МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора по УР ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________2022г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Кийдан О.В.
«______»______20___г.
Методическая разработка
Конкурс чтецов отрывков из романа «Обломов» с элементами литературной гостиной «Певец русской души», посвященный 210 – летию со дня рождения русского писателя Ивана Александровича Гончарова
Подготовила: преподаватель,
Абдулманафова Г.С.
Лянтор, 2022г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………..…...3
2. Основная часть ……………………………………………………………..……4
3. Заключение……………………………………………………………………….8
4. Список литературы… …………………………..…………………….....………9
5. Приложение 1…………………………………………………………………….10
6. Приложение 2…………………………………………………………………….11
1. Введение
Данная методическая разработка представляет собой конкурс чтецов отрывков из романа «Обломов» с элементами литературной гостиной «Певец русской души», посвященный 210 – летию со дня рождения русского писателя Ивана Александровича Гончарова
Методическая разработка включает в себя следующий подробный сценарий конкурса чтецов: введение, основную часть, заключение и список литературы.
Актуальность конкурса чтецов. Данное мероприятие является актуальным, так как проводится с целью повышения интереса к произведениям, проверенные временем; поднимается очень злободневная проблема современности – это поиск себя в жизни. Автор утрированным образом Обломова заставляет каждого из нас внимательно задуматься о своей жизни. «Над кем смеетесь, смейтесь над собой!» — слова Гоголя здесь как нельзя более уместны.
Цель конкурса.
Ознакомить с основными вехами творчества писателя, систематизировать имеющиеся знания о художественном мире писателя, осознание значимости романа И.А. Гончарова «Обломов»;
Задачи конкурса:
1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых в формировании личности писателя.
2. Вспомнить функцию сна в произведении «Обломов».
3. Осознать значимость романа И.А. Гончарова «Обломов».
4. Организовать деятельность обучающегося по проведению мероприятия под руководством преподавателя и без него.
5. Организовать работу обучающихся в коллективе, развитие коммуникативных умений.
Практическая деятельность формирует следующие вопросы:
1. Знакомство с биографией писателя.
2. Подборка отрывков из романа «Обломов».
3. Поиск нужной информации характеристики героя из разных источников.
4. Проведение конкурса чтецов стихов Бальмонта.
Место проведения: Актовый зал
Участники: обучающиеся 1 курса
Дата проведения: 24 марта 2022г.
2. Основная часть
Основная часть содержит описание практической деятельности, которая направлена на знакомство с образом главного героя. Сон Обломова раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.
«Я писал только то, что переживал, что мыслил,
чувствовал, что любил – словом, писал и свою жизнь и то, что к ней пристало».
И. А. Гончаров
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы 4ИС11
Добрый день, уважаемые преподаватели!
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
Оценивать конкурсантов будет наше компетентное жюри:
Авилкина Вера Викторовна – заведующая библиотекой, преподаватель высшей квалификационной категории.
Алексеева Елена Анатольевна - библиотекарь
Айдакова Татьяна Витальевна – старший методист
Богуцкая Ирина Николаевна – кандидат филологических наук, преподаватель высшей квалификационной категории
Джежелий Алия Амантаевна – преподаватель высшей квалификационной категории
Тарасенко Лилия Васильевна - преподаватель иностранного языка
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА СОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Выступления будут оцениваться по следующим критериям:
1. Выбор текста произведения (сложность).
2. Грамотность прочтения.
3. Артистизм исполнителя.
4. Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
В конкурсе принимает участие _15_ человек.
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
Гончаров прожил долгую жизнь, оставил нам богатое творческое наследие, в котором его романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» занимают главнейшее место. В них Иван Александрович видел своеобразную трилогию.
«Я вижу не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одною последовательною идеею – перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой», - писал И.А. Гончаров.
Как-то писателя спросили:
-Почему все ваши три романа начинаются на «об»?
Он пожал плечами и скромно ответил:
- Не знаю.
