Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Ходовая часть»
2020
ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок
МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация.
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Изучить назначение и устройство основных частей ходовой части автомобиля (рамы, передней и задней подвески); балки мостов, поворотных кулаков, установку шкворней.
Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.
Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремленность.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: Класс устройства автомобиля
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Наглядные пособия: плакаты «Передняя подвеска автомобиля ЗиЛ-131», «Рама автомобиля ЗиЛ-131», «Подвеска среднего и заднего мостов автомобиля ЗиЛ-131», «Шасси автомобиля ЗиЛ-131».
2. Материальная часть: Амортизатор, поворотный кулак автомобиля ЗиЛ-131.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:
I. Вступительная часть………………………………………………. - 10 мин
II. Основная часть…………………………………………………… - 75 мин
III. Заключительная часть…………………………………………... - 5 мин
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Назначение и общее устройство рамы…………………………………- 15 мин
2. Назначение, устройство и работа передней и задней подвески
автомобиля Зил-131………………………………………………………..- 35 мин
3. Балки мостов. Поворотные кулаки. Установка шкворней и
передних колёс……………………………………………………………..- 25 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа, или с использованием подготовленных карточек.
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на воспоминание ранее изученного материала, самостоятельное уяснение устройства ходовой части.
– при рассмотрении первого вопроса особое внимание обратить на компоновку элементов рамы;
– при рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание обучающихся на работу амортизаторов;
– при рассмотрении третьего вопроса необходимо обратить внимание на установку шкворней и передних колёс, необходимо подчеркнуть, что своевременное и качественное техническое обслуживание направлено не только на выявление неисправностей, но и способствует продлению срока службы агрегатов и механизмов.
Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.
В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Назначение и общее устройство рамы.
Ходовая часть обеспечивает поступательное движение автомобиля, смягчает и поглощает толчки и удары, возникающие при движении по неровной дороге.
К ходовой части относятся рама, балки мостов, подвеска и колеса.
Рама является основанием для крепления агрегатов, механизмов и кузова автомобиля.
Рама (Рис 1.) грузового автомобиля состоит из двух продольных балок 19 — лонжеронов и нескольких поперечин. Элементы рамы изготовляются штамповкой и соединяются между собой заклепками. Лонжероны по своей длине имеют неодинаковое сечение; в средней части, а у трехосных автомобилей и в задней, они имеют большую высоту. Поперечины изготовлены такой формы, которая обеспечивает крепление к раме соответствующих механизмов.
Рис 1. Рама автомобиля ЗИЛ-131:
1 — передний буфер; 2 — буксирный крюк; 3 — кронштейн пусковой рукоятки. 4. 9, 12, 13, 14—поперечины; 5 — брызговик; 6 — кронштейн задней споры двигателя; 7—верхние кронштейны амортизаторов; 8—кронштейн крепления электропневматическою клапана управления включением переднего моста; 10 — кронштейн задней опоры кабины; 11 — кронштейн крепления раздаточной коробки, 15 — рым для цепи прицепа; 16—буксирное устройство; 17—кронштейн буферов задней рессоры; 18, 20— кронштейны передней рессоры, 19—лонжерон
В передней части рамы к лонжеронам крепятся буфер 1 и буксирные крюки 2. Автомобили ЗИЛ на переднем буфере имеют откидывающуюся подножку. На задней поперечине устанавливаются буксирное устройство и съемные упругие буфера. На автомобилях ЗИЛ на задней поперечине имеются по два рым-болта для крепления аварийных цепей прицепа.
Буксирное устройство состоит из крюка с защелкой, резинового буфера с упорными шайбами, корпуса с кронштейном и колпаком. Защелка крюка удерживается в закрытом или открытом положениях собачкой. Для устранения самопроизвольного расцепления в отверстия защелки и собачки вставлен шплинт, прикрепленный к крюку на цепочке. Смазка трущихся поверхностей осуществляется через пресс-масленку.
