Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Начальная общеобразовательная школа № 28»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
занятия внеурочной деятельности во 2 классе
Экологический час «Берегите лес, люди!»
Исполнитель:
учитель начальных классов
МАОУ НОШ № 28 Г.О. Балашиха
Антимонова Ольга Алексеевна
Г.
О. Балашиха, 2020
Экологический час «Берегите лес, люди!»
ТЕМА: «Берегите лес, люди!»
ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры у учащихся.
1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности; способствовать принятию личного участия в решении экологических проблем.
2. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека; развитию исследовательских навыков, умений; развитию речи, памяти, кругозора учащихся.
3. Содействовать воспитанию начальных навыков экологической культуры, воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни и к себе.
ТИП: Тематическое учебно-воспитательное мероприятие для использования во внеурочной и кружковой деятельности.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: устно-словесный (беседа, рассказ, объяснение), метод проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов, иллюстраций),
НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: слайды с изображением картин родной природы, с Правилами друзей природы; плакаты с изображенными на них схемами правил поведения в лесу; плакат «Береги лес!»
ТСО: мультимедиа-проектор, компьютер
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели мероприятия.
Учитель: Вот он - лес! Создание природы, которое не перестаёт нас удивлять. Здесь много деревьев, кустарников, цветов. А какой чистый воздух! Так легко дышится. Всюду слышны песни птиц, жужжание пчёл и шмелей. Летом поспевает много ягод, а после дождя полным-полно грибов. Лес - настоящая аптека! Вокруг много лекарственных трав. Красивы бесконечные просторы! Приятно летом отдохнуть в тени деревьев.
Слайд №1 Лес
Звуки природы, пение птиц, аудиозапись:
Выходит 1 й чтец
Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг -
Это наш зелёный друг!
Учитель:Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.
Выходит 1 й чтец:
Посмотри, юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Все, что нужно, год от года
Нам дает сама природа,
И потому все мы
Жить не можем без воды.
Без растений и животных,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш зеленый природный дом!
Учитель: Ребята, попробуйте догадаться, на какую тему мы будем беседовать сегодня? (Ответы учащихся).
Ребята, мы уже много знаем с вами о том, что природу нужно беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок по лесу ? Все ли помнят эти правила?
(Ответы детей)
Вы все молодцы, предлагаю повторить.
ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ. Итак, начнем!
(Правила появляются на экране мультимедиа).
Правило № 1 -Не ломайте ветви деревьев и кустарников!1. Не срывайте цветов!
Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Сбор дикорастущих растений на букеты – очень сильный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно такое отношение привело к исчезновению очень многих растений в местах , часто посещаемых людьми ( сон- трава, венерин башмачок , стародубка и другие ). Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то в полнее обычные, даже массовые виды, такие как ландышВажно показать какой вред природе могут нанести люди, если сорвут даже по одному- единственному цветку. Важно, чтобы вы, ребята осознали простые истины: выросший на лугу цветок находиться здесь « у себя дома», он связан с другими обитателями луга. Например, к цветку прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. Это невидимые нити ,связывающие живую и неживую природу. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения. Мы с вами не имеем права и не должны срывать цветы для того ,чтобы полюбоваться их красотой всего несколько дней или даже часов. Полюбоваться на красивые растения можно в садах, оранжереях, клумбах и т.д.
Дикорастущие растения, цветы должны радовать наш глаз на лугах ,на лесных полянках ( Чтение наизусть стихотворения уч-ся)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если все сорвут цветы,-
Опустеют все поляны-
И не будет красоты.
Правило № 2. Не оставляйте костры и мусор в лесах, лес дает нам кислород!
Кострища - это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления понадобится 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар. Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека.
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
( Чтение наизусть стихотворения уч-ся.)
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
Правило № 3. Не режь кору деревьев!
Стоят деревья-великаны…
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве — «на память!»
