Методическая разработка комплекса занятий по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Методическая разработка комплекса занятий по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитание +1
28.09.2023
Методическая разработка  комплекса занятий  по правилам дорожного движения  для детей дошкольного возраста
Данная методическое пособие представляет собой разработку комплекса занятий для педагогов по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, в транспорте.
Методическая разработка комплекса занятий по ПДД для детей дошкольного возраста.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования 

муниципального образования город Краснодар
«Детский морской центр имени адмирала Федора Федоровича Ушакова»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

комплекса занятий

по правилам дорожного движения

для детей дошкольного возраста

 

 

Подготовила:

педагог дополнительного образования,

 руководитель объединений

«Эрудит», «Радуга», «По дороге к азбуке»,

 

Хромцова Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар, 2023 год

АННОТАЦИЯ

Данная методическое пособие представляет собой разработку комплекса занятий для педагогов по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, в транспорте.


 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

     1.             

Пояснительная записка…………………………………………………....

3

     2.             

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5 – 6 лет

по освоению правил дорожного движения……………………………….

 

5

     3.             

Методика работы с детьми дошкольного возраста по изучении тем, связанных с правилами дорожного движения……………........................

 

9

     4.             

Заключение…….……………………………………………………………

12

     5.             

Список литературы…………………………………………………………

13

     6.             

Приложение 1. Игра-Викторина по ПДД «Знай, умей, соблюдай»……..

14

     7.             

Приложение 2. Сюжетно-ролевая игра «Мы-пассажиры»………………

20

     8.             

Приложение 3. «Игра - путешествие «Знайки дорожных знаков»»…..…

21

     9.             

Приложение 4 Занятия с использование дидактического пособия «Круги Луллия «Грамотный пешеход» для детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………...

 

 

29

 10.             

Приложение 5. Мастерская по рисованию «Мир дорожных знаков»......

33

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте.

Дорога и улица манят ребёнка своей неизвестностью, многообразием впечатлений. У них наблюдается значительный разрыв между теоретическими знаниями правил и их практическим применением. Поэтому уже в детском саду, в центрах дополнительного образования необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. Важно не просто обучать детей навыком безопасного поведения на дороге, но и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. В связи с этим была создана данная методическая разработка, которая направлена на решение задач формирования и закрепления навыков безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста.  

Цель данной разработки – поделиться с коллегами опытом организации и проведения занятий по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах, в транспорте.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу по проблеме формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте;

- изучить и представить приемы, методы, формы работы с детьми дошкольного возраста при изучении ПДД;

- разработать комплекс занятий для детей 5-6 лет по правилам дорожного движения.

Ценность методической разработки состоит в том, что, обучая детей правилам дорожного движения, педагог, воспитатель может подобрать зависимости от уровня подготовленности детей формы, методы, приемы организации работы с детьми.

Практическая значимость. Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города – актуальная на сегодняшний день тема. В данной разработке представлены различные формы и методы работы с дошкольниками по этой теме.


 

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5 – 6 лет по

освоению правил дорожного движения.

У ребёнка 5-6 ти лет почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов, соответственно он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребёнок отвлекается на всё, что его в данный момент заинтересует. Ребёнок пяти лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

В воспитатель, педагог не только уточняет и дополняет имеющиеся у детей знания, но и готовит их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Упражняясь в описании простых ситуаций по отношению к себе и другим детям, дошкольники должны уметь не только подчиняться указаниям в направлении движения, но и сами управлять направлением движения других детей. Очень хорошо развивают координацию собственных движений такие детские игры, как «Делай как я», «Стоп». Продолжать учить детей свободно ориентироваться на участке образовательной организации и в ближайшем микрорайоне (где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, почта).

Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в транспорте): вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок; уступать в транспорте место старшим, младшим и инвалидам. Старших дошкольников следует более детально знакомить с различными видами транспорта, в котором ездят по земле, по воде и по воздуху. Зачастую наиболее распространёнными бывают травмы во время движения автобуса, маршрутного такси. Поэтому чрезвычайно важно изучить с детьми расположение посадочных площадок и кресел, правила посадки, подготовки к выходу из автобуса, его обхода (только немного подождав пока он отъедет, чтобы видеть встречный транспорт и тот, который едет за автобусом). Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к двери, держаться руками за дверь; во время движения нужно держаться за поручни, так как может быть резкая остановка автобуса. Дети должны знать, где в транспорте находятся места для пассажиров с детьми, инвалидов, как оплатить проезд.

Со старшими дошкольниками важно проводить целевые прогулки по улицам.  В ходе них дети упражняются в правильном выполнении правил для пешеходов: ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, идти спокойно, не шуметь, не мешать другим пешеходам; переходить улицу в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода; осмотреть дорогу в обоих направлениях, прежде чем выйти на проезжую часть; переходя улицу при двустороннем движении, смотреть вначале налево, а дойдя до середины – направо. Если имеется островок безопасности, педагог объясняет, для чего он предназначен: те пешеходы, которые не успели перейти улицу, должны остановиться на этом месте и подождать, пока загорится опять зелёный свет, чтобы продолжить путь.

Также важно детей познакомить с различными видами светофоров. И только после этого необходимо научить детей распознавать, что означают положения регулировщика. Знакомство лучше начинать с наблюдений за действиями регулировщика. Пояснения можно давать синхронно, но можно и предварительно подготовить детей, сказав им, что положения регулировщика и его жесты соответствуют определённым сигналам-цветам светофора. Если нет возможности провести подобные наблюдения, то можно использовать плакаты, таблицы, видеофильм. Показывая картинки, рассказывая по ним и включая детей в диалог, воспитатель, педагог помогает им визуально представить движение транспорта и пешеходов, действия милиционера – регулировщика, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях. В результате у старших дошкольников формируется умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить её в конечном итоге на своё поведение на улицах и дорогах.

Дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей не только с Правилами дорожного движения, знаками, но и с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.

Также следует отметить, что у дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладают над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности. Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребёнка. Находясь на улице, ребёнок получает много новых впечатлений. Он переполнен эмоциями и может совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта. У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, ребёнок теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.

Дошкольник плохо распознаёт источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребёнка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражитель, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребёнок отреагирует быстро. Ребёнок со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция – реакция торможения. У дошкольника не развита координация движений, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребёнок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже видит его и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зелёных насаждений, сугроба снега, торговых палаток, взрослых пешеходов – водитель не видит ребёнка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд. Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части.

