Методическая разработка «Формирование естественнонаучного мировоззрения у учащихся»
Оценка 4.9

Методическая разработка «Формирование естественнонаучного мировоззрения у учащихся»

Оценка 4.9
docx
03.05.2023
Методическая разработка «Формирование естественнонаучного мировоззрения у учащихся»
высотина.docx

МОДУЛЬ 3.

Высотина Оксана Викторовна

МБОУ "Мезенская СОШ"

Наставник: Некрасова Светлана Марьяновна

МБОУ «СШ№4 им. Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина»

Задание№1

1. Прочитайте внимательно текст:

Стекло

Сложная цепочечная структура силикатов приводит к тому, что при охлаждении их расплава они не успевают образовать кристаллы и застывают, сохраняя неупорядоченное строение жидкости. Такое состояние твёрдого тела называется стеклом.

Состав обычного «оконного» стекла выражается формулой Na2O*CaO*6SiO2. Его получают сплавлением при высокой температуре песка, соды и известняка CaCO3:

Na2CO3 + CaCO3 + 6SiO2 = Na2O*CaO*6SiO2 + 2CO2

Прочность связей между атомами в стекле оказывается различной в разных местах, поэтому стекло, в отличие от кристаллических веществ, не имеет определённой температуры плавления. При нагревании происходит постепенное разрушение связей (начиная с самых слабых), стекло размягчается, на чём основано его широкое использование для изготовления посуды, в том числе очень сложной химической, листов, волокон, труб и т.д.

Широкое применение стекла обусловлено его большой химической инертностью. Стеклянные изделия, в отличие от металлических, не подвергается коррозии и, в отличие от пластмасс, не «стареют».

Свойства стекла можно изменять, вводя в него вместо оксидов натрия и кальция, оксиды других металлов. Например, при замене CaO на PbO и Na2O на K2O получается хрусталь, обладающий свойством сильно изменять направление световых лучей, что находит применение в оптических приборах, а также для изготовления декоративной посуды. Свинцовое стекло в значительной степени ослабляет (поглощает) радиоактивные излучения, благодаря чему применяется в атомной промышленности.

 

Ответьте на вопросы и выполните задания:

 

1. Используя текст, заполните таблицу:

Свойства стёкол

Применение свойств стекла человеком

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

Характеристика задания

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и применение научных доказательств для формулировки выводов

Объект оценки:  Анализировать, интерпретировать информацию и делать соответствующие выводы

Тип научного познания: содержательное знание, химические и физические системы

Контекстная область: связь науки и технологий

Уровень контекста: личный

Уровень сложности: низкий

Дидактическая единица: состав стекла

Формат ответа (тип вопроса): задание с выбором одного верного ответа

 Система оценивания

Содержание критерия

Количество баллов

Правильный ответ

1 балл

Другие ответы

0 баллов

 

2. Расположите оксиды, входящие в состав стекла, в порядке увеличения их молекулярной массы.

 

Характеристика задания

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и применение научных доказательств для формулировки выводов

Объект оценки:  преобразовывать одну форму представления данных в другую      

Тип научного познания: содержательное знание

Контекстная область: связь науки и технологий

Уровень контекста: личный

Уровень сложности: средний

Дидактическая единица: вычисление молекулярной  массы

Формат ответа (тип вопроса): задание с открытым  ответом

 

 Система оценивания

Содержание критерия

Количество баллов

Правильный ответ

1 балл

Другие ответы

0 баллов

 

 

3.  Выберите рисунок, отражающий строение стекла, благодаря которому его можно выдувать, прессовать, формовать

Аструктура стекла Б

Характеристика задания

Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

Объект оценки: распознавать, применять и создавать объяснительные модели и представления

Тип научного познания: содержательное знание, химические и физические системы

Контекстная область: связь науки и технологий

Уровень контекста: личный

Уровень сложности: средний

Дидактическая единица: строение вещества

Формат ответа (тип вопроса): закрытый

Система оценивания

Содержание критерия

Количество баллов

Правильный ответ

1 балл

Другие ответы

0 баллов

 

Задание 2.

Коротко о проблеме отходов.

По некоторым оценкам, человечество использует примерно 11 млрд. тонн различных веществ и природных материалов. К концу века их потребление может утроиться. От 50 до 90 % первичного природного вещества в процессе его переработки и потребления превращается в отходы. В мире ежегодно добывают более 4 млрд. т. нефти и природного газа, более 2 млрд. тонн горной массы в виде руд и сопровождающих горных пород. Горючие ископаемые, руды, горные породы, подвергаясь переработке, попадают в воздух, почву, воду. Не все вещества, попадающие в окружающую среду загрязнители: к ним относятся только те, которые вызывают нарушение ее качества. К числу химических загрязнителей, которые, например, попадают в организм человека с пищей, относятся: нитраты и нитриты, радионуклиды, пестициды и продукты их разложения, тяжелые металлы, стимуляторы роста животных и др. Их источники – промышленность, сельское хозяйство, энергетика. Остро стоит вопрос об очистке отходов любого производства, поскольку идеальная модель безотходной технологии еще не создана. К современным методам очистки можно отнести: фильтрацию, пыле-, газоулавливание, обезвреживание (нейтрализация, окисление, восстановление, поглощение газов жидкими и твердыми поглотителями), биологическую очистку (очистку при помощи микроорганизмов), обеззараживание сточных вод, осаждение (в отстойниках), перевод веществ в малорастворимые или нерастворимые соединения.

Выполните задания:

1.      Заполните таблицу:

 

Загрязнители окружающей среды

Источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика задания

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Тип научного познания: содержательное знание, живые системы

Контекстная область: наука и технологии

Уровень контекста: личный

Уровень сложности: низкий

Дидактическая единица: классификация веществ

Формат ответа (тип вопроса): задание с открытым  ответом

 Система оценивания

Содержание критерия

Количество баллов

Дан верный ответ

1 балла

Дан другой ответ

0 баллов

 

2.      Внимательно рассмотрите информацию, содержащуюся на фото и ответьте на вопрос: Почему в нашей стране крайне низкие показатели переработки мусора?

                        

Характеристика задания

Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

Объект оценки: распознавать, применять и создавать объяснительные модели и представления

Тип научного познания: содержательное знание, химические и физические системы

Контекстная область: связь науки и технологий

Уровень контекста: личный

Уровень сложности: средний

Дидактическая единица: уметь извлечь  нужную информацию

Формат ответа (тип вопроса): открытый

 

Система оценивания

Содержание критерия

Количество баллов

Правильный ответ

      1 балл

Другие ответы

0 баллов

 

3.      Какой из способов очистки вы считаете  самым безопасным для окружающей среды и почему?

Характеристика задания

Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

Объект оценки: распознавать, применять и создавать объяснительные модели и представления

Тип научного познания: содержательное знание, химические и физические системы

Контекстная область: окружающая среда

Уровень контекста: личный

Уровень сложности: высокий  

Дидактическая единица: свойства веществ, их влияние на окружающую среду

Формат ответа (тип вопроса): закрытый

 

4.       Система оценивания

Содержание критерия

Количество баллов

Правильный ответ

1 балл

Другие ответы

0 баллов

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОДУЛЬ 3. Высотина Оксана Викторовна

МОДУЛЬ 3. Высотина Оксана Викторовна

Дидактическая единица : состав стекла

Дидактическая единица : состав стекла

Система оценивания Содержание критерия

Система оценивания Содержание критерия

Формат ответа (тип вопроса) : задание с открытым ответом

Формат ответа (тип вопроса) : задание с открытым ответом

Уровень сложности : высокий

Уровень сложности : высокий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2023