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут –
Добро и красоту несут…
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут -
Добро и красоту несут:
Правило № 4. Не сбивайте ногой в лесу грибы, которые не знаете (или знаете, что они ядовитые). Помни, что грибы - очень нужны в природе.
Известно, что грибы, в том числе и не съедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью – грибницей - они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, веществами ,всем необходимым для жизни растения . Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов.
В лесу грибов различных много…
Ты несъедобные — не трогай!
В корзинку их не собирай,
Но и ногами не сбивай…
Они нужны лесным зверятам:
Лисичкам, ежикам, зайчатам…
Их только люди не едят:
В поганках, мухоморах — яд!
Но для зверья лесного все ж
Тот гриб полезен и хорош.
Правило № 5..Не обижайте животных в лесу: не ловите бабочек, стрекоз, других насекомых, не ловите и не уносите домой из леса животных. Насекомые могут быть занесены в Красную книгу и может быть именно эта, пойманная тобой бабочка, последний представитель вида.
Правило № 6. Не шумите в лесу, иначе вы можете побеспокоить птиц на гнездах и других лесных обитателей.
У леса музыка своя…
Ее послушайте, друзья!
Вот птичьи трели раздались,
Вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал,
По ветке дятел застучал…
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Правило № 7. Ходите только по тропинкам, не нужно вытаптывать траву!
Ходить в лесу и в парке можно только по тропинкам, потому что можно потревожить лесных жителей - птиц, других мелких животных. Кроме этого, можно затоптать грибы, лечебные травы, ягоды и цветы. Еще ходить нужно только по тропинкам, так как это не позволит заблудиться в незнакомом лесу. Известны случаи, когда люди сходили с лесной тропы и терялись в лесу. В парках тоже нужно ходить только по тропинкам, чтобы не испортить газон. Также в парках часто высаживают цветы, редкие кустарники и декоративные растения. Чтобы их не сломать и не затоптать, нужно строго соблюдать правило и ходить только по тропинкам.
Правило № 8 Не разоряй птичьи гнезда. Не разоряй муравейники. Не разоряй гнезда шмелей!
Не разоряйте птичьи гнёзда!
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве
Увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
Муравьи — лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Будь человеком
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник - дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
(С. Михалков.)
Учитель. В конце нашего занятия я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. (Работа в группах)
1.Знаешь ли ты деревья и кустарники нашего края? (Раздаются букеты, листья, цветы, за 3 минуты должны угадать названия растений.)
2.Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой - растения.
3.Веселые художники. С закрытыми глазами нарисовать хорошо знакомое животное.
Молодцы, ребята все справились с заданиями. (Побеждает та группа, которая набрала больше очков.)
Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна.
(В. Шефнер)
А теперь, ребята, возьмемся за руки и споем вместе песню «Это называется природа», музыка Ю.Чичков на стихи М. Пляцковского.
На слайде заставка с изображением природы и фразой «Охранять природу -значит охранять Родину» (М.М. Пришвин)
Итог
Ребята, что вы узнали из нашего мероприятия?
Какие правила поведения в природе мы знаем?
Как нужно охранять природу?
Рефлексия
Соберем осеннее дерево из листьев:
красные – очень интересно, все понятно, я хорошо работал)
желтые – (интересно, я работал, но недостаточно)
зеленые – ( я что-то не понял, работал слабо)
Информационные источники
1. Обучение по учебнику «Окружающий мир» 2 класс Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин. - М.: АСТ: Астрель, 2009.- 159, - (Планета знаний);
2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс. О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова. – ВАКО, 2010.- 400 с. – (В помощь школьному учителю);
3. Книга: Ласкина Л., Николаева Н., Варламова С.и др. «Экологическое образование младших школьников Рекомендации конспекты уроков занимательные материалы»/авт.-сост. Л.Д. Ласкина,(и др.).- Изд.2-е.- Волгоград: Учитель.-170 с.
4. «Юный эколог» для 1-4 классов, авторы-составители Ю.Н. Александрова,
Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. –.).- Изд.2-е.- Волгоград: Учитель, 2010.-331с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.