Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский технический колледж»
Подготовил: преподаватель информатики
Марина Николаевна Черная
Стрелецкий – 2019
Методическая рекомендации к организации внеклассного мероприятия для обучающихся всех специальностей (п. Стрелецкий) – БПОУ ОО «Орловский технический колледж»,2019 – 17 с.
Методическая разработка может служить в качестве методического пособия для преподавателей, классных руководителей.
Разработчик: Черная М. Н., преподаватель БПОУ ОО «Орловский технический колледж»
Рецензент:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрено, одобрено и рекомендовано к использованию в работе на заседании предметно – цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин БПОУ ОО «Орловский технический колледж»
Протокол
№ от 201 г.
«Изучение православной культуры приобщает человека к тем нравственным идеалам и ценностям, автором которых является Сам Бог, а не политики или философы»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Пояснительная записка: Сегодня все настойчивее звучат призывы к поиску общей идеи, глубинного ориентира, общезначимого идеала. Все теперь понимают, что организовать заново народную жизнь, а тем более образование и воспитание молодежи без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Некоторые думают, что такую национальную идею можно придумать и внушить народу. Но история XX века убедительно показала нам, что придуманные национальные идеи чаще всего оказываются ошибочными, ложными, и даже овладевая народом на короткое время, всегда приводят его к катастрофе.
2. Актуальность данной темы в том, что она способствует формированию системы духовно-нравственного воспитания студентов, в переходе от мероприятий в которых ребята являются «слушателями и зрителями», к деятельности с глубокой философской нравственной рефлексией всех ее участников.
3. Новизна: вводятся новые формы работы по духовно-нравственному воспитанию: во внеклассной работе студенты узнают о тех святых подвижниках, которые прославили нашу малую родину…
4. Цели: создать условия для формирования у детей духовно-нравственную оценку к культуре своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая православной религии; способствовать воспитанию уважения к прошлому своей страны, патриотизма; познакомить с жизнью и деятельностью Сайко Афанасия Андреевича.
5. Задачи:
· раскрыть аспекты православной культуры;
· побудить к исследовательской деятельности, развивать креативность и умения анализировать материал, делать необходимые выводы;
· прививать учащимся интерес к историческим личностям, воспитывать уважение к духовным традициям родной культуры.
6. Ожидаемые результаты: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
7. Обоснование: важные особенности данного возраста - это пора формирования мировоззрения, взглядов и убеждений, поиска смыслов как собственного существования, так и «бытия всего человечества».
8. Предлагаемое внеклассное мероприятие проводится в форме интерактивной беседы. Представленный сценарий журнала ведут 2 ведущих. Беседа сопровождается презентацией. На экран выводятся иллюстрации, фотоматериалы.
Цели проведения внеклассного мероприятия:
Метапредметные: познакомить с жизнью старца Афанасия Андреевича Сайко; привить интерес к изучению истории родного края и православной культуры, научить применению полученных знаний в курсе изучения общеобразовательных предметов.
Личностные: обсуждение и анализ текста, заложить в сознание студентов добродетель как основу морально-нравственного поведения, способствовать формированию любви и внимательного отношения к окружающим людям и пространству.
Коммуникативные: способствовать развитию мыслительных процессов через речевую деятельность.
Регулятивные: способствовать приобщению к морально-нравственным ценностям, стремиться к саморегуляции поведения и самоанализу своих действий и поступков с точки зрения духовного развития личности студента.
Межпредметные связи: история, искусство.
Оформление: презентация «Блаженный Афанасий Андреевич Сайко»
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход классного часа
1) Слово преподавателя:
Сегодня мы будем говорить о жизни старца Блаженном Афанасии Андреевиче Сайко, который воодушевил на служение архимандрита Иоанна Крестьянкина и был светильником веры в годы жесточайших гонений на Церковь, через него была явлена сила Божия в жизни многих жителей нашего города, который был дан в удел святому старцу.
