Методическая разработка к юбилею Н.А. Некрасова "Мечта любви, не знающей конца..."
Оценка 4.9

Методическая разработка к юбилею Н.А. Некрасова "Мечта любви, не знающей конца..."

Оценка 4.9
doc
19.01.2022
Методическая разработка  к юбилею Н.А. Некрасова "Мечта любви, не знающей конца..."
К 185-летию Некрасова.doc

К юбилею  Н. А. Некрасова

«Мечта любви, не знающей конца…»

(ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ НЕКРАСОВА)

 

Участники: 2 чтеца (юноша и девушка), Поэт, Авдотья Панаева, Зинаида Некрасова.

(На сцене - рабочий стол, зава­ленный бумагами, книгами, чер­нильница, перо; полумрак, горят свечи, на стенах - картины, среди них - портрет Н.А. Некрасова;

звучит, постепенно затихая, му­зыка — Г.Свиридов "Вальс" из муз. илл. к повести А.С. Пушкина "Ме­тель").

1 чтец (девушка):

Зачем же ты в душе неистребима

Мечта любви, не знающей конца...

                                             (Н.А. Некрасов)

Когда произносят имя - Николай Алексее­вич Некрасов, то на память приходят строки: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан", "Я лиру посвятил народу свое­му", "Выдь на Волгу, чей стон раздается...", "Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать", "Есть женщины в русских се­леньях...".

Мы привыкли к тому, что Некрасов - поэт-гражданин, демократ, поэт униженных, обездо­ленных, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости. И мало кто зна­ет, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви. От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на земле. И в этом убеж­даешься еще раз, когда читаешь любовную ли­рику Некрасова...

2  чтец (юноша): "Всех возмущало не то, что Некрасов был многолюб, мно­гоженец, неспособный к однобрачной любви. Таковы почти все лирики... Если что возмущало в Некрасове, так это именно то, что любовь Некрасова, по крайней мере, с первого взгляда, не была любовью поэта... Разойдясь с од­ной женщиной, он мгновенно схо­дился с другой. Женщины для не­го не любовницы, а как бы наем­ные жены". Так писал знаток твор­чества и личности Н.А. Некрасова Корней Чуковский в своей статье "Подруги поэта". Статья была напечатана в историческом альманахе "Минувшие дни", начавшем выходить в конце 1927 года. После 4-х выпусков альманах был прикрыт по идео­логическим соображениям, а увидевшие свет сборники в библиотеках угодили в закрытый фонд.

Попробуем проследить и мы историю личной жизни и чудесной любовной лирики поэта, наве­янной любовью к Женщине, ведь эта Любовь вдохновляла его на стихи, поистине незабывае­мые, пленительные...

1 чтец (девушка): Любовная жизнь поэта началась в Петербурге, где он сперва скитался полубездомным бедняком. Его первая подруга была веселой гувернанткой. Ее смех доставлял ему радость: Поэт:

Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понуря головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь...

1  чтец (девушка): Но зачас­тую смертельно усталый, за­давленный непосильной лите­ратурной поденщиной, он в от­вет на участливые вопросы и ласки любимой уныло молчал. Пушкинское   "чудное  мгнове­нье"  превращалось у него  в молчаливую скуку.

К. Чуковский писал: "В пер­вой половине жизни Некрасов - плебей, и его любовь - любовь плебея... Они любили друг дру­га неумело и страстно, голода­ли и нищенствовали, расходи­лись и снова сходились, но эти богемные годы прошли, и пле­бейская любовь заменилась у Некрасова барской".

(Звучит музыка — И. С. Бах "Шутка", на фоне музыки 2-й чтец читает текст...)

2 чтец (юноша): ...Однажды студеным зим­ним вечером в блистающий огнями дом извест­ного литератора и издателя Ивана Панаева Бе­линский привел странного гостя. Это был обита­тель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он "очень бледен, плохо одет, все как-то дрожал и пожимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным". Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался как-то расплатиться в трактире. Тщетно! Буфетчик менять суп на стихи категорически отказался... Таким был Николай Некрасов, когда впервые переступил порог до­ма Панаевых.

