Методическая разработка конспекта урока по теме: "Физиологическое действие этанола на организм человека"
Оценка 5

Методическая разработка конспекта урока по теме: "Физиологическое действие этанола на организм человека"

Оценка 5
docx
28.06.2024
Методическая разработка конспекта урока по теме: "Физиологическое действие этанола на организм человека"
Урок- Этанол.docx

Предмет: Химия

Класс: 10 – «А»

Урок

Тема: Физиологическое действие этанола на организм человека.

Цели урока:

Образовательные: Выявить причины токсичности этилового спирта и его влияние на организм человека. Познакомить учащихся с процессами превращения этилового спирта в организме человека. Научно обосновать вред алкоголя на организм человека и последствия его негативного влияния.

Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений: анализ информации, её обобщение. Совершенствовать умение проводить экспериментс соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать познавательную активность.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению. Подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесно-наглядные, практические, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.

Оборудование: набор реактивов и оборудования, инструктивные карты к выполнению эксперимента, раздаточный материал, презентация.

Этапы урока

I. Организационный этап

II. Актуализация знаний, умений, навыков

Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на экране. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства.

Вопрос: Как Вы думаете, что их объединяет?

(содержание спирта в их составе)

- Сегодня мы продолжаем разговор о спиртах.

Вопрос: Давайте вспомним, что нам известно об этом классе органических соединений, а значит, какие знания на сегодняшнем уроке будут опорными.

Метод «Микрофон»

Вопросы:

1.Что такое спирты?

2. Назовите физические свойства спиртов.

3. Какова классификация спиртов?

4. Назовите виды изомерии спиртов.

5. Какова функциональная группа спиртов?

6. Где применяются спирты?

7. Вспомним формулы спиртов. Назовите спирты:

СН3ОН –

С2Н5ОН –

С3Н7ОН –

С4Н9ОН –

III. Мотивационный этап урока

Учитель:

Издавна человеку известно большое количество ядовитых веществ, все они отличаются по силе воздействия на организм.

Среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд – это этиловый спирт.

Тема урока: «Физиологическое действие этанола на организм человека»

Цели урока:

·                   Познакомиться с влиянием спирта на организм человека

·                   Провести исследовательскую работу о влиянии спирта на организм человека

·                   Изучить механизм действия этанола на организм человека

·                   Сформировать личное отношение к данной проблеме

Упражнение "До и после".

 (В начале урока - позволяет определить отношение учащихся к проблеме употребления алкогольных напитков. 

В конце урока - позволяет узнать, поменялось ли их отношение к данной проблеме.)

Упражнение «До и после»

До

Утверждения

После

 

Алкоголь – пищевой продукт.

 

 

Малые дозы спирта безвредны.

 

 

Выпившие люди дружелюбны и общительны.

 

 

Пиво - безвредный напиток.

 

 

Алкоголь снимает стресс.

 

 

Алкоголь повышает работоспособность.

 

 

IV. Изучение нового материала

- Историческая справка

История сосуществования человека и спиртных напитков насчитывает не одно тысячелетие. Ещё в глубокой древности человек познакомился с необычным веселящим действием некоторых напитков. Возможно, что случайно раздавленный и подвергшийся брожению фрукт, постояв на солнце, менял не только свой внешний вид, вкус, но приобретал способность возбуждать, вселять ощущение лёгкости, беззаботности, благополучия. К сожалению, печальные последствия употребления спиртного привлекали к себе меньше внимания, чем улучшение настроения, сопутствующее употреблению алкоголя. Но люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением.

Наши далёкие предки и догадываться не могли, какого страшного врага они приобрели.

Многочисленные исторические исследования показывают, что пьянство было уже в первых общественных формациях – у древних китайцев, египтян, индусов, греков и других народов. В Древней Греции и Древнем Риме в честь сбора винограда устраивались празднества.

Однако только с распространением земледелия и виноградарства, а также с освоением техники изготовления посуды начинается широкое приготовление вин.

В 6-8 веках арабы начали получать чистый спирт и назвали его «АЛЬкоголь», что значит «одурманивающий».

Считается, что способ получения спирта был впервые открыт арабским алхимиком Рагезом.

Положение изменилось во всех странах в XV в. – после открытия технологии приготовления крепких алкогольных напитков и хлебной водки крепостью до 40 градусов. Широко предавались пьянству и духовенство, и рыцарство. Старая английская пословица гласила: "Пьян, как лорд".

Безводный (абсолютный) этиловый спирт был впервые получен лишь в 1796 году российским химиком Ловицем и немецким учёным Рихтером.

- Физиологическое влияние этанола на организм человека

Учитель:

В 1975г. Всемирной организацией здравоохранения, этанол был внесён в список наркотических веществ. Этанол – это яд общепоражающего действия.

По данным ВОЗ: 5-7 г этанола на 1кг веса человека – смертельная доза.

(Если вес человека 50кг, то бутылка водки может убить человека.)

