МАГАДАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИЙ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КЛАССНОГО ЧАСА
«Эрнст Неизвестный и его вклад в развитие культуры города Магадана»
Разработчик: Вопиловская Н.С
(классный руководитель)
Магадан, 2022 г.
Тема: «Эрнст Неизвестный и его вклад в развитие культуры города Магадана»
Цели: - классного часа формировать у обучающихся российскую
гражданственность, чувство патриотизма;
- подвести обучающихся к пониманию Отечества, как непреходящей
ценности связи с предыдущим поколением.
Задачи: 1) методические: показать одну из нетрадиционных форм
проведения классного часа
2) воспитательная: воспитание интереса и уважения к ценностям
духовной культуры, традициям, к родным истокам, истории своего
Отечества.
3) развивающая: развитие у обучающихся познавательного интереса к
изучению исторического прошлого своей страны, родного края;
развитие творческого потенциала, их коммуникативных навыков в
организации совместной деятельности, в области использования
ИКТ; содействовать формированию умения работать в команде,
взаимодействовать, работать сообща; развитие умения
самостоятельно подбирать и анализировать нужную информацию.
4) образовательная: расширить знания обучающихся о родном городе,
его истории, о вкладе Э. Неизвестного в развитие культуры
Магаданской области
Форма проведения: классный час представляет собой интерактивную беседу с
использованием игровых приемов
Оснащение: слайд – презентация «Эрнст Неизвестный. Биография, фотографии»
Технические средства: компьютер, проектор, экран.
Место проведения: МОГАПОУ «КСиТ», каб.36
Участники: рассказчики – Д. Федоров и В. Стратиенко.
Творческая группа: А. Краснобай , Д. Суховеева,
Приглашенные: Зам.директора по воспитательной работе Шевченко М.А. ,
преподаватели.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально – экономические процессы последних двух десятилетий оказали негативное влияние на общественное сознание населения РФ, особенно на подрастающее поколение, которое не проявляет интереса к историческому процессу развития страны и не желает изучать историю своей Родины. Михаил Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Проблема воспитания поколения, которому суждено строить новую Россию и жить в ней, стоит особенно остро уже сегодня. В связи с этим в педагогике постоянно предпринимались и предпринимаются попытки обновления практики образования. Изменения, происходящие в современной школе, все чаще подталкивают педагога к поиску новых продуктивных форм и методов воспитательной работы. Основные методические инновации связаны с применением активных или, как еще их называют, интерактивных методов обучения. Интерактивные формы воспитания – это специальные формы организации познавательной деятельности. Цели этой деятельности – создание комфортных условий обучения и воспитания, при котором студент чувствует свою успешность и самостоятельность.
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа со студентами старших классов по реализации мероприятий по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.
Форма классного часа представляет собой интерактивную беседу с использованием игровых приемов.
Тема классного часа «Эрнст Неизвестный и его вклад в развитие культуры города Магадана» выбрана не случайно. Проведение классного часа в рамках данной темы направлено на воспитания у учащихся духа патриотизма, знания истории Магаданской области и своей страны. Именно жизнь Э. Неизвестного является примером высокого чувства патриотизма, любви и уважения к своей Родине, своему народу. Все работы Э. Неизвестного символизируют порыв человеческого духа, который, само возвышаясь, гуманизирует миры науки и техники.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Актуальность данной темы неоспорима: общество заинтересовано в том, чтобы молодежь формировалась с опорой на существующие социальные, культурные, этнические, исторические и нравственные традиции.
Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежат потребности служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины. Данный классный час призван содействовать формированию этих качеств у обучающихся.