Основными неисправностями рамы являются ослабление заклепок, появление в раме трещин и изломов. Ослабленные заклепки обнаруживаются по дребезжащему звуку, который они издают при простукивании молотком. Трещины и изломы определяются внешним осмотром. Ослабевшие заклепки следует заменить новыми или вместо них поставить болты с пружинными шайбами.
Вследствие высокой прочности и жесткости рама особого технического обслуживания не требует. Необходимо ежедневно очищать ее от грязи и пыли (снега), производить мойку. При ТО-1 проверяют состояние заклепочных соединений и целостность отдельных элементов рамы. Необходимо следить за состоянием окраски рамы и своевременно подкрашивать места, где окраска нарушена.
Рама автомобиля КамАЗ-4310 несущая, лонжеронного типа, клепаная, состоит из двух продольных балок-лонжеронов и семи поперечных балок, образующих жесткую несущую конструкцию. Лонжероны изготовлены из углеродистой стали и имеют переменный профиль. Передние концы лонжеронов скошены для более удобной компоновки подвески. На них установлены жесткие буксирные крюки. На передних концах лонжеронов болтами крепится буфер. Форма и положение поперечин определяются размещением и креплением механизмов автомобиля.
В задней поперечине рамы, усиленной раскосами, установлено тягово-сцепное устройство, предназначенное для буксировки прицепов, автомобилей и снижения возникающих при этом знакопеременных динамических нагрузок. Тягово-сцепное устройство состоит из корпуса, направляющей втулки, крюка со стержнем, резинового элемента и деталей крепления. Буксирный крюк снабжен предохранительной защелкой. Смазка трущихся поверхностей стержня обеспечивается через масленки. На задней поперечине рамы устанавливаются два буфера.
Вывод. Рама является основанием для крепления агрегатов, механизмов и кузова автомобиля, а следовательно несет на себе всю нагрузку. Вследствие высокой прочности и жесткости рама особого технического обслуживания не требует, однако необходимо следить за состоянием окраски рамы и своевременно подкрашивать места, где окраска нарушена.
Ответить на вопросы.
2.Назначение, устройство и работа передней и задней подвески
автомобиля ЗиЛ-131;
Подвеска служит для смягчения и поглощения толчков и ударов, возникающих при движении автомобиля по неровной дороге.
На автомобилях различают переднюю подвеску, связывающую передний мост с рамой, и заднюю подвеску, которая связывает задний мост или одновременно средний и задний мосты с рамой.
Передняя подвеска зависимая, рессорная. Состоит из двух продольных полуэллиптических рессор 2 (рис 2.) с деталями крепления, четырех резиновых буферов 3 и 5 и двух амортизаторов 4. У автомобилей с лебедкой в каждой рессоре по 17 листов, без лебедки — по 15 листов. От продольного смещения листы рессоры удерживаются тем, что наверху у каждого листа имеется выступ, который входит в углубление на нижней стороне верхнего листа. От поперечного смещения листы удерживаются хомутиками.
Рис. 2 Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ-131.
1, 6—кронштейны; 2— рессора, 3, 5 — резиновые буфера; 4—амортизатор;
7—накладка; 8 — сухарь. 9—палец сухаря, 10—вкладыш; 11—стяжной болт; 12— втулка; 13- стремянка; 14-пресс-масленка; 15-палец; 16- втулка; 17-хомутик; 18 - накладное ушко
В средней части рессора двумя стремянками 13 крепится к балке моста. На переднем конце к двум верхним листам крепится ушко 18, в которое запрессована втулка 16. С помощью пальца 15 передний конец рессоры закреплен в кронштейне 1, прикрепленном к раме. Трущиеся поверхности втулки и пальца смазываются через пресс-масленку 14.
