Методическая разработка "Использование цифрового микроскопа в НОД по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Оценка 4.7

Методическая разработка "Использование цифрового микроскопа в НОД по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Оценка 4.7
docx
воспитательная работа
07.11.2023
Методическая разработка "Использование цифрового микроскопа  в НОД по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка Докучаева Н.А..docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Байкаловский детский сад №1 «Теремок»

 

 

 

Методическая разработка по теме: «Использование цифрового микроскопа в НОД по познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Докучаева Надежда

Александровна

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

Байкалово, 2022

 

«Использование цифрового микроскопа в НОД по познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».  /Методическая разработка. Байкалово, 2022/

 

 

 

 

 

Составитель: Докучаева Н.А., воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

      Данное пособие содержит теоритические и практические материалы по использованию цифрового микроскопа в познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

      Данное пособие, предназначено воспитателям дошкольных учреждений.

 

 

2

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                  4

2. Цифровой микроскоп, как инновационная форма работы в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников  5

3.Использование цифрового микроскопа в процессе НОД           10

Заключение                                                                                          14

Список литературы                                                                             15

Приложения                                                                                        16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

3

 

Пояснительная записка

 

      Актуальность использования  информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.

     Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

     Программа дошкольного образования включает различные образовательные области, конкретное содержание которых варьируется в зависимости возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так для детей дошкольного возраста она может реализовываться в исследовании объектов окружающего мира и экспериментирования с ним.

     Самым доступным изучением окружающего мира является наблюдение, умение наблюдать, а затем анализировать результаты наблюдения лежит в основе научного мышления.

     Среди инновационного оборудования, которое позволило расширить возможности традиционного средства обучения, особое место  занимает цифровой микроскоп.      

       Привычное средство с новыми возможностями.

       Цифровой микроскоп - это приспособленный для работы в детском саду оптический прибор, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.

      Давая увеличение до 200 раз, такой микроскоп является очень простым по своей конструкции и безопасным для ребёнка.

      С применением цифрового микроскопа, появилась возможность более качественно и интересно проводить совместную

4

 

деятельность с детьми, особенно опыты, возрос интерес у детей к исследовательской деятельности.

      Преимущества цифрового микроскопа.

      Изучать исследуемый объект ни одному ребенку, а группе детей одновременно, т. к. информация может быть выведена на монитор компьютера.

       Изучать объект в динамике, например, одним из преимуществ микроскопа является возможность проведения видеосъемки для отображения промежуточных стадий длительных опытов, когда нет возможности показать превращения в режиме реального времени, например, процесс прорастания семян.

      Также его можно использовать для демонстрации движений различных объектов.

      Создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме; сделать подписи к рисункам и фотографиям.

 

2.Цифровой микроскоп, как инновационная форма в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

    Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень непросто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам.     Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие - пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый.

     И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему".

      Куда интереснее не просто послушать рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

    Занятия с микроскопом помогают ребенку расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования,

 

5

 

 

систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У ребенка будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. «Микроскоп» станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

    Цель: развивать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности.

    Задачи:

    Образовательные:

    1.Включение детей в познавательно - исследовательскую деятельность.

    2.Расширение кругозора.

    Развивающие:

    1.Развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости).

    2.Развитие психических познавательных процессов.        Воспитательные:

    1. Воспитание творческой, самостоятельной личности.

    2. Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуру умственного труда.

    3. Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

1.Теоретическая часть:

    Беседы с детьми

2.Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа.

3 Мы узнали, из чего состоят микроскопы, и какими они бывают.

 

           

 

6

 

4. Проделали несколько очень интересных и познавательных опытов.

    

   «Из чего что состоит?»

Рассматривание структуры снега, соли и сахара;

- рассматривание кристаллов снега соли и сахара (что общего, и чем отличаются?);

ЦЕЛЬ: познакомить с понятием «клетка» и показать детям клеточное строение различных структур.

 

  

 

       «Цветные льдинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении), вода замерзает, превращается в лёд.

   Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и

7

 

 

создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

 

                     

 

      Лед и его свойства:

Цель: Формировать исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со льдом.

