Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
по русскому языку
«День славянской письменности и культуры»
2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка |
3 |
2. Условия проведения мероприятия |
4 |
3. Оборудование, технические средства |
5 |
4. Ход мероприятия |
6 |
5. Анализ проведенного мероприятия |
14 |
6. Список литературы |
15 |
7. Приложение (тексты стихотворений). |
16 |
1. Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие по русскому языку «День славянской письменности и культуры» подготовлено в форме литературно-музыкальной композиции, которая сопровождается мультимедийной презентацией и выставкой стенных газет.
Цели мероприятия:
- знакомствообучающихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
- определение значения научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
- развитие у обучающихся интереса к истории, к русскому языку;
- воспитание у обучающихся чувств гражданственности и патриотизма.
Задачи внеклассного мероприятия:
- передать обучающимсязнания в области культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;
- ознакомить учащихся с культурным наследием русского народа;
- способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;
- повысить интерес к предмету;
- стимулировать познавательную деятельность студентов.
Участие в литературно-музыкальной композиции развивает навыки выразительного чтения поэтического текста, правильного произношения, публичного выступления, повышает творческую активность студентов.
Внеклассное мероприятие оказывает значительное эмоционально-эстетическое воздействие, которое студенты испытывают как от собственного активного участия, так и от присутствия зрителей и от общей праздничной атмосферы.
Литературно-музыкальная композиция позволяет общаться с более широким кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений.
Таким образом, данное мероприятие является одним из важнейших средств эстетического и нравственного воспитания студентов, развития их познавательных интересов.
2. Условия проведения мероприятия
Для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку «День славянской письменности и культуры», подготовленного в форме литературно-музыкальной композиции, необходимо просторное помещение, оснащенное мультимедийным оборудованием, в котором установлены посадочные места для зрителей и участников мероприятия(40 человек) и имеется свободная площадка для выступления участников мероприятия.
Реализация поставленных целей и задач возможна при условии тщательной подготовки к мероприятию, для чего определяются его участники, проводится необходимое количество консультаций и репетиций.
Важным организационным условием является оформление помещения, где будет проводиться мероприятие: техническое оборудование, музыкальное и наглядное оформление, реквизиты.
Для подготовки наглядного оформления среди обучающихся проводится конкурс стенных газет, посвященных Дню славянской письменности и культуры.
Для подготовки мультимедийных презентаций используются информационно-коммуникативная и групповая педагогические технологии.
3. Оборудование, технические средства
Для проведениявнеклассного мероприятияпо русскому языку «День славянской письменности и культуры» необходимо следующее оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- мультимедийный экран;
- усилители звука;
- презентации «День славянской письменности»,«Кирилл и Мефодий. Славянская письменность»,«Славянские азбуки», «Викторина»;
- видеоматериал «Славянская азбука – послание наших предков»;
- музыкальное сопровождение:
1. Гимн Кириллу и Мефодию
2. Гимн всех славян
4. Ход мероприятия
Звучит гимн Кириллу и Мефодию.
Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
Надежда, Вера греет души.
Наш путь тернистый – путь вперёд!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отечества живёт.
Пройдя под солнцем просвещенья
Из давней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века!
Вступительное слово преподавателя
24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день посвящен ученым и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо. Это известные во всех славянских странах братья Кирилл и Мефодий. Именно они стали основоположниками славянской письменности.
Празднование Дня славянской письменности и культуры в нашей стране стало доброй традицией. Это событие является свидетельством духовного возрождения и возвращения к этнокультурным истокам славянских народов.
С именами святых Кирилла и Мефодия неразрывно связана история, культура и самобытность Российского государства. Этот праздник превосходит рамки культуры славянских народов и выражает огромную созидательную потребность в сохранении культуры и самобытности многоэтнического народа всей России.
Ведущий 1: Стихотворение И.А. Бунина «Слово».
Ведущий 2: Стихотворение Николая Гумилева «Слово».
