Методическая разработка классного часа по теме "Разнообразие наук"

  • docx
  • 28.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разнообразие наук.docx

Конструкт классного часа

ПМ. 03 Классное руководство

студентки группы 36 Б Моревой Екатерины Павловны, Сизиковой Екатерины Романовны

Дата:

Класс: 1

Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна

Тема классного часа: Разнообразие наук

Форма проведения: Квест

Планируемый результат:

Личностные: обучающиеся демонстрируют способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой деятельности на основе непрерывного образования, стремление к нравственному самосовершенствованию.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность умение слушать и при помощи вспомогательных вопросов, вести диалог с учителем; умение ориентироваться в материале, предложенном учителем; участвовать в коллективном обсуждении, посредством взаимодействия с учителем; умение делать выводы в результате совместной работы всего класса при помощи наводящих вопросов учителя; в работе с учителем, демонстрируют умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, умение структурировать знания при помощи взаимодействия с учителем, умение осуществлять рефлексию собственных способов действий с помощью вспомогательных вопросов учителя; умение осуществлять волевую саморегуляцию, с помощью вспомогательных вопросов демонстрируют умение планировать предстоящую деятельность и осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи; посредством диалога с учителем демонстрируют умение осуществлять контроль своих действий в устной форме, при помощи контроля учителя демонстрируют умение осуществлять коррекцию и вносить необходимые дополнения, умение давать оценку своей деятельности.

Предметные: актуализация знаний в области различных наук.

Цель: воспитывать ценности научного познания, формирование представлений о разнообразии  наук.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой деятельности на основе непрерывного образования, стремление к нравственному самосовершенствованию.

Развивающие: способствуют формированию у обучающихся умение слушать и при помощи вспомогательных вопросов, вести диалог с учителем; умение ориентироваться в материале; участвовать в коллективном обсуждении; умение делать выводы в результате совместной работы всего класса; развивать умение работать с учителем, умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, умение структурировать знания при помощи взаимодействия с учителем, умение осуществлять рефлексию собственных способов действий с помощью вспомогательных вопросов учителя; умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение планировать предстоящую деятельность и осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи; развивать умение осуществлять контроль своих действий в устной форме, умение осуществлять коррекцию и вносить необходимые дополнения, умение давать оценку своей деятельности

Образовательные: создать условия для актуализации знаний в области различных наук.

Принципы воспитания

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

Воспитание через взаимодействие;

Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом;

Выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей.

Принципы обучения

Принцип деятельности;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип психологической комфортности.

Методы воспитания: методы формирования социального опыта (игра, педагогическое требование); метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в коллективе (поощрение)

Методы обучения: методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием, выстраивание игрового сюжета); по уровню включения в продуктивную деятельность (объяснительно-иллюстративные); словесные методы обучения (беседа); методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание); методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (наглядные, словесные); методы развития псих. функций, творческих способностей, личностных качеств детей (творческое задание); методы повторения изученного материала (беседа, повторение

Дидактические средства:

Список информационных источников:

Этапы деятельности, задачи этапов.

Методы воспитания и обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Организационный этап

Задача этапа: привлечь внимание детей (переключить их внимание), смотивировать на предстоящую деятельность.

Методы развития познавательного интереса:

- формирование готовности к восприятию

 

- Здравствуйте ребята, мы очень рады видеть вас сегодня на нашем классном часу!

- Ребята, у вас такие красивые улыбки! Давайте посмотрим, друг на друга и подарим своему соседу по парте свою добрую улыбку! Это поднимет вам настроение и настроит вас на занятие!

- А сейчас, ребята первого ряда сядут на свои места, если назовут все вместе хором нам, какой сегодня день недели.

- Второй ряд сядет на свои места после того, как назовут все вместе нам, какое у нас сейчас время года.

- И ребята третьего ряда сядут на свои места, если скажут нам дружно сегодняшнюю дату. Присаживается третий ряд.