Задачи:

 Обучающие: Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда ( прозрачный, не прозрачный; твердый, мягкий; не тонет в воде; тает в тепле);

Развивающие: Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности; Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

 

               

    «Что за чудо эти перья?»

Цель: изучение детьми назначения перьев (маховых, пуховых) и наличие жировой железы у водоплавающих птиц.

Задачи:

образовательные: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме; выявить в процессе

8

экспериментирования особенности строения крыла птиц, помогающие им держаться в воздухе (на воде);

развивающие: обогатить словарь детей путем введения новых слов: перья пуховые и маховые, полый стержень, опахало; терминов: клин, косяк, стая, орнитолог; выявить отличие нелетающих птиц от летающих на основе особенностей строения их тела (пингвины, страусы); развивать исследовательский интерес, любознательность;

воспитательные: воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности; воспитывать бережное отношение к природе.

 

 

«Живые дрожжи»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – дрожжами.

Задачи:

• Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;

• Обогащение активного словаря новыми словами (углекислый газ, дрожжи, добрые микробы и т. д.) ;

• Становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий в рамках проведения экспериментальной деятельности.

9

 

3. Использование цифрового микроскопа в процессе НОД

 

       Век информационных технологий вносит изменения во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в дошкольное образование.

      Одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе – формирование познавательной активности, любознательности и пытливости дошкольников.

     Вместо наложения запретов на пользование гаджетами, интернет сервисами благоразумнее научить детей правильно применять их для своего познавательно-интеллектуального развития.

     Грамотное использование ИКТ в детском саду позволит повысить познавательную мотивацию, любознательность дошкольников.

     Работу с детьми в данном направлении можно проводить во время непосредственно-образовательной деятельности (НОД), совместной деятельности с детьми.

    Исследовательская деятельность в ходе непосредственно образовательной деятельности НОД может быть полностью выстроена на поисковой деятельности, например, при изучении свойств природных веществ или объектов природы. Например, при

 

10

 

знакомстве детей со свойствами природных веществ (песок, глина,

почва). Рассмотрев природные вещества с помощью цифрового микроскопа, дети узнали, что песчинки неоднородны (встречаются камешки разной величины и окраски), в сухом состоянии между собой они не «слипаются».

    Частички глины – более однородны, при смачивании они слипаются, затрудняют прохождение воды, она долго находится на поверхности. Частики почвы – не однородны.

     Под микроскопом мы увидели и песчинки-камешки, и фрагменты частей растений. А так же дети заметили, что песчинки-камешки слипаются с помощью какой-то черной массы. По этой теме детям был предложен к просмотру видеоролик «Почва.     Состав почвы», из которого дошкольники узнали, что черная масса – это перегной. В перегное содержатся питательные вещества для хорошего роста растений.

     Просмотрев мультфильм «Лунтик. Невидимая грязь», детей заинтересовало, как увидеть невидимую грязь и как она может передаваться.

В ходе исследования дети нанесли небольшое количества мела на руки. При осмотре рук, дошкольники установили, что глаза увидели на руках просто рисунок на коже, увеличительное стекло помогло увидеть, что рисунок на коже похож на рельеф: есть «впадинки» и «возвышенности». При обследовании рук под ручным цифровым микроскопом, увидели во «впадинках» частицы мела. Когда дети помыли в чистой воде руки, она помутнела. А обследовав мутную воду с помощью цифровых микроскопов, дети увидели меловую взвесь. Таким образом, дошкольники узнали, что микрочастицы грязи могут передаваться через прикосновение и загрязнять руки. Поэтому следует соблюдать правила гигиены.    Совместная деятельность воспитателя с детьми.

     Для организации совместной деятельности с детьми, я предварительно предлагаю детям рассмотреть иллюстрации книг, энциклопедий, вношу в центр экспериментирования группы новое оборудование, природные объекты, вещества.

     В ходе совместной поисково-исследовательской деятельности я предлагаю провести опыты для поиска ответа на поставленный вопрос.

11

     Совместная образовательная деятельность воспитателем с детьми может возникнуть совершенно случайно. Например, после совместной с педагогом образовательной деятельности по изучению свойств снега, снег не был убран из емкости и растаял.    Детям стало интересно рассмотреть талую воду под микроскопом, в результате, на большом увеличении ребята увидели и, с помощью программного обеспечения сделали запись движения простейших организмов в капле воды.

