Методическая разработка Ходовая часть

  • doc
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ходовая часть.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по МДК.01.01 Устройство автомобилей

на тему

 «Ходовая часть»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020


ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок

МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

   Изучить назначение и устройство основных частей ходовой части автомобиля (рамы, передней и задней подвески); балки мостов, поворотных кулаков, установку шкворней.

Воспитывать у  обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.

             Развивать  интерес к изучению автомобильной техни­ки, память, целеустремленность.

ВРЕМЯ:  2 часа

МЕСТО:  Класс устройства  автомобиля

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

1.                 Наглядные пособия: плакаты «Передняя подвеска автомобиля ЗиЛ-131», «Рама автомобиля ЗиЛ-131», «Подвеска среднего и заднего мостов автомобиля ЗиЛ-131», «Шасси автомобиля ЗиЛ-131».

2.                 Материальная часть: Амортизатор, поворотный кулак автомобиля ЗиЛ-131.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:

I. Вступительная часть………………………………………………. -   10  мин

II. Основная часть……………………………………………………  -   75  мин

III. Заключительная часть…………………………………………...   -   5   мин

 

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:  

1. Назначение и общее устройство рамы…………………………………- 15 мин

2. Назначение, устройство и работа передней и задней подвески

 автомобиля Зил-131………………………………………………………..- 35 мин

3.  Балки мостов. Поворотные кулаки. Установка шкворней и

передних колёс……………………………………………………………..- 25 мин

 

 


 

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      принять рапорт дежурного по группе;

-      проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;

-      ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;

-      провести опрос по ранее изученному материалу:

Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа, или с использованием подготовленных карточек.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.

Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.

При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на воспоминание ранее изученного материала, самостоятельное уяснение устройства ходовой части.

             при рассмотрении первого вопроса особое внимание обратить на компоновку элементов рамы;

             при рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание обучающихся на работу амортизаторов;

             при рассмотрении третьего вопроса необходимо обратить внимание на установку шкворней и передних колёс,  необходимо подчеркнуть, что своевременное и качественное техническое обслуживание направлено не только на выявление неисправностей, но и способствует продлению срока службы агрегатов и механизмов.

Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив о необходимости своевременного и качественного  технического обслуживания.

В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                               1. Назначение и общее устройство рамы.

Ходовая часть обеспечивает поступательное движение автомо­биля, смягчает и поглощает толчки и удары, возникающие при движении по неровной дороге.

К ходовой части относятся рама, балки мостов, подвеска и колеса.

Рама является основанием для крепления агрегатов, механиз­мов и кузова автомобиля.

Рама (Рис 1.) грузового автомобиля состоит из двух продоль­ных балок 19 — лонжеронов и нескольких поперечин. Элементы рамы изготовляются штамповкой и соединяются между собой за­клепками. Лонжероны по своей длине имеют неодинаковое сечение; в средней части, а у трехосных автомобилей и в задней, они имеют большую высоту. Поперечины изготовлены такой формы, которая обеспечивает крепление к раме соответствующих механизмов.

Рис 1.  Рама автомобиля ЗИЛ-131:

1 — передний буфер; 2 — буксирный крюк; 3 — кронштейн пусковой рукоятки. 4. 9, 12, 13, 14—поперечины; 5 — брызговик; 6 — кронштейн задней споры двигателя; 7—верхние кронштейны амортизаторов; 8—кронштейн крепления электропневматическою клапана управления включением пе­реднего моста; 10 — кронштейн задней опоры кабины;  11 — кронштейн крепления раздаточной коробки, 15 — рым для цепи прицепа; 16—бук­сирное устройство; 17—кронштейн буферов задней рессоры; 18, 20— кронштейны передней рессоры, 19—лонжерон

 

В передней части рамы к лонжеронам крепятся буфер 1 и бук­сирные крюки 2. Автомобили ЗИЛ на переднем буфере имеют откидывающуюся подножку. На задней поперечине устанавлива­ются буксирное устройство и съемные упругие буфера. На автомо­билях ЗИЛ на задней поперечине имеются по два рым-болта для крепления аварийных цепей прицепа.

