Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Характерные неисправности и способы их устранения»
2020
ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок
МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация,
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Изучить характерные неисправности автомобильной техники, их признаки, причины, способы обнаружения и устранения.
Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за исправное состояние автомобильной техники.
Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремленность.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: Класс устройства автомобиля
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Наглядные пособия: плакаты «Общее устройство автомобиля», «Двигатель ЗиЛ-131», «Механизмы управления».
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:
I. Вступительная часть………………………………………. - 10 мин
II. Основная часть…………………………………………… - 75 мин
III. Заключительная часть…………………………………... - 5 мин
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Характерные неисправности двигателя и способы их устранения…....- 25 мин
2. Характерные неисправности трансмиссии и способы их устранения ..- 20 мин
3. Характерные неисправности рулевого управления и способы их устранения........................................................................................................- 15 мин
4. Характерные неисправности тормозных систем и способы их устранения…………………………………………………………………....- 15 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- провести опрос по ранее изученному материалу:
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения. Провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,
При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на воспоминание ранее изученного материала, самостоятельное уяснение работы, выполняемые при техническом обслуживании автомобильной техники.
- при рассмотрении первого вопроса, особое внимание следует уделить на неисправности системы зажигания.
- при рассмотрении второго вопроса, особое внимание следует уделить неисправностям подвески.
- при рассмотрении третьего вопроса необходимо обратить внимание на неисправности рулевого механизма.
- при рассмотрении четвертого вопроса необходимо обратить внимание на неисправности компрессора и тормозного крана.
подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.
В заключении представить перспективные направления развития и модернизации системы технического обслуживания подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Характерные неисправности двигателя и способы их устранения
Неисправности кривошипно-шатунного механизма
В процессе эксплуатации автомобиля нормальная работа кривошипно-шатунного механизма может быть нарушена в результате появления некоторых неисправностей. Основные из них: износ коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, шеек вала, поршневых пальцев, отверстий в бобышках поршней или бронзовых втулок в верхних головках шатунов, поршней и гильз цилиндров, поршневых колец, поломка поршневых колец, повреждение прокладок головок блока или ослабление крепления головок.
Признаками износа коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, шеек вала являются стуки, которые прослушиваются при переходе на большую частоту вращения. Стук коренных подшипников глухой, низкого тона, слышен при прикладывании стетоскопа или стержня к картеру против коренных подшипников. Стук шатунных подшипников также глухой, слышен при прикладывании стержня к картеру против соответствующих цилиндров. Причинами этой неисправности могут быть: ослабление крепления крышек подшипников, применение масла несоответствующего сорта, ослабление крепления маховика на валу.
Коренные и шатунные подшипники следует подтянуть или заменить вкладыши, болты крепления маховика затянуть и зашплинтовать, заменить масло.
Признаками износа поршневых пальцев, отверстий в бобышках поршней или бронзовых втулок в верхних головках шатунов являются звонкие металлические стуки при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Причинами этой неисправности могут быть: применение несоответствующего сорта масла, некачественная обработка сопряженных деталей. Надо заменить масло и изношенные детали.
Признаками износа поршней, гильз цилиндров, поршневых колец, повреждения прокладок головок блока является падение компрессии, вследствие чего коленчатый вал легко проворачивается пусковой рукояткой, затруднен пуск двигателя, снижаются мощность и приемистость, увеличивается расход масла, появляется дымный выпуск.
Причинами этих неисправностей могут быть длительная работа двигателя с большими нагрузками, частый перегрев двигателя и др.
Следует заменить гильзы цилиндров в комплекте с поршнями, прокладки головок блока, подтянуть крепления головок блока.
Неисправности газораспределительного механизма
- износ деталей ГРМ;
- подгорание рабочих фасок клапанов и седел;
- неплотное закрытие и неполное открытие клапанов;
- недостаточная затяжка или повреждение прокладок головок блока цилиндров;
- поломка клапанных пружин.
Признаками этих неисправностей могут служить стуки под крышками головок блока цилиндров и падение мощности. Стук клапанов вследствие увеличенных зазоров между коромыслами и торцами стержней клапанов резкий, звонкий, хорошо слышен на непрогретом двигателе. По мере прогрева стук клапанов снижается, но не исчезает.
Неплотное закрытие клапанов вследствие подгорания рабочих фасок и сёдел можно определить по хлопкам в глушителе (для выпускных клапанов) и обратным вспышкам в карбюраторе (для впускных клапанов).
Недостаточная затяжка или повреждение прокладок головок блока определяется по появлению в местах стыка пузырьков воздуха вместе с охлаждающей жидкостью и маслом, а также по попаданию охлаждающей жидкости в цилиндры (увеличивается уровень масла в картере). Причинами являются перегрев двигателя.
Причинами стука клапанов и неплотное их закрытие являются нарушение регулировки зазоров в клапанах, кроме того, неплотное закрытие выпускных клапанов может быть из-за подгорания фаски клапанов и сёдел.
Для устранения стука клапанов необходимо отрегулировать тепловой зазор в клапанном механизме, а устранение неплотного закрытия клапанов устраняется регулировкой теплового зазора или притиркой клапанов.
При ослаблении крепления головок необходимо подтянуть их крепление. После подтяжки крепления головок необходимо проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме.
