Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 города Кропоткин
образования Кавказский район
Методическая разработка
«Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Ткачева М.Г.
г. Кропоткин 2023 г.
Содержание
№ п/п |
Раздел |
Страница |
|
Введение …………………………………………………….. |
3 |
1. |
Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста.………………………………………………………. |
4 |
2 |
Формирование читательской культуры через художественно - творческую деятельность………………... |
7 |
2.1 |
Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста…………………………….………… |
10 |
2.2 |
Алгоритм анализа литературного произведения для детей старшего дошкольного возраста……..……………………..... |
12 |
|
Заключение................................................................................... |
14 |
|
Список литературы...................................................................... |
15 |
|
Приложения……………………………………………………... |
16 |
|
Приложение1. Анкета для родителей по формированию читательского интереса |
|
|
Приложение 2. Картотека игр для работы с детьми по развитию читательского интереса |
|
|
Приложение 3. Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» |
|
|
Приложение 4. Консультация для родителей «Что читать дошкольникам?» |
|
|
Приложение 5 Мастер – класс для родителей ДОУ «Приобщение детей к художественной литературе через сказки в домашних условиях» |
|
Введение
В методической разработке представлены рекомендации по формированию читательской культуры и развитие читательского интереса у детей дошкольного возраста, а также анкета для родителей воспитанников и картотека игр для работы с детьми по развитию читательского интереса.
Методические рекомендации адресованы воспитателям дошкольных организаций, подготовлены с учетом требований программы дошкольного воспитания, а также с учетом принципов ФГОС стандарта.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой является задачей образовательной области «Речевое развитие».
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, эмоционально комфортной для ребенка развивающей среды. Благодаря этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем учиться всю жизнь.
Чтение во все века раскрывало индивидуальные особенности личности, ценилось и служило средством её становления.
Читательская культура -это определенный уровень развития читательских умений, потребностей и кругозора: устойчивый интерес к чтению и книгам, читательская эрудиция, навыки выразительного и осознанного чтения текста, способность к восприятию произведений различных жанров, необходимый уровень теоретико-литературных знаний, библиографические умения оценки и интерпретации произведения (прочитанного), речевые умения выражать свои мысли и чувства в связи с прочитанным, понимать позицию автора.
В наши дни читательская культура является основой - социального, познавательного, художественного, эстетического и духовного развития современной личности.
У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Читательский интерес – это личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Читательский интерес ребенка обусловлен осознанием значения книги для удовлетворения своих потребностей, проявляется в эмоционально-познавательном к ней отношении, в умении перенимать культурные ценности и социальный опыт из содержания книг. Компонентами читательского интереса являются: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный.
О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Чтение относится к общенациональным проблемам. От его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации.
1. Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста.
Читательская культура дошкольника характеризуется культурой общения ребёнка с книгой; культурой восприятия прочитанного; наличием возрастосообразных теоретико-литературных знаний (О.В. Чиндилова).
Читательская культура формируется с детства в дошкольном возрасте, т.к. нужно наладить общение ребёнка с книгой, чтобы он понимал её ценность, через образец и подражание воспитателю.
Начиная с 3х лет, мы учим детей слушанию и рассматриванию детских книг. К школе вырабатывается элементарная интерпретация прочитанного - культура восприятия детского чтения. В детском саду и семье происходит первый уровень литературного образования.
О.И.Никифорова выделяет три стадии в восприятии художественной литературы детьми дошкольного возраста.
Первая стадия – непосредственное восприятие текста художественной литературы, связано с воссозданием, пониманием образов сказочных героев. Эта стадия связана с работой воображения ребенка дошкольного возраста.
Вторая стадия связана с работой мышления детей дошкольного возраста. На этой стадии происходит понимание идеи, смысла прочитанного произведения.
Третья стадия связана с влиянием художественной литературой на личность маленького читателя. Данная стадия связана с работой чувств и сознания у детей дошкольного возраста.
Важно в дошкольном детстве формировать в ребенке будущего читателя.
Формированием в ребенке будущего читателя занимается детский сад и семья, именно они вводят дошкольника в мир книги. Приобщая ребенка к книге, взрослые формируют интерес к процессу слушания художественной литературы; и здесь важен эмоциональный отклик и отзыв ребенка на услышанное (переживание, сочувствие, радость, грусть и т.д.).
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
Детская литература несет познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. она является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Основными методами ознакомления дошкольников с детской литературой являются:
Словесный метод: чтение произведений, вопросы по содержанию произведений, пересказ произведений, заучивание наизусть, беседа по произведению, прослушивание аудиозаписей.
Для педагога выразительное чтение – это не только необходимое умение, но и мастерство, которое оказывает значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения педагог вводит детей в мир искусства, дает им образец правильной, образной художественной речи. Слушая выразительное чтение, воспитанник начинает проявлять интерес к художественным текстам. Ему хочется воспроизвести их точно также как, это сделал педагог. Обозначить все ударения и логические паузы
Практический метод: элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность.
Наглядный метод: показ иллюстраций, картин, игрушек, просмотр видеофильмов, оформление выставок, сочинительство детьми произведений.
Создание предметно – развивающей среды:
1) Выставки различных видов книг: рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные, выставка книжек – самоделок т.д.
2) Театрализованная игра: (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);
3) Изобразительная деятельность: находятся книжки – раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы, портреты писателей, поэтов.
Ведь с ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у не есть автор и название. Все это необходимо для того, чтобы воспитать грамотного читателя.
