Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)
Оценка 4.8

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Оценка 4.8
Повышение квалификации +1
doc
воспитательная работа +2
1 кл—3 кл
10.01.2017
Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)
Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира.doc
Развитие представлений об образности слова у  младших школьников на основе эстетического  восприятия мира.              Однажды, когда я была совсем маленькой, маме подарили букет роз.  Белоснежные лепестки были плотно прижаты друг к другу и, казалось, вот ­ вот   раскроются. С каким нетерпением я ждала, когда цветы распустятся, как  мечтала я увидеть белые розы во всей их красе.             Но… цветы завяли, так и не распустившись. Видно садовник срезал их  слишком рано.             Представьте себе огорчение ребёнка, ожидавшего чуда и не дождавшегося его. Примерно такие же чувства я испытываю, глядя на взрослых, которые в детстве  стремились к красоте, а сейчас от этого стремления не осталось и следа.              Работая в школе с младшими школьниками,  я поняла, что эстетическому  воспитанию в семье уделяется мало внимания, а его воздействие на  формирование личности огромно и разносторонне, И я решила  моя задача –  научить ребёнка жить в мире прекрасного, чтобы он не только не мог жить без  красоты, но и чтобы красота мира творила красоту в нём самом. Эстетическое  познание искусства, природы и всех иных  явлений мира, окрашенных  присутствием в них элемента красоты, сопровождается развитием таких особых  черт, формированием таких качеств личности, как   художественный вкус,  эстетический идеал,  эстетическое переживание,  способность видеть и чувствовать красоту и гармонию и эстетически её  оценивать.   Однако нельзя говорить об этом, без осознания закономерностей  эстетического воздействия языка    ( умение почувствовать силу и красоту  слова). Лишь учитывая эти закономерности, можно научить школьников  анализировать художественные произведения, высказывать свои суждения,  говорить ярко, образно, содержательно, интересно.    Постоянно думая о том, как сделать так, чтобы произведения искусства,  материализуя в образах эстетические чувства, являлись действенным   средством эмоционального воспитания и служили источником радости и  вдохновения для моих учеников, я выбрала тему самообразования: "  Развитие представлений об образности слова у младших школьников   на основе эстетического восприятия мира".   Роль слова высоко оценивал В.А. Сухомлинский: " Я не имел бы права  называться воспитателем, если бы на каждом шагу не раскрывал  красоту, поэтическую силу, аромат, тончайшие оттенки, музыку слова, если бы школьникам не хотелось выразить в слове самое  красивое и самое сокровенное".       Ведь чем человек полнее переживает прекрасное в искусстве и в жизни,  тем богаче становится его внутренний мир. Мне очень хотелось  раскрепостить ребят, открыть им глаза на живую окружающую  действительность как на неиссякаемый источник ярких впечатлений и  разнообразных творческих находок.      Произведения искусства, в том числе и литературы, воздействуют не на  отдельные стороны психики человека – память, мышление, воображение,  эмоции, а на его личность в целом: " Мыслит не мышление, чувствуют не  чувства, стремится не стремление – мыслит, чувствует и стремится  человек. Значит, и главное заключается в том, чем для самого человека  станут те мысли и знания, которые мы у него возбуждаем".( А.Н.  Леонтьев)    Процесс эстетического воспитания, с моей точки зрения, является наиболее  трудным среди всех видов воспитания, так как он реализуется путём  воздействия на наиболее сложные психические функции людей, а именно, на  их чувства, эмоции, переживания, настроение…   Я применяю  следующие средства эстетического воспитания:  художественная  литература, пейзажная живопись, музыка. По моему мнению, важную роль в этом процессе  играет чтение  художественных произведений о  природе, это путь к прекрасному.   Описания природы в художественных произведениях имеют разные  функции:    1) средствами природы ( краски, звуки, запахи и т.