Повреждение прокладки головок блока заменяются. Подшипники и опорные шейки распределительного вала, толкатели и их направляющие, распределительные шестерни изнашиваются значительно меньше деталей кривошипно-шатунного механизма и обычно работают удовлетворительно до капитального ремонта
Неисправности системы охлаждения
Причины неисправностей. |
Способы устранения неисправностей. |
Повышение температуры охлаждения. |
|
Закрыты жалюзи. |
Открыть жалюзи. |
Недостаточное кол-во жидкости в системе охлаждения. |
Дозаправить систему охлаждения до нормы. |
Недостаточное натяжение или обрыв приводного ремня жидкостного насоса и вентилятора. |
Отрегулировать натяжение приводных ремней или заменить их. |
Неисправность термостатов. |
Заменить термостаты. |
Загрязнение поверхности радиатора. |
Продуть радиатор сжатым воздухом или промыть водой. |
Загрязнение внутренних поверхностей системы охлаждения или отложение на них накипи и продуктов коррозии. |
Промыть систему охлаждения чистой водой. При отложении накипи промыть систему охлаждения спец.раствором. |
Выключатель гидромуфты установлен в положении „О” |
Перевести рычаг выключателя в положение „В” |
Вентилятор работает неэффективно (замедленное вращение или остановка). |
Отрегулировать ход штока регулятора, проверить поступление масла или временно перевести переключатель в положение„П”. |
Вспенивание низкозамерзающей жидкости и вследствие этого ухудшение теплоотвода в результате проникновения масла в систему охлаждения через крепление термосилового датчика. |
Подтянуть гайку крепления датчика. |
Пониженная температура охлаждающей |
жидкости в системе, медленный прогрев |
Неисправность термостатов (клапаны постоянно открыты). |
Заменить термостаты. |
Жалюзи не закрываются. |
Устранить неисправность в приводе. |
Рычаг регулятора-выключателя находится в положении „П”. |
Установить рычаг в положение „В”. |
Повышенный расход охлаждающей жидкости. |
|
Течь жидкости через соединения в системе охлаждения. |
Подтянуть соединения. |
Износ уплотнения жидкостного насоса (течь жидкости из дренажного отверстия корпуса насоса). |
Заменить детали уплотнения насоса. |
Нарушение герметичности пробки заливной горловины радиатора (расширительного бачка). |
Заменить прокладку пробки или пробку радиатора (бачка). |
Нарушение герметичности трубопроводов, стенок расширительного бачка, радиатора. |
Отремонтировать (устранить) гайкой или заменить неисправные детали. |
Охлаждающая жидкость попадает в систему смазки по резиновым уплотнителям кольцам гильз цилиндров или через резиновую прокладку головки цилиндров. |
Заменить уплотнительные кольца гильз или резиновую прокладку головки цилиндра. |
Неисправности системы смазки.
Причины неисправностей. |
Способы устранения неисправностей. |
Пониженное давление в системе смазки |
|
Неисправен указатель давления масла или датчика. |
Заменить неисправные приборы. |
Недостаточный уровень масла. |
Долить масло до нормального уровня. |
Засорение маслоприёмника. |
Снять поддон, промыть сетчатый фильтр маслоприёмника. |
Засорение, или неисправность предохранительных, или дифференциального клапанов масляного насоса. |
Вывернуть и промыть клапаны и гнёзда, заменить повреждённые детали. |
Нарушение герметичности соединений трубопроводов, фильтров. |
Подтянуть крепёжные детали соединений, заменить уплотнительные прокладки. |
Повышенная температура масла. |
Проверить включение масляного радиатора, состояние его поверхностей и эффективность работы вентилятора. |
Разжижение масла топливом, или попадание воды (охлаждающей жидкости). |
Устранить причины попадания топлива или воды и заменить масло. |
Недопустимое увеличение зазора в подшипниках коленчатого вала. |
Заменить вкладыши подшипников коленчатого вала. |
Повышенное давление масла. |
|
Применение масла повышенной вязкости. |
Заменить масло с учётом условий эксплуатации. |
Нарушение регулировки или зависание в исходном положении перепускных или предохранительных клапанов системы смазки. |
Проверить работоспособность клапанов, повреждённые детали заменить. |
Разжижение масла топливом или охлаждающей жидкостью. |
|
Течь топлива через уплотнения в насосе, форсунках. |
Найти и устранить течи, при необходимости заменить прокладку. |
Течь охлаждающей жидкости через уплотнения головки блока из-за недостаточной затяжки болтов крепления головок. |
Подтянуть болты крепления головок в требуемой последовательности. |
Разрушение резиновых колец уплотнения гильз и головок цилиндров с блоком |
Заменить уплотнительные кольца |
Трещины в головке или блоке цилиндров. |
Отремонтировать или заменить неисправные узлы. |
Отсутствие давления масла |
|
Низкий уровень масла в картере |
Долить |
Заедание редукционного клапана |
Разобрать и промыть, заменить |
Неисправность привода масляного насоса |
Устранить неисправность |
Течь масла |
|
Отсутствие герметичности |
Найти и устранить |
Неисправности системы питания двигателя Зил-131.
