Конструктор приёмов педагогической техники, формирующих УУД
Начало урока |
Объяснение нового материала |
Закрепление, отработка умений |
Повторение |
Контроль |
Домашнее задание |
Окончание урока |
Личностные УУД |
||||||
1.Фантастическая добавка (учитель находит такой угол зрения объяснения нового материала, при котором обыденное становится удивительным) 2.Привлекательная цель |
1.Удивляй! (в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания будет открыт по ходу урока) 2.Отсроченная отгадка. 3. Практичность теории
|
Если бы…(ученикам предлагается предположить, что могло бы произойти при других обстоятельствах, событий, явлений, эксперимента, опыта и т.д.) |
Метод вживания (посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри) (Н-р: «Путешествие кота Леопольда по мышечной ткани») |
1.Идеальный опрос (ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об это учителю).
2. Особое задание.
3.Резюме |
1.Творчество работает на будущее
2.Дай себе помочь (ученикам предлагается разработать качественный дидактический материал, который используется учителем на уроках) |
1.Эсссе. 2.Синквейн. 3.Свободное письмо (смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю). 4.Роль «психолог» |
Регулятивные УУД |
||||||
1.Игра в случайность. 2. Перепутанные логические цепочки. 3.Инструкции. 4. Светофор (при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя свою готовность к ответу) |
1.Лови ошибку. 2.Лист решения проблем (ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути её решения для достижения конечной цели). 3.Двухчастный дневник. 4. Дерево предсказаний. 5.Лабораторный журнал
|
1.Опорный конспект. 2.Верите ли вы, что… 3.Фишбоун (скелет рыбы) основой для выполнения работы по схеме является проблема. Её записывают в «голове» «фишбоуна», а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в «хвосте» |
1.Лучшая шпаргалка (учащиеся самостоятельно изготавливают удобные шпаргалки с основными понятиями, формулами, законами и т.д.). 2.Свои примеры.
|
1.Листы самоконтроля (ученик, сделав ошибку, может её обнаружить сам или с помощью дополнительной информации исправить её). 2.Листы самооценки. 3.Светофор. 4.Идеальный опрос. |
1.Три уровня домашнего задания (первый уровень – обязательный минимум. Второй уровень – тренировочный. Третий уровень – творческое задание).
2.Идеальное задание. |
1.Шесть шляп критического мышления. 2.Самоанализ (ученик, анализируя, осознает свои возможности, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности)
|
Познавательные УУД |
||||||
1.Простой опрос. 2.Да-нетка (учитель загадывает нечто (число, предмет, ученого и т.п.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами «да», «нет» 3.Ассоциация |
1. Дискуссия. 2. Мозговой штурм 3. Чтение с остановками. 4. Тетрадь открытий (альбом, книга в которой фиксируются записи учащихся, помогающие им продвигаться в изучаемом материале). 5. Необъяснимо, но факт. 6. НИЛ (научно-исследовательская лаборатория)
|
1.Фишбоум. 2. Инструкция. 3. Эстафета формул (на листе бумаги в столбик записаны формулы, в которых вместо какой-либо величины вырезан круг. Учащиеся вписывают в карточку недостающую величину) |
1.Ромашка Блума. 2. Пересечение тем. 3. Кластер (учащимся предлагается выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в определенном порядке, т.е. создать рисуночную модель). 4. Узнаем ученых. 5. Метод символического видения. |
1. «Толстые» и «тонкие» вопросы. 2.Блиц-контрольная (контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики) |
1. Мини-исследование (учащимся предлагается выполнить самостоятельный эксперимент в домашних условиях и оформить исследование соответствующим образом). 2.Задание массивом. 3.Необычная обычность. |
1.Опрос итог (в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например, «Что нового узнали?»). 2. Обсуждаем домашнее задание. |
Коммуникативные УУД |
||||||
1.Взаимопроверка (в ходе взаимопроверки учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий и правильность ответов, при этом они могут задавать друг другу вопросы по теме). 2.Да-нетка. 3.Простой опрос |
1.Прессконференция. 2.Метод ключевых слов. 3.Доклад. 4.Таблица аргументов (учитель приводит аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или учебника) |
1.Отсроченный ответ. 2.Дискуссия (коллективное обсуждение какого либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений) |
1. «Толстые» и «тонкие» вопросы. 2. Повторение с расширением (ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу). |
1.Опрос по цепочке (после решения задачи проверить и закрепить её понимание удобно с помощью развернутого комментария. Начинает один ученик, а продолжает другой, третий и т.д. 2.Опрос тройкой. 3. Показательный ответ. |
1.Стаья в научно-популярном журнале. 2.Доклад (учащиеся готовят небольшие сообщения на интересующую тему с обязательным ответом на вопросы одноклассников и учителя) |
Роль «Подводящий итоги» (по окончании урока один ученик подводит его итог, кратко и емко формулируя свои мысли) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.