Буксирное устройство состоит из крюка с защелкой, резинового буфера с упорными шайбами, корпуса с кронштейном и колпаком. Защелка крюка удерживается в закрытом или открытом положе­ниях собачкой. Для устранения самопроизвольного расцепления в отверстия защелки и собачки вставлен шплинт, прикрепленный к крюку на цепочке. Смазка трущихся поверхностей осуществля­ется через пресс-масленку.

Основными неисправностями рамы являются ослабление за­клепок, появление в раме трещин и изломов. Ослабленные заклепки обнаруживаются по дребезжащему звуку, который они издают при простукивании молотком. Трещины и изломы определяются внешним осмотром. Ослабевшие заклепки следует заменить новыми или вместо них поставить болты с пружинными шайбами.

Вследствие высокой прочности и жесткости рама особого тех­нического обслуживания не требует. Необходимо ежедневно очи­щать ее от грязи и пыли (снега), производить мойку. При ТО-1 проверяют состояние заклепочных соединений и целостность отдельных элементов рамы. Необходимо следить за состоянием окрас­ки рамы и своевременно подкрашивать места, где окраска нару­шена.

Рама автомобиля КамАЗ-4310 несущая, лонжеронного типа, клепаная, состоит из двух продольных балок-лонжеронов и семи поперечных балок, образующих жесткую несущую конструкцию. Лонжероны изготов­лены из углеродистой стали и имеют переменный профиль. Перед­ние концы лонжеронов скошены для более удобной компоновки подвески. На них установлены жесткие буксирные крюки. На передних концах лонжеронов болтами крепится буфер. Форма и по­ложение поперечин определяются размещением и креплением меха­низмов автомобиля.

В задней поперечине рамы, усиленной раскосами, установлено тягово-сцепное устройство, предназначенное для буксировки при­цепов, автомобилей и снижения возникающих при этом знакопере­менных динамических нагрузок. Тягово-сцепное устройство состоит из корпуса, направляющей втулки, крюка со стержнем, резинового элемента и деталей крепления. Бук­сирный крюк снабжен предохранительной защелкой. Смазка тру­щихся поверхностей стержня обеспечивается через масленки. На зад­ней поперечине рамы устанавливаются два буфера.

 

Вывод. Рама является основанием для крепления агрегатов, механиз­мов и кузова автомобиля, а следовательно несет на себе всю нагрузку. Вследствие высокой прочности и жесткости рама особого тех­нического обслуживания не требует, однако необходимо следить за состоянием окрас­ки рамы и своевременно подкрашивать места, где окраска нару­шена.

 

Ответить на вопросы.


 

2.Назначение, устройство и работа передней и задней подвески

 автомобиля ЗиЛ-131;

 

Подвеска служит для смягчения и поглощения толчков и уда­ров, возникающих при движении автомобиля по неровной дороге.

На автомобилях различают переднюю подвеску, связывающую передний мост с рамой, и заднюю подвеску, которая связывает задний мост или одновременно средний и задний мосты с рамой.

Передняя подвеска зависимая, рессорная. Состоит из двух про­дольных полуэллиптических рессор 2 (рис 2.) с деталями кре­пления, четырех резиновых буферов 3 и 5 и двух амортизаторов 4. У автомобилей с лебедкой в каждой рессоре по 17 листов, без лебедки — по 15 листов. От продольного смещения листы рессоры удерживаются тем, что наверху у каждого листа имеется выступ, который входит в углубление на нижней стороне верхнего листа. От поперечного смещения листы удерживаются хомутиками.

Рис. 2 Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ-131.

1, 6—кронштейны; 2— рессора, 3, 5 — резиновые буфера; 4—амортизатор;

7—накладка; 8 — сухарь. 9—палец сухаря, 10—вкладыш; 11—стяжной болт; 12— втулка; 13- стремянка; 14-пресс-масленка; 15-палец; 16- втулка; 17-хомутик; 18 - накладное ушко

В средней части рессора двумя стремянками 13 крепится к балке моста. На переднем конце к двум верхним листам крепится ушко 18, в которое запрессована втулка 16. С помощью пальца 15 передний конец рессоры закреплен в кронштейне 1, прикрепленном к раме. Трущиеся поверхности втулки и пальца смазываются через пресс-масленку 14.