п.) создаётся  эмоциональный фон – это наиболее простая функция описаний природы;    2) автор описывает чувства, переживания, вызванные личным  восприятием  природы, стремится передать подобные переживания читателю, вызвать у  него аналогичные чувства;    Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы  наиболее близка и понятна человеку. Ребёнку и взрослому присущи  интуитивное стремление к близости с природой, выделение в ней прекрасного, поэтичного.    Природа – это естественное многообразие окружающего мира. Природа  родного края кажется человеку самой красивой, будь то тундра, горы,  пустынная степь .Известный писатель Василий Белов в книге " Лад",  посвященной народной эстетике, пишет: " Родная природа, как и родная  мать, существует только в единственном числе: все чудеса и красоты   мира не могут заменить какой – нибудь невзрачный пригорок с речной  излучиной, где растёт верба или берёза." Живая и неживая природа живёт и  развивается по своим сложным законам, которые открываются ребёнку в  процессе познания, труда и творчества. Открываются юному человеку и особенности красоты природы: прелесть её пейзажей, восходов и закатов,  звёздного неба, разных времён года.     Природа широко отражена в искусстве – краской, словом, мелодией.  Она как бы сама открывает перед нами свою красоту. Художники и писатели,  изображая природу, учат видеть не только самое броское, яркое, громадное,  величественное, мощное. Они обращают внимание на то, что не очень  приметно, буднично, что сопровождает  жизнь человека в природе. Сколько  удивительного и прекрасного можно обнаружить, наблюдая за природой.  Воспитывая умение видеть красоту, выразительность, неповторимость  явлений природы, я учу детей дорожить миром естественной красоты и  гармонии. Часто на экскурсиях  я учу школьников понимать природу, видеть  и переживать её красоту. Подобные экскурсии влияют на сенсорное  воспитание, воздействуют на формирование общей эстетической культуры  человека.    Прекрасное в природе человек  воспринимает прежде всего зрением, его  восхищают гармония и естественность её цветовых сочетаний и форм, их  изменение в течение дня, в разное время года.  Сердцу каждого жителя Земли  дорого весеннее цветение, зелёные леса летом, осенние оранжевые, красные  и  бурые листопады, зимние контрасты чёрных силуэтов деревьев с белой  заснеженной землёй.    Искусство учит вглядываться в природу, оно создаёт её образы, но эти  уроки ребёнок не всегда может извлечь сам, без помощи взрослого. Нужно  помочь ему увидеть и понять красоту и выразительность природы,  отражённой в искусстве. Надёжный путь, ведущий к успеху, ­ упражнения,  тренировка в эстетическом восприятии, освоении эстетических  закономерностей окружающего мира.      Однажды на уроке окружающего мира в 1 классе я столкнулась с тем, что  некоторые мои ребята не знают, что такое  " капель". Мы прислушались и  услышали за окном необычные звуки, а потом, выйдя на улицу, увидели, что  это плачут сосульки, тая под лучами солнца : " Кап, кап – кап, дзинь – дон,  дзинь – дон." А почему " сосульки плачут"?  Потому что падающие капли  похожи на человеческие слёзы.      А затем слушали незатейливую песенку весенней капели. Слово " капель"  реализовало свою образность в художественном контексте.         " Кап – кап, я капель,            У меня в апреле,            На весеннем тепле             Капельки поспели."    И детям понятно " почему капели звенят, почему их называют звонкими",  потому что им удалось услышать весенние звуки капели.    Эстетическое воспитание при общении с литературой есть прежде  всего воспитание творческого читателя, развитие литературно – творческих способностей школьников. Литературно – творческие задания,  воспитывая навыки творческого чтения, развивают и общий творческий  потенциал читателя. Мною собран материал – практикум по эстетическому  воспитанию школьников средствами языка.   Автор учебников по литературному чтению О.В. Кубасова ( УМК "  Гармония") знакомит учащихся с лучшим произведениями  художественной  литературы  о природе. Это произведения А.С. Пушкина, И. Бунина, А. Фета,  Ф. Тютчева, К. Бальмонта, К. Паустовского, М. Пришвина, Н. Сладкова, Г.  Андерсена, А. Чехова, С. Есенина, А. Прокофьева, Н. Некрасова. Почти ко  всем произведениям предлагаются задания, направленные на проверку  понимания смысла прочитанного, идеи произведения, его образной системы.    