    Во время дежурства в  Центре Природы дети поливают растения и обращают внимание на «мягкие» листья фиалки и толстенькие, гладкие у толстянки. С помощью цифрового ручного микроскопа, который позволяет рассмотреть лист, не повреждая растение, обследуем лист фиалки. Дети находят на нем маленькие «волоски», это и делает лист фиалки мягким. Срез листа толстянки помещаем на предметный столик цифрового микроскопа, который поможет нам увидеть клетки растения. Дошкольники увидели, что в клетках толстянки много жидкости.

     Совместная деятельность воспитателя с детьми в некоторых случаях перерастает в проект. Работа по проекту начинается с проблемного вопроса, на который детям очень хочется найти ответ. Совместно с ними обсуждаем, как можно найти ответ, проводя исследование, либо в каких источниках.

   

    В ходе работы дошкольников с цифровым оборудованием, у детей повышается уровень познавательной активности, любознательность. У них проявляется стремление к самостоятельному познанию и размышлению посредством поисковой деятельности.

     Кроме того, дети получают знания об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами; более полное представление о многообразии окружающего мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; оценочное и критическое отношение к нему.

     А так же дошкольники владеют знаниями о способах исследования и его результатах, при этом получают навык работы с цифровым микроскопом, программным обеспечением.    

 

12

 

Использование информационных технологий детьми позволяет

более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка.

     Специальные компьютерные программы позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать, делать умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

Заключение

    Цифровой микроскоп позволяет:

       •производить наблюдения на экране монитора, телевизора или проектора,

       •использовать компьютерные методы анализа и редактирования изображения, делать монтаж слайд шоу, видеоклипов,

       • сохранять промежуточные и конечные результаты исследований,

       •даёт возможность передавать результаты исследований на расстояние.

       В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные, интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения с взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.

Данная методическая разработка может быть рекомендована к использованию педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающим по теме экспериментирование и поисков исследовательская деятельность детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

Список литературы

 

   1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика – Синтез, 2020.- 80с.

   2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина.- М.: ТЦ «Сфера»,2019 – 192с.

   3. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2018. – 48с.

    4. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб:ООО»Издательство «Детство – Пресс», 2019 – 128с.

    Интернет-ресурсы:

    5. http://labx.narod.ru/documents/digital_microscopy.html

    6. http://support.akipkro.ru/news/940-tsifrovye-mikroskopy-v-

         nachalnoj-iosnovnoj-shkole.html 7. http://nsportal.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Приложение 1

Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»

Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос любознательным и учился осознавать процесс своей деятельности, приобретая умение формулировать выводы рассуждая и аргументируя. В этом вам очень поможет организация познавательно – исследовательской деятельности в домашних условиях.

В помощь, хочу вам предложить некоторые рекомендации:

*Поощряйте любопытство, ведь оно порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность, которая способствует необходимости в исследованиях.

*Предоставляйте возможность своим детям действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно помогать ребёнку в этом своим участием.

*Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно, а что нельзя.

*Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность.

*Нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком, игр и пр., так как он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

*Обязательно, с раннего детства побуждайте ребёнка доводить начатое дело до конца, положительно оценивайте его волевые усилия и активность. Ведь ваша положительная оценка важнее всего для него!

Варианты совместной познавательно – исследовательской деятельности родителей с детьми в домашних условиях.

•В ванной комнате разрешите ребёнку играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами, спросите у ребёнка, куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром

 

16

 

или губкой?

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

•Экспериментируйте с предметами, тонут они или плавают в воде. Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы бутылочка утонула? Если прижмешь её, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

•Убирая комнаты, спросите ребёнка, как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

•Поливая цветы вместе с ребёнком, уточните все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, или рыхлить землю у всех растений?

Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

• Планируя ремонт в комнате вашего ребёнка, поинтересуйтесь, какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?

Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Уважаемые родители, очень хотелось бы, чтобы вы следовали мудрому совету великого педагога В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

 

 

 

 

17

Памятка для родителей по исследовательской деятельности

 

Если ребенок исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь- взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что-нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает.