Смертельная доза алкоголя подростков  – 3г на 1 кг массы тела.

Для ребёнка - 1,5-2г на 1 кг массы тела (смертелен стакан водки).

Этиловый спирт – является основой всех спиртных напитков.

Проблемный вопрос:

Что происходит, если спирт попадает внутрь организма человека?

Давайте вспомним из курса биологии, как влияет спирт на основные системы организма человека и отдельные органы.

Приём «Пометки на полях». (индивидуальная работа) (Приложение 1)

Используя предоставленные информационные материалы, в которых содержится материал о влиянии спирта на организм человека, проанализируйте данную информацию.

Задание: Прочитать и проанализировать информацию.

С помощью карандаша сделать пометки на полях:

«!» - это я знаю

«+» - это новая информация

«-» - это противоречит тому, что я знаю

«?» - информация меня удивляет

 

После выполнения задания работа с вопросами:

1. Встретились ли вы со знакомой информацией?

2. Что нового Вы узнали для себя?

3. Есть ли противоречивая для вас информация?

4. Что вас удивило?

Учитель:

Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие.

- Химическое подтверждение вредного влияния этанола на организм человека.

 

Исследовательская работа в группах. (Приложение 2)

Группа 1.

Задание: Выявить причину быстрого проникновения молекул спирта через клеточные мембраны в кровь по сравнению с молекулами воды.

Для этого необходимо:

1. Вспомнить строение плазматической мембраны и транспорт веществ через мембрану. 

Группа 2.

Опыт. Растворимость этилового спирта в воде.

Цель: Изучить физические свойства этилового спирта.

Ход работы

В пробирку налить 1мл воды и столько же этилового спирта.

Что наблюдаете?

Сделать вывод о растворимости спирта в воде.

Наблюдение: этанол растворяется в воде.

Вывод: Между молекулами спирта и воды образуются водородные связи.

Группа 3.

Опыт. Этиловый спирт - растворитель жиров.

Цель: Выяснить растворяет ли этанол жиры.

Оборудование: дистиллированная вода, раствор этанола 96%, растительное масло, пипетка, штатив с пробирками.

Ход работы

В первую пробирку налейте 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола.

В каждую пробирку добавить 2-3 капли растительного масла.

Взболтайте содержимое пробирок и дайте постоять. Что наблюдаете?

Сделать вывод о растворимости спирта.

Наблюдения:

В первой пробирке  - масло не растворяется в воде, образуется эмульсия, с последующим быстрым разделением смеси на два слоя, т.к. масло легче воды.

Во второй пробирке – масло частично растворяется в спирте.

После встряхивания пробирки, происходит восстановление границ раздела этих жидкостей.

Растительное масло имеет большую плотность, чем этиловый спирт, оно находится в нижней части пробирки.

Вывод: т.к. спирт достаточно хорошо растворим в жирах скорость прохождения молекул спирта больше скорости прохождения воды, следовательно, всасывается этиловый спирт в кровь быстро.

 

Группа 4.

Опыт. Действие этилового спирта на белок.

Цель: Выяснить, как влияет спирт на структуру и свойства белка.

Оборудование: раствор этилового спирта 96%, раствор белка куриного яйца, молоко, штатив с пробирками, пипетка.

Ход работы

В 1 пробирку налить 1 мл раствора белка куриного яйца, во вторую пробирку – 1 мл молока.

В каждую пробирку добавить 1мл раствора этилового спирта.

Что наблюдаете?

Сделать вывод о влиянии этанола на молекулы белков.

Наблюдения:

В 1 пробирке образуется плотный белый осадок, спирт отнимает у белков воду.

Во второй пробирке образуется осадок в виде хлопьев.

Вывод: Под действием спирта происходит денатурация белка, т.е. необратимое разрушение структуры белка, в результате этого молекула утрачивает свои биологические свойства.

 

После работы групп обобщаем результаты:

- Отчёт работы групп

- Формулировка общего вывода:

1. Молекула этанола хорошо растворяется в воде, поэтому легко проникает практически во все ткани, оказывая  вредное действие на организм. 

2. Особенности этанола:

- Легко преодолевает биологические мембраны.

- Примерно через 1-1,5 часа достигает максимальной концентрации в крови.

- Разрушает белок - денатурация.

3. Легко и беспрепятственно преодолеть биологические мембраны молекулам этилового спирта позволяют:

- их малый размер;

-  слабая поляризация;

- образование водородных связей с молекулами воды;

-  хорошая растворимость в жирах.

- Физкультминутка

Учитель:

Особенно опасен алкоголь для подростков и молодых людей, потому что в организме, который ещё растёт интенсивно проходят процессы обмена веществ, а спирт участвует в этих процессах и вызывает физиологическую зависимость.

Поэтому молодые люди быстрее, чем взрослые, могут повредить своему здоровью, заболеть алкоголизмом и деградировать, как личности.