Ведущий 1: Сегодня мы отмечаем День славянской письменности и культуры, который празднуется ежегодно во всех славянских странах 24 мая. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита, великих просветителей Кирилла и Мефодия.
Ведущий 2: В 1985 году день 24 мая был официально объявлен в нашей стране праздником славянской письменности и культуры. А в 1991 году он стал государственным. Этот праздник по своему содержанию является единственным в России государственно-церковным праздником.
Ведущий 1: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре. О просветительской деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия расскажет докладчик.
Сообщение о Кирилле и Мефодии
Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой славянской семьи, жившей в Византийском городе Солуни. Мефодий был старшим братом, а Кирилл - младшим. В семье 7 сыновей.
До пострижения в монахи Михаил сделал неплохую военно-административную карьеру. Константин был очень образован для своего времени человеком, получил прекрасное образование, преподавал философию.
Братья стали монахами, получив имена Кирилл и Мефодий в монашестве. Византийский император отправил братьев в Моравию проповедовать христианское учение на родном славянском языке. Братья начали свою деятельность с создания славянской азбуки, чтобы перевести на славянский язык греческие богослужебные книги.
В 863 году Кирилл и Мефодий прибыли в Великую Моравию и начали вести проповеди на славянском языке. Этот год принято считать годом возникновения славянской письменности.
Просветительской деятельности Кирилла и Мефодия всячески препятствовало Латинско-немецкое духовенство, мешающее распространению слов, языка как языка церкви.
Их творение стало символом духовного подвига, благодаря которому славяне обрели Азбуку и письменный язык.
Ведущий 2: Об истории славянского алфавита расскажет докладчик.
История славянского алфавита
Возникновение славянской письменности берет свое начало в IX веке, именно в то время был составлен алфавит.
История составления славянского алфавита такова: Моравский князь Ростислав попросил Византийского императора Михаила III перевести христианские богослужебные книги с греческого на славянский язык.
Михаил III поручил сие тяжкое задание греческим монахам Кириллу и Мефодию. Именно они и составили первую славянскую азбуку, сначала была составлена глаголица, а потом кириллица.
На основе кириллицы возникла не только русская письменность, но и письменность других славянских народов – сербов и болгар. Кириллица была значительно проще глаголицы по написанию букв, и именно поэтому получила более широкое распространение. Впоследствии кириллица полностью вытеснила глаголицу.
Славянская азбука — изумительное, полное мудрости произведение, сложная логика, математическая система, каждая буква, как символ, наполненная особым смыслом.
В 863г. Кирилл и Мефодий на основе греческого алфавита создали первые славянские азбуки — глаголицу и кириллицу.
Константином была создана «глаголица», отражающая
фонетические особенности славянского языка.
Глаголица довольно скоро вошла в употребление, а от кириллицы произошли русский, украинский, болгарский, белорусский и другие алфавиты.
Позже ученики Мефодия создали в Болгарии на основе «глаголицы» новый алфавит, который впоследствии получил название «кириллицы» - в честь Кирилла.
В Кириллице было 43 буквы. С течением времени
некоторые из них оказались лишними потому что исчезли обозначаемые ими звуки.11
букв были исключены из алфавита, в том числе: Кси (Ѯ), Омега (Ѡ),
От (Ѿ), Зело (s), Пси(Ѱ) Новый алфавит стал беднее по содержанию,
но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг.
Он так и получил название “гражданский ”. Буква Э - официально введена в азбуку
в 1708 году, а буква Ё - предложена в 1783 году княгиней Е. Р. Дашковой.В 1918
году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре
буквы: ять (Ѣ), и (I), ижицу (v), фиту (Ѳ).
Современный русский алфавит, состоящий из 33 букв,
существует фактически с 1918 года (официально лишь с 1942 года: ранее
считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как
варианты одной и той же буквы).
