Методическая разработка классного часа по профориентации в 9 классе "Хочу-Могу-Надо"
Оценка 5

Методическая разработка классного часа по профориентации в 9 классе "Хочу-Могу-Надо"

Оценка 5
docx
18.12.2022
Методическая разработка классного часа по профориентации в 9 классе "Хочу-Могу-Надо"
Классный час по профориентации _Хочу. Могу. Надо._.docx

   Классный  час

 

по теме «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

 

«Хочу – могу – надо»

            

            Мальчикбезфона   

 

                      Подготовила: 

 

                                             Классный руководитель 9 «Б» класса

                                                 Болотчева Екатерина Викторовна

 

 

 

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора про­фессии.

В последнее время на российском рынке труда складывается па­радоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минтруда, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Поэтому  надо помочь ребятам найти востребованную специальность. В сце­нарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).

 

Цели: расширить представление детей о различных професси­ях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональ­ному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

 

Форма проведения: интерактивная беседа? Групповая работа.

 

План  классного  часа.

 

I. Оргмомент

II. Определение целей классного часа

III. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характери­стика».

IV. Групповая работа по теме «Составление списка профессий».

V. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

VI. Мини-лекция «Формула профессии».

VII. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

VIII. Тестирование.

IX. Заключительное слово.

X. Подведение итогов (рефлексия)

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Ход классного часа.

I.                   Оргмомент

 Здравствуйте, ребята!  Как настроение? Готовы начать?

II. Определение целей классного часа

Наш сегодняшний классный час мне хотелось бы начать со стихотворения

Быстро как бегут года,
Скоро восемнадцать.
Думать надо нам сейчас,
Чем будем заниматься.

Кто рисует, кто поёт
Кто в цеху металл куёт.
Хочешь, можешь хлеб растить,
Спутник в космос запустить.
Много на Земле работы
Всё попробовать охота.
Чтоб профессию иметь,
Надо лень преодолеть.
В школе хорошо учиться,
Чтоб могли тобой гордиться

Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить?

(ответы детей)

Т.о., сегодня вы расширите представления о различных професси­ях; узнаете об основах профессионального самоопределения; я постараюсь нацелить вас на осознанный профессиональный выбор

Актуально ли это для вас? (ответы детей)

III. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Классный руководитель. Пройдет совсем немного вре­мени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнет­ся с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и сча­стье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельно­сти человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

·        Определите  профессию, специальность, квалифи­кацию, должность.

1. Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й го­родской больницы.

2. Учитель математики высшей категории, директор школы

3. Инженер-механик, старший специалист, мастер инструмен­тального цеха.

4. Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.

5. Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой;

- картинки, фотографии (процессы труда, люди разных про­фессий).

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характери­стику человека.

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мас­терство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Мастер – золотые руки». И мне очень хотелось бы, чтобы в будущем о вас говорили так же.

IV. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что бу­дет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портить­ся, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие те­ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессии:

Самые модные:  юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник,

пластический хирург, аудитор (специалист, который проверяет  финансовую деятельность компаний, оценивает её успешность и эффективность), спикер, эколог и т. п.

Самые забытые:  конюх (работник, занятый уходом за лошадьми), камердинер (комнатный слуга при господине в богатом дворянском доме. Он носил чемоданы, приносил еду, наполнял ванну, брил хозяина, помогал в ежедневных заботах), ключник (человек, ведавший продовольственными запасами дома (поместья) и ключами от мест их хранения), шорник (ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения их поля зрения. В более широком смысле шорник — это специалист по изготовлению конской упряжи), трубо­чист (специалист по проверке и очистке печных труб, каминов, печей и котлов, а также систем вентиляции), бондарь (ремесленник, выделывающий бочки и другие ёмкости из дерева), ямщик (человек, занимающийся перевозкой людей и грузов на гужевом транспорте), золотарь (ассенизатор. В старину по улицам крупных местечек путешествовали телеги с установленной на них бочкой и ковшом. Именно ковшом и происходило очищение выгребных ям) и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик  и т. п.

Самые отважные:  пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окру­жает, на страну, в которой живем.

V. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной про­фессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выбо­ре? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

- Идут за модой.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель. Вы перечислили самые рас­пространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за мо­дой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

 

 

VI. Мини-лекция «Формула профессии»

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что по­лучится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину?  (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу – могу - надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Дописать на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- Хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- Могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- Надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитыва­ет и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потреб­ности общества в этой  профессии именно в данный момент (надо).

VII. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Классный руководитель. Как же работает формула осоз­нанного выбора профессии?  Кто из вас тоже хочет продемон­стрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

Пример 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи -стану швеей.

Пример 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - во­дитель. Может быть, и я стану водителем.

Пример 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, рабо­тать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

 (Дети предлагают свои варианты осознанного вы­бора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у че­ловека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои силь­ные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

VIII. Тестирование

Классный руководитель. Может быть, немного разобрать­ся в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с. (Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту.

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо раз­бираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талан­тов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объ­ективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, худож­ник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможно­стях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

IX. Заключительное слово

Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере­сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

X. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель.

·        Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали? Примерные ответы детей:

·        Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать

сознательно.

·        Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

·        Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор про­фессии он не повлияет.

·        Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

·        Главное открытие  - разобрался в профессиональной характе­ристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих роди­телях.


 

·       

Классный час по теме «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» «Хочу – могу – надо»

Классный час по теме «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» «Хочу – могу – надо»

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора про­фессии

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора про­фессии

Ход классного часа. I.

Ход классного часа. I.

Инженер-механик, старший специалист, мастер инструмен­тального цеха

Инженер-механик, старший специалист, мастер инструмен­тального цеха

В более широком смысле шорник — это специалист по изготовлению конской упряжи ), трубо­чист ( специалист по проверке и очистке печных труб, каминов, печей и…

В более широком смысле шорник — это специалист по изготовлению конской упряжи ), трубо­чист ( специалист по проверке и очистке печных труб, каминов, печей и…

V I . Мини-лекция «Формула профессии»

V I . Мини-лекция «Формула профессии»

Качество рисунка не имеет значения

Качество рисунка не имеет значения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2022