Ребёнок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых, автобусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребёнка. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что дальше делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу и взрослые всегда должны держать его за руку.

Деятельность дошкольника в дорожных ситуациях состоит из четырёх тесно взаимосвязанных между собой этапов:

- восприятие информации (умение смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать сигналы, которые посылает улица);

- обработка информации (определение уровня опасности или безопасности);

- выработка и принятие наиболее безопасного решения;

- исполнение принятого решения.

Учитывая, что дорожные ситуации – это интенсивный динамический процесс (на каждый сигнал светофора отводится от нескольких секунд до полминуты), все эти этапы должны укладываться в определённый промежуток времени. Умение предвидеть – это не только знать, но прежде всего, уметь быстро выбрать нужный вариант решения дорожной задачи. Поэтому всю работу с детьми необходимо строить так, чтобы они постоянно упражнялись в приобретении трёх групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных. Так, во время наблюдения дорожной ситуации дети постоянно анализируют, насколько они опасны и безопасны. Они должны хорошо знать свой микрорайон, особенно места пересечения улиц, где и какие стоят знаки. Проводя целевые прогулки по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, педагог, воспитатель акцентирует внимание на таких важных моментах для безопасности движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность.

В пасмурный день нужно обратить внимание детей на плохую видимость на дороге, что одинаково опасно и для пешехода, и для водителя. Если прогулка проводится зимой, следует обратить внимание на скользкую дорогу: пешеход может упасть на проезжей части, а машинам очень сложно тормозить. Особую опасность для детей представляют перекрёстки как регулируемые, так и не регулируемые. Поэтому к месту перекрёстков следует провести несколько экскурсий, а затем смоделировать и обсудить, возможно, опасные ситуации, сделать зарисовки.

Будущие школьники должны понимать знакомую символику, встречающуюся на улицах города. Знакомство с дорожными знаками необходимо начинать с самых простых: пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, круговое движение, прочие опасности, железнодорожный переезд со шлагбаумом, дети, пункт медицинской помощи. Это те знаки, которые должны знать пешеходы в первую очередь. В дальнейшем можно объяснить значение следующих знаков: остановка транспорта, ремонтные работы, перекрёсток, знаки сервиса: телефон, пункт питания, кемпинг и других. Чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, стали прочными и могли успешно применяться будущими школьниками, они должны быть действенными, органически сочетаться с реальным жизненным окружением детей. Детям можно предложить рассказать о своём пути от дома до детского сада, смоделировать на магнитной доске или зарисовать его. Целесообразно использовать план-схему микрорайона, где находится детский сад, можно пометить улицы, перекрёстки, жилые дома и общественные здания. Дети сами могут придумать для этого символические изображения.

 


 

Методика работы с детьми дошкольного возраста по изучении тем, связанных с правилами дорожного движения.

 

При обучении детей ПДД важна системная работа:

- Первый этап – это диагностика – узнать, что дети знают о правилах дорожного движения, то есть узнаем их личный опыт, на который можно опереться.  Она помогает определить знания детей, уровень их возможностей.

- Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

- Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, просмотра фильмов, мультфильмов, игр, инсценировки, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

- Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

- Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации

Методы, приемы, техники, используемые на занятиях по ПДД:

-  метод наблюдения и беседы, обсуждение разных точек зрения;

- метод создания ситуаций успеха на занятиях. Это является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения;

- метод формирования готовности восприятия познавательного материала с использованием зоны ближайшего развития;

- метод стимулирования занимательным содержанием;

- метод создания проблемных ситуаций. Он заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы;

- метод создания «креативного поля» выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа;

- метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Он стимулирует интерес к познавательным занятиям;

- метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий;

- интерактивный метод обучения;

- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

- тренинговые игровые упражнения и задания;

- метод проектов;

- ролевые и сюжетные игры.

 

Основные формы работы по ознакомления детей с правилами безопасного поведения используются в сочетании с видами детской деятельности:

1.       Двигательная деятельность на улице: игровые практикумы на транспортной площадке; подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования.

2.       Игровая: сюжетные игры (самостоятельная деятельность ребенка); игры с правилами (дидактические, настольно-печатные словесные); игры-драматизации, театрализованные игры.

3.       Продуктивная: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (оригами, конструирование из природного, бросового и строительного материала); конкурсы рисунков; выставки моделей, макетов; изготовление атрибутов к играм.

4.       Коммуникативная: беседы; встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, ситуативный разговор; речевая ситуация (организация театрализованной деятельности; проведение викторин, конкурсов стихов и рассказов; досугов и развлечений по тематике; составление, отгадывание загадок; спектакли, театрализованные постановки.

5.       Познавательная: детско-родительские образовательные проекты; развлечения совместно с родителями; наблюдение; экскурсии, целевые прогулки; решение проблемных ситуаций (ознакомление с окружающей действительностью); использование компьютерных презентаций, видеофильмов, роликов.

6.       Чтение литературы: рассказы, стихи, загадки сказки по теме; разучивание рифмованных правил; рассматривание и чтение книг, журналов.

7.       Наглядные пособия, оборудование и инвентарь в группе: наглядная агитация для родителей и детей - стенды, уголки в группах; макеты города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек; знаки дорожного движения; магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов; плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; светофоры, игрушки транспортные; конструкторы «ЛЕГО», металлические конструкторы; раздаточный материал по теме; детская художественная литература; словесные, дидактические игры; настольно-печатные игры; картотека «опасных ситуаций»; схемы жестов регулировщика; подвижные игры и атрибуты к ним.

8.       Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов: жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники, игрушки транспортные, флажки для перехода улицы, планшеты с перекрёстками, нагрудные изображения с различным видом транспорта.

9.       Дорожные знаки нагрудные и переносные: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дикие животные»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

10.   Транспортная площадка: разметка - две полосы движения, пешеходные переходы «зебра», «островок безопасности», тротуары, перекрёсток; действующий светофор; знаки дорожного движения для улицы; детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски; наглядная информация - плакаты, баннеры.

Немаловажна работа с родителями, чтобы довести навык у ребенка до автоматизма необходимо подключить в работу и взрослых, которые сопровождают его. Зачастую родители не объясняют ребенку правила поведения на дороге, в транспорте, в основном, это лишь одергивания его, критика, почему он так сделал. Поэтому следует проводить плодотворную работу с родителями, например, проводить собрания по данной тематике, организовывать совместные праздники, развлечения, привлекать для участия в акциях, например, «Обезопасим ребенка на дороге в темное время суток» (о значимости светоотражающих элементов на одежде, портфеле ребенка); оформление лэтбука «ПДД должен знать каждый», создание уголков и другое. Основная цель такой работы – это разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения, именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге, именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.

