Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение – лицей № 13 п.Краснообск НСО
Методическая разработка
Литературная викторина
3 класс на тему:
«Что за прелесть эти сказки!»
Номинация «Учитесь Пушкина читать и видеть, слышать, понимать!!!»
Выполнила: учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Эпельдимова Наталья Ивановна
Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина
«Что за прелесть эти сказки!»
Цель: 1.Сформировать и закрепить имеющиеся знания об А.С.Пушкине и его творчестве, формировать специальные читательские навыки, понятие о литературных сказках.
2. Развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина, интерес к самостоятельному чтению.
3. Развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие, речь.
4. Развивать навыки работы в группе.
5. Воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений, способность к сопереживанию.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, рисунки-иллюстрации детей по сказкам А.С.Пушкина, книжная выставка сказок, компьютерная презентация
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель; Тихо, тихо рядом
сядем
Входит музыка в наш класс.
Ветер чуть слышно поёт,
Дуб вздыхает в саду.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Плещут волны на морском берегу,
Чутко дремлют герои на дубу.
Наш поэт сидит при свече
И выводит прекрасные строки.
Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен гениальному человеку, поэту, творчество которого известно каждому с раннего детства. Вы уже догадались, о ком идет речь? ( ответы детей) Прав оказался тот из вас, кто назвал имя А.С. Пушкина. Сегодня мы познакомимся с биографией писателя, вспомним его произведения.
Ученик (заранее подготовленный, читает стихотворение)
- Люблю я Пушкина творенье
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет
- Вместе с поэтом мы оказались в литературной гостиной. А тему урока вы можете прочитать по кругу: по ходу часовой стрелки, пропуская всё время 2 буквы.
(Что за прелесть эти сказки!)
« Весь мир знает имя Александра Сергеевича Пушкина, читает его произведения.
А.С. Пушкин – слава и гордость нашей Родины»
Как вы понимаете это?
А что мы знаем о нем?
Давайте послушаем сообщение о жизни А.С.Пушкина одной из групп наших одноклассников ( заранее было дано задание группе учеников: найти, распределить, подготовить информацию. Сообщение сопровождается презентацией, слайд 2-23)
1 ученик: С.Я. Маршак писал
о сказках А.С. Пушкина так: «Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся
ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово…».
Пушкин Александр Сергеевич - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик,
основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного
языка.
Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей
Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна,
урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — "арапа
Петра Великого".
Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения Пушкин вынес только
прекрасное знание французского и любовь к чтению. Любовь к родному языку ему
привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая
по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина
Родионовна.
Как и к каждому из вас, сказка пришла к Александру Сергеевичу Пушкину в
детстве. А сказительницей была няня, Арина Родионовна. Няня пела про
востроносую лодку с гребцами – удалыми молодцами, про душу-девицу – лебедушку,
про селезня и серую утицу. Он лежал в кроватке, а песня плыла-текла, текла река
песенная, плыли по реке лодки-лебеди, утицы с малыми утятами... И он сам
уплывал в сон...
2 ученик: В Москве прошло детство поэта, в доме его родителей
собирались самые известные писатели. В 1811 году Пушкин поступил в только что
открытый Царскосельский лицей. Лицей-это школа для мальчиков знатных фамилий.
Он находился в Царском Селе в пристройке царского дворца. Там учились 30
мальчиков, ровесников. В1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Учение
продолжалось шесть лет, и всё это время ученики жили безвыездно в Лицее. Учили
их лучшие учителя и профессора. За шесть лет мальчики очень сдружились между
собой и крепко полюбили свой Лицей. После окончания Лицея они каждый год
собирались вместе 19 октября праздновать годовщину открытия Лицея.
Его лучшими друзьями с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер.
А.Пушкин писал: Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
1911 г. Художник И.Е.Репин написал картину «Пушкин на
лицейском акте», именно так Репин представлял, как сдавал экзамены А.Пушкин.
Еще до окончания лицея, в 1817, начал писать поэму "Руслан и
Людмила", которую закончил в марте 1820.
3 ученик: После окончания лицея в июне 1817 в чине коллежского
секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не
работал и дня, всецело отдавшись творчеству.
По окончании лицея он был уже настоящим поэтом.
Короткая жизнь А.С.Пушкина была наполнена событиями: во время учения в лицее он
и его товарищи внимательно следили за событиями войны 1812 года, его друзья
были причастны к восстанию декабристов 1825 года. Сам поэт царем ссылался на
Кавказ и в родовое имение Михайловское под Псковом.
