Тема: «Русская осень пора».
Цель:воспитывать способность любоваться природой.
Задачи:
· Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе и приметах осени.
· Учить детей работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы всего коллектива.
· Развивать творческие способности детей.
· Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование: Жетоны-листочки, иллюстрации деревьев и их листья.
Ход занятия:
Орг. момент; психологический настрой.
Вступительная беседа.
Посмотри, как день прекрасен
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клён.
И на взгорке, в рыжих листьях,
Словно в пышных шубах лисьих величавые дубы
С грустью смотрят на грибы –
Старые и малые сыроежки алые
И пурпурный мухомор посреди кротовых нор.
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Назовите осенние месяцы.
Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?
Основная часть.
Сейчас каждый из вас выберет себе листочек. (По цвету листочка дети делятся на три команды, придумывают название команды).
Проводятся конкурсы.
Конкурс №1. Узнай дерево.
Какие деревья растут на улицах нашего города? А знаете ли вы, что деревья – живые существа? Они даже похожи на людей.
Вопрос команде №1. (За правильный ответ 1балл)
Вспомним деревья, которые встречаются в нашем городе: высокие прямые, стоят ровно в ряд, как часовые на посту. (Тополя).
Найти в гербарии лист тополя и иллюстрацию дерева.
Вопрос команде №2.
Это дерево похоже на человека, сильного могучего богатыря. (Дуб).
Найти в гербарии лист дуба и иллюстрацию.
Вопрос команде №3.
Это дерево похоже на девушку: печальную, задумчивую, которая склонилась над рекой. (Ива).
Найти в гербарии лист ивы и иллюстрацию.
Конкурс № 2 «Грибы»
1.Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще.
2.Я не привыкла нравиться, кто съест меня – отравится.
3. И красив он и велик. Это гриб …
4.Вот и модницы сестрички.
И у них свои привычки –
Шляпки есть любого цвета.
Ты проверить можешь это.
5.Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
6. Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички, золотистые…
Конкурс №3 Аукцион пословиц. (об осени)
(За каждую пословицу 1 балл)
В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
Холоден сентябрь, да сыт
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся
Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.
В ноябре зима с осенью борется.
Конкурс №4. Конкурс чтецов. (Стихи об осени)
Конкурс №5. Осенние приметы.
Люди издавна наблюдали за природой, отмечали какие-либо закономерности, происходящие в природе. В результате возникли народные приметы. Вот некоторые из них:
· 14 сентября – Семён летопроводец.
Если в этот день будет тепло, то осень ожидается дождливая, а если этот день будет дождливым, то можно ждать сухую осень.
· 3 октября – Астафий – ветряк.
Если в этот день ветер северный – быть стуже, если дует восточный – к ветру, западный – к дождю, южный – к теплу.
· 14 октября – праздник Покрова. К этому дню утепляли дома и сараи.
Если к этому дню берёза и дуб останутся без листьев – быть тёплой зиме, а если нет, то к холодной.
Если журавли улетают до Покрова, зима будет ранняя.
- А какие приметы осени знаете вы?
Физкультминутка.
Чтение сказки учителем.Три бабочки (венгерская сказка).
Жили на свете три бабочки: белая, красная и жёлтая. С утра до ночи играли они друг с другом, порхая с цветка на цветок, и собирали пыльцу. Лето было тёплым, и солнце светило целыми днями.
Как-то раз, когда бабочки по обыкновению собрались играть, солнышко вдруг исчезло. Небо сразу заволокли тёмные грозовые тучи, и бабочки очень испугались.
- Я так боюсь дождя, - сказала одна из них
- Если намокнут наши крылышки, мы уже не сможем летать, заметила другая.
«Надо спешить», - решили они и полетели к дому. Но летели бабочки медленно, а тем временем первые капли дождя уже падали на землю.
-Не добраться нам, ох не добраться, - сказала жёлтая бабочка, - дождь уже начинается.
- Так что же мы стоим? – закричала красная бабочка. – Спрячемся в чашечке тюльпана и переждём дождь.
И бабочки полетели к тюльпану.
Тюльпан тоже боялся дождя и потому изо всех сил зажмурился и плотно сложил лепестки.
- Впусти нас, тюльпан, - пролепетала жёлтая бабочка. – Дождь начинается, а до дома ещё далеко. Тюльпан нехотя открыл глаза и, помедлив, ответил:
- Жёлтую я, пожалуй, ещё впущу, возможно, и красную. Ну уж белую ни за что.
- Что ты, что ты, тюльпан! – воскликнула жёлтая бабочка. – Мы не можем бросить нашу подружку одну: ведь дождь начинается. Но тюльпан закрыл глаза и уже ничего не ответил.
- Что же нам делать? – спросила красная бабочка.
- Летим к лилии, - предложила белая бабочка. – Уж она-то наверняка нас примет.
И они полетели к лилии, а дождь лил уже вовсю. С трудом взмахивая крыльями, бабочки, наконец, добрались до озера, где жила лилия.
- Здравствуй, лилия! – воскликнули они. Лилия едва кивнула в ответ. Она была очень гордым цветком.
- Впусти нас, лилия, - попросила белая бабочка. – Видишь, мы мокнем под дождём.
Лилия задумалась:
- Белую, - проговорила она, - белую я, пожалуй, могла бы впустить, но жёлтую и красную – ни за что.
- Как же я могу бросить подруг? – заплакала белая бабочка.
- Ну, как хочешь, - заявила лилия и закрыла свои лепестки.
А дождь лил всё сильнее и сильнее. Бабочки от огорчения горько заплакали. Услышав, что кто-то плачет, солнышко проснулось и посмотрело вниз. Оно сразу же высушило слёзы бабочек, улыбнулось им, и бабочки, заулыбавшись, полетели играть в поле.
Обсуждение сказки по вопросам.
- Кто из героев сказки вам понравился? Почему?
-А кто нет?
-Что бы вы посоветовали тюльпану и лилии?
-Какие же изменения происходят с насекомыми с наступлением осени?
А сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунки к сказке «Три бабочки».
Подведение итогов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.