ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »
Раздел 1: Основы общей психологии
Тема: «Психология личности»
Специальность:
34.02.01. Сестринское дело
базовый уровень
Купино
2020
РАССМОТРЕНО
ПЦМК общепрофессиональных дисциплин
(протокол от № )
Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Боярко Татьяна Николаевна
Купино
2020
Пояснительная записка
Данное методическое пособие для самостоятельной работы студентов II курса, специальностей: 34.02.01 «Сестринское дело».
Пособие способствует формированию навыков самостоятельной работы и не является заменой учебника или лекции. Для руководства действиями студентов пособие начинается с «Правил работы с пособием».
Для самоконтроля студентов предложены вопросы для закрепления, проверочные тесты, терминологический диктант, к которым прилагаются эталоны ответов, перечень контрольных вопросов.
При выявлении неточных или неправильных ответов студенту необходимо вернуться к неусвоенной части материала. Таким образом, осуществляется последовательность усвоения учебного материала и обратная оперативная связь при выявлении ошибок.
Это пособие можно отнести к разряду обучающих программ для индивидуального и самостоятельного и внеаудиторного изучения темы.
Правила работы с учебным пособием
1. Приступить к работе с учебным пособием после изучения материалов темы.
2. По всем разделам темы предлагается теоретический материал.
3. Изучив его необходимо ответить на поставленные вопросы для закрепления, тесты контроля, пояснить термины.
4. При затруднении в выборе ответа или при неправильном ответе прочитайте соответствующий раздел пособия или учебника, выясните, в чём заключается ошибка.
5. После твердого усвоения темы необходимо приступить к работе с итоговым тестом, тестом на соответствие, ответить на вопросы терминологического диктанта.
6. При завершении работы с учебным пособием, сверьте свои ответы с эталонами.
Приложение №1
Сознание — высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением. Человеческое сознание — это совокупность знаний об окружающем мире, это способность мыслить.
Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:
1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое «я» от внешних вещей, а свойствавещей — от них самих.
2. Способен увидеть себя, находящимся в определенном местепространства и в определенной точки временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.
3. Способен увидеть себя в определенной системе отношений сдругими людьми.
4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними исвоими собственными действиями.
5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.
6. Знает особенности своей индивидуальности и личности.
7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результатыи оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлениюпреднамеренных произвольных действий.
Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний.
Функции сознания:
— познание;
— переживание;
— отношение к миру, людям:
— регулирование поведения, деятельности.
Основные характеристики сознания:
1. Самосознание,или индивидуальное сознание, — это сознание конкретно взятого человека, с помощью которого он исследует самого себя, осознает собственный окружающий мир, производитсамооценку своих поступков и себя самого в целом, осознает собственное положение в системе общественных и производственныхотношений.
2. Общественное сознание— это отражение общественногобытия. Оно включает в себя политические, философские, правовыевзгляды, моральные нормы, научные знания, межличностные отношения, отношения к окружающим людям. Общественное сознаниевлияет на индивидуальное, на его развитие.
3. Низший уровень сознания — бессознательное. Это совокупность психических процессов, актов, состояний, когда человек недает себе отчета. Утрачивается ориентировка во времени, месте,нарушается речевое регулирование поведения. Это психологическое явление может быть во сне. Бессознательные процессы в организме: работа почек, печени, сердца, пищеварительные процессы.
4. Автоматизированные навыки— движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся (и поэтому стали неосознанные).
Примеры:процесс рабочих операций, ходьба, бег, езда на велосипеде.
Различают следующие параметры сознания: центр, периферия, поле (объем), порог и непрерывность потока.
Центр сознания — совокупность элементов объективной реальности, осознающихся наиболее четко.
Периферию составляет то, что осознается менее отчетливо, смутно. Всё вместе образует объем, или поле, сознания. Порогом сознания служит тот его функциональный уровень, ниже которого явления объективной реальности не осознаются. Непрерывность потока сознания означает, что настоящее в сознании проистекает из сознательного опыта прошлого.
В клинической практике применяется критерий ясности сознания (правильная ориентировка в месте, времени и собственное отличие).
Согласно Ясперсу, признаками неясного (помраченного) сознания являются:
1) отрешенность от реального мира (неотчетливость или невозможность воспринимать окружающее);
2) дезориентировка в месте, времени, ситуации, собственной личности;
3) нарушение процессов мышления (бессвязность или невозможность суждений);
4) частичная или полная амнезия.
