Методическая разработка к уроку по теме: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
Оценка 4.8

Методическая разработка к уроку по теме: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

Оценка 4.8
doc
16.05.2021
Методическая разработка к уроку по теме:  «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
Методическая разработка урока.doc

Методическая разработка к уроку по теме:

«Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

Автор

  1. Борщева Светлана Сергеевна
  2. МОУ СОШ №81

Предмет, в рамках которого разрабатывается учебное занятие

физика

Возраст, количество учащихся (класс)

13 лет   7 класс  27 человек

Каким пунктам тематического плана школьного предмета соответствует разрабатываемое учебное занятие

 

1

Строение вещества. Молекулы.

2

Лабораторная работа 2. Измерение размеров малых тел

3

Три состояния вещества

4. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

5

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

6

Обобщение материала по теме

 

 

 

 

Проблемные места, возникающие при изучении этой темы

 Явление диффузии происходит на молекулярном уровне. Чтобы понимать сущность явления у ребят должно быть развито образное мышление, т.к. необходимо представлять молекулы и их движение. У некоторых детей в классе, по тем или иным причинам, не развито образное мышление. Имеющееся наглядное пособие в кабинете физики  «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» не решает проблемы дефицита воображения у детей.

Прожектная идея

Использование на уроке интерактивной модели «Диффузия в газах» будет способствовать формированию образного мышления учащихся, дети нагляднее представят себе явление диффузии и лучше усвоят тему.

Обоснование выбора ИКТ для решения данных проблем

Фрагмент УЗ

Используемые ИКТ

Какие задачи решает (что позволяет сделать)

Обоснование необходимости применения ИКТ

Интерактивный эксперимент

Интерактивная модель «Диффузия в газах» на http://www.college.
ru/modules.php?
name=model_
tree&func=show_
model&model
_
id=209

 

Формирование представления о диффузии в газах, жидкостях, твердых телах.

На основе использования интерактивной модели «Диффузия в газах» дети смогут образно представить, как движутся, соударяются друг с другом молекулы вещества, как зависит скорость смешивания молекул газа от диаметра соединительной трубки.

Цели учебного занятия и задачи, позволяющие достичь поставленных целей

Цель:

к концу занятия учащиеся смогут:

  1. Сформулировать объяснения сути явления диффузии в газах, жидкостях и твердых телах.
  2. Сформулировать зависимость скорости диффузии от диаметра соединительной трубки.
  3. Приводить 5 примера диффузии в различных средах (газах, жидкостях, твердых телах) из своего жизненного опыта.
  4. Найти 10 примеров диффузии из предложенного текста.

Задачи:

  1. Организовать  актуализацию знаний, для того чтобы дети вспомнили

·         понятие молекулы,

·         что молекулы одинаковых веществ одинаковые, а разных веществ – разные.

·         как зависит температура вещества и скорость молекул

·         что при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.

  1. Организовать исследовательскую работу с интерактивной моделью «Диффузия в газах» на http://www.college.ru/modules.php?name=model_tree&func
    =show_model&model_id=209
     для того, чтобы дети представили явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах, определили зависимость скорости диффузии от диаметра соединительной трубки.
  2. Организовать самостоятельную работу в классе для того, что бы ученики  потренировались приводить примеры диффузии из жизненного опыта.

Требуемые ресурсы (человеческие и технические)

Наличие 14 компьютеров с выходом в Интернет, проектор, экран.

Требования к уровню подготовки учащихся

Предметные:

Понятие физического явления

Понятие молекулы

Зависимость скорости молекул от температуры

Информационная культура:

Пользовательские навыки работы с ПК.

Поиск информации в Интернете

Требования к уровню подготовки учителя

Пользовательские навыки работы с ПК.

Поиск информации в Интернете

Владение мультимедийными средствами (проектором)

Какие самостоятельные исследования учащихся имеют место в предлагаемом  учебном занятии

Исследование влияния диаметра соединительной трубки на скорость смешивания молекул.