На задний конец рессоры опирается сухарь 8, установленный в кронштейне 6. На пальце 15 сухаря крепятся вкладыши 10, предохраняющие стенки кронштейна от износа. Вкладыши закреп­ляются стяжным болтом 11, на который надета втулка 16. Второй лист рессоры изогнут, тем самым он удерживает рессору от выпадания из кронштейна. При наезде на препятствие задний конец рес­соры скользит по сухарю 8. Толкающие усилия на раму передаются через переднее крепление рессор.

Амортизаторы служат для быстрого гашения колебаний рамы. На современных грузовых автомобилях устанавливаются гидрав­лические телескопические амортизаторы двустороннего действия. Верхней проушиной амортизатор с помощью резиновых втулок 8 и 9 и пальца крепится к кронштейну рамы, а нижней проушиной — к кронштейну балки моста.

По устройству и работе амортизаторы автомобиля ЗиЛ-131 аналогичны амортиза­торам, установленным на ГАЗ-66. Отличие состоит в размерах, конструкции клапанов и уплотнений. Основными частями амортизатора (на примере автомобиля ГАЗ-66) являются (рис 3.): корпус 5, рабочий цилиндр 6, кожух 11, поршень 9 со штоком 19, клапан сжатия 4, клапан отдачи 8, два перепускных клапана 7 и 17. Рабочий цилиндр размещен внутри корпуса, снизу к нему приварено основание 3, а сверху цилиндр закрывается направляю­щей 29 штока. Внутри цилиндра находится поршень, соединенный со штоком. Поршень уплотняется двумя чугунными кольцами. В поршне имеются два ряда отверстий, расположенных по окружностям. Отверстия на большем диаметре сверху закрываются пере­пускным пластинчатым клапаном 17, отверстия на меньшем диа­метре перекрыты снизу тарелкой клапана отдачи 8. Между этими клапанами и втулкой 21, надетой свободно на шток, имеется коль­цевая (дроссельная) щель. В основании цилиндра есть один ряд отверстий по окружности, которые закрываются сверху перепуск­ным клапаном. В центре основания расположен клапан сжатия.

Выход штока уплотняется резиновым кольцом, двумя резино­выми 13 и войлочным 15 сальниками. Сальники помещены в обой­ме 10. Корпус сверху закрывается гайкой 14. Между гайкой и обоймой сальников, а также между обоймой и направляющей што­ка расположены резиновые кольца 16.

Пространство между цилиндром и поршнем называется резервной полостью, вместе с рабочим цилиндром она заполнена жидкостью.

Работа амортизатора заключается в следующем. При плав­ном сжатии поршень перемещается вниз, под ним создается дав­ление, за счет чего открывается клапан 17 на поршне, и жидкость перетекает в пространство над поршнем. Вся жидкость из-под поршня не может перетечь в пространство над поршнем, так как часть объема выше поршня занимает шток. Поэтому часть жидко­сти через приоткрывающийся клапан сжатия перетекает в резерв­ную полость

При резком сжатии под поршнем создается большое давление, клапан сжатия открывается на большую величину. Жид­кость перетекает через клапан 17 в пространство над поршнем и через клапан 4 в резервную полость.

При плавном ходе отдачи  давление создается в пространстве над поршнем. Жидкость перетекает через отверстия на малом диаметре поршня и через дроссельную щель между втул­кой 21 и клапаном 8 в пространство под поршень. Одновременно часть жидкости из резервной полости через клапан 7 в основании заполняет подпоршневое пространство.

При резкой отдаче давление под поршнем возрастает быстро; преодолевая усилие пружины, жидкость открывает клапан отдачи 8 и проходит в пространство под поршнем. Одновременно в это же пространство поступает жидкость из резервной полости через клапан 7.

Во всех случаях при перетекании жидкости через узкие отвер­стия клапанов и дроссельную щель создается трение жидкости о стенки отверстий и между ее слоями. За счет этого трения и га­сятся колебания рамы. При трении выделяется тепло, поэтому ис­правно работающий амортизатор должен быть теплым.

