Методическая разработка из опыта работы "Будь природе другом".
Оценка 4.9

Методическая разработка из опыта работы "Будь природе другом".

Оценка 4.9
Документация
docx
экология +1
4 кл—6 кл
29.01.2023
Методическая разработка из опыта работы  "Будь природе другом".
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.
Методическая разработка из опыта работы Будь природе другом.docx

«Будь природе другом»

В. А. Сухомлинский основой гуманистического воспитания считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. Он подчеркивал: «…рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребенок не должен забывать глобальную истину: природа - это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, и является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека».

В сентябре – ноябре текущего года я работала с детьми  над проектом «Будь природе другом». Проект предназначен для работы с детьми старшей группы. По количеству участников является коллективным, доминирующая деятельность – познавательно-исследовательская, продолжительность проекта – долгосрочный.

Начиная работу, выделили основной вопрос «Зачем необходимо беречь и охранять живую природу?»

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно острый вопрос настоящего времени. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, побегать босиком по траве. Дети, которые ощущают природу:  ароматы цветов, шелест травы, пение птиц, уже не могут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность любить природу, бережно относиться к ней.

Поэтому главной целью моей работы стало:

- формирование  элементарной экологической культуры, общей эрудиции, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.

- воспитание любви к природе, восприятие её красоты и многообразия.

- формирование элементарных представлений о взаимосвязях в природе

- формирование у детей познавательных, практических и творческих умений экологического характера

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает  развивающая предметно-пространственная среда:  фонд методических и наглядно-иллюстрационных материалов, коллекции, центр экспериментирования , центр науки и природы, дидактические игры и т.д.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, я  подбирала разнообразный  литературный материал: рассказы и сказки о природе, стихи, пословицы и поговорки, загадки.  Познакомила детей с произведениями: В.Бианки «Лесная газета», Н.Сладкова « Осень на пороге», М.Пришвина «Лесной доктор», Н.Рыжовой « Как люди обидели реку», Н.Заболоцкого «Просьба» и прочими.

Воспитанникам нравится  деятельность в центре природы, где они знакомятся с комнатными растениями,  их названиями, характерными особенностями. Я старалась подвести детей к выводу, что растения живые существа и у них есть определенные условия жизни: почва, вода, свет, что все эти условия создает  человек ( сажает в горшок с землей, регулярно поливает, рыхлит ). Таким образом у детей развивается познавательный интерес - они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях,  с радостью  выполняют  трудовые поручения по уходу за растениями.

            Систему работы по экологическому образованию и воспитанию детей я реализовывала через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области.

            К.Д.Ушинский говорил: «… что день, проведенный ребенком среди рощ и полей…заменяет много недель на учебной скамье». Поэтому много внимания  я уделяла наблюдениям за красочными явлениями природы, за живыми объектами в среде их обитания. Наблюдения, рассматривание энциклопедий, ведение календаря природы создает благоприятные условия для изучения природы и её экологических связей. Дети могут объяснить:  Почему осенью птицы улетают на юг? Почему замерзают лужи? Образуется иней? Увядают цветы? И т.д.

В ходе  реализации проекта  организовывались познавательные беседы на темы: «Где есть вода?», «Круговорот воды в природе», «Что такое Красная книга?», «Берегите птиц» и т.д.  Для педагогов МБДОУ было проведено открытое занятие «Чистый и загрязненный воздух», главной целью которого являлось формирование положительного отношения к чистому воздуху, подведение к пониманию его значения и необходимости охраны.

В ознакомлении детей с природой использовали разнообразные игры.

В процессе дидактических игр «Когда это бывает?», «Ягоды и грибы», «Хоровод деревьев» у детей уточнялись, закреплялись и расширялись имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Настольно-печатные игры «Двойняшки», «В лесу», «Контуры», «Зоологическое лото» помогали мне систематизировать имеющиеся знания. В словесных играх «Какой, какая, какое, какие?», «Метель», «Я еду в деревню..» закреплялись знания о свойствах тех или иных предметов. Подвижные игры природоведческого характера «Сороконожка», «Стадо и волк», «Мышеловка» связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Получаемая в ходе игры радость способствовала углублению интереса к природе. Экспериментальные игры позволяли убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей (тонет – не тонет, сделаем растворы, в какой воде легче плавать, мыльные пузыри)

Изо дня в день учила  детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества. В своих рисунках, аппликационных работах, поделках из природного материала, пластилина дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшали помещения группы.

            Экологическое воспитание детей проходит в тесном взаимодействии с семьей ребенка. Совместно организованные мероприятия помогают не только обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями использовала как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества:

- анкетирование «Экологическое воспитание детей»;

- родительское собрание «Экология и мы»;

- консультации и  памятки экологического содержания: «Нам нужен чистый воздух», «Воспитываем  добротой», «Берегите воду»;

- выпуск фотогазет, экологических альбомов, папок-передвижек;

- участие в выставках, смотрах-конкурсах;

- развлечения.

Работая над проектом, я достигла следующих результатов:

- закрепила у детей знаний о животных, растениях, птицах, насекомых и т.д.;

- сформировала у детей ярко выраженный интерес к живой и неживой природе;

- воспитанники овладели  навыками безопасного поведения в природе;

- дети стали бережно  относиться к природе;

- родители являлись активными участниками  совместной деятельности по экологическому воспитанию.

Однако работа еще не завершена. Она будет продолжаться. И я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.

 Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
 Прикоснуться к природе всем сердцем:
 Удивиться, узнать, полюбить!
 Мы хотим, чтоб земля расцветала,
 И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала
 Не наукой, а частью души!

 

 


 

Будь природе другом» В. А. Сухомлинский основой гуманистического воспитания считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете

Будь природе другом» В. А. Сухомлинский основой гуманистического воспитания считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете

Таким образом у детей развивается познавательный интерес - они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, с радостью выполняют трудовые поручения по уходу за растениями

Таким образом у детей развивается познавательный интерес - они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, с радостью выполняют трудовые поручения по уходу за растениями

Нам нужен чистый воздух», «Воспитываем добротой», «Берегите воду»; - выпуск фотогазет, экологических альбомов, папок-передвижек; - участие в выставках, смотрах-конкурсах; - развлечения

Нам нужен чистый воздух», «Воспитываем добротой», «Берегите воду»; - выпуск фотогазет, экологических альбомов, папок-передвижек; - участие в выставках, смотрах-конкурсах; - развлечения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2023