Методическая разработка к уроку литературы в 8 классе на тему: "М. А. Шолохов "Судьба человека""
Оценка 4.7

Методическая разработка к уроку литературы в 8 классе на тему: "М. А. Шолохов "Судьба человека""

Оценка 4.7
docx
06.03.2024
Методическая разработка к уроку литературы в 8 классе на тему: "М. А. Шолохов "Судьба человека""
План-конспект урока в 8 классе М.А. Шолохов «Судьба человека».docx

Тема. М.А. Шолохов «Судьба человека». Главный герой рассказа как воплощение трагедии целого народа

Цель: предполагается, что учащиеся к концу урока переживут и осмыслят одну человеческую жизнь и судьбу как явление эпохи и смогут сделать выводы о героизме, глубинной доброте Андрея Соколова;

обучать вдумчивому чтению, умению анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды; развивать навыки анализа образов; читать выразительно, строить монологическое высказывание;

способствовать воспитанию чувства патриотизма, человечности, сострадания, любви к другим, ответственности, памяти, уважения к истории страны и к ветеранам Великой Отечественной войны.

Оборудование: видеофрагменты из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека»; раздаточный материал.

                                     Ход урока

Во всех испытаниях, посылаемых судьбой,

                                           настоящий человек должен выстоять,

                                     не растратив, не заглушив самых

                                         добрых побуждений своего сердца.

М.А. Шолохов

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Война… Это страшное явление. Это разрушение, гибель, ужас и боль потерь, это смерть. Война искалечила судьбы сотен людей, унесла миллионы человеческих жизней. Тяжесть военного времени испытали на себе многие. Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен, мужей, отцов, братьев и сестер было потеряно в эти страшные годы!

И до сих пор волнуется сердце ветеранов, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,  когда вспоминают они о тех страшных годах великой битвы за мир и покой нашей Родины.

В своем стихотворении поэт Виктор Кочетков, участник войны, пишет:

Отгремела война,

Уже давней историей стала.

И никак не отпустит

Тревожную память бойца.

От фугасов и мин

Мы очистили наши кварталы,

Но какой же сапер

Разминирует наши сердца?

И сегодня, спустя 75 лет со дня Великой Победы, дрожат руки и подбородки тех поседевших солдат, когда они говорят о войне. И сейчас снятся им по ночам страшные картины военного времени, слышатся взрывы бомб и

грохот орудий, не дают спать спокойно. Разве можно это забыть? Такое не забывается…

Но несмотря на все трудности и испытания, война рождала стихи, песни и прозу. 1957 год. В газете «Правда» опубликован рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Рассказ стал новой страшной правдой о плене, концлагере. «Меня потрясла шолоховская сила и правда человеческих страстей, глубина характеров, резкость столкновений», напишет К. Симонов.

Нас тоже потрясает беспощадная правда о человеке! Но для чего М. Шолохов проводит своего героя через все круги военного ада, испытывает предельными кризисными положениями? Что же такое хотел разглядеть в Андрее Соколове писатель? Что должны постигнуть мы, читая рассказ? Для этого нам необходимо пройти горькими дорогами Андрея Соколова.

III. Изучение нового материала (работа в 6 группах, таблицы с вопросами на столах у учащихся)

Первая дорога Андрея Соколова «Прощание с семьей» – 1 группа

1. Выборочное чтение.

2. Вопросы для беседы (с использованием приема «Кубик Блума»).

НАЗОВИ: Кто провожал Андрея Соколова на фронт?

ОБЪЯСНИ: Жена Андрея при прощании говорит, что больше они не увидятся на этом свете. Как можно объяснить такое поведение Ирины?

ПОЧЕМУ: Почему Андрей оттолкнул жену?

ПРИДУМАЙ: Как бы могла сложиться жизнь семьи Андрея Соколова, если бы дом построили в другом месте?

ПОДЕЛИСЬ: Что вы взяли для себя, анализируя эпизод прощания Андрея с семьей?

