Методическая разработка к уроку по теме:
«Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
Автор |
||||||||
|
||||||||
Предмет, в рамках которого разрабатывается учебное занятие |
||||||||
физика |
||||||||
Возраст, количество учащихся (класс) |
||||||||
13 лет 7 класс 27 человек |
||||||||
Каким пунктам тематического плана школьного предмета соответствует разрабатываемое учебное занятие |
||||||||
|
||||||||
Проблемные места, возникающие при изучении этой темы |
||||||||
Явление диффузии происходит на молекулярном уровне. Чтобы понимать сущность явления у ребят должно быть развито образное мышление, т.к. необходимо представлять молекулы и их движение. У некоторых детей в классе, по тем или иным причинам, не развито образное мышление. Имеющееся наглядное пособие в кабинете физики «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» не решает проблемы дефицита воображения у детей. |
||||||||
Прожектная идея |
||||||||
Использование на уроке интерактивной модели «Диффузия в газах» будет способствовать формированию образного мышления учащихся, дети нагляднее представят себе явление диффузии и лучше усвоят тему. |
||||||||
Обоснование выбора ИКТ для решения данных проблем |
||||||||
|
||||||||
Цели учебного занятия и задачи, позволяющие достичь поставленных целей |
||||||||
Цель: к концу занятия учащиеся смогут:
Задачи:
· понятие молекулы, · что молекулы одинаковых веществ одинаковые, а разных веществ – разные. · как зависит температура вещества и скорость молекул · что при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.
|
||||||||
Требуемые ресурсы (человеческие и технические) |
||||||||
Наличие 14 компьютеров с выходом в Интернет, проектор, экран. |
||||||||
Требования к уровню подготовки учащихся |
||||||||
Предметные: Понятие физического явления Понятие молекулы Зависимость скорости молекул от температуры Информационная культура: Пользовательские навыки работы с ПК. Поиск информации в Интернете |
||||||||
Требования к уровню подготовки учителя |
||||||||
Пользовательские навыки работы с ПК. Поиск информации в Интернете Владение мультимедийными средствами (проектором) |
||||||||
Какие самостоятельные исследования учащихся имеют место в предлагаемом учебном занятии |
||||||||
Исследование влияния диаметра соединительной трубки на скорость смешивания молекул. |
||||||||
Перечень прилагаемых к учебному занятию дидактических материалов |
||||||||
|
Время |
Содержание деятельности |
Предполагаемые результаты
|
Орг. формы: |
Действия учителя |
Действия ученика |
1 мин |
Оргмомент. |
Поймут способ работы на уроке (самостоятельные исследования, в парах) |
Ф |
Приветствует ребят – Сегодня на уроке мы заглянем внутрь привычных нам вещей. Дадим название тому явлению, которое окружает нас повсюду. Зачитывает строки из стихотворения А.С. Пушкина – Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы, на сегодняшнем уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Народная мудрость гласит: «Ум – хорошо, а два лучше». Сегодня работаем в парах. Объясняет, что пары образуют ученики, которые сидят за одной партой.
|
Приветствуют учителя. Слушают учителя. |
4 мин |
Актуализация знаний |
Смогут: · Сформулировать понятие молекулы · Сравнивать молекулы одного вещества и разных веществ. · Устанавливать зависимость скорости молекул от температуры
|
И Ф |
– Оставьте в тетради место для темы сегодняшнего урока, мы запишем ее позже. Раздает карточки «Задание №1» Инструктирует детей по выполнению задания № 1, определяет время на выполнение 2 мин. Предлагает проверить правильность выполнения задания.
Через проектор демонстрирует правильные ответы. Просит на карточке во второй колонке сделать отметку о правильности выполненного задания. Собирает карточки
|
- формулируют понятие молекулы - сравнивают молекулы одного вещества и разных веществ - устанавливают зависимость скорости молекул от температуры. Отвечают на вопросы учителя, сверяют правильные ответы.
|
6 мин |
Фронтальный эксперимент |
Смогут спрогнозировать результаты экспериментов. Поймут, что не знают суть явления диффузии. |
Ф |
Предлагает посмотреть эксперименты: Опыт № 1 В колбе находится чистая вода, добавляется щепотка марганцовки, Задает вопросы: – Почему жидкость окрашивается? Как это явление называется? Объясняет, что это явление называется диффузия. Просит записать тему урока в тетрадь. Опыт № 2 Спрашивает: – Как вы думаете, что будет, если мы сольем окрашенную жидкость и чистую воду? Сливает две жидкости, подтверждает предположения детей. – Какое явление демонстрирует этот опыт? Опыт № 3 – Что произойдет, если капнуть цветной раствором марганцовки на салфетку? Капает цветной жидкостью на салфетку, подтверждая предположения детей. – Можно ли это явление назвать диффузией? Фиксирует, что ученики не знают суть явления диффузии. |
Наблюдают за проведением опытов.
