Методическая разработка "Экологический час "
Оценка 5

Методическая разработка "Экологический час "

Оценка 5
docx
16.12.2020
Методическая разработка "Экологический час "
Внеклассное мероприятие Экологический час ИСПР измененныцй.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Начальная общеобразовательная школа № 28»

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия внеурочной деятельности  во 2 классе

Экологический час «Берегите лес, люди!»

 

 

 

Исполнитель:

учитель начальных классов

МАОУ НОШ № 28 Г.О. Балашиха

Антимонова Ольга Алексеевна

 

 

 

 

 

Г. О. Балашиха, 2020

Экологический час «Берегите лес, люди!»

ТЕМА: «Берегите лес, люди!»

ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры у учащихся.

1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности; способствовать принятию личного участия в решении экологических проблем.

2. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека; развитию исследовательских навыков, умений; развитию речи, памяти, кругозора учащихся.

3. Содействовать воспитанию начальных навыков экологической культуры, воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни и к себе.

ТИП: Тематическое учебно-воспитательное мероприятие для использования во внеурочной и кружковой деятельности.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: устно-словесный (беседа, рассказ, объяснение), метод проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов, иллюстраций),

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: слайды с изображением картин родной природы, с Правилами друзей природы; плакаты с изображенными на них схемами правил поведения в лесу; плакат «Береги лес!»

ТСО:  мультимедиа-проектор, компьютер

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели мероприятия.

Учитель: Вот он - лес! Создание природы, которое не перестаёт нас удивлять. Здесь много деревьев, кустарников, цветов. А какой чистый воздух! Так легко дышится. Всюду слышны песни птиц, жужжание пчёл и шмелей. Летом поспевает много ягод, а после дождя полным-полно грибов. Лес - настоящая аптека! Вокруг много лекарственных трав. Красивы бесконечные просторы! Приятно летом отдохнуть в тени деревьев.

Слайд №1 Лес

Звуки природы, пение птиц,  аудиозапись:

Выходит 1 й чтец

Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол? Лес!

А пенал красивый наш? Лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!

Оглянись, все вокруг -

Это наш зелёный друг!

 

Учитель:Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

Выходит 1 й чтец:

Посмотри, юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

 

И потому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережем

Наш зеленый природный дом!

Учитель: Ребята, попробуйте догадаться, на какую тему мы будем беседовать сегодня? (Ответы учащихся).

Ребята, мы уже много знаем с вами о том, что природу нужно беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок по лесу ? Все ли помнят эти правила?

(Ответы детей)

Вы все молодцы, предлагаю повторить.

ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ. Итак, начнем!

(Правила появляются на экране мультимедиа).

Правило № 1  -Не ломайте  ветви деревьев и кустарников!1. Не срывайте цветов!

Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Сбор дикорастущих растений на букеты – очень сильный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно  такое отношение привело к исчезновению очень многих растений в местах , часто посещаемых людьми ( сон- трава, венерин башмачок , стародубка и другие ). Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то в полнее обычные, даже массовые виды, такие как ландышВажно показать какой вред природе могут нанести люди, если сорвут даже по одному- единственному  цветку. Важно, чтобы вы, ребята осознали простые истины: выросший на лугу цветок находиться здесь « у себя дома», он связан с другими обитателями луга. Например, к цветку прилетают насекомые, которые питаются его  нектаром. Это невидимые нити ,связывающие живую и неживую природу. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения. Мы с вами не имеем права и не должны срывать цветы для того ,чтобы полюбоваться их красотой всего несколько дней или даже часов. Полюбоваться на красивые растения можно в садах, оранжереях, клумбах и т.д.

Дикорастущие растения, цветы должны радовать наш глаз на лугах ,на лесных полянках ( Чтение наизусть стихотворения уч-ся)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если все сорвут цветы,-

Опустеют все поляны-

И не будет красоты.

Правило № 2. Не оставляйте костры и мусор в лесах, лес дает нам кислород!

Кострища - это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления понадобится 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар. Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека.

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

( Чтение наизусть стихотворения уч-ся.)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

 

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

 

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый  лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он  заметался со ствола  на ствол.

 

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

                                         В. Шефнер

Правило № 3. Не режь кору деревьев!

Стоят деревья-великаны…

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве — «на память!»

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут…

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут -

Добро и красоту несут:

Правило № 4. Не сбивайте ногой в лесу грибы, которые не знаете (или знаете, что они ядовитые). Помни, что грибы - очень нужны в природе.

      Известно, что грибы, в том числе и не съедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью – грибницей - они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, веществами ,всем необходимым для жизни растения . Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов.

В лесу грибов различных много…

Ты несъедобные — не трогай!

В корзинку их не собирай,

Но и ногами не сбивай…

Они нужны лесным зверятам:

Лисичкам, ежикам, зайчатам…

Их только люди не едят:

В поганках, мухоморах — яд!

Но для зверья лесного все ж

Тот гриб полезен и хорош.

