Методическая разработка "Есть в осени первоначальной..."

  • doc
  • 18.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Есть в осени первоначальной.doc

Тема: «Русская осень пора».

Цель:воспитывать способность любоваться природой.

Задачи:

·                                 Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе и приметах осени.

·                                  Учить детей работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы всего коллектива.

·                                 Развивать творческие способности детей.

·                                 Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование: Жетоны-листочки, иллюстрации деревьев и их листья.

Ход занятия:

Орг. момент; психологический настрой.

Вступительная беседа.

Посмотри, как день прекрасен

И как ясен небосклон,

Как горит под солнцем ясень,

Без огня пылает клён.

И на взгорке, в рыжих листьях,

Словно в пышных шубах лисьих величавые дубы

С грустью смотрят на грибы –

Старые и малые сыроежки алые

И пурпурный мухомор посреди кротовых нор.

 

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Назовите осенние месяцы.

Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?

Основная часть.

Сейчас каждый из вас выберет себе листочек. (По цвету листочка дети делятся на три команды, придумывают название команды).

Проводятся конкурсы.

Конкурс №1. Узнай дерево.

Какие деревья растут на улицах нашего города? А знаете ли вы, что деревья – живые существа? Они даже похожи на людей.

Вопрос команде №1. (За правильный ответ 1балл)

Вспомним деревья, которые встречаются в нашем городе: высокие прямые, стоят ровно в ряд, как часовые на посту. (Тополя).

Найти в гербарии лист тополя и иллюстрацию дерева.

Вопрос команде №2.

Это дерево похоже на человека, сильного могучего богатыря. (Дуб).

Найти в гербарии лист дуба и иллюстрацию.

Вопрос команде №3.

Это дерево похоже на девушку: печальную, задумчивую, которая склонилась над рекой. (Ива).

Найти в гербарии лист ивы и иллюстрацию.

Конкурс № 2 «Грибы»

1.Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще.

2.Я не привыкла нравиться, кто съест меня – отравится.

3. И красив он и велик. Это гриб …

4.Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки –

Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это.

5.Нет грибов дружней, чем эти.

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

6. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички, золотистые…

Конкурс №3 Аукцион пословиц. (об осени)

(За каждую пословицу 1 балл)

В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Холоден сентябрь, да сыт

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся

Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.

В ноябре зима с осенью борется.

Конкурс №4. Конкурс чтецов. (Стихи об осени)

Конкурс №5. Осенние приметы.

Люди издавна наблюдали за природой, отмечали какие-либо закономерности, происходящие в природе. В результате возникли народные приметы. Вот некоторые из них:

·                                 14 сентября – Семён летопроводец.

Если в этот день будет тепло, то осень ожидается дождливая, а если этот день будет дождливым, то можно ждать сухую осень.

·                                 3 октября – Астафий – ветряк.

Если в этот день ветер северный – быть стуже, если дует восточный – к ветру, западный – к дождю, южный – к теплу.

·                                 14 октября – праздник Покрова. К этому дню утепляли дома и сараи.

Если к этому дню берёза и дуб останутся без листьев – быть тёплой зиме, а если нет, то к холодной.

Если журавли улетают до Покрова, зима будет ранняя.

- А какие приметы осени знаете вы?

Физкультминутка.

Чтение сказки учителем.Три бабочки (венгерская сказка).

Жили на свете три бабочки: белая, красная и жёлтая. С утра до ночи играли они друг с другом, порхая с цветка на цветок, и собирали пыльцу. Лето было тёплым, и солнце светило целыми днями.

Как-то раз, когда бабочки по обыкновению собрались играть, солнышко вдруг исчезло. Небо сразу заволокли тёмные грозовые тучи, и бабочки очень испугались.

- Я так боюсь дождя, - сказала одна из них

- Если намокнут наши крылышки, мы уже не сможем летать, заметила другая.

«Надо спешить», - решили они и полетели к дому. Но летели бабочки медленно, а тем временем первые капли дождя уже падали на землю.

-Не добраться нам, ох не добраться, - сказала жёлтая бабочка, - дождь уже начинается.

- Так что же мы стоим? – закричала красная бабочка. – Спрячемся в чашечке тюльпана и переждём дождь.

И бабочки полетели к тюльпану.

Тюльпан тоже боялся дождя и потому изо всех сил зажмурился и плотно сложил лепестки.

- Впусти нас, тюльпан, - пролепетала жёлтая бабочка. – Дождь начинается, а до дома ещё далеко. Тюльпан нехотя открыл глаза и, помедлив, ответил:

- Жёлтую я, пожалуй, ещё впущу, возможно, и красную. Ну уж белую ни за что.

- Что ты, что ты, тюльпан! – воскликнула жёлтая бабочка. – Мы не можем бросить нашу подружку одну: ведь дождь начинается. Но тюльпан закрыл глаза и уже ничего не ответил.

- Что же нам делать? – спросила красная бабочка.

- Летим к лилии, - предложила белая бабочка. – Уж она-то наверняка нас примет.

И они полетели к лилии, а дождь лил уже вовсю. С трудом взмахивая крыльями, бабочки, наконец, добрались до озера, где жила лилия.

- Здравствуй, лилия! – воскликнули они. Лилия едва кивнула в ответ. Она была очень гордым цветком.

- Впусти нас, лилия, - попросила белая бабочка. – Видишь, мы мокнем под дождём.

Лилия задумалась:

- Белую, - проговорила она, - белую я, пожалуй, могла бы впустить, но жёлтую и красную – ни за что.

- Как же я могу бросить подруг? – заплакала белая бабочка.

- Ну, как хочешь, - заявила лилия и закрыла свои лепестки.

А дождь лил всё сильнее и сильнее. Бабочки от огорчения горько заплакали. Услышав, что кто-то плачет, солнышко проснулось и посмотрело вниз. Оно сразу же высушило слёзы бабочек, улыбнулось им, и бабочки, заулыбавшись, полетели играть в поле.

Обсуждение сказки по вопросам.

- Кто из героев сказки вам понравился? Почему?

-А кто нет?

-Что бы вы посоветовали тюльпану и лилии?

-Какие же изменения происходят с насекомыми с наступлением осени?

А сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунки к сказке «Три бабочки».

Подведение итогов.