План работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ «Поспелихинской СОШ № 3» на 2020-2021 учебный год

  • Мероприятия
  • docx
  • 29.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

план работы с ученицей 3 класса на учебный 2020-2021 учебный год. у девочки умственная отсталость.
Иконка файла материала План работы с ОВЗ.docx

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Поспелихинская средняя общеобразовательная школа № 3»

 

 

 

План работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

в МКОУ «Поспелихинской СОШ № 3»

на 2020-2021 учебный год

 

 

 

 

 

Составитель:

Каплунова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

Поспелиха 2020г.

 

 

План работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

в МКОУ«ПСОШ № 3»

на 2020-2021 учебный год

Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

1.     Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

2.     Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ

3.     Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении

4.      Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ

5.     Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ

6.     Разработать упражнения и занятия по развитию познавательных процессов умственно отсталых школьников.

 

Ожидаемый результат программы:

   - оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

   - адекватное восприятие учебного материала ребенком с ОВЗ

- конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ

- развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.

 

Реестр

Ф.И.О.

Дата рождения

Адрес

Класс

Диагноз

Выраженные ограничения

1.

Салькова Дарья Петровна

 

Поспелиха

Пер. Поспелихинский,

54

3

Умственная  отсталость (интеллектуальные нарушения)

·         Патологическая инертность нервных и психических процессов;

·         Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;

·         едостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;

·         Низкая точность и прочность запоминания;

 

«Учебная деятельность»

Учебная карта

Параметры

Мнение ученика

Мнение родителей

Мнение учителя

Предметы, изучаемые с удовольствием

Изо

Физ-ра

Изо

Музыка

Физ-ра

Изо

Физ-ра

ритмика

Предметы, вызывающие трудности

--------

Чтение

Русский язык

Математика

Чтение

Русский язык

Математика

Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно

---------

ЛФК

ЛФК

 

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ:

Личностные особенности

       Мероприятия

Ответственный

Сроки

Примечания

Умственная  отсталость (интеллектуальные нарушения)

Работа с семьей

Адресные посещения, постоянный контроль

Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение

Индивидуальная коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей

Повышение воспитательной и педагогической компетенции.

Регулярный медицинский осмотр ребенка

Кл.руководитель

В теч. года

По необходимости

Сужен объем зрительного восприятия, затруднено

1.     ориентирование. Психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, с трудом отличает съедобное от несъедобного. В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность

2.     Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый).

3.     Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

Эмоциональная привязанность

Взаимодействие с социальным педагогом школы, классным руководителем

Консилиум на базе школы

Консультирование классного руководителя

Обучение ребенка  навыкам конструктивного диалога

 

 

 

Кл. руковод.

 

учитель

В теч. года

 

 

В теч. года

 

В теч. года

Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает. Даша привязана к педагогам, которые с ней занимаются. Она очень долго привыкает к учителю. Относится настороженно. Если ей кто-то не нравится, будет молчать, может плакать.

Негативизм

Психогимнастика и психотерапевтические методы

учитель

Регулярно

Неустойчивое  расстройство поведения  отличается  отсутствием устойчивых  мотивов  поведения, повышенной  внушаемостью,  выраженной  зависимостью  настроения  от  внешних  влияний. Отсутствие  самостоятельности  и  инициативы.

 

 

 

 

Тревожность

Отреагирование негативных эмоций, релаксация

Обучение навыкам распознавания и  выражения  эмоций  

учитель

В теч. года

У детей с умственной отсталостью эмоции и чувства носят иной характер, чем у нормально развивающихся детей, заключающийся, прежде всего, в незрелости, что обусловлено особенностями их потребностей, мотивов и интеллекта. Тревога у таких детей довольно часто скрывается за агрессивностью и проявляется в речи, манерах поведения, внешнем виде. Однако это лишь способы избавления от собственных комплексов, чувства неуверенности в себе, осознания своей неспособности жить, как хотелось бы ребенку. 

На перемене не отдыхает, ходит кругами по классу. Повторяет одни и те же движения.

Преобладание игровой мотивации

Обучение навыкам самоконтроля

учитель

В теч. года

У Даши преобладает игровая деятельность. Часто на уроках используем игровые моменты(сказки, стихи, путешествия и др.) Дети с умственной отсталостью играют «рядом» или поодиночке. Самостоятельная игра, как правило кратковременна. Именно поэтому очень важно обучать детей игре и через игру социализировать их к взрослой жизни.

 

 

План индивидуальной работы

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении и динамике

1

Изучение личности учащегося, составление характеристики

В теч. года

Классный руководитель,

1.     В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность

2.     Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый).

3.     Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

Динамика:

стала более общительной, привыкла к педагогам, которые с ней занимаются. Замыкается, если заходят другие педагоги и задают вопросы. Даже может заплакать.

 

2

Изучение жилищно-бытовых условий

В теч. года

Классный руководитель,

У Даши имеется все необходимое для занятий и обучения. В доме чисто. Есть свое рабочее место, своя комната. Много игрушек, книг и развивающих игр.

Динамика:

Стала писать очень аккуратно, старается. Любит, когда ее хвалят.

 

3

Посещение на дому

По необходимости

Классный руководитель,

удовлетворительно

4

Вовлечение в систему дополнительного образования

сентябрь

Классный руководитель

В течение года стараемся вовлекать Дашу в различные конкурсы школьного и районного уровней.

Динамика:

Даша участвовала в школьных и районных конкурсах рисунков и чтения стихов. В районном конкурсе рисунков заняла 3 место, в конкурсе чтецов-участник.