 

Рис. 3 Амортизатор автомобиля ГАЗ 66:

1—нижняя проушина: 2 — резиновая втулка; 3 — основание рабочего цилин­дра; 4—клапан сжатия; 5—корпус; б—рабочий цилиндр; 7,17 — перепуск­ные клапаны; 8 — клапан отдачи; 9 — поршень; 10—обойма сальников; 11кожух; 12—верхняя проушина; 13, 15-сальники; 14-гайка; 16-резино­вое кольца; 18-резервная полость; 19-шток; 20-направляющая штока;

 

Задняя подвеска зависимая, рессорная, балансирная, связы­вает с рамой два моста — средний и задний. Задняя подвеска со­стоит из двух продольных рессор 1 (рис 4.), оси 10 с кронштейнами, двух ступиц 11, шести реактивных штанг 13, четырех резиновых буферов 16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ-131:

1 — рессора; 2 — опорный кронштейн рессоры; 3 — на­кладка; 4 — стремянка; 5 — шпилька; 6 — пробка отвер­стия для заливки и контроля уровня масла; 7 — стопор­ный стяжной болт; 8 — крышка ступицы; 9 — разрезная гайка; 10 — балансирная ось;

11 — ступица; 12 — нижний кронштейн оси; 13 — реактивная штанга; 14 — верхний кронштейн оси; 15, 18 — рычаги; 16 — буфер; 17 — болт для выпрессовки пальца реактивной штанги

 

Ось подвески через кронштейны крепится к раме. По концам оси, на двух втулках каждая, устанавливаются ступицы, закрываемые крышками. От осевых смещений ступица фиксируется раз­резной гайкой 9, стянутой болтом 7. Смазка подшипников осуществляется маслом, заливаемым через пробку, слив масла—через другую пробку. Уплотняется ступица сальником и резиновыми кольцами.

Рессоры    имеют по пятнадцать листов. В средней части рессора крепится к ступице двумя стремянками 4, концы рессор устанавли­ваются свободно в кронштейнах балок мостов.

Резиновые буфера, прикрепленные к лонжеронам рамы, огра­ничивают ход мостов вверх и смягчают удары балок о раму.

Реактивные штанги служат для передачи толкающих и тормоз­ных усилий от балок мостов на раму, они также воспринимают от мостов реактивные моменты, возникающие при трогании с места или торможении. Каждый мост имеет по три одинаковые штанги; одну верхнюю и две нижние. Штанга состоит из стержня и двух головок. В головке установлен шаровой палец и обойма с вклады­шем. Вкладыш изготовлен из тканой ленты, пропитанной специаль­ным составом. Шарнир уплотняется резиновым чехлом. В процессе эксплуатации шарниры реактивных штанг смазки не требуют.

 

Вывод. Подвеска служит для смягчения и поглощения толчков и уда­ров, возникающих при движении автомобиля по неровной дороге. Возникновение неисправностей в элементах подвески влечет за собой возникновение неисправностей в механизмах управления, ходовой части и трансмиссии автомобиля.

 

Ответить на вопросы.


 

3.Балки мостов. Поворотные кулаки. Установка шкворней  и

передних колес.

 

Балки мостов служат для восприятия вертикальных, продоль­ных и поперечных усилий, действующих на колеса.

Балки ведущих мостов пустотелые, внутри них устанавлива­ются главные передачи, дифференциалы и полуоси. У автомобиля ЗИЛ-131 балки состоят из двух штампованных половин соединенных электросваркой.

В средней части балка моста имеет кольцевой поясок для креп­ления картера главной передачи, а с противоположной стороны приварена глухая крышка. На балках средних и задних мостов автомобиля ЗИЛ-131 имеются кронштейны для установки рессор и крепления реактивных штанг подвески.

Торцы балок сред­него и заднего мостов ЗИЛ-131 заканчиваются фланцами, к кото­рым крепятся шпильками цапфы и опорные диски тормозных механизмов.

Балка переднего моста автомобиля  ЗИЛ-131 закан­чивается фланцем, к которому крепятся шаровые опоры поворот­ных кулаков.

