Методическая разработка классного часа
Производство бумаги
Цель: осознание детьми метапредметности понятия «дерево», преодоление разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Задачи:
1. Развивать интересы, склонности детей к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследования;
2. Формирование умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
3. Развивать навыки командного взаимодействия;
4. Формирование экологической культуры детей.
Оборудование: макетдерева с яблоками (на яблоках загадки); изделия из дерева (детские игрушки, музыкальные инструменты, посуда, школьные принадлежности… ); презентация (изготовление бумаги на фабриках); материал к практической работе (марля, мыло, газета, ванночка с водой, перчатки, сито, готова кашица из газет).
Ребят на полянке встречает медведь и два зайца.
М. - Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?
Я медведь – хозяин леса. Вы что- то ищите?
- Мы ищем пропавшие деревья.
М. - Я вам помогу. Вы видите, у меня растет чудо – дерево. Оно поможет вам.
(На дереве висят яблоки, с обратной стороны написаны загадки).
- А помогать мне будут зайчишки.
(Дети срывают яблоки, зайцы читают им загадки).
М. – А отгадки вы можете найти в нашем музее.
1. Ножек четыре, шляпка одна,
Нужен, коль станет обедать семья.(Стол)
2. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки.(Спички)
3. Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
4. Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся. (Лапти)
5. В нем живет моя родня,
Мне без него не жить и дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(Дом)
6. Я с учителем дружу.
На доске все покажу.
Следишь за мной ты без опаски.
Знаешь, кто я? Я - ...(Указка)
7. Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Ее непременно
С собою берешь.(Корзина)
8. А всего-то три струны
Ей для музыки нужны
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (Балалайка)
9. Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная... (Бумага)
М. – Скажите, ребята, что объединяет все эти предметы?
(Все они сделаны из дерева).
М. – А почему здесь лежат бумажные предметы? А знаете ли вы, как изготавливают бумагу? Об этом вам сейчас расскажут зайчата.
(Зайцы знакомят детей с производством бумаги).
Бумагу производят на бумажных фабриках.
Основным сырьем для производства бумаги являются древесные волокна. Их получают из ели, сосны и березы и других деревьев.
Бумажная фабрика
На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.
Измельчение древесины
Щепки сортируют по размеру и варят в специальных машинах, куда добавляют кислоту.
Варка щепок в кислоте
Вываренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей.
Очищение от примесей
После этого бумагу окрашивают с помощью красителей.
Окрашивание бумаги в смесителе
Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину, потом на ленточный конвейер. Часть воды из неё вытекает через отверстия.
Рулонная лента
Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие высушивают ее, третьи полируют.
Прохождение через валики
В конце участка еще сырое бумажное полотно попадает под пресс, обезвоживается и еще больше уплотняется.
Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.
Сматывание готовой ленты в рулон
Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы.
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.
М. – А знаете ли вы, что для изготовления 1 тонны бумаги требуется 17 взрослых деревьев.
З. – Так в скором времени у нас на планете не останется деревьев.
З. - Что же делать, чтобы сохранить деревья? (Собирать макулатуру)
М. – Ребята, а вы знаете как можно сохранить деревья?
- Учащиеся и педагоги школы №2 каждый год принимают активное участие в акциях по сбору макулатуры. В дальнейшем она будет переработана и применена для изготовления хозяйственной бумаги: салфетки, бумажные полотенца, туалетная бумага.Любому школьнику известно, что использование макулатуры при изготовлении бумаги и картона спасает деревья и сохраняет леса.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ БУМАГИ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ ИЗ ГАЗЕТЫ
М. – Давайте попробуем сделать бумагу самостоятельно.
1. Разорвать газету на две части.
Фото 1. Измельчение газеты
2. Положить газету в ведёрко, наполненное теплой водой.
Фото 2. Замачивание газеты
3. Намылить руки и тереть половинки газеты,
пока не образуется каша.
.
Фото 3. Перетирание в кашицу
4. Пропустить массу через фильтр (марлю, гардинное полотно, фильтровальную сетку и т.п.).
Фото 4. Фильтрование массы
5. Повесить ткань с бумажной массой на просушку на ночь.
Фото 5. Просушивание
6. Соскоблить бумагу с ткани.
.
Фото 6. Готовая вторичная
бумага
7. Процедить воду из-под бумажной массы, чтобы не засорить сток.
М. – Молодцы, вы хорошо потрудились и за это мы дарим вам технологическую карту по изготовлению бумаги и еще одну подсказку. Счастливого пути!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.