Причина неисправности. |
Способ устранения |
Подтекание топлива из системы питания. Признаками подтекания топлива прежде всего служат наличие подтёков на топливо проводах или приборах, пятен топлива на полу, а также увеличенный расход топлива. |
|
Неплотное присоединение или повреждение топливопроводов. |
Затянуть гайку штуцеров где обнаружено подтекание. Заменить неисправные трубопроводы. |
Ослабление затяжки штуцеров. |
Затянуть ослабленные штуцера. |
Повреждение топливных баков. |
Отремонтировать топливные баки. |
Работа двигателя на переобогащённой горючей смеси. Признаками могут быть: вспышки (выстрелы) в глушителе, появление тёмного дыма из глушителя, увеличение расхода топлива, падение мощности двигателя. |
|
Воздушная заслонка прикрыта. |
Отрегулировать привод управления воздушной заслонкой. |
Высокий уровень топлива в поплавковой камере. |
Отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. |
Засорение воздушного фильтра. |
Промыть фильтрующий элемент воздушного фильтра и заменить масло в воронке. |
Разработка топливных жиклёров |
Заменить неисправные топливные жиклёры. |
Засорение воздушных жиклёров и каналов. |
Продуть воздушные жиклёры и каналы. |
Повреждение поплавка. |
Отремонтировать поплавок или заменить. |
Неплотное закрытие клапана поплавка. |
Притереть клапан экономайзера или заменить узлы экономайзера. |
Негерметичность нагнетательного клапана насоса ускорителя. |
Притереть нагнетательный клапан ускорительного насоса. |
Работа двигателя на переобеднённой смеси. Признаками переобеднения горючей смеси являются: вспышки (чихание) в карбюраторе, перебои в работе двигателя, ухудшение его приёмистости и падение мощности, двигатель перегревается. |
|
Слишком низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. |
Отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. |
Засорение топливных жиклёров карбюратора. |
Снять крышку поплавковой камеры и продуть жиклёры сжатым воздухом. Для прочистки жиклёров не применять металлические предметы. |
Подсос воздуха в соединениях карбюратора с впускным трубопроводом или трубопровода с головкой цилиндров. |
Осмотреть соединения карбюратора и трубопровода, при необходимости их подтянуть, или заменить неисправные прокладки. |
Уменьшение подачи топлива к карбюратору вследствие заедания воздушного клапана клапанной коробки (пробки топливного бака). |
Проверить исправность клапанов клапанной коробки (пробки топливного бака), открыв пробку бензобака. |
Засорение топливопроводов, фильтров грубой и тонкой очистки топлива. |
Очистить и продуть трубопроводы, очистить и промыть фильтры. |
Неисправный топливный насос. |
Отремонтировать, или заменить топливный насос. |
Подтекание топлива. |
Осмотреть топливопроводы, приборы системы питания и устранить подтекания затяжкой соединений трубопроводов с приборами. |
Двигатель не запускается. |
|
Закрыт кран топливного бака. |
Проверить положение крана и если закрыт, то поставить в открытое положение. |
Нет топлива в топливном баке. |
Открыть крышку топливного бака и проверить наличие топлива в баке. |
Нет подачи топлива к карбюратору. |
Проверить нет ли подсоса воздуха в системе питания от топливного бака к топливному насосу включительно. Проверить не засорены трубопроводы, фильтр тонкой очистки и фильтр отстойник в последовательности от карбюратора до топливного бака. |
Неисправный топливный насос. |
Отремонтировать топливный насос или заменить его. |
Неисправности системы питания двигателя КамАЗ-740.
Причины неисправности |
Способы устранения неисправностей |
Двигатель не запускается |
|
Нет топлива в баках |
Заполнить топливные баки, прокачать систему питания. |
Наличие воздуха в топливной системе |
Устранить негерметичность и прокачать систему |
Засорились трубопроводы или заборник в топливном баке |
Промыть заборник, промыть и продуть топливопроводы |
Замерзание воды в топливопроводах или на сетке заборника топливного бака |
Осторожно прогреть топливные трубки, фильтры, бак, ветошью, смоченной горячей водой |
Загустение топлива в трубопроводах при низких температура |
Заменить топливо другим, соответствующим сезону, и прокачать систему питания |
Засорение фильтрующих элементов топливных фильтров |
Заменить фильтрующие элементы и прокачать систему питания |
Не работает топливоподкачивающий насос |
Устранить неисправность в топливоподкачивающем насосе |
Заедание рейки топливного насоса высокого давления |
Снять топливный насос и отправить в ремонт |
Затруднённое перемещение рейки топливного насоса из-за загустения смазки |
Прогреть топливный насос паром или теплым воздухом |
Двигатель не развивает необходимой мощности, дымит |
|
Засорился воздушный фильтр или колпак воздухозаборника |
Обслужить воздушный фильтр или очистить сетку воздухозаборника |
Рычаг управления регулятором не доходит до болта ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала |
Проверить и отрегулировать привод рычага |
Наличие воздуха в топливной системе |
Устранить негерметичность и прокачать систему питания |
Нарушилась регулировка угла начала подачи топлива |
Отрегулировать угол начала подачи топлива |
Засорение форсунки или нарушение её регулировок |
Промыть форсунку, проверить и при необходимости отрегулировать в мастерской |
Загрязнение клапанов или поломка пружины топливоподкачивающего насоса |
Промыть клапана или заменить пружину |
Поломка пружин толкателей, нагнетательных клапанов топливного насоса высокого давления |
Заменить пружины, отрегулировать насос на стенде в специальной мастерской |
Зависание плунжера топливного насоса высокого давления |
Заменить плунжерную пару и отрегулировать насос на стенде в специальной мастерской |
Недостаточная подача топлива |
Заменить фильтрующие элементы тонкой очистки топлива, промыть фильтр грубой очистки топлива, подтянуть соединения в топливопроводах |
Двигатель стучит |
|
Ранний впрыск топлива в цилиндры двигателя |
Отрегулировать угол начала впрыска топлива |
Повышенная цикловая подача топлива (вышел из зацепления фиксатор рейки) |
Заменить рейку топливного насоса высокого давления |
Двигатель работает неравномерно |
|
Ослабло крепление трубки высокого давления или трещина трубки |
Подтянуть гайку крепления или заменить трубку |
Нарушение равномерности подачи топлива к секциям насоса высокого давления |
Отрегулировать равномерность подачи топлива к секциям на секционном стенде |
Неудовлетворительная работа отдельных форсунок |
Снять форсунки и проверить в специализированной мастерской |
Неудовлетворительная работа регулятора частоты вращения коленчатого вала |
Устранить неисправность в специализированной мастерской |
Неисправности генераторной установки.