В приложениях №№ 1,2,3,4,5 представлены сценарии некоторых занятий, мероприятий, которые были проведены с учащимися 5-6 лет Детского морского центра.


 

Заключение

 

Планируемые результаты реализации комплекса мероприятий по Правилам дорожного движения:

Образовательные результаты: овладение базовыми правилами поведения на дороге; анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации; формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге; развитие творческих способностей; формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательные результаты: формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой; привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальные результаты: формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Мониторинг освоенности материала можно проводить в ходе наблюдения и беседы, успешном участии детей в выставках рисунков, поделок, творческих работ, в конкурсах.

Анализируя результаты проведенных мероприятий, можно отметить, что дети приобрели умение анализировать дорожные проблемные ситуации, оценивать их, прогнозировать, рассуждать, принимать решения, а у родителей значительно повысилась активность участия в мероприятиях Детского морского центра, обогатились знания по данной проблеме.

Работу в данном направлении необходимо продолжать, т.к. обучение дошкольников правилам дорожного движения значимый фактор в снижении дорожно-транспортного травматизма. Формирование знаний – не самоцель в нашей работе, главное – это формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

Данная разработка может быть использована воспитателями детских садов, учителями начальных классов, педагогами, занимающихся подготовкой детей 5-6-летнего возраста к школе.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Дорожная безопасность. Учебное пособие. 1,2,3,4 классы. М.: Издательство «Третий Рим», 2007.

2.     Елжова Н.В. ПДД: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов н/Д: Феникс, 2014.

3.     Ковалько В.И.: Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. Мастерская учителя. – М.: «ВАКО», 2004.

4.     Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрепторий 2003», 2007.

5.     Правила дорожного движения. Подготовительная группа. /Сост. Л. Б. Поддубная. – Волгоград. ИТД «Корифей».

6.     Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. Под ред. Е. А. Романовой. – М.: ТС Сфера, 2008.

7.     Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина. – М. Просвещение, 1989.

8.     Шоргина Т. А. Основы безопасности для детей 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема: Игра-Викторина по ПДД «Знай, умей, соблюдай»

Оборудование: компьютер, колонки, карточки, два набора дорожных знаков, жетоны-призы, две модели светофора, картинки с изображением транспортных средств, круги красного, желтого и зелёного цветов.

Цель - закрепить навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

1. Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города, в транспорте.

2.Помочь детям овладеть элементарными навыками поведения на улицах города, в транспорте.

3.Сформировать у детей осознанность в действиях в той или иной обстановке на улицах города, в транспорте.

Результативность освоения детьми предложенного материала определяется по приобретенным детьми вербальным знаниям, скорости и легкости усвоения и овладения ими необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности в ходе игровой деятельности по правилам дорожного движения, самостоятельности детей, которая проявляется в ситуациях, моделирующих дорожное движение.

 

Порядок проведения:

Время

Содержание

Ответственные

5 мин

Вступительное слово педагога

Панченко Л.А.

30 мин

1 задание – «Дорожные знаки».

2 задание – «Учёные вопросы».

3 задание – физминутка.

4 задание – «Загадки о транспортных средствах».

5 задание – игра «Подумай — отгадай».

5мин.

Подведение итогов. Награждение активных участников.

 

 


 

Ход мероприятия:

Ведущая:

     Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

 Чтобы быть здоровым и не попасть в беду на дорогах и улицах города надо хорошо знать правила дорожного движения. Сегодня мы проведем викторину по правилам дорожного движения и посмотрим кто же лучший знаток. Послушайте внимательно условия игры: за каждый правильный ответ участники будут получать жетоны-призы, побеждает та команда, которая соберет больше всех жетонов.

(Дети делятся на команды с помощью считалки):

Стоп, машина,

Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофёр!

Красный глаз-

Глядит в упор-

Это строгий светофор!).

Итак, начинаем.

 

1 задание – «Дорожные знаки».

Ведущая:

Внимание! Внимание! Первое задание

Он укажет поворот

И подземный переход.

Без него нельзя никак!

Этот друг – (ответы детей)…дорожный знак.

- Сейчас посмотрим, хорошо ли наши участники знают дорожные знаки. Перед каждой командой лежат дорожные знаки. Я читаю вам загадку, а вы должны её отгадав, поднять карточку с дорожным знаком. Кто первый поднял руку, та команда и отвечает.

 

Грозно мчат автомобили,

Как железная река!

Чтоб тебя не раздавили,

Словно хрупкого жучка, –

Под дорогой, словно грот,

Есть...

(Подземный переход.)

 

Это что за чудо-юдо,

Два горба, как у верблюда?

Треугольный этот знак

Называется он как?

("Неровная дорога".)

 

Предупреждает этот знак,

Что у дороги здесь загзаг,

И впереди машину ждёт

Крутой...

("Опасный поворот".)

 

Место есть для перехода,

Это знают пешеходы.

Нам его разлиновали,

Где водить - всем указали.

(Пешеходный переход)

 

Ведущая: Чтобы руки были целы, чтобы ноги были целы,

Знаки эти надо знать! Надо знаки уважать!

 

2 задание – «Учёные вопросы». Каждая команда должна правильно ответить на заданный ей вопрос.

-Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (Только сзади, чтобы видеть идущий за ними транс порт.)

-Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? (По переходу, спокойным шагом.)

Что такое регулируемый перекресток? (Это перекресток, на котором движение регулируется милиционером-регулировщиком или светофором.)

-Как надо переходить улицу, если нет регулировщика и светофора? (Убедиться в безопасности, посмотреть налево, дойдя до середины дороги — направо.)

-Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?

-Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрестках? (При зеленом свете светофора или разрешающем сигнале регулировщика.)

-Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (Это опасно для жизни.)

-Как называется человек, который едет в транспорте, но не управляет им? (пассажир)

-Место для ожидания транспорта? (остановка)

 

Конкурс капитанов «Почини светофор».

Ведущий.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

(Светофор.)

(На полу лежат модели светофоров без сигналов и круги: красный, зеленый, жёлтый. Капитаны должны в правильном порядке выложить на модели сигналы светофора. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание).