Без тесного сотрудничества педагогов, детей и родителей не стоит ожидать высоких результатов в деле приобщения детей к книжной культуре, чтению.
Родители должны стать полноправными партнерами в системе работы:
· организация совместного семейного чтения, с обязательной беседой о прочитанном;
· активное участие вместе с детьми в литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов;
· совместные посещения детских библиотек.
Таким образом, целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время покажет результат работы: у детей возникнет интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями.
Дети будут стремиться поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказывать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно разовьет и творческие способности детей.
2. Формирование читательской культуры через художественно - творческую деятельность
Сейчас как никогда актуален вопрос: «Что и как читать детям, чтобы вернуть им интерес к чтению?»
Необходимо не только разработанное специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, в мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.
Приоритет книги, уважение к ней, к человеку читающему, и как следствие много знающему, нужно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста, а не со школьных лет, как это часто происходит в последние годы. Чтобы уже в дошкольном возрасте пробудить у ребенка интерес к книге, необходима и важна совместная работа детского сада и семьи.
Работа по ознакомлению дошкольников с произведениями художественнойлитературы должна включать в себя:
-ежедневное чтение сказок, стихотворений, рассказов;
-самостоятельное рассматривание детьми книг;
-детское словотворчество;
-драматизация литературных произведений;
-прослушивание грамзаписей литературных произведений в исполнениимастеров художественного слова, музыкальное сопровождение;
-знакомство детей с биографией авторов;
-заучивание стихотворений (не только к праздникам);
-придумывание детьми (коллективно и индивидуально) не большихрассказов, сказок на различные темы и прослушивание их в группе;
-рисование и изготовление поделок по сюжетам художественныхпроизведений.
Все это важно проводить не только во время образовательной деятельности, но и в свободном общении педагога с детьми на основе художественной литературы.
Разумеется, при планировании работы важно учитывать как возрастные. Так и индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности.
Особенно хочется акцентировать внимание на том, как относится педагог к процессу чтения: если воспитатель относится к процессу общения с книгой формально – дети тотчас это почувствуют. Если же воспитатель проявляет искренний интерес к процессу чтения, словотворчества – то и дети сумеют проникнуться и начнут получать интерес от общения с книгой.
В детской книге, как нигде больше,сочетаются два вида искусства: художественное слово и изобразительное творчество (живопись, графика). Огромное количество замечательных художников посвятила свой талант тому, чтобы иллюстрировать детские книги, сделать их еще больше привлекательными для ребенка.
Именно поэтому так важен выбор книг для дошкольников. Иллюстрация – первое что привлекает или не привлекает малыша к книге.
Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, важно заострять внимание ребенка не только на самом изображении, но и на красочной гамме, эмоциональной выразительности, художественных деталях, характеризующих персонажей и их взаимоотношения, стараться, чтобы ребенок проникся чувствами и настроением, которые выражает иллюстрация.
Знакомясь с множеством книг, дошкольник постепенно начинает относиться к книге, как к эстетическому объекту.
Хорошо иллюстрированная книга формирует художественный вкус, способствует художественному развитию, побуждает к творчеству. Подбирая иллюстрации, не следует забывать о том, что они не только поясняют ребенку текст, но и активизируют его фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.
В процессе рассматривания иллюстраций следует:
-сосредоточить внимание на деталях, цвете, особенностях изображения;
-задавать вопросы о внешнем виде, характере, настроении героя.
Знакомя детей с новыми произведениями, непременно нужно рассказать и о жизни писателя, его книгах.
Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребенка
Полезно поместить в книжный уголок портрет писателя. Чтобы дети имели возможность разглядеть его, запомнить черты лица.
После рассказа проводится совместная с детьми и их родителями деятельность: это не только чтение книг в детском саду, но и дома, прослушивание аудиозаписей, творчество детей по мотивам произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценировка произведения, видоизменение его путем изменения концовки произведения, внесение в него новых персонажей и так далее.)
Таким образом, знакомство детей с писателем и его творчеством будет проходить в системе.
Для заучивания наизусть стоит подбирать такие стихотворения, которые будут интересны детям, вызывают у них эмоциональный отклик, помогают им общаться, сопереживать, играть.
В процессе заучивания наизусть так же важна наглядность: игрушки, предметы, иллюстрации, рисунки, картины. Особое внимание следует уделить картинам природы.
Соединение наглядного и словесного изображения позволяют сделать речь ребенка более выразительной.При разучивании некоторых стихотворений может быть использовано построчное запоминание. Прием запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как дает возможность тем детям, которые сразу не могут запомнить строки или стесняются, скрыться в общем хоре голосов.
2.1. Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Перед педагогами стоит задача формирования литературного опыта детей, знакомства с особенностями различных жанров, осознания их собственного отношения к героям произведений. Дети учатся обращать внимание на язык литературного произведения, авторские приемы изображения, интонационную выразительность речи. Также необходимо продолжать развивать воображение детей, учить и дальше устанавливать связи в произведении, учитывать причины определенных поступков героев, их мысли и эмоции, уметь видеть скрытые мотивы героев и замыслы автора. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.
В детском саду особое внимание необходимо уделять книжному уголку, который должен быть сформирован в каждой группе.
Книжный уголок – это особое место в группе, оформленное различными книгами в зависимости от возраста детей, их предпочтений и учебно- воспитательных задач. В свободное время ребенок может подойти и выбрать интересующую его книгу, посмотреть и почитать ее самостоятельно, рассмотреть иллюстрации. Ребенок лично общается с книгой – произведением искусства. Чаще всего дети выбирают знакомые им произведения и с удовольствие снова переживают полюбившиеся им моменты, испытывают эмоции и обдумывают прочитанное.