Поэтический дар Некрасова Белинский оце­нил, - оценил тогда, когда тот прочел своим сиплым голосом стихотворение "В дороге". "У Белинского засверкали глаза, он бросился к Не­красову, обнял его и сказал, чуть ли не со слеза­ми на глазах: "Да знаете ли Вы, что Вы - поэт, и поэт истинный?"

1 чтец (девушка): Это был перелом. Отныне бывшего беспризорника принимали в респекта­бельном панаевском доме как равного. Ему даже отвели комнату, и он, с приятностью обнаружив в себе любовь к комфорту, по-хозяйски располо­жился в ней, а красавица Авдотья Яковлевна пот­чевала квартиранта обедом и вечерним чаем.

Что же касается главы семьи, то он ходил по ресторанам, волочился за хорошенькими жен­щинами и, веселый человек, сквозь пальцы смо­трел на то, как ухаживает за его женой энергич­ный квартирант.

А сама жена? Сама жена держалась стойко. Священны были для нее супружеские узы, хоть поклонник и умо­лял:

Поэт:

Постыдных, ненавистных уз

Отринь насильственное

                          бремя

И заключи - пока есть

                           время –

Свободный, по сердцу

                           союз.

2 чтец (юноша): Отказала она поэту, и тот,  "побежден безумною тоскою", побежал — и вот уже, мысленно попро­щавшись с жизнью, ступает "на край обрыва", однако ре­шительного шага не делает, в раздумье погружается. В раз­думье о чем? Вероятно, о жизни, в которой сде­лано далеко не все...

Не прыгнул с обрыва, вернулся в хлебосоль­ный панаевскнй дом и, засучив рукава, "взялся за дело, результаты которого сказались на судьбе всей русской литературы...

Возродил, вызволил из небытия пушкинский "Современник", совсем захиревшее изданьи­це, которое в его руках стало лучшим отечест­венным журналом. Именно в нем дебютировал, укрывшись за инициалами, Лев Толстой. Именно в нем печатали свои вещи Гончаров и Тургенев. Недавний обитатель "петербургских углов" сделался законодателем художествен­ного вкуса, вождем направления, символом неслыханного доселе литературного и изда­тельского успеха.

(Звучит музыка — П. И. Чайковский, "Вальс цветов", на фоне музыки   1-й чтец и поэт читают текст)

1 чтец (девушка): Успех... Какая женщина устоит перед ним? И Панаева ответила любовью на страсть поэта.

Поэт:

Счастливый день! Его я отличаю

В семье обыкновенных дней,

С него я жизнь мою считаю,

Я праздную его в душе моей!

1 чтец (девушка): Роман с Авдотьей Панае­вой был настоящей, большой, но тяжелой любо­вью Некрасова. Союз Некрасова с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освящен любовью, дружбой, взаимопониманием. Важную роль в развитии их отношений сыг­рала близость духовных интересов, общее по­нимание смысла литературы. Об этом говорит­ся в стихах, написанных спустя много лет после того, как они расстались:

Поэт:

Все, чем мы в жизни

                   дорожили,

Что было лучшего у нас,

Мы на один алтарь сложили,

И этот пламень не угас!

2 чтец (юноша): Их общий жизненный путь не назовешь гладким, а отношения идилличес­кими — наоборот, они знали горечь тяжелых раз­молвок, противоречий, расставаний, предельно мучительных для обоих. Причин для этого было много: и трудный характер Некрасова (на него порой нападала тоска, злость, жажда одиночест­ва), и болезненное состояние, которое вызывала ревность, и трудные обстоятельства в связи с выпуском журнала "Современник", борьба с цензурой. В стихах поэт признавался:

Поэт:

Ни смех, ни говор твой веселый

Не прогоняли темных дум:

Они бесили мой тяжелый,

Больной и раздраженный ум.

1  чтец (девушка): Стихи, обращенные к Па­наевой, составляют целый цикл, его принято на­зывать "панаевским". Это настоящий роман в стихах, перечитывая    который можно понять многое. Стихи образуют как бы поэму, в которой нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Прочитаем и мы с вами этот лирический дневник поэта и попытаемся про­следить, как складывались отношения лиричес­кого героя и героини...

