Беседа с учащимися «О культурном поведении в общественных местах»,
Ребята, а вы знаете что такое - культура поведения человека.
Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении
многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение
людей, сделать его более организованным, приятным и красивым.
Нередко о воспитании человека судят лишь по его манерам. Но не одни лишь
внешние атрибуты воспитанности отличают культурного человека.
Правила поведения в школе.
Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка:
Правила поведения на улице.
На улице необходимо соблюдать общепринятые правила поведения. Всякий раз, выходя из дома, окиньте себя взглядом - не нужно ли почистить одежду, обувь. Как бы мы не спешили, не летим, расталкивая толпу, но и не плетемся еле-еле, заставляя прохожих обходить нас. Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать к себе внимание прохожих: громко не разговаривает и не хохочет, избегает недоразумений, не вступает в случайную перепалку. Отвратительная привычка плевать, бросать шелуху от семечек и другой мусор на тротуар.
По возможности пешеходы должны избегать движения против общего потока. Уступайте дорогу встречному прохожему и обходите его с правой стороны. Если вы заметили, что кто-то торопится, отойдите в сторону. Даже в очень многолюдном месте не толкаются, а просят разрешения пройти. Если дорога узкая и плохая, то в случае необходимости мужчина сходит с тротуара на мостовую. В узких, тесных проходах, а также у лестниц и дверей следует подождать до тех пор, пока не пройдут те, кому по праву положено проходить первым.
Раскрытый зонтик несут над головой так, чтобы вода не стекала на прохожих. При встрече с другими пешеходами зонт поднимают или наклоняют в сторону.
Встретив знакомого и заговорив с ним, не стойте посредине тротуара, отойдите в сторону, чтобы не мешать другим прохожим.
Правила поведения в общественном транспорте.
При входе в общественный транспорт пропустите вперед людей , имеющих проблемы со здоровьем, детей, пожилых людей и женщин. В случае необходимости окажите им помощь. Если для входа и выхода используют одну дверь, то сначала дают возможность людям выйти.
В транспорте не останавливайтесь у дверей, а проходите вперед, освобождая место другим пассажирам. Нельзя разваливаться на сидении и занимать его полностью, если оно рассчитано на двоих. Сумки на сидение можно ставить только в том случае, если никто не стоит и есть свободные места. Если свободных мест нет, то уступают свое место престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми.
В городском транспорте не едят и не курят. Не входят с
мороженым в руках. В нем не стряхивают снег или дождевые капли с одежды.
Проездные билеты и мусор не бросают на пол. Чихая и кашляя, пользуются носовым
платком. Не приводят в порядок свою внешность, не чистят ногти, не ковыряют в
зубах. Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами сидения и
одежду других пассажиров.
Стараемся стоять устойчиво, не особенно налегая на других пассажиров при
толчке или повороте. Держась за поручни, следим, чтобы наши локти не задевали
соседа, рука не маячила у него перед самым лицом. Если видим, что наше
продвижение к выходу стеснит кого-либо, просим разрешения пройти,
осведомляемся, не выходит ли человек на такой-то остановке. Если получаем
ответ, что выходит, останавливаемся и спокойно ждем.
Правила поведения в магазине.
Мы каждый день заходим в магазины за покупками. Соблюдение
здесь обоюдной вежливости - залог порядка и добрых отношений продавцов и покупателей.
Кто должен уступить дорогу в дверях магазина? Входящий. Он дает
возможность выйти из помещения, а затем только входит сам, конечно придерживая
при этом двери, чтобы не ушибить следующих за ним людей. К продавцу обращайтесь
вежливо, не перебивайте его разговор с предыдущим покупателем.
Если вы пришли в магазин, чтобы посмотреть, нет ли в продаже
нужных товаров, и у вас нес с собой нужных денег не стоит примерять вещи,
которые вы не собираетесь покупать. Лучше расспросить продавца обо всем, что
вас интересует, а не заставлять его заниматься бессмысленной работой, да и
самому понапрасну не тратить время.
Если вы хотели что-то купить, но не смогли подобрать ничего подходящего, не
стесняйтесь сказать об этом продавцу и поблагодарить его за внимание.
Некрасиво стремиться приобрести что-либо без очереди. Такие попытки неизбежно встретят справедливое возмущение окружающих.
Правила поведения в театре, на концерте, в музее и на выставке.
При посещении театра, концерта старайтесь не шуметь, не занимать оба подлокотника кресел, не опираться руками или ногами на стоящие впереди кресла. Лучше всего не опаздывать на спектакль, концерт, но если это случилось, пройдите на балкон или сядьте на ближайшее свободное место. Свое место вы найдете в перерыве. Программы и бинокли держат на коленях. Неприлично в антракте разглядывать окружающих в бинокль. Разговаривать (даже шепотом) во время сеанса, кино или театрального представления не разрешается, тем более нельзя громко комментировать происходящее на сцене. Если вам спектакль или кино не нравится, сидите молча, а в подходящий момент (в перерыве между сценами, выходами артистов) покиньте зал. В кинозале мужчины и женщины снимают высокие головные уборы, чтобы не мешать сидящим за ними зрителям видеть экран. Постарайтесь не елозить на стуле, не кашлять и не чихать. Если вы больны, например, гриппом, посещать общественные места категорически воспрещается.