- Ребята, я желаю вам, чтобы наше сегодняшнее занятие было как интересным, так и полезным для вас!

 

Метопредметные:

обучающиеся демонстрируют интерес к обучению, посредством взаимодействия с учителем,

обучающиеся демонстрируют волевую саморегуляцию.

2.Мотивационно – целевой этап

Задача этапа: определить тему кл.часа, спланировать деятельность.

 

методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием, выстраивание игрового сюжета);

словесные методы обучения (беседа)

 

- Представляете, сегодня утром, почтальон передал мне письмо. Написано, что это для ребят 1 класса. Интересно вам, что в нем находится?

- Мне тоже ребята, очень интересно – предлагаю посмотреть.

«Здравствуйте наши юные друзья! Ежегодно 8 февраля отмечается праздник российских ученых — День российской науки. На нашей планете есть множество наук и каждая из них помогает развиваться нашей планете и улучшать качество нашей жизни. Мы приглашаем вас поучаствовать в квесте, где вы сможете познакомиться с современными науками, которые часто встречаются в нашей жизни, а так же с эти науки вам предстоит изучать еще много - много лет. Мы знаем вас, как очень любознательных и ответственных учеников!  И верим в то, что кто – то из вас обязательно сможет стать первооткрывателем и внести ценный вклад в развитие нашей планеты!»

Жители страны Наука

- Ребята, оказывается у нас с вами сегодня праздник! И жители страны наук, предлагают нам пройти квест.

- Они прикрепили маршрутный лист, по которому мы сможем ориентироваться по станциям.

Маршрутный лист:

1.      Родной язык

2.      Математика

3.      Естествознание

- Как вы думаете, что мы с вами сможем узнать нового? (отвечают)

- Совершенно верно, ребята, на каждой станции мы с вами узнаем что то новое о различных науках.

- Но прежде чем отправиться, нам следует подготовиться. Ребята, как вы понимаете, что же такое наука? (ответы детей)

- Многие из вас были правы, а чтобы убедиться, предлагаю обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова (читает определение хорошо читающий ребенок)

НАУ́КА

1. Система знаний о закономерностях развития природыобщества и мышленияа также отдельная отрасль знаний

 2. Точто поучаетдаёт опыт.

- И так ребята, как вы поняли из определения, что же такое наука? (система знаний о природе…)

- Совершенно верно, вот мы с вами и приготовились к нашему квесту.

- Предлагаю отправится на первую станцию.

- А вот и первая станция.

 

 

 

 Личностные: обучающиеся демонстрируют способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой деятельности на основе непрерывного образования, стремление к нравственному самосовершенствованию.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность умение слушать и при помощи вспомогательных вопросов, вести диалог с учителем; умение ориентироваться в материале, предложенном учителем; участвовать в коллективном обсуждении, посредством взаимодействия с учителем; умение делать выводы в результате совместной работы всего класса при помощи наводящих вопросов учителя; в работе с учителем, демонстрируют умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, умение структурировать знания при помощи взаимодействия с учителем, умение осуществлять рефлексию собственных способов действий с помощью вспомогательных вопросов учителя; умение осуществлять волевую саморегуляцию, с помощью вспомогательных вопросов демонстрируют умение планировать предстоящую деятельность и осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи; посредством диалога с учителем демонстрируют умение осуществлять контроль своих действий в устной форме, при помощи контроля учителя демонстрируют умение осуществлять коррекцию и вносить необходимые дополнения, умение давать оценку своей деятельности.

Предметные: актуализация знаний в области различных наук.

3.Основной этап

3.1.  Родной язык

методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием, выстраивание игрового сюжета); по уровню включения в продуктивную деятельность (объяснительно-иллюстративные); словесные методы обучения (беседа); методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание); методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (наглядные, словесные); методы развития псих. функций, творческих способностей, личностных качеств детей (творческое задание); методы повторения изученного материала (беседа, повторение).