ПРЕДЛОЖИ: Воспоминания Андрея о прощании с семьей полны горечи. Как, по-вашему, нужно себя вести в такой ситуации?

Вторая дорога Андрея Соколова «Поединок взглядов» (эпизод в церкви) 2 группа

1. Пересказ эпизода.

2. Вопросы для беседы (с использованием приема «Кубик Блума»).

НАЗОВИ: Какие варианты человеческого поведения изображает М. Шолохов в этой сцене?

ОБЪЯСНИ: Крыжнев и доктор воплощают противоположные жизненные позиции. Какая позиция ближе Соколову?

ПОЧЕМУ: Одна из главных заповедей: «Не убий!» Почему же выбор Андрея Соколова противоречит жизненным устоям, и он убивает Крыжнева?

ПРИДУМАЙ: Что бы произошло, если бы Андрей Соколов сделал другой выбор?

ПОДЕЛИСЬ: Как вы оцениваете поступок Андрея Соколова?

ПРЕДЛОЖИ: Всегда ли вы в экстремальной ситуации находите правильное решение?

Третья дорога Андрея Соколова «Духовное единоборство Соколова с Мюллером» – 3 группа

1. Просмотр видеофрагмента из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека» (Андрей Соколов у Мюллера).

2. Вопросы для беседы (с использованием приема «Кубик Блума»).

НАЗОВИ: О чем думает Андрей Соколов, идя к Мюллеру?

ОБЪЯСНИ: Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

ПОЧЕМУ: Почему Андрей Соколов соглашается выпить, но отказывается от закуски?

ПРИДУМАЙ: Что было бы, если бы Андрей Соколов не стал пить, не поддержал игру, начатую Мюллером?

ПОДЕЛИСЬ: Кто побеждает в моральном поединке двух врагов?

ПРЕДЛОЖИ: В 5 классе вы изучали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». В каком эпизоде также рассказывается о нравственной победе героя над противником?

Четвертая дорога Андрея Соколова «Второй побег из плена» (эпизод в церкви) – 4 группа

1. Выборочное чтение, связанное с перечислением деталей побега.

2. Вопросы для беседы (с использованием приема «Кубик Блума»).

НАЗОВИ: Сколько времени Андрей Соколов был в плену?

ОБЪЯСНИ: Свобода – вот главная награда для Андрея Соколова. Герою еще повезло, что эту свободу у него не отняли свои же, русские. Объясните, в чем заключается это везение?

ПОЧЕМУ: Почему Андрей Соколов, оказавшись на родной земле, целует ее?

ПРИДУМАЙ: Как по-другому могла сложиться судьба Андрея Соколова после побега?

ПОДЕЛИСЬ: Отметьте черты героя, с наибольшей силой проявившиеся в данном эпизоде.

ПРЕДЛОЖИ: Испытывали ли вы такие чувства, когда радость переполняет, все существо ликует, когда дышать нечем?

Пятая дорога Андрея Соколова «Пепелище родного дома» – 5 группа

1. Художественное чтение.

2. Вопросы для беседы (с использованием приема «Кубик Блума»).

НАЗОВИ: Как Андрей Соколов узнал о гибели своей семьи?

ОБЪЯСНИ: Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа Шолохов передает всю глубину горя героя?

ПОЧЕМУ: Почему цвет глаз у героя не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

ПРИДУМАЙ: Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен, родной город стал чужим. Как может измениться человек, попавший в такую ужасную ситуацию?

ПОДЕЛИСЬ: Сломили ли героя рассказа обстоятельства?

ПРЕДЛОЖИ: Покажите, что сюжетно и эмоционально образ Соколова похож на лирического героя стихотворения М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…».

Шестая дорога Андрея Соколова «Малая песчинка Ваня»

6 группа

1. Просмотр видеофрагмента из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека» (эпизод, где Андрей Соколов признается Ванюше в том, что он его отец).