Помогают осознать эстетическую активность слова учащимся  задания,  которые рассчитаны на развитие навыков выразительного чтения, усвоение  эстетики звукового ряда произведения, знакомство  учащихся с тропами,  например:      Подготовься читать стихотворение выразительно: подумай, одинаково ли надо читать строки о Зиме и Весне.                         ( К стихотворению Ф. Тютчева " Зима недаром  злится…")     Какие звуки в строках о печке создают впечатление потрескивания  горящих дров? Какие строки звучат напевно, несколько лениво, как будто  их произносит отдыхающий человек?                       ( К стихотворению А.С. Пушкина " Зимнее утро")     Какие строки стихотворения говорят о красоте природы? Почему  поэту кажется, что осень пока спит?                         ( К стихотворению К. Бальмонта " Осень")      В младшем школьном возрасте выразительное чтение  вслух может быть  источником формирования эстетического сознания.      На уроках литературного чтения учащиеся слушают выразительное чтение  учителя, знакомятся с компонентами интонации, составляют партитуру  выразительного чтения, выполняют интонационный анализ текста. После  такой проведённой работы учащиеся читают выразительно наизусть, по ролям, инсценируют.      Для формирования общего умения  выразительно читать учащиеся должны  овладеть умениями, которые формируются в процессе анализа произведения,  и умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.       Из ряда умений, связанных с анализом текста, я выделяю умение  разбираться в эмоциональном настрое произведения, его  героев, автора;  умение представлять в своём воображении картины, события, лица, выражающиеся с помощью так называемых " словесных картин", умение  постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним своё определённое отношение, умение определять  задачу  своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли  у героев и у читателя. Выявление задачи чтения связано с пониманием  подтекста.       Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения  ( например, стихотворения)  предполагает какие будут использованы  интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.       Есть в учебниках задания, способствующие пониманию образности слова,  например,         Как ты понимаешь выражения: " бодрый серп гулял", " праздная  борозда", " льётся чистая и тёплая лазурь, " дивная пора"?                                 ( К стихотворению Ф. Тютчева " Есть в осени  первоначальной…")         Какие слова и выражения находит автор, чтобы нарисовать реку,  несущую на себе взломанный лёд? Найди и прочитай их.                                ( К рассказу А. Чехова " На реке".)       Есть задания на понимание смысла слова в определённом контексте, где  проявляется вариантность слова, его эстетическая активность, способность  создать образ и выражать понятия, например:       Каким ты представляешь себе Мороза? Какие слова говорят о том,  что поэт изображает Мороза живым существом, могучим владыкой  богатого царства?                                                      ( К произведению Н.Некрасова " Не ветер  бушует над бором…" )             Равноправным средством эстетического воспитания на уроках  литературного чтения выступает устное словесное рисование, например:          Устно нарисуй картины к стихотворению.                                 ( К стихотворению Жуковского В. " Жаворонок".)             Какие ты рисуешь в своём воображении картины, читая это  стихотворение?                                 ( К стихотворению К. Бальмонта " Осень")         Можно предложить детям нарисовать иллюстрации к прочитанным  произведениям. Особое место в сложном и многогранном процессе воспитания личности  принадлежит эстетическому восприятию мира.        Обладая таким свойством, как образность слово выступает важным  стимулом эстетического развития человека.          Хорошо зная и тонко чувствуя слово, умея им пользоваться, человек  может не только точно выразить свои мысли, тончайшие оттенки  переживаний, но и заставить слушающих сопереживать вместе с ним.        Слово мы рассматриваем как  предметно ­  образную единицу языка,  реализующую свою образность в художественном контексте. Контекст даёт  возможность выделить слово и понять его образную сущность не только в  изначальном значении, данном этому слову автором. Отсюда вытекает важное  положение о возможности использования содержательной стороны слова и  как понятия, и как образа для пробуждения мыслительной деятельности  личности и для эстетического развития.       ­  Как можно стихами сказать о красоте осенних листьев?                Лес точно, терем расписной,                 Лиловый, золотой, багряный…                 Берёза машет на ветру               " Крылом оранжевой расцветки…"            Образная содержательность слова раскрывается в художественном  произведении и особенно ярко в поэтическом, где образное значение слова  (его внутреннее содержание) приобретает гибкость, вариативность, начинает  жить особой жизнью, соединяя старые и новые представления, наполняя их  новым смыслом и этим самым создавая новый образ.         Для того, чтобы смысл отдельного слова или группы слов, несущих  в  себе образ, был ясен читателю, нужно перечитать не одно и не два  предложения, разгадка может таиться во всем словесном окружении,  определённой части художественного произведения.        Особенно ярко слово проявляет свою эстетическую активность в поэзии.  Поэзия апеллирует к чувствам и разуму  человеку, пробуждает воображение и фантазию. В поэтическом произведении очень чётко выделяют такие  эстетически важные аспекты слова, как физический ( звучание) и  семантический ( значение), необходимые для создания художественного  образа.       В художественную систему литературного произведения входят тропы:  повторы, сравнения, метафоры, эпитеты. У каждого тропа есть свои свойства, важные для эстетического восприятия языка ( Приложение " Работа над  тропами"). Учитель, который стремится сформировать у школьников эстетическое  отношение к языку, должен обращать внимание на понимание учащимися  эстетической активности слова, его способности воплощать в себе идеи и  образы, а так же обязательно учитывать отклик учащихся на полученную  информацию, её освоение.      Ведь искусство, будь то живопись, художественная литература, музыка,  преследует две цели:  дать представление об окружающем мире,  дать возможность творцу выразить своё отношение к нему. Искусство – не слепое подражание природе, а способ, с помощью которого автор выражает отношение к жизни.  Эстетическое отношение к искусству в первую очередь связано с  чувствами.    Без личностного отношения ребёнка к слову, восприятия слова в  художественном контексте, чувств, которые сопровождают этот акт,  невозможно говорить об эстетическом отношении к языку.    Поэтому учителю нужно быть очень внимательным во время работы над  словом, наблюдать за ребёнком, отмечая удалось ли активизировать  духовные силы человека, которые могли бы способствовать  восприятию  искусства слова. Именно из такого полноценного восприятия рождается  потребность, которая в дальнейшем станет главным источником  постоянного интереса к искусству слова.      Для моей работы, направленной на развитие младших школьников   характерно   следующее:      1. Развитие у учащихся творческого чтения, при котором достигается  восприятие произведения " умом" и " сердцем".       2. Обеспечение богатой духовной, эмоциональной и умственной жизни  школьников в связи с чтением художественных произведений.       3. Создание условий для свободного самовыражения детей при  восприятии литературы.       4. Продвижение учащихся к постижению эстетических ценностей  художественной литературы, формирование у них образного восприятия  произведений, преодоление поверхностного направления работы с  художественными  произведениями.       5. Применение разнообразных приёмов работы на уроках, преодоление  схематизма и шаблона в работе с художественными произведениями.       6. Повышение руководящей роли учителя как организатора  коллективного поиска на уроках литературного чтения.       7. Воспитание у учащихся внимания к художественному слову как  образному и незаменимому слову писателя. 8. Проявление литературного творчества детей как средства духовного  развития учащихся и их продвижения в понимании литературы как  искусства.( Приложение " Творческие работы учащихся")        Мною подобраны возможные варианты методического подхода к  программным стихотворениям С. Есенина по теме " Знакомство младших  школьников с фольклорными традициями в пейзажной лирике  С.Есенина( стихотворения: " Черёмуха", " Пороша", " Нивы сжаты, рощи  голы…").     