4 ученик: 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось
его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в
Москве.
В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село - место счастливых
лицейских воспоминаний поэта. Здесь написана "Сказка о царе Салтане".
Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся
отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и
чиновничьей аристократии.
За поэтом следили, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было
четверо детей — Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги.
Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии
пустили в ход подлую клевету на его жену. Чтобы защитить свою честь, Пушкин
вызвал Дантеса на дуэль.
5 ученик: 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в
Петербурге состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно
ранен.
Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга.
Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев.
Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села
Михайловское.
Разминка: 1. Когда родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799г.)
2. В каком городе родился А.С.Пушкин? ( Москва)
3. Кто маленькому Саше рассказывал русские народные сказки? (Няня Арина Родионовна)
4. Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин? (6 сказок – 1 не законченная)
5. Назовите известные вам сказки.
(1 Сказка о золотом петушке,
2. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ,
3. Сказка о попе и его работнике Балде,
4. Сказка о рыбаке и рыбке ,
5. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
6. Сказка о медведихе (не законченная)
По произведениям А.С. Пушкина было снято
много художественных, мультипликационных фильмов. Все вы смотрели «Руслан и
Людмила», «Сказку о царе Салтане…», еще снято много фильмов, такие как:
Дубровский,
Пиковая дама,
Капитанская дочка,
Евгений Онегин,
Кавказский пленник,
Граф Нулин,
Полтава,
Домик в Коломне,
Медный всадник,
Метель,
Маленькие трагедии и т.д.
Желание запечатлеть образы, навеянные сказками Пушкина, рождалось и у композиторов, и у художников. Композитор Римский-Корсаков создал две оперы на сюжеты сказок Пушкина: "Сказка о царе Салтане..." и "Золотой петушок". А художник Врубель, слушая оперу "Сказка о царе Салтане...", написал удивительно красивую картину "Царевна-Лебедь".
II. Викторина
I тур «Из какой сказки иллюстрации?
Сказки играют большую роль в жизни любого человека. Ведь это первое литературное произведение, с которым сталкивается человек в своей жизни. У многих первыми и любимыми книжками были именно сказки.
Вы, конечно все читали сказки А.С.Пушкина, поэтому вам несложно будет поучаствовать в игре в этом туре (слайд 25-33)
II ТУР «Угадай по картинке из какой сказки и зачитай наизусть отрывки» (слайд 34-41)
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученный
Все ходит по цепи кругом (Руслан и Людмила)
За отдаленными горами
Нашли мы роковой подвал;
Я разметал его руками
И потаённый меч достал. (Руслан и Людмила)
Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет.
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил…
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит… (Сказка о спящей царевне и семи богатырях)
Свет мой, зеркальце ! Скажи
Да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд,
Слуги белку стерегут. (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).
III ТУР «Угадай сказку, отгадав загадку!» (слайд 42-49)
Стоит толстуха -
Деревянное брюхо,
Железный поясок. (БОЧКА . Сказка о царе Салтане… )
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
Глазищи, усищи, хвостище!
А моется всех чище. (Кот. Руслан и Людмила)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка. Сказка о царе Салтане… )
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.Руслан и Людмила)
За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый,
А когда пропел петух -
Скрылись овцы и пастух. (Месяц и звезды. Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях )
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (Петух. Сказка о золотом петушке.)
Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит. (Комар. Сказка о царе Салтане… )
А теперь, дорогие ребята, ответьте на вопросы.
IV ТУР «Ответь на вопросы по сказкам» ( слайд 50-53)
1) «О мертвой царевне и семи богатырях»
Чей это портрет?
«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»
(Портрет царицы мачехи)
Какое приданное приготовил царь своей
дочери?
«Семь торговых городов Да сто сорок теремов»
Кому отдала царица приказ:
«Весть царевну в глушь лесную
и, связав её , живую
под сосной оставить там
на съедение волкам…»?
«Чернавке, сенной девушке своей»
2) По «Сказке о попе и работнике его Балде»
За какую плату согласился работать
Балда у попа?
«В год за три щелчка тебе по лбу…»
Когда договаривались о питании, Балда
сказал попу: «Есть же мне давай вареную полбу…». Что такое полба?
(Каша из пшеницы, полба – особый вид пшеницы)
Как Балда перехитрил бесенка в первый раз?
«Пошел Балда в ближний лесок
Поймал двух зайков да в мешок»
Послушайте старинные русские слова, которые Пушкин употребил в этой сказке, но два из них определённо лишние. Нужно убрать два лишних слова.