Сохранность сознания, его развитие определяются интегративной деятельностью головного мозга с ведущим значением коры больших полушарий и второй сигнальной системы.
В настоящее время доказана роль подкорковых образований и ретикулярной формации в поддержании тонуса сознания.
В процессе онтогенеза различают этапы формирования сознания, отражающие уровень созревания мозговых структур, психофизиологических функций человека, его общественно-социальных отношений.
У детей до года — «бодрствующее» сознание, отражающее уровень активности и формирования восприятия и реакций на окружающую среду. В возрасте 2-3 лет отмечается «предметное» сознание, предусматривающее непосредственное познание, овладение, манипуляцию с предметами и объектами. Однако в это время ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, он начинает употреблять местоимение «я», узнавать себя в зеркале и на фотографии. Чуть позже отмечается половая идентификация, т.е. осознание и отнесение себя к определенному полу.
В пре- и пубертатном возрасте происходят аутопсихическая ориентировка, осознание и познание своего психического «я», начинает формироваться коллективное сознание.
В возрасте 16-22 лет формируется общественное, высшее социальное сознание.
Нарушение сознания
Причины: травмы головного мозга, интоксикация, кислородное голодание, нарушение мозгового кровообращения, инфекционные, соматические заболевания и др.
В клинической практике различают две группы выраженных патологических состояний сознания: помрачение и выключение.
К помрачению сознания относятся следующие состояния.
Делирий — нарушение ориентировки в месте, времени и окружающей обстановке при условии сохранения ориентировки в собственной личности. Типичным является появление обильных зрительных (чаще различныезоопсии) и слуховых галлюцинаций. У больных — психомоторное возбуждение, испытывают страх, тревогу. В остром состоянии больные представляют определенную опасность для окружающих.
Наиболее часто делирий наблюдается при алкоголизме (в быту — «белая горячка»).
Аменция — нарушается ориентировка в окружающем, во времени и в собственной личности. Пациент не осмысливает окружающее, речь его представляет обрывки фраз; пациент возбужден в пределах постели.
Аменция наблюдается при тяжелых и длительно текущих болезнях.
Онейроид (сноподобное состояние) — характеризуется неполной, чаще двойной ориентировкой в месте, времени и собственной личности. Пациент как бы погружается в мир сноподобных фантастических грез. Мимика пациента то грустно-отрешенная, то «зачарованная». Глаза чаще закрыты или полузакрыты. Если с пациентом вступить в контакт, то он может рассказывать о своих сновидениях и в то же время сообщить свои паспортные данные, номер палаты (двойная ориентировка).
Онейроид наблюдается при острых эндогенных психозах, некоторых инфекционных заболеваниях.
Сумеречное состояние— напоминает состояние человека, находящегося в сумерках, когда он видит только небольшое число слабо освещенных окружающих предметов.
Пациент неплохо ориентирован в окружающем, самосознание его изменено. В поведении преобладают автоматизированные действия, внешне вполне упорядоченные. Иногда развиваются устрашающие галлюцинаторно-бредовые состояния. Наблюдается это состояние при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга.
Состояние амбулаторного автоматизма. Сознание окружающего и самосознание изменены (как в полусне). Сюда относятся снохождение (сомнамбулизм, лунатизм) и транс.
Деперсонализация — расстройство сознания собственной личности. Это болезненное чувство отчуждения собственной личности, осознаваемое и болезненно переживаемое самим пациентом. Ему кажется, что изменилось тело (стало большим, маленьким, легким, тяжелым) и его привычная схема (руки длинные, туловище короткое и т.д.).
К выключению сознания относятся:
Обнубиляция(от лат. nubes— облако) — легкое нарушение сознания. Сознание на короткое время заволакивается легким облачком, как бы затуманивается.
Сомноленция(сонливость) — длительное состояние (часы, дни), напоминающее дремоту. Ориентировка не нарушается.
Наблюдается при приеме большого количества снотворных, алкоголя.
Оглушение — глубокое расстройство сознания.
Пациенты вялые, заторможенные, сообразительность снижена, память ослаблена. Оглушение наблюдается при сахарном диабете, крупозной пневмонии, перитоните, нейроинфекции и др.
