Тема: «Культура общения»
Цели и задачи:
1) Развивать у детей стремление овладеть правильной, логически последовательной речью.
2) Формировать у учащихся навык культурного общения, представление о речи и её значении в жизни человека.
3) Создать условия для развития у учащихся творческих и умственных способностей, памяти.
Оборудование:
Реквизиты к сценке. «Вежливый Петрусь»; плакат со словами Л.Н. Толстого: «Человек, равнодушный к своему языку – дикарь...»; результаты анкетирования.
Ход мероприятия.
Воспитатель: С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей – мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам узнаёт близких и дорогих ему людей, спустя год или чуть больше он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Л.Л.Толстой говорил: (на доске). Человек, равнодушный к своему языку – дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому и настоящему отечества. Будем помнить наша речь как в зеркале отражается в речи наших детей.
Речь помогает не только узнавать новое, делиться мыслями, чувствами, но и влиять, воздействовать на людей, если надо, предупреждать учителя.
И очень верно сказал о значении и влиянии слова на человека. Слово – дело великое – Великое потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь же такого слова, которое разъединяет людей.
Друзья мои!
Внушайте людям веру! И чаще говорите: «Добрый день!» И следуйте хорошему примеру. Продляйте добрым словом жизнь людей!
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Но не только слово должно быть добрым, но и поступки человека такими, что бы за них не приходилось краснеть.
Дети: стих «Вежливый поступок».
Воспитатель: Мы хотим вам показать, как мальчик Петрусь мечтал стать вежливым. Но ворт что из этого получилось.
- Петя знал вежливые слова, но не умел их правильно применять. К сожалению не всегда человека можно назвать воспитанным, несмотря на безупречное знание хороших «волшебных» слов.
Дети: «Вежлив Витя или нет?»
Ваши дети, уважаемые родители помогут нам в этом споре разобраться. Кстати сказать, мы отвечали на вопрос: «Что значит быть вежливым человеком?» Ответы были таковы: Распределили на две категории: Каким нельзя быть и каким – может быть. Что можно и нельзя. Нельзя драться, бегать по дому и в школе по коридору, кричать и огорчать родителей, нельзя обижать друзей, маленьких, нельзя играть с мячом на дорогах и нельзя сбивать учительницу!
Можно! Нужно быть добрым; помогать в беде другому, нужно девочек пропускать а перёд. Говорить «добрые» слова. А что бы все уважали и любили, надо помогать старым, пожилым людям, говорить всегда спокойным голосом.
Ну, а теперь пример, когда «волшебное» слово помогло нам.
Дети: Стих «Ваза».
Формы нашего поведения в быту на местах, в дружеском кругу составляет этикет. Французское слово – «этикет» означает правила поведения какой-либо церемонии. Со временем значение этого слова расширилось, и под этикетом стали понимать определённый порядок поведения, формы обхождения между людьми. Чтобы правильно воспитать своих детей, родителям необходимо ясно представлять себе содержание сложного качества личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура повседневной жизни.
В основе культуры общения лежит доброе отношение к людям. Она включает в себя тактичность, деликатность, вежливость, умение следовать приличиям, т.е. использовать принятие в обществе приветствия, обращение к людям, формулы благодарности, извинений, оказание услуг старшим, женщине и т.д.
Культуре общения помогают простые правила, которые необходимо соблюдать.
1. Не говорите о человеке плохо в его отсутствии.
2. В разговоре неприлично выпячивать своё «я».
3. Не грубостью на грубость...
Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения между людьми. Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям.
Мы провели с родителями анкетирование по следующим вопросам:
1. Проявляет ли ваш ребёнок заботу о вас, других людях? Из 8 отвечающих все ответили положительно. Дети заботятся о своих родителях, о других людях. Большинство детей помогают по дому, при необходимости принесут лекарства больному и т.д.
2. Умеет ли ваш ребёнок словами выражать сочувствие, сопереживание. Большинство ребят умеют успокоить словом, пожалеть. Очень интересный случай был описан, когда ребёнок отобрал мышку у кошки, ссылаясь на то, что мышке больно. Но бывает что дети замыкаются а себе. Но это, конечно, зависит от характера.
3. В каких поступках проявляется активность ребёнка в оказании помощи кому-либо. Дети помогают своим младшим братьям, сёстрам, бабушкам, уступают место старшим.
4. На вопрос «Употребляют ли дети добрые «волшебные» слова?» - ответили положительно все. Это очень отрадно! Используют эти слова в разных ситуациях, при просьбе, как благодарность, при приветствии и т.д.
Первые слова, которыми мы начинаем день – это «здравствуйте», «доброе утро». Произнося эти слова, мы желаем нашим близким и знакомым здоровья, хотим, чтобы весь
день у них был светлым и радостным.
Запомните, что «здравствуйте» может быть произнесено на 40 ладов. Давайте попробуем, а сколько владеем мы!»?
Какими только приветствиями не пользуются люди! «Салют»! «Чао»! «Привет»! И, представляю ваше удивление, «ели вы сегодня» или «здоров ли ваш скот»? А это тоже приветствия. Именно такими фразами обменивались жители Древнего Китая, Монголии, Египта. В самом деле, основу жизни монгола-кочевника составляло стадо. Здоровы животные – хватает еды – все благополучно в семье. Вот такая взаимосвязь. А вот жителей Африки изобрело приветствия на все случаи жизни: работающему, уставшему, путешественнику, чужестранцу. Есть особые приветствия для сидящего, стоящего, лежащего, счастливого, несчастного и т.д.. Движения, жесты, которыми обменивались люди разных стран в момент приветствия ещё разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу. Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Да и сейчас. Посмотрим вокруг: вот прошли военные – отдали честь; двое мужчин пожали друг другу руки.
Женщины, встретившись, обнимаются... По разному люди отмечают самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И все-таки общее тут есть. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности. Ведь в поклоне, в которых словах привета заключено очень большое и важное содержание: Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен! Знай, я тебя уважаю и хочу, что бы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего доброго: здоровья, мира, веселья, счастья:
Давайте восклицать!
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться!
Давайте говорить
Друг другу комплементы
Ведь это все любви
Счастливые моменты.
И закончим мы нашу встречу стихами:
Где красота, там доброта
Их разлучить ничто не может
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым
И если хочешь быть красивым
Ты добротою поделись.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.