 

 - Вот мы и прибыли на первую станцию, прочитайте ее название все вместе вслух

- Как вы думаете, что нас ожидает на данной станции, как вы понимаете науку – Родной язык? (ответы)

- Ваши ответы у многих абсолютно верные. Посмотрите, ребята, на первой станции нас с вами встречают ученые.

https://faktoved.ru/wp-content/uploads/fakti-o-kirille-i-mefodii.jpg

- Кто - то из вас знает этих ученых? (ответы детей)

- Ребята, это у нас Кирилл и Мефодий – создатели азбуки. Кирилл составлял азбуку, а Мефодий ему помогал. Целый год они трудились над ней. В 863 году славянский алфавит был готов. Его стали называть кириллицей, в честь автора, Кирилла.

- Посмотрите на данных ученых, ведь благодаря им существует азбука, с которой мы знакомимся и пользуемся на протяжении всей жизни.

- Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нам нужно знать азбуку? (читать, писать ….)

-Совершенно верно. А вы любите читать сказки? (да/нет)

- Ваши родители читали вам очень много сказок, а так же, вы знакомились со сказками на уроках литературного чтения. А вот, на сколько, внимательно вы их слушали и читали, мы узнаем, выполнив задание.

- Вам нужно будет ответить на литературные вопросы:

1.  Как звали девочку, которая получила свое имя из-за роста?

4. Как звали девочку, которая спасла своего брата?

3. В кого превратился гадкий утенок?

-Ребята, молодцы. А как вы думаете, для чего нам нужно читать сказки? Где нам это может пригодиться?

-Правильно ребята, иногда в сказках случаются такие же ситуации как у нас в жизни. Если у нас случилась какая – то неприятная ситуация – мы можем вспомнить героя какого -нибудь произведения и вспомнить то, как он поступил в таком случае. А бывают и отрицательные герои. Как вы думаете, чему они нас учат?

- Правильно ребята, отрицательные герои показывают нам как не нужно себя вести. Поэтому сказки – это наши помощники. Давайте отметим эту станцию на нашем маршрутном листе.

- Ребята, вы просто потрясающе справились с заданием на первой станции, давайте отправимся дальше.

 

 Личностные: обучающиеся демонстрируют способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой деятельности на основе непрерывного образования, стремление к нравственному самосовершенствованию.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность умение слушать и при помощи вспомогательных вопросов, вести диалог с учителем; умение ориентироваться в материале, предложенном учителем; участвовать в коллективном обсуждении, посредством взаимодействия с учителем; умение делать выводы в результате совместной работы всего класса при помощи наводящих вопросов учителя; в работе с учителем, демонстрируют умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, умение структурировать знания при помощи взаимодействия с учителем, умение осуществлять рефлексию собственных способов действий с помощью вспомогательных вопросов учителя; умение осуществлять волевую саморегуляцию, с помощью вспомогательных вопросов демонстрируют умение планировать предстоящую деятельность и осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи; посредством диалога с учителем демонстрируют умение осуществлять контроль своих действий в устной форме, при помощи контроля учителя демонстрируют умение осуществлять коррекцию и вносить необходимые дополнения, умение давать оценку своей деятельности.

Предметные: актуализация знаний в области различных наук.

3.2.  Математика

методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием, выстраивание игрового сюжета); по уровню включения в продуктивную деятельность (объяснительно-иллюстративные); словесные методы обучения (беседа); методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание); методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (наглядные, словесные); методы развития псих. функций, творческих способностей, личностных качеств детей (творческое задание); методы повторения изученного материала (беседа, повторение).

 

-  Ребята, мы прибыли на следующею станцию,  как она называется?

- Верно, на данной станции нам предлагают по отгадывать загадки, а загадки не простые, а математические.

Математические загадки:

1.Пять братьев и всем одно имя (пальцы).

2.Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

3. У нее четыре зуба, каждый день появляется за столом, но ничего не ест (вилка).

 - Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужны такие задачи? (ответы детей)

- Мы можем применять их в жизни. Математика помогает нам не только сравнивать рост, вес но и расчитываться на кассе в магазине. Ребята, а где еще в жизни нам понадобится математика?

- Вот видите, как на самом деле важно уметь считать! Давайте отметим эту станцию на нашем путеводителе.

- И предлагаю отправится на следующею станцию.

 

 

 

Личностные: обучающиеся демонстрируют способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой деятельности на основе непрерывного образования, стремление к нравственному самосовершенствованию.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность умение слушать и при помощи вспомогательных вопросов, вести диалог с учителем; умение ориентироваться в материале, предложенном учителем; участвовать в коллективном обсуждении, посредством взаимодействия с учителем; умение делать выводы в результате совместной работы всего класса при помощи наводящих вопросов учителя; в работе с учителем, демонстрируют умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, умение структурировать знания при помощи взаимодействия с учителем, умение осуществлять рефлексию собственных способов действий с помощью вспомогательных вопросов учителя; умение осуществлять волевую саморегуляцию, с помощью вспомогательных вопросов демонстрируют умение планировать предстоящую деятельность и осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи; посредством диалога с учителем демонстрируют умение осуществлять контроль своих действий в устной форме, при помощи контроля учителя демонстрируют умение осуществлять коррекцию и вносить необходимые дополнения, умение давать оценку своей деятельности.

Предметные: актуализация знаний в области различных наук.

3.3. Естествознание

методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием, выстраивание игрового сюжета); по уровню включения в продуктивную деятельность (объяснительно-иллюстративные); словесные методы обучения (беседа); методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание); методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (наглядные, словесные); методы развития псих. функций, творческих способностей, личностных качеств детей (творческое задание); методы повторения изученного материала (беседа, повторение).

 

- Вот мы и перешли на заключительную станцию - Естествознание     

- Ребята, как думаете, что же это за наука такая? (ответы детей)

- Естествознание – это совокупность знаний о природных объектах, явлений и процессов. С данной наукой, вы подробно будете знакомиться в среднем и старшем звене, но знакомиться мы с вами с этой наукой начали уже на уроках окружающего мира. Скажите, что же входит в данную науку? (изучение животных, растений….)

- Совершенно верно. Ребята, посмотрите и на данной станции нас с вами встречает ученый, давайте же посмотрим на него, если кто то с ним уже знаком, можете рассказать нам. (если знают, то говорят)

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk1UrFoEQCOCzZ-JaDl6ofQaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

- Это у нас с вами - Николай Николаевич Дроздов. Профессор кафедры биогеографии Географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор биол. Наук. Николай Николаевич является автором и ведущим в программе о животных, под название «В мире животных». Если кому то будет интересно и кто то еще не знаком с данной программой, обязательно познакомьтесь, ведь в ней вы можете узнать много интересного и необычного о мире животных.

- Мы с вами познакомились еще с одним известным ученым, предлагаю выполнить задания, предложенные на данной станции. Но перед этим, давайте поделимся на 2 группы (делятся)

- Работа у нас будет по группам, я буду проговаривать задание, вы как только будете готовы ответить, должны поднять руку, выкрикивать не надо, давайте друг е другу относиться с уважением. Перед тем как дать ответ, подумайте и посовещайтесь в группе, кто готов покажите класс. (сигнализируют)

Первое задание: рассмотрите картинки на слайде и скажите, какие предметы сделал человек, а какие природа? (отвечают по поднятой руке)

– Что существует независимо от человека?

- Отлично, приступаем ко второму заданию

Второе задание: кто из вас сможет дать наибольшее количество правильных ответов на мои вопросы.

(учитель проговаривает вопрос, отвечает та группа, в которой подняли руку первыми)

Где живет белка?

Дикая кошка, раскраска в полоску...