На задний конец рессоры опирается сухарь 8, установленный в кронштейне 6. На пальце 15 сухаря крепятся вкладыши 10, предохраняющие стенки кронштейна от износа. Вкладыши закрепляются стяжным болтом 11, на который надета втулка 16. Второй лист рессоры изогнут, тем самым он удерживает рессору от выпадания из кронштейна. При наезде на препятствие задний конец рессоры скользит по сухарю 8. Толкающие усилия на раму передаются через переднее крепление рессор.
Амортизаторы служат для быстрого гашения колебаний рамы. На современных грузовых автомобилях устанавливаются гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия. Верхней проушиной амортизатор с помощью резиновых втулок 8 и 9 и пальца крепится к кронштейну рамы, а нижней проушиной — к кронштейну балки моста.
По устройству и работе амортизаторы автомобиля ЗиЛ-131 аналогичны амортизаторам, установленным на ГАЗ-66. Отличие состоит в размерах, конструкции клапанов и уплотнений. Основными частями амортизатора (на примере автомобиля ГАЗ-66) являются (рис 3.): корпус 5, рабочий цилиндр 6, кожух 11, поршень 9 со штоком 19, клапан сжатия 4, клапан отдачи 8, два перепускных клапана 7 и 17. Рабочий цилиндр размещен внутри корпуса, снизу к нему приварено основание 3, а сверху цилиндр закрывается направляющей 29 штока. Внутри цилиндра находится поршень, соединенный со штоком. Поршень уплотняется двумя чугунными кольцами. В поршне имеются два ряда отверстий, расположенных по окружностям. Отверстия на большем диаметре сверху закрываются перепускным пластинчатым клапаном 17, отверстия на меньшем диаметре перекрыты снизу тарелкой клапана отдачи 8. Между этими клапанами и втулкой 21, надетой свободно на шток, имеется кольцевая (дроссельная) щель. В основании цилиндра есть один ряд отверстий по окружности, которые закрываются сверху перепускным клапаном. В центре основания расположен клапан сжатия.
Выход штока уплотняется резиновым кольцом, двумя резиновыми 13 и войлочным 15 сальниками. Сальники помещены в обойме 10. Корпус сверху закрывается гайкой 14. Между гайкой и обоймой сальников, а также между обоймой и направляющей штока расположены резиновые кольца 16.
Пространство между цилиндром и поршнем называется резервной полостью, вместе с рабочим цилиндром она заполнена жидкостью.
Работа амортизатора заключается в следующем. При плавном сжатии поршень перемещается вниз, под ним создается давление, за счет чего открывается клапан 17 на поршне, и жидкость перетекает в пространство над поршнем. Вся жидкость из-под поршня не может перетечь в пространство над поршнем, так как часть объема выше поршня занимает шток. Поэтому часть жидкости через приоткрывающийся клапан сжатия перетекает в резервную полость
При резком сжатии под поршнем создается большое давление, клапан сжатия открывается на большую величину. Жидкость перетекает через клапан 17 в пространство над поршнем и через клапан 4 в резервную полость.
При плавном ходе отдачи давление создается в пространстве над поршнем. Жидкость перетекает через отверстия на малом диаметре поршня и через дроссельную щель между втулкой 21 и клапаном 8 в пространство под поршень. Одновременно часть жидкости из резервной полости через клапан 7 в основании заполняет подпоршневое пространство.
При резкой отдаче давление под поршнем возрастает быстро; преодолевая усилие пружины, жидкость открывает клапан отдачи 8 и проходит в пространство под поршнем. Одновременно в это же пространство поступает жидкость из резервной полости через клапан 7.
Во всех случаях при перетекании жидкости через узкие отверстия клапанов и дроссельную щель создается трение жидкости о стенки отверстий и между ее слоями. За счет этого трения и гасятся колебания рамы. При трении выделяется тепло, поэтому исправно работающий амортизатор должен быть теплым.