Перечень прилагаемых к учебному занятию дидактических материалов

  1. Интерактивная модель «Диффузия в газах» на сайте http://www.college.ru/modules.php?name=model_tree&func=show_model&model_id=209
  2. Дидактическая карточка «Задание № 1»
  3. Инструктивная карточка для задания № 2
  4. Дидактическая карточка «Задание № 3»

 


Время

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

 

Орг. формы:

Действия учителя

Действия ученика

1 мин

Оргмомент.

Поймут способ работы на уроке (самостоятельные исследования, в парах)

Ф

Приветствует ребят

– Сегодня на уроке мы заглянем внутрь привычных нам вещей. Дадим название тому явлению, которое окружает нас повсюду.

Зачитывает строки из стихотворения А.С. Пушкина

Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы, на сегодняшнем уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Народная мудрость гласит: «Ум – хорошо, а два лучше». Сегодня работаем в парах.

Объясняет, что пары образуют ученики, которые сидят за одной партой.

 

 

Приветствуют учителя.

Слушают учителя.

4 мин

Актуализация знаний

Смогут:

·         Сформулировать понятие молекулы

·         Сравнивать молекулы одного вещества и разных веществ.

·         Устанавливать зависимость скорости молекул от температуры

 

И

Ф

– Оставьте в тетради место для темы сегодняшнего урока, мы запишем ее позже.

Раздает карточки «Задание №1»

Инструктирует детей по выполнению задания № 1, определяет время на выполнение 2 мин.

Предлагает проверить правильность выполнения задания.


Выборочно спрашивает учеников.

Через проектор демонстрирует правильные ответы.

Просит на карточке во второй колонке сделать отметку о правильности выполненного задания.

Собирает карточки

 




Выполняют задание № 1:

- формулируют понятие молекулы

- сравнивают молекулы одного вещества и разных веществ

- устанавливают зависимость скорости молекул от температуры.

Отвечают на вопросы учителя, сверяют правильные ответы.





Сдают карточки.

 

6 мин

Фронтальный эксперимент

Смогут спрогнозировать результаты экспериментов.

Поймут, что не знают суть явления диффузии.

Ф

Предлагает посмотреть эксперименты:

Опыт № 1

В колбе находится чистая вода, добавляется щепотка марганцовки,

Задает вопросы:

Почему жидкость окрашивается?

Как это явление называется?

Объясняет, что это явление называется диффузия.

Просит записать тему урока в тетрадь.

Опыт № 2

Спрашивает:

Как вы думаете, что будет, если мы сольем окрашенную жидкость и чистую воду?

Сливает две жидкости, подтверждает предположения детей.

– Какое явление демонстрирует этот опыт?

Опыт № 3

– Что произойдет,  если капнуть цветной раствором марганцовки на салфетку? Капает цветной жидкостью на салфетку, подтверждая предположения детей.

– Можно ли это явление назвать диффузией?

Фиксирует, что ученики не знают суть явления диффузии.

Наблюдают за проведением опытов.





Отвечают на вопросы

Затрудняются дать название явлению.


Записывают тему урока в тетрадь.



На основе своего жизненного опыта ответят, что жидкости смешаются и цвет будет светлее, чем в колбе с марганцовкой,


Отвечают – диффузия.



Отвечают: На салфетке образуется пятно того же цвета, что и жидкость.



Затрудняются ответить на вопрос, т.к. не знают суть явления диффузии.

15 мин

Интерактивный эксперимент

Смогут:

·         Сформулировать суть явления диффузии

·         Установить зависимость скорости диффузии от диаметра отверстия соединительной трубки.

 

П

Предлагает детям со своей парой пройти к компьютерам, найти и открыть текстовый файл «Задание № 2».

Перейти по ссылке на модель «Диффузия в газах»

Инструктирует учеников о выполнении самостоятельной исследовательской работы.

Ученикам необходимо, используя инструктивную карточку выполнить исследования, оформить результаты и представить классу для обсуждения. Определяет время выполнения 10 минут.