Эстетически воспитывать словом можно используя произведения  изобразительного искусства ( картины Грабаря, Левитана, Шишкина,  Пластова, Васнецова и др.), музыки ( произведения Баха, Чайковского,  Вивальди, Бетховена и др.). ( Приложение " Русский пейзаж").      Картина может служить одним из эффективных средств развития речи  учащихся и формирования у них коммуникативно ­ речевых умений. Она  активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и  наблюдательность. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен  известных художников, обогащают знания детей об окружающей  действительности, помогают развитию у них мышления, воображения,  эстетического вкуса.      Стремясь сформировать эстетическое отношение к языку, используя  пейзажную живопись, я должна добиться, чтобы картина была воспринята  как произведение искусства. Поэтому необходимо рассказать о её  композиции, цветовой гамме, а не останавливаться только на пересказе  сюжета. Дети должны постараться понять, что испытывает автор, создавая  картину, почувствовать настроение, которое передаёт художник,  эмоционально  пережить его и поразмыслить над ним.      Пейзажная живопись – один из самых эмоциональных жанров. В  живописном пейзаже истинного мастера перед нами предстаёт природа,  как бы вновь сотворённая, высветленная и зазвучавшая в полную силу во  всей своей целостности и гармонии, ибо она одухотворена чувствами  художника. Красота природы неисчерпаема, как  неисчерпаемы и  разнообразны сами её объекты. Природа на полотнах художников  предстаёт в разное время года и суток, в разную погоду. Она является  источником эмоционального воздействия на человека, вызывая различные  настроения. Помогает передать и выразить художнику  мысли и настроение язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает  красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.     Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту  оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, то есть  связывает восприятие внешних качеств природы со своими  переживаниями. Поэтому свою работу по ознакомлению детей с  живописным пейзажем я начинаю с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы,  наслаждения ими, переживания их красоты. Только после такой  подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных  картинах. Воспитать глаз эстетически – значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и  явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти,  проникаться восторгом и радостью перед " музыкой" и певучей гармонией  природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент  эстетического мировосприятия, миросозерцания, мирочувствования, а  значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное  поселяется в душе ребёнка и живёт как  радостное переживание,  взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.    ( Приложение " Сочинения по картинам")       На формирование  эстетического отношения к языку благотворное  влияние оказывает и музыка. Знакомство с музыкальным произведением  я начинаю с прослушивания. Главная задача при этом – вызвать у учащихся эмоциональный отклик на музыку.      Анализ средств выразительности является лишь вспомогательным  звеном в процессе освоения школьниками художественного образа,  запечатленного в музыкальном произведении.     Рассмотрим это на примере. Прослушивая музыкальное произведение  И.С. Баха " Концерт для скрипки с оркестром ля минор; ч.1, у учащихся  воссоздался образ осени в виде девушки, которая играет на скрипке свою  грустную мелодию. А смычок у неё из листьев. Учащиеся слышат звуки  осени: листья опадают, как будто осень плачет. А ещё озвучить осень  может саксофон, у него высокий звук как высокое бездонное осеннее небо, и гитара.     Дети рисуют музыку, изображая музыку листопада, грусть берёзки, что  увяла её красота, танец птиц. Каждый изображает свою осень, используя  цвет.( Приложение " Развитие творческого воображения").     Изучая стихотворение Ф. Тютчева " Зима недаром злится", учащиеся  слушали музыкальное произведение А. Вивальди " Времена года. Весна."  Это произведение помогло раскрыть характер Зимы и Весны. Дети  услышали, как идёт борьба этих двух времён года. Слушая музыкальное  произведение А. Вивальди " Времена года. Зима", школьники закрепили в  сознании образ зимней природы. Учащиеся рассказывали, что  представляли, как зима ходит по лесам и поёт.     