 

3 задание – физминутка «Красный, желтый, зеленый» (задание не оценивается). Для проведения этой игры нужны три кружочка, покрашенные в три цвета светофора.

Регулировщик – педагог – показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех кружков.

Ведущий: Я буду показывать вам кружки разного цвета, вы при виде красного кружка делаете шаг назад, при виде желтого – стоите, при виде зеленого - два шага вперед.

 

4 задание – «Загадки о транспортных средствах».

Ведущий.

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее.

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам побыстрее.

 

(Загадки задаются по очереди каждой команде).

 

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей! (Транспорт)

 

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай)

 

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(Троллейбус)

 

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

(Велосипед)

 

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться,

За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

 

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом,

Где пройдёт он, станет гладко,

Будет ровная площадка.

(Бульдозер)

 

Мимо машина с красным крестом

На помощь больному промчалась бегом.

У этой машины особенный цвет:

Как будто халат белоснежный одет.

(Скорая медицинская помощь.)

 

Что за чудо этот дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус.)

 

Ведущая: Молодцы! Правильно, отгадали все загадки. А к какому виду транспорта относятся все наши загадки?

Дети: К наземному.

 

5 задание – игра «Подумай — ответь».

Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает та команда, которая получит больше всего жетонов за правильные ответы. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку.

-Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)

-Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)

-Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)

-Кто управляет автомобилем? (Водитель.)

-Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)

-Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)

-Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)

-Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)

-На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)

-Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины.)

-Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)

     

 Подведение итогов.

Ведущий: Молодцы, ребята! Как вы думаете для, чего мы сегодня с вами повторяли правила дорожного движения? (Ответы детей).

       А теперь давайте посчитаем жетоны и выясним, какая команда лучше всего знает правила дорожного движения. Вы правильно выполняли все задания, и поэтому каждому из вас мы вручаем медаль «Всезнайка правил дорожного движения».

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сюжетно-ролевая игра «Мы-пассажиры»

Цель – сформировать у детей навык правильного поведения в транспорте и около него.

Между детьми распределяются роли. Одни дети выступают в роли пассажиров, другие - взрослых, которые держат их за руку. В определенном порядке отрабатываются следующие действия: 1) нахождение на посадочной площадке; 2) вход в автобус; 3) нахождение в салоне автобуса; 4) высадка из автобуса; 5) переход на противоположную сторону дороги при высадке из автобуса.

В ходе игры отрабатываются следующие правила поведения (педагог их проговаривает четко, дети повторяют, в конце уже действию самостоятельно, меняясь парами):

1. На остановке маршрутного транспорта стоять надо на тротуаре, неблизко к проезжей части. Ногами не наступать и не заходить за бордюр. Объясняем, что, если близко стоять к проезжей части, переступить бордюр или стоять на нем, может задеть проезжающий транспорт.

2. Во время посадки входить в автобус следует со стороны тротуара. Входить надо первым, потом идет взрослый. Чтобы не остаться на улице одному, если взрослый уедет, а водитель закроет дверь, не заметив ребенка.

3. Войдя в салон, нельзя толкаться, громко разговаривать, стоять в проходе, потому что это мешает другим пассажирам. При наличии мест следует сесть. Стоять нужно, держась за поручни.

4. В процессе поездки нельзя отвлекать водителя разговорами, нельзя высовывать руки и голову из окон, может произойти авария. Руки может оторвать встречный транспорт.

5. При высадке первым должен выходить взрослый и держать ребенка за руку. До полной остановки выходить нельзя. Чтобы ребенок не остался один в салоне, если водитель закроет дверь, не заметив ребенка, и чтобы не упал под колеса автобуса.

 

Все эти действия в игре отрабатываются до автоматизма – до приобретения навыка.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Тема: «Игра - путешествие «Знайки дорожных знаков»».

Цель – закрепить знания о правилах дорожного движения, знания о дорожных знаках.

Обучающие:
- закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Учить соблюдать правила дорожного движения находясь в роли пешеходов и водителей;
- закрепить знания о дорожных знаках, умение различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов;
- закрепить знания о сигналах светофора, их значении; умении правильно ориентироваться и действовать по сигналу светофора;

Воспитательные:
- воспитывать у детей стремление соблюдать правила безопасного нахождения на улице, знать, где можно и нельзя играть детям;

- вызывать у детей эмоциональный отклик и оценку на различные ситуации «можно», «нельзя», «верно», «неверно».

Развивающие:
- развивать познавательный интерес, восприятие, внимание, мышление, активность.

 

Ожидаемые результаты: закрепление знаний по ПДД, расширение и коррекция представлений о правилах безопасного поведения на улице, развитие познавательного интереса, восприятия, внимания, мышления, активности.

Ход мероприятия:

Занятие проводится для учащихся в виде игры по станциям. Дети собираются в фойе, делятся на три команды. Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором будут выставляться баллы, заработанные на станциях. На станциях ведущими могут быть воспитатели, учителя, волонтеры, старшие учащиеся. После выполнения всех заданий ребята снова собираются в фойе для подведения итогов.

 

Вступительное слово ведущего:

Сегодня у нас участвуют три команды: красных, желтых и зеленых. Каждая команда имеет сигнальные карточки (красные, жёлтые и зелёные). Но как вы думаете, чему посвящена наша игра? (ответы участников)

Ведущий: Молодцы! Правилам дорожного движения! И перед тем, как мы начнем, я предлагаю каждой команде за минуту придумать оригинальное название, связанное с Правилами дорожного движения, а потом хором его представить.

Команды придумывают название.

Ведущий: Все готовы? Тогда начнем с первой команды.

Все команды, по очереди, представляют свои названия.

Ведущий: А сейчас я расскажу вам о правилах нашей игры. На каждой станции вы будете получать медали «Знаток правил дорожного движения». Команда, набравшая больше всего медалей, получает диплом «Знатоки правил дорожного движения».

 

Станция «Разминка».

Первая станция называется – «Разминка». Командам будут задаваться загадки и участники команд, которые ответят на наибольшее количество загадок и получают наибольшее количество баллов. На размышление дается 10 секунд. Если команда отвечает неправильно или не знает ответ на вопрос, то другие команды могут сказать ответ, после поднятой руки с карточкой.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, получает медаль.

1.На самом перекрёстке.

Висит колдун трёхглазый.

Но никогда не смотрит

Тремя глазами сразу. (Светофор)

2.Вот дорожная загадка:

Как зовется та лошадка,

Что легла на переходе

Где шагают пешеходы. (Зебра)

3.Пересечение двух дорог (Перекресток)

4. Неживая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

5. В школе вы - ученики,

А в театре – зрители,

А в музее, в зоопарке –

Все мы посетители.