Затрудняются дать название явлению.
|
15 мин |
Интерактивный эксперимент |
Смогут: · Сформулировать суть явления диффузии · Установить зависимость скорости диффузии от диаметра отверстия соединительной трубки.
|
П |
Предлагает детям со своей парой пройти к компьютерам, найти и открыть текстовый файл «Задание № 2». Перейти по ссылке на модель «Диффузия в газах» Инструктирует учеников о выполнении самостоятельной исследовательской работы. Ученикам необходимо, используя инструктивную карточку выполнить исследования, оформить результаты и представить классу для обсуждения. Определяет время выполнения 10 минут. |
Проходят к компьютерам. Находят модель в Интернете по ссылке. Формулируют понятие диффузии. Исследуют зависимость скорости диффузии от диаметра соединительной трубки. |
2 мин |
Общее обсуждение. |
Смогут сравнить свои результаты исследования с результатами других пар. |
Ф |
Выборочно спрашивает одну пару учеников о результатах исследования. При ответе ученика демонстрирует через проектор интерактивную модель «Диффузия в газах». |
Докладчик от пары формулирует суть явления диффузии, озвучивает результаты и выводы исследования. |
3 мин |
Мысленный эксперимент.
|
Смогут: · Образно представлять диффузию в жидкостях и твердых телах
|
Ф |
Спрашивает: – Похожа ли эта модель на ситуацию, когда
смешиваются две жидкости? Задает вопрос: – Как происходит диффузия в твердых телах? Фиксирует, что ученики не могут объяснить диффузию в твердых телах. Поясняет, что ответ на этот вопрос необходимо найти дома в тексте параграфа № 9.
|
|
Смогут: объяснить зависимость скорости диффузии от температуры. |
П |
Задает вопрос: – Как изменится движение молекул, если повысится температура в наших экспериментальных жидкостях? Дает задание обсудить в парах вопрос, как зависит скорость диффузии от температуры? Определяет время обсуждения 1 минуту. |
Ученики отвечают, что скорость движение молекул возрастет
|
||
1 мин |
Общее обсуждение |
Смогут сравнить свои выводы с выводами других пар. |
Ф |
Выборочно спрашивает одну пару учеников о результатах обсуждения. |
Отвечают: Чем выше температура, тем выше скорость диффузии. |
2 мин |
Закрепление |
Смогут найти 10 примеров диффузии из предложенного текста. |
И |
Раздает карточки «Задание № 3». Поясняет, что ученикам необходимо в предложенном тексте найти примеры диффузии и подчеркнуть их. Определяет время выполнения 2 минуты. |
Выбирают из текста примеры диффузии, подчеркивают их. |
3 мин |
Общее обсуждение |
Смогут сравнить свои найденные примеры диффузии с примерами других учеников. |
Ф |
Выборочно спрашивает несколько учеников. Просит учащихся высказать оценочные суждения об услышанных примерах диффузии. |
Озвучивают найденные примеры диффузии. Высказывают оценочные суждения. |
2 мин |
Закрепление |
Смогут привести 5 примеров диффузии из жизненного опыта. |
И |
Просит придумать не менее 5 примеров диффузии из жизненного опыта и записать их в тетрадь. Определяет время на выполнение 2 минуты, объясняет, что после выполнения необходимо сдать тетрадь. |
Придумывают примеры диффузии и записывают их в тетрадь.
|
1 мин |
Подведение итогов. Домашнее задание. |
Узнают домашнее задание, получат оценки |
Ф |
Выставляет оценки активно участвующим ученикам. Дает домашнее задание. Прочитать параграф 9. выучить определение диффузии. Объяснить диффузию в твердых телах. Провести домашний эксперимент задание 2 стр 23. |
Записывают домашнее задание. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.