И.А. Гончаров был не просто скромным, а он был смиренным человеком, своими произведениями он не стремился учить. (слайд 3)
Ведущий 2.МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы4ИС11
18 июня 2022 года исполнится 210-лет со дня рождения русского писателя Ивана Александровича Гончарова, который является одним из крупнейших писателей - реалистов 19 века. Гончаров выступил в литературе как продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя. (слайд 2)
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
Эпиграфом к конкурсу мы взяли слова Гончарова: «Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил – словом, писал и свою жизнь и то, что к ней пристало». (слайд 2)
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА СОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Иван Александрович Гончаров происходил из старинной купеческой семьи. Отец его Александр Иванович торговал хлебом и в Симбирске был человеком видным, не раз избирался городским головой. Мать его Авдотья Матвеевна (в девичестве Шахторина) была моложе отца на тридцать лет. (слайд 4)
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Дом Гончаровых был вполне барским. Сам Гончаров запомнил, что во дворе было множество построек и бегала всякая живность: гуси, цесарки, павлины.
Кроме него в семье был старший брат Николай и две младшие сестры Александра и Анна. Мать, Авдотья Матвеевна, была женщиной умной и основательной.
В семье сохранилось предание, что в молодости она обратила на себя внимание императора Александра Павловича, который танцевал с ней на купеческом балу. Она любила об этом рассказывать детям и внукам, показывая старинные наряды, хранящиеся в сундуке. (слайды 4 - 5)
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
Когда Ивану было 7 лет, умер отец. Чтобы помочь его вдове, часть забот по воспитанию детей взял на себя его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов, отставной моряк. Первоначально он был постояльцем в доме Гончаровых. Но Будучи другом Александра Ивановича, считался почти членом семьи. (слайд 4)
Ведущий 2. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы4ИС11
Он очень любил всех детей Гончаровых, а те отвечали ему взаимностью. « Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки, интеллектуальные заботы достались ему.
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
В эти же годы будущий писатель приобщился к мудрой народной поэзии. Няня, кроткие и любовные взгляды которой Гончаров вспоминает в зрелые годы жизни, рассказывала ему чудесные волшебные сказки. В отличие от Пушкина, автор «Обломова» не посвящал своей няне отдельных литературных произведений, но в «Сне Обломова» явно чувствуются личные впечатления автора. Няня дает маленькому Илюше сказочное, мифологическое объяснение мира. (слайд 7)
1. Отрывок из сна Обломова читают обучающиеся группы 4РЭ11, Боровинская Марина, Жаксыгулова Карина, Кальщикова Анастасия, Соловьёва Ирина; группы 4ИС11, Гасанова Роя, Ниязгулова Рамиля, Рагимова Табиат
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА СОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Особенно дорога писателю, судя по роману «Обломов», былина об Илье Муромце. Недаром и своего героя он назвал Ильей. Только в изображении автора «Обломова», Илья Ильич – богатырь, просидевший на печи всю жизнь, да так и не успевший совершить никаких подвигов.
8. Отрывок из романа «Обломов» читают обучающиеся группы 4ИС11, Шахмардан Ирина, Халяпина Дарья; группы 4ТЭО11, Хасанов Руслан, Савинова Анастасия
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Детские и юношеские впечатления Ивана Александровича были очень сильными. Позднее во многих произведениях Гончаров использовал врезавшиеся в память картины детства и юности. Впечатления о природе села Архангельское, как считают многие исследователи, легли в основу описания Обломовки.
Откроем главу «Сон Обломова».
На сцену приглашаются обучающиеся группы 4ТЭО11(слайд 4)
12. Отрывок из главы «Сон Обломова», читают обучающиеся группы 4ТЭО11, Тангребердин Ильназ, Нестерова Анжелика, Сухоголовая Кристина, Умаханов Паша
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
В 1835 году И.А. Гончаров переезжает в Петербург; служит переводчиком в Департаменте внешней торговли Министерства финансов.