Рис. 3 Амортизатор автомобиля ГАЗ 66:
1—нижняя проушина: 2 — резиновая втулка; 3 — основание рабочего цилиндра; 4—клапан сжатия; 5—корпус; б—рабочий цилиндр; 7,17 — перепускные клапаны; 8 — клапан отдачи; 9 — поршень; 10—обойма сальников; 11— кожух; 12—верхняя проушина; 13, 15-сальники; 14-гайка; 16-резиновое кольца; 18-резервная полость; 19-шток; 20-направляющая штока;
Задняя подвеска зависимая, рессорная, балансирная, связывает с рамой два моста — средний и задний. Задняя подвеска состоит из двух продольных рессор 1 (рис 4.), оси 10 с кронштейнами, двух ступиц 11, шести реактивных штанг 13, четырех резиновых буферов 16.
Рис. 4. Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ-131:
1 — рессора; 2 — опорный кронштейн рессоры; 3 — накладка; 4 — стремянка; 5 — шпилька; 6 — пробка отверстия для заливки и контроля уровня масла; 7 — стопорный стяжной болт; 8 — крышка ступицы; 9 — разрезная гайка; 10 — балансирная ось;
11 — ступица; 12 — нижний кронштейн оси; 13 — реактивная штанга; 14 — верхний кронштейн оси; 15, 18 — рычаги; 16 — буфер; 17 — болт для выпрессовки пальца реактивной штанги
Ось подвески через кронштейны крепится к раме. По концам оси, на двух втулках каждая, устанавливаются ступицы, закрываемые крышками. От осевых смещений ступица фиксируется разрезной гайкой 9, стянутой болтом 7. Смазка подшипников осуществляется маслом, заливаемым через пробку, слив масла—через другую пробку. Уплотняется ступица сальником и резиновыми кольцами.
Рессоры имеют по пятнадцать листов. В средней части рессора крепится к ступице двумя стремянками 4, концы рессор устанавливаются свободно в кронштейнах балок мостов.
Резиновые буфера, прикрепленные к лонжеронам рамы, ограничивают ход мостов вверх и смягчают удары балок о раму.
Реактивные штанги служат для передачи толкающих и тормозных усилий от балок мостов на раму, они также воспринимают от мостов реактивные моменты, возникающие при трогании с места или торможении. Каждый мост имеет по три одинаковые штанги; одну верхнюю и две нижние. Штанга состоит из стержня и двух головок. В головке установлен шаровой палец и обойма с вкладышем. Вкладыш изготовлен из тканой ленты, пропитанной специальным составом. Шарнир уплотняется резиновым чехлом. В процессе эксплуатации шарниры реактивных штанг смазки не требуют.
Вывод. Подвеска служит для смягчения и поглощения толчков и ударов, возникающих при движении автомобиля по неровной дороге. Возникновение неисправностей в элементах подвески влечет за собой возникновение неисправностей в механизмах управления, ходовой части и трансмиссии автомобиля.
Ответить на вопросы.
3.Балки мостов. Поворотные кулаки. Установка шкворней и
передних колес.
Балки мостов служат для восприятия вертикальных, продольных и поперечных усилий, действующих на колеса.
Балки ведущих мостов пустотелые, внутри них устанавливаются главные передачи, дифференциалы и полуоси. У автомобиля ЗИЛ-131 балки состоят из двух штампованных половин соединенных электросваркой.
В средней части балка моста имеет кольцевой поясок для крепления картера главной передачи, а с противоположной стороны приварена глухая крышка. На балках средних и задних мостов автомобиля ЗИЛ-131 имеются кронштейны для установки рессор и крепления реактивных штанг подвески.
Торцы балок среднего и заднего мостов ЗИЛ-131 заканчиваются фланцами, к которым крепятся шпильками цапфы и опорные диски тормозных механизмов.
Балка переднего моста автомобиля ЗИЛ-131 заканчивается фланцем, к которому крепятся шаровые опоры поворотных кулаков.
