«Будь природе другом»
В. А. Сухомлинский основой гуманистического воспитания считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. Он подчеркивал: «…рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребенок не должен забывать глобальную истину: природа - это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, и является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека».
В сентябре – ноябре текущего года я работала с детьми над проектом «Будь природе другом». Проект предназначен для работы с детьми старшей группы. По количеству участников является коллективным, доминирующая деятельность – познавательно-исследовательская, продолжительность проекта – долгосрочный.
Начиная работу, выделили основной вопрос «Зачем необходимо беречь и охранять живую природу?»
Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно острый вопрос настоящего времени. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, побегать босиком по траве. Дети, которые ощущают природу: ароматы цветов, шелест травы, пение птиц, уже не могут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность любить природу, бережно относиться к ней.
Поэтому главной целью моей работы стало:
- формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.
- воспитание любви к природе, восприятие её красоты и многообразия.
- формирование элементарных представлений о взаимосвязях в природе
- формирование у детей познавательных, практических и творческих умений экологического характера
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает развивающая предметно-пространственная среда: фонд методических и наглядно-иллюстрационных материалов, коллекции, центр экспериментирования , центр науки и природы, дидактические игры и т.д.
Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, я подбирала разнообразный литературный материал: рассказы и сказки о природе, стихи, пословицы и поговорки, загадки. Познакомила детей с произведениями: В.Бианки «Лесная газета», Н.Сладкова « Осень на пороге», М.Пришвина «Лесной доктор», Н.Рыжовой « Как люди обидели реку», Н.Заболоцкого «Просьба» и прочими.
Воспитанникам нравится деятельность в центре природы, где они знакомятся с комнатными растениями, их названиями, характерными особенностями. Я старалась подвести детей к выводу, что растения живые существа и у них есть определенные условия жизни: почва, вода, свет, что все эти условия создает человек ( сажает в горшок с землей, регулярно поливает, рыхлит ). Таким образом у детей развивается познавательный интерес - они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, с радостью выполняют трудовые поручения по уходу за растениями.
Систему работы по экологическому образованию и воспитанию детей я реализовывала через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области.
К.Д.Ушинский говорил: «… что день, проведенный ребенком среди рощ и полей…заменяет много недель на учебной скамье». Поэтому много внимания я уделяла наблюдениям за красочными явлениями природы, за живыми объектами в среде их обитания. Наблюдения, рассматривание энциклопедий, ведение календаря природы создает благоприятные условия для изучения природы и её экологических связей. Дети могут объяснить: Почему осенью птицы улетают на юг? Почему замерзают лужи? Образуется иней? Увядают цветы? И т.д.
В ходе реализации проекта организовывались познавательные беседы на темы: «Где есть вода?», «Круговорот воды в природе», «Что такое Красная книга?», «Берегите птиц» и т.д. Для педагогов МБДОУ было проведено открытое занятие «Чистый и загрязненный воздух», главной целью которого являлось формирование положительного отношения к чистому воздуху, подведение к пониманию его значения и необходимости охраны.
В ознакомлении детей с природой использовали разнообразные игры.
В процессе дидактических игр «Когда это бывает?», «Ягоды и грибы», «Хоровод деревьев» у детей уточнялись, закреплялись и расширялись имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Настольно-печатные игры «Двойняшки», «В лесу», «Контуры», «Зоологическое лото» помогали мне систематизировать имеющиеся знания. В словесных играх «Какой, какая, какое, какие?», «Метель», «Я еду в деревню..» закреплялись знания о свойствах тех или иных предметов. Подвижные игры природоведческого характера «Сороконожка», «Стадо и волк», «Мышеловка» связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Получаемая в ходе игры радость способствовала углублению интереса к природе. Экспериментальные игры позволяли убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей (тонет – не тонет, сделаем растворы, в какой воде легче плавать, мыльные пузыри)
Изо дня в день учила детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества. В своих рисунках, аппликационных работах, поделках из природного материала, пластилина дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшали помещения группы.
Экологическое воспитание детей проходит в тесном взаимодействии с семьей ребенка. Совместно организованные мероприятия помогают не только обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями использовала как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества:
- анкетирование «Экологическое воспитание детей»;
- родительское собрание «Экология и мы»;
- консультации и памятки экологического содержания: «Нам нужен чистый воздух», «Воспитываем добротой», «Берегите воду»;
- выпуск фотогазет, экологических альбомов, папок-передвижек;
- участие в выставках, смотрах-конкурсах;
- развлечения.
Работая над проектом, я достигла следующих результатов:
- закрепила у детей знаний о животных, растениях, птицах, насекомых и т.д.;
- сформировала у детей ярко выраженный интерес к живой и неживой природе;
- воспитанники овладели навыками безопасного поведения в природе;
- дети стали бережно относиться к природе;
- родители являлись активными участниками совместной деятельности по экологическому воспитанию.
Однако работа еще не завершена. Она будет
продолжаться. И я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко
всему, что их окружает.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для
них экология стала
Не наукой, а частью души!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.