Книги подбираются с красивыми иллюстрациями. В уголке книги ребенок как в музее может увидеть лучшие образцы творчества замечательных художников, что непременно повлияет на его вкус и восприятие в будущем.
Для того чтобы ребенок стал читателем с устойчивым и грамотным интересом, педагоги в ходе осуществления педагогического процесса в данной сфере должны использовать сочетание различных методов, приемов и форм работы.
Одним из основных методов формирования читательского интереса, является выразительное чтение вслух. Дети зачастую любят, когда им читают, у них в это время возникают различные представления, формируются образы. Произведения должны быть интересны детям, небольшие по объему, с динамичным сюжетом, что будет способствовать внимательному слушанию и запоминанию.
Очень эффективным для формирования и развития читательского интереса является метод кукольной драматизации. Дети могут сами изготовить кукол и декорации, вжиться в роль героев и пережить события, лучше поняв их смысл. Дети любят, как смотреть подобные театрализованные представления, так и быть их полноценными участниками.
Помимо перечисленных выше методов по формированию читательского интереса, педагоги и родители должны стремиться, чтобы художественное слово было постоянно включено в повседневную жизнь ребенка. Для этого они могут использовать такие приемы как чтение наизусть коротких стишков и потешек детям во время режимных моментов или игр, использование в своей речи пословиц и поговорок в уместных ситуациях, приведение примеров из литературных произведений при возникновении каких-либо подходящих ситуаций.
Важное условие успешной педагогической деятельности при работе с дошкольниками – сопровождение чтения игровыми ситуациями. Игра всегда привлекает ребенка, позволяет закрепить определенные понятия, вызвать эмоциональный отклик, привнести определенный объем знаний и многое другое.
2.2. Алгоритм анализа литературного произведения для детей старшего дошкольного возраста
Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи.
В план работы должны быть включены литературные произведения и систему заданий и игр:
- упражнения на преобразование художественного произведения (придумывание сказки по предложенному началу, изменение завязки или развязки, введение нового эпизода, нового персонажа и прочее);
- задания, связанные с художественной и музыкально-ритмической деятельностью (рисование, лепка, аппликация по мотивам прочитанных сказок, рассказов, стихотворений; передача художественных образов в процессе танцевальных этюдов);
- задания, включающие мнемотехнику, наглядное моделирование (игры «Говорящие картинки», «Добавь картинку», «Рисуем стихотворение (сказку, рассказ)», «Раньше - позже», «Лови ошибку», «Что за чем?» и прочее);
- элементы ТРИЗ-техноглогии (игры «Сказка-калька», «Сказка в заданном ключ», «Салат из сказок» (Круги Луллия), «Сказка наизнанку», «Новая Баба Яга» (метод морфологических таблиц), «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз», «Где-то, кто-то...» и прочее).
Алгоритм анализа литературного произведения:
1этап: чтение текста с последующей схематизацией основных событий сюжета. Приём «Раскадровка»
Детям читалась или рассказывалась новая сказка (рассказ). Затем мы предлагали нарисовать "мультик" - схематично изобразить в квадратиках - "кадрах" сюжетные события. Это необходимо для того, чтобы помочь детям увидеть и понять логику сюжета на основе обобщённого восприятия. "Мультик" рисуется карандашом или фломастером одного цвета, изображения условные и схематичные.
2 этап: констатация событий по схеме
Перечисляя события, изображённые в каждом кадре, дети усваивают план пересказа. Так происходит обобщение сюжетных событий.
3 этап: разыгрывание каждого кадра предложением
В отличие от констатации событий по схеме, здесь нужно логично, чётко, внятно обозначить главное событие. Это уже план в чистом виде.
4 этап: описание каждого кадра с достаточной степенью подробности
Учитывая наглядный характер детского мышления, каждый кадр мы рассматривали достаточно детально. Хорошую помощь здесь оказывало подключение на уровне воображения всех каналов восприятия (вижу, слышу, чувствую, пробую на вкус, ощущаю руками).
Усвоению содержания произведения, запоминанию последовательности эпизодов, событий, происходящих с персонажами, способствуют игры с кадрами:
1. «Лови ошибку» - все кадры выкладываются правильно, а местами меняются только 2 . Когда последовательность кадров восстановлена, можно снова обсудить сюжет сказки, вспомнить события каждого эпизода, диалоги персонажей.
2. Игра «Всё в сказке перепуталось» - исправить неправильный порядок кадров, разложенных воспитателем.
3. «Раньше – позже» - ребенок выбирает два кадра и рассказывает, что было раньше, а что позже по событиям.
4. «Что потерялось?» - прячем один кадр. Дети, определяют, какого эпизода сказки не хватает.
5этап: анализ поступков, целей и характеров героев в следующей последовательности:
1.Выявление действия героя (что он сделал?).
2.Выявление цели героя (зачем он это сделал?)
3.Определение черты характера героя, исходя из этих целей.
Заключение
Таким образом, в формировании читательской культуры дошкольников педагогический процесс должен строиться с учетом всех особенностей восприятия детьми литературных произведений.
В этом случае педагоги будут выступать проводниками детей в удивительном мире художественной литературы, а дети будут гармонично развиваться во всех направлениях, так как именно книга, отвечающая интересам и потребностям ребенка, позволяет им получить необходимый эмоциональный, чувственный и познавательный опыт, который жизненно необходим для дальнейшего развития.
