроль. Это возможность применить на практике умение и навыки, приобретенные при изучении тылей и базовой техники. Спарринг позволяет развить бойцовский дух и храбрость, научиться «читать» маневры и тактику соперника, отточить в экстремальных условиях атакующие и защитные действия. Спарринг – это возможность получить объективную оценку своего мастерства. Хъенги развивают гибкость, грацию, чувство равновесия, координацию, а основные упражнения – аккуратность и воображение, раскрывают занимающимся методику, принципы и цели тхэквон-до.

6. Соревнования. Показательные выступления.

Соревнования: в тхэквон-до – нечто большее, чем просто состязания в силе и технике. Это эстетическая демонстрация боевого искусства. Существует своя прелесть в агрессивном и в тоже время контролируемом спарринге, четко выполняемых хъёнгах, завораживающих ударах в прыжке, разбивании предметов.

Цель показательных выступлений - продемонстрировать силу, мастерство и грациозность движений, выполняющихся демонстраторами, а также убедить зрителей, что любой человек, независимо от возраста и пола, может овладеть подобной техникой. В процессе демонстрации акцентируется внимание на следующем:

1. Назначение и способ выполнения каждого двигательного действия объясняются в деталях.

2. Некоторые виды техники самообороны и элементы спарринга повторяются в замедленном темпе, чтобы зрители успели понять, как и с какой целью выполняются движения.

3. Поскольку мастер тхэквон-до должен уметь автоматически выполнять демонстрируемые действия во время поединка, демонстрация этих действий перед публикой осуществляется мгновенно, без ожидания аплодисментов.

4. Используемые при демонстрации силы ударов доски, кирпичи и черепица должны быть достаточно прочны, чтобы для обычного человека было практически невозможно воспроизвести демонстрирующуюся силу ударов. Разбивание предметов головой в тхэквон-до запрещено категорически.

 

 

 

 

Заключение

 

Каждое движение в Тхэквон-до базируется на научной основе и предназначено для достижения строго определенных целей. Опытный инструктор может развить в ученике веру, что успех в Тхэквон-до доступен всем. Постоянное повторение учит терпеливости, развивает решимость преодолеть любые трудности. Необыкновенная сила, приобретаемая телом в результате занятий Тхэквон-до, формирует уверенность в себе, готовность встретится с любым противником в любом месте, в любой ситуации.


Скачано с www.znanio.ru

МОБУ ДОД ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

МОБУ ДОД ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1

Введение Несмотря на то, что корни боевого искусства

Введение Несмотря на то, что корни боевого искусства

Шкала оценок Для оценки развития характера силы духа, стойкости, техники и индивидуальных возможностей в

Шкала оценок Для оценки развития характера силы духа, стойкости, техники и индивидуальных возможностей в

Во всех этих ситуациях дыхание играет не только чисто физиологическую функцию, обеспечивая мышцы необходимым количеством кислорода при конкретной нагрузке и выводя «шлаки» из организма, но…

Во всех этих ситуациях дыхание играет не только чисто физиологическую функцию, обеспечивая мышцы необходимым количеством кислорода при конкретной нагрузке и выводя «шлаки» из организма, но…

Техника полного дыхания. Только в совершенстве овладев нижним, средним и верхним дыханием, можно приступить к разучиванию полного дыхания

Техника полного дыхания. Только в совершенстве овладев нижним, средним и верхним дыханием, можно приступить к разучиванию полного дыхания

Изучение базовой техники начинается с изучения стоек от простых к более сложным

Изучение базовой техники начинается с изучения стоек от простых к более сложным

Волнообразные передвижения с ударом рукой

Волнообразные передвижения с ударом рукой

Соревнования. Показательные выступления

Соревнования. Показательные выступления

Заключение Каждое движение в

Заключение Каждое движение в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2023