Методическая разработка культурной практики для детей средней группы
по сюжетно-ролевой игре «Семья».
(Образовательная область «Познавательное развитие»).
Чентолой Людмила Никитична
Центр развития ребенка «Гармония» г. Бендеры
Воспитатель,
Высшая квалификационная категория.
Цель: побуждать детей творчески воспроизводить быт семьи.
Задачи.
- Обучающие. Учить переносить в игру знания быте семьи, о членах семьи, об обязанностях по дому каждого члена семьи и их взаимоотношениях;
- Развивающие. Формировать умения: брать на себя роль, выполнять игровые действия согласно принятой роли, творчески развивать сюжет игры, налаживать положительные взаимоотношения с партнерами по игре;
- Воспитательные. Воспитывать интерес к сюжетно-ролевой игре «Семья».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие»,
«Социально-нравственное развитие».
Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
Игровой материал (предусматривает вариативность и индивидуализацию интересов детей): куклы, мебель, посуда; халаты для доктора и медсестры, передники-фартуки для продавца и парикмахера; строительный материал; медицинские инструменты, рабочие инструменты для парикмахера, для продавца и для водителя; предметы-заместители.
Подготовка к игре: рассматривание иллюстраций и фото «Моя семья»; беседы о членах семьи и их обязанностях по дому; особенностях их поведения и образа жизни; обсуждение ситуаций о взаимоотношениях членов семьи; чтение художественной литературы по теме; рассматривание атрибутов к игре и определение их назначения или возможного использования; изготовление атрибутов к игре в процессе продуктивной деятельности (товары для магазина).
Игровые роли: мама, папа, младенец, сестра, брат, бабушка, дедушка, шофер.
Руководство игрой. В процессе мотивации стараюсь всех детей вовлечь в игру и создать интерес к игровой деятельности. Во время проведения предварительной беседы предлагаю детям по взаимному договору брать на себя роль. Во время игры постоянно наблюдаю и напоминаю о проявлении друг к другу доброжелательных отношений; прошу, по необходимости, о взаимопомощи у детей; согласно возрастным возможностям расширяю содержание игры, уточняю игровые действия и содержание выполняемых ролей; применяю наводящие вопросы, советы, рекомендации, использую игровые проблемные ситуации. Предлагаю свободное размещение и перемещение детей во время игры. Принимаю активное участие непосредственно в игре (в роли бабушки). По окончании игры провожу обсуждение игры (рефлексию), выслушиваю мнения детей, их пожелания, отмечаю дружные действия детей и положительные взаимоотношения её участников.
Логика образовательной деятельности.
|
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемый результат |
|
1 |
Приглашение детей к совместной игровой деятельности. |
Игра-приветствие. |
Заинтересованность детей предстоящей деятельностью. |
|
2 |
Предлагает отгадать загадки авторов ПМР. |
Отгадывают загадок о профессиях. |
Напоминание о некоторых профессиях взрослых. |
|
3 |
Создает проблемную ситуацию (бабушке нужна помощь по дому). |
Принимают предложение. |
Вовлечение в игровую ситуацию. |
|
4 |
Предлагает распределить роли. |
Выбирают и распределяют роли. |
Распределение и выбор ролей по желанию детей.. |
|
5 |
Предлагает определить содержание ролей. |
Определяются в содержании ролей. |
Выбор правильных ответов. |
|
6 |
Предлагает обговорить необходимые для каждой роли атрибуты и рабочие инструменты. |
Предлагают свои варианты. |
Выбор правильных ответов.отве |
|
7 |
Предлагает, при отсутствие какого-либо инструмента, пользоваться предметами-заместителями из «Волшебного ящика». |
Рассуждают о возможных вариантах. |
Выбор возможных предметов- заместителей.. |
|
8 |
Предлагает в игре быть отзывчивыми и всегда помогать друг другу. |
Игра «Давайте помогать друг другу». |
Уточнение правильных положительных отношений в игре. |
|
9 |
Предлагает разыграть определенные сюжеты. |
Игра «Превращение». |
Выполнение упражнений по эмпатии (творчество). |
|
10 |
Предлагает окончание игры. |
Соглашаются. |
Выполнение завершающих действий в своей роли. |
|
11 |
Рефлексия. Предлагает ответить на итоговые вопросы. |
Отвечают на вопросы. |
Подведение итогов. Нравственная оценка. |
Ход.
Мотивация. Педагог создает проблемную ситуацию (бабушке нужна помощь по дому.).
Распределение ролей, развитие сюжета.
Педагог в роли бабушки начинает игру.
Разыгрываются сюжеты: «Утро в семье», «Детский сад», «Шофер», «Маленькая помощница», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Вечер в семье. Чаепитие с соседями»
Рефлексия.
Игровые действия.
|
РОЛЬ |
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
ВЗАИМООТНО-ШЕНИЯ |
|
БАБУШКА |
Руководит всем процессом игры. Будит дочку и отправляет её на работу (в «детский сад»); будит папу и внучку, собирает и провожает их в детский сад и на работу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; навещает соседку, предлагает ей помощь, даёт советы; идёт на «стройку» - относит папам «обед»; идёт в детский сад (заплатить за детский сад); заглядывает в «группу», спрашивает у воспитателя о поведении детей; отправляется домой, готовит обед, печёт пирог; встречает с работы папу, маму и внучку с детского сада; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками, даёт советы, общается. разрешает конфликтные ситуации. |
Взаимовежливы и внимательны, в общении: здороваются, прощаются, пользуются «волшебными словами», внимательно выслушивают, не перебивают, по необходимости уступают. Соблюдают правила поведения в общественных местах. Бережно относятся к каждому партнеру по игре и его продуктам и результатам деятельности. |
|
МАМА |
Домохозяйка. Собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать. Воспитатель.Собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т.д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать. |
|
|
ПАПА |
Строитель. Собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается. Водитель. Собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать. Ходит на базар за продуктами или в магазин. |
|
|
ДОЧКА |
Помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой(младенцем), общается. |
|
|
СЫН |
Встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют, шалят; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать. |
|
|
ДОКТОР |
Оказывает медицинскую помощь |
|
|
МЕДСЕСТРА |
Работает с карточками; делает записи о проведенной медицинской работе и назначениях; помогает врачу; выполняет назначения врача. |
|
|
ПРОДАВЕЦ |
Продает товар. |
|
|
ПАРИКМАХЕР |
Стрижет, делает прически. |
|
|
СОСЕДИ |
Приходят в гости, пьют чай. В беседе с членами семьи задают интересующие их вопросы( о делах, о здоровьи). |
|
|
Работники д\с.
|
|
|
|
|
|
Ход игры (содержание).
Мотивация.
Рефлексия: В какую игру сегодня играли? Выполнили ли мы свою цель? Каких гостей мы сегодня принимали в заповеднике? С чем знакомили наших гостей? Что положительного или отрицательного в поведении охотников в заповеднике? Интересно ли вам было? Что нового узнали? Кому легко было выполнять свою роль? Для кого роль была сложной? Какую роль бы вы хотели выполнить в следующий раз в этой игре? С какой ролью вы бы хотели еще ближе познакомиться?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.