Проходят к компьютерам.

Находят модель в Интернете по ссылке.

Формулируют понятие диффузии.

Исследуют зависимость скорости диффузии от диаметра соединительной трубки.

2 мин

Общее обсуждение.

Смогут сравнить свои результаты исследования с результатами других пар.

Ф

Выборочно спрашивает одну пару учеников о результатах исследования. При ответе ученика демонстрирует через проектор интерактивную модель «Диффузия в газах».

Докладчик от пары формулирует суть явления диффузии, озвучивает результаты и выводы исследования.

3 мин

Мысленный эксперимент.

 

Смогут:

·         Образно представлять диффузию в жидкостях и твердых телах

 

Ф

Спрашивает:

– Похожа ли эта модель на ситуацию, когда смешиваются две жидкости?
Предлагает вернуться к опыту № 2 и объяснить смешивание жидкостей с точки зрения диффузии.

Задает вопрос:

– Как происходит диффузия в твердых телах?

Фиксирует, что ученики не могут объяснить диффузию в твердых телах. Поясняет, что ответ на этот вопрос необходимо найти дома в тексте параграфа № 9.

 

 


Отвечают положительно.


Объясняют смешивание жидкостей на молекулярном уровне.



Затрудняются ответить.

 

Смогут: объяснить зависимость скорости диффузии от температуры.

П

Задает вопрос:

– Как изменится движение молекул, если повысится температура в наших экспериментальных жидкостях?

Дает задание обсудить в парах вопрос, как зависит скорость диффузии от температуры? Определяет время обсуждения 1 минуту.

 

Ученики отвечают, что скорость движение молекул возрастет


Обсуждают в парах, формулируют ответ на вопрос.

1 мин

Общее обсуждение

Смогут сравнить свои выводы с выводами других пар.

Ф

Выборочно спрашивает одну пару учеников о результатах обсуждения.

Отвечают: Чем выше температура, тем выше скорость диффузии.

2 мин

Закрепление

Смогут найти 10 примеров диффузии из предложенного текста.

И

Раздает карточки «Задание № 3».

Поясняет, что ученикам необходимо в предложенном тексте найти примеры диффузии и подчеркнуть их.

Определяет время выполнения 2 минуты.

Выбирают из текста примеры диффузии, подчеркивают их.

3 мин

Общее обсуждение

Смогут сравнить свои найденные примеры диффузии с примерами других учеников.

Ф

Выборочно спрашивает несколько учеников.

Просит учащихся высказать оценочные суждения об услышанных примерах диффузии.

Озвучивают найденные примеры диффузии.

Высказывают оценочные суждения.

2 мин

Закрепление

Смогут привести 5 примеров диффузии из жизненного опыта.

И

Просит придумать не менее 5  примеров диффузии из жизненного опыта и записать их в тетрадь.

Определяет время на выполнение 2 минуты, объясняет, что после выполнения необходимо сдать тетрадь.

Придумывают примеры диффузии и записывают их в тетрадь.


Сдают тетради.

1 мин

Подведение итогов. Домашнее задание.

Узнают домашнее задание, получат оценки

Ф

Выставляет оценки активно участвующим ученикам.

Дает домашнее задание.

Прочитать параграф 9. выучить определение диффузии. Объяснить диффузию в твердых телах. Провести домашний эксперимент задание 2 стр 23.

Записывают домашнее задание.

 


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка к уроку по теме: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

Методическая разработка к уроку по теме: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

Цель: к концу занятия учащиеся смогут:

Цель: к концу занятия учащиеся смогут:

Время Содержание деятельности

Время Содержание деятельности

Фронтальный эксперимент

Фронтальный эксперимент

Общее обсуждение. Смогут сравнить свои результаты исследования с результатами других пар

Общее обсуждение. Смогут сравнить свои результаты исследования с результатами других пар

Закрепление Смогут привести 5 примеров диффузии из жизненного опыта

Закрепление Смогут привести 5 примеров диффузии из жизненного опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021