МОДУЛЬ 3.
Высотина Оксана Викторовна
МБОУ "Мезенская СОШ"
Наставник: Некрасова Светлана Марьяновна
МБОУ «СШ№4 им. Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина»
Задание№1
1. Прочитайте внимательно текст:
Стекло
Сложная цепочечная структура силикатов приводит к тому, что при охлаждении их расплава они не успевают образовать кристаллы и застывают, сохраняя неупорядоченное строение жидкости. Такое состояние твёрдого тела называется стеклом.
Состав обычного «оконного» стекла выражается формулой Na2O*CaO*6SiO2. Его получают сплавлением при высокой температуре песка, соды и известняка CaCO3:
Na2CO3 + CaCO3 + 6SiO2 = Na2O*CaO*6SiO2 + 2CO2
Прочность связей между атомами в стекле оказывается различной в разных местах, поэтому стекло, в отличие от кристаллических веществ, не имеет определённой температуры плавления. При нагревании происходит постепенное разрушение связей (начиная с самых слабых), стекло размягчается, на чём основано его широкое использование для изготовления посуды, в том числе очень сложной химической, листов, волокон, труб и т.д.
Широкое применение стекла обусловлено его большой химической инертностью. Стеклянные изделия, в отличие от металлических, не подвергается коррозии и, в отличие от пластмасс, не «стареют».
Свойства стекла можно изменять, вводя в него вместо оксидов натрия и кальция, оксиды других металлов. Например, при замене CaO на PbO и Na2O на K2O получается хрусталь, обладающий свойством сильно изменять направление световых лучей, что находит применение в оптических приборах, а также для изготовления декоративной посуды. Свинцовое стекло в значительной степени ослабляет (поглощает) радиоактивные излучения, благодаря чему применяется в атомной промышленности.
Ответьте на вопросы и выполните задания:
1. Используя текст, заполните таблицу:
Свойства стёкол |
Применение свойств стекла человеком |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
Характеристика задания
Компетентностная область оценки: интерпретация данных и применение научных доказательств для формулировки выводов
Объект оценки: Анализировать, интерпретировать информацию и делать соответствующие выводы
Тип научного познания: содержательное знание, химические и физические системы
Контекстная область: связь науки и технологий
Уровень контекста: личный
Уровень сложности: низкий
Дидактическая единица: состав стекла
Формат ответа (тип вопроса): задание с выбором одного верного ответа
Система оценивания
Содержание критерия |
Количество баллов |
Правильный ответ |
1 балл |
Другие ответы |
0 баллов |
2. Расположите оксиды, входящие в состав стекла, в порядке увеличения их молекулярной массы.
Характеристика задания
Компетентностная область оценки: интерпретация данных и применение научных доказательств для формулировки выводов
Объект оценки: преобразовывать одну форму представления данных в другую
Тип научного познания: содержательное знание
Контекстная область: связь науки и технологий
Уровень контекста: личный
Уровень сложности: средний
Дидактическая единица: вычисление молекулярной массы
Формат ответа (тип вопроса): задание с открытым ответом
Система оценивания
Содержание критерия |
Количество баллов |
Правильный ответ |
1 балл |
Другие ответы |
0 баллов |
3. Выберите рисунок, отражающий строение стекла, благодаря которому его можно выдувать, прессовать, формовать
А Б
Характеристика задания
Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
Объект оценки: распознавать, применять и создавать объяснительные модели и представления
Тип научного познания: содержательное знание, химические и физические системы
Контекстная область: связь науки и технологий
Уровень контекста: личный
Уровень сложности: средний
Дидактическая единица: строение вещества
Формат ответа (тип вопроса): закрытый
Система оценивания
Содержание критерия |
Количество баллов |
Правильный ответ |
1 балл |
Другие ответы |
0 баллов |
Задание 2.
Коротко о проблеме отходов.
По некоторым оценкам, человечество использует примерно 11 млрд. тонн различных веществ и природных материалов. К концу века их потребление может утроиться. От 50 до 90 % первичного природного вещества в процессе его переработки и потребления превращается в отходы. В мире ежегодно добывают более 4 млрд. т. нефти и природного газа, более 2 млрд. тонн горной массы в виде руд и сопровождающих горных пород. Горючие ископаемые, руды, горные породы, подвергаясь переработке, попадают в воздух, почву, воду. Не все вещества, попадающие в окружающую среду загрязнители: к ним относятся только те, которые вызывают нарушение ее качества. К числу химических загрязнителей, которые, например, попадают в организм человека с пищей, относятся: нитраты и нитриты, радионуклиды, пестициды и продукты их разложения, тяжелые металлы, стимуляторы роста животных и др. Их источники – промышленность, сельское хозяйство, энергетика. Остро стоит вопрос об очистке отходов любого производства, поскольку идеальная модель безотходной технологии еще не создана. К современным методам очистки можно отнести: фильтрацию, пыле-, газоулавливание, обезвреживание (нейтрализация, окисление, восстановление, поглощение газов жидкими и твердыми поглотителями), биологическую очистку (очистку при помощи микроорганизмов), обеззараживание сточных вод, осаждение (в отстойниках), перевод веществ в малорастворимые или нерастворимые соединения.
Выполните задания:
1. Заполните таблицу:
Загрязнители окружающей среды |
Источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика задания
Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Тип научного познания: содержательное знание, живые системы
Контекстная область: наука и технологии
Уровень контекста: личный
Уровень сложности: низкий
Дидактическая единица: классификация веществ
Формат ответа (тип вопроса): задание с открытым ответом
Система оценивания
Содержание критерия |
Количество баллов |
Дан верный ответ |
1 балла |
Дан другой ответ |
0 баллов |
2. Внимательно рассмотрите информацию, содержащуюся на фото и ответьте на вопрос: Почему в нашей стране крайне низкие показатели переработки мусора?
Характеристика задания
Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
Объект оценки: распознавать, применять и создавать объяснительные модели и представления
Тип научного познания: содержательное знание, химические и физические системы
Контекстная область: связь науки и технологий
Уровень контекста: личный
Уровень сложности: средний
Дидактическая единица: уметь извлечь нужную информацию
Формат ответа (тип вопроса): открытый
Система оценивания
Содержание критерия |
Количество баллов |
Правильный ответ |
1 балл |
Другие ответы |
0 баллов |
3. Какой из способов очистки вы считаете самым безопасным для окружающей среды и почему?
Характеристика задания
Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
Объект оценки: распознавать, применять и создавать объяснительные модели и представления
Тип научного познания: содержательное знание, химические и физические системы
Контекстная область: окружающая среда
Уровень контекста: личный
Уровень сложности: высокий
Дидактическая единица: свойства веществ, их влияние на окружающую среду
Формат ответа (тип вопроса): закрытый
4. Система оценивания
Содержание критерия |
Количество баллов |
Правильный ответ |
1 балл |
Другие ответы |
0 баллов |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.