Мемориал «Маска скорби», воздвигнутый в г. Магадане стал символом единения прошлого и настоящего. Сегодня уже трудно себе представить Магадан без взирающего на него с высоты каменного лица с текущими по нему застывшими навечно слезами, равнодушных к которому не будет. Это вечная память жертвам репрессий и напоминание нынешнему поколению, какая цена заплачена за благополучие их жизни. Всех людей объединило то, о чем очень точно сказал в одном из интервью сам Эрнст Неизвестный: «Есть слова, которые от частого употребления затаскиваются. Такое, к сожалению, произошло … с понятием «покаяние» … Но без покаяния ведь невозможно движение. …речь идет не о церковном покаянии, а о другой его форме – светском раскаянии. И совершить его в глубине души человеку не всегда бывает просто. Для этого и нужны какие-то ритуальные вещи. Например, такие вот монументы». ( Территория. 1996. 16 июля ).
Переживая к Родине чувство любви, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, молодое поколение, повзрослев не будет бездумно ругать прошлое нашей страны, возможно, станет служить людям и добру, жить и работать на благо своей Отчизне.
Ход внеклассного мероприятия.
Вступительное слово классного руководителя: у каждого из нас есть малая Родина. Для многих– это наш северный край, Магаданская область. Большинство из вас родились в городе Магадане. Ребята, кто родился в этом городе или Магаданской области? Что вы можете рассказать о своей малой родине?
Я думаю каждый из вас вправе гордиться своим родным городом, где много красивых и памятных мест.
Иногда мы проходим мимо привычных вещей, а оказывается это памятники нашей истории, объекты культурного наследия. Кто из вас не бывал в парке культуры и отдыха, где отмечаются многие события нашего города, а ведь и он является историческим памятником. В Магадане свой областной краеведческий музей. Музыкальный и драматический театры, есть и дворец спорта, кинотеатр «Горняк» - все эти здания являются памятниками архитектуры. Есть в нашем городе аллея в честь ветеранов Крайнего Севера, комсомола 30-70-х годов, аллея и стела Памяти годовщины окончания 2-й мировой войны. Кто вернулся из отпуск и каждый гость нашего города , видит стелу у въезда в город, понимая что мы в Магадане.
Сегодня мы хотим поговорить о таком памятном месте, о котором знает каждый житель нашего города. Эта мемориал «Маска скорби» жертвам репрессий в Советском Союзе. Работа скульптора с мировым именем, а зовут его Эрнст Неизвестный. Тему классного часа предложила ваша одногруппница Катя Абазова: «Эрнст Неизвестный и его вклад в развитие культуры города Магадана»
На примере жизни этого человека хотелось бы раскрыть суть таких понятий, как любовь к Родине, своему Отечеству, узнать историю становления мемориала и его значение для нашего поколения.
Вглядитесь в лицо этого Э. Неизвестного. Глаза человека - зеркало его души. не возможно бегло посмотреть и остаться равнодушным к этому глубокому, выражающему какую то скорбь, а может быть о чем то думающему взгляду. Словно о чем то поведать хочет нам этот человек, рассказать о том, о чем мы еще не знаем…
Слово предоставляется первому ведущему.
1 – ведущий: рождение (остановимся на биографии величайшего скульптора XXI века)
Его семья – удивительный сплав. Дед – крупный уральский промышленник, печатавший тайком в своей типографии брошюры социалистов, а отец и два дяди в Гражданскую войну встали на сторону Белого движения. Дед художника носил фамилию Неизвестнов, а окончание в ней изменил отец, чтобы откреститься от побывавшего в тюрьме брата. Мать, Белла Абрамовна Дижур – несостоявшаяся невеста поэта Николая Заболоцкого, сама писала стихи.
В члены Союза писателей её принимал сам классик советской литературы Павел Бажов. В такой семье 9 апреля 1925 года родился Эрнст. По воспоминаниям, он с самого детства проявлял интерес к творчеству, учился рисованию в художественной студии Дворца пионеров, участвовал во всероссийских конкурсах детского творчества. Хрестоматийная биография талантливого советского ребёнка. А потом была война. «Во время войны я поступил по конкурсу в Школу дарований при Ленинградской Академии средних образований – среднюю художественную школу. Я получил возможность на полном государственном содержании учиться в ней.