Правило № 5..Не обижайте животных в лесу: не ловите бабочек, стрекоз, других насекомых, не ловите и не уносите домой из леса животных. Насекомые могут  быть занесены в Красную книгу и может быть именно эта, пойманная тобой бабочка, последний представитель вида.

Правило № 6. Не шумите в лесу, иначе вы можете побеспокоить птиц на гнездах и других лесных обитателей.

У леса музыка своя…

Ее послушайте, друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Правило № 7. Ходите только по тропинкам, не нужно вытаптывать траву!

Ходить в лесу и в парке можно только по тропинкам, потому что можно потревожить лесных жителей - птиц, других мелких животных. Кроме этого, можно затоптать грибы, лечебные травы, ягоды и цветы. Еще ходить нужно только по тропинкам, так как это не позволит заблудиться в незнакомом лесу. Известны случаи, когда люди сходили с лесной тропы и терялись в лесу. В парках тоже нужно ходить только по тропинкам, чтобы не испортить газон. Также в парках часто высаживают цветы, редкие кустарники и декоративные растения. Чтобы их не сломать и не затоптать, нужно строго соблюдать правило и ходить только по тропинкам.

Правило № 8 Не разоряй птичьи гнезда. Не разоряй муравейники. Не разоряй гнезда шмелей!

Не разоряйте птичьи гнёзда!

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

Муравьи — лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

 

Будь человеком       

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник - дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

 

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

(С. Михалков.)

Учитель. В конце нашего занятия я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. (Работа в группах)

1.Знаешь ли ты деревья и кустарники нашего края? (Раздаются букеты, листья, цветы, за 3 минуты должны угадать названия растений.)

2.Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой - растения.

3.Веселые художники. С закрытыми глазами нарисовать хорошо знакомое животное.

Молодцы, ребята все справились с заданиями. (Побеждает та группа, которая набрала больше очков.)

Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги ее напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна.

(В. Шефнер)

А теперь, ребята, возьмемся за руки и споем вместе песню «Это называется природа», музыка Ю.Чичков на стихи М. Пляцковского.

На слайде заставка с изображением природы и фразой «Охранять природу -значит охранять Родину» (М.М. Пришвин)

Итог

Ребята, что вы узнали из нашего мероприятия?

Какие правила поведения в природе мы знаем?

Как нужно охранять природу?

Рефлексия

Соберем осеннее дерево из листьев:

красные – очень интересно, все понятно, я хорошо работал)

желтые – (интересно, я работал, но недостаточно)

зеленые – ( я что-то не понял, работал слабо)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные источники

1.  Обучение  по  учебнику  «Окружающий мир» 2 класс Г.Г.  Ивченковой,  И.В.Потапова,  Е.В. Саплиной,  А.И.  Саплина:  программа,  методические  рекомендации,  тематическое планирование  /  Г.Г.  Ивченкова,  И.В.Потапов,  Е.В.  Саплина,  А.И.  Саплин.  -  М.:  АСТ: Астрель, 2009.- 159, - (Планета знаний);

2.  Поурочные  разработки  по  курсу  «Окружающий  мир»  2  класс.  О.И.  Дмитриева,  Т.В. Максимова. – ВАКО, 2010.- 400 с. – (В помощь школьному учителю);

3. Книга: Ласкина Л., Николаева Н., Варламова С.и др. «Экологическое образование младших школьников Рекомендации конспекты уроков занимательные материалы»/авт.-сост. Л.Д. Ласкина,(и др.).- Изд.2-е.- Волгоград: Учитель.-170 с.

4. «Юный эколог» для 1-4 классов, авторы-составители Ю.Н. Александрова,

Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. –.).- Изд.2-е.- Волгоград: Учитель, 2010.-331с.

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Экологический час «Берегите лес, люди!»

Экологический час «Берегите лес, люди!»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 1. Организационный момент

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 1. Организационный момент

Учитель: Трудно представить себе землю без лесов

Учитель: Трудно представить себе землю без лесов

Учитель: Ребята, попробуйте догадаться, на какую тему мы будем беседовать сегодня? (Ответы учащихся)

Учитель: Ребята, попробуйте догадаться, на какую тему мы будем беседовать сегодня? (Ответы учащихся)

Мы с вами не имеем права и не должны срывать цветы для того ,чтобы полюбоваться их красотой всего несколько дней или даже часов

Мы с вами не имеем права и не должны срывать цветы для того ,чтобы полюбоваться их красотой всего несколько дней или даже часов

Целлофан, железки, склянки…

Целлофан, железки, склянки…

И лес гудел от огненной метели,

И лес гудел от огненной метели,

Для животных грибы служат пищей и лекарством

Для животных грибы служат пищей и лекарством

Вот птичьи трели раздались,

Вот птичьи трели раздались,

Нельзя разорять! Если в траве

Нельзя разорять! Если в траве

В лесу мурашки-муравьи Живут своим трудом,

В лесу мурашки-муравьи Живут своим трудом,

Молодцы, ребята все справились с заданиями

Молодцы, ребята все справились с заданиями

Какие правила поведения в природе мы знаем?

Какие правила поведения в природе мы знаем?

Информационные источники 1.

Информационные источники 1.
Скачать файл