Методическая разработка «День славянской письменности и культуры»

  • docx
  • 04.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методразработка Славянская письменность.docx

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия

 по русскому языку

«День славянской письменности и культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Пояснительная  записка

3

2. Условия проведения мероприятия

4

3. Оборудование, технические средства

5

4. Ход мероприятия

6

5. Анализ проведенного мероприятия

14

6. Список литературы

15

7. Приложение (тексты стихотворений).

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Пояснительная записка

 

Внеклассное мероприятие по русскому языку «День славянской письменности и культуры»  подготовлено в форме литературно-музыкальной композиции, которая сопровождается мультимедийной презентацией и выставкой стенных газет.

Цели мероприятия:

- знакомствообучающихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;

- определение  значения  научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;

- развитие у обучающихся интереса к истории, к русскому языку;

- воспитание у обучающихся чувств гражданственности и патриотизма.

Задачи внеклассного мероприятия:

 -  передать обучающимсязнания в области культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;

- ознакомить учащихся с культурным наследием русского народа;

- способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;

 - повысить интерес к предмету;

- стимулировать познавательную деятельность студентов.

Участие в литературно-музыкальной композиции развивает навыки выразительного чтения поэтического текста, правильного произношения, публичного выступления, повышает творческую активность студентов.

Внеклассное мероприятие оказывает значительное эмоционально-эстетическое воздействие, которое студенты испытывают как от собственного активного участия, так и от присутствия зрителей и от общей праздничной атмосферы.

Литературно-музыкальная композиция позволяет общаться с более широким кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений.

Таким образом, данное мероприятие является одним из важнейших средств эстетического и нравственного воспитания студентов, развития их познавательных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Условия проведения мероприятия

Для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку «День славянской письменности и культуры», подготовленного в форме литературно-музыкальной композиции, необходимо просторное помещение, оснащенное мультимедийным оборудованием, в котором установлены посадочные места для зрителей и участников мероприятия(40 человек) и имеется свободная площадка для выступления участников мероприятия.

Реализация поставленных целей и задач возможна при условии тщательной подготовки к мероприятию, для чего определяются его участники, проводится  необходимое количество консультаций и репетиций.

Важным организационным условием является оформление помещения, где будет проводиться мероприятие: техническое оборудование, музыкальное и наглядное оформление, реквизиты.

Для подготовки наглядного оформления среди обучающихся проводится конкурс стенных газет, посвященных Дню славянской письменности и культуры.

Для подготовки мультимедийных презентаций используются информационно-коммуникативная и групповая педагогические  технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оборудование, технические средства

Для проведениявнеклассного мероприятияпо русскому языку «День славянской письменности и культуры» необходимо следующее оборудование:

- компьютер;

- проектор;

- мультимедийный экран;

- усилители звука;

- презентации «День славянской письменности»,«Кирилл и Мефодий. Славянская письменность»,«Славянские азбуки», «Викторина»;

- видеоматериал «Славянская азбука – послание наших предков»;

- музыкальное сопровождение:

1.  Гимн Кириллу и Мефодию

2.  Гимн всех славян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ход мероприятия

Звучит гимн Кириллу и Мефодию.

 

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, Вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

Пройдя под солнцем просвещенья

Из давней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века!

 

 

 

Вступительное слово преподавателя

 

24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день посвящен ученым и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо. Это известные во всех славянских странах братья Кирилл и Мефодий. Именно они стали основоположниками славянской письменности.

Празднование Дня славянской письменности и культуры в нашей стране стало доброй традицией. Это событие является свидетельством духовного возрождения и возвращения к этнокультурным истокам славянских народов.

 С именами святых Кирилла и Мефодия неразрывно связана история, культура и самобытность Российского государства. Этот праздник превосходит рамки культуры славянских народов и выражает огромную созидательную потребность в сохранении культуры  и самобытности многоэтнического народа всей России.

 

Ведущий 1: Стихотворение И.А. Бунина «Слово».