Поэт:

Да, наша жизнь текла мятежно,

Полна тревог, полна утрат,

Расстаться было неизбежно —

И за тебя теперь я рад!

 

Но с той поры как все кругом меня пустынно!

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

Прошедшее! его волшебной власти

Покорствуя, переживаю вновь

И первое движенье страсти,

Так бурно взволновавшей кровь,

И долгую борьбу с самим собою,

И не убитую борьбою,

Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.

Как долго ты была сурова,

Как ты хотела верить мне,

И, как и верила, и колебалась снова,

И как поверила вполне!

(Счастливый день! Его я отличаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю,

Я праздную его в душе моей!)

Я вспомнил все... одним воспоминаньем,

Одним прошедшим я живу -

И то, что в нем казалось нам страданьем, -

И то теперь я счастием зову...

                      ("Да, наша жизнь текла мятежно...")

2 чтец (юноша): - взаимоотношения героев очень сложные; несмотря на любовь, они рас­стаются, но жизнь без любимого и любимой женщины утратила свой смысл...

(Звучит романс на списки Н.А. Некрасова "Ты всегда хороша несравненно..." в исп. Л. Неве­рова)

Поэт:

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

 

Говори же, когда ты сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир и скорее наскучит.

 

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья...

                          ("Мы с тобой бестолковые люди...")

1 чтец (девушка): Это уж точно: бестолко­вые... Написать вдвоем два огромных романа (вдвоем! До тех пор русская литература не зна­ла подобного!) - "Три страны света", "Озеро смерти", создать лучший в России журнал, ан­гелом-хранителем которого была, конечно же, хозяйка дома (редакция помещалась в панаевско-некрасовской квартире), а вот семейного гнезда так и не свить...

Что же касается вспышек, то и тут все - чис­тая правда. Это в письмах, когда она находилась далеко от него, изливал он слова страсти, это на расстоянии любил ее пылко и нежно, едва же рядом оказывалась, делался раздражительным и угрюмым.

Поэт:

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, -

Нам рано предаваться ей!

 

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она недалека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

(звучит музыка — М.К. Огиньский "Полонез", на ее фоне поэт читает стихи...)

Поэт:

Если, мучимый страстью мятежной,

Позабылся ревнивый твой друг,

И в душе твоей, кроткой и нежной

Злое чувство проснулося вдруг –

 

Все, что вызвано словом ревнивым,

Все, что подняло бурю в груди,

Переполнена гневом правдивым,

Беспощадно ему возврати.

 

Отвечай негодующим взором,

Оправданья и слезы осмей,

Порази его жгучим укором –

Всю до капли досаду излей!

 

Но когда, отдохнув от волненья,

Ты поймешь его грустный недуг,

И дождется минуты прощенья

Твой безумный, но любящий друг –

 

Позабудь ненавистное слово,

И упреком своим не буди

Угрызений мучительных снова

 У воскресшего друга в груди!

 

Верь: постыдный порыв подозренья

Без того ему много принес

Полных муки, тревог сожаленья

И раскаянья позднего слез...

                            ("Если мучимый страстью мятежной...")

Панаева: "У Некрасова нередко выпадали дни мрачные. Под предлогом нездоровья он си­дел дома, никого не хотел видеть, "а когда я пы­талась развлечь его, находил, что я будто бы на­рочно усиливаю своими разговорами его и без того ужасное настроение".

1 чтец (девушка): Пожалуй, это ее единст­венная жалоба на человека, который в течение многих лет был ее фактическим мужем (а тот, прежний, жил, не дуя в ус, в соседней комнате). К чести ее надо сказать, что она умно и мужест­венно преодолевала неловкость этой ситуа­ции, пренебрегая предрассудками и мнением общества. Более того, она собственным приме­ром как бы пыталась разрешить один из боль­ных вопросов того времени о праве женщины на независимость и свободу чувства. Обоим им пришлось перенести огромное горе: оба их сы­на умерли в младенческом возрасте. Она не жа­ловалась, - во всяком случае, публично, но сам он в свои светлые минуты понимал все.