Сопор — глубокая стадия оглушения.
Пациент обездвижен, не удается вызвать ответных реакций, за исключением болевой, реакции зрачков на свет.
Наблюдается при тяжелой сердечно-сосудистой декомпенсации, интоксикации, тяжелых инфекциях.
Кома— полное выключение сознания.
Рефлексов нет.
Наблюдается при тяжелой черепно-мозговой травме, сахарном диабете и др.
Обморок — внезапная потеря сознания, за счет спазма сосудов головного мозга. Причины и продолжительность различны.
Воля — способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Все действия человека могут быть поделены на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются импульсивно, в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений и т.д.).
Произвольные действия совершаются сознательно и имеют цель.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при преодолении препятствий, при осуществлении действия.
Особенностями воли (волевых действий) являются:
1. Сознательная целеустремленность.
2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себяради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.
3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человеквсегда двигается, изменяет формы активности.
Волевые действия бывают простые и сложные, имеют свою структуру и особенности.
К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого действия характерны определенные этапы.
Началом формирования является влечение, оно означает несознательное стремление. Влечения возникают на базе инстинктов — пищевого, полового, обонятельного, осязательного и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание».
Желание — это осознанное стремление к какой-либо цели.
Волевой акт представляет собой сложный процесс.
1. Побуждение к совершению волевого действия. В ролипобудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самимиразличными. Но в любом случае заставляют активно работатьмышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
2.
Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула ролевого действия),
которая служит показателем
способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращатьих в цель. С другой стороны, борьба мотивов
показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия,
заставляет задумываться об ответственности
за последствия, связанные с достижением
или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю.
В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее
основная специфика.
3. Представление средств, необходимых для достижениянамеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но средства и способы ее достижения, от правильногоиспользования которых зависит достижение конкретного результата.
4. Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выборов способовее достижения человек принимает решение. Сделать это — значит отграничить одно желание от других и таким образом создатьидеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержаниеот него. Первоначально же свои волевые усилия человек долженосознать и решиться на них.
5. Выполнение принятого решения. Человек затем приступаетк практическому осуществлению принятого решения. Он строит своеповедение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замыселвоплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержку, дисциплинированность и др.
Решительность — это умение принимать своевременные и твердые решения без ненужных колебаний.
Смелость — способность человека преодолевать чувство страха и растерянности. Настойчивость заключается в умении добиваться поставленных целей.
Самостоятельность — это способность принимать решения и выполнять намеченные цели, не поддаваясь чужому влиянию.
Слабость волевых функций (в частности, склонность к внушению и подражанию) может играть ведущую роль в формировании алкоголизма, наркомании, табакокурения. Наличие же настойчивости помогает пациентам преодолеть болезнь или адаптироваться к новым условиям жизни.
Нарушение воли
Нарушения воли бывают различные. Особенно часто они выражены при психических заболеваниях, органических поражениях головного мозга (лобных долей).
1. Гипобулия— понижение волевой активности, вялость, отсутствие интереса к общению.
2. Гипербулия— чрезмерная активность больного человека,кажущееся повышение деятельности.
3. Абулия — болезненное безволие, полное отсутствие каких-либо побуждений.
4. Ступор — состояние полной или частичной обездвиженности.
5. Парабулия
— извращение волевой активности.
К патологии можно также отнести:
► негативизм — немотивированное стремление действовать наперекор другим;
► клептоманию — навязчивое стремление к воровству ненужных, не имеющих ценности вещей;
► пироманию — навязчивое стремление к поджогам;
· мутизм— желание молчать, не отвечать на вопросы.
Пациенты с гипобулиейи абулией нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их необходимо активировать при выполнении самых элементарных действий (соблюдение гигиенических навыков, прием лекарств, сдача анализов и т.д.). При выраженных психических нарушениях — внимательное и заботливое отношение медперсонала.
Приложение 2
Осмысление и систематизация полученных знаний.