Главная задача знакомства дошкольников с художественной литературой - воспитание интереса любви к книге, стремление общению с ней. Для решения этих задач необходима систематическая совместная работа ребенка, педагога и семьи.
Воспитать полноценную личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует знания, учит мыслить, помогает человеку понять своё предназначение.«Читательская компетентность», совокупность знаний, умений и навыков, позволяющие ребенку старшего дошкольного возраста отбирать и понимать художественные произведения для личных целей. Т.А. Разуваева
Список литературы
1. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа:https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/01/19/formirovanie-chitatelskoy-kultury-doshkolnikov-v-sootvetstvii
2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/ konsultacija-dlja-pedagogov-formirovanie-chitatelskoi-kultury-cherez-hudozhestveno-tvorcheskuyu-dejatelnost.html
3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа:https://infourok.ru/komplekt-materialov-po-formirovaniyu-chitatelskogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-3881467.html
4. Ресурсы сети Интернет. Точкадоступа:https://www.1urok.ru/ categories/19/articles/13840
Приложения
Приложение:1
Анкета для родителей по формированию читательского интереса.
1.Считаете ли вы важным чтение книг для ребенка?
А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить
2. Есть ли у вас домашняя библиотека?
А) да Б) нет
3. Соответствует ли книги вашей домашней библиотеки возрастным особенностям ребенка? А) Да Б) Частично В) Затрудняюсь ответить
4. Часто ли вы обновляете домашнюю библиотеку? А) Часто Б) Иногда В) Никогда
5. Привлекает ли вас воспитатель к участию в мероприятиях по формированию читательского интереса у ребенка? А) Да Б) Иногда В) Затрудняюсь ответить
6. Дает ли вам рекомендации педагог по формированию читательского интереса у вашего ребенка? А) Систематически Б) Периодически В) Не дает
7. Как часто читаете вы своему ребенку детские книги? А) Читаю по вечам Б) Читаю по выходным В) Не читаю, мультики включаю
8. Есть ли у вашего ребенка любимые литературные произведения? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить
9. Дает ли вам воспитатель для семейного чтения книги из библиотеки детского сада? А) Да Б) Иногда В) Не дает
Приложение 2:
Картотека игр для работы с детьми по развитию читательского интереса
Поисковая игра «Найди сходство и отличия»
Цель: закрепить представления детей дошкольного возраста о частях книги, прошлом и настоящем книги.
Оборудование: фотографии книги древней Руси и современной книгу, свитка папируса и берестяных записей.
Ход игры Перед тобой лежат фотографии, назови эти предметы, найди их сходство и отличия.
Поисковая игра «Что сначала, что потом»
Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста об этапах создания книги. Оборудование: разрезные картинки с этапами производства книги, конверта, письма.
Ход игры Ребята посмотрите, к нам в группу пришло письмо, хотите узнать от кого? Здравствуйте девочки и мальчики, пишет вам почтальон Печкин. Принес я вам письмо с нашего села Простоквашино. Воспитатель смотрит в конверт. Что я вижу? Письмо у нас рассыпалось. Давайте поможем собрать письмо. Дети собирают разрезные картинки. Посмотрите, что у нас получилось? Этапы книжного производства. Давайте назовем их еще раз. Дети называют этапы производства книги.
Поисковое задание «Вежливое обращение с книгой»
Цель: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о правилах обращения с книгой.
Оборудование: старая, потрёпанная книга, магнитофон, аудиозапись детского плача.
Ход:
В групповой комнате детского сада слышится детский плач. Ребята, вы слышите, кто – плачет? Воспитатель показывает детям старую, потрёпанную книгу, и от ее лица говорит: не любил меня Незнайка, рвал, пинал меня Незнайка. Педагог жалеет книгу, и говорит: ах ты бедненькая наша. Не позволим больше книжку обижать. Ребята давайте напомним правила обращения с книгой Незнайке. С книгой нужно относиться бережно. Нельзя рвать ее. После чтения нужно поставить на книжную полку. Странички перелистывать аккуратно. Не рисовать рисунков в книге.
Поисковое задание «Где чей предмет»
Цель: закрепить знания детей содержание рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Оборудование: предметные картинки из рассказа Н. Носова «Живая шляпа», игрушка «Буратино»
Ход игры Ребята, Буратино решил разложить карточки по порядку, но все перепутал. Помогите, пожалуйста, исправить Буратино ошибку. Дети помогают правильно соединить героя и предмет на картинке.
Поисковая игра «Найди животному свой стих»
Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о стихах С.Я. Маршака.
Оборудование: карточки со стихами С.Я. Маршака «Усатый полосатый», «Кошкин дом», «Где обедал воробей», карточки с иллюстрациями кошки, котенка, пуделя, воробья.
Ход игры
Нам в группу Волшебник Изумрудного города принес сундук, давайте откроем его? А в нем у нас стихи с животными. Что же он нам хотел 93 предложить? Наверно он с нами хотел поиграть. Поиграем с волшебником ребята? Я вам буду читать стихотворение, а вы будите по очереди находить в сундуке животного, который подходит прочитанному стихотворению. Дети достают по очереди карточки с животными.
Поисковая игра «Продолжи сказку»
Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста сказок Г.Х. Андерсена.