2. Вопросы для беседы (с использованием приема «Кубик Блума»).

НАЗОВИ: Как произошла встреча Андрея Соколова с Ванюшкой?

ОБЪЯСНИ: Что делает с человеческой жизнью война?

ПОЧЕМУ: Почему автор дает мальчику имя «Ванюшка» и немец в концлагере называет Соколова «русс Иван»?

ПРИДУМАЙ: Что было бы, если бы Андрей Соколов и Ванюшка не встретились?

ПОДЕЛИСЬ: Осуждаете ли вы Андрея Соколова за то, что он решается на обман?

ПРЕДЛОЖИ: Как, по-вашему, сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына?

IV. Обобщение

– Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)

Шолохов без прикрас описывает жизнь своего героя в немецком плену. Вернувшись на родину, Андрей мучительно переживает потерю родных. Действительно, судьба этого человека, простого, ничем не выделяющегося из множества таких же простых людей, очень тяжелая.

– Чем поучительна история Андрея Соколова?

(Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.)

Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель – показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…».

V. Вывод

Почему произведение названо «Судьба человека»?

Как судьба главного героя рассказа соотносится с судьбой всего народа?

(Андрей  Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом.)

VI. Заключительное слово учителя. Выставление отметок

Мы должны помнить о тех, кто в боях за Родину руководствовался чувством патриотизма, геройством и самоотверженностью, кто не жалел своей жизни ради мирной жизни детей и внуков. Помнить о тех, кто не вернулся из боя, кто сложил голову в битве за наше счастливое детство. Мы обязаны почитать тех ветеранов и тружеников тыла, кто еще живет рядом с нами.

Люди! Покуда сердца стучатся, помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной земли

Помните!

Помните… Ведь верно сказал классик, «если мы войну забудем, вновь придет война». Вы, молодое поколение, не должны допустить, чтобы война повторилась вновь.

Пусть будет мир на всей планете,

Пусть солнце яркое сияет,

И пусть смеются громко дети,

Пусть бед страна моя не знает!

VII. Рефлексия

Выскажите свое мнение о рассказе, продолжив одно из предложений:

1. Прочитав рассказ « Судьба человека», я понял (а)…

2. Рассказ Шолохова заставил меня задуматься …

3. Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал (а)…

4. Рассказ « Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что...

5. Я ухожу с урока с мыслью о том, что…

VIII. Домашнее задание: написать эссе на тему «Что я знаю о войне?»

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

(работы учащихся 8 класса)

Эссе

 

Война – это страшно!

 

                                               Я только раз видала рукопашный,

                                          Раз – наяву. И тысячу – во сне.

                                                       Кто говорит, что на войне не страшно,

                                     Тот ничего не знает о войне.

Ю. Друнина

 

Война – это самое страшное слово во всех языках мира. Это ужасная беда, которая коснулась каждой семьи, каждого человека. Мы, современное поколение, знаем о войне только из рассказов старших, из прочитанных книг и просмотренных фильмов. Но даже эти знания наводят на нас ужас и страх.

В этом учебном году на уроках русской литературы мы изучали тему Великой Отечественной войны. И на меня оказало большое эмоциональное воздействие первое же прочитанное стихотворение А.А. Ахматовой «Клятва». Еще начало войны, а поэтесса обращается к обычной русской женщине, матери, сестре и жене и просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет практически невозможно. Тем не менее, Ахматова от лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит!» И в этих чувствах поэтесса искренна. Она понимает, что их разделяют тысячи других женщин, которые провожают на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради того, чтобы их близкие вернулись домой с победой.

Эмоционально пронзило меня и стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату». Автор рассказывает историю о том, как солдат возвращается с войны в родные края, к жене. Вот только она его не ждет – остался только могильный холмик, возле которого можно поплакать. Никто не встретит и не накроет на стол, тем более, что и хаты, где бы он стоял, у героя больше нет. Хочется верить, что герой М. Исаковского обретет душевное спокойствие, найдет в себе силы, чтобы жить дальше.