Поворотные кулаки обеспечивают возможность поворота передних управляемых колес. Каждый поворотный кулак состоит из шаровой опоры 7 (см. рис 5.) с двумя шкворнями 4 и подшипниками, корпуса 3 с крышками, поворотной цапфы 9 и уплотнения.
Рис. 5. Переднее колесо автомобиля:
1 — диск колеса; 2 — блок сальников подвода воздуха; 3 — корпус поворотного кулака; 4— -шкворень; б — крышка корпуса; 6 — сальник; 7 — шаровая опора; S — шарнир равных угловых скоростей; 9 — цапфа; 10 — опорный диск тормоза; 11 — фланец полуоси; 12 — канал подвода воздуха; 13 — крышка фланца; 14 — гайка; 15 — контргайка; 16 — замочная шайба; 17 — подножка; 18 — ступица; 19 — полуось; 20—шинный кран
Шаровая опора крепится шпильками к балке моста. В нее запрессованы и обварены два шкворня, на которых установлены конические подшипники; наружные кольца подшипников расположены в расточках корпуса 3 кулака. Подшипники закрываются крышками, под которые подложены металлические прокладки. В верхнюю крышку ввернута пресс-масленка для смазки верхнего подшипника шкворня. В шаровой опоре автомобиля ЗИЛ-131 имеется контрольная пробка. С внутренней стороны к корпусу поворотного кулака крепится цапфа, а со стороны шаровой опоры — уплотнение.
Шкворни 4 установлены в шаровой опоре с наклоном в поперечной и продольной плоскостях (рис.6.) Углы наклона шкворней приведены ниже:
|
ЗиЛ-131 |
КамАЗ-4310 |
Наклон шкворней, град. |
|
|
поперечный |
5° |
8° |
продольный |
3°30' |
3° |
Развал колес, град |
1° |
|
Схождение колес, мм |
2-5 |
1-2 |
Рис. 6. Установка шкворней и колес переднего моста:
а — углы развала колес и наклона шкворней в поперечной плоскости;
б—схождение колес; в — угол наклона шкворня в продольной плоскости
Установка шкворней с наклоном повышает устойчивость и облегчает управление автомобилем. Конструкция поворотных кулаков обеспечивает также развал передних колес на угол до 1°. Развал достигается тем, что оси поворотных цапф наружными концами наклонены вниз. Развал колес уменьшает усилие, необходимое для поворота автомобиля, разгружает наружный подшипник ступицы колеса, способствует равномерному износу шин. Углы развала колес и наклона шкворней на грузовых автомобилях не регулируются.
Передние колеса, установленные с развалом, стремятся катиться по расходящимся окружностям, что привело бы к их проскальзыванию относительно дороги и быстрому износу шин. Чтобы не допустить этого, передние колеса устанавливаются со схождением.
Схождение колес — это разность расстояний между ободами левого и правого колес сзади и впереди балки моста. Измеряется специальной линейкой и должно соответствовать данным таблицы.
Конические подшипники шкворней устанавливаются с предварительным натягом. По мере износа трущихся поверхностей натяг исчезает, появляется зазор, что может привести к неустойчивому движению передних колес и разрушению подшипников.
Регулировку подшипников на автомобиле ЗиЛ-131 осуществляют удалением одинакового количества прокладок из-под крышек подшипников. При большом износе нижнего подшипника рекомендуется поменять подшипники местами; в этом случае прокладки удаляются из-под верхней крышки. Правильность регулировки проверяется по величине усилия, приложенного к поворотному рычагу, отлитому заодно с корпусом поворотного кулака (рис. 7).
Рис.7. Проверка затяжки подшипников шкворней поворотного кулака.
Показания динамометра, закрепленного за отверстие рычага, должны быть 20-24Н (2,0-2,4 кгс). Проверка производится при отсоединенных рулевых тягах и приподнятом мосте. В поворотных кулаках переднего моста автомобиля ЗИЛ-131 изнашиваются подшипники шкворней и уплотнения, которые заменяются новыми.