Оборудование: серия сюжетных картинок сказки «Гадкий утенок», фотография сказочника Оле Лукойле. Ход игры Сказочник Оле Лукойле решил собрать сказку, но вот беда, он забыл, что будет дальше. Помогите, пожалуйста, сказочнику собрать сказку до конца. Какая сказка у нас с вами получилась. Кто мне ее назовет? А кто мне поможет ее рассказать? Дети помогают педагогу рассказать сказку.
Поисковая игра - лото «Кому, что нужно»
Цель: закрепить знания героев сказок Г.Х. Андерсена у детей дошкольного возраста.
Оборудование: карточки героев сказок с предметными картинками Г.Х. Андерсена по количеству детей, фишки со сказочными предметами героев Г.Х. Андерсена, чудесный мешочек.
Ход игры Смотрите, какой чудесный подарок нам приготовила Дюймовочка. Это же настоящее лото, в котором нужно правильно соотнести героя сказки и его предмет. Кто хочет поиграть со мной? Дети играют в лото.
Поисковая игра «Угадай героя сказки»
Цель: закрепить знания сказок Г.Х. Андерсена и их героев. Ход игры Ребята, отгадайте загадку: В этой сказке мальчик Кай слово собирает, а в ледяном дворце его Герда спасает. (Снежная Королева.) Не утенок, не гусенок, 94 Подскажите ка ребята, Из какой же сказки птица? (Гадкий утенок) Родилась она в цветке милая малышка, а ростом не вышла. (Дюймовочка)
Игра «Бюро находок»
Цель: Закрепить знания детей дошкольного возраста о стихотворном творчестве Агнии Барто. Оборудование: два декоративных сундучка, кукла Таня, предметные картинки из стихов Агнии Барто.
Ход игры
К нам в гости сегодня пришла Таня, она пришла к нам не одна, а с подарком. А какой подарок нам Таня приготовила, посмотрите ребята на эти сундучки, наверное, там клад. Проверим? Дети открывают сундучки, и обнаруживают, что там картинки. Поиграем вместе с Таней в игру? В одном сундучке у нас живут герои стихотворений Агнии Барто, а в другом – необходимые предметы героев. Нам нужно найти каждому герою свой предмет. Поиграем вместе с Таней в игру? Дети играют в игру.
Поисковая игра «Кто, что делает»
Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о героях русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масляный»
Оборудование: мяч
Ход игры Раздается стук в дверь, в групповую комнату детского сада заходит Машенька. Здравствуйте ребята, угадали, из какой я сказки? Да, из сказки «Маша и медведь». Вы хорошо знаете русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный?» Да, очень хорошо. А сейчас со своим помощником мячом это проверю. Я вам буду бросать мяч и называть героя, а вы мне отвечать, что он делает. Дети начинают играть в игру.
Поисковая игра «Собери сказку»
Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о русской народной сказке «Хаврошечка»
Оборудование: модель часов, в которых, вместо цифр сюжетные картинки сказки, карточки с иллюстрациями сюжета из сказки.
Ход игры Ребята, отгадайте загадку. Ходим мы и днем, и ночью, А как только час пробьет, Сразу стрелочка встает. (Часы) А у меня тоже есть часы, только не простые, а сказочные. Только завести я их не могу, не все картинки расставлены. Вы мне поможете? Дети помогают воспитателю.
Поисковое задание литературное лото «Назови положительных и отрицательных героев»
Оборудование: Чудесный мешочек, карточки с иллюстрациями сказочных героев.
Ход игры
Смотрите, что это у нас лежит тут? Воспитатель показывает чудесный мешочек. Кто – то хочет с нами поиграть. Поиграем? Вы будете по очереди доставать из мешочка героя сказки, и называть его положительные и отрицательные стороны.
Поисковая игра «Продолжи историю»
Цель: закрепить знание детей сказки П. Бажова «Серебряное Копытце» Оборудование: магнитофон, сюжетные картинки из сказки.
Ход игры
Звучит музыка, в группу входит сказочница. Здравствуйте девочки и мальчики, мне сказали, что вы любите читать сказки. В моей сказочной стране живет много сказок грустных и смешных, но это сказку я никому не рассказывала, только вам по секрету расскажу. Садитесь удобнее, сказка начинается. Сказочница показывает сюжетные картинки из сказки П. Бажова «Серебряное Копытце» и рассказывает сказку, останавливается на середине рассказа, и говорит: но вот беда, пока я шла к вам в гости я забыла, что будет дальше. Ребят, вы мне не поможете? Дети, используя сюжетные картинки, помогают продолжить сказку дальше.
Поисковая игра «Посели героя в свой рассказ»
Цель: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о литературных произведениях В. Бианки.
Оборудование: предметные картинки с героями рассказов В. Бианки, иллюстрации обложек книг.
Ход игры В одном сказочном лесу жили животные, и однажды они решили сходить друг к другу в гости. Но в пути они забыли, кто, где живет. Помоги, пожалуйста, каждому герою найти свой дом. Дети помогают находить дом.
Поисковая игра «Исправь ошибку»
Цель: закрепить знания детей о сказке П. Бажова «Серебряное Копытце»
Оборудование: иллюстрации сюжетных картинок к сказке «Серебряное Копытце» Ход игры Посмотрите, какую красивую картину нарисовал художник, но мне кажется он, что – то перепутал. Поможем художнику исправить ошибку? Дети расставляют правильно последовательность сюжетов сказки.
Приложение 3.
Родительское собрание
«Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
Основная задача взрослых —
открыть в ребёнке талант читателя!
С.Я. Маршак.
Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книги, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.
Задачи:
- Показать родителям ценность домашнего чтения
-Просвещение родителей о роли художественной литературы в развитии дошкольника
- Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка
-Обогащение знания родителей о детских литературных произведениях
Форма проведения: вечер – встреча.