 

Ведущий 2: Стихотворение Николая Гумилева «Слово».

 

Ведущий 1: Сегодня мы отмечаем День славянской письменности и культуры, который празднуется ежегодно во всех славянских странах 24 мая. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита, великих просветителей Кирилла и Мефодия.

 

Ведущий 2: В 1985 году день 24 мая был официально объявлен в нашей стране праздником славянской письменности и культуры. А в 1991 году он стал государственным. Этот праздник по своему содержанию является единственным в России государственно-церковным праздником.

 

Ведущий 1: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре. О просветительской деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия   расскажет докладчик.

 

Сообщение о Кирилле и Мефодии

Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой славянской семьи, жившей в Византийском городе Солуни. Мефодий был старшим братом, а Кирилл - младшим. В семье 7 сыновей.

До пострижения в монахи Михаил сделал неплохую военно-административную карьеру. Константин был очень образован для своего времени человеком, получил прекрасное образование, преподавал философию.

Братья стали монахами, получив имена Кирилл и Мефодий  в монашестве. Византийский император отправил братьев в Моравию проповедовать христианское учение на родном славянском языке. Братья начали свою деятельность с создания славянской азбуки, чтобы перевести на славянский язык греческие богослужебные книги.

В 863 году Кирилл и Мефодий прибыли в Великую Моравию и начали вести проповеди на славянском языке. Этот год принято считать годом возникновения славянской письменности.

Просветительской деятельности Кирилла и Мефодия всячески препятствовало Латинско-немецкое духовенство, мешающее распространению слов, языка как языка церкви.

Их творение стало символом духовного подвига, благодаря которому славяне обрели Азбуку и письменный язык.

 

Ведущий  2: Об истории славянского алфавита расскажет докладчик.

 

История славянского алфавита

Возникновение славянской письменности берет свое начало в IX веке, именно в то время был составлен алфавит.

История  составления славянского алфавита такова: Моравский князь Ростислав попросил Византийского императора Михаила III перевести христианские богослужебные книги с греческого на славянский язык.

Михаил III поручил сие тяжкое задание греческим монахам Кириллу и Мефодию. Именно они и составили первую славянскую азбуку, сначала была составлена глаголица, а потом кириллица.

На основе кириллицы возникла не только русская письменность, но и письменность других славянских народов – сербов и болгар. Кириллица была значительно проще глаголицы по написанию букв, и именно поэтому получила более широкое распространение. Впоследствии  кириллица полностью вытеснила глаголицу.

Славянская азбука — изумительное, полное мудрости произведение, сложная логика, математическая система, каждая буква, как символ, наполненная особым смыслом.

В 863г. Кирилл и Мефодий на основе греческого алфавита создали первые славянские азбуки — глаголицу и кириллицу.

 

Константином была создана «глаголица», отражающая фонетические особенности славянского языка.

Глаголица довольно скоро вошла в употребление, а от кириллицы произошли русский, украинский, болгарский, белорусский и другие алфавиты.

Позже ученики Мефодия создали в Болгарии на основе «глаголицы» новый алфавит, который впоследствии получил название «кириллицы» - в честь Кирилла.

 

В Кириллице было 43 буквы. С течением времени некоторые из них оказались лишними потому что исчезли обозначаемые ими звуки.11 букв были исключены из алфавита, в том числе: Кси (Ѯ), Омега (Ѡ), От (Ѿ), Зело (s), Пси(Ѱ) Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название “гражданский ”. Буква Э - официально введена в азбуку в 1708 году, а буква Ё - предложена в 1783 году княгиней Е. Р. Дашковой.В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять (Ѣ), и (I), ижицу (v), фиту (Ѳ).

 

Современный русский алфавит, состоящий из 33 букв, существует фактически с 1918 года (официально лишь с 1942 года: ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы).

Первая буква славянской азбуки Азъ – это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает место- имение Я. Однако ее коренным смыслом является слово «из- начально», «начи- нать» или «начало». От этой буквы произошло название «Азбука». Кроме того, книжники Древней Руси отождествляли букву Аз с буквой Альфа древнегреческого алфавита, которая символизировала начало всех начал.