Поворотные кулаки обеспечивают возможность поворота пе­редних управляемых колес. Каждый поворотный кулак состоит из шаро­вой опоры 7 (см. рис 5.) с двумя шкворнями 4 и подшипниками, корпуса 3 с крышками, поворотной цапфы 9 и уплотнения.

Рис. 5. Переднее колесо автомобиля:

1 — диск колеса; 2 — блок сальников подвода воздуха; 3 — корпус поворотного ку­лака; 4— -шкворень; б — крышка корпуса; 6 — сальник; 7 — шаровая опора; S — шар­нир равных угловых скоростей; 9 — цапфа; 10 — опорный диск тормоза; 11 — фла­нец полуоси; 12 — канал подвода воздуха; 13 — крышка фланца; 14 — гайка; 15 — контргайка;   16 — замочная   шайба;   17 — подножка;   18 — ступица;   19 — полуось;   20—шинный   кран

 

Шаро­вая опора крепится шпильками к балке моста. В нее запрессованы и обварены два шкворня, на которых установлены конические подшипники; наружные кольца подшипников расположены в расточках корпуса 3 кулака. Подшипники закрываются крышками, под которые подложены металлические прокладки. В верхнюю крышку ввернута пресс-масленка для смазки верхнего подшипни­ка шкворня. В шаровой опоре автомобиля ЗИЛ-131 имеется контрольная пробка. С внутренней стороны к корпусу по­воротного кулака крепится цапфа, а со стороны шаровой опоры — уплотнение.

Шкворни 4 установлены в шаровой опоре с наклоном в попереч­ной и продольной плоскостях (рис.6.) Углы наклона шкворней приведены ниже:

 

ЗиЛ-131

КамАЗ-4310

Наклон шкворней, град.

 

 

                    поперечный

                    продольный

3°30'

Развал колес, град

 

Схождение колес, мм

2-5

1-2

 

Рис.  6. Установка шкворней и колес переднего моста:

а — углы развала колес и наклона шкворней в поперечной плоскости;

б—схождение колес; в — угол наклона шкворня в продольной плос­кости

 

Установка шкворней с наклоном повышает устойчивость и об­легчает управление автомобилем. Конструкция поворотных кулаков обеспечивает также раз­вал передних колес на угол до 1°. Развал достигается тем, что оси поворотных цапф наружными концами наклонены вниз. Развал колес уменьшает усилие, необходимое для поворота авто­мобиля, разгружает наружный подшипник ступицы колеса, спо­собствует равномерному износу шин. Углы развала колес и накло­на шкворней на грузовых автомобилях не регулируются.

Передние колеса, установленные с развалом, стремятся катить­ся по расходящимся окружностям, что привело бы к их проскаль­зыванию относительно дороги и быстрому износу шин. Чтобы не допустить этого, передние колеса устанавливаются со схождением.

Схождение колес — это разность расстояний меж­ду ободами левого и правого колес сзади и впереди балки моста. Измеряется специальной линейкой  и должно соответ­ствовать данным таблицы.

Конические подшипники шкворней устанавливаются с предва­рительным натягом. По мере износа трущихся поверхностей натяг исчезает, появляется зазор, что может привести к неустойчивому движению пе­редних колес и разрушению подшипни­ков.

Регулировку подшипни­ков на автомобиле ЗиЛ-131 осуществляют удалением одина­кового количества прокладок из-под крышек подшипников. При большом износе нижнего подшипника рекоменду­ется поменять подшипники местами; в этом случае прокладки удаляются из-под верхней крышки. Правильность регулировки проверяется по величине усилия, приложенного к поворотному рычагу, отлитому заодно с корпусом по­воротного кулака (рис. 7).

Рис.7. Проверка затяжки подшипников шкворней поворотного кулака.

 

Показания динамометра, закрепленного за отверстие рычага, должны быть 20-24Н (2,0-2,4 кгс). Проверка производится при отсоединенных рулевых тягах и приподнятом мосте. В поворотных кулаках переднего моста автомобиля ЗИЛ-131 изнашиваются подшипники шкворней и уплотнения, которые заменяются новыми.