Участники: воспитатели, родители.
Оснащение: презентация «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста», памятки,
План родительского собрания:
1. Доклад «Развитие интереса к художественной литературе».
2. Выставка детских книг.
3. Викторина «Мы — читающая семья».
4. Просмотр видеофильма «Наши малыши и книги»
5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
6. Памятка родителям с советами по теме собрания.
7. Разное (Знакомство родителей с планом работы детского сада в год 75-летия Победы, знакомство с порталом Педсовет 37.ру, другое)
Ход собрания:
Уважаемые родители! Давайте поприветствуем друг друга не совсем обычным способом: просто улыбнемся друг другу.
А сейчас я задам Вам несколько вопросов.
Отвечайте громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
детей воспитывать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Замечательно! Молодцы!
Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга (кладет ее на куб в центре комнаты). Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи.
А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.
Родители выполняют здание.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.
Однако, с нашим современным, компьютеризированным ритмом жизни, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. И это очень грустно: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.
Дети – шестилетки мечтают стать первоклассниками, играют в детском саду «в школу», с гордостью сообщают всем, что скоро будут школьниками, но придя в школу, у некоторых зачастую наступает разочарование.
Очень часто родители жалуются, что способный и интеллектуально развитый ребёнок не хочет трудиться на уроках, столько, сколько бы мог, не хочет самостоятельно выполнять задания, совершенно не хочет читать.
Это объясняется тем, что дети 6-7 лет легче воспринимают образ, чем текст, им в этом возрасте гораздо тяжелее, чем взрослым, сосредоточить своё внимание на одном объекте и на однообразном действии.
Смотря мультики по телевизору или по компьютеру, играя в компьютерные игры, ребёнок становится хозяином положения.
Если ему надоедают одни движущиеся картинки, он сам переключает на другой канал.
Привыкая к этому, ребенку будет очень тяжело сосредоточится на тексте при чтении.
Дети дошкольного возраста пока слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог, родители. Поэтому в дошкольном возрасте, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу.
Несколько советов о том, как прививать интерес к чтению ребенка
· Читайте с рождения вслух. Чем раньше вы начнете почитывать своему малышу, тем лучше. Дети очень внимательно прислушиваются к родному голосу, их может успокоить ритм чтения. Так они учатся слушать.
· Если нет времени сделать это днем, выработайте привычку читать малышу перед сном. Подобное чтение не только сближает с детьми, но также стимулирует любовь книгам.
· Когда малышу исполняется несколько месяцев, уже можно рассматривать книги, одновременно рассказывая истории по иллюстрациям. Так у крохи развивается воображение, он запоминает слова, учится говорить. Малыши любят рассматривать картинки, слушать ваш голос, а также переворачивать страницы.
· Не следует начинать чтение книги, если у ребенка плохое настроение или он чем-то расстроен, потому что с процессом чтения будут ассоциироваться негативные эмоции.
· Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
· Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины.
· Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию вместе с малышом;
· Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи, расскажите ребенку об авторе прочитанной книги.
· Чаще устраивайте семейные чтения.
· Семейное чтение для детей - это ещё и общение с родителями. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения - общения. Тут важны не только сюжет или красивые картинки, а то, что у малыша возникает тесная ассоциация: чтение — это спокойно и хорошо.
Во многих семьях есть прекрасная традиция чтения на ночь. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации
Какие же произведения доступны детям?
Прежде всего это произведения устного народного творчества – сказки, загадки, песенки. Народ – непревзойденный учитель родной речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого. Тонкий юмор дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых.
Показ книг: русские народные сказки, сказки зарубежных писателей, авторские сказки и рассказы, научная литература.
Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка:
Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
Но мы, взрослые, порой забываем о художественных ценностях, о литературных традициях. Забываем названия произведений, их авторов. А ведь если человек сам не знает чего-то, то он не сможет этому научить других. Сегодня мы с вами вспомним любимые детские произведения, их авторов, народную мудрость о книгах и чтении.
Я предлагаю вам, дорогие родители, проявить свои знания в детской литературе принять участие в конкурсе: «Мы - читающая семья».
Родители делятся на две команды «Знайки» и «Читайки».
Предлагаем вам небольшую разминку – игру, которая называется «Собери квадрат».
Правила: перед Вами уважаемые родители лежат части от квадрата. Надо, не общаясь друг с другом соберать квадрат. Нельзя подсказывать движениями рук, взглядом, мимикой (родители собирают квадрат).
- Уважаемые родители ответьте, какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? (высказывание родителей)
Да, речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. И именно чтение художественной литературы делает нашу речь более красивой, развернутой, правильной. «Читая авторов, которые хорошо пишут, люди привыкают хорошо говорить» — говорил Вольтер.
1) Литературная викторина:
1 Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)
1 Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)
1 Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, и однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это. (доктор Айболит).
2 На сметане" мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился. (Колобок).
2 Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)
2 Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью" (Емеля.)
2) Игра «Как дальше?" (слайд)
Родители должны знать пословицы и поговорки, уметь объяснить детям её смысл.
1 «Красно поле пшеном, а беседа... (Ответ: умом.);
1 «Поменьше говори, побольше... (Ответ: услышишь.)
1 « Что написано пером…» (не вырубишь топором)
2 «В добрый час молвить, а в дурной... (Ответ: промолчать.);
2 «На ласковое слово не сдавайся, на противное... (Ответ: не обижайся.)