А потом, читая стихотворение С. Есенина " Поёт зима – аукает",  учащиеся раскрыли изображение зимы через художественное слово поэта:         " Поёт зима – аукает            Мохнатый лес баюкает.            " А по двору метелица Ковром шелковым стелется.       В данном случае я показываю, как образен может быть язык поэта.  Учитывая сложность музыкального произведения, не  обязательно  вдаваться в детальный анализ выразительных средств, необходимо создать  условия для целостного эмоционального постижения детьми образности  произведения, что благотворно повлияет на формирование эстетических  чувств.       Воздействие литературы на развитие личности осуществляется через её восприятие. В психологии и методике обучения литературе под  восприятием произведений искусства понимается деятельность, в  которой синтезируются различные процессы как мышления, памяти, воображения,  так и эмоциональной сферы. Восприятие тесно связано с пониманием –  проникновением в сущность художественного изображения, которое  достигается путём анализа и синтеза того, что воспринял читатель.         Надо стремиться пробудить у детей элементарное эстетическое  восприятие художественных произведений, входящих в круг детского  чтения, видение красоты морального облика героев и богатства языка  поэта или писателя, помочь определить того или иного автора не только по тематике творчества, но и по манере его письма. Для полноценного  восприятия художественной литературы ребёнок должен овладеть рядом  умений: замечать и распознавать художественные средства  выразительности, и прежде всего язык произведения ( отличать прозу от  стихотворения, сказку от рассказа), видеть компоненты произведения  ( образ, поступок), образное изображение природы ( пейзаж), их  функциональное назначение в тексте, уметь воссоздать в своём  воображении читаемое, проникнуть в эмоциональную направленность  произведения, видеть позицию автора и определять свою позицию,  воспринимать произведение адекватно авторскому смыслу.       Глубина восприятия художественной литературы связана прежде всего  с пониманием художественного образа. Художественное произведение  постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью.     Понимание художественного образа как единства конкретного и общего  происходит у читателя на основе различного рода ассоциаций, постоянного сближения, сопоставления своего опыта,  своих представлений, понятий,  чувств с теми представлениями, понятиями и чувствами, которые  заложены в художественном образе. При этом образное и логическое  мышление, работа воображения, чувства и исследование истины находятся  в постоянном движении и взаимодействии. При восприятии и постижении  художественного образа оживляются все слои памяти, развивается  ассоциативное мышление, возбуждаются различные чувства.      Уровень восприятия литературного произведения, как и любого  другого, зависит от уровня общего развития школьника, от его начитанности, интересов и потребностей. Неразвитый интерес к литературе проявляется в поверхности восприятия, во внимании только к событийной  стороне произведения, равнодушии к поэтическим, художественным  элементам. Такому читателю наиболее сложная, богатая мыслью и  чувством, глубинная основа произведения оказывается непонятной.  Культурный  читатель рассматривает сюжет, конфликт, фабулу читаемой  книги как средство увидеть в живой, образной форме жизнь той  нравственной и эстетической идеи, которая волнует художника и которая  стала основой произведения.       В процессе восприятия проявляются способности аналитической  оценки, выявляются ориентации читателя на определённые нравственные и  эстетические идеалы.       Одним из важных качеств творческого восприятия является  осмысленность содержания литературного произведения.       С целью выявления результатов своей работы я провела исследование  восприятия и понимания художественного произведения школьниками.       Мне это исследование помогло разобраться, насколько глубоко мои  ученики понимают художественные произведения и как они продвигаются  в развитии, а также найти верное направление в работе с художественными произведениями.        В процессе исследования были выявлены четыре основных уровня  восприятия и понимания художественной литературы младшими  школьниками.           