Как проводить исследование с детьми
1. Не игнорируйте вопросы детей, когда у вас нет времени на ответ. Если не можете ответить сразу, сделайте это позже, когда у вас будет возможность. Наберитесь терпения и поощряйте вопросы ребенка, его желание понять окружающий мир.
2. Как можно чаще задавайте вопросы ребенку: « А как ты думаешь?», « А что будет если…», « Почему ты так считаешь?», « Как ты думаешь что произошло?».
3. Обсуждайте с ним самые обычные вещи, побуждайте его задуматься об увиденного: «Смотри сегодня на одной стороне улицы начал таять снег. Как ты думаешь почему?», «Что будет если мы смешаем желтую и зеленую краски?», «Для чего мы поливаем и рыхлим растения?» и т.п.
4. Не бойтесь уронить свой авторитет, объясняя ребенку, что не знаете ответа на его вопрос. Поищите вместе с ребенком ответ в энциклопедиях и другой литературе, провидите собственные исследования. Общайтесь с детьми на равных. Скажите им: «Давайте вместе поищем ответ. Мне самому это интересно».
5. Предоставляйте ребенку возможность исследовать окружающий мир с помощью разных органов чувств, а не только зрения.
6. Не всегда давайте ребенку готовые ответы. Предложите подумать ему самому, высказать свое предложение и проверить его на практике. Учите детей обобщать, делать выводы, искать взаимосвязи.
7. Проанализируйте игры вашего ребенка с точки зрения их использования для исследований. Сделайте вместе с ними простые приборы, берите на прогулку лупы, бинокли, компасы.
8. Научите ребенка вести дневник наблюдений, делать зарисовки,

 

18

 

фотографии.

Обсуждайте с ним результаты работы, хвалите его.

9. Не ругайте детей за испачканную или порванную в процессе исследования одежду, испорченную мебель. Выделите специальную одежду, в которой ребенок сможет проводить исследования на улице и дома, а также безопасную и защищённую поверхность для проведения экспериментов.
10. Помните о правилах безопасности во время проведения исследований. Научите детей правильно обращаться с секатором, иглами, ножом и т.п., лучше если они это сделают под вашим присмотром, чем самостоятельно. Разработайте вместе с ребенком правила поведения исследований, сделайте специальные таблички и повесьте их в домашней лаборатории.
11. Если ребенок в течении дня не успел завершить эксперимент, не убирайте оборудование и материалы, дайте ему возможность завершить эксперимент попозже.
12. Участвуйте в экспериментировании вместе с детьми. Но только в том случаи, если вам действительно интересно. Дети всегда чувствуют неискренность.
13. Собирайте с ребенком разные коллекции, изучайте их. Не выбрасывайте камешки, палочки, которые они приносят с прогулки.
14. Выделите специальную коробку для ненужных вещей и складывайте в нее вместе с ребенком коробочки, баночки, бутылочки, фантики и т.д.
15. Помните о том, что исследовательская деятельность развивает ребенка. Выполнять школьные задания можно не только сидя за столом, но и познавая окружающий мир.
16. Попробуйте сами посмотреть на мир другими глазами и задумайтесь над тем, что происходит вокруг вас. Может быть, вы тогда лучше поймете своего ребенка.

 

 

 

 

 

 

19

Приложение 2

Конспект НОД Тема: «Знакомство с микроскопом».

Возрастная группа: старшая.

Форма организации: подгрупповая.

Наглядные средства: микроскоп, кристаллы соли и кристаллы сахара, мука и крахмал, волос взрослого и ребенка, предметные стекла, ножницы, пинцет

Задачи:

- познакомить детей с микроскопом, формировать навыки обращения с микроскопом,

- учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые микроскопом,

- развивать любознательность и интерес к исследованиям,

- обогащать словарный запас детей.

Оборудование: микроскоп, кристаллы соли и кристаллы сахара, мука и крахмал, волос взрослого и ребенка, предметные стекла, ножницы, пинцет.

1.Вводная часть

Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня с вами в мини-лабораторию.

- Для чего нужна лаборатория? (Ответы детей).