2 «Много крику, мало... (Ответ: толку.)
3)Конкурс чтецов «Продолжи стихотворение».
1) Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало, мне надо выходить.
(Нельзя ли у трамвая Вокзай остановить?)
С. Маршак
2) Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал
(Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего) С. Михалков
1) У меня зазвонил телефон…
(Кто говорит? – Слон) К. Чуковский
2) «Маленькие дети, ни за что на свете..(не ходите дети в Африку гулять. К.Чуковский)
4)Конкурс «Кто здесь был и что забыл?» (предметы)
Каждая команда получает вещи (или картинки) и стараются в течение 2 минут определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.
1) Телефон («Телефон» К. Чуковского),
2) Монетка («Муха-Цокотуха» КЧуковский),
3) Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковский),
1) Зайчик («Игрушки» А. Барто),
2)Мячик («Наша Таня» А. Барто)
3)Градусник («Ай- болит» К.Чуковский)
5) «Знатоки детской художественной литературы»
Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:
1 « По щучьему веленью, по-моему, хотенью…». ( Емеля. «По щучьему велению»)
2 «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…» ( Иван-царевич» (Иван- царевич и серый волк» )
1 « Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» ( Иван-дурак . « Конек-Горбунок» П. Ершов)
2 « Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!» ( Петушок « Заюшкина избушка»)
1 «Спи, глазок, спи, другой!». ( Мачехина дочка Одноглазка. « Хаврошечка»)
2 « Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся».( Коза. « Волк и семеро козлят»)
6) Разрезные картинки: Собрать по 3 разрезные картинки к сказкам
7) Определить жанр произведения по отрывку.
1 «Как по морю, морю синему, бегут побегут тридцать кораблей. Тридцать кораблей – един сокол- корабль самого Садка, гостя богатого. А все корабли что соколы летят…» ( Былина.)
2 «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
1 «Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела
Оглянуться не успела
Как зима катит в глаза» (басня)
2 «Котя, котенька, коток, котя серенький хвосток, приди котя ночевать, приди детечек качать…».
(Потешка)
1 «Хочешь есть калачи - не лежи на печи». (Пословица)
2 «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
1 «Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели…» ( Потешка)
2 «Из того ли – то города из Муромля. Из того ли села да с Карачарова. Выезжал удаленький дородный добрый молодец…» (Былина)
1 «Жила-была коза. Построила себе коза избушку. Каждый день уходила коза за кормом….». (Сказка)
2 «Шла машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С». (Считалочка)
1 «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
2 « По улицам слона водили
Как видно напоказ
Известно, что слоны в диковинку у нас
Так за слоном толпы зевак ходили.
Отколе не возьмись, навстречу Моська им…» (басня)
8) Определи автора - презентация
Слайд Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.
Просмотр видеоролика «Наши малыши и книга».
Рефлексия «собираем плоды»: на дерево вешают:
- Книжки, если встреча была продуктивной и родители согласны, что чтение важное и полезное занятие.
- Телефоны, если родители считают, что чтение бесполезное занятие, для общения хватит телефона и компьютера.
Решения родительского собрания:
1.Ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное.
2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
Приложение4.
Консультация для родителей
«Что читать дошкольникам?»
Слушая
сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно
отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним
все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не
происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его
душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание
прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в
какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо,
интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Малыш начинает понимать человеческую речь ещё до того, как научится говорить
сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включённую в
непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает
малышу: он видит то, о чём говорят взрослые.
Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растёт, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, - но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много. Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему сыну или дочери, ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени (см. ниже), если мало - на верхнюю.
Истории для самых маленьких
(для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)
"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева.
Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.
Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками).
Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.
Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими сказками, обязательно покажите их малышу - диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).
Малышу очень
важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство
надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец
способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок"
лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери
построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально
рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в
последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и
читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к
книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и
которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек
следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они
много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.
Истории чуть посложнее
(для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)
На
второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки
Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка",
"Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского
("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр",
"Айболит"), стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый",
"Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и другие), а
также его переводы детских английских стишков (например, "Перчатки",
"В гостях у королевы", "Кораблик",
"Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о животных
("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой",
"Заюшкина избушка" и другие), басни Сергея Михалкова ("Кто
кого?", "Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие
другие истории.
Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пяти-шести лет.
Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.
По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного - например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. Полюбившиеся истории ребёнок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.
А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.
Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.
Забавные рассказы и увлекательные приключения
(для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)
Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные
сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и
забавные и весёлые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина,
Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пиппи Длинный чулок), и ироничные
повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные
повести, стихи и проза.
Объединяет их то, что всё это истории для дошкольников, которые любят слушать и
читать книжки; "телевизионные" дети их обычно не понимают - они не
могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и им не хватает
воображения, чтобы представить себе описываемые в них события.
Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим количеством
ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок мало или нет
совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком
и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и
события, которые с ними происходят.
Если до школы ребёнку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти
истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребёнку часто уже
недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С
такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия -
иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир
останется неразвитым и примитивным.
Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).
Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко - и с удовольствием - взрослые) "Аленький цветочек" и "Королевство кривых зеркал", "Маугли" и "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" - эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчленённой. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев.
Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком большинство книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе с вами - даже если он уже вполне прилично читает сам.
Приложение 5
Мастер – класс для родителей ДОУ
«Приобщение детей к художественной литературе через сказки в домашних условиях»
Содержание:
Участники мастер – класса: Родители.