Поэт:

Тяжелый год - сломил меня недуг,

Беда застигла, счастье изменило, -

И не щадит меня ни враг, ни друг,

И даже ты не пощадила!

Истерзана, озлоблена борьбой

С своими кровными врагами,

Страдалица! стоишь ты предо мной

Прекрасным призраком с безумными глазами!

Упали волосы до плеч,

Уста горят, румянцем рдеют щеки,

И необузданная речь

Сливается в ужасные упреки,

Жестокие, неправые... Постой!

Не я обрек твои младые годы

На жизнь без счастья и свободы,

Я друг, я не губитель твой!

Но ты не слушаешь..........

                             ("Тяжелый год - сломил меня недуг...")

2 чтец (юноша): Конфликт героев слишком был глубок в своей неразрешимости, - каждый был по-своему прав, и любовь - роковая, прино­сила обоим только страдание.

(звучит музыка - Л.-В. Бетховен. Соната № 14 (ч. 1); на ее фоне читается стихотворение "Горящие письма"):

Поэт:

Они горят!.. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала...

Уж не горит ли с ними и любовь,

 Которая их сердцу диктовала?

 

Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказала...

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

 

Свободно ты решала выбор свой,

 И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

 И дерзко жжешь пройденные ступени!

Безумный шаг! быть может, роковой...

2 чтец (юноша); Следующий этап в отноше­ниях героев мы видим в стихотворении "Давно - отвергнутый тобою...".

Поэт:

Давно - отвергнутый тобою,

Я шел по этим берегам

И, полон думой роковою,

Мгновенно кинулся к волнам;

Они приветливо яснели.

На край обрыва я ступил.

Вдруг волны грозно потемнели,

И страх меня остановил!

Поздней - любви и счастья полны,

Ходили часто мы сюда,

И ты благословляла волны,

Меня отвергшие тогда.

Теперь - один, забыт тобою,

Чрез много роковых годов,

Брожу с убитою душою

Опять у этих берегов.

И та же мысль приходит снова –

И на обрыве я стою,

Но волны не грозят сурово,

А манят в глубину свою...

Панаева: Некрасов любил меня трудной, ревнивой любовью. В его отношениях ко мне были подъемы, когда он буквально сгорал от любви. Но были и периоды охлаждения, когда Некрасов всерьез намеревался меня оставить, а потому находил новый объект поклонения...

Сколько же могло так продолжаться? Охота, клуб, карты, новые женщины... Сколько?! По-ви­димому, до смерти. А мне, внезапно овдовев­шей, уже за 40... И мне страстно хочется се­мьи... Мне хочется ребенка. Но...

2 чтец (юноша): "Люди с темпераментом Некрасова редко бывают, склонны к тихим радо­стям семейной жизни. Они пользуются большим успехом среди женского пола, бывают счастли­выми любовниками или донжуанами, но из них не выходит примерных мужей и отцов", - писал первый биограф поэта К. Чуковский.

В это время Некрасов приблизил к себе вы­сокую и приятную француженку Селину Лефрен. Его враги с негодованием рассказывали, будто, отправляясь к Селине, он заставлял не­счастную Панаеву готовить для соперницы ужин.

Панаева: И я решилась уйти, тем более что литератор Головачев сделал мне предложе­ние. Некрасов? Он ко мне давно охладел. А раз так, то, поди, и бровью не поведет, узнав о за­мужестве бывшей подруги... Ан нет! Он всегда начинал пылать любовью, стоило мне покинуть его, хотя бы на время, - тогда-то и рождались поэтические шедевры. А тут не на время, тут навсегда...

(Панаева уходит...)

Поэт: Я писал Добролюбову: "Сколько у ме­ня было души, страсти, характера и нравствен­ной силы - всё этой женщине я отдал, всё она взяла, не поняв..., что таких вещей даром не берут, - вот теперь и чёрт знает, к чему всё пришло..."

