МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12 «ТЕРЕМОК»
Методическая разработка совместного детско-родительского мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста
«Веселая карусель»
Фишова Надежда Ильинична
Педагог-психолог
Котлас, 2020
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» реализует основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок», утвержденную Приказом № 192 от «06» сентября 2016г (протокол заседания педагогического совета №1 от 06.09.2017). Программа разработана на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.
Актуальность методической разработки
Основной задачей педагога - психолога является сохранение психологического здоровья детей, через развитие эмоциональной сферы. В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию, говорить. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Ребёнок 3-4 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало и принимает только того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность обучения ребенка зависит от того, сложился ли у него контакт с педагогом, испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
Для детей 3-4 лет детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Взрослые, педагоги и родители, удовлетворяют потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Поэтому предпочтительнее организовывать игровое взаимодействие совместно с педагогами и родителями. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с педагогом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.
С учетом актуальности заявленной проблемы, результатов диагностики была разработана данная методическая разработка по организации игрового взаимодействия родителей и детей младшего дошкольного возраста, которая направлена на формирование эмоциональной сферы детей 3-4 лет через игру (посредством игровой деятельности). Данная форма работы с семьей дает возможность побудить интерес к жизни детей в детском саду, помогает разобраться родителям в вопросах воспитания детей.
Для более легкого восприятия и усвоения материала детьми, в данную разработку включены разнообразные формы и методы, используемые в процессе совместных детско-родительских игровых заданий: развивающие, коммуникативные, речевые и музыкальны игры и упражнения, включено игровое взаимодействие взрослого с детьми, метод продуктивной деятельности. А наличие определенной темы, единого сюжета настраивает и заинтересовывает малышей и родителей, создает определенный эмоциональный микроклимат, что сказывается на качестве и желании участвовать в выполнении предложенных заданий. Игровая форма детско-родительского мероприятия способствует привлечению родителей к сотрудничеству со специалистами ДОУ (педагогом-психологом, музыкальным руководителем, воспитателем группы), повышению у родителей психолого-педагогических знаний, методов и приемов эффективного взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста, приобретению родителями и детьми опыта эмоционального общения, позитивного взаимодействия в совместной игровой деятельности.
Практическая значимость данной методической разработки заключается в возможности применения ее в повседневной практике любого дошкольного учреждения.
Авторская новизна состоит в том, что родители являются для своих детей главными партнерами по игре, что способствует более эффективному развитию эмоциональной сферы ребенка и детско-родительских взаимоотношений.
Методическая разработка занятия предназначена для детей 3-4 лет их родителей.
Длительность занятия составляет 15 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26.
Представленные материалы, предлагаемые в игровой и тематической форме, могут использоваться в работе педагога-психолога, социального педагога, воспитателей ДОУ, родителей.
Проект занятия
Педагог-психолог:
Фишова
Надежда Ильинична (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)
Предмет: игровое детско-родительское взаимодействие педагога-психолога с воспитателем группы
Группа: 2-ая младшая.
Тема совместного детско-родительского мероприятия: «Веселая карусель»
Цель: развитие эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста через игру
Задачи:
Образовательная (обучающая)
1.Обучать детей начальным игровым действиям посредством совместной деятельности
2. Активизировать речь, развивать умение слушать
Развивающая
3.Развивать у детей пространственные представления («верх», «низ»)
4.Развивать половые принадлежности (гендерное воспитание)
5.Развивать мелкую моторику и координацию движений
Воспитывающая
6.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми, создавая положительный эмоциональный настрой в группе
Социализация
- учить детей оказывать помощь другим, при помощи взрослого находить общее решение проблемы
Индивидуализация
- стимулировать положительный настрой на совместную детско-родительскую игровую деятельность, радоваться успешному решению проблемы, стимулировать проявление эмоционального и тактильного контакта между родителями и детьми
- развивать умение родителей быть активным соучастником ребенка в его деятельности
- стимулировать эмоциональное конструктивное общение родителей со своими детьми
Оздоровительная
- снизить эмоциональное и мышечное напряжение у участников мероприятия
Оборудование:
- дидактические игрушки: игрушка (кукла бибабо) «Петрушка» или костюм Петрушки (в данном занятии для педагога-психолога); мягкие игрушки (белочки - для девочек, зайчики - для мальчиков) для каждого ребенка, мишка – для воспитателя; игрушечный паровозик с привязанной к нему длинной лентой;
- демонстрационный материал: бельевые прищепки синего цвета (для каждого мальчика), бельевые прищепки желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета;
- раздаточный материал: разрезные картинки по количеству детей (с учетом усложнения)