Продолжительность мастер-класса: 10 минут
Цель: Приобщать родителей к чтению детьми
художественной литературе через сказки в домашних условиях.
Задачи:
- Развивать эмоциональные связи с ребенком,
позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия.
- Приобщение дошкольников к художественной
литературе, чтению.
Планируемые результаты: родители
будут чаще читать художественные произведения дома детям.
Оборудование: нет
Раздаточный материал: листы с содержанием
сказки, стаканы с водой , трубочки, пластмассовые ложки, целлофановые пакеты,
воздушные шары, ветки деревьев, шуршащие пакеты, книги, деревянные палочки..
Ход мастер-класса:
Все участники сидят полукругом или кругом.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие родители рада вас
видеть на нашем мастер
классе. Тема нашего мастер-класса «Приобщение
детей к художественной литературе через сказки в домашних условиях» Для начала поприветствуем друг друга: ведущий
приветствует рядом сидящего участника:
«Добрый вечер» приветствие передается рукопожатием, объятием или другим приемлемым жестом. Мы поделились с вами своим
теплом и хорошим настроением
1. Теоретическая часть мастер- класса.
Сегодня мы с вами, поговорим о том, как
приобщать детей к художественной литературе.
Наше время – время великих достижений науки,
техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком,
наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный
духовный мир человечества. Художественная литература помогает ребёнку уже в
раннем возрасте познавать окружающий его мир. Она развивает мышление и
воображение у ребёнка, даёт прекрасные образы русского литературного языка,
обогащая его эмоции. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое
значение. Однако, в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой
получения информации из общедоступных источников (телевидение и компьютеры),
таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как
чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки
психо– эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются
ложные представления об общении между людьми как таковом. Поэтому перед
педагогами и родителями встает задача – как приобщать дошкольников к
художественной литературе, чтению. Дети, получившие «книжную «прививку»в раннем
детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать,
сосредотачиваться на определенном виде занятий, хорошо говорят. (Л. Н.
Зеленцова) . Существует много форм работы по формированию у детей интереса к
художественной литературе, чтению. Когда мы начали работать по этой теме, перед
нами встали вопросы: С чего начать? Нужна ли родителям и детям, родившимся в 21
веке книга. Конечно же да! Большинство родителей не читают детям дома,
некоторые читают от случая к случаю. А ведь без помощи взрослых ребенку не
войти в прекрасный мир книги.
Небольшие художественные произведения мы используем на
занятиях, в режимных моментах вне занятий, на утренней гимнастике, особенно
активно в период адаптации детей к новым для них условиям детского сада. В этом
нам помогают сказки. Когда ребенок скучает по дому, маме, он не способен к
общению с другими детьми, мы переключаем его внимание на яркую, красочную книгу
и сопровождаем рассматривание иллюстраций движением пальцев, чтением…
Мы рекомендуем вам использовать в домашних
условиях для чтения произведений сказку «Родничок», автор Татьяна
Домаренок-Кудрявцева.
2. Практическая часть.
Ведущий: а сейчас давайте превратимся в актеров.
Я буду вам рассказывать сказку и показывать вам, а вы будете повторять вместе
со мной.
Однажды в лесу родился маленький Родничок. Как
только он пробился из земли на белый свет и увидел яркое солнышко, голубое
небо, деревья и траву, то так обрадовался, что подпрыгнул высоко вверх и запел
свою любимую песенку:
Я родничок веселый
И звонкий как ручей!
Всех напою водичкой
И птичек, и зверей!
И зажурчал
(Вода в стакане и трубочка)
В это время по тропинке недалеко от Родничка
пробегал маленький длинноногий Жеребеночек вместе со своей мамой лошадкой. Он
размахивал хвостиком и постукивал копытцами, совсем как взрослый коник.
(Пластмассовые ложки) Услыхал жеребенок песенку Родничка, подошел к нему
(пластмассовые ложки), напился ключевой воды и радостный поспешил за мамой
(ложки). Мимо него напиться воды спешил ежик. Он пробирался сквозь кусты и
сухую листву (шелест пакета). Вдруг послышался треск и шум (ломаются ветки).
Это шел медведь. Ежик испугался и хотел убежать. Но медведь был добрый и пришел
только напиться воды. Вдалеке послышались два выстрела (лопаем шар). Вспорхнули
и полетели птицы (книги), насторожились звери. Из кустов выскочил испуганный заяц
(стук деревянными палочками). Он попил водички и успокоился. Звери
прислушались. Больше никаких звуков не было слышно. И они довольные разошлись
по норкам. А маленькому Родничку стало так приятно, что всем нравиться его
ключевая водичка, что с тех пор он поет свою веселую песенку. Не уставая и день
и ночь (журчание водой). И кто бы ни шел, не летел мимо, обязательно услышит
его звонкое журчание и подойдет, чтобы напиться и умыться родниковой водой. Вот
такой веселый и добрый Родничок родился однажды на свет.
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
– Интересна ли вам была тема нашего
мастер-класс?
-
Узнали ли вы как можно заинтересовать детей для чтения художественных
произведений?
Ведущий: В заключении предлагаю вам поиграть в
игру пожелания. Каждый участник пожелает
своему соседу слева, что-нибудь хорошее (передается игрушка и слова пожелания). Все ваши пожелания обязательно сбудутся.
Я думаю, что сегодня весело и с пользой провели
время, узнали что-то полезное для себя и воспользуетесь нашими советами.
Всем спасибо за внимание и успехов вам в
воспитание наших деток.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.