(Звучит музыка - Л.-В.Бетховен "Элизе", на ее фоне 2-й чтец и поэт читают текст...)

2-й чтец (юноша): Они расстались. Как бы там ни было, успокоившись немного, он желает ей счастья. Появляется щедрость пушкинских благословений: "Как дай вам Бог любимой быть другим...".

Поэт:

Мы разошлись на полпути,

Мы разлучились до разлуки

И думали: не будет муки

В последнем роковом прости,

Но даже плакать нету силы.

Пиши - прошу я одного...

Мне эти письма будут милы

И святы, как цветы с могилы -

С могилы сердца моего!

                          ("Прощанье")

2 чтец (юноша): А стихотворению "Прости" принадлежит своего рода рекорд: более сорока композиторов положили его на музыку. Среди них - Кюи, Римский-Корсаков, Чайковский...

(звучит запись романса  "Прости" на музыку П.И. Чайковского, исп. Г. Нэлепп).

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, -

Не помни бурь, не помни слез,

 Не помни ревности угроз!

 

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь –

Благослови и не забудь!

2 чтец (юноша): При этом великий сердцевед понимает, что "без меня нет счастья ей!". Пророчество сбылось. Она ов­довела, когда умер Некрасов, и прожила ещё долгих 15 лет. Долгих и трудных.

1 чтец (девушка): 70-лет­няя, она жаловалась Чернышев­скому: "Сижу теперь без гроша, а надо что-нибудь писать, а как будешь писать, когда голова только тем и занята, чем завтра накормить семью..."

В 2006 году исполнилось 185 лет со дня рождения Авдотьи Яковлевны Панаевой, любовь к  которой Николай Некрасов пронёс через всю свою жизнь                                                              

 (Звучит музыка - Л.-В.Бетховен "Элизе", на ее фоне поэт читает стихи...)

Поэт:

Один, один!.. Ату, кем полны

Мои ревнивые мечты,

Умчали роковые волны

Пустой и милой суеты.

 

Что ж, если сбудется желанье?..                        

О, нет! живёт в душе моей                                 

Неотразимое сознанье,

Что без меня нет счастья ей!

Всё, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас –

Мы на один алтарь сложили –

И этот пламень не угас!

 

Безумец! для чего тревожишь

 Ты сердце бедное своё?

Простить не можешь ты её –

И не любить её не можешь!..

 

Разбиты все привязанности, разум

Давно вступил в суровые права,

Гляжу на жизнь неверующим глазом.

Всё кончено! Седеет голова.

Вопрос решён: трудись, пока годишься,

И смерти жди! Она недалека...

Зачем же ты, о сердце! не миришься

С своей судьбой?.. О чём твоя тоска?..

Непрочно всё, что нами

              здесь любимо,

Что день - сдаём могиле

              мертвеца,

Зачем же ты в душе

               неистребима,

 Мечта любви, не знающей

               конца

Усни... умри!...

             ("Три элегии")

1 чтец (девушка): Хозяй­кой дома Некрасова стала француженка... С этого вре­мени кончились трудные и му­чительные отношения Некра­сова с женщинами, и начался безмятежный любовный ком­форт. Актриса Селина Лефрен словно  родилась для  того, чтобы сделаться содержанкой богатого барина. Корректна, элегантна. Покла­диста, в меру безразлична. Она бы­ла очень удобной женщиной, т.к. не требовала ничего, кроме де­нег, которые у Некрасова к тому времени стали водиться. Его талант редактора и организа­тора литературных сил теперь вовсю развернулся в журнале "Современник".

2 чтец (юноша):    Селина Лефрен отлично понимала свою роль. В благодарность за это Николай Алексеевич охотно позволял ей набивать сундуки бархатами, серебром и круже­вами. Он знал, что, когда эти сундуки будут наполнены до­верху, она покинет его и уедет в Париж. Было, похоже, что он смер­тельно устал от настоящей любви и теперь с удовольствием вкушает поддель­ную. Всё так и произошло. Когда Селина скопи­ла свои тысячи, она покинула Россию навсегда.