Приём «Мозговой штурм»  (Приложение 3)

Задание:

Предложить причины употребления подростками алкоголя.

И предложите, правила поведения, для того чтобы избежать ситуаций, приводящих к употреблению алкоголя, т.е. как не поддаться алкогольной зависимости.

Причина

    употребления

алкоголя

Пути решения проблемы

Физическое   бездействие

- Правильно организовать свой досуг (заниматься интересным делом, творчеством, иметь здоровые увлечения)

- Расширяйте свой кругозор, жить активной, интересной жизнью. Увлечённый чем-то человек не имеет потребности в алкоголе. Только ограниченные люди пытаются разнообразить свою жизнь с помощью выпивки.

Стресс

(проблема в школе, в семье, с друзьями)

-обратиться за помощью к психологу, авторитетному взрослому

-проговорить с друзьями

-позвонить по телефону доверия

Круглосуточный телефон доверия ДНР: (071) 438 89 42, (062) 277 55 89, (095) 657 59 62 (вайбер).

Снятие     жизненного напряжения

Занятия спортом

Любопытство

Желание казаться взрослее

Вспомнить о последствиях, которые наступают после употребления алкоголя

Общение или дружба со сверстниками, которые не пренебрегают спиртным

- Выбирать себе компанию, в которой "хорошие привычки", жить по принципу "Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты".

Настоящий друг не предложит употребить то, что лишает человека здоровья.

- Избегайте компаний, в которых любят алкогольные напитки.

- Никогда не поддавайтесь уговорам выпить (попробовать, пригубить «чуть-чуть»).

Попадание под влияние из-за слабого характера

- Научиться отказу от употребления алкоголя в вежливой форме, которая не обидит окружающих и друзей.

- Нужно осознать пагубность этой привычки и воспитывать у себя отрицательное отношение к ней.

Повысить авторитет среди сверстников

(самоутверждение)

Авторитет среди сверстников можно заработать и тем, что можно стать интересным собеседником, читать книги.

Достичь значительных успехов в спорте, в учёбе, стать знатоком молодёжной музыки, овладеть компьютером, достичь успехов в творчестве.

Наличие карманных денег

Контроль денежных средств со стороны родителей

 

Учитель:

Решение «пить или не пить» каждый принимает сам. Я знаю, что вы примете правильное решение.

V. Закрепление изученного материала.  

Приём «Сенкан» (поэтический пятистрочник)

1-я строкаодно слово- существительное: главное, о чём идёт речь в данной теме

2-я строка – два прилагательных: описывают изученное явление (представлено в первой строке)

3-я строка – три слова: глаголы или описание действия

4-я строка – четыре слова: фраза, которая  предусматривает личное отношение к теме

5-я строка – одно слово: синоним к существительному в 1-й строке

VI. Рефлексия

Упражнение "До и после".

Упражнение «До и после»

До

Утверждения

После

 

Алкоголь – пищевой продукт.

 

 

Малые дозы спирта безвредны.

 

 

Выпившие люди дружелюбны и общительны.

 

 

Пиво - безвредный напиток.

 

 

Алкоголь снимает стресс.

 

 

Алкоголь повышает работоспособность.

 

 

VII.        Подведение итогов.

VIII.    Домашнее задание:

- Выучить:§20, стр. 96-97.

- Выполните задание: Используя Интернет и дополнительную литературу, объясните понятие: «Азиатский ген».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предмет: Химия Класс: 10 – «А»

Предмет: Химия Класс: 10 – «А»

Сегодня мы продолжаем разговор о спиртах

Сегодня мы продолжаем разговор о спиртах

Сформировать личное отношение к данной проблеме

Сформировать личное отношение к данной проблеме

Многочисленные исторические исследования показывают, что пьянство было уже в первых общественных формациях – у древних китайцев, египтян, индусов, греков и других народов

Многочисленные исторические исследования показывают, что пьянство было уже в первых общественных формациях – у древних китайцев, египтян, индусов, греков и других народов

Используя предоставленные информационные материалы, в которых содержится материал о влиянии спирта на организм человека, проанализируйте данную информацию

Используя предоставленные информационные материалы, в которых содержится материал о влиянии спирта на организм человека, проанализируйте данную информацию

Опыт. Растворимость этилового спирта в воде

Опыт. Растворимость этилового спирта в воде

Группа 4. Опыт. Действие этилового спирта на белок

Группа 4. Опыт. Действие этилового спирта на белок

Физкультминутка Учитель: Особенно опасен алкоголь для подростков и молодых людей, потому что в организме, который ещё растёт интенсивно проходят процессы обмена веществ, а спирт участвует…

Физкультминутка Учитель: Особенно опасен алкоголь для подростков и молодых людей, потому что в организме, который ещё растёт интенсивно проходят процессы обмена веществ, а спирт участвует…

Снятие жизненного напряжения

Снятие жизненного напряжения

VI . Рефлексия Упражнение "До и после"

VI . Рефлексия Упражнение "До и после"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2024