Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Поспелихинская средняя общеобразовательная школа № 3»
План работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
в МКОУ «Поспелихинской СОШ № 3»
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Каплунова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Поспелиха 2020г.
План работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
в МКОУ«ПСОШ № 3»
на 2020-2021 учебный год
Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи:
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
2. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ
3. Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
4. Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ
5. Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ
6. Разработать упражнения и занятия по развитию познавательных процессов умственно отсталых школьников.
Ожидаемый результат программы:
- оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
- адекватное восприятие учебного материала ребенком с ОВЗ
- конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ
- развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.
Реестр
№ |
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Адрес |
Класс |
Диагноз |
Выраженные ограничения |
1. |
Салькова Дарья Петровна |
|
Поспелиха Пер. Поспелихинский, 54 |
3 |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
· Патологическая инертность нервных и психических процессов; · Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему; · едостаточность, недифференцированность и бедность восприятия; · Низкая точность и прочность запоминания;
|
«Учебная деятельность»
Учебная карта
Параметры |
Мнение ученика |
Мнение родителей |
Мнение учителя |
Предметы, изучаемые с удовольствием |
Изо Физ-ра |
Изо Музыка Физ-ра |
Изо Физ-ра ритмика |
Предметы, вызывающие трудности |
-------- |
Чтение Русский язык Математика |
Чтение Русский язык Математика |
Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно |
--------- |
ЛФК |
ЛФК |
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ:
Личностные особенности |
Мероприятия |
Ответственный |
Сроки |
Примечания |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
Работа с семьей Адресные посещения, постоянный контроль Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение Индивидуальная коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей Повышение воспитательной и педагогической компетенции. Регулярный медицинский осмотр ребенка |
Кл.руководитель |
В теч. года По необходимости |
Сужен объем зрительного восприятия, затруднено 1. ориентирование. Психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, с трудом отличает съедобное от несъедобного. В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность 2. Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый). 3. Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха. |
Эмоциональная привязанность |
Взаимодействие с социальным педагогом школы, классным руководителем Консилиум на базе школы Консультирование классного руководителя Обучение ребенка навыкам конструктивного диалога |
Кл. руковод.
учитель |
В теч. года
В теч. года
В теч. года |
Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает. Даша привязана к педагогам, которые с ней занимаются. Она очень долго привыкает к учителю. Относится настороженно. Если ей кто-то не нравится, будет молчать, может плакать. |
Негативизм |
Психогимнастика и психотерапевтические методы |
учитель |
Регулярно |
Неустойчивое расстройство поведения отличается отсутствием устойчивых мотивов поведения, повышенной внушаемостью, выраженной зависимостью настроения от внешних влияний. Отсутствие самостоятельности и инициативы.
|
Тревожность |
Отреагирование негативных эмоций, релаксация Обучение навыкам распознавания и выражения эмоций |
учитель |
В теч. года |
У детей с умственной отсталостью эмоции и чувства носят иной характер, чем у нормально развивающихся детей, заключающийся, прежде всего, в незрелости, что обусловлено особенностями их потребностей, мотивов и интеллекта. Тревога у таких детей довольно часто скрывается за агрессивностью и проявляется в речи, манерах поведения, внешнем виде. Однако это лишь способы избавления от собственных комплексов, чувства неуверенности в себе, осознания своей неспособности жить, как хотелось бы ребенку. На перемене не отдыхает, ходит кругами по классу. Повторяет одни и те же движения. |
Преобладание игровой мотивации |
Обучение навыкам самоконтроля |
учитель |
В теч. года |
У Даши преобладает игровая деятельность. Часто на уроках используем игровые моменты(сказки, стихи, путешествия и др.) Дети с умственной отсталостью играют «рядом» или поодиночке. Самостоятельная игра, как правило кратковременна. Именно поэтому очень важно обучать детей игре и через игру социализировать их к взрослой жизни. |
План индивидуальной работы
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Отметка о выполнении и динамике |
1 |
Изучение личности учащегося, составление характеристики |
В теч. года |
Классный руководитель, |
1. В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность 2. Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый). 3. Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха. Динамика: стала более общительной, привыкла к педагогам, которые с ней занимаются. Замыкается, если заходят другие педагоги и задают вопросы. Даже может заплакать.
|
2 |
Изучение жилищно-бытовых условий |
В теч. года |
Классный руководитель, |
У Даши имеется все необходимое для занятий и обучения. В доме чисто. Есть свое рабочее место, своя комната. Много игрушек, книг и развивающих игр. Динамика: Стала писать очень аккуратно, старается. Любит, когда ее хвалят.