1  чтец (девушка): А её место около Некра­сова немедленно заняла молодая,  красивая женщина Прасковья Николаевна Мейшен. После смерти мужа - немца, который оставил ей дом, поэт вывез её из Ярославля. Молодую вдову прельстило, что у Некрасова был собст­венный выезд: отличные вороные лошади, кры­тые голубой сеткой. Прасковье все завидова­ли, считали её генеральшей. Молодую "гене­ральшу", естественно, окружали молодые по­ручики...

2  чтец (юноша): Николаю Алексеевичу это наскучило. Он предложил Прасковье Николаев­не немедленно вернуться в Ярославль. Перед отъездом она отплатила ему обильными сплет­нями, изобразив себя невинной жертвой его разнузданного и грубого нрава. А он же, чтобы быстрее от неё отделаться, написал брату Фё­дору: "Отпусти ей всё, что она потребует из  Карабихской моей мебели и бронзы ...".

Когда она ушла от Некрасова, ему было око­ло 48 лет. Он недолго оставался один. Вскоре в его доме водворилась очередная поклонница, дочь барабанщика Фёкла. Фёкла была очень молода. Примечательно, что чем старше стано­вился поэт, тем более молодую подругу он себе выбирал: Панаевой в это время было 44 года, Селине - 32, Прасковье - 25, а Фёкле - 19.

(Звучит музыка - К.Сен-Санс "Лебедь", на ее фоне 1 чтец читает текст);

1 чтец (девушка): Некрасову не нра­вилось её простонародное имя - Фёк­ла Анисимовна. Он стал называть её Зиной, Зинаидой Николаевной

Викторовой. По воспоминаниям племянника поэта Александра Фёдоровича Некрасова, Зинаи­да Николаевна была "голубо­глазой блондинкой с очарова­тельным цветом лица, красиво очерченным ртом и жемчужны­ми зубами. Она была стройно сложена, ловка, находчива, хо­рошо стреляла и ездила вер­хом...". К тому же она была умна, любознательна, обладала хоро­шим музыкальным слухом и го­лосом. Но самое главное в Зина­иде Николаевне подметил А.Ф. Кони. "От неё, - писал он, - веяло душевной добротой и глубокой при­вязанностью к Некрасову". Некрасов был вполне счастлив с Зинаидой Николаевной. Она помогла поэту обрести ду­шевное равновесие и покой, умела найти нуж­ные слова, чтобы успокоить, когда он узнавал о злобных выпадах врагов и т.п. Впоследствии эта замечательная женщина стала его женой.

Зинаида Николаевна была незаменимой помощницей Некрасова. "Мне случалось, - рас­сказывает она, - помогать мужу в чтении кор­ректур; приходилось следить по оригиналу, ког­да он правил оттиски; иногда я сама сверяла от­тиски с оригиналами, когда муж бывал чем-то занят".

2 чтец (юноша): А занят Некрасов был более чем достаточно. Много времени отнимали жур­нальные дела, постоянная борьба с цензурой, работа в Литературном фонде и т.п. К тому же это был период напряжённой творческой рабо­ты, когда были созданы такие выдающиеся про­изведения поэта, как поэмы "Дедушка" (с по­священием "3-н-ч-е", т.е. Зиночке), "Русские женщины", "Современники", важнейшие главы из "Кому на Руси жить хорошо..." и множество лирических стихотворений.

1 чтец (девушка): Друзья и близкие знако­мые Некрасова относились к Зинаиде Никола­евне с уважением и почтением. В своих письмах и записках, адресованных поэту, они никогда не забывали передать ей дружеские приветы и по­клоны. Их привлекали в Зинаиде Николаевне от­крытый и ровный характер, неизменная привет­ливость, доброжелательность и гостеприимст­во. Только родные поэта относились к Зиночке недоброжелательно и с явным предубеждением. Сестра Некрасова Анна Алексеевна даже и не скрывала свою к ней неприязнь, Зиночка ис­кренне стремилась наладить хорошие отноше­ния с родными мужа, и в первую очередь с его сестрой, но та не шла ей навстречу.