2) Просмотр презентации и рассказ о жизни Афанасия Сайко
Ведущий 1: Детство. Родился он в 1887 г. в селе Даничево Межиричской волости Ровенского уезда Волынской губернии. Было у него двое братьев, умерших во младенчестве, и пять сестер, старшая из которых – Елена – впоследствии ушла в монастырь. Мать Афанасия умерла рано, когда мальчику было 12 лет, и воспитанием детей стал заниматься отец, военный в отставке. Некоторое время отец Афанасия служил управляющим имением, а в конце жизни ушел работать в полицию; имел звание старшего вахмистра. В 1914 году он трагически погиб от рук разбойников.
Ведущий 2: Отрочество. Когда Афанасий подрос, отец отдал его на воспитание в поселок военнослужих – кантонистов, которые располагались на территории Львовской области. Подошло время, и его определили в школу воспитанников солдатских детей Уланского Его Императорского Величества полка в Варшаве, которую он успешно окончил. Обладая приятным голосом и хорошим слухом, Афанасий одновременно с военной школой окончил и Варшавскую консерваторию.
Ведущий 1: Начало служения. Известно, что в 1919 году, на 33-м году жизни, его неожиданно арестовали и по этапу отправили в г. Орел, где поместили в концлагерь №1. В этом лагере труд заключенных использовали как даровую рабочую силу, и Афанасию Андреевичу пришлось работать на опытном поле. Привыкший с детства к тяжелому крестьянскому труду, он и здесь работал добросовестно, с кротостью и терпением принимая новый поворот в своей жизни.
В 1921 году его выпустили на свободу, но на родину он жить не поехал, а остался в Орле. Не имея здесь ни родных, ни знакомых, он поселился на колокольне Богоявленского храма. Так началось его подвижничество – он стал блаженным, юродивым Христа ради, чтобы под видом безумия нести людям правду в злое время гонений и беззакония. Жил он в основном милостыней, ходил босиком. Священник Орловского Введенского женского монастыря о. Всеволод Ковригин, узнав об Афанасии Андреевиче и познакомившись с ним через своего келейника брата Иоанна, нашел одинокую верующую женщину и благословил ее принять его в свой дом. Это было время нового наступления на Русскую Православную Церковь, когда шел невиданный, беззастенчивый грабеж храмов, монастырей, осквернение христианских святынь, массовые аресты и казни священнослужителей и мирян. Научившись терпеливо выносить превратности жизни, здесь Афанасий Андреевич не выдержал такого беззакония. Он тяжело заболел.
Ведущий 2: Выздоровление. В 1924 году, после выздоровления, Афанасий Андреевич по велению сердца и, очевидно, по совету о. Всеволода был тайно пострижен в монахи, оставаясь жить в миру. В эти годы местом его жительства стал дом Н. В. Прозоркевича, приютившего не только его, но и еще многих служителей Церкви – епископа Назария и монахинь разоренных обителей. Афанасий Андреевич взял на себя самую тяжелую работу – колол дрова, носил воду, убирал двор. А молиться он ходил в Воскресенский храм, расположенный на территории Афанасьевского кладбища разоренного Введенского женского монастыря. Храм этот не закрывался вплоть до начала Великой Отечественной войны, и Афанасий Андреевич трудился здесь певчим. Хор при храме был замечательный – пели одни монахини, и службы были по монастырскому уставу. Икон в храме было множество: после закрытия Введенского монастыря часть икон перенесли сюда, в Афанасьевскую церковь, да и население принесло немало, спасая от рук богоборцев. Хорошо было здесь блаженному Афанасию, и не раз в те годы можно было услышать от него, что именно Афанасьевское кладбище хотел бы он иметь местом своего последнего пристанища. Человеком он был заметным – высокий, стройный и плечистый, лицо светлое, с черной окладистой бородой и большими серыми глазами; казалось, что он видит человека насквозь. И одевался он своеобразно. Чаще всего это была рубаха навыпуск, штаны из домотканого полотна да еще крестьянская свитка. На шее – полотенце или шарфик, завязанный узлом. Нательный крест носил всегда поверх одежды. Обут был в калоши с носками или онучами, а чаще ходил босиком. Просто так Афанасий Андреевич никогда не ходил, а все время наклонялся и что-нибудь поднимал с земли – склянки, спички, камешки, куски газет. Свои находки он прятал в карманы или клал за пазуху, чтобы потом раздавать людям, каждому по смыслу. При этом часто повторял свою любимую присказку: «Ищите родственность между предметами, привыкайте решать задачи». Получив от блаженного Афанасия железочку, скляночку или обрывок газеты, люди не сразу догадывались, к чему бы это, а лишь по прошествии времени многие понимали, что он предсказал их судьбу. Так случилось и с двумя молодыми девушками. Обе они, Аня и Катя, учились на счетных курсах. Незадолго до окончания учебы они пошли на Афанасьевское кладбище, где в то время можно было часто встретить Афанасия Андреевича. И в этот раз он был там. Блаженный подошел к ним и сказал, что он шел и нашел 54 платка. А потом дал им по катушке: одной – синюю, другой – черную. Вскоре обе подруги успешно окончили курсы и были приняты на работу. Зарплата каждой из них была определена в 54 рубля, а на аппаратах кассового типа, с которыми они работали, были установлены пишущие ленты: у одной – синяя, у другой – черная.