|
3 |
Посещение на дому |
По необходимости |
Классный руководитель, |
удовлетворительно |
4 |
Вовлечение в систему дополнительного образования |
сентябрь |
Классный руководитель |
В течение года стараемся вовлекать Дашу в различные конкурсы школьного и районного уровней. Динамика: Даша участвовала в школьных и районных конкурсах рисунков и чтения стихов. В районном конкурсе рисунков заняла 3 место, в конкурсе чтецов-участник.
|
5 |
Контроль за учёбой, выполнением д/з |
В теч. года |
Классный руководитель, |
Даша всегда выполняет домашнее задание под руководством мамы. Динамика: Стала самостоятельно выполнять д/з, если что-то не понятно спрашивает у мамы или старшего брата. Стала быстрее заучитать стизи, лучше рисовать, штриховать и красить. Научилась в пределах 20 считать по линейке.
|
6 |
Контроль поведения в школе |
В теч. года |
Классный руководитель, |
Даша не умеет в достаточной мере слушать то, о чем ее спрашивают, и не всегда отвечает на заданный вопрос. В одних случаях — молчит, в других отвечает невпопад. Очень многое зависит от настроения. На музыке часто плакала. Не любила слушать и петь песни. Динамика: Стала здороваться с другими учителями, сама ходит в туалет, знает, где находится столовая. Стала слушать музыку и иногда петь.
|
7 |
Цикл индив. бесед |
1 раз в месяц |
Классный руководитель, |
У Даши недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Ее затрудняет решение простейших практических задач, таких, как объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной данной. Динамика:
|
8 |
1.Как вести себя в школе и дома. 2. Любовь к родителям и уважение к учителям. |
Сентябрь
октябрь |
Классный руководитель, |
|
9 |
3.Беседа о здоровье «Если хочешь быть здоров» . 4. О правилах поведения в общественных местах. |
Ноябрь
декабрь |
Классный руководитель, |
|
10. |
5. Для чего нужно учиться в школе? |
январь |
учитель |
|
11.
|
6.Азбука дорожного движения. 7.Кем я хочу быть? |
В теч. года |
|
|
12. |
8. Я- прилежный пешеход! 9.Игра- путешествие с страну «Посчитай-ка» 10.Участие в конкурсах 11.Мои успехи и неудачи в учебе (Итоги за год).
|
В теч. года
Февраль
В теч. года
май |
учитель |
|
13. |
12.Викторина по сказкам. 13.Беседа о ВОВ. «Что я знаю о ВОВ?» |
Март
Апрель-май |
учитель |
|
У детей с расстройством аустического спектра, сопровождающегося глубокой умственной отсталостью, плохо сформированы психические процессы. У них примитивные чувства, кратковременная механическая память, не развито мышление, неустойчивое внимание. Они могут стихийно проявлять отрицательные эмоции. Мелкая моторика плохая, хотя движения вполне скоординированы.
С учителем такой ребенок старается не вступать в контакт: не приветствует и не прощается с ним, не реагируют на его речь, не смотрит в глаза. Поэтому организовать нормальный образовательный процесс с таким индивидом весьма сложно.
Осуществляется обучение в домашних условиях. В настоящее время существует три этапа, рекомендуемого для работы с подобным учеником, приходящему к нему учителю.
1. Установление контакта и обустройство ситуации, комфортной ребенку. Происходит все таким образом:
· Все эти этапы для успешности образовательного процесса ребенка-аутиста с умственной отсталостью следует выполнять в полном объеме. Учителю необходимо быть очень корректным, внимательным. От такого ученика не стоит требовать соблюдения тишины, ведь звуками он демонстрирует свои эмоции, и педагог сможет определять его настроение.
· Полной концентрации внимания тоже ждать не стоит. Все дело в том, что малыш, не смотрящий на учителя, объясняющего материал, при выполнении практической работы обязательно сфокусируется на том, что нужно.
· Вопросы должны быть краткими, четкими, хорошо сформулированными. Немедленного ответа требовать не следует, как и отвлекать ребенка частыми вопросами.
· бъяснения строятся с помощью наглядно-практического метода. Для этого лучше показывать мелкие предметы, хорошо помещающиеся на ладони ребенка. Но можно использовать и те, что размером не более листа А-4.
· Нужно чаще хвалить ученика, поощряя его не только словами, но и прикосновениями и вкусностями.
· Следует понимать, что нет четкого обозначения времени, затрачиваемого на каждый этап обучения. Все зависит от состояния ребенка. Однако переходить к следующему можно лишь при условии, что ученик хорошо освоил то, что ему прививает педагог.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.