Предмет: химия
Класс: 8
Тема: Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов
Цели:
формировать представление о знаках химических элементов, их обозначении и произношении.
Задачи:
Знать: имя основоположника химической символики, принцип обозначения химических элементов.
Уметь: называть химические элементы, их названия и произношение знаков элементов.
Развивать навыки систематизации информации.
Воспитывать культуру самостоятельной работы, проявления творческих способностей, владение химической терминологией.
Тип урока: урок освоения новых знаний и умений
На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Анимационный видеоролик с разбором заданий в формате ГИА», «Диагностическая работа», «Динамическая инфографика. Кроссворд.», «Изображение или фото», «Обучающие видеоролики».
Ход урока:
1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1) Мотивирование на учебную деятельность
Выведите на экран отрывок из произведения «Фауст» И. В. Гёте и предложите учащимся ответить на вопросы:
- Какие вещества использовал алхимик для получения своего «целительного напитка»?
- Был ли этот рецепт понятен алхимикам других стран?
- Что нужно сделать, чтобы химики разных стран могли понимать друг друга?
Учитель подводит учащихся к пониманию того, что у науки химии есть свой язык.
2) Актуализация опорных знаний
Предложите
восьмиклассникам устно решить кроссворд по определениям понятий, которые были
изучены ими ранее. В результате на синем фоне появляется слово элемент.
Так как с понятием «химический элемент» учащиеся познакомились на предыдущем
уроке, предложите им дать определение этому понятию.
2. Освоение нового материала.
1)Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Запустите видеоролик.
После разбора Примера 3 поставьте видео на паузу и попросите учащихся открыть Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева на форзацах своих учебников. Покажите учащимся периоды, группы и подгруппы в Периодической системе. Далее продолжайте показ видеоролика до слайда «Что можно обозначить знаком химического элемента?».
Поставьте видео на паузу. Выведите на экран задание на установление соответствия между названием элемента и его положением в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и предложите учащимся выполнить его самостоятельно. Затем организуйте проверку его выполнения и обсуждение результатов. При необходимости это задание можно разобрать устно фронтально.
После этого покажите учащимся последний фрагмент видеоролика и предложите задать возникшие вопросы по просмотренному материалу. Далее предложите учащимся самостоятельно выполнить письменно следующее задание «Что обозначает запись?» (выведите его на экран), а затем организуйте его обсуждение и проверку.
Объяснение
36S — тридцать шесть атомов серы
14Ca — четырнадцать атомов кальция
2H — два атома водорода
6K — шесть атомов калия
3Cl — три атома хлора
2) Проверка первичного усвоения
Организуйте самостоятельную работу учащихся (можно в парах) по выполнению заданий, после чего обсудите ее результаты.
Объяснение
Ga — элемент 4 периода, Na — элемент 3 периода, Tl — элемент 6 периода , Sc — элемент 4 периода, Cl — элемент 3 периода.
Объяснение
Кальций — элемент II группы, мышьяк — элемент V группы, олово — элемент IV группы, никель — элемент VIII группы, цирконий — элемент IV группы.
Объяснение
Серебро — элемент I группы, фосфор — элемент V группы, ванадий — элемент V группы, рубидий — элемент I группы, теллур — элемент VI группы.
3. Применение изученного материала.
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Расскажите восьмиклассникам, что названия химическим элементам были даны в честь географических названий, по фамилиям ученых, свойствам веществ, именам богов и героев мифов, по названиям планет, а также по способам открытия.
Предложите учащимся с помощью Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева выполнить задания.
Объяснение
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Ga, Fr
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Выведите задание на экран и предложите учащимся выполнить их самостоятельно, после чего организуйте обсуждение и проверку результатов.
Обратите внимание учеников на то, что в земной коре, живых организмах, а также во Вселенной химические элементы распространены по-разному.
Примечание: при выполнении варианта 2 данного задания учащимся может потребоваться программа, с помощью которой на компьютере они смогут быстро нарисовать соответствующую диаграмму.
Объяснение
Элементы, содержание которых в земной коре (по массе) превышает 2%: кислород (49%), кремний (26%), алюминий (7%), железо (5%), кальций (4%).
Символы этих элементов в порядке уменьшения распространенности в земной коре (по массе): O Si Al Fe Ca
3)Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Организуйте просмотр учащимися анимационного видеоролика с разбором заданий по теме «Химический элемент и простое вещество» в формате ГИА. Разберите возникшие у учащихся вопросы.
Предложите восьмиклассникам выполнить самостоятельно аналогичные задания для закрепления, проведите обсуждение полученных ими результатов.
Объяснение
В первом высказывании говорится о получении простого вещества молибдена.
Во втором высказывании говорится о молибдене в составе минеральных удобрений, речь идет о химическом элементе.
В третьем высказывании описываются физические свойства молибдена, следовательно, речь идет о простом веществе.
В четвертом высказывании описывается применение простого вещества молибдена.
В пятом высказывании говорится о содержании молибдена в растениях, речь идет о химическом элементе.
4) Систематизация знаний и умений
Выведите задания на экран и предложите учащимся самостоятельно их выполнить. После обсуждения ответов учеников обратите их внимание на необходимость корректной записи двухбуквенных символов элементов.
Объяснение
Марганец, магний.
Объяснение
Co – один
Br – один
CO – два
KH – два
Mo – один
NO – два
4. Подведение итогов, домашнее задание
Самооценивание, рефлексия
Предложите учащимся выбрать изображение, которое лучше всего характеризует, как они работали на уроке, насколько урок был для них интересен и понятен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.