В микроскоп ученый смотрит, Видно, опыты проводит. Дела нет ему до скуки. Весь в работе, весь в науке.

Воспитатель: ребята, про кого говорится в этом стихотворении? (про ученого).

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам стать учеными и открыть свою научную лабораторию. - Вы согласны?

2.Основная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это, как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: В волшебной стране Наурандии живет мальчик Наураша, у них есть научная лаборатория, в которой много разных приборов. Мальчик Наураша прислал нам необычный предмет из своей лаборатории. Он хочет, чтобы мы с ним познакомились и научились им пользоваться.

- Как называется этот предмет? (Ответы детей).

- Обратите внимание на микроскоп это очень сложный механизм,

 

20

 

он состоит из нескольких важных частей.

Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.

Окуляр - это часть микроскопа, которая находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стёклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли.

Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе. Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.

- Как вы думаете, для чего нужен микроскоп? (Ответы детей).

- Правильно, с помощью микроскопа можно рассматривать самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть так.

- Люди, каких профессий используют в работе микроскоп? (Медики, ученые и др.)

Какие детали есть у микроскопа? (Предметный столик, увеличительное стекло, ручки регулировки и т.д.)

Предложить детям рассмотреть кристаллы соли и кристаллы сахара.

- Похожи ли кристаллы соли и сахара, если смотреть без микроскопа?

- Как вы думаете, одинаковые ли они, если рассмотреть их в микроскоп?

- Чем отличаются?

Предложить рассмотреть муку и крахмал. Сравнить их. Предложить рассмотреть волос взрослого человека и ребенка, сравнить их.

3.Заключительная часть

Рефлексия:

- Какие открытия вы сегодня сделали в научной лаборатории?

- Какое исследование было самым интересным?

- Чтобы вы хотели рассказать родителям о своей сегодняшней научной деятельности в лаборатории?

21

Конспект НОД Тема: «Волшебный песок».

 

Возрастная группа: старшая группа.

Форма организации: подгрупповая.

Наглядные средства: Посылка, мешочек с песком, письмо, презентация «Удивительный песок», цифровой микроскоп, песок сухой, подносы, стаканчики с водой, ключ, палочка от мороженного, песочные часы, разрезная картинка.

Задачи:

- Познакомить со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способ пропускать воду, показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц-зернышек песчинок).

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования (связную речь, мышление, внимание, наблюдательность).

- Расширять, обогащать словарный запас детей словами песок, песчинка, песочные часы, микроскоп, «сыпучий», «липкий».

- Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.

Предварительная работа: Беседы «Откуда пришли к нам часы?», «Где можно найти песок?», наблюдения и игры с песком на прогулке.

1.Вводная часть

Игровая ситуация

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Посмотрим, что же там? (письмо и мешочек с песком). - Письмо прислал нам великий путешественник Почемучкин. Что нам делать с письмом? А можно я прочту? Вы разрешите мне? «Дорогие ребята, я решил отправиться в путешествие, объехал много стран, и вот сейчас попал в такую страну, где много того, что я вам отправил в мешочке. Я не знаю, что это такое и где я нахожусь. Слышал, что в вашем детском саду есть научная лаборатория, где вы ставите разные научные опыты, эксперименты, изучаете разные науки. Исследуйте, пожалуйста содержимое мешочка, и тогда я могу узнать где я нахожусь. Великий путешественник Почемучкин».

2.Основная часть

22

Воспитатель: Ребята, что же делать? Ответы: (открыть мешочек и посмотреть, что внутри него).

Воспитатель: Что это? (высыпает песок на бумагу).

Ответы: Песок.

Воспитатель: А где можно увидеть песок?

- Где его очень много?

Ответы: На пляже, в песочнице в пустыне. (Показ слайдов «Удивительный песок).

 - Где нам удобнее будет исследовать песок?

Ответы: в лаборатории.

- Тогда я предлагаю пройти в лабораторию для исследования песка. - Как мы можем узнать из чего состоит песок?

Ответы: Должны рассмотреть.

- С помощью чего мы можем рассмотреть?

Ответы: с помощью лупы, микроскопа.

Рассматривают песчинки в микроскоп.

 - Что вы видите?

- Из чего состоит песок?