Веди– интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы значение: ведать. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание, знание – как высший божественный дар.

Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу: «Я буду знать!».Стоит отметить, что славяне считали двойку дьявольским числом и приписывали ему массу негативных свойств.

 

Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи.

На данных изображениях она символизирует центральное местоположение человека в переплетении растительного и звериного орнамента, его особую решающую роль в мире.

 

Добро – пятая буква в славянском алфавите, которая является символом чистоты и добра. Истинное значение этого слова «добро, добродетель». При этом в букву Добро Константин вкладывал не только чисто человеческие черты характера, но и добродетель, которой должны придерживаться все люди, любящие Отца небесного.

 

Земля – девятая буква старославянской азбуки, значение которой представляется как «земля».

В предложениях буква-слово Земля употреблялась в таких значениях, как «край».

Константин в этой букве воплотил следующее явление: каждый человек является частью семьи, каждая семья относится к общине, а каждая община в совокупности представляет собой народ, который живет на определенной территории, называемой родным краем. Однако кроме глубоко философского смысла в букве Земля скрывается число 7. Семерка приносит удачу.

Покой–  буква духовности славянского народа. Истинный смысл Покоя заключается в тишине и покое. Число, соответствующее букве Покой,  равно 80.

Это любимая согласная русских, особенно в начале слова. Само слово «покой» полностью гармонирует с тем что изображено: покой и уравновешенность.

Слово – буква, о которой можно сказать, что именно она дает название всей нашей речи. С тех пор как человек придумал слово, окружающие предметы получили свои названия, а люди перестали быть безликой массой и получили имена. В славянской азбуке Слово имеет множество синонимов: сказание, речь, проповедь.

По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни. Изучая историю алфавита, мы изучаем историю нашего языка, значит, историю нашей страны и тогда вы становитесь более образованными.

Ведущий 1: Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале отображен весь мир, вся наша жизнь. Благодаря просветителям Кириллу и Мефодию, оставившим нам великую азбуку, у славян возникла богатая письменность и культура.

Ведущий 2: Язык – это необходимый элемент духовной культуры общества. Это достояние всего народа, в котором воплощено национальное достоинство. Стихотворения русских поэтов преисполнены гордостью и восхищением за родной язык.

 

Чтецы.

1.     К.Бальмонт«Русский язык»

2.     М.Крюков «Много языков на свете разных»

3.     В.Шефнер «Слова»

4.     А.Яшин «Русский язык»

5.     С.Скачко «Русский язык»

 

Ведущий 1: Сегодня, владея русским языком, мы стремимся к совершенству, изучаем язык, исследуем языковые явления, понимая значимость речевой культуры в современном мире.

Ведущий 2: Студенты представят результаты своих исследовательских работ по русскому языку и литературе, выполненных в течение учебного года.

Исследовательские работы.

 

Ведущий 1: Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые   мы можем прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации – русского народа, не было бы ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени.

Ведущий 2: Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает все богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.

Ведущий 1: Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством.

Ведущий 2: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских братьев Кирилла и Мефодия.

Ведущий 1: Пусть праздник этот в наших сердцах оставит место для истории прошлого, без которого, как известно, нет будущего.

 

Викторина

1.     Назовите авторов славянской азбуки.

2.     Как называется место, где печатают книги?

3.     Сколько буквы было в кириллице?

4.     Когда была создана славянская азбука?

5.     Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита?

6.     Эта буква была введена в состав русского алфавита реформой Петра I. Она с трудом завоевывала себе права гражданства. Против нее выступали В. К. Тредиаковский (который относил ее появление к «повреждению кириллицы»), А. П. Сумароков и М. В. Ломоносов. Из писателей XIX века ее не хотели употреблять Г. Р. Державин и И. А. Крылов.О какой букве идёт речь?

7.     Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?

8.     Какая азбука старше: кириллица или глаголица?