Картер переднего моста автомобиля КамАЗ-4310 (рис. 8.) отлит заодно с левым коротким кожухом полуоси. Правый кожух запрессован в картер, а заклепочная сварка предохраняет кожух от осевого перемещения. К фланцам кожухов полуосей на шпильках закреплены шаровые опоры с приваренными шкворнями. В шаровых опорах запрессованы бронзовые втулки, в которых установлены внутренние кулаки шарниров равных угловых скоростей.
Рис. 8. Передний мост автомобиля КамАЗ-4310:
1 — наружный кулак шарнира; 2 — кран запора воздуха; 3 — разжимной кулак; 4 — колодка переднего тормоза; 5 — ролик колодки; 6- цапфа поворотного кулака; 7 —переходной штуцер; 8 — ввертный штуцер; 9 — корпус поворотного кулака; 10 — регулировочные прокладки; 11, 32 — разжимные втулки; 12—масленка; 13 — рычаг поворотного кулака;
14 — регулировочный рычаг; 15 — редуктор; 16 — шаровая опора; 17 — внутренний кулак; 18 — пробка; 19 — накладка кулака; 20 — вкладыш кулака шарнира; 21 — диск шарнира; 22, 27, 30 — конические роликоподшипники; 23 — щиток; 24 —суппорт; 25 — ось колодок; 26 — запорное кольцо; 28 — накладка осей колодок; 29 — пружина колодок тормоза;
31 — левая ступица; 33— ведущий фланец
На шкворнях установлены корпуса поворотных кулаков 9, которые поворачиваются на конических роликоподшипниках 22. К корпусам поворотных кулаков прикреплены на шпильках цапфы 6 и суппорты 24 тормозных механизмов. В цапфы запрессованы бронзовые втулки, в которых вращаются наружные кулаки шарниров. Передача крутящего момента от внутреннего кулака 17 к наружному осуществляется через шарнир равных угловых скоростей. На шлицевом конце наружного кулака установлен ведущий фланец 33, который крепится к ступице с помощью шпилек.
Картеры среднего и заднего мостов автомобилей КамАЗ сварены из стальных штампованных балок с приваренными к ним крышками картеров, фланцами для крепления редукторов главных передач, концевыми фланцами для крепления суппортов тормозных механизмов и цапф ступиц колес, рычагами для крепления реактивных штанг и опоры рессор.
Полуоси всех мостов полностью разгружены. На цапфах мостов с помощью гаек, замковых шайб и контргаек закреплены ступицы, вращающиеся на конических роликоподшипниках. К фланцам ступиц с помощью шпилек крепятся тормозные барабаны и диски колес. Кроме того, барабаны фиксируются на ступицах тремя винтами. Ступицы мостов и их крепление взаимозаменяемы. Подшипники ступиц защищены от попадания грязи и пыли прокладками под фланцем полуоси и манжетой с лабиринтным уплотнением, установленной в расточке ступицы. Полость корпуса поворотного кулака предохраняется от попадания грязи внутрь комбинированным сальниковым уплотнением с распорным кольцом, которое крепится болтами к внутреннему торцу корпуса.
Вывод. Исправность, установка шкворней и отрегулированное схождение колес уменьшает усилие, необходимое для поворота автомобиля, разгружает наружный подшипник ступицы колеса, способствует равномерному износу шин, а значит и оказывает существенное влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.
Ответить на вопросы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. В.П.Полосков и др. «Устройство и эксплуатация автомобилей» издательство «ДОСААФ», Москва, 1987 стр. 208-214.
2. В.И.Медведков и др. «Автомобили КамАЗ» издательство «ДОСААФ», Москва, 1987 год стр.195-204.
3. В.Л.Роговцев и др. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств». Изд. «Транспорт», Москва, 1998 г. стр. 244-249, 253-257.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.