Назови символ  Нового года

Бальный танец, его танцуют и выпускники, и молодожены

Птица, которая стоит на болоте на одной ноге

Птица, которая приносит детей

Что дает корова?

Усатый охотник на мышей

Длинный у Буратино

Домик пчел

Кто его раздевает, тот слезы проливает

- Замечательно. А как вы думаете, для чего нам нужен окружающий мир?

-Правильно ребята, нам нужно знать, что нас окружает и как не навредить нашей природе, а напротив – помочь ей.

- Вы не только смышленные, но и добрые ребята! Молодцы.

- Мы с вами справились с заданиями на 3 станции и можем её отметить на маршрутном листе.

- Ребята, мы с вами прошли все станции и на каждой станции нас встречали ученые. Давайте их вспомним и подумаем за что мы с вами их может поблагодарить.

- Первая станция у нас была….(родной язык). Кто же нас там встретил?....(Кирилл и Мефодий)

- Совершенного верно, за что мы с вами можем поблагодарить их? (за создание азбуки) Верно, ребята, ведь благодаря им мы можем писать и читать, огромное им спасибо.

- Вторая станция…..(математика). Кто же на этой станции нас встретил? (Пифагор). За что мы с вами можем выразить ему благодарность….(за открытия в области геометрии). Совершенно верно, а с его научными открытиями вы продолжите знакомиться в старших классах.

- Ну и на последней станции….(Окружающий мир), мы с вами познакомились с…(Н.Н. Дроздов), который является автором и ведущим программ…(о животных). За это мы так же выражаем ему огромную благодарность.

- Предлагаю, отправится обратно в класс.

 

 

 Личностные: обучающиеся демонстрируют способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой деятельности на основе непрерывного образования, стремление к нравственному самосовершенствованию.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность умение слушать и при помощи вспомогательных вопросов, вести диалог с учителем; умение ориентироваться в материале, предложенном учителем; участвовать в коллективном обсуждении, посредством взаимодействия с учителем; умение делать выводы в результате совместной работы всего класса при помощи наводящих вопросов учителя; в работе с учителем, демонстрируют умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, умение структурировать знания при помощи взаимодействия с учителем, умение осуществлять рефлексию собственных способов действий с помощью вспомогательных вопросов учителя; умение осуществлять волевую саморегуляцию, с помощью вспомогательных вопросов демонстрируют умение планировать предстоящую деятельность и осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи; посредством диалога с учителем демонстрируют умение осуществлять контроль своих действий в устной форме, при помощи контроля учителя демонстрируют умение осуществлять коррекцию и вносить необходимые дополнения, умение давать оценку своей деятельности.

Предметные: актуализация знаний в области различных наук.

4. Рефлексия

Задача этапа: подвести итог, организовать деятельность  по

анализу своих

чувства/эмоций,  оценке достижений и полученных знаний и опыту.

 

 

 

методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание);

 

 - Ребята, вы большие молодцы! Сегодня мы прошли с вами очень долгий путь…

- Ребята, вам понравилось сегодняшней квест?

- Предлагаю каждому из вас оценить свою деятельность, с помощью не законченных предложений

Мне понравилось на классном часу…

Мне было не понятно….

Мне было не интересно, потому что….

- Хорошо подумайте и кто готов высказаться поднимите руку (отвечают дети)

- *нескольких детей спрашиваю почему именно та*

- Ребята, я рада что наш квест получился таким дружным и познавательным!

- Ведь наука – это все, что нас окружает и каждому из нас важно знать в каком мире мы живем и что происходит вокруг нас.

- Всем спасибо за занятие. До новых встреч!

 

 

 

Метопредметные:

демонстрируют навыки волевой саморегуляции, умение давать оценку своей деятельности;

демонстрируют умение делать выводы в результате совместной работы всего класса при помощи наводящих вопросов учителя, умеют слушать и вести диалог с учителем.

демонстрируют умение осуществлять рефлексию собственных способов действий с помощью вспомогательных вопросов учителя;