Прошло 75 лет после победы в Великой отечественной войне. В наши дни осталось очень мало ветеранов. Накануне празднования 75-летия Победы я с одноклассниками посетила ветерана Баса Ивана Сергеевича, бывшего учителя нашей школы. Он рассказал о войне много интересного и страшного одновременно. Каждый из нас был под впечатлением. Я думаю, что мы должны помнить о той жестокой войне. Ведь если человек помнит, какие ужасы она принесла, то он сделает все, чтобы такое больше никогда не повторилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе

 

Память о войне

 

                                                                                   Куда б ни шел, ни ехал ты,

                                                                          Но здесь остановись.

                                                                           Могиле этой дорогой

                                                                                  Всем сердцем поклонись.

                                                                                                М. Исаковский

 

Весна. Солнечное утро. Я еду на автобусе из Лепеля в Жодино. Смотрю за окно и любуюсь картинками природы, мелькающими перед глазами.

И вдруг, уже подъезжая к Жодино, на обочине дороги вижу памятник: фигура женщины и фигуры пяти солдат. Я сразу же вспомнила урок искусства в 5 классе и в учебнике иллюстрацию Монумента в честь матери-патриотки А.Ф. Куприяновой (скульпторы А.М. Заспицкий, И.Я. Миско, Н.А. Рыженков, архитектор О.Г. Трофимчук, 1975 г.). И передо мной предстала реальная история. Мать Анастасия Фоминична Куприянова, жительница Жодино, отправляет на войну пятерых сыновей. Они не вернулись домой. Все погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Радостный день Победы мать встречала одна, а на ее столе лежали похоронки. Михаил умер от ран в плену, Николай и Степан погибли, сражаясь за освобождение Польши, Владимир – пропал без вести, Петр – геройски погиб, закрыв телом амбразуру вражеского дзота. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Еще я подумала о том, что ничего не может быть страшнее, чем потерять пятерых своих сыновей и пережить их на 30 лет. Где-то я прочитала, что Анастасия Фоминична до самой своей смерти далеко не уходила от дома, а если и отходила, то никогда не закрывала дом на замок. Все надеялась, что придет домой, а там кто-нибудь из сыновей ее ждет. Так и умерла, веря и надеясь.

Узнавая такие истории, понимаешь, что война – самое ужасное, что может случиться в мире. И сколько бы ни прошло лет после окончания Великой Отечественной войны, мы будем помнить, какой ценой досталась эта нелегкая победа и этот мир над головой.

 


 

Тема. М.А. Шолохов «Судьба человека»

Тема. М.А. Шолохов «Судьба человека»

Отгремела война, Уже давней историей стала

Отгремела война, Уже давней историей стала

ОБЪЯСНИ : Жена Андрея при прощании говорит, что больше они не увидятся на этом свете

ОБЪЯСНИ : Жена Андрея при прощании говорит, что больше они не увидятся на этом свете

ОБЪЯСНИ : Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

ОБЪЯСНИ : Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

ОБЪЯСНИ : Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя

ОБЪЯСНИ : Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя

Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли

Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли

Мы обязаны почитать тех ветеранов и тружеников тыла, кто еще живет рядом с нами

Мы обязаны почитать тех ветеранов и тружеников тыла, кто еще живет рядом с нами

Приложение (работы учащихся 8 класса)

Приложение (работы учащихся 8 класса)

Вот только она его не ждет – остался только могильный холмик, возле которого можно поплакать

Вот только она его не ждет – остался только могильный холмик, возле которого можно поплакать

Эссе Память о войне

Эссе Память о войне

Узнавая такие истории, понимаешь, что война – самое ужасное, что может случиться в мире

Узнавая такие истории, понимаешь, что война – самое ужасное, что может случиться в мире
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2024