Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бокситогорская
основная общеобразовательная школа №1»
Конспект урока
по изобразительному искусству и
окружающего мира
1 класс
Тема урока: «Зимушка – Зима»
План урока
Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение к культурным ценностям человечества; овладение культурным наследием.
Задачи: применение на практике полученных умений и навыков; творческое отображение окружающего мира; развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции; закрепление умения пользоваться мазком, методом тычка, цветовыми контрастами, как средствами художественной выразительности; воспитание точности, аккуратности, взаимопомощи; умение объективно оценивать свои работы и работы других.
Оборудование, материалы
· запись голоса «Зимушки»
· Снежинки со стихами для словесной картины
· Образцы деревьев (береза, сосна, ель)
· Цветные карандаши, фломастеры.
Связь с другими предметами
· Литературное чтение
· Окружающий мир
· Музыка
· Труд
Ход урока
Учитель: Ребята, посмотрите, к нам в класс залетели снежинки, вероятно, окно было открыто. А это что такое? Письмо какое – то. (читаю). От кого: от Зимушки – зимы.Интересно, а что там написано?? Давайте прочитаем?!
«Зимушка»:
Дорогие ребята,
я знаю, что вы умеете и любите рисовать.
Моя подруга «Золотая Осень» мне рассказала, что часто наблюдала за вами, стоя за окном, и любовалась картинками, которые вы рисовали про неё. Мне тоже очень хочется, чтобы вы нарисовали рисунки про меня. Я очень люблю украшать природу в свой зимний наряд. Я приготовила для вас подсказки, чтобы вы догадались, какую картину я хочу увидеть в ваших рисунках. Мои сестренки-снежинки помогут мне в этом. Посмотрите на них и догадайтесь, а я выберу время и загляну к вам, полюбоваться на ваши рисунки.
До встречи,
ваша Зимушка-Зима
Учитель:Так вон оно что! Это «Зима» прислала к нам своих сестренок-снежинок с подсказками, она хочет, чтобы мы нарисовали картинки про неё. Ну что, порадуем «Зимушку»?
Тогда нам нужно разгадать, что же она желает увидеть в наших рисунках. (На доске снежинки, на которых отрывки стихов)
Что же написано на снежинках? Да это же строки из стихотворений о зиме. Я, кажется, поняла, как вам помочь разгадать эти загадки-подсказки. На уроках чтения мы учились находить в тексте важные слова. Они называются ключевые или опорные. Я буду стараться голосом выделять слова, нужные в данный момент (именно для ЗИМЫ), а вы будьте внимательны, слушайте и называйте мне их.
Текст на снежинках:
Первая снежинка -
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
(Выбрать слова)
Вторая снежинка -
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Выбрать слова)
Третья снежинка -
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(Выбрать слова)
Четвертая снежинка –
Вырастала елка в лесу на горе,
У неё иголки зимой в серебре.
У неё на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах.
(Выбрать слова)
Пятая снежинка -
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Посыпает ветви новым серебром.
(Выбрать слова)
Учитель: Молодцы, ребята, а теперь давайте нарисуем словесную картину. (Читают подчеркнутые слова)
Словесная картина: Зима. Мохнатый лес. Плывут седые облака. Снег падает, кружится. Сосна в белой косынке. У ёлки снежное пальтишко. Береза в серебре. (Вывесить данный текст на доску)
Ребята, вы догадались, что мы должны нарисовать (дети отвечают – «Зимний лес»)
Верно – зимний лес.
· А мохнатый – это какой? (густые ветки сосны или ели, которые находятся под пушистым снегом)
· Облака седые – какого цвета эти облака? (серые)
· Дерево у нас уже находится на нашей картине. Что это за дерево? (лиственное или хвойное? Это дуб, это какое дерево?)
· А сосны и ели – это какие деревья? (хвойные)
· Чем они отличаются? (листья и хвоинки)
· Что это за белая косынка у сосны? (снег)
· Снежное пальтишко у елки? (снег)
· У березы серебро? (снег)
-Молодцы! Снег падает и ложится на ветви деревьев.
- А кто еще может находиться в лесу зимой? (птицы и звери).
- А вот какие, мы сейчас это и узнаем.
Читающим детям выданы карточки, на которых – описание зверей или птиц. Другие ученики должны узнать их по описанию.
1. Эта птица имеет отличительный признак. У них красное брюшко. Верх головы, крылья, хвост - черные, спинка голубовато-серая. Своё название эти птицы получили за то, что появляются у нас с первым снегом. Они держатся небольшими стайками (7-8 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. Любимое зимнее лакомство - ягоды рябины. (Снегирь)
2. Эта птица средних размеров. На голове у нее широкий торчащий хохолок розового цвета, на конце хвоста - ярко-желтая полоса. Оперение серо-розовое. В одиночку её не встретишь. И кормятся, и отдыхают птицы огромными стаями. (Свиристель)
3. На голове у этой птицы черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек. Крылья, хвост - серые, спина - желто-зеленая, а брюшко - желтое. Они - подвижные птицы. Перелетая с ветки на ветку, эти птицы подвешиваются к ним вниз головой, качаются на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. (Синица)
4. Это - маленькая подвижная птичка с округлой головкой. Короткой шеей, небольшими крыльями. Эти птицы спокойно переносят морозы. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще они сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей)
5. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)
6. «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
7. Это животное – хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто это? (волк)
8. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, любит сладкое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? (медведь)
Слушаем загадки:
1. Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (заяц)
2. За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
3. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
4. Он коричневый, лохматый.
Угадайте—ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (медведь)
5. Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай! (снегирь)
6. И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... (Синица)
7. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
8. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её (Cорока)
9. У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
· Как одним словом можно назвать то, что мы сейчас описали? (окружающий мир, природа)
· А как называется в живописи картина, на которой изображена природа? (пейзаж)
· А если это зима? (зимний пейзаж)
Физкультминутка:
Ветер тихо клён качает…
И сегодня на уроке мы должны превратить эту безмолвную картину в настоящее живое чудо, где на деревьях сидят птицы, под кустами прячутся какие – то звери, давайте приступать. Цветные карандаши вам помогут раскрасить наших птиц и зверей. Потом вы их аккуратно вырежете, и мы их поместим на нашу картину.
Начинайте раскрашивать. А я тихонько включу музыку. Это музыкальное произведение называется «Лунная соната», композитор Бетховен. Музыка поможет вам лучше представить красоту зимнего леса, его безмолвие, холод.
Индивидуальная работа с детьми.
Анализ работы.
(всё ли нарисовано, как нарисовано, выполнено ли, что задумано, аккуратно ли выполнена работа)
Учитель:
Как красиво! Как будто мы в зимнем лесу оказались! Даже в классе прохладней стало. Так и хочется воскликнуть:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
(посмотреть за дверь, вынести конверт)
Зимушка:
Дорогие ребята!
Я всё это время стояла за окном, слушала и смотрела, как вы рисовали, да и не утерпела, как увидела ваши рисунки. Какие же вы молодцы! Порадовали меня, спасибо! На память о себе я оставляю вам снежинки. Помните, что я ваш друг. И не обижайтесь, если я кого-то ущипну за нос и щеки. Будьте здоровыми и веселыми! До свидания.
Итог урока: Что понравилось? Что запомнилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.