Тема: Семейные праздники и традиции.
Задачи:
1. Обобщить и расширить теоретические знания о проведении семейных праздников.
2. Развивать интерес и творческое воображение в создании семейных традиций.
3. Воспитывать уважение и желание продолжать семейные традиции.
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: слайдовая презентация, карточки задания, групповая работа (коллаж).
Ход занятия
1.Организационный этап.
В-тель: Я рада вас видеть на нашем занятии, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение.
- От чего зависит ваше настроение? Когда оно всегда бывает хорошим?
Ответы детей.
Задание №1 «Ассоциации».
Сгруппируйте данный перечень событий из слайдов презентации, наиболее подходящие между собой и запишите их в таблицу (работа в группах).
Учащимся предлагаются слайды с изображениями фотографий праздников.
В-тель: Как можно назвать эти события по-другому? (праздники)
- Зачитайте получившиеся группы.
- Как можно назвать каждую группу? (государственные, религиозные, профессиональные, семейные праздники).
-Я думаю, что вы уже догадались, что речь на занятии пойдёт о праздниках и связанных с ними традициями.
- В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.
Сегодня на занятии мы поговорим с вами о семейных праздниках и традициях.
2. Этап изучения нового материала
Объявление темы занятия, запись в тетрадь «Семейные праздники и традиции».
В-тель: - Почему называют семейные праздники? (ответы детей).
К членам семьи относят: ответы детей (отца, мать, сына, дочь, брата, сестру, дедушку, бабушку).
К дальнему кругу могут быть отнесены дядя, тётя, племянник, двоюродные (кузен) и троюродные братья и сестры.
В-тель: - Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».
В-тель: - Что такое праздник?
Высказывания детей.
Праздник – это: встречи, радость, веселье, и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в саду, в школе получение опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке.
В-тель: - Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом.
- Перечислите семейные праздники?
- Как у вас проводятся семейные праздники?
(ответы детей).
В-тель: - Как можно по-другому назвать повторяющиеся этапы праздника? (традиции)
- Как вы понимаете слово «традиции»?
Традиции - обычаи, привычки, практическая деятельность, передается и соблюдается из поколения в поколение несмотря ни на что.
Чтобы разнообразить жизнь и сделать семейные будни более интересными, вы можете заниматься созданием собственных семейных традиций.
В-тель: - Есть ли вашей семье традиции? Какие?
Задание . Из выделенных букв на карточках- заданиях сложите слова, обозначающие традиции, используемые в проведении семейных праздниках (работа в парах).
Каждая группа получает своё задание. (Приложение)
-Зачитайте.
Ответы: подарки, сюрпризы, игры, фотографии, открытки, стенгазета, семейный обед, Новогодняя ёлка.
В-тель: Одна моя знакомая рассказывала, что выйдя замуж, она попала в семью, богатую семейными традициями, большая часть из которых была придумана её обитателями.
Гостеприимство (угощение гостей)
В-тель: Одной из распространенных традиций разных народов всегда было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.
- Назовите традиционное праздничное блюдо вашей семьи?
- Каждый праздник должен иметь свое лицо, и к нему нужно обязательно готовиться.
День рождения.
В-тель:
Сегодня праздник у меня,
Сегодня день рождения!
Придёт поздравить вся семья,
Готовим угощенье!
Дети: Шумный веселый праздник с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества.
Во многих семьях принято отмечать рост ребенка. Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий.
Придумывать сценарий праздника с конкурсами и викторинами. Делать сюрпризы.
В-тель: а также над костюмом именинника стоит пофантазировать.
- Как можно оформить интерьер дома к празднику? (воздушными шарами, а во все люстры по секрету от детворы можно ввинтить цветные лампочки).
В-тель: Наши предки широко использовали народный фольклор – это игра на народных инструментах, песни, потешки, прибаутки, загадки, сказки.
Семейный альбом
В-тель: собирать и хранить фотографии это ещё одна семейная традиция.
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Учитель: Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Генеалогическое древо.
В-тель: Издавна в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается сейчас в семьи. Вместе с детьми можно заняться составлением генеалогического древа.
Семейные династии.
В-тель: Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. Всей семьей отмечали свой профессиональный праздник.
Традиция проведения свободного времени в семье.
Отдых всей семьей, игры, развлечения, ну и, конечно, приключения. (рыбалка, искание клада, тур слёты, конкурсы «Мама, папа и я» ит.д.)
Новый год.
В-тель: Еще один из любимых праздников каждого «Новый год».
- Назовите традиции проведения Нового года?
Дети перечисляют (красочные приглашения, изготавливаем своими руками веселые подарки, сувениры, вкусные угощения. Под бой курантов мы загадываем желания и обмениваемся подарками, конкурсы, поздравления).
В-тель: Какие вы испытываете ощущения во время праздника?
Выводы
В-тель: - Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции?
- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
На празднике человек отдыхает, забывает о грусти, печали. Чем больше люди собираются вместе, общаются и веселятся, тем добрее и дружнее становится.
- Что еще бы вы добавили к схеме проведения семейного праздника составленной в начале занятия? (ответы детей)
В-тель: - Сам по себе праздник не получится, без помощи каждого члена семьи. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость - чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе.
Главное, чтобы через много-много лет вы уже повзрослевшие с радостью и немного с грустью вспомните семейный Новый год и хотели бы в собственной семье возродить традиции родительского дома.
Рефлексия.
Что нового вы узнали на занятии?
Какие традиции праздника вы хотели бы продолжить?
Домашнее задание: составить план – сценарий любого семейного праздника.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья -это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить без семьи невозможно.
-Создавайте свои семейные праздники и традиции! (коллаж)
Приложение
Из выделенных букв сложите слова, обозначающие традиции, используемые в проведении семейных праздников.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.