2 – ведущий: Великая Отечественная Война. В интервью «Энциклопедии русской Америки» пишет сам Неизвестный:
«Когда началась война, из Ленинграда школа эвакуировалась в Самарканд. И я поехал туда. В Самарканде я учился у блестящих педагогов, с педагогами мне повезло невероятно. Я был очень тяжело болен и по состоянию здоровья освобождён от армии, несмотря на это, добровольцем ушёл на фронт…»
1 – ведущий :
Второй украинский. Тяжелое ранение. Случилось это в Австрии в 1945-м, в конце апреля, всего то за две недели до Победы – мир уже жил её предчувствием. С простреленным позвоночником, парализованный и не дышащий, 18-лений лейтенант Неизвестный показался врачам неживым. Родителям в Свердловск уже отправили похоронку и орден Красной Звезды, которым бойца наградили посмертно...
2– ведущий:
«Санитары таскали меня – молодые мальчишки. Ну, может быть, положили неаккуратно – что с мёртвым считаться? И вот – что-то произошло, сдвинулось, и я заорал», – вспоминал Неизвестный в интервью ТАСС. Эта боль останется с ним на всю жизнь. Героем, инвалидом он возвращается в родной Свердловск. Первое время ходил только на костылях, восстанавливался долго и мучительно. Но опять же – не в его характере сдаваться. Эрнст начал преподавать черчение в Суворовском училище в Свердловске, а затем продолжил учёбу: в 1946–1947 гг. обучался в Академии художеств в Риге, в 1947–1954-м – в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова и на философском факультете МГУ
1 – ведущий: воспоминания друзей.
Виталий ВОЛОВИЧ, народный художник России, заслуженный художник РСФСР, академик Российской академии художеств: – Я познакомился с Эрнстом Неизвестным в далёком 1948 году. Помню, как он приехал к нам в художественное училище в Свердловске и сразу же произвёл на меня очень сильное впечатление. Он был коренастый, маленького роста, и у него была полная уверенность в себе, в отличие от нас, от мальчишек. Эрнст был всего на три года старше меня, но к тому времени он уже прошёл фронт и повидал жизнь. Но нас больше поразили его рисунки.
Он обучался в Латвии, и работы, которые он привёз, были крепкие, конструктивные и очень мощные. Потом я много лет работал в Москве и часто ходил к нему в гости. Это всегда были незабываемые впечатления. Помимо того, что он был одарён как скульптор, он ещё был очень одарён интеллектуально. Он подчинял тебя мгновенно. Даже если ты был не согласен с ним – возражать было бесполезно. Однажды мы втроём пришли к нему в мастерскую, сразу после выхода его знаменитых офортов с иллюстрациями к «Преступлению и наказанию». Тогда он рассказывал нам о них. И этот рассказ был так же значителен и глубок, как и сами рисунки.
2 – ведущий: индивидуальный стиль мастера.Эрнст был художником, который всю жизнь испытывал восхищение мощностью человеческого тела и разума. И конечно, в силу того, что он был художником современным, его образы – это люди, истерзанные обстоятельствами жизни, но в них всегда прочитывалась нравственная мощь и они всегда были в состоянии борьбы. Это гимн человеку. Недаром его называли Микеланджело XX века. Отдал дань академическому реализму, но в 1950-е годы (прежде всего, в фигурах «раненых людей», выражающих мучительную память военных лет) сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма . Наиболее характерные для него материалы — бронза (в которой отливаются, обычно во многих вариантах, почти все его скульптурные замыслы), а в монументально-декоративных рельефах — бетон. Его произведения, воплощая в себе (по словам самого мастера) «форму потока», всегда слагаются в большие циклы. В центре образов — человеческое тело, стремящееся путем напряженных усилий одолеть собственное оцепенение.