Картер переднего моста автомобиля КамАЗ-4310 (рис. 8.) отлит заодно с левым коротким кожухом полуоси. Правый кожух запрессован в картер, а заклепочная сварка предохраняет кожух от осевого перемещения. К фланцам кожухов полуосей на шпиль­ках закреплены шаровые опоры с приваренными шкворнями. В ша­ровых опорах запрессованы бронзовые втулки, в которых установ­лены внутренние кулаки шарниров равных угловых скоростей.

Рис. 8. Передний мост автомобиля КамАЗ-4310:

1 — наружный кулак шарнира; 2 — кран запора воздуха; 3 — разжимной кулак; 4 — колодка переднего тормоза; 5 — ролик колодки; 6- цапфа поворотного кулака; 7 —переходной штуцер; 8 — ввертный штуцер; 9 — корпус поворотного кулака; 10 — регулировочные прокладки; 11, 32 — разжимные втулки; 12—масленка; 13 — рычаг поворотного кулака;

14 — регу­лировочный рычаг; 15 — редуктор; 16 — шаровая опора; 17 — внутренний кулак; 18 — пробка; 19 — накладка кулака; 20 — вкладыш кулака шарнира; 21 — диск шарнира; 22, 27, 30 — конические роликоподшипники; 23 — щиток; 24 —суппорт; 25 — ось колодок; 26 — запорное кольцо; 28 — накладка осей колодок; 29 — пружина колодок тормоза;

31 — левая ступица; 33— ведущий фланец

 

На шкворнях установлены корпуса поворотных кулаков 9, которые поворачиваются на конических роликоподшипниках 22. К корпусам поворотных кулаков прикреплены на шпильках цапфы 6 и суппорты 24 тормозных механизмов. В цапфы запрессованы бронзовые втулки, в которых вращаются наружные кулаки шарни­ров. Передача крутящего момента от внутреннего кулака 17 к на­ружному осуществляется через шарнир равных угловых скоростей. На шлицевом конце наружного кулака установлен ведущий фла­нец 33, который крепится к ступице с помощью шпилек.

Картеры среднего и заднего мостов автомобилей КамАЗ сварены из стальных штампованных балок с прива­ренными к ним крышками картеров, фланцами для крепления ре­дукторов главных передач, концевыми фланцами для крепления суппортов тормозных механизмов и цапф ступиц колес, рычагами для крепления реактивных штанг и опоры рессор.

Полуоси всех мостов полностью разгружены. На цапфах мостов с помощью гаек, замковых шайб и контргаек закреплены ступицы, вращающиеся на конических роликоподшипниках. К фланцам сту­пиц с помощью шпилек крепятся тормозные барабаны и диски колес. Кроме того, барабаны фиксируются на ступицах тремя винтами. Ступицы мостов и их крепление взаимозаменяемы. Подшипники сту­пиц защищены от попадания грязи и пыли прокладками под фланцем полуоси и манжетой с лабиринтным уплотнением, установленной в расточке ступицы. Полость корпуса поворотного кулака предо­храняется от попадания грязи внутрь комбинированным сальнико­вым уплотнением с распорным кольцом, которое крепится болтами к внутреннему торцу корпуса.

 

Вывод. Исправность, установка шкворней и отрегулированное схождение колес уменьшает усилие, необходимое для поворота авто­мобиля, разгружает наружный подшипник ступицы колеса, спо­собствует равномерному износу шин, а значит и оказывает существенное влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.

 

Ответить на вопросы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      подвести итоги занятия;

-      напомнить тему, цели и учебные вопросы;

-      объявить оценки;

-      ответить на вопросы;

-      отметить активность и дисциплину на занятии;

-      дать задание на самоподготовку.

Используемая литература при составлении методической разработки:

1. В.П.Полосков и др. «Устройство и эксплуатация автомобилей» издательство «ДОСААФ», Москва, 1987 стр. 208-214.

2. В.И.Медведков и др. «Автомобили КамАЗ» издательство «ДОСААФ», Москва, 1987 год стр.195-204.

3. В.Л.Роговцев и др. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств». Изд. «Транспорт», Москва, 1998 г. стр. 244-249, 253-257.