Полба, сенная девушка, оброк, толокно, палата, супостат, недоимка, подворье.
3. По «Сказке о рыбаке и рыбке»
Сколько раз кинул старик невод, прежде чем
поймал золотую рыбку?
«В третий раз закинул невод,-
Пришел невод с одною рыбкой…» (Два раза)
Сколько времени была старуха царицей?
«Вот неделя, другая проходит…» (Две недели)
Сколько просьб старика выполнила рыбка?
Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица.
Игра: ДА – НЕТ-ки о рыбалке
«Рыбак» (один из желающих) с удочкой ловит рыбу в «море», т.е. в аквариуме. Все рыбы пронумерованы, каждый номер соответствует старинному слову из сказки. Мы попытались найти значение этого слова. Вам нужно согласиться с нашим вариантом или не согласиться.
4. По "Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
- Кого пытался убить злой Чародей, в
облике Карлика?
Пытался убить лебедя.
- Как назывался остров в океане неподалеку
от царства Салтана?
Остров Буян
-Какие чудесные превращения трижды
претерпел главный герой?
Превратился комаром, мухой, шмелем.
- Разгадайте ребусы: по рядам предлагаются ребусы, разгадав которые ребята получат старинные русские слова, которые Пушкин употребил в этой сказке.
( Шнурок - снурок, клюв – клёв, заграждение из брёвен – застава, сосуд, кадка – спуд, трон – пристол)
5. По «Сказке о золотом петушке»
- Как звали человека, не сдержавшего свое
обещание и поплатившегося за это жизнью?
Царь Додон был наказан.
- В сказке о золотом петушке присутствует часть света, в сторону которой петушок повернулся перед первым боем. Что это за часть света?
(«Бьётся петушок, обратившись на восток»)
- Послушайте цитату из сказки, в которой одно старинное слово заменено на современное. Учащиеся должны услышать это слово и сказать, как оно звучало в сказке.
1. «Там за стол его сажала,
Всякой пищей угощала» (Яством)
2. Где-то в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон» (Негде)
3. «Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от военных дел» (Ратных)
III. Итог урока
Дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомились с автобиографией А.С.Пушкина, вспомнили его сказки. Я очень рада, что вы все читали сказки А.С.Пушкина и полюбили их, на стенде у нас выставка ваших иллюстраций к сказкам. Сказки Пушкина- драгоценный вклад в историю русской литературы. Произведения Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Александр Сергеевич первым из русских поэтов стал писать простым народным языком. Он умел видеть прекрасное и необычное во всем.
Мы не прощаемся с этим гениальным человеком. Мы будем идти по тропинкам стихов поэта, и как сказочные богатыри, расти не по дням, а по часам. А Пушкин будет с нами всегда, всю жизнь.
Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного командора. Улыбнется нам, своим потомкам, и скажет: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое!» « Здравствуй, Пушкин!»- скажем мы вместе с вами. Поэт довел русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую литературу. Ее продолжили Л.Толстой, П.Ершов, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов и другие писатели и поэты. Мы бесконечно благодарны нашему великому русскому поэту А.С.Пушкину. Наши современники посвящают ему свои стихотворения. Послушаем стихотворение Тихобаевой Ольги «О Пушкине»
Пушкин - это сказки детства.
Мне достались по наследству
Книжки мамы я читаю
И за всех переживаю.
Вот о рыбке золотой.
Старику, увы, с женой
Из-за жадности и злобы
Не набить своей утробы.
Золотого петушка
Я читаю не спеша.
Шамаханская царица…
Не хочу с такой жениться.
Царь Гвидон.- Обидно, право,
Что словесная отрава
Даже тут внесла раздоры,
Разрослась до долгой ссоры.
Очень нравится Людмила и Руслан.
И сердцу мило Лукоморье.
Наизусть по строкам знакомым мчусь.
Позже будет и «Онегин»,
И любовные забеги
На лирические строчки.
Запятые будут, точки.
А пока читаю сказки
И беру в ладони краски, и рисую то, что слышу,
То, чем книга эта дышит.
Пушкин - это красота,
Пушкин - это доброта.
Чтобы лучше было жить,
Надо с Пушкиным дружить.
Хочется закончить наш урок такими стихами:
«Читайте Пушкина, читайте,
И
не живите днём одним
С ним и любите, и мечтайте.
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Её, как свет звезды неся,
Как
Пушкин, пламенно живите,-
Жить нам без Пушкина нельзя.»
Спасибо за внимание. До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.