Ведущий 1: Невзначай. Иногда Афанасий Андреевич встречался людям невзначай, но чаще всего люди сами искали встреч с ним. В одну из таких встреч с Аней и Катей блаженный сообщил Ане, что между улицами 4-й и 5-й Курскими есть свечной завод, а в нем Иван Петрович, и этот завод ее, Анин. А в следующий раз Афанасий Андреевич поставил Аню в Афанасьевском храме на место невесты и сказал, что это место ее, а потом добавил еще что-то о девочке и мальчике. Все предсказанное им Ане сбылось. В 1932 г. она вышла замуж за Ивана Петровича Свешникова и поселилась в его маленьком домике по Речному переулку, как раз между 4-й и 5-й Курскими. Из 4-х детей у нее выжили двое – мальчик и девочка. Девочка эта, дочка Ани, увидела Афанасия Андреевича первый раз в конце 40-х годов, когда была с мамой (или бабушкой) в Никитском храме. Стояли они у колонны напротив правого – Казанской иконы Божией Матери – алтаря. Закончилась вечерняя служба, и мимо них очень близко прошел Афанасий Андреевич. Наверное, он поздоровался с ними и посмотрел на девочку так, что она до сих пор, спустя более полувека, помнит его сияющее лицо и необыкновенно живые глаза, выражавшие радость, участие и большое внимание к тому, на кого смотрел. Никогда и ни у кого больше не видела она таких замечательных глаз!
Все чаще люди стали замечать, что Афанасий Андреевич как бы невзначай отвечает на их мысли, говорит, что у них на душе или о том, что должно было случиться. Верующие люди приглашали его в свои дома, кормили, обшивали и обстирывали. Своей аскетической жизнью и прозорливостью вскоре он стал известен во всем городе. Люди шли к нему за утешением, мудрым советом, учились у него смирению и стойкости. Не только миряне, но и уставшие от постоянных преследований монахини рассказывали ему о своих мытарствах и спрашивали, когда же все это прекратится. Зная все наперед, блаженный отвечал им так: «Молитесь и вам дастся».
Ведущий
2:
Божья участь. В апреле 1931 г. на третий день Пасхальной седмицы
отправился Афанасий Андреевич в деревню Лукьяновку, что в 30 км от Орла.
Попросили его поехать туда монахини разоренного Введенского женского монастыря
– Евфалия и Павла. У них была там хорошая знакомая, крестьянка Вера Кирьянова,
и они просили блаженного поздравить ее с праздником Святой Пасхи. В деревенском
храме еще шли службы, и Афанасий Андреевич по прибытии читал там Евангелие и
Псалтирь, пел в церковном хоре. По вечерам в хату, где остановился блаженный,
собирались люди. Всех их очень волновал вопрос: «Вступать ли в колхоз?», ведь
это было время поголовной коллективизации. Афанасий Андреевич вступать в колхоз
не советовал, а рекомендовал держаться своего хозяйства. Прозорливость его уже
была известна в деревне, а потому молва быстро разнесла его мнение по округе.
Услышал об этом и уполномоченный ОГПУ, обрадовался и арестовал блаженного
Афанасия. В Орловском ОГПУ были довольны поимкой «агитатора», так как не
ладилось у них сфабрикованное дело о «церковно-монархической контрреволюционной
группировке» Черные вороны». Допросили Афанасия Андреевича. Продержали его
несколько месяцев в застенках ОГПУ и, сославшись на выдуманные показания
свидетелей, записали в обвинительном заключении, что «Сайко Афанасий Андреевич
около двух лет под видом старца … ходил по церквам и прислуживал там, имея
большие знакомства как с церковниками, так и с монашествующим элементом…».