Неисправности генераторов возникают в основном при нарушении правил их эксплуатации, например отключении аккумуляторной батареи при работающем двигателе, замыкании клемм генератора на корпус при проверке «на искру», неправильном натяжении приводного ремня.
Причина неисправности |
Способы устранения |
|
Генератор не возбуждается, или возбуждается, но напряжение заниженное. Признак: Амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. |
||
Ослабление натяжения приводного ремня |
Отрегулировать натяжение приводного ремня |
|
Загрязнены контактные кольца ротора |
Протереть кольца хлопчатобумажной тканью, смоченной бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистить стеклянной (бумагой) шкуркой и вторично протереть. |
|
Износ щёток в щёткодержателях |
Проверить высоту щёток и усилие пружины; при необходимости заменить щёточный узел или щётки |
|
Пробой, или обрыв цепи диода выпрямительного блока |
Заменить выпрямительный блок |
|
Короткое замыкание обмотки статора или её обрыв |
Заменить статор в сборе |
|
Неисправность регулятора напряжения |
Проверить реле-регулятор |
|
Зависание щёток в щёточном узле |
Проверить состояние щёток, удалить налёт с щёточной пыли |
|
Короткое или межвитковое замыкание или обрыв в обмотке ротора |
Заменить ротор в сборе |
|
Чрезмерно большой зарядный ток Признак: Стрелка амперметра максимально отклонена вправо |
||
Короткое замыкание в щёточном узле генератора или в цепи между генератором и реле-регулятором |
Устранить короткое замыкание |
|
Неисправный реле-регулятор |
Заменить реле-регулятор |
|
Колебание тока нагрузки Признак: Стрелка амперметра колеблется |
||
Если колебание тока нагрузки не зависит от потреблений электроэнергии, то причиной является проскальзывание приводного ремня |
Отрегулировать натяжение приводного ремня |
|
Плохой контакт в цепи возбуждения |
Проверить цепь возбуждения и надёжность соединения в местах переходных контактов |
|
Повышенный шум при работе генератора |
||
Ослабление крепления шкива |
Затянуть гайку крепления шкива |
|
Износ подшипников или их разрушение |
Заменить подшипники |
|
Погнут вентилятор генератора |
Выправить погнутые места |
|
Чрезмерно быстрый износ щёток генератора |
||
Загрязнение контактных колец |
Протереть кольца хлопчатобумажной тканью смоченной бензином. При необходимости зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть хлопчатобумажной салфеткой |
|
Радиальное биение контактных колец |
Проверить радиальное биение контактных колец. Если оно превышает 0,005мм, то проточить кольца и заменить щёточный узел или щётки |
|
Перегрев подшипников генератора |
||
Слишком велико натяжение приводного ремня |
Проверить натяжение ремня и установить его в соответствии с нормой |
|
Неисправности системы зажигания.
а. Система зажигания не работает.
Признаки: нет искры на проводах свечей, стрелка амперметра при прокрутке коленчатого вала стоит неподвижно.
Возможные причины неисправностей: замыкание на массу или обрыв на участке первичной цепи; отказ транзисторного коммутатора; замыкание на массу или обрыв в цепи управления транзисторным коммутатором.
Замыкание на массу или обрыв на участке первичной цепи обнаружить можно подключением контрольной лампы между отсоединённым проводом и массой. Если при включённом зажигании лампа горит то участок цепи от «+» АБ и до точки подключения контрольной лампы исправен. Если контрольная лампа не горит, то на участке имеется повреждение. Последовательным подключением контрольной лампы определяем повреждённый участок цепи. Повреждение участка цепи устраняется соединением концов и изоляцией скрутки концов провода.
б. Система зажигания работает с перебоями.
Признаки: перебои в работе двигателя, выстрелы в глушителе.
Возможные причины неисправности: окисление контактов прерывателя, нарушение величины зазора в них, нарушение контакта низковольтных проводов с клеммами приборов зажигания или замыкание на массу элементов первичной цепи, нарушение изоляции высоковольтных проводов, наличие трещин в роторе и крышке распределителя, отказ в работе свечей зажигания, выход из строя подшипника подвижного диска, износ втулок валика распределителя.
Обнаружение причины неисправности достигается проверкой всех элементов системы зажигания на их исправность в работе.