А Зинаида Николаевна была человеком предельно бескорыстным, и она любила мужа преданно и искренне. С особой силой это про­явилось во время предсмертной болезни Не­красова. В течение почти двух лет Зинаида Ни­колаевна самоотверженно ухаживала за ним. А когда болезнь окончательно сломила его, не от­ходила от постели Некрасова ни днём, ни но­чью...

2 чтец (юноша): В дни болезни Некрасов на­писал несколько стихотворений, посвященных жене. Первое из них - "Зине" - является своеоб­разной исповедью поэта, обращенной не про­сто к любимой женщине, которую он нежно на­зывал "дитя", а к другу - единомышленнику, че­ловеку, который разделяет его Послушайте!

Поэт:

Ты ещё на жизнь имеешь право,

Быстро я иду к закату дней. -

Я умру - моя померкнет слава,

Не дивись - и не тужи о ней!

Знай, дитя: ей долгим, ярким светом

Не гореть на имени моём:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдаёт

На борьбу за брата-человека,

Только тот себя переживёт...

                                  ("Зине")

2 чтец (юноша): В одну из бессонных ночей Некрасов на­писал ещё одно стихотворение, обращенное к Зинаиде Никола­евне:

(Звучит музыка В.-А.Моцарт "Реквием" (вступление), на ее фоне поэт читает стихотворе­ние "Зине"...):

Поэт:

Двести уж дней,

Двести ночей

Муки мои продолжаются;

Ночью и днём

В сердце твоём

Стоны мои отзываются,

Двести уж дней,

Двести ночей!

Тёмные зимние дни,

Ясные зимние ночи.

Зина, закрой утомленные очи!

Зина! усни!

Зиночка: Терпя невыносимые муки, Некра­сов не прекращал творческой работы. Едва от­ступала боль, он просил бумагу и записывал но­вые стихи, но чаще всего Некрасов диктовал вновь сочинённые произведения мне... Вот одно из таких стихотворений:

Пододвинь перо, бумагу, книги!

Милый друг! Легенду я слыхал:

Пали с плеч подвижника вериги,

И подвижник мёртвый пал!

 

Помогай же мне трудиться, Зина!

Труд всегда меня животворил.

Вот ещё красивая картина –

Запиши, пока я не забыл!

 

Да не плачь украдкой! – Верь надежде,

Смейся, пой, как пела ты весной,

 Повторяй друзьям моим, как прежде,

Каждый стих, записанный тобой.

Говори, что ты довольна другом:

В торжестве одержанных побед

Над своим мучителем недугом

Позабыл о смерти твой поэт!

                                ("Зине")

2 чтец (юноша): Некрасов поистине герои­чески боролся с недугом, поразившим его, но когда понял, что жить ему осталось недолго, то решил узаконить свои отношения с Зинаидой Николаевной церковным браком. Узнав об этом - она отказалась венчаться, т.к. вовсе не стре­милась стать "законной" с точки зрения сущест­вующих тогда представлений женой. Но Некра­сов настоял. Он понимал, что многие права Зи­наиды Николаевны могут быть оспорены его родственниками.

Так как Некрасов не мог поехать в церковь, то венчание состоялось в квартире поэта -21 апреля 1877 года, а ещё раньше Некрасов составил завещание, по которому разделил всё своё имущество между родными и близки­ми. Зинаиде Николаевне он завещал все вещи, находящиеся в квартире на Литейном, а также половину имения "близ села Чудова, в усадьбе Лука".

(Звучит музыка - В.-А. Моцарт "Реквием" (вступление), на ее фоне I чтец читает текст...):

1  чтец (девушка): До последних минут Зи­наида Николаевна не отходила от постели мужа. 27 декабря того же 1877 (по ряду источников — 1878) года в возрасте 56 лет умер великий рус­ский поэт Николай Алексеевич Некрасов...

Похоронив мужа, Зинаида Николаевна уеха­ла из Петербурга и жила в разных городах, а по­следние годы жизни провела в Саратове, лишь изредка приезжая в столицу навестить родных и могилу Некрасова.

(Музыка постепенно стихает...)