2 – ведущий: Он автор скульптур, которые в самые разные времена были знаками жизни: человек, срывающий маску. Орфей, разрывающий сердце. Человек, проходящий сквозь стену. Древо жизни. И одна из самых поразительных вещей XX века – это его изображение Христа. Смысл этой серии в том, что он впервые изобразил не Христа, распятого на кресте, а крест, изнутри разрывающий человека. Кстати, одна из этих скульптур находится в Ватикане. Он оставил ярчайший след в истории. Неизвестный иллюстрирует Достоевского, создаёт знаменитый барельеф «Прометей и дети мира» в Артеке. Всемирную славу ему приносят гравюры к произведениям Данте. Затем первая международная награда – премия за монумент «Цветок Лотоса», установленный на Асуанской плотине в Египте. Совместная выставка с Марком Шагалом в Лондоне. Крупная экспозиция в венском Музее современного искусства, широко освещаемая в СМИ.
1– ведущий: противостояние властям и эмиграция. Известный Неизвестный быстро становится узнаваемым, его творческая манера выделяется. Но в 1962 году известность приобретает скандальный оттенок.
В Манеже во время выставки произошёл знаменитый инцидент с Хрущёвым – тому не понравилось, как Неизвестный «уродует лица советских людей».
Скульптор не испугался напора главы государства и в достаточно дерзкой манере ему отвечал. «Я спросил: «Кто вам сказал, что вы разбираетесь в искусстве? Это – ваш враг». Хрущев хитренькими глазками смотрел на меня. Мне кажется, что ему нравился мой мат, моё безобразие и, вообще, бесстрашие полное», – рассказывал позже Эрнст Иосифович о том инциденте. По воспоминаниям скульптора и других очевидцев истории в столичном Манеже, Хрущёв, выслушав Неизвестного, сказал: «В этом человеке есть дьявол и ангел. Дьявола мы уничтожим, а ангелу поможем».Когда Хрущёв умер, его родственники именно к Неизвестному обратились с просьбой сделать надгробный памятник на Новодевичьем кладбище – по некоторым данным, этого хотел и сам Хрущёв…
2 – ведущий: «Если бы остался в России, я бы умер или от скуки, или от водки, – говорил позднее Неизвестный. – В свое время мне хотелось быть Микеланджело в России. Для этого нужны были заказы от высшего эшелона власти. Но когда я столкнулся с этим эшелоном, понял, что не смогу работать в этой среде, с этими куркулями, не смогу принять их правила игры и говорить с ними на их языке. Что ж, я этому научился и делал это вместе с ними, – но это было такое насилие над собой».
2– ведущий: после отъезда за рубеж, в 1983 г. Эрнст Неизвестный был избран профессором гуманитарных наук Орегонского университета (США), профессором философии Колумбийского университета. В 1986 г. его избрали в Шведскую Королевскую Академию наук и Нью-Йоркскую Академию Искусств и Наук, а в 1989 г. Неизвестный стал членом Европейской Академии искусств, наук и гуманитарных знаний.
1 – ведущий: в конце 1980-х по заказу галереи Магна (Magna Gallery) в Сан-Франциско (США) Неизвестный создал цикл «Man through the Wall», который был посвящен крушению коммунизма. В эти же годы Неизвестный читал лекции в университетах Орегона в городе Юджин и в университете Беркли в Калифорнии.
2 – ведущий: в 1987 г. в шведском городе Уттерсберге (швед. Uttersberg) открылся музей «Древо жизни», посвященный работам Эрнста Неизвестного.
В 1989 г. он приезжал в Москву, читал лекции по культуре в МГУ. Был приглашен оформить монумент жертвам Холокоста в Риге и памятник жертвам сталинизма в Воркуте. В этом же году был снят художественно-публицистический фильм об Эрнсте Неизвестном «В ответе ль зрячий за слепца?».
1– ведущий: в 1990 г. он оформил памятник Андрею Сахарову. В октябре 1990 года подписал «Римское обращение». В этом же году в Свердловске (Екатеринбурге) был основан музей Эрнста Неизвестного. В 1991 г. Эрнст Неизвестный приезжал в Россию для работы над мемориалом жертвам сталинизма в Воркуте и Екатеринбурге. В 1994 году по его эскизам создан главный приз Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ — статуэтка Орфея. А также: приз российской независимой премии «Триумф» — статуэтка «Золотой Эльф», и призовая статуэтка народной премии «Светлое прошлое» в виде символического изображения Кентавра, которая вручается в Челябинске знаменитым южноуральцам.