Для проверке свечей зажигания необходимо их вывернуть и осмотреть. Неработающая свеча имеет сырую поверхность в районе электродов, а работающая светло-коричневого цвета. Неработающую свечу необходимо очистить от нагара, проверить и отрегулировать зазор между электродами, работоспособность свечи проверить на приборе Э203П. Дефекты на других узлах системы зажигания при их обнаружении устранить или такие узлы заменить (при трещинах в роторе, крышке, в высоковольтных проводах).
в. Нарушение опережения зажигания.
Признаки: снижение мощности и экономичности двигателя, возможны выстрелы в глушителе и хлопки в карбюраторе.
Возможны причины неисправности: нарушение установки зажигания, подключение некоторых проводов к свечам не соответствует порядку работы двигателя, нарушение регулировки центробежного или вакуумного регуляторов опережения зажигания, отказ в работе вакуумного регулятора опережения зажигания.
Для устранения неисправности необходимо проверить правильность установки зажигания, соответствие подключения проводов к свечам порядку работы двигателя. Работоспособность регуляторов опережения зажигания проверяется на стенде СП3-8М или СП3-12М.
Неисправности стартера.
Причины неисправностей |
Способы устранения неисправностей |
|
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет) |
||
Обрыв цепи питания стартера |
Проверить цепь питания стартера и устранить неисправность. |
|
Отсутствие контакта щёток с коллектором
|
Протереть коллектор тряпкой, смоченной в бензине, или очистить коллектор мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Очистить боковые грани щёток или заменить изношенные щётки новыми. Проверить состояние щёточных пружин и в случае их неисправности заменить. Проверить, нет ли заедания щёток в щёткодержателях. |
|
Обрыв цепи внутри стартера |
Проверить и устранить дефекты или заменить стартер |
|
Неисправность в цепи тягового реле стартера |
Проверить цепь реле и устранить неисправность |
|
Неисправность тягового реле или реле включения стартера |
Заменить реле |
|
Стартер не проворачивает коленчатый вал, или вращает его очень медленно. |
||
Низкая температура двигателя |
Прогреть двигатель |
|
Применение масла, не соответствующего сезону |
Заменить масло |
|
Коррозия контактных соединений на аккумуляторной батарее |
Зачистить контактные соединения |
|
Разряд или неисправность аккумуляторной батареи |
Зарядить аккумуляторную батарею или её заменить |
|
Плохой контакт в цепи питания стартера |
Очистить и затянуть зажимы проводов |
|
Подгорание (окисление) контактов тягового реле |
Зачистить контакты тягового реле |
|
Износ втулок якоря стартера, что приводит к нарушению зазора между сердечником якоря и полюсными сердечниками |
Заменить втулки якоря стартера. |
|
Пробой обмотки корпуса или якоря на массу |
Стартер подлежит замене или ремонту в мастерской |
|
Якорь стартера вращается с большой скоростью, но не проворачивает коленчатый вал. |
||
Поломка зубьев венца маховика |
Сменить венец маховика |
|
Нарушение регулировки стартера |
Отрегулировать стартер |
|
Выход из строя привода (муфты свободного хода) |
Заменить привод (муфту свободного хода) |
|
Реле работает с перебоями (стартер включается и сейчас же выключается) |
||
Обрыв удерживающей обмотки реле |
Заменить тяговое реле |
|
Аккумуляторная батарея разряжена, или неисправна |
Зарядить аккумуляторную батарею, или заменить |
|
Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе тягового реле |
||
Сильный износ торцов зубьев маховика |
Заменить венец маховика |
|
Нарушение регулировки тягового реле стартера |
Отрегулировать стартер |
|
Заедание шестерни на валу из-за отсутствия или некачественной смазки |
Очистить шлицы от грязи и смазать |
|
Стартер после пуска двигателя не отключается |
||
Износ деталей стартера: контактных болтов, контактного диска, рычага привода |
Выявить изношенные детали и заменить |
|
Стартер после пуска двигателя не отключается |
||
Неисправность реле включения стартера |
Устранить неисправность в реле включения стартера или его заменить |
|
Межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера |
Заменить реле |
|
Вывод: Устранение поломок двигателя как правило трудоемкий процесс, поэтому своевременное техническое обслуживание, а также выявление неисправностей на ранней стадии способствует поддержанию техники в исправном состоянии.
Ответить на вопросы.
2. Характерные неисправности трансмиссии и способы их устранения
Неисправности сцепления.