Коль на улицу ты вышел,

Знай приятель, наперед:

Всех названий стал ты выше,

Стал ты сразу… (Пешеход)

6. По обочине дороги,

Как солдатики стоят.

Все мы с вами выполняем

Все, что нам они велят. (Знаки)

 

Ведущий: Молодцы! Все справились с первым заданием. И мы переходим ко второму заданию, в котором Команда, которая быстрее всего справится с  заданием, получит очередную медаль «Знаток правил дорожного движения».

 

Станция «Автомульти»

Ведущий: Вторая станция называется «Автомульти». Ребята, вы, помните, как мама в детстве читала и рассказывала вам сказки? Помните? Давайте вспомним некоторые из них. Итак, я буду называть сказочного персонажа или литературного героя, а вы должны мне назвать их средство передвижения. Каждой команде по два вопроса. На размышление дается 10 секунд. Если команда отвечает неправильно или не знает ответ на вопрос, то другие команды могут сказать ответ, после поднятой руки. Все готовы, тогда начинаем!

Вопросы:

1. На каком транспортном средстве путешествовали крокодил Гена и Чебурашка? (поезд)

2. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (на печке)

3. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)

4. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (в карету)

5. Назовите средство передвижение, которым управляла Бабаяга. (ступа, метла)

6. Какое средство передвижения было у разбойника Али-Бабы? (конь)

 

Ведущий: Молодцы! Все справились со вторым заданием. И мы переходим к третьему заданию, в котором Команда, которая быстрее всего справится с заданием, получит очередную медаль «Знаток правил дорожного движения».

 

Станция «Дорога»

Ведущий: Третья станция называется «Дорога». Не секрет, что каждая мама хочет, чтобы из ее ребенок вырос умным, смышленым, и покупает ему всевозможные развивающие игры, мозаики. Давайте вспомним одну из игр - пазлы. Все помнят, что это такое?

«Разбился знак дорожный…»

ПДД для детей: какие дорожные знаки и правила дорожного ... Знак "Осторожно, дети" — что он означает? Картинка дорожного ... Дорожные знаки для детей

Ведущий: За 1 минуту вам нужно сложить дорожный знак, дать ответ, как называется знак. Время пошло!

Ведущий: Молодцы! Все справились с третьим заданием. И мы переходим к четвёртому заданию, в котором Команда, которая быстрее всего справится с заданием, получит очередную медаль «Знаток правил дорожного движения».

 

Станция «Весёлый светофор».

Ведущий:  Ребята, наша следующая станция связана с воздушными шарами, с их помощью вам нужно будет составить светофор. И мы продолжаем наше состязание конкурсом под названием «Веселый светофор».

Условия: «В этом конкурсе принимают участие по два человека из каждой команды. Они должны зажечь светофор, для этого вам предоставляется три воздушных шара и нитки. А на расстоянии 3 метров, обратите внимание, находятся помощники, они будут выполнять роль стойки, на которую вы с помощью прищепки повесите все три шара». Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее зажжет веселый светофор. Итак, на старт, внимание, марш!

Ведущий: Молодцы! Все справились с четвёртым заданием. И мы переходим к пятому заданию, в котором Команда, которая быстрее всего справится с заданием, получит очередную медаль «Знаток правил дорожного движения».

 

Станция «Знатоки»

Ведущий: Молодцы, а сейчас вам предлагается ответить на вопросы о светофоре.

1.Что в переводе с греческого означает слово «Светофор»? (Состоит из двух корней: «свет» и «фор». Последнее слово обозначает в переводе с греческого «носитель». «Носитель света»)

2. В какой стране появился первый светофор? (в 1868 году в Лондоне)

3.В каком городе установлен памятник светофору? (В Новосибирске)

 

Ведущий: Молодцы! Все справились с пятым заданием. И мы переходим к шестому заданию, в котором Команда, которая быстрее всего справится с заданием, получит очередную медаль «Знаток правил дорожного движения».

 

Станция «Авторыбалка»

Ведущий: Ребята, скажите, вы любите отдыхать с родителями на природе, с палаткой, с костром, где есть речка, папы с удовольствием рыбачат, а мамы готовят уху. Здорово! Наша следующая станция называется «Авторыбалка». Ваша задача за 1 минуту выловить, как можно больше рыбок из озера и дать правильные ответы на предложенные вопросы.

 

Станция «Найди пару».

Ведущий: Ребята, вы должны отгадать загадку о знаке в стихотворной форме и найти соответствующий знак.

1.У посадочных площадок

Пассажиры транспорт ждут,

Установленный порядок

Нарушать нельзя и тут.

«Место остановки автобуса или троллейбуса»

 

2. Этот знак такого рода:

Он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе

Мы дорогу в этом месте.

«Пешеходный переход»

 

3.На дорогах пешеходам

Стало проще с переходом.

Под землею даже площадь

Перейти гораздо проще.

«Подземный переход»

 

4. Ездят здесь одни машины,

Грозно их мелькают шины.

У тебя велосипед? Значит, стоп! Дороги нет!

«Движение на велосипеде запрещено»

 

5. Я в кругу с обводом красным,

Это значит - тут опасно.

Тут, поймите, запрещенье

Пешеходного движенья.

«Движение пешеходов запрещено»

 

6. Человечек в синем круге

–Это ясно всей округе:

Здесь машины не пойдут,

Пешеходы – в добрый путь.

«Пешеходная дорожка»

7. Лида с куклою в тревоге:

Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом-Помощь близко!

Доктор рядом!

«Пункт первой медицинской помощи»

 

8.Машина мчит во весь опор,

И вдруг навстречу знак:

Изображен на нем забор.

Я тру глаза, гляжу в упор:

Шоссе закрыто на забор?

А это что за знак?

«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

 

9.Землю роет человек.

Почему проезда нет?

Может быть, здесь ищут клад

И старинные монеты

В сундуке большом лежат?

Их сюда, наверно, встарь

Спрятал очень жадный царь.

«Дорожные работы»

 

10.Я хочу спросить про знак,

Нарисованный вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

Мой приятель говорит:-

Это значит – путь закрыт.

С номерами на груди.

На дороге – эстафета,

Надо ж детям бегать где-то…

Но боюсь, однако,

Смысл другой у знака…

«Дети»

 

Станция «Музыкальная»

На этой станции отряды разучивают песни по ПДД.