Первая буква славянской азбуки Азъ – это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает место- имение Я. Однако ее коренным смыслом является слово «из- начально», «начи- нать» или «начало». От этой буквы произошло название «Азбука». Кроме того, книжники Древней Руси отождествляли букву Аз с буквой Альфа древнегреческого алфавита, которая символизировала начало всех начал.
Веди– интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы значение: ведать. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание, знание – как высший божественный дар.
Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу: «Я буду знать!».Стоит отметить, что славяне считали двойку дьявольским числом и приписывали ему массу негативных свойств.
Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи.
На данных изображениях она символизирует центральное местоположение человека в переплетении растительного и звериного орнамента, его особую решающую роль в мире.
Добро – пятая буква в славянском алфавите, которая является символом чистоты и добра. Истинное значение этого слова «добро, добродетель». При этом в букву Добро Константин вкладывал не только чисто человеческие черты характера, но и добродетель, которой должны придерживаться все люди, любящие Отца небесного.
Земля – девятая буква старославянской азбуки, значение которой представляется как «земля».
В предложениях буква-слово Земля употреблялась в таких значениях, как «край».
Константин в этой букве воплотил следующее явление: каждый человек является частью семьи, каждая семья относится к общине, а каждая община в совокупности представляет собой народ, который живет на определенной территории, называемой родным краем. Однако кроме глубоко философского смысла в букве Земля скрывается число 7. Семерка приносит удачу.
Покой– буква духовности славянского народа. Истинный смысл Покоя заключается в тишине и покое. Число, соответствующее букве Покой, равно 80.
Это любимая согласная русских, особенно в начале слова. Само слово «покой» полностью гармонирует с тем что изображено: покой и уравновешенность.
Слово – буква, о которой можно сказать, что именно она дает название всей нашей речи. С тех пор как человек придумал слово, окружающие предметы получили свои названия, а люди перестали быть безликой массой и получили имена. В славянской азбуке Слово имеет множество синонимов: сказание, речь, проповедь.
По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни. Изучая историю алфавита, мы изучаем историю нашего языка, значит, историю нашей страны и тогда вы становитесь более образованными.
Ведущий 1: Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале отображен весь мир, вся наша жизнь. Благодаря просветителям Кириллу и Мефодию, оставившим нам великую азбуку, у славян возникла богатая письменность и культура.
Ведущий 2: Язык – это необходимый элемент духовной культуры общества. Это достояние всего народа, в котором воплощено национальное достоинство. Стихотворения русских поэтов преисполнены гордостью и восхищением за родной язык.
Чтецы.
1. К.Бальмонт«Русский язык»
2. М.Крюков «Много языков на свете разных»
3. В.Шефнер «Слова»
4. А.Яшин «Русский язык»
5. С.Скачко «Русский язык»
Ведущий 1: Сегодня, владея русским языком, мы стремимся к совершенству, изучаем язык, исследуем языковые явления, понимая значимость речевой культуры в современном мире.
Ведущий 2: Студенты представят результаты своих исследовательских работ по русскому языку и литературе, выполненных в течение учебного года.
Исследовательские работы.
Ведущий 1: Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы можем прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации – русского народа, не было бы ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени.
Ведущий 2: Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает все богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.
Ведущий 1: Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством.
Ведущий 2: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских братьев Кирилла и Мефодия.
Ведущий 1: Пусть праздник этот в наших сердцах оставит место для истории прошлого, без которого, как известно, нет будущего.
Викторина
1. Назовите авторов славянской азбуки.
2. Как называется место, где печатают книги?
3. Сколько буквы было в кириллице?
4. Когда была создана славянская азбука?
5. Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита?
6. Эта буква была введена в состав русского алфавита реформой Петра I. Она с трудом завоевывала себе права гражданства. Против нее выступали В. К. Тредиаковский (который относил ее появление к «повреждению кириллицы»), А. П. Сумароков и М. В. Ломоносов. Из писателей XIX века ее не хотели употреблять Г. Р. Державин и И. А. Крылов.О какой букве идёт речь?
7. Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?
8. Какая азбука старше: кириллица или глаголица?
Видеоматериал «Славянская азбука –
послание наших предков»
5. Анализ
проведенного мероприятия.
Внеклассное мероприятие по русскому языку «День славянской письменности и культуры» знакомит обучающихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита, определяет значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, развивает у обучающихся интереса к истории, к русскому языку, воспитывает у обучающихся чувств гражданственности и патриотизма.
Одна из важнейших проблем сегодня – развитие интереса к изучению истории языка, к чтению художественных произведений. Задача преподавателя – сделать так, чтобы каждое занятие носило творческий характер и развивало познавательную активность студентов. Внеклассное мероприятие «День славянской письменности и культуры» способствует решению этой задачи и дает возможность студентам проявить свои творческие способности.
Внеклассное мероприятие по литературе «День славянской письменности и культуры» разработано в форме литературно-музыкальной композиции, которая сопровождается мультимедийными презентациями, видеоматериалом, выставкой стенных газет.
Литературно-музыкальная композиция позволяет задействовать большое количество студентов для подготовки и проведения мероприятия.
Участие в литературно-музыкальной композиции требует от студентов навыков выразительного чтения поэтического текста, правильного произношения, публичного выступления.
Внеклассное мероприятие «День славянской письменности и культуры» позволяет обучающимся общаться с более широким кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений.
6. Список литературы.
1. Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. - 2009.-№5.
2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2009.
3. Никитин О.В. Славянские языки, письменность и культура : исторические и современные тенденции развития науки и образования// Русский язык в школе.- 2009.
4. Половинкин А.И. Православная духовная культура, - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
5. Смирнов П., протоиерей. История христианской православной Церкви. – М. 1998.
6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В. Панов.- М.: Педагогика, 2010.
7. Приложение (тексты стихотворений)
1. Иван Бунин «Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
2.Николая Гумилева «Слово»
В
оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
3.К.Бальмонт«Русский язык»
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
В нем Та, что приняла не взмах меча,
А семь мечей - в провидящее сердце.
И снова ровный гул широких вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном - бег зарницы.
Костер бродяг за лесом, на горе,
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау?» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный грозд рябины.
Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.
Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там - смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
Ярит борзых и гончих доезжачий.
Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?
Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.
Я снаряжу тебя в далекий путь.
Из тесноты идут вразброд дороги.
Как хорошо в чужих краях вздохнуть
О нем - там, в синем - о родном пороге.
Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
В размах грозы сцепляются зарницы.
К Царьграду не ходил ли наш Олег?
Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
И ты пойдешь дорогой Ермака,
Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
Тебя потопит льдяная река,
Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
Поняв, что речь речного серебра
Не удержать в окованном вертепе,
Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
Гремучим сновиденьем наяву
Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
Венчая полноводную Неву
С Янтарным морем в вечном договоре.
Ты клад найдешь, которого искал,
Зальешь и запоешь умы и страны.
Не твой ли он, колдующий Байкал,
Где в озере под дном не спят вулканы?
Добросил ты свой гулкий табор-стан,
Свой говор златозвонкий, среброкрылый -
До той черты, где Тихий океан
Заворожил подсолнечные силы.
Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
Как радуга над нашим водоемом.
Ты в черный час вместишься в малый вздох.
Но Завтра - встанет! С молнией и громом!
4. М. Крюков «Много языков на свете разных»
Много
языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть "изюминка" своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
5.Вадим Шефнер «Слова»
Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
6.Александр Яшин «Русский язык»
С
благоговеньем прикасайся
К тому , чем ты вооружён ,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,
Суров и нежен , многолик ,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий ,
И междометный вздох , и клич ,
Гордись , что понимаешь русский ,
Старайся глубину постичь.
Смешно и грустно слышать , право ,
Как эллочек и фимок рать
К заморским “ингам”, “шн” и “вау”
Его , кряхтя , хотят прижать.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.