Причины неисправностей |
Способы устранения |
Сцепление пробуксовывает |
|
Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления Попадание масла на поверхности трения
Износ или разрушение фрикционных накладок
Уменьшение усилия нажимных пружин |
Отрегулировать свободный ход муфты Снять сцепление с двигателя и промыть бензином или заменить фрикционные накладки или ведомые детали в сборе. Заменить фрикционные накладки или ведомые детали в сборе, отрегулировать привод сцепления Заменить нажимные пружины вместе с поронитовыми прокладками. |
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») |
|
Коробление ведомых дисков
Привод сцепления не обеспечивает необходимого хода рычага вилки выключения сцепления
Обрыв фрикционных накладок
Неодновременное нажатие упорного подшипника на внутренние концы рычагов включения |
Ведомые диски выправить или заменить Проверить исправность привода сцепления (возможны попадание воздуха в гидросистему, утечка рабочей жидкости, увеличение свободного хода). Устранить обнаруженные неисправности. Заменить фрикционные накладки на ведомых дисках или диски в сборе. Установить рычаги в одной плоскости. |
Заклинивание привода сцепления |
|
Разбухание уплотнительных манжет гидропривода сцепления и потеря их герметичности из-за применения нерекомендуемых или загрязненных гидрожидкостей |
Заменить уплотнительные манжеты и промыть гидросистему чистой жидкостью. |
Запаздывание включения сцепления при трогании с места и переключении передач. |
|
Застывание рабочей жидкости в гидросистеме
Заклинивание следящего поршня пневмоусилителя Задиры в соединении ведущих дисков (нажимного и среднего) с маховиком. |
Промыть и заполнить гидросистему привода выключения сцепления жидкостью. Заменить манжету следящего поршня. Зашлифовать и смазать поверхности в соединении дисков с маховиком. |
Увеличение усилия на педали сцепления (нет усилия) |
|
Не поступает сжатый воздух из-за разбухания впускного клапана пневмоусилителя Заклинивание следящего поршня пневмоусилителя из-за разбухания уплотнительной манжеты или резинового кольца Износ или деформация манжеты поршня пневмоусилителя |
Клапан заменить.
Заменить манжету или кольцо следящего поршня.
Манжету заменить. |
Шум в механизме сцепления при его выключении. |
|
Разрушение подшипника выключения сцепления. Повышенное биение упорного кольца оттяжных рычагов. |
Заменить подшипник.
Механизм сцепления отрегулировать в приспособлении. |
Неисправности коробки передач и раздаточной коробки.
При движении автомобиля коробка передач должна работать без шума и вибраций, передачи должны легко переключаться и надежно фиксироваться.
Сильный равномерный или пульсирующий шум может свидетельствовать о большом износе зубьев шестерен и подшипников валов, ослаблении затяжки крепления крышек подшипников, недостаточном уровне или плохом качестве масла в картере.
Затрудненное включение всех передач, как правило, является следствием неполного выключения сцепления. Для устранения неисправности надо отрегулировать сцепление и его привод.
Включение второй, третьей, четвертой и пятой передач с ударами и скрежетом происходит при сильных износах конусных колец, блокирующих фасок пальцев и кареток соответствующих синхронизаторов. Для устранения неисправности надо заменить изношенные детали.
Передачи в коробке передач не включаются при износах деталей и нарушении регулировки механического дистанционного привода, разрушении подшипников вторичного вала.
Передачи могут самопроизвольно выключаться при движении автомобиля из-за износа некоторых деталей, неисправности дистанционного привода, а также из-за неисправности фиксаторов механизма включения, ослабления крепления вилок и рычагов.
Течь масла из картера коробки передач возникает при износе и потере эластичности сальников выходных валов, которые надо в этих случаях заменить, и при повышенном давлении в картере вследствие засорения вентиляционного колпачка. Если наблюдается течь по уплотняющим поверхностям, то необходимо подтянуть крепежные детали или заменить прокладки.
Неисправности коробки передач.
Причины неисправностей |
Способы устранения |
Затрудненное включение передач, включение первой передачи и передачи заднего хода со скрежетом. |
|
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») |
Отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления. |
Выключение 2,3,4,5 передач с ударом и скрежетом. |
|
Износ конусных колец синхронизатора, блокирующих фасок пальцев и каретки. |
Заменить синхронизатор. |
Самовыключение передач на ходу автомобиля. |
|
Неполное включение передачи из-за неисправностей фиксаторов механизма переключения, ослабление крепления вилок и рычагов. |
Подтянуть крепления, заменить изношенные детали, отрегулировать привод управления. |
Передачи не включаются. |
|
Износ деталей и разрегулирование дистанционного управления коробкой передач. |
Отрегулировать привод управления, заменить изношенные детали, подтянуть крепления. |
Разрушены подшипники шестерен вторичного вала. |
Заменить неисправные детали. |
Повышенный шум при работе коробки передач. |
|
Повышенный износ или поломка зубьев шестерен. |
Заменить неисправные детали. |
Разрушение подшипников шестерен или подшипников валов. |
Заменить неисправные детали. |
Неисправности раздаточной коробки
Причины неисправностей |
Способы устранения |
Самовыключение передач |
|
Износ шлицев, муфт переключения шестерни низшей передачи, втулки корпуса дифференциала. |
Заменить изношенные детали. |
Износ вилок и сопряженных поверхностей муфт переключения. |
Заменить изношенные детали. |
Не включаются передачи. |
|
Заедают штоки механизмов переключения |
Устранить причину заедания. |
Повреждение диафрагм камер в приводе |
Заменить диафрагмы |
Обрыв цепи электропневмоклапана. |
Устранить обрыв. |
Не включается блокировка дифференциала. |
|
Повреждена диафрагма привода, утечка воздуха в соединениях трубопроводов. |
Заменить диафрагму, устранить утечку. |
Повышенный шум при работе раздаточной коробки. |
|
Недостаточное количество масла в раздаточной коробке |
Долить масло. |
Износ шестерен и подшипников. |
Заменить изношенные детали. |
Затрудненное переключение передач и блокировка дифференциала обычно связаны с образованием заусениц на шлицах шестерен и муфт переключения, заеданием фиксаторов или погнутостью ползунов. Для устранения неисправности необходимо зачистить шлицы, очистить детали фиксаторов и выправить либо заменить ползуны.