Ведущий: Ребята, ваши команды должны разучить одну песню и спеть её.

 

На мотив песни Красной Шапочки

Если надо нам дорогу

Перейти, то всем поможет

Эта белая разметка,

Та, что зеброю зовут.

И по этой по разметке

Перейдем дорогу, детки,

И машины все при этом

Перейти ее дадут!

 

Припев: Ах! Для пешеходов

Просто есть переход! Ах!

Если зеленый, То все полный вперед! Ах!

Если красный, То опасно! Ах!

Детям всем ясно то, что правила важны!

То, что людям всем нужны!

 

На мотив песни «Улыбка»

Никогда, нигде не забывай

Пешеходом быть внимательным, хорошим,

На проезжей части не играй,

И на тротуаре не толкай прохожих.

И тогда, наверняка, не получишь синяка,

И считать тебе не надо будет шишек.

Даже строгий постовой — старый или молодой —

Станет другом для девчонок и мальчишек.

 

На мотив песни «Облака — белогривые лошадки»

Мимо белых полосок «переход»,

Мимо красных сигналов светофора

Пешеход невнимательный идёт,

Попадает в беду он очень скоро.

Пешеход — для водителей загадка,

Пешеход, что ж ты мчишься без оглядки?

Жизнью не рискуй, пожалуйста, пешеход,

Если рядышком находится переход.

 

На мотив песни «Если с другом вышел в путь»

1.Отправляясь в дальний путь, отправляясь в дальний путь,

Веселей дорога,

Если правила всегда, если правила всегда

Знаешь очень строго.

ПРИПЕВ:

Не спеши, посмотри, путь тебе пока закрыт,

Красный свет сейчас горит,

Не робей, пешеход, ты вступай на переход,

Когда зелёный свет зовёт.

2.Службу нужную всегда, службу нужную всегда

Мы нести решили.

Чтоб дорожных катастроф, чтоб дорожных катастроф

Вы не совершили.

ПРИПЕВ:

Улыбается народ, нас приветствует народ,

Когда отряд ЮИД идёт.

Даже доктор Айболит без работы пусть сидит, —

Так решил отряд ЮИД.

 

Ведущий: Молодцы! Вы справились с заданием. Переходим к следующей станции.

 

Станция «Чайнворд»

Ведущий: Ребята, нужно ответить на наибольшее количество вопросов и заполнить клеточки, из которых построен велосипед.

 

Чайнворд для велосипедиста

1. Деталь экипировки велосипедиста, которая защищает его голову от ушибов в случае падения.

2. Двухколесное транспортное средство с двигателем.

3. То, что лучше объезжать, чтобы не обрызгать себя и окружающих.

4. Коробка, где лежат медикаменты для оказания первой помощи.

5. Британская и американская единица измерения расстояния, равная трём фунтам или 0,9144 метра.

6. Полоса земли, используемая для движения транспортных средств и пешеходов.

7. Страна, где начали производить велосипеды «сейфти».

8. Город в Голландии, который называют «велосипедной столицей Европы».

9. Направления движения.

10. Деталь велосипеда, которая необходима для остановки.

11. Маленькая деталь на руле велосипеда, которой можно подавать сигналы.

12. Светоотражающая деталь на руле велосипеда, которой можно подавать сигналы.

13. Велосипед, на котором могут одновременно ехать два человека.

14. Специальные устройства, позволяющие переключать передачи.

 

Станция «Ребусы»

Ведущий: Ребята, перед вами ребусы. Каждой команде нужно как можно быстрее отгадать их.

Ведущий: Молодцы! Хорошо справились с заданием.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Ведущий: Понравилась ли вам игра? Какие мы можем сделать из нашей игры выводы? (Отвечают игроки).

Ведущий: Без знания правил дорожного движения, как для водителей, так и для пешеходов, не сможет жить ни один город, ни один посёлок, ни один человек. Знание правил, и их выполнение помогает нам жить, сохранить наше здоровье, нашу жизнь, сохранить наши дороги, машины. Помните, знание и соблюдение дорожных знаков, правил, сигналов светофора дает нам, прежде всего безопасность, а она нам очень нужна.

Жюри подводит итоги. Вручение грамот.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Занятия с использование дидактического пособия

«Круги Луллия «Грамотный пешеход»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Дидактическое пособие представляет собой несколько кругов-пластинок разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня установлена стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов (8). Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов. Вся конструкция закреплена на подставке. Прилагается несколько дополнительных наборов картинок по теме «Правила дорожного движения».

Дидактическое пособие «Круги Луллия» для изучения правил дорожного движения детей  старшего возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и  педагогам - Маам.ру

Цель: сформировать у детей целостное восприятия окружающей дорожной среды.

Задачи:

1.сформировать осознанное поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

2. обучить детей элементарной дорожной грамотности.

3. привить навыки конкретных действий безопасного поведения на проезжей части, на улице, во дворе.

4. сформировать культуру поведения в общественном транспорте.

5. познакомить с основными группами дорожных знаков.

6. воспитать чувства ответственности, самостоятельности.

7. закрепить умения правильно соотносить знак и сюжетную картинку.

 

Дидактическое пособие «Грамотный пешеход» (Круги Луллия) способствует формированию у детей навыка безопасного поведения на улице, является своеобразным тренажером, на котором дети смогут отработать непредсказуемые ситуации, порой возникающие на дороге. Во время обсуждения дети формулируют и разрешают противоречия, целенаправленно ищут ресурсы для решения творческой задачи.

 

Дидактическая игра «На улицах города»

Возраст детей: 5-7 лет

Цель: научить детей правилам поведения на улицах города, в транспорте, во дворе.
Материал:
1 диск – 8 частей – дорожные знаки.

2 диск – 8 частей – различные ситуации, возникающие на дороге.


Правила игры: Детям необходимо по очереди раскручивать стрелку и круги, объясняя возникшие дорожные ситуации.

Описание хода игры: Каждый ребенок должен выбрать при помощи стрелки знак, затем, вращая круги, саму дорожную ситуацию, рассказать, что увидел на дороге, кто действует в данной ситуации правильно, а кто нарушает правила дорожного движения.


Дидактическая игра «Опасно или нет?»

Цель: закрепить у детей знания правил дорожного движения.
Материал:
1 диск – 8 частей – дорожные знаки.

2 диск – 8 частей – различные ситуации, возникающие на дороге.