2 – ведущий: Вклад Э. Неизвестного в культурное развитие г. Магадана.
В конце 1980-х гг., на волне гласности, все громче стала звучать тема ГУЛАГа, трагедии сотен тысяч людей, перемолотых жерновами репрессий. Не стали исключением и магаданские средства массовой информации. Бывшие узники колымских лагерей, их родственники делились воспоминаниями, выступали за возведение мемориала памяти в Магадане. Таким образом возник вопрос о необходимости возведения в Магадане памятника жертвам репрессий 1930-50-х годов
11 июня 1988 года газета «Магаданская правда» опубликовала статью заместителя председателя Магаданского областного отделения Всесоюзного фонда культуры, члена Союза художников СССР Л. Андреевой «Долг первый». В ней магаданский искусствовед пишет: «Нелегко отыскать в России уголок, который бы не был связан с Колымой трагическими узами. Эти раны и теперь кровоточат непреходящей болью в памяти сердца… Каким же ему быть, этому памятнику, равнодушных к которому не будет? Я думаю, многоликим, какими были сами люди и их судьбы в этой общей трагедии. Вряд ли ему следует стоять на месте бывшей «транзитки». Может, лучшее место памятнику – на берегу бухты Нагаева? Пусть, завидев его, гудками тревожат память суда, входящие в порт. Пусть и вдоль колымской трассы на месте бывших берлагов, где гибли политзаключенные, встанут обелиски и стелы». Л. Андреева призвала обратиться к общественности, обсудить всем вместе и саму идею памятника, и ее воплощение, ведь тема эта очень тонкая, требующая духовности, сердечности, выстраданности.
В 1996 году Неизвестный закончил свое монументальное (высотой в 15 метров) произведение «Маска скорби», посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена в Магадане.
«Маска скорби» стала символом единения прошлого и настоящего.
1 – ведущий:
В декабре 1997 г. скульптура Эрнста Неизвестного «Великий кентавр» была передана в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве, она установлена в парке Ариан, который окружает Дворец Наций.
В апреле 2000 г. в Москве была открыта первая скульптура художника — «Возрождение». В 2003 г. в Кемерово на берегу реки Томь был открыт монумент «Память шахтерам Кузбасса» работы Эрнста Неизвестного.
В октябре 2004 г. Эрнст Неизвестный «посадил» в Москве свое «Древо жизни» — в вестибюле торгово-пешеходного моста «Багратион». Это семиметровое раскидистое «Древо жизни», в кроне которого можно разглядеть христианское распятие и ленту Мебиуса, портреты Будды и Юрия Гагарина, сюжет изгнания из рая и эзотерические символы.
Эрнст Неизвестный создал скульптурные композиции, украсившие многие города мира — скульптура «Исход и возвращение» в Элисте (посвящен депортации калмыков), «Золотой ребенок» в Одессе.
Награды
· лауреат частной Царскосельской премии (1998),
· лауреат «Премии Кузбасса» за создание памятника погибшим шахтерам в Кемерове (2003).
С 1977 года скульптор проживал в Нью-Йорке и работал в Колумбийском университете. Свой 80-летний юбилей отпраздновал в России.
Умер Эрнст Неизвестный в возрасте 92 лет 9 августа 2016 года в Нью-Йорке.
План проведения классного часа.
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Основная часть. Биография.
2.1 Рождение.
2.2 Великая Отечественная Война.
2.3 Воспоминания друзей.
2.4 Индивидуальный стиль мастера.
2.5 Противостояние властям и эмиграция.
2.6 Отъезд за рубеж.
2.7 Вклад Э. Неизвестного в культурную жизнь г. Магадана.
2.8 Награды, премии.
3. Заключительная часть.
3.1 Беседа преподавателя со студентами о значимости вклада Э. Неизвестного в культурную жизнь страны и г. Магадана.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.