Соблюдайте определенные правила поведения в музеях и на
выставках. При передвижении по залу старайтесь не мешать окружающим
концентрировать свое внимание и наслаждаться произведениями искусства. Для
этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей
спиной картины, не разговаривайте громко. И конечно, нельзя трогать экспонаты
руками. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те
экспонаты, которые вам интересны. Бессмысленно быстро пробежать по всем залам,
не выделив отдельных картин какого-то художника.
Если вы осматриваете залы в сопровождении экскурсовода, то слушайте его
объяснения молча, не придвигаясь к нему слишком близко, чтобы не мешать
остальным. Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ
окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с
соседями.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек
не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не
мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что
выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к
своему прошлому.
Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного
отношения к другим.
Культура общения.
Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения – это результат воспитания в самом широком смысле слова. Безусловно, человека необходимо научить общению, дать ему знание различных значений, в которых выражены различные смыслы взаимоотношений, научить адекватным реакциям на поступки и действия окружающих, помочь ему усвоить принятую в данной социальной среде модель поведения.
Внимание к характеру человеческих взаимоотношений свидетельствует о подлинно гуманистической природе общества. Весь этикет, все правила общения должны быть пронизаны глубоким гуманистическим содержанием.
Гуманизм – это идеологическая основа всех частных рекомендаций по организации и построению межличностных взаимоотношений. Главный его лозунг: человек человеку – друг. В эмоциональных конфликтах людей особенно важна способность к предвидению того, как отзовется на твое отношение собеседник.
Вежливость воспринимается как настоящий талант общения. Культура общения помимо таких черт характера, как уважение к людям, доброжелательность и терпимость предполагает развитие вежливости и тактичности. Вежливость – это черта характера, основное содержание которой составляют соблюдение определенных правил поведения в различных ситуациях человеческого общения. Тактичность предполагает не только знание соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми.
Мера необходима и в проявлении интереса к другому. Например, не рекомендуется в беседах задавать партнеру вопросы, касающиеся его интимной жизни, или неумеренным вниманием подчеркивать особенности другого человека: необычный рост, дефект телосложения, броскость туалета.
Существенная сторона культурного общения – это умение непредвзято вступать в общение с другими людьми, не навязывая своих вкусов и привычек. Большое значение в культуре общения имеет наличие такого качества, как деликатность, которое достаточно глубже, чем воспитанность.
Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них отдельные специфические умения и навыки общения. Это способность человека изменять свои первые впечатления о партнере при знакомстве с ним. Первое впечатление складывается на основе внешности партнера. Соответственно, внешность – физический облик, манера поведения, одежда и специфические обороты речи—существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему.
. Всегда надо помнить, что правила ведения беседы это тоже культура общения. Люди не всегда задумываются над тем, насколько совершенна их словесная форма общения. Не все обладают даром умения вести беседу, но никто не должен быть безразличен к тому, как следует обращаться со словом.
В настоящее время люди часто не придают должного значения коммуникативной стороне общения.
Слово, произнесенное вслух, во все времена было главным средством общения и воздействия на людей. Именно через речь коллеги по работе узнают нас, судят об уровне нашей профессиональной компетентности, интеллекта и культуры. Несомненно, что культура деловой беседы является показателем культурного уровня личности, ее способности к общению. При этом речевые недостатки могут создать неправильное представление о профессиональных качествах человека.
Жизнь современного поколения несет на себе печать нового быта, новых условий общения. Обилие случайных контактов приучает человека не обращать особого внимания на проходящих мимо него людей. Но не таятся ли в этом столь естественном психологическом барьере, который мы воздвигаем вокруг себя, опасность равнодушия, отгораживающего нас от чужого страдания.
Из массовой печати, из различных медицинских рекомендаций мы получаем много полезных советов, как обрести покой в сложных условиях городской жизни. Нам советуют не волноваться из-за пустяковых конфликтов на улице, в транспорте; заниматься аутотренингом, глубоко дышать, прежде чем отреагировать на оскорбление и т.д. Безусловно, эти рекомендации разумны и полезны для здоровья того, кто им следует. Но вряд ли нужно умалять значение воспитание активной гражданской заинтересованности в ближнем, которая должна проявляться и в повседневной практике общения.
Для общающихся важно не только не заметить оплошность человека, который вас обслуживает, но и не забыть его поблагодарить за старание, радушие и быстроту. Воспитание умения быть благодарным, способность находить деликатные и уместные формы его выражения ведут к умножению ценности общения, делая его более полноценным.
Все большее использование технических средств, лаконизм отношений, свойственные нашему времени, а также нехватка времени -- все это дает основание для тревоги об утрате «роскоши человеческого общения». Человек проходит личные стадии включения в многообразные системы общественных связей. В общении с близкими, в учении и в труде он постепенно усваивает принятые там нормы и правила поведения.
Большой след оставляют в жизни человека эталоны и принципы общения, усвоенные в детстве и юности, ставшие привычными, приобретшие характер « второй натуры». Практический опыт показывает, что непосредственное общение людей, личные контакты в различных сферах жизни являются очень важной стороной социального бытия. Отношение людей к действительности, настроение, самочувствие, работоспособность в большой степени зависят от того, как ведут себя окружающие, какая система общения с ними является для нас привычной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.