Очень хотелось безбожным властям уничтожить привлеченных по сфабрикованному
делу священнослужителей и мирян. Однако, по Божьему промыслу, дело вдруг
прекратили и обвиняемых, содержащихся в Орловском домзаке, из-под стражи
выпустили. Случилось это в октябре 1931 года. Блаженного Афанасия Андреевича
оправдали, но для властей он стал врагом и на свободе пробыл недолго. В 1932
году, не без помощи НКВД, его определили в психиатрическую больницу, что в семи
километрах от города. И хотя условия пребывания там были нелегкими, но и в этом
случае нельзя не увидеть Божьего промысла, спасшего Афанасия Андреевича от
более тяжелой участи, постигшей многие тысячи священнослужителей, монахов и
мирян, расстрелянных и замученных в концлагерях.
Ведущий 1: Психиатрическая больница. Весь персонал
больницы любил и жалел доброго и смиренного старца, а жители города устраивали
к нему настоящее паломничество. Они приносили ему гостинцы, просили его молитв
перед Господом и совета в своих житейских делах. Более десяти лет провел
Афанасий Андреевич в психобольнице, испытав на себе все тяготы принудительного
«лечения», и вышел на свободу в начале 1942 года.
Его приютила дочь погибшего в застенках НКВД Н. В. Прозоркевича – Ольга Николаевна. Он сильно постарел, голова стала совершенно седой. Но Господь укрепил его дух, видимо, для того, чтобы в тяжкие военные и послевоенные годы через блаженного Афанасия даровать людям Свою любовь и милость. Именно с этих пор начался второй, самый плодотворный этап подвижнической жизни блаженного Афанасия.
Шла Великая Отечественная война. Орел был оккупирован немцами. Бомбили каждую ночь и даже днем. Вечером в частный дом своих хороших знакомых зашел блаженный Афанасий. Началась очередная бомбежка, взрывы ближние и дальние, кругом осколки и очень страшно. Афанасий Андреевич собрал всю семью и заставил их бегать всю ночь из одного угла в другой. Выбегут из дома во двор – и тут же в доме взрыв, а они целы; потом со двора тащит всех в дом – и тут же взрыв во дворе, а они опять живы… И так всю ночь бегали с ним и остались целы и невредимы. А утром, уставший, он сказал: «Все». Накрылся газетой и лег на кровать. Эту историю с большим волнением рассказала одна раба Божия протоиерею Воскресенской церкви Александру Секретареву, желая засвидетельствовать истину духовному лицу.
Ведущий 2: Война. Во время войны орловская жительница Клавдия Васильевна пустила на квартиру свою знакомую. И вот однажды говорит ей: «Позови в гости Афанасия Андреевича». Та позвала. Он пришел, но в дом даже не вошел, а согнулся весь и говорит: «Ой, валится дом, валится дом!». А дом-то был крепкий, но хозяева, почувствовав неладное в словах блаженного, ушли на ночь в подвал к соседям и остались живы, а в дом попала бомба, и остались от него одни щепки.
Афанасия Андреевича так все и называли – по имени-отчеству и очень уважительно. И сам он очень любил людей и особенно уважал священство, а женщин называл ласково – «мама».
Перед войной в Афанасьевской церкви никто не служил – не было священника. Когда война началась, выпустили из тюрьмы архимандрита Никодима, и он стал настоятелем храма. И снова, как и всегда в годину тяжелых испытаний, люди потекли в храмы и возносили свои молитвы ко Господу, прося у Него милости и защиты. Вместе с ними молился в церкви и блаженный Афанасий. Он пел на правом клиросе вместе с монахинями. Любил он дожигать огарки свечей. Бывало, поставит по огарку на каждый палец и держит, и они догорают, а он молится.