Организация детей на игру: 1-2- круги раскрути! Что получилось – объясни! Посмотри, какие объекты оказались под стрелкой, расскажи, что хорошего и плохого может случиться и как избежать опасности.

Описание хода игры: Дети по очереди вращают стрелку и круги. Каждый ребенок должен постараться объяснить, как связать воедино случайно выбранную дорожную ситуацию и дорожный знак.

 

Дидактическая игра «Найди знак»

Цель: закрепить у детей знания о дорожных знаках и их значение.
Материал:

1 диск – 8 частей – дорожные знаки.

2 диск – 8 частей – различные ситуации, возникающие на дороге.
Организация детей на игру: 1-2- круги раскрути! Посмотри, какой знак оказался под стрелкой, расскажи, что он означает, где мы его можем встретить. Найди данных знак на сюжетной картинке.

Описание хода игры: Дети по очереди вращают стрелку и круги. Каждый ребенок должен постараться объяснить, значение знака и найти его на картинке.

Дидактическая игра «На улицах города»

Возраст: 6-7 лет

Цель: учить детей правилам поведения на улицах города, в транспорте, во дворе, побуждать детей к соблюдению ПДД в повседневной жизни.
Игровая задача: научить размышлять, творчески относиться к решению возникшей в ходе игры проблемы.

Материал:
1 диск – 8 частей – участники дорожно-транспортных ситуаций: дети, взрослые, регулировщик.

2 диск – 8 частей – различные ситуации, возникающие на дороге.
3 диск – 8 частей – дорожные знаки, сигналы светофора, жезл.

Правила игры: Детям необходимо по очереди раскручивать стрелку и круги, объясняя возникшие дорожные ситуации.

1 вариант. Реальное задание (РЗ) Организация детей на игру:
1-2-3 - подумай, как должно быть, и круги раскрути! Посмотри, какой объект под стрелкой и найди его на картинке второго диска. Затем на третьем диске найди дорожный знак или сигнал светофора, соответствующий дорожной ситуации со второго диска.

Описание хода игры: Каждый ребенок должен выбрать при помощи стрелки участника дорожной ситуации, затем, вращая круги, саму дорожную ситуацию, рассказать, что увидел на дороге, кто действует в данной ситуации правильно, а кто нарушает правила дорожного движения, подобрать дорожный знак к данной ситуации.

После обсуждения дети решают, возможна ли такая ситуация и как правильно поступить пешеходу.

2 вариант. Фантастическое задание (ФЗ) Организация детей на игру:
1-2-3 - круги раскрути! Что получилось – объясни! Посмотри, какие объекты оказались под стрелкой, расскажи, что хорошего и плохого может случиться и как избежать опасности.

Описание хода игры.

Дети по очереди вращают стрелку и круги. Каждый ребенок должен постараться объяснить, как связать воедино случайно выбранного участника дорожной ситуации, саму дорожную ситуацию и дорожный знак.

 

Дидактическая игра «Учим правила дорожного движения»

Возраст: 6-7 лет

Цель:  сформировать у детей навык безопасного поведения на улице; довести до сознания детей, к чему может привести нарушение ПДД.
Игровая задача: научить размышлять, творчески относиться к решению возникшей в ходе игры проблемы.

Материал:
1 диск – 8 частей – картинки: перекресток со светофором, дорога с пешеходным переходом, дорога без пешеходного перехода, лесная грунтовая дорога, улица, двор.

2 диск – 8 частей – то, что можно увидеть на дороге; автобус, машина, мотоцикл, машина с сигнальными огнями, велосипед,…
3 диск – 8 частей - кто переходит дорогу; ребенок, мама с ребенком, группа детей, дедушка, ребенок с санками, на роликах, коньках…
4 диск - 8 частей – время года и части суток.

Правила игры:

Детям необходимо раскрутить стрелку. Затем, поворачивая круги, подобрать к картинке на 1 секторе, на которую указывает стрелка, подходящие по смыслу картинки из секторов на 2 и 3 круге.

1 вариант. Реальное задание (РЗ) Организация детей на игру:
1-2-3- подумай, как должно быть и круги раскрути! Посмотри, какой объект под стрелкой и найди его части на других дисках.

Описание хода игры: Дети по очереди делают ход. Каждый ребенок должен выбрать участок дороги стрелкой, затем того, кто переходит ее, рассказать, как действовать, что увидел на дороге, как изменилась ситуация, время суток и сезон. После обсуждения дети решают, возможна ли такая ситуация и как правильно поступить пешеходу.

2 вариант. Фантастическое задание (ФЗ). Организация детей на игру:
1-2-3- круги раскрути! Что получилось – объясни! Посмотри, какие объекты оказались под стрелкой, расскажи, что хорошего и плохого может случиться и как избежать опасности.

Описание хода игры: Каждый ребёнок, сделав случайный выбор стрелкой и движением кругов, размышляет, рассказывает, как связать по смыслу объекты, оказавшиеся под стрелкой, какие дорожные ситуации могут возникнуть, как правильно поступить в возникшей ситуации.


Игры не требуют строгого соблюдения правил игры, на основе «Кругов Луллия» их можно придумать великое множество, заранее усвоив основные их принципы.

Формы поощрения. Дети, правильно объяснившие дорожную ситуацию, получают различные шаблоны из раскраски по теме «Правила дорожного движения» и с удовольствием в свободной деятельности их раскрашивают.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Тема: Мастерская по рисованию «Мир дорожных знаков».

Цель: закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса.
Задачи:

- отработать умение схематично изображать дорожные знаки, используя разные изобразительные материалы (краски, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки).

- воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.

- развивать внимание, творческое воображение детей.


Предварительная работа:

- беседа на тему «Дорожные знаки»;

- знакомство с дорожными знаками в повседневной жизни.
- дидактические игры: «Поставь дорожный знак», «Светофор», «Угадай, какой знак»;

- чтение художественной литературы по теме ПДД.

Материалы: испорченные дорожные знаки; бумага разного формата; - краски, цветные карандаши, фломастеры.

Ожидаемые результаты: закрепление знаний у детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса; закрепление умения схематично изображать дорожные знаки, используя разные изобразительные материалы; воспитание навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни; развитие внимания, творческого воображения детей.