Ответы: из песчинок, они разной формы.

Воспитатель: Возьмите в руку песок.

Игра «Ручеек». (дети набирают в руки песок и медленной струйкой высыпают).

-Что вы чувствуете?

Ответы: песок сыпучий.

Воспитатель: А если дождик пройдет, то какой песок станет?

- Чтобы сухой песок превратился в мокрый, что нужно сделать? Ответы: нальем воды и превратим его в мокрый.

- Теперь возьмите горсткой и выпустите его струйкой, он высыпается?

-Почему с мокрым песком не получается?

Ответы: от воды песчинки склеились, поэтому он сыпется. Воспитатель: Мокрый песок не сыпется, за то он может принимать разную форму.

- Что можно сделать из мокрого песка?

Ответы: паски, комочки, фигурки, скульптуры.

Вывод: Сухой песок сыпучий, мокрый нет.

Воспитатель: Следующий опыт называется «Необычные следы».

 

23

 

- Возьмите ключ и бросьте его в сухой песок.

- А теперь бросьте палочку.

- Что осталось на песке?

Ответы: следы.

Воспитатель: Чем эти предметы отличаются друг от друга?

-А следы чем нибудь отличаются?

Ответы: от ключа след глубже?

-Почему? Ответы: ключ тяжелее палочки?

Воспитатель: Кто еще может оставить следы?

Ответы.

Показ слайда «Песок в пустыне».

- А кто же оставил эти узоры на песке?

Воспитатель: Когда ветер дует, он переносит песок с одного места в другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Еще говорят «песок движется».

 - Мы сейчас с вами тоже превратимся в, «ветер» и будем дуть на песок через трубочку, сначала подуем на сухой песок, потом на мокрый.

- Какой песок нам удалось сдуть?

Ответы.

- Почему мы не смогли сдуть мокрый песок?

 Вывод: сухой песок может двигаться. А мокрый нет.

Воспитатель: вы сегодня хорошо трудились.

Воспитатель: У нас остался еще один эксперимент «Необычные часы».

 - Посмотрите, кто знает, что это?

Ответы.

-Что вы знаете о песочных часах? Ответы.

Воспитатель: «Песочные часы» состоят из двух сосудов, которые соединены узким каналом, через который из верхнего сосуда песок пересыпается в нижний сосуд.

- А теперь попробуем сделать «Песочные часы» своими руками. Наберите песок сухой в ладошку и тихонько начинайте сыпать. Вывод: чем больше песка взяли, тем дольше он будет сыпаться. Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами исследовали песок, много о нем узнали, но мы еще не узнали где находится путешественник. Игра «Собери картинку». Мы эту картинку пошлем

24

Почемучкину, чтобы он узнал, где он находится.

3. Заключительная часть

Рефлексия: - Удалось нам помочь путешественнику или не удалось?

- Что нам нужно сделать с картинкой, которую мы собрали для того чтобы путешественник понял где он находится?

- Как мы можем передать ее Почемучкину?

- Что нам для этого нужно? Дети отправляют картинку. Через несколько дней приходит ответ от Почемучкина с благодарностью.

 

Конспект НОД Тема: «Красный, желтый, зеленый».

 

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Форма организации: подгрупповая.

Наглядные средства: корзина с фруктами, цифровой микроскоп. Раздаточный материал: предметные стекла, мякоть фруктов и овощей.

Предварительная работа: Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, дидактические игры «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», загадки об овощах и фруктах.

Задачи: - познакомить детей с микроорганизмом – клеткой, пластидами.

- продолжать учить пользоваться микроскопом;

- учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом;

- активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, клетки, пластиды;

- развивать любознательность, внимание;

- развивать интерес к исследованиям;

- воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.

1.Вводная часть Игровая ситуация. Дети на столе в группе находят корзинку с фруктами и овощами.

Воспитатель: Ребята, что вы нашли? Ответы: корзинку с овощами

 

25

и фруктами.

Воспитатель рассматривает их с детьми, обсуждая находку. Воспитатель: Ребята, что такое осенний урожай? Ответы: сбор овощей и фруктов.

-А какие овощи и фрукты вы знаете?

-Что готовят из овощей…фруктов?