1 уровень – репродуктивный. Он имеет два подуровня: а)  фрагментарный; б) сюжетно – логический;          2 уровень – эмоционально – сюжетный;          3 уровень – интуитивно художественный;          4 уровень – элементарный осознанно – художественный.                 Эти уровни не зависят от возраста школьников. Они указывают на  продвижение учащихся в восприятии художественных произведений и  принципиально отличаются от разделения детей на слабо, средне и хорошо  успевающих.   Результаты исследования уровня восприятия художественных    произведений. Класс Фрагментарный уровень Сюжетно­ логический уровень Эмоционально­ сюжетный уровень Интуитивно­ художественный уровень Элементарный осознанно  ­художественны й уровень 40% 28% 32% ­ ­ 1клас с 2клас с 3клас с 4клас с 32% 24% 32% 12% ­ ­ 36% 44% 20% 28% 40% 32% ­ ­           Музыкальное восприятие есть процесс отражения, становления в  сознании человека музыкального образа. В основе этого процесса лежит  оценочное отношение к произведению. Полноценное музыкальное  восприятие произведения всегда связано с его эстетической оценкой и  осознанием содержания музыки и её выразительных средств.      Ассоциативность – это одно из характерных свойств музыкального  восприятия. Музыка может вызвать у слушателя разнообразные  эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательные  ассоциации, воспоминания о чём – то уже пережитом.       Важным является вопрос: что представляет собой самый акт  музыкального восприятия? Что является его главными компонентами, без  которых оно не могло бы состояться и развивая которые мы можем  сказать, что формируем музыкальное восприятие?       Таких компонентов можно выделить пять: эмоциональная  отзывчивость на музыку, музыкальный слух, мыслительная деятельность,  память и способность к сотворчеству ( в которую входит и воображение).  Важным условием полноценного восприятия является сосредоточенность  внимания и интерес к слушаемому произведению.       Восприятию музыки надо учить. Прежде всего, важно, чтобы школьник  осознал музыкальное произведение как целостный музыкальный образ.  Известно, что содержанием музыки являются чувства, настроения, мысли  человека. Музыка может передать те внутренние состояния, душевные  переживания человека, которые невозможно выразить словами. Вот эти –  то чувства и эмоциональные состояния надо учить детей воспринимать.  Учитель добивается, чтобы после слушания дети осознали свои  впечатления, определили словами характер музыки. Учитель добивается, чтобы восприятие детей было эмоционально – эстетическим, образным,  целостным.    Восприятие произведений изобразительного искусства предполагает  активную деятельность. Сопоставление картины со стихами, рассказами  помогает детям понять образ произведения изобразительно искусства и  выявляет эстетические возможности их восприятия. Задания, посвящённые " графической речи" школьников, имеют целью перевести их в ситуацию,  более свойственную этому возрасту, а именно – от словесных ответов к  рисованию, к деятельности. Эти задания должны активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса рисования, во время которого  дети видят то, о чём они рассказывают, и стараются подражать не словам  учителя, воспринимать произведение искусства.    Несмотря на несовершенство детских рисунков, в них всегда перееден  интерес к состоянию природы, к настроению, композиции, эмоциональному ключу произведения.      Но всё же Слово не утрачивает своё значение перед аудиовизуальной  информацией, фокусирующей в себе зрительные и слуховые образы. Если  допустить, что со временем электронные средства смогут передавать  запахи, создавать вкусовые и осязательные ощущения, даже в этом случае  слово не потеряет своего значения и останется незаменимым.       Почему? Да потому, что обобщает, проникает в глубь явления, во  внутренний мир человека, в движения его души. Оно способно отразить  предмет в бесчисленном множестве граней и смыслов. Можно услышать  звуки вьюги, капели, завывания ветра, птиц в саду, увидеть красоту  водопада, порхающей над цветком бабочки, заснеженных инеем деревьев… А можно ли например, передать на экране содержание такой фразы К. Г.  Паустовского : " День как будто дремал". Как бы мы ни старались её  уточнить, конкретизировать, свести к завершённому образу, на не удастся  это сделать. Слово оказывается шире, объёмнее, многозначнее    визуального и слухового представления. Недаром К. Паустовский, говоря  об уникальности искусства слова сказал, что оно передаёт всё от пылинки  до симфонии. Оно будит творческую мысль читателя, открывает  безграничный простор для чувств и фантазии. Однако, чтобы одарить  ребёнка духовными ценностями, искусство слова требует от читающего  готовности и усилий эти богатства воспринимать.      Из данных примеров видно, что на работу по эстетическому восприятию слова существенно влияет общение с природой в разных формах. Моя  задача через слово, музыку и художественные образы развивать у детей  поэтический вкус и образное мышление, способствовать развитию  эстетического восприятия. Надо научить воспринимать окружающую  действительность глазами, сердцем, прикосновениями. Мне хочется  сделать многое для приобщения моих учеников к искусству слова, которое поможет им познать мир и самого себя. Живя без поэзии и музыки, без  живописи и театра человек обрекает себя на существование в бесцветном и тусклом мире.    Процесс эстетического восприятия слова – это сложный процесс,  который предполагает. Прежде всего духовное обогащение личности.    Младшие школьники в основной массе  реагируют на художественный  образ положительно, воспринимают его на предметно – событийном  уровне, неглубоко проникают в образное содержание произведения,  поскольку во всех видах искусства оцениваются только отдельные  изобразительные средства, не чувствуя их выразительных возможностей,  активного влияния на образ. Лишь у небольшой части детей в процесс  эстетического восприятия прослеживаются элементы эстетического  отношения к языку, их суждения глубже. И надо стремиться, чтобы таких  детей было больше. Я объясняю детям, что слово, как глубокий колодец –  источник. А из него можно зачерпнуть воды сверху – чуть – чуть, можно  побольше: целое ведро, можно много вёдер воды достать и всё равно не  вычерпать. Задача учителя : научить понимать всю глубину  слова. И вот  ребёнок прикасается в очередной раз к  чуду Поэзии. И чувства поэта,  воплощённые в слове принадлежат юному читателю. И от этого он  сделался богаче: зорче стали его глаза, чутче слух, отзывчивее на красоту и добрее сердце.      Для того, чтобы понять суть, главный смысл чего – то, т.е. увидеть  неочевидное и услышать невыразимое, нужно овладеть особым –  внутренним духовным зрением и слухом. Тогда говорят " зрячее сердце", "  чуткая душа". Важно вдумываться, вслушиваться, всматриваться в каждое  слово, чтобы услышать музыку поэзии и различить её словесные краски.  Задача ученика : научиться чувствовать, видеть и слышать слово, его  скрытое богатство.     Появление же эстетического отношения к языку зависит от  предшествующей подготовки детей, семейного воспитания, от развитости  его воображения, мышления, чувств, от наблюдательности и активности в  процессе чтения.     Природная живость, непосредственность, эмоциональность,  любознательность младших школьников – это благодатная почва, на  которой можно взрастить духовно – богатую творческую личность, у  которой творческое начало рождается в образном восприятии того  мира, который раскрыл ему писатель, поэт, художник, композитор. Но это восприятие носит у каждого индивидуальный характер.     И главное в окружающем мире, не что или кто есть в нём, а как он  влияет на детские органы чувств, как живёт в их сознании. Люди искусства – музыканты, художники, актёры, писатели, как волшебной палочкой, касаются всех органов чувств, обостряя, освежая и открывая мир в  богатстве его осязаемой конкретности.       Используемая литература: 1. К.П. Шестипалова. Изучение поэтического произведения в начальных  классах. 2. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими  школьниками. 3. Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей. 4. Л.Г. Антонова. Развитие речи " Уроки риторики". 5. Л.Д. Глазырина. Очарование. 6. О.В. Кубасова. Учим читать. 7. Н.Е. Миропольская. Вслушиваясь в слово. 8. Е.И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст. 9. Т.А. Шорыгина. Красивые сказки.

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)

Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира ( статья с презентацией)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017