Методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме: "Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов"

  • docx
  • 06.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК №7 Х-8 КЛ 2024 КАМ.docx

Предмет: химия

Класс: 8

Тема: Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов

Цели:

 формировать  представление о знаках химических элементов, их обозначении и произношении.

Задачи:

Знать: имя основоположника химической символики, принцип обозначения химических элементов.

Уметь: называть химические элементы, их названия и произношение знаков элементов.

Развивать навыки систематизации информации.

Воспитывать культуру самостоятельной работы, проявления творческих способностей, владение химической терминологией.

 

Тип урока: урок освоения новых знаний и умений

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Анимационный видеоролик с разбором заданий в формате ГИА», «Диагностическая работа», «Динамическая инфографика. Кроссворд.», «Изображение или фото», «Обучающие видеоролики». 

 

Ход урока:

1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1) Мотивирование на учебную деятельность

Выведите на экран отрывок из произведения «Фауст» И. В. Гёте и предложите учащимся ответить на вопросы:

-  Какие вещества использовал алхимик для получения своего «целительного напитка»?

-  Был ли этот рецепт понятен алхимикам других стран?

- Что нужно сделать, чтобы химики разных стран могли понимать друг друга?

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что у науки химии есть свой язык.

 

2) Актуализация опорных знаний

Предложите восьмиклассникам устно решить кроссворд по определениям понятий, которые были изучены ими ранее. В результате на синем фоне появляется слово элемент.
Так как с понятием «химический элемент» учащиеся познакомились на предыдущем уроке, предложите им дать определение этому понятию.

 

2. Освоение нового материала.

1)Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Запустите видеоролик.

После разбора Примера 3 поставьте видео на паузу и попросите учащихся открыть Периодическую систему химических элементов      Д. И. Менделеева на форзацах своих учебников.  Покажите учащимся периоды, группы и подгруппы в Периодической системе. Далее продолжайте показ видеоролика до слайда «Что можно обозначить знаком химического элемента?».

Поставьте видео на паузу. Выведите на экран задание на установление соответствия между названием элемента и его положением в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева  и предложите учащимся выполнить его самостоятельно. Затем организуйте проверку его выполнения и обсуждение результатов. При необходимости это задание можно разобрать устно фронтально.

После этого покажите учащимся последний фрагмент видеоролика и предложите задать возникшие вопросы по просмотренному материалу. Далее предложите учащимся самостоятельно выполнить письменно следующее задание «Что обозначает запись?» (выведите его на экран), а затем организуйте его обсуждение и проверку.

Объяснение

36S — тридцать шесть атомов серы

14Ca — четырнадцать атомов кальция

2H — два атома водорода

6K — шесть атомов калия

3Cl — три атома хлора

2) Проверка первичного усвоения

Организуйте самостоятельную работу учащихся (можно в парах) по выполнению заданий, после чего обсудите ее результаты.

Объяснение

Ga — элемент 4 периода, Na — элемент 3 периода, Tl — элемент 6 периода , Sc — элемент 4 периода, Cl — элемент 3 периода.

Объяснение

Кальций — элемент II группы, мышьяк — элемент V группы, олово — элемент IV группы, никель — элемент VIII группы, цирконий — элемент IV группы.

Объяснение

Серебро — элемент I группы, фосфор — элемент V группы, ванадий — элемент V группы, рубидий — элемент I группы, теллур — элемент VI группы.

 

3. Применение изученного материала.

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Расскажите восьмиклассникам, что названия химическим элементам были даны в честь географических названий, по фамилиям ученых, свойствам веществ, именам богов и героев мифов, по названиям планет, а также по способам открытия.

Предложите учащимся с помощью Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева выполнить задания.

Объяснение

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Ga, Fr

 

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Выведите задание на экран и предложите учащимся выполнить их самостоятельно, после чего организуйте обсуждение и проверку результатов.

Обратите внимание учеников на то, что в земной коре, живых организмах, а также во Вселенной химические элементы распространены по-разному.

Примечание: при выполнении варианта 2 данного задания учащимся может потребоваться программа, с помощью которой на компьютере они смогут быстро нарисовать соответствующую диаграмму.

Объяснение

Элементы, содержание которых в земной коре (по массе) превышает 2%: кислород (49%), кремний (26%), алюминий (7%), железо (5%), кальций (4%).

Символы этих элементов в порядке уменьшения распространенности в земной коре (по массе): O Si Al Fe Ca

 

3)Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Организуйте просмотр учащимися анимационного видеоролика с разбором заданий по теме «Химический элемент и простое вещество» в формате ГИА. Разберите возникшие у учащихся вопросы.

Предложите восьмиклассникам выполнить самостоятельно аналогичные задания для закрепления, проведите обсуждение полученных ими результатов.

Объяснение

В первом высказывании говорится о получении простого вещества молибдена.

Во втором высказывании говорится о молибдене в составе минеральных удобрений, речь идет о химическом элементе.

В третьем высказывании описываются физические свойства молибдена, следовательно, речь идет о простом веществе.

В четвертом высказывании описывается применение простого вещества молибдена.

В пятом высказывании говорится о содержании молибдена в растениях, речь идет о химическом элементе.

4) Систематизация знаний и умений

Выведите задания на экран и предложите учащимся самостоятельно их выполнить. После обсуждения ответов учеников обратите их внимание на необходимость корректной записи двухбуквенных символов элементов.

Объяснение

Марганец, магний.

Объяснение

Co – один

Br – один

CO – два

KH – два

Mo – один

NO – два

 

4. Подведение итогов, домашнее задание

Самооценивание, рефлексия

Предложите учащимся выбрать изображение, которое лучше всего характеризует, как они работали на уроке, насколько урок был для них интересен и понятен.