Народ ходил за ним толпами – всем хотелось узнать: что же будет, как и когда кончится война, живы ли дети, мужья, братья? Кто шел к нему с чистой душой, с верой в Бога, тому Господь Сам открывал, а тем, кто шел праздно, из любопытства, блаженный отвечал: «А что? Я ничего не знаю!» Один вопрос одинаково волновал всех в городе – немцы останутся или придут свои? Ответ был на этот раз вовсе незамысловатый. Его и сейчас знает каждый коренной житель города, ибо от родителей услышали и детям своим передали. Блаженный Афанасий сказал: «Сапоги уйдут, а лапти придут». Сапоги-то у немцев были крепкие, с коваными подковами.
Ведущий 1: Наши пришли. С фронта стали приходить письма, но не всем. А как верующему человеку молиться? О здравии или за упокой? Вот и шли к Афанасию Андреевичу за советом, за ответом, каждый со своей надеждой или бедой. Он всех выручал – советовал и поддерживал. Вот с таким-то вопросом – как поминать? – пришла к нему одна женщина, у которой брат и муж были на фронте. И он сказал ей о муже: «Из ржи муку сделали. А из муки рожь нельзя сделать». И получила она о нем впоследствии похоронку. А вместо ответа о брате вынес блаженный носовой платочек и говорит: «На тебе. Это я его нашел, береги!» Через некоторое время пришли люди из военкомата разыскивать родственников этого брата и сообщили, что он жив, но писать не может, так как находится за границей.
В те годы люди жили дружно, делились друг с другом горем и радостью, старались помочь ближнему. Был такой случай. Соседке Анастасии Александровны – Марфуше – долго не было писем от сына. Плачет Марфуша, убивается, а другая соседка посылает ее к Афанасию Андреевичу. Марфуша блаженного не знала, но пошла искать. Нашла его в Афанасьевской церкви. Видит, люди к нему бегут, спрашивают. Ну и она, когда подошел черед, спросила: «Как мне сына поминать? Живой ли он?» А сама глаз со старца не спускает, волнуется – вдруг скажет «за упокой». А он ее по плечу похлопал и говорит: «Вон, смотри, мама идет с сумкой. Быстро, быстро, быстро! Адрес? Где живешь? Номер дома? Иди, иди скорей, вон мама с сумкой пошла!» И убежал от нее. Ничего не поняла Марфуша, идет домой расстроенная, сама себя и других ругает за то, что верят люди всему. А про Афанасия-то думает: «Ненормальный, я ему про сына, а он про маму с сумкой. Зря только день потеряла». Пришла она на свою улицу, а там бегает дочка ее младшая. Увидела мать, бежит к ней сломя голову и кричит: «Мамка, мамка! Почтальонша от Васи перевод принесла». Остолбенела Марфуша, ее будто прострелило. Тут она все поняла: мама с сумкой – ведь это же почтальон! Прибежала она домой, а на столе перевод лежит на 400 рублей, а на обратной стороне несколько слов от сына: «Мама, лежу в госпитале, поправляюсь. Скоро приеду. Твой Василий». Вся улица узнала эту новость. Оставшиеся в живых помнят об этом и сейчас.
Там, где появлялся Афанасий Андреевич, сейчас же вырастала толпа людей – всем хотелось спросить о себе, о своих близких. А он среди толпы как не от мира сего – высокий, стройный, как струна, несмотря на возраст, весь седой, длинная борода, лоб большой, большие серые глаза смотрят как бы поверх человека. Рубашка на нем навыпуск, подпоясана поясочком с бахромой, полинявшие брючки, галоши. На шее крест и полотенце вместо шарфика. Людей он не избегал, старался как можно лучше послужить им, помочь тем, кого давно знал и кого встретил в первый раз.
Ведущий 2: Война только закончилась. Летом 1945 года на ул. Горького торговали клубникой. Вдруг народ в очереди зашумел – Афанасий Андреевич идет! Он подошел к прилавку. Продавщица насыпала ему кулек клубники, но он не взял, сказав, что такое не ест, а вот это ест, – и вынул из кармана сухарики. Потом развернулся, собираясь уходить. А в это время женщина из очереди обратилась к нему, желая задать вопрос. Но не успела она и рта раскрыть, как он, взяв ее за плечо, говорит: «За морем, за океаном тук-тук-тук! Поезжай, не бойся!» Взволнованная женщина, успокоившись, рассказала, что брат ее работает в посольстве в Америке и прислал ей вызов. А она одинокая и боится отправиться в такое путешествие. Желая получить совет у Афанасия Андреевича, она получила его, не успев задать вопрос. Блаженный старец предугадал ее мысли и укрепил в решении.