Подрабатывая уроками, Гончаров попал в дом известного академика живописи Николая Аполлоновича Майкова - как учитель русской словесности и латыни его детей, среди которых были будущие поэт Аполлон Майков и критик Валериан Майков. Застенчивый Иван Александрович был принят в их семействе как равным. В их доме образовался своеобразный художественный салон, и молодой преподаватель, неожиданно обнаруживший большую начитанность и талант рассказчика, стал в нем едва ли не законодателем литературного вкуса. (слайды 8 -9)
Ведущий 2. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы 4ИС11
С 1856 года он работал цензором в Петербургском цензурном комитете. В 1857–58 гг. Гончаров, сохраняя должность цензора, преподавал русскую словесность цесаревичу Николаю Александровичу.
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
Иван Гончаров так и не завел семьи. Когда в 1878 году умер его слуга Карл Трейгут, оставив вдову с тремя малолетними детьми, писатель взял на себя заботу о них — эти дети были обязаны ему и воспитанием, и образованием. (слайд 10)
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА СОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Друг Гончарова, известный русский адвокат Анато́лий Фёдорович Ко́ни вспоминал, что почти до конца жизни угасающего автора «Фрегата «Паллада» тянуло к морю.» Но с тех пор, как смерть, очевидно, уже недалёкая простёрла над ним своё чёрное крыло и своим дыханием помрачила его зрение и затем ослабила его слух, он просветлел духом и проникся ко всем примирением и прощением. Словно не желая унести в недалёкий гроб свои какие - либо тяжёлые чувства. Он стал трогателен в своём несчастии… «прост и добр душою незлобивой». (слайд 11)
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
В этом уединении, принимая только немногих близких знакомых, весь отдавшись заботам о будущем приголубленной им семьи. Он ждал кончины со спокойствием усталого от жизни и верующего человека. Хотя здоровье его было давно уже расстроено. Но последней каплей, скорее всего, явилось воспаление лёгких, подхваченное им на даче в конце августа.
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
А. Кони вспоминает: « При выражении мною надежды, что он ещё поправится. Он посмотрел на меня уцелевшим глазом, в котором ещё мерцала и вспыхивала жизнь, и сказал твёрдым голосом: « Нет, я умру! Сегодня ночью я видел Христа, и он меня простил».
Иван Александрович умер 15 сентября в 12-м часу дня. (слайд 12)
Ведущий 2. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы 4ИС11
«Осененный поэзией тихой мечтательности, выступает перед нами образ писателя, который тонко любил жизнь, любил её всю, во всех её мелочах и материальных подробностях, но и грустил над нею и тосковал неудовлетворимой тоскою избранников. Был он поэт, но только слишком искусно выдавал себя за прозаика.» - писал (Ю. Айхенвальд, критик-импрессионист)
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
Конкурс чтецов отрывков из романа «Обломов» с элементами литературной гостиной «Певец русской души», посвященный 210 – летию со дня рождения русского писателя Ивана Александровича Гончарова подошел к концу. Жюри оценит ваш пыл и старания, а все мы сохраним в своих душах частичку огня ваших сердец.
3. Заключение
Проведение представленного мероприятия позволило реализовать поставленные цели и задачи. В процессе проведения мероприятия удалось формировать:
˗ осознание значимости романа И.А. Гончарова «Обломов»;
˗ организацию собственной деятельности обучающегося по проведению мероприятия под руководством преподавателя и без него;
˗ поиск нужной информации характеристики героя из разных источников;
˗ организацию работы обучающихся в коллективе, развитие коммуникативных умений.
В результате проведенного мероприятия обучающиеся смогут глубже узнать содержание изучаемого произведения, продолжат учиться ориентироваться в тексте романа «Обломов», анализировать его эпизоды, работать в группах .
4. Список литературы
1. Гончаров И.А. Собрание сочинений: В 8 т. - М., 1978.