 

5

Контроль за учёбой, выполнением д/з

В теч. года

Классный руководитель,

Даша всегда выполняет домашнее задание под руководством мамы.

Динамика:

Стала самостоятельно выполнять д/з, если что-то не понятно спрашивает у мамы или старшего брата. Стала быстрее заучитать стизи, лучше рисовать, штриховать и красить. Научилась в пределах 20 считать по линейке.

 

 

 

 

 

6

Контроль поведения в школе

В теч. года

Классный руководитель,

Даша не умеет в достаточной мере слушать то, о чем ее спрашивают, и не всегда отвечает на заданный вопрос. В одних случаях — молчит, в других отвечает невпопад. Очень многое зависит от настроения. На музыке часто плакала. Не любила слушать и петь песни.

Динамика:

Стала здороваться с другими учителями, сама ходит в туалет, знает, где находится столовая. Стала слушать музыку и иногда петь.

 

 

 

 

 

 

7

Цикл индив. бесед

1 раз в месяц

Классный руководитель,

У Даши недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Ее затрудняет решение простейших практических задач, таких, как объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной данной.

Динамика:

 

 

 

 

 

 

8

1.Как вести себя в школе и дома.

2. Любовь к родителям и уважение к учителям.

Сентябрь

 

 

октябрь

Классный руководитель,

9

3.Беседа  о здоровье «Если хочешь быть здоров» .

4. О правилах поведения в общественных местах.

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

декабрь

Классный руководитель,

10.

5. Для чего нужно учиться в школе?

январь

учитель

 

 

 

 

 

11.

 

6.Азбука дорожного движения.

7.Кем я хочу быть?

В теч. года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

8. Я- прилежный пешеход!

9.Игра- путешествие с страну «Посчитай-ка»

10.Участие в конкурсах

11.Мои успехи и неудачи  в учебе (Итоги за год).

 

В теч. года

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

В теч. года

 

 

май

учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

12.Викторина по сказкам.

13.Беседа о ВОВ. «Что я знаю о ВОВ?»

Март

 

 

Апрель-май

учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У детей с расстройством аустического спектра, сопровождающегося глубокой умственной отсталостью, плохо сформированы психические процессы. У них примитивные чувства, кратковременная механическая память, не развито мышление, неустойчивое внимание. Они могут стихийно проявлять отрицательные эмоции. Мелкая моторика плохая, хотя движения вполне скоординированы. 

С учителем такой ребенок старается не вступать в контакт: не приветствует и не прощается с ним, не реагируют на его речь, не смотрит в глаза. Поэтому организовать нормальный образовательный процесс с таким индивидом весьма сложно.

Осуществляется обучение в домашних условиях. В настоящее время существует три этапа, рекомендуемого для работы с подобным учеником, приходящему к нему учителю. 

1. Установление контакта и обустройство ситуации, комфортной ребенку.  Происходит все таким образом:

  • занятия проводятся в том месте, где хочется ученику – здесь ему будет удобнее, спокойнее, можно достигнуть концентрации его внимания;
  • мать обязательно должна присутствовать на уроке и даже помогать своему чаду выполнять задания. Следует отметить, что в начале процесса ребенок не будет слышать постороннего человека, действовать придется через родительницу;
  • учитель должен избегать прямого взгляда в глаза ученика, чтобы не спровоцировать его аутоагрессию и агрессию;
  • начало и конец урока должны быть четко обозначены – это снизит тревожность ребенка при смене видов деятельности;
  • для повышения мотивации обучающегося необходимо подобрать индивидуальный дидактический материал, который ему нравится;
  • весь процесс обучения должен быть соответствовать желаниям, и, конечно же, возможностям ребенка. При неизменной теме урока технология подачи материала и его содержание может меняться, если ученик будет реагировать на них негативно. Поэтому педагогу необходимо запастись несколькими вариантов учебников, дидактического материала, заданий. И чем больше их будет, тем лучше, ведь подобная гибкость подачи способна лучше реализовать возможности и потребности ученика, повысить его мотивацию;
  • установлению контакта и его поддержанию помогает подражание ребенком действий педагога, воспроизводимых совместно. Это зрительный контроль, захват предметов, удерживание их, обучение пользования карандашом и ручкой;
  • навыки самообслуживания формируются путем установки, что урок не закончен, пока ученик все не уберет со стола.

·         Все эти этапы для успешности образовательного процесса ребенка-аутиста с умственной отсталостью следует выполнять в полном объеме. Учителю необходимо быть очень корректным, внимательным. От такого ученика не стоит требовать соблюдения тишины, ведь звуками он демонстрирует свои эмоции, и педагог сможет определять его настроение.

·         Полной концентрации внимания тоже ждать не стоит. Все дело в том, что малыш, не смотрящий на учителя, объясняющего материал, при выполнении практической работы обязательно сфокусируется на том, что нужно.

·         Вопросы должны быть краткими, четкими, хорошо сформулированными. Немедленного ответа требовать не следует, как и отвлекать ребенка частыми вопросами.

·         бъяснения строятся с помощью наглядно-практического метода. Для этого лучше показывать мелкие предметы, хорошо помещающиеся на ладони ребенка. Но можно использовать и те, что размером не более листа А-4.

·         Нужно чаще хвалить ученика, поощряя его не только словами, но и прикосновениями и вкусностями.

·         Следует понимать, что нет четкого обозначения времени, затрачиваемого на каждый этап обучения. Все зависит от состояния ребенка. Однако переходить к следующему можно лишь при условии, что ученик хорошо освоил то, что ему прививает педагог.