Та же женщина, что клубникой торговала, видела блаженного старца еще раз весной 1946 года. Полоскала она со своей знакомой белье на реке Орлике. А через подвесной мост проходил в это время Афанасий Андреевич. Одет он был, как всегда, в длинную домотканую рубашку с поясом, такие же домотканые брюки и босиком. На шее висел большой крест на толстой цепочке. Женщины подошли, и одна из них, давно не получавшая весточки от сына, спрашивает: «Вернется мой сын или он погиб на фронте?» Афанасий Андреевич говорит: «Вон, вон, вон идет!» и показал на идущего вдалеке военного на костылях. И через месяц вернулся сын той женщины из госпиталя без обеих ног.
Ведущий 2: И власти, и органы госбезопасности были обеспокоены такой популярностью Афанасия Андреевича, и потому в апреле 1948 года он вновь оказался в Орловской психиатрической больнице. Там, как и на свободе, он был приветлив, словоохотлив, доброжелателен к людям. Выполнял любую работу, играл на скрипке и гитаре, участвовал в художественной самодеятельности больницы. Однако врачи не захотели «искать связи между предметами и решать задачи», а увидели в его пророчествах бред больного. По настоянию УМГБ свидания с юродивым Христа ради были запрещены. И лишь в начале 1950 г., после многочисленных обращений в разные инстанции А. В. Дмитриевской, его помощницы и духовной дочери, удалось получить разрешение на редкие короткие свидания в присутствии медперсонала. Однако жителей города и области эти запреты не останавливали. Они приходили и приезжали на территорию больницы и даже ночевали там, ожидая удобного случая, чтобы передать ему гостинец, письмецо или просто записочку с пожеланием здоровья и обязательно со своей просьбой. Раба Божия Лидия пишет ему: «Низкий поклон рабу Божию Афанасию Андреевичу … хочу знать о Вашем здоровье; я Вам послала два письма, но Вы мне не ответили. Афанасий Андреевич, прошу – посоветуйте мне, как жить? Что мне – жить в этой квартире или переменить на другую? Прошу вашего совета».
Другая женщина, Лёля, ложась во второй раз на операцию с тяжестью на душе, посылает ему гостинец «за свое здоровье», то есть просит его молитв и благословения. Хотя сама его не знала, но слышала о нем от других и питала к нему уважение … и надежду на помощь. А однажды даже главному врачу больницы оказал блаженный старец неоценимую услугу. Подошел к врачу и стал настойчиво советовать идти домой. Несколько раз повторил: «Иди домой, иди домой, иди домой!» Врач сначала упирался, не шел, а когда все-таки пришел, то увидел, что вспыхнул у него дома примус (или керосинка), а дома был один ребенок. С уважением стали относиться к нему в больнице после этого случая.
Власти все больше настораживались и пугались, видя, что не отгородили блаженного Афанасия от народа стены психиатрической больницы. Время было такое, что дурманом, опиумом считалась вера в Бога, а обращения к Божиим избранникам – религиозными предрассудками.
3) ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
III. Рефлексия. Подведение итогов классного часа.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Нужно ли читать жития святых? Что даёт современному человеку знакомство с этим жанром духовной литературы?
Житие показывает духовную красоту человека, даёт представление об истинных ценностях, об идеале. Учит принимать святых как пример для подражания. При создании образа святого используется идеализация, а также сочетание жизнеподобия и фантастики. Именно поэтому мы благоговейно вспоминаем подвиги святых, прославляем в песнопениях их святость, устраиваем праздники в их честь.
Читать житие – узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего. И пока будут помнить люди о простодушных седобородых святых с ясными и чистыми, как у детей, душами, не погибнет Россия! (Звучит Благовест. Колокольный звон)
Библиографический список
1. БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века" http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...b**
2. Старец Афанасий Андреевич http://www.voskres.ru/podvizhniki/kirilova.htm
3. ЖИТИЕ АФАНАСИЯ АНДРЕЕВИЧА САЙКО https://bolhovich.livejournal.com/122903.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.