1 вариант
1.Текст задания: Опишите понятия сознания, его функции и виды нарушения
2.Критерии оценивания задания:
|
Критерии |
Дихотомическая система оценивания |
|
да |
нет |
||
1 |
Сформулировано точно понятие сознание |
|
|
2 |
Изложено полно не менее 4 основных характеристик сознания |
|
|
3 |
Перечислено не менее 4 функций сознания |
|
|
4 |
Названы 2 группы патологического состояния сознания |
|
|
5 |
Перечислены верно не менее 6 причин нарушения сознания |
|
|
6 |
Описаны верно не менее 12 видов нарушения сознания, с учетом патологического состояния сознания |
|
|
2 вариант
1.Текст задания: Опишите понятия воли/ волевая регуляция и видов нарушения воли
2 Критерии оценивания задания:
|
Критерии |
Дихотомическая система оценивания |
|
да |
нет |
||
1 |
Сформулировано точно понятие воли |
|
|
2 |
Перечислено верно не менее 5 видов нарушения воли |
|
|
3 |
Описаны верно все виды нарушения воли |
|
|
4 |
Перечислены не менее 5 этапов волевой регуляции |
|
|
5 |
Описаны точно этапы волевой регуляции |
|
|
Приложение № 3
Эталоны ответов
1 вариант
1. Сознание — высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.
2. Функции сознания:
— познание;
— переживание;
— отношение к миру, людям:
регулирование поведения, деятельности.
3. Основные характеристики сознания:
Самосознание, или индивидуальное сознание, — это сознание конкретно взятого человека, с помощью которого он исследует самого себя, осознает собственный окружающий мир, производит самооценку своих поступков и себя самого в целом, осознает собственное положение в системе общественных и производственных отношений.
3 Общественное сознание — это отражение общественного бытия. Оно включает в себя политические, философские, правовые взгляды, моральные нормы, научные знания, межличностные отношения, отношения к окружающим людям.
4.Низший уровень сознания — бессознательное. Это совокупность психических процессов, актов, состояний, когда человек не дает себе отчета.
5.Автоматизированные навыки — движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся (и поэтому стали неосознанные).
6. Нарушение сознания
Причины: травмы головного мозга, интоксикация, кислородное голодание, нарушение мозгового кровообращения, инфекционные, соматические заболевания и др.
7.В клинической практике различают две группы выраженных патологических состояний сознания: помрачение и выключение.
8. К помрачению сознания относятся следующие состояния.
Делирий — нарушение ориентировки в месте, времени и окружающей обстановке при условии сохранения ориентировки в собственной личности.
Аменция — нарушается ориентировка в окружающем, во времени и в собственной личности.
Онейроид (сноподобное состояние) — характеризуется неполной, чаще двойной ориентировкой в месте, времени и собственной личности.
Сумеречное состояние — напоминает состояние человека, находящегося в сумерках, когда он видит только небольшое число слабо освещенных окружающих предметов.
Состояние амбулаторного автоматизма. Сознание окружающего и самосознание изменены (как в полусне). Сюда относятся снохождение (сомнамбулизм, лунатизм) и транс.
Деперсонализация — расстройство сознания собственной личности.
9.К выключению сознания относятся:
Обнубиляция (от лат. nubes — облако) — легкое нарушение сознания. Сознание на короткое время заволакивается легким облачком, как бы затуманивается.
Сомноленция (сонливость) — длительное состояние (часы, дни), напоминающее дремоту.
Оглушение — глубокое расстройство сознания.
Сопор — глубокая стадия оглушения.
Кома — полное выключение сознания. Рефлексов нет.
Обморок — внезапная потеря сознания, за счет спазма сосудов головного мозга.
1. Воля — способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей.
2. Этапы волевых действий:
1. Побуждение к совершению волевого действия.
2. Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели.
3. Намерение осуществить данное действие.
5. Выполнение принятого решения.
4. Гипобулия — понижение волевой активности, вялость, отсутствие интереса к общению.
5. Гипербулия — чрезмерная активность больного человека, кажущееся повышение деятельности.
6. Абулия — болезненное безволие, полное отсутствие каких-либо побуждений.
4. Ступор — состояние полной или частичной обездвиженности.
5. Парабулия — извращение
волевой активности.
К патологии можно также отнести:
· негативизм — немотивированное стремление действовать наперекор другим;
· клептоманию — навязчивое стремление к воровству ненужных, не имеющих ценности вещей;
· пироманию — навязчивое стремление к поджогам;
· мутизм — желание молчать, не отвечать на вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.