Самовыключение передач и блокировки дифференциала является следствием износа в соединении муфт и вилок переключения, износа шлицев муфт и валов, а также увеличенного осевого перемещения валов. Для устранения неисправности необходимо заменить изношенные детали и отрегулировать подшипники валов.
Применительно к приводу управления раздаточной коробкой КамАЗ-4310 невыключение передач может происходить вследствие повреждения диафрагм пневматических камер, обрыва цепи электропневмоклапана, заедания штока электропневмоклапана. При обнаружении этих неисправностей необходимо заменить поврежденную диафрагму, устранить обрыв в электроцепи электропневмокланана, устранить заедание штока.
Если обнаружена утечка воздуха в соединениях трубопроводов, то устранить утечку подтяжкой в соединениях и заменой деталей. При течи масла через сальники и разъемы крышек заменить изношенные или поврежденные сальники, подтянуть болты крепления крышек и заменить прокладки.
Неисправности карданной передачи и механизмов ведущих мостов.
Признаками неисправности механизмов ведущего моста являются повышенный шум, непрерывные стуки или «вой» главной передачи при движении автомобиля. Может также наблюдаться течь масла в разъемах картеров и через сальники.
При движении автомобиля на различных режимах исправные главные передачи должны работать практически бесшумно. Температура масла в картере не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 60...70°С. Появление шума при работе главной передачи обычно свидетельствует о нарушении зацепления конических шестерен вследствие износа или ослабления затяжки подшипников, а также о появлении чрезмерно большого бокового зазора между зубьями. Одной из причин повышенного шума при движении является недостаток масла в картере главной передачи. Шум, возникающий при движении на поворотах, часто указывает на неисправности в дифференциале. Непрерывные стуки в главной передаче связаны с выкрашиванием или сколом зубьев шестерен или повреждением подшипников. В переднем мосту это явление может быть связано с разрушением деталей кулачкового шарнира привода передних колес. Непрерывный «вой» главной передачи при движении автомобиля с повышенной скоростью обычно связан с сильным износом шестерен, подшипников либо с недостатком масла в картере.
Уточнить неисправность главной передачи по шуму можно, пользуясь следующим приемом. Разогнать автомобиль по шоссе со скорости 20 км/ч до 80 км/ч, а затем уменьшением подачи топлива погасить скорость. Заметить, при каких режимах появляется, достигает наибольшей величины и исчезает шум. После этого разогнать автомобиль до 80 км/ч и потом двигаться накатом при нейтральном положении в коробке передач до остановки. Шум, замеченный при первом испытании и не повторяющийся при втором испытании, указывает на неисправности в главной передаче, дифференциале или подшипниках ведущих мостов.
Если пустить двигатель при заторможенном автомобиле, проработать на различных частотах, и шум, обнаруженный при первом испытании, не повторится, то источником шума были неисправные детали редукторов ведущих мостов.
Течь смазки возникает при износе и повреждении рабочих кромок сальников, ослаблении крепления крышек подшипников, повышенном уровне масла в картере моста, засорении вентиляционных колпачков (сапунов).
Вывод: Своевременное и качественное техническое обслуживание трансмиссии направлено не только на выявление неисправностей, но и способствует продлению срока службы агрегатов и механизмов.
Ответить на вопросы.
3. Характерные неисправности рулевого управления и способы их устранения
Основными неисправностями рулевого управления могут быть:
большой износ деталей рулевого управления; заедание рулевого управления; ослабление креплений; недостаточное или неравномерное усиление, полное отсутствие усиления.
Главными признаками неисправности рулевого управления являются повышенный свободный ход рулевого колеса или чрезмерное усилие, необходимое для его поворота.
Эксплуатация автомобиля с какой-либо из указанных неисправностей не допускается, так как это может привести к аварии. Величину свободного хода рулевого колеса определяют люфтомером (рис. 1,а) при положении передних колес, соответствующем движению прямо. Стрелку люфтомера закрепляют на ободе рулевого колеса, а шкалу устанавливают на рулевой колонке.
Рис. 1. Измерение свободного хода и усилия на ободе рулевого колеса:
а — измерение свободного хода рулевого колеса с помощью люфтомера;
б — измерение усилия на ободе рулевого колеса динамометром
Повышенный свободный ход рулевого колеса свидетельствует об износе деталей шарниров рулевых тяг; поломке пружин шарниров рулевых тяг; ослаблении крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки, поворотных рычагов, а также об увеличении зазоров в подшипниках ступиц передних колес, и шкворней. Неисправность устраняется выполнением регулировочных работ, заменой изношенных деталей, подтяжкой тяг, рабочих пар рулевых механизмов, карданных шарниров, рулевых креплений.
Недостаточное или неравномерное усиление при поворотах может быть вследствие слабого натяжения ремня привода насоса, недостаточного уровня масла в бачке, наличия воздуха в системе гидроусилителя, зависания перепускного клапана насоса из-за загрязнения масла. На автомобилях ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130 эта неисправность может быть вследствие ослабления затяжки гайки упорных подшипников распределителя. Неисправность устраняется по выявлении ее причины: подтяжкой ремня, доливкой масла да уровня заливного фильтра, сменой масла, ремонтом насоса или рулевого механизма.