2.Основная часть

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему овощи и фрукты разного цвета?

- А как мы можем об этом узнать?

-С помощью чего мы можем это узнать? Ответы.

Воспитатель: А мы можем провести эксперимент и убедиться в этом сами?

-Что нам для этого нужно? Ответы.

- Для опыта нам понадобится микроскоп, несколько предметных стекол, мякоть всевозможных плодов (арбуз, тертая морковь, помидор, красный и зеленый перец, и др.), зеленые листья растений.

Воспитатель: - Капните на предметное стекло несколько капель воды, поместите туда немного мякоти спелого помидора и расщепите ее иглой. Накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом.

 -Что вы видите? Ответы.

 Воспитатель: Вы увидели внутри клеток особые включения красного цвета? Ответы.

– Это пластиды. Именно они придают спелым овощам и фруктам красный, желтый или оранжевый цвет.

 -А зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды?

-Правильно, а какого цвета?

-А уже знакомый нам лук или картофель белые почему? Ответы: потому, что их пластиды бесцветны.

Практическая деятельность

Воспитатель: Поэкспериментируйте с самыми разными овощами и фруктами, чтобы в этом убедиться.

- А вы, ребята, знаете, что пластиды одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленый помидор поспевает и становится красным. - А что происходит с зелеными листьями осенью, почему они желтеют и краснеют?

26


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Байкаловский детский сад №1 «Теремок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Байкаловский детский сад №1 «Теремок»

Использование цифрового микроскопа в

Использование цифрового микроскопа в

Содержание 1. Пояснительная записка 4 2

Содержание 1. Пояснительная записка 4 2

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Преимущества цифрового микроскопа

Преимущества цифрового микроскопа

У ребенка будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям

У ребенка будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям

Живые дрожжи» Цель: Познакомить детей с природным явлением – дрожжами

Живые дрожжи» Цель: Познакомить детей с природным явлением – дрожжами

Использование цифрового микроскопа в процессе

Использование цифрового микроскопа в процессе

Рассмотрев природные вещества с помощью цифрового микроскопа, дети узнали, что песчинки неоднородны (встречаются камешки разной величины и окраски), в сухом состоянии между собой они не…

Рассмотрев природные вещества с помощью цифрового микроскопа, дети узнали, что песчинки неоднородны (встречаются камешки разной величины и окраски), в сухом состоянии между собой они не…

Совместная образовательная деятельность воспитателем с детьми может возникнуть совершенно случайно

Совместная образовательная деятельность воспитателем с детьми может возникнуть совершенно случайно

Использование информационных технологий детьми позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка

Использование информационных технологий детьми позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка

Заключение Цифровой микроскоп позволяет: •производить наблюдения на экране монитора, телевизора или проектора, •использовать компьютерные методы анализа и редактирования изображения, делать монтаж слайд шоу, видеоклипов, •…

Заключение Цифровой микроскоп позволяет: •производить наблюдения на экране монитора, телевизора или проектора, •использовать компьютерные методы анализа и редактирования изображения, делать монтаж слайд шоу, видеоклипов, •…

Список литературы 1. Веракса

Список литературы 1. Веракса

Приложение 1 Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»

Приложение 1 Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность

Памятка для родителей по исследовательской деятельности

Памятка для родителей по исследовательской деятельности

Обсуждайте с ним результаты работы, хвалите его

Обсуждайте с ним результаты работы, хвалите его

Приложение 2 Конспект НОД Тема: «Знакомство с микроскопом»

Приложение 2 Конспект НОД Тема: «Знакомство с микроскопом»

Объектив - самая важная часть микроскопа!

Объектив - самая важная часть микроскопа!

Конспект НОД Тема: «Волшебный песок»

Конспект НОД Тема: «Волшебный песок»

Воспитатель: Ребята, что же делать?

Воспитатель: Ребята, что же делать?

Возьмите ключ и бросьте его в сухой песок

Возьмите ключ и бросьте его в сухой песок

Почемучкину, чтобы он узнал, где он находится

Почемучкину, чтобы он узнал, где он находится

Воспитатель рассматривает их с детьми, обсуждая находку

Воспитатель рассматривает их с детьми, обсуждая находку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023