МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора по ОД ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________20__г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Джежелий А.А.
«______»______20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Литературная гостиная «Прекрасная должность - быть на Земле Человеком», посвященная 155 - летию со дня рождения Максима Горького
Подготовила: Абдулманафова Г.С.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
Лянтор, 2023г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………..…...3
2. Основная часть…………………………………………………………………..4
3. Заключение……………………………………………………………………..11
4. Список литературы ..…………………………..………………………...…….12
1. ВВЕДЕНИЕ
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей и обучающихся, при изучении темы «Сведения из жизни А.М. Горького». В ней рассматриваются биография и произведения писателя.
Методическая разработка включает в себя следующий подробный сценарий литературной гостиной: введение, основную часть, заключение и список литературы.
Актуальность конкурса чтецов: актуальность заключается в том, что изучая творческое наследие Максима Горького, узнаем гениальность, сложность и противоречивость взглядов писателя, которые позволяют соотнести жизненные ценности писателя с ценностями обучающегося.
Цели литературной гостиной:
1. Образовательные: расширить знания обучающихся о жизни и творчестве А.М. Горького.
2. Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению творчества писателя; развивать навыки выразительного чтения; развивать умение слушать художественное чтение, оценивать выступления своих ровесников; расширять кругозор и творческие способности обучающихся.
3. Воспитательные: воспитание нравственных и коммуникативных качеств.
Оборудование: компьютер, учебно-научный фильм о Горьком «Быть на земле человеком»
Оформление: портрет писателя, высказывание: «Прекрасная должность - быть на Земле Человеком»; столики, накрытые для чаепития, самовар.
Задачи литературной гостиной: выявлять и поощрять талантливых обучающихся, предоставлять им возможность для самовыражения; создать условия для формирования навыков осознанной творческой деятельности обучающихся; прививать интерес к русской литературе, любовь к родине; воспитывать бережное отношение к слову автора, эстетический вкус обучающихся, нравственные и художественные ценности.
Практическая деятельность включает в себя следующие вопросы:
1. Знакомство с биографией А.М. Горького.
2. Изучение специальной литературы, выход в Интернет.
Участники - обучающиеся 1 курса
Дата: 28.03.2023
2. Основная часть
Основная часть содержит описание практической деятельности, направленной на знакомство поэтического наследия Алексея Максимовича Горького.
Звучит музыка Шостаковича, 1-й слайд презентации, обучающаяся группы 4ТОРД21 Насырова Диана читает стихотворение А.М. Горького «Не браните вы музу мою...»
Не браните вы музу мою,
Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
А грядущему гимны пою.
В незатейливой песне моей
Я пою о стремлении к свету,
Отнеситесь по–дружески к ней
И ко мне, самоучке–поэту.
Пусть порой моя песнь прозвучит
Тихой грустью, тоскою глубокой;
Может быть, вашу душу смягчит
Стон и ропот души одинокой.
Не встречайте же музу мою
Невнимательно и безучастно;
В этой жизни, больной и несчастной,
Я грядущему гимны пою.
Ведущий 1. КОРОЛЁВ
ГЛЕБ, обучающийся группы 4ИС21
Здравствуйте, дорогие преподаватели,
ребята, гости!
Ведущая 2. ВАСИЛЬЕВА АНГЕЛИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Добрый день мы говорим всем, кто посетил нашу литературную гостиную.
Ведущий 1. КОРОЛЁВ ГЛЕБ, обучающийся группы 4ИС21
28 марта 2023 года исполняется 155 лет со дня рождения Алексея Максимовича Горького.
Ведущая 2. ВАСИЛЬЕВА АНГЕЛИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный преемник традиций великой русской литературы.
Ведущий 3. АГУ АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС21
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Родился Алексей Пешков 28 марта 1868 года в небольшом городишке Канавино Нижегородской губернии. Отец мальчика – Максим Пешков, трудился столяром, потом занимал должность управляющего в пароходной конторе. Умер от холеры, которой заразился от сына. Алексею было 4, когда он заболел, отец выхаживал его, заболел сам и вскоре умер. Алеша почти не помнил своего папу, но по рассказам родных знал о нем многое и чтил его память. Когда он брал себе псевдоним, то назвался Максимом в честь отца (слайд 2)
Ведущая 4. ЧЕЛОМИН НИКИТА, обучающийся группы 4ТОРД21
Маму Алеши звали Варвара Каширина, она была родом из мещан. После смерти мужа еще раз вышла замуж, но вскоре сгорела от чахотки. Дед по отцовской линии – Савватий Пешков имел чин офицера, но за жестокое обращение с солдатами его разжаловали и отправили в Сибирь. Он был настолько жестким человеком, что даже сын Максим сбегал из дома пять раз, а в 17 покинул родные стены навсегда.