Для удаления воздуха из системы гидроусилителя следует открыть крышку бачка, пустить двигатель, долить свежее масло до появления его под сеткой, а затем при работе двигателя на холостом ходу повернуть рулевое колесо от упора до упора, удерживая его в течение 2—3 с. крайних положениях и доливая по мере необходимости масло до прекращения выхода из него пузырьков воздуха.
Причины полного отсутствия усиления: обрыв ремня привода насоса, заедание перепускного клапана насоса или отворачивание седла предохранительного клапана. Устраняется неисправность заменой ремня, разборкой насоса, его промывкой, заворачиванием седла клапана.
Заедание рулевого управления может быть вследствие повреждения подшипников рулевого механизма, неправильной его регулировки, погнутости тяг или отсутствия смазки в их шарнирах. В этом случае нужно заменить поврежденные подшипники, отрегулировать рулевой механизм, выправить тяги, смазать их шарниры.
Повышенный шум при работе насоса свидетельствует о недостаточном уровне масла в бачке, слабом натяжении ремня привода, попадании воздуха в систему, засорении фильтров. Стуки в насосе возникают при износе его подшипников. При высоком уровне масла или засорении фильтра может быть выбрасывание масла через сапун бачка. Эти неисправности устраняются доведением— уровня масла до нормы, очисткой фильтров, ремонтом насоса.
Вывод: Неисправности рулевого управления создают угрозу безопасности дорожного движения, следовательно водитель, перед каждым выездом в рейс обязан проверить исправность рулевого управления, а при наличии даже незначительных неисправностей устранить их.
Ответить на вопросы.
4. Характерные неисправности тормозных систем и способы их устранения
Основными неисправностями рабочих тормозных систем могут быть слабое или неодновременное действие тормозов, плохое растормаживание или заклинивание колодок тормозных механизмов колес.
Слабое действие тормозов обнаруживается по возрастанию тормозного пути. Для автомобиля ЗИЛ-131 без нагрузки при торможении со скорости 30 км/ч на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием тормозной путь не должен превышать 11 м. Тормозной след от правых и левых колес должен быть одинаковой длины. Причиной слабого действия тормозов может быть негерметичность тормозного привода, нарушение регулировки привода или тормозных механизмов, износ или замасливание тормозных колодок и барабанов, недостаточное количество сжатого воздуха в пневматическом приводе из-за его утечки или неисправности компрессора.
Негерметичность пневматического привода обнаруживается по падению давления воздуха в системе при неработающем двигателе. Утечка обнаруживается на слух или с помощью мыльного раствора. При свободном положении педали и неработающем двигателе падение давления в пневматической системе должно быть не более 50 кПа (0,5 кгс/см2) за 30 мин. Негерметичность приводов устраняется подтягиванием соединений, заменой поломанных или изношенных деталей.
Нарушение регулировки тормозных механизмов или свободного хода педали тормоза у автомобиля ЗиЛ-131 эти неисправности устраняют выполнением этих регулировок. Замасленные тормозные колодки и барабаны промывают.
При малом давлении, развиваемом компрессором, проверяют натяжение ремня его привода и работу регулятора давления.
Неодновременность действия тормозов обнаруживается по заносу автомобиля в сторону при торможении. Причиной этого может быть нарушение регулировки тормозных механизмов, засорение трубопроводов или замасливание отдельных колодок. Неисправность устраняется регулировкой тормозных механизмов, промывкой замасленных колодок, очисткой засорившихся трубопроводов.
Плохое растормаживание или заклинивание колес происходит вследствие поломки оттяжных пружин, обрыва фрикционных накладок, заедания валиков разжимных кулаков, неисправности тормозного крана, недостаточного свободного хода тормозной педали, разбухания манжет или заклинивания поршней колесных цилиндров, засорения компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре.
В зависимости от неисправности производятся: замена поломанных пружин, оборванных накладок, регулировка свободного хода педали, замена манжет колесных цилиндров, очистка главного цилиндра, ремонт тормозного крана.
Основной неисправностью стояночной тормозной системы может быть плохое удержание автомобиля на месте. Эта неисправность возникает вследствие большого зазора между колодками и барабаном (устраняется регулировкой тормоза) или из-за заедания или коррозии в разжимном устройстве (устраняется разборкой, промывкой и смазкой деталей).
Рычаг ручного тормоза не фиксируется в положении торможения. Эта неисправность возникает при износе гребенки или защелки рычага.
Кроме того на автомобиле КамАЗ-4310:
Замерзает конденсат в пневмосистемах. Отсутствие или недостаточный уровень спирта в предохранителе против замерзания. Заправить предохранитель этиловым спиртом. Заправку производить при температуре +5 °С и ниже.
Не заполняются воздушные баллоны рабочей, стояночной и вспомогательного контуров пневматического привода тормозной системы. Неисправность тройного или одинарного защитного клапана. Заменить неисправные клапаны
Вывод: Неисправности тормозной системы не менее опасны, чем неисправности рулевого управления. Только своевременное и качественное техническое обслуживание способствует предотвращению неисправностей, а значит и обеспечивает безопасное управление транспортным средством
Ответить на вопросы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. В.М. Подчинок «Эксплуатация военной автомобильной техники», г. Рязань. 1995г.с 296-301
2. «Наставление по автомобильной службе в СА и ВМФ», Воениздат, Москва, 1978,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.