Жена Чернышевского Ольга Сократовна, также жившая в Саратове, говорила о Зинаи­де Николаевне, что она "добрая, хорошая женщина", и "пока ещё водились деньги, ос­тавленные ей мужем, много добра делала, многим помогала...". В конце жизни Зинаиде Николаевне пришлось пережить глубокую драму. В своё время, живя в Киеве, она позна­комилась с баптистами и вступила в их общи­ну. В Саратове, куда переехала Зинаида Нико­лаевна, местные баптисты не только приняли в свои ряды "сестру Зинаиду", но и, восполь­зовавшись её непрактичностью, выманивали у неё деньги.

2  чтец (юноша): Зинаида Николаевна ока­залась в крайне тяжёлом положении. Она была в то время уже немолодым и не совсем здоро­вым человеком, и зарабатывать на хлеб ей бы­ло не по силам. Узнав о трудном положении вдовы поэта, редактор газеты "Саратовский листок" Н.М. Архангельский принял в её судь­бе живейшее участие. О бесчестном поступке саратовских баптистов было напечатано в га­зете. После этого буквально со всех концов России стали поступать письма, телеграммы, деньги. Была собрана достаточно большая сумма. Но Зинаида Николаевна отказалась их принять, заявив: "Я не отказываюсь от помо­щи, но принять деньги от частных лиц не могу. Пусть пожертвованные деньги поступят в Ли­тературный фонд, а уже он будет выдавать мне ежемесячную пенсию". Так и поступили. День­ги передали в Литературный фонд, который выплачивал ей пенсию - 50 рублей в месяц, этого при её скромном образе жизни было вполне достаточно.

1 чтец (девушка):

Так любил поэт Н.А. Некрасов... Изумитель­но щедрый человек, Некрасов был в 1000 раз лучше, чем думают. Сложность его натуры, надрывная жизнь, утрата настоящих друзей привели его к замкнутости, одиночеству. Лю­бовь делала его жизнь светлее, благороднее. Пленительные некрасовские строки о любви и по сей день, находят живой отклик в сердцах читателей.

(Звучит музыка - Г.Свиридов "Вальс" из муз. илл. к повести А. С. Пушкина "Метель")

 


К юбилею Н. А. Некрасова «Мечта любви , не знающей конца…» (

К юбилею Н. А. Некрасова «Мечта любви , не знающей конца…» (

Любовная жизнь поэта началась в

Любовная жизнь поэта началась в

И заключи - пока есть время –

И заключи - пока есть время –

Современник", борьба с цензурой

Современник", борьба с цензурой

Звучит романс на списки Н.А. Некрасова "Ты всегда хороша несравненно

Звучит романс на списки Н.А. Некрасова "Ты всегда хороша несравненно

Но в сердце тайный холод и тоска

Но в сердце тайный холод и тоска

Обоим им пришлось перенести огромное горе: оба их сы­на умерли в младенческом возрасте

Обоим им пришлось перенести огромное горе: оба их сы­на умерли в младенческом возрасте

Следующий этап в отноше­ниях героев мы видим в стихотворении "Давно - отвергнутый тобою

Следующий этап в отноше­ниях героев мы видим в стихотворении "Давно - отвергнутый тобою

Панаева уходит...) Поэт: Я писал

Панаева уходит...) Поэт: Я писал

Звучит музыка - Л.-В.Бетховен "Элизе", на ее фоне поэт читает стихи

Звучит музыка - Л.-В.Бетховен "Элизе", на ее фоне поэт читает стихи

Некрасова к тому времени стали водиться

Некрасова к тому времени стали водиться

Зинаида Николаевна была незаменимой помощницей

Зинаида Николаевна была незаменимой помощницей

В одну из бессонных ночей Некрасов на­писал ещё одно стихотворение, обращенное к

В одну из бессонных ночей Некрасов на­писал ещё одно стихотворение, обращенное к

Некра­сов настоял. Он понимал, что многие права

Некра­сов настоял. Он понимал, что многие права

Лю­бовь делала его жизнь светлее, благороднее

Лю­бовь делала его жизнь светлее, благороднее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022