Ведущий 5. МАДРАХИМОВ ФАХРЕТДИН, обучающийся группы 4ТОРД21
После смерти родителей Алеша остался круглым сиротой, и его детство прошло у деда и бабки по материнской линии. С 11-летнего возраста он уже постигал свои жизненные университеты. Его трудовая биография началась с посыльного при магазине, потом он устроился на пароход буфетчиком, затем служил в помощниках у пекаря и иконописца. Эти годы он потом красочно описал в произведениях «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Ведущая 6. ЗЕМЧИХИНА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4РЭ21
Алексей Пешков пытался поступить в Казанский университет, но из этой затеи ничего не вышло. Потом его арестовали за участие в марксистском кружке. Немного времени Пешков работал на железной дороге в качестве сторожа. Когда ему исполнилось 23, он отправился в пешее путешествие по России, и ему удалось дошагать до Кавказа. На протяжении всего пути будущий писатель старается записать все, что он видит вокруг, а также свои мысли и чувства, которые потом отразятся в его творчестве. Он начинает понемногу писать и его рассказы издают (слайд 3)
Ведущий 7. ПЕНЗИН АРТЁМ, обучающийся группы 4РЭ22
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.
Ведущая 8. ВЕЛИКАНОВ НИКИТА, обучающийся группы 4ИС22
В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма Иоганн Вольфганг фон Гёте (немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель) до позитивизма Жан Мари Гюйо (французский философ, поэт), романтизма Джона Рёскина (английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт) и пессимизма Артура Шопенгауэра (немецкий философ) (слайд 4)
Ведущий 9. ЗАБОЕВА ДАРЬЯ обучающаяся группы 4АТП21
Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и парадоксальным образом породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие (протест против Бога) черты.
Ведущая 10. ЛУЧКИН ДАНИИЛ, обучающийся группы 4ТЭО21
РАННИЙ ГОРЬКИЙ (1892 - 1905).
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А.М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" соединяют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 году в Тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра". (слайд 5)
Ведущий 1. КОРОЛЁВ ГЛЕБ, обучающийся группы 4ИС21
В 1895 году, благодаря помощи В.Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 году в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 году появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев".(слайд 6)
Ведущая 2. ВАСИЛЬЕВА АНГЕЛИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Льва Толстого. С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. (слайд 7)
Ведущий 3. АГУ АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС21
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 году Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 году вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И. Лениным. (слайд 8)
Ведущая 4. ЧЕЛОМИН НИКИТА, обучающийся группы 4ТОРД21
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 году встал во главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал выпускать "Сборники товарищества "Знание", где печатались И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн. Вершина раннего творчества, пьеса "На дне", в огромной степени обязана своей славой постановке К.С. Станиславского в Московском художественном театре (1902).
Ведущий 5. МАДРАХИМОВ ФАХРЕТДИН, обучающийся группы 4ТОРД21
В 1903 году в берлинском театре состоялось представление "На дне". Другие пьесы Горького "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Дети солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906) не имели такого сенсационного успеха в России и Европе. Между двух революций (1905-1917). После поражения революции 1905-1907 годов Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). "Каприйский" период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д.В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать" (1906; вторая редакция 1907). (слайд 9)
Ведущая 6. ЗЕМЧИХИНА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4РЭ21
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи "коллективного разума". Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до "окопной вши", "пушечного мяса", когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: "Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?"
Ведущий 7. ПЕНЗИН АРТЁМ, обучающийся группы 4РЭ22
ЭМИГРАЦИЯ (1917 - 1928).
Когда имя Максима Горького уже было достаточно известным в стране, он эмигрирует в США, а потом оттуда и в Италию. Это решение было вызвано не проблемой с действующей властью, как часто можно прочитать в исторических трактатах, а только из-за перемен в личной жизни. Он продолжает трудиться за границей и там выходит множество его книг революционной направленности. Написал цикл "Рассказы 1922 - 1924 годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом "Жизнь Клима Самгина" (1925 - 1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на искания русской прозы 1920х годов. (слайды 10 -11)
Ведущая 8. ВЕЛИКАНОВ НИКИТА, обучающийся группы 4ИС22
В 1928 году Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России за сорок лет.
Ведущий 9. ЗАБОЕВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4АТП21
Его многочисленные статьи воспевали вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество литературных начинаний, а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 году возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Ведущая 10. ЛУЧКИН ДАНИИЛ, обучающийся группы 4ТЭО21
Пешков всегда придерживался марксистских взглядов, но когда грянула Октябрьская революция, он принял ее не сразу. После окончания Гражданской войны, Горький снова уезжает на границу, однако в 1932-м возвращается на родину, на этот раз окончательно.
Ведущий 1. КОРОЛЁВ ГЛЕБ, обучающийся группы 4ИС21
ПИСАТЕЛЬ
1892 год стал началом творческой биографии писателя. Именно в это время он издает свой рассказ «Макар Чудра». Однако известность к нему пришла немного позже, с выходом двухтомника «Очерки и рассказы». Эта книга вышла большим тиражом, который раза в три превышал другие издания того времени. Самыми значимыми рассказами в то время были «Бывшие люди», «Старуха Изергиль», «Челкаш» и поэма «Песня о Соколе». Следующая поэма Максима Горького вошла во все хрестоматии. Не остался Горький в стороне и от детской литературы. Он пишет сказки – «Самовар», «Воробьишко», «Сказки об Италии», занимается организацией праздников для детей бедняков. (слайд 12 -13)
Ведущая 2. ВАСИЛЬЕВА АНГЕЛИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Важной вехой в творчестве Горького стали его пьесы «Мещане», «На дне», «Егор Булычов и другие», в которых он раскрывается, как талантливый драматург, и демонстрирует свое видение окружающей его действительности. Отдельное место в русской классической литературе занимают его повести «В людях» и «Детство», романы «Дело Артамоновых» и «Мать». Последним творением великого писателя стал роман «Жизнь Клима Самгина», который иногда называют вторым названием – «Сорок лет». На его написание ушло одиннадцать лет жизни Горького, но, к сожалению, это произведение осталось не оконченным. (слайд 14)
Ведущий 3. АГУ АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС21
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Первую и единственную официальную жену Максима Горького звали Екатерина Волжина. Писатель женился уже достаточно взрослым – в 28. Знакомство будущих супругов состоялось в издательстве газеты «Самарская газета», где Катя трудилась в должности корректора. Они поженились и через год стали родителями сына Максима, а потом и дочери Екатерины, которую назвали в честь ее мамы. Горький воспитывал и своего крестника Зиновия Свердлова, который впоследствии сменил свою фамилию на Пешков. (слайд 15)
Ведущая 4. ЧЕЛОМИН НИКИТА, обучающийся группы 4ТОРД21
Однако первая любовь к жене быстро прошла, и семейная жизнь начала тяготить свободолюбивого буревестника революции. Супруги продолжали жить вместе, но только благодаря детям. Когда умерла их малышка дочь, то это послужило поводом для развода. Однако супругам удалось остаться в хороших отношениях, они дружили и переписывались до самой смерти писателя.
Ведущий 5. МАДРАХИМОВ ФАХРЕТДИН, обучающийся группы 4ТОРД21
После ухода из семьи, в жизни Горького появляется актриса МХАТа Мария Андреева, с которой он познакомился благодаря писателю Чехову. Они жили в гражданском браке шестнадцать лет. Это она стала причиной эмиграции сразу в Штаты, потом в Италию. У Марии было двое своих детей – Екатерина и Андрей, которым Горький постарался заменить отца. После Октябрьской революции Мария с головой погрузилась в партийную работу, семья для нее отошла на второй план, и в 1919-м супруги расстались. (слайд 15)
Ведущая 6. ЗЕМЧИХИНА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4РЭ21
Инициатором разрыва был Максим Горький, он объявил жене, что у него появилась другая женщина. Ее звали Мария Будберг, она была бывшей баронессой и работала у Максима секретарем. Семейная жизнь с Будберг продлилась тринадцать лет. Этот брак тоже был гражданским. Разница в возрасте супругов составляла 24 года, и ни для кого не было секретом, что у нее есть романтические отношения на стороне. (слайд 16)
Ведущий 7. ПЕНЗИН АРТЁМ, обучающийся группы 4РЭ22
Среди ее любовников оказался и знаменитый писатель-фантаст из Англии Герберт Уэллс. Именно к нему Мария и отправилась вскоре после смерти Максима Горького. С огромной вероятностью можно сказать, что авантюристка Будберг была тайным сотрудником НКВД, и вполне могла быть завербована в качестве двойного агента, к примеру, английской разведкой.
Ведущая 8. ВЕЛИКАНОВ НИКИТА, обучающийся группы 4ИС22
СМЕРТЬ
После того, как в 1932-м Горький окончательно вернулся домой, он сотрудничает одновременно с несколькими газетами и журналами, выпускает книги «Библиотека поэта», «История фабрик и заводов», «История гражданской войны». В эти годы он выступил организатором и идейным вдохновителем создания Союза писателей. В этот период внезапно умирает его горячо любимый сын Максим от воспаления легких. Эта смерть сильно подкосила Горького, он как будто бы потух. Писатель часто бывал на кладбище у сына, и после одного из таких посещений почувствовал резкое недомогание. На протяжении трех недель его лихорадило, пока 18 июня 1936 года Горький не умер. Его тело кремировали, и урна с прахом была помещена в Кремлевской стене. Но еще до кремации мозг писателя извлекли и его изучением занимались в одном из НИИ. (слайд 17)
Ведущий 9. ЗАБОЕВА ДАРЬЯ обучающаяся группы 4АТП21
Спустя годы вопрос о причине смерти Горького и его сына начал задаваться достаточно часто. Слишком много было необычного в резком развитии болезни и летальном исходе. Было предположение, что они отравлены и что к этому имеет непосредственное отношение Генрих Ягода, народный комиссар и по совместительству любовник Марии Будберг. Подозревали, что в смерти писателя замешан Лев Троцкий и даже Сталин. Когда в СССР появилось громкое «дело врачей», то три доктора получили обвинение в смерти писателя Горького.
Ведущая 10. ЛУЧКИН ДАНИИЛ, обучающийся группы 4ТЭО21
Современники вспоминают о Горьком, как о деятельном, очень живом, доброжелательном и веселом человеке, который всю свою жизнь посвятил борьбе за справедливость и счастье людей на земле точно так же, как Данко, человек, отдавший свое сердце людям. Горький и сегодня напоминает, что в жизни всегда есть место подвигам, что человек должен их совершать во имя людей, во имя будущего. «Нет выше счастья, чем быть на Земле ЧЕЛОВЕКОМ,- утверждал Горький. И нужно быть достойными этого звания.
Ведущий 1. КОРОЛЁВ ГЛЕБ, обучающийся группы 4ИС21
Вот несколько цитат писателя:
«Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду...»
«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать»
«Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»
«Доброта – она превыше всех благ». (слайд 18)
Судить Горького, поправлять его – дело нехитрое. Гораздо труднее понять подлинный масштаб этой личности, а заодно оценить великое мужество человека, который, разумеется, не мог не понять весь трагизм своего положения. Но ни разу не свернул с дороги, не спрятался, оставаясь всю жизнь центральной фигурой эпохи.
Ведущая 2. ВАСИЛЬЕВА АНГЕЛИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Еще в 1899 г. молодой Горький в письме к Чехову неуклюже сравнивал себя с паровозом, который мчится в неизвестность: «Но рельс подо мною нет… впереди ждет меня крушение… Момент, когда я зароюсь носом в землю, еще не близок, да если б он хоть завтра наступил, мне все равно, ничего не боюсь и ни на что не жалуюсь».
И если мы хотим сделать свою жизнь и свое общество лучше – Горького следует как можно больше и внимательней читать. Как видите, бессмертие Горького продолжается. (слайды 19-20)
Спасибо всем, кто пришел в нашу Литературную гостиную, чтобы вспомнить великого писателя Алексея Максимовича Горького.
Преподаватель
Мы с вами посмотрим фильм «Быть на земле Человеком», который поможет представить нам далекое и непростое время, соприкоснуться с историей нашей страны и углубить знания о писателе. После просмотра фильма мы обменяемся впечатлениями.
Просмотр фильма.
3. Заключение
После завершения мероприятия обучающиеся смогут различать реализовать свои творческие способности; повысить уровень познавательной деятельности, творческого развития, успешности, активности личности.
Алексей Максимович Горький – человек, который соединил в себе талант писателя - публициста, драматурга, поэта.
Многочисленные произведения Максима Горького заслуживают внимания критиков и читателей, они весьма интересны, своеобразны и оригинальны.
Неугасающий интерес к творчеству и личности писателя обусловлен неповторимой индивидуальностью и самобытным подходом Горького к мирозданию, в котором отразилось стремление человека к гармонии бытия, самопознанию и вечным нравственным ценностям.
Не смотря на сложную жизнь, и нескончаемые проблемы со здоровьем Алексей Максимович прожил долго. Умер он 18 июня 1936 в возрасте 68 лет. За свое время Алексей Максимович успел сделать много. Он проявил себя в разных сферах деятельность. От простого труженика, человека из народа до журналиста, редактора и революционного деятеля.
4. Список литературы
1. Горький и его эпоха: исследования и материалы. - М., 2005.
2. Груздев И.А. М. Горький. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 1958.
3. М. Горький: Биография. Творчество // Вся русская литература / Авт. сост. И. Л. Копылов. - М.: Художественная литература, 2003.
4. Максим Горький в воспоминаниях современников. В 2 т. - М.: Художественная литература, 1991.
5. Нефедова И.М. Максим Горький: Биография писателя. - Л.: Просвещение, 1971.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.