Видеоматериал «Славянская азбука – послание наших предков»

5. Анализ проведенного мероприятия.

Внеклассное мероприятие по русскому языку «День славянской письменности и культуры» знакомит обучающихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита, определяет  значение  научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, развивает у обучающихся интереса к истории, к русскому языку, воспитывает у обучающихся чувств гражданственности и патриотизма.

Одна из важнейших проблем сегодня – развитие интереса к изучению истории языка, к чтению художественных произведений. Задача преподавателя – сделать так, чтобы каждое занятие носило творческий характер и развивало познавательную активность студентов. Внеклассное мероприятие «День славянской письменности и культуры» способствует решению этой задачи и дает возможность студентам проявить свои творческие способности.

Внеклассное мероприятие по литературе «День славянской письменности и культуры» разработано в форме литературно-музыкальной композиции, которая сопровождается мультимедийными презентациями, видеоматериалом, выставкой стенных газет.

Литературно-музыкальная композиция позволяет задействовать  большое количество студентов для подготовки и проведения мероприятия.

Участие в литературно-музыкальной композиции требует от студентов навыков выразительного чтения поэтического текста, правильного произношения, публичного выступления.

Внеклассное мероприятие «День славянской письменности и культуры» позволяет обучающимся общаться с более широким кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений.

 

 

6. Список литературы.

1.                  Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. - 2009.-№5.

2.                  Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2009.

3.                  Никитин О.В. Славянские языки, письменность и культура : исторические и современные тенденции развития науки и образования// Русский язык в школе.- 2009.

4.                  Половинкин А.И. Православная духовная культура, - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

5.                  Смирнов П., протоиерей. История христианской православной Церкви. – М. 1998.

6.                  Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В. Панов.- М.: Педагогика, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Приложение (тексты стихотворений)

1. Иван Бунин «Слово»

 

Молчат гробницы, мумии и кости,—

       Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

       Звучат лишь Письмена.

 

И нет у нас иного достоянья!

       Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

       Наш дар бессмертный — речь.

 

2.Николая Гумилева «Слово»

 

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

 

3.К.Бальмонт«Русский язык»

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
В нем Та, что приняла не взмах меча,
А семь мечей - в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном - бег зарницы.

Костер бродяг за лесом, на горе,
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау?» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там - смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
Ярит борзых и гончих доезжачий.
Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?
Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.
Из тесноты идут вразброд дороги.
Как хорошо в чужих краях вздохнуть
О нем - там, в синем - о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
В размах грозы сцепляются зарницы.
К Царьграду не ходил ли наш Олег?
Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,
Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
Тебя потопит льдяная река,
Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра
Не удержать в окованном вертепе,
Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

Гремучим сновиденьем наяву
Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
Венчая полноводную Неву
С Янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал,
Зальешь и запоешь умы и страны.
Не твой ли он, колдующий Байкал,
Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,
Свой говор златозвонкий, среброкрылый -
До той черты, где Тихий океан
Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
Как радуга над нашим водоемом.
Ты в черный час вместишься в малый вздох.
Но Завтра - встанет! С молнией и громом!

 

 

 

4. М. Крюков «Много языков на свете разных»

 

Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть "изюминка" своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

5.Вадим Шефнер «Слова»

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

 

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

 

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

 

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

 

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

 

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

 

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

 

Кто их часто твердит - я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

 

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

 

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленный прах,

 

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

 

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

 

И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.

 

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

 

6.Александр Яшин «Русский язык» 

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная - живуч.

Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!

7.     Сергей Скачко «Русский язык»

С благоговеньем прикасайся
К тому , чем ты вооружён ,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,
Суров и нежен , многолик ,
Во всех мелодиях искусен
 
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий ,
И междометный вздох , и клич ,
Гордись , что понимаешь русский ,
Старайся глубину постичь.

Смешно и грустно слышать , право ,
Как эллочек и фимок рать
К заморским “ингам”, “шн” и “вау”
Его , кряхтя , хотят прижать.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru