Методическая разработка культурной практики по сюжетно -ролевой игре "СЕМЬЯ" для детей среднего дошкольного возраста

  • Документация
  • docx
  • 23.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал предназначен для воспитателей ОДО.
Иконка файла материала Методическая разработка КП для детей средней группы по сюжетно- ролевой игре СЕМЬЯ.docx

Методическая разработка культурной практики  для детей средней группы

по  сюжетно-ролевой игре  «Семья».            

  (Образовательная область «Познавательное развитие»).

     Чентолой Людмила Никитична

                                  Центр развития ребенка «Гармония» г. Бендеры

                                         Воспитатель,

                Высшая квалификационная категория.

Цель: побуждать детей творчески воспроизводить быт семьи.

Задачи.

 - Обучающие. Учить переносить в игру знания быте семьи,  о членах семьи, об обязанностях по дому каждого члена семьи и их взаимоотношениях;

 - Развивающие. Формировать умения: брать на себя роль, выполнять игровые действия согласно принятой роли, творчески развивать сюжет игры, налаживать  положительные взаимоотношения с партнерами по игре;

- Воспитательные. Воспитывать интерес к сюжетно-ролевой игре «Семья».

Интеграция  образовательных областей:

 «Познавательное развитие»,

 «Художественно-эстетическое развитие»,

 «Физическое развитие»,

«Социально-нравственное развитие».

Формы  организации совместной деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

 Игровой материал (предусматривает вариативность и индивидуализацию интересов детей):  куклы, мебель, посуда;  халаты для доктора и медсестры, передники-фартуки для продавца и парикмахера; строительный материал; медицинские инструменты, рабочие инструменты для парикмахера, для продавца и для водителя; предметы-заместители.

 

      Подготовка  к  игре: рассматривание иллюстраций и фото «Моя семья»; беседы о членах семьи и их обязанностях по дому; особенностях их поведения и образа жизни; обсуждение ситуаций о  взаимоотношениях членов семьи; чтение художественной литературы по теме;  рассматривание  атрибутов к игре и определение их назначения или возможного использования; изготовление атрибутов к игре в процессе продуктивной деятельности (товары для магазина).

       Игровые роли: мама, папа,  младенец, сестра, брат, бабушка, дедушка, шофер.

      Руководство игрой. В процессе мотивации стараюсь всех детей вовлечь в игру и создать  интерес к  игровой деятельности.  Во время проведения предварительной  беседы предлагаю детям  по  взаимному договору  брать  на себя роль. Во время игры постоянно наблюдаю и напоминаю о проявлении друг к другу доброжелательных отношений;  прошу, по необходимости,  о взаимопомощи у детей;  согласно возрастным возможностям  расширяю содержание игры, уточняю игровые действия и содержание выполняемых ролей;  применяю наводящие вопросы, советы, рекомендации, использую  игровые проблемные ситуации. Предлагаю свободное размещение и перемещение детей  во время игры.  Принимаю активное  участие непосредственно  в игре (в роли бабушки).  По окончании игры провожу обсуждение игры (рефлексию), выслушиваю мнения детей,  их пожелания, отмечаю дружные действия детей и положительные взаимоотношения её участников.

                                                       

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1

Приглашение детей к совместной игровой деятельности.

Игра-приветствие.

Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.

2

Предлагает отгадать загадки авторов ПМР.

Отгадывают загадок о профессиях.

Напоминание о некоторых профессиях взрослых.

3

Создает проблемную ситуацию (бабушке нужна помощь по дому).

Принимают предложение.

Вовлечение в игровую ситуацию. 

4

Предлагает распределить роли.

Выбирают и распределяют роли.

Распределение и выбор ролей по желанию детей..

5

Предлагает  определить содержание ролей.

 Определяются в содержании ролей.

Выбор правильных ответов.

6

Предлагает обговорить необходимые для каждой роли атрибуты и рабочие инструменты.

Предлагают свои варианты.

Выбор правильных ответов.отве

7

Предлагает, при отсутствие какого-либо инструмента, пользоваться предметами-заместителями из «Волшебного ящика».

Рассуждают о возможных вариантах.

Выбор возможных предметов- заместителей..

8

Предлагает  в игре быть отзывчивыми и всегда помогать друг другу.

Игра «Давайте помогать друг другу».

Уточнение  правильных положительных отношений  в игре.

9

Предлагает разыграть определенные сюжеты.

 Игра «Превращение».    

Выполнение упражнений по эмпатии (творчество).                                                                              

10

Предлагает  окончание игры. 

Соглашаются.

Выполнение завершающих действий в своей роли.

11

Рефлексия. Предлагает ответить на  итоговые вопросы.

Отвечают на вопросы.

Подведение итогов. Нравственная оценка.

Ход.

Мотивация. Педагог создает проблемную ситуацию (бабушке нужна помощь по дому.).

Распределение ролей, развитие сюжета.

Педагог в роли бабушки начинает игру.

Разыгрываются сюжеты: «Утро в семье», «Детский сад», «Шофер», «Маленькая помощница», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Вечер в семье. Чаепитие с соседями»

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Игровые действия.

РОЛЬ

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ВЗАИМООТНО-ШЕНИЯ

 

БАБУШКА

Руководит всем процессом игры. Будит дочку и отправляет её на работу (в «детский сад»); будит папу и внучку, собирает и провожает их в детский сад и на работу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; навещает соседку, предлагает ей помощь, даёт советы; идёт на «стройку» - относит папам «обед»; идёт в детский сад (заплатить за детский сад); заглядывает в «группу», спрашивает у воспитателя о поведении детей; отправляется домой, готовит обед, печёт пирог; встречает с работы папу, маму и внучку с детского сада; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками, даёт советы, общается. разрешает конфликтные ситуации.

Взаимовежливы и внимательны, в  общении: здороваются, прощаются, пользуются «волшебными словами», внимательно выслушивают, не перебивают, по необходимости уступают. Соблюдают правила поведения в общественных местах. Бережно относятся к каждому партнеру по игре и его  продуктам и результатам деятельности.

 

 МАМА

Домохозяйка. Собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать. Воспитатель.Собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т.д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать.

 

ПАПА

Строитель. Собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается.

Водитель. Собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать.

Ходит на базар за продуктами или в магазин.

 

ДОЧКА

Помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой(младенцем), общается.

 

СЫН

Встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют, шалят; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.

 

ДОКТОР

Оказывает медицинскую помощь

 

МЕДСЕСТРА

Работает с карточками; делает записи о проведенной медицинской работе и назначениях; помогает врачу;  выполняет назначения врача.

 

ПРОДАВЕЦ

Продает товар.

 

ПАРИКМАХЕР

Стрижет, делает прически.

 

СОСЕДИ

Приходят в гости, пьют чай. В беседе с членами  семьи задают интересующие их вопросы( о делах, о здоровьи).

 

Работники д\с.

 

 

 

 

 

 

                                                    Ход игры (содержание).

Мотивация.  

 

 

Рефлексия: В какую игру сегодня играли? Выполнили ли мы свою цель? Каких гостей мы сегодня принимали в заповеднике? С чем знакомили наших гостей? Что положительного или отрицательного в поведении охотников в заповеднике?  Интересно ли вам было? Что нового узнали? Кому легко было выполнять свою роль? Для кого роль была сложной? Какую роль бы вы хотели выполнить в следующий раз в этой игре? С какой ролью вы бы хотели еще ближе познакомиться?