- ТСО: музыкальный центр, ноутбук
Характеристика группы: группа со средней работоспособностью, средний уровень эмоционального развития имеют 70% детей, высокий уровень эмоционального развития имеют 10 % малышей, детей с низким уровнем эмоционального развития выявлено 20 %
Результат усвоения материала (8-10 человек):
- справились самостоятельно со всеми заданиями – 5-7 человек
- справились с заданием с небольшой помощью – 3-4 человека
Предполагаемые риски:
- удержать внимание детей на протяжении всего мероприятия
- эмоциональная дистанция в общении родителей со своими детьми
- недостаточно активное участие и посещение родителями данного мероприятия
Действия воспитателя обозначены курсивом, педагога-психолога выделены жирным шрифтом
Структурные этапы |
Содержание учебного материала |
Дидактические задания |
Действия педагога |
Действия воспитанников и родителей |
Результат |
Создание эмоционального фона, соответствующего теме мероприятия |
Приветствие участников мероприятия в игровой форме под музыкальное сопровождение |
Речевая игра-приветствие «Здравствуйте» (М.Картушина) |
Воспитатель приглашает родителей встать вместе со своими детьми по кругу и поприветствовать друг друга |
Участвуют в приветствии, повторяют движения воспитателя |
Эмоциональный настрой детей и родителей, готовность к мероприятию |
Встреча с персонажем Петрушкой (педагогом-психологом). Отправляются в путешествие на паровозике |
Костюм Петрушки, детский паровозик, длинная лента Музыкальное сопровождение |
Загадка про Петрушку, вопросы, повторение движений, пение песенки «Паровоз «Ромашка» |
1.Загадывает загадку 2.Предлагает повторять движения вместе с персонажем, выполнять его просьбы, отвечать на вопросы |
Дети вместе с родителями отгадывают загадку, встречают Петрушку, отвечают на вопросы, повторяют движения за персонажем |
Повышение эмоционального фона, положительных эмоций у участников мероприятия |
Страна игр и развлечений, волшебная полянка, музыкально-ритмическая игра |
Волшебная полянка, музыкальное сопровождение |
Музыкально – ритмическая игра « Наши ручки (муз. и сл.Т.Ломовой) |
Педагог-психолог (Петрушка) и воспитатель приглашают родителей встать вместе со своими детьми по кругу, поют песенку и показывают движения |
Дети и взрослые повторяют движения, поют песенку |
Снижение эмоционального и мышечного напряжения у участников игры |
Приглашение детей и родителей поиграть вместе с Петрушкой в игру «Карусель»
|
«Карусель» (обруч с желтыми и синими лентами), «билетики» (бельевые прищепки синего и желтого цвета) |
Половое распределение детей при помощи бельевых прищепок
|
Педагог-психолог раздает детям билетики, девочки получают прищепки желтого цвета, а мальчики - синего обращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билетик? Почему?» Показывает «карусель», предлагает всем участникам игры подойти к тем лентам, которые совпадают по цвету с их «билетами»
|
Дети отвечают на вопросы и самостоятельно или при помощи взрослого прикрепляют прищепки на одежду. Вместе с родителями выбирают себе ленты и называют их цвет. Дети вместе с взрослыми участвуют в игре, выполняют задания под музыкальное сопровождение |
Сплочение детско-родительской группы, создание эмоционально-теплой обстановки. Дети учатся определять половые принадлежности (гендерное воспитание) |
Игра с игрушками |
Музыкальная игра «Бурый медвежонок» |
Выполнить танцевальные упражнения с игрушками |
Организует и активизирует детей на выполнение ритмических заданий |
Дети выполняют танцевальные движения, взрослые при необходимости помогают им |
Определяют половые принадлежности в игровой ситуации |
Создание проблемной ситуации – обращение Петрушки к детям с просьбой (у него нет игрушек и ему нечем играть) |
Разрезные картинки из трех - четырех частей с изображением разных игрушек |
Практическое задание «Собери картинку» Речевое упражнение «Назови, что получилось?» |
1.Организует детей, предлагает разные варианты выполнения задания с учетом индивидуальных особенностей детей (с учетом усложнения и самостоятельного выбора задания) 2.Ведет диалог, задает вопросы, активизирует речь детей
|
Дети вместе с родителями выбирают картинку для выполнения задания и собирают ее. Дети отвечают на наводящие вопросы по картинке |
Дети радуются совместному решению проблемы – подарить Петрушке игрушки. Собирают разрезные картинки – подарки для Петрушки Установление доверительных, равноправных отношений между детьми и родителями |
Завершение путешествия, Прощание с Петрушкой |
Паровозик, музыкальное сопровождение |
Повторение движений под музыку, Рефлексия |
Педагог-психолог (Петрушка) прощается с детьми и родителями, ведет диалог, активизирует речь, Воспитатель ведет диалог с детьми и их родителями, подводит итог путешествия и встречи с Петрушкой, задает вопросы, активизирует речь детей |
Дети отвечают на вопросы, прощаются с Петрушкой, в конце встречи играют вместе с родителями с игрушками |
Дети и родители возвращаются в детский сад на веселом паровозике и прощаются с Петрушкой |
Библиография
1. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 3-4 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
2. Кириллова Ю.В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.
3. Крюкова С.В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 1999. (3)
4. Рабочий журнал воспитателя группы детей дошкольного возраста/ Авторы-составители К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
5. Развивающие игры с детьми 3-4 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль «Академия развития», 1998. (2)
6. Соколова Ю. Речь и моторика. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.- (Серия «Божья коровка»). (4)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.