 

 

Ход занятия

Сюрпризный момент:  Стук в дверь. В гости к детям на занятие приходит Светофорик.
Светофорик: Ребята, я к вам за помощью. Я живу в Волшебной стране, и у нас все было хорошо, но однажды Фея-неразбериха прислала Озорной вихрь. Он утащил все дорожные знаки и забросил их в глубокий овраг на краю страны. Жители нашли дорожные знаки, но они в таком плачевном состоянии, что просто беда. Ни один знак теперь не похож на себя, я сейчас покажу их вам (вывешивает «испорченные» дорожные знаки, дается время на рассматривание знаков). В городе стали происходить аварии, пешеходы попадают под колеса автомобилей, автомобили не могут переехать ЖД переезд, дикие животные боятся переходить дорогу, проходящую по лесу, пешеходы переругались с водителями, пассажиры не могут понять, где «пункт питания», а где «пункт техобслуживания». Помогите нам, пожалуйста, исправьте наши знаки.

Педагог: Поможем жителям Волшебной страны?

Дети: Да!
Педагог: Хорошо, но сначала еще раз повторим, какие дорожные знаки существуют и что они обозначают, а Светофорик нас послушает и скажет свое мнение.

Рассказы детей о дорожных знаках.

 

Физкульминутка 

«Мы - шоферы» (дети показывают движения)

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли

Вправо, влево – чистота(«дворники»)

Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

 

Светофорик: Молодцы, ребята, все верно! Но что же нам делать с «испорченными» знаками?

Педагог: Не беспокойся, Светофорик, мы поможем тебе, ребятишки нарисуют тебе существующие знаки, которые помогут жителям Волшебной страны в жизни, верно, ребята?

Дети: Да!
Педагог: Мы разделимся на три группы; первая группа будет рисовать предупреждающие знаки, вторая группа – запрещающие, а третья – информационно-указательные и знаки сервиса.

Дети делятся на группы и распределяют между собой, кто какие знаки будет рисовать. Самостоятельная работа детей, во время которой педагог осуществляет индивидуальную помощь, подсказки, напоминает о способах и приемах рисования. В качестве образца на экране показаны знаки.

Педагог: Закончили, ребята? Светофорик, посмотри, справились наши дети с заданием?
Светофорик: Спасибо, ребята, я мне пора. До свидания.

Педагог: Вы хорошо поработали, справились с заданием, а чьи знаки и рассказы про них понравились вам больше всего?

Анализ и самоанализ детей.

 

Педагог: Молодцы, понравилось вам занятие? Кто приходил к нам в гости? Чем мы сегодня занимались? На следующем занятии мы продолжим с вами знакомиться с правилами дорожного движения.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования муниципального образования город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования муниципального образования город

Краснодар, 2023 год АННОТАЦИЯ

Краснодар, 2023 год АННОТАЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ: 1.

СОДЕРЖАНИЕ: 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений

Практическая значимость. Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города – актуальная на сегодняшний день тема

Практическая значимость. Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города – актуальная на сегодняшний день тема

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5 – 6 лет по освоению правил дорожного движения

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5 – 6 лет по освоению правил дорожного движения

Если имеется островок безопасности, педагог объясняет, для чего он предназначен: те пешеходы, которые не успели перейти улицу, должны остановиться на этом месте и подождать, пока…

Если имеется островок безопасности, педагог объясняет, для чего он предназначен: те пешеходы, которые не успели перейти улицу, должны остановиться на этом месте и подождать, пока…

Дошкольник плохо распознаёт источники звуков

Дошкольник плохо распознаёт источники звуков

Они должны хорошо знать свой микрорайон, особенно места пересечения улиц, где и какие стоят знаки

Они должны хорошо знать свой микрорайон, особенно места пересечения улиц, где и какие стоят знаки

Методика работы с детьми дошкольного возраста по изучении тем, связанных с правилами дорожного движения

Методика работы с детьми дошкольного возраста по изучении тем, связанных с правилами дорожного движения

Основные формы работы по ознакомления детей с правилами безопасного поведения используются в сочетании с видами детской деятельности: 1

Основные формы работы по ознакомления детей с правилами безопасного поведения используются в сочетании с видами детской деятельности: 1

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов: жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники, игрушки транспортные, флажки для перехода улицы, планшеты с перекрёстками, нагрудные изображения…

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов: жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники, игрушки транспортные, флажки для перехода улицы, планшеты с перекрёстками, нагрудные изображения…

Заключение Планируемые результаты реализации комплекса мероприятий по

Заключение Планируемые результаты реализации комплекса мероприятий по

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тема: Игра-Викторина по

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тема: Игра-Викторина по

Ход мероприятия: Ведущая :

Ход мероприятия: Ведущая :

Предупреждает этот знак, Что у дороги здесь загзаг,

Предупреждает этот знак, Что у дороги здесь загзаг,

Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание)

Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание)

Трамваю не угнаться, За этой тараторкой

Трамваю не угнаться, За этой тараторкой

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сюжетно-ролевая игра «Мы-пассажиры»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сюжетно-ролевая игра «Мы-пассажиры»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тема: «Игра - путешествие «Знайки дорожных знаков»»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тема: «Игра - путешествие «Знайки дорожных знаков»»

Ведущий: А сейчас я расскажу вам о правилах нашей игры

Ведущий: А сейчас я расскажу вам о правилах нашей игры

Каждой команде по два вопроса

Каждой команде по два вопроса

Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее зажжет веселый светофор

Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее зажжет веселый светофор

Под землею даже площадь Перейти гораздо проще

Под землею даже площадь Перейти гораздо проще

Нарисованный вот так: В треугольнике ребята

Нарисованный вот так: В треугольнике ребята

Мимо белых полосок «переход»,

Мимо белых полосок «переход»,

Полоса земли, используемая для движения транспортных средств и пешеходов

Полоса земли, используемая для движения транспортных средств и пешеходов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Занятия с использование дидактического пособия «Круги

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Занятия с использование дидактического пособия «Круги

Цель: научить детей правилам поведения на улицах города, в транспорте, во дворе

Цель: научить детей правилам поведения на улицах города, в транспорте, во дворе

Материал: 1 диск – 8 частей – участники дорожно-транспортных ситуаций: дети, взрослые, регулировщик

Материал: 1 диск – 8 частей – участники дорожно-транспортных ситуаций: дети, взрослые, регулировщик

Правила игры: Детям необходимо раскрутить стрелку

Правила игры: Детям необходимо раскрутить стрелку

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Тема : Мастерская по рисованию «Мир дорожных знаков»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Тема : Мастерская по рисованию «Мир дорожных знаков»

Помогите нам, пожалуйста, исправьте наши знаки

Помогите нам, пожалуйста, исправьте наши знаки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2023