Деловая игра «Закон в нашей жизни»
Давным - давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы. Вот и появились законы. Что же такое Закон?
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией.
Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день
является
государственным праздником нашей страны. В Конституции РФ определены права и свободы человека и
гражданина, его обязанности. Ребята, а какие из них вы
знаете? (Конституция, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах
человека, Кодексы)
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)
· Право на жизнь
· Право на имя при рождении
· Право на медицинскую помощь
· Право на образование
· Право на отдых и досуг
· Право иметь имущество
· Право свободно выражать свои взгляды
· Право на свободное перемещение
· Право на заботу и воспитание родителями
· Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
· Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
В Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина, его обязанности.
Обязанности. Какие у вас есть обязанности?
Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность. За что вы несете ответственность?
За нарушения Устава школы. За причинение вреда.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, табака вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
«Права литературных героев»:
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской народной сказки «Избушка»).
2. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»).
3. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Сказка о попе и его работнике Балде»).
4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? («Золушка»).
5. Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка-путешественница»).
какие права здесь нарушены,и помочь сказочному герою защитить свои права.
6. Как называется сказка? Кто автор? (рус. нар.сказка "Колобок").
- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"
- Какую статью нарушила Лиса? (ст.6)
- Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
7. Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", А.Н. Толстого).
- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (ст.37)
- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".
- Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).
8. Назовите сказку. Кто автор?
- Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (ст.37) "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению".
Задание Шерлока Холмса: Проявите, внимание, наблюдательность, умение логически мыслить.
Шерлок Холмс (сидит в гостиничном номере). Ему стало известно, что в гостинице остановился коллекционер живописи. Он вез с собой известную картину. И вот эту картину должны были похитить. Три дня пришлось дежурить в номере коллекционера, поджидая развязки этой истории. На третий день вечером, неожиданно раздался стук в дверь. (Холмс молчит. Стук повторяется. Дверь открывается. В комнату входит неизвестный).
Неизвестный: (заметив Холмса) «О, простите, я был абсолютно уверен, что это мой номер. Еще раз извините за беспокойство».
Шерлок Холмс: «Что, же, по-вашему, я должен был сделать. Проверить словами неизвестного или немедленно задержать его?» (если бы неизвестный был действительно уверен, что это его номер, то он не стал бы стучатся).
Разбор ситуаций «Права и обязанности».
Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Дайте оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1. Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! Сын. А имею право на отдых! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ.
Ответ: сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей. ( В данном случае поведение сына ущемляет права родителей и соседей на отдых и является нарушением общественного порядка).
Сценка 2. Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!
Объясните Оле, в чём она не права.
Ответ: кроме прав у Оли есть ещё обязанности – дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.
Сценка 3. Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием! Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Ответ: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Сценка 4. Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
Ответ: его одноклассники имеют право на образование. А он бегал по классу и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Сценка 5. Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей!
Вот такой борец за права ребёнка! Может быть, он прав?
Ответ: нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и помогать ей.
-Нужно ли знать свои права?
-Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).
-Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
-Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.
Если ты соблюдаешь законы – твоя жизнь развивается в правильном направлении.
Ребята из объединения «Альтернатива» вступают в сложный, но интересный возраст 13-15 лет. Вокруг много соблазнов. И они должны выбрать правильный путь, чтобы не попасть в сложную ситуацию. Мероприятие «Закон в нашей жизни», которое прошло - это продолжение знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. Они попробовали в ходе игры разобраться, как себя вести в различных жизненных ситуациях, пользоваться своими правами и выполнять обязанности и за что несут ответственность.
Участвуя в викторине «Права литературных героев», ребята помогли сказочным героям защитить свои права. А разбор ситуаций «Права и обязанности» помог им понять, что пользоваться своими правами можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. За активное участие дети были награждены сладкими призами. Будем надеяться, что полученные знания обязательно пригодятся им в дальнейшей жизни.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.