2. Битюгова И.А. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в художественном восприятии Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. - Л., 1976. - Т. 2. - С. 191 - 199.
3. Васильева С.А. Человек и мир в творчестве И.А. Гончарова: Учебное пособие. - Тверь, 2000. - 183 с.
4. Гейро Л.С. История создания и публикации романа «Обломов» // И.А. Гончаров. Обломов. - Л., 1987. - С. 551 - 646.
5. Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. - 4-е изд. - Л., 1984. - С. 298 - 340.
6. Григорьев А. Литературная критика. - М., 1967. - 425 с.
Приложение 1
1. Заявка на участие студентов 1 курса в конкурсе чтецов отрывков из романа «Обломов» с элементами литературной гостиной «Певец русской души», посвященный 210 – летию со дня рождения русского писателя Ивана Александровича Гончарова
№ |
Фамилия, имя студента |
Группа |
Отрывки из романа «Обломов» |
Жюри |
1 |
Боровинская Марина |
4РЭ11
|
Глава «Сон Обломова» |
Абдулманафова Г.С. Авилкина В.В. Алексеева Е.А. Айдакова Т.В. Богуцкая И.Н. Джежелий А.А. Тарасенко Л.В.
|
2 |
Жаксыгулова Карина |
|||
3 |
Кальщикова Анастасия |
|||
4 |
Соловьева Ирина |
|||
5 |
Гасанова Роя |
4ИС11 |
||
6 |
Ниязгулова Рамиля |
|||
7 |
Рагимова Табиат |
|||
8 |
Шахмардан Ирина |
Отрывки из романа «Обломов» (начало) |
||
9 |
Халяпина Дарья |
|||
10 |
Хасанов Руслан |
4ТЭО11 |
||
11 |
Савинова Анастасия |
|||
12 |
Тангребердин Ильназ |
Глава «Сон Обломова» |
||
13 |
Нестерова Анжелика |
|||
14 |
Сухоголовая Кристина |
|||
15 |
Петрова Кира |
|||
16 |
Азанов Данис |
4ИС11 |
Ведущие литературной гостиной |
|
17 |
Махмудов Расул |
|||
18 |
Махмудов Сабир |
|||
19 |
Подкользина София |
|||
20 |
Распопова Анастасия |
Приложение2
Протокол №___
конкурс чтецов с элементами литературной гостиной, посвященный 210 - летию со дня рождения И.А.Гончарова
№ |
Студент |
Отрывки из романа «Обломов» |
Группа |
Критерии оценки |
|||||
Выбор текста произведения (сложность). |
Грамотность прочтения. |
Артистизм исполнителя. |
Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста. |
Итог
|
Место |
||||
1 |
Боровинская Марина |
Глава «Сон Обломова» |
4РЭ11 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Жаксыгулова Карина |
|
|
|
|
|
|
||
3 |
Кальщикова Анастасия |
|
|
|
|
|
|
||
4 |
Соловьева Ирина |
|
|
|
|
|
|
||
5 |
Гасанова Роя |
4ИС11 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Капуляк Илья |
|
|
|
|
|
|
||
7 |
Рагимова Табиат |
|
|
|
|
|
|
||
8 |
Шахмардан Ирина |
Отрывки из романа «Обломов» (начало) |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Халяпина Дарья |
|
|
|
|
|
|
||
10 |
Хасанов Руслан |
4ТЭО11 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Савинова Анастасия |
|
|
|
|
|
|
||
12 |
Тангребердин Ильназ |
Глава «Сон Обломова» |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Нестерова Анжелика |
|
|
|
|
|
|
||
14 |
Сухоголовая Кристина |
|
|
|
|
|
|
||
15 |
Петрова Кира |
|
|
|
|
|
|
||
16-20 |
Азанов Данис Махмудов Расул Махмудов Сабир Подкользина София Распопова Анастасия |
Ведущие литературной гостиной |
4ИС11 |
